Роль физических упражнений в формировании правильной осанки
Татьяна Козлова
Роль физических упражнений в формировании правильной осанки
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из современных проблем в нашем обществе.
К сожалению, на сегодняшний день, как показывает статистика, до 80% детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют нарушения ОДО. Это пока еще не болезнь, а лишь нарушение развития костно-мышечного аппарата. Однако на фоне этого, как многим кажется безобидного дефекта, развивается сколиоз.
Значение осанкидля полноценного развития ребенка велико: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основной стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психического благополучия.
Цель физического воспитания, по П. Ф. Лесгафту, состоит в том, чтобы мышечная двигательная деятельность человека была «умственно проверенной и направленной». Само физическое упражнение ученый рассматривал как единый процесс физических и психических отправлений. Он писал о том, что ребенок должен научиться управлять своими движениями. П. Ф. Лесгафт указывает на необходимость тщательно разъяснять детям, как способ, так и цель выполнения упражнения по слову педагога. Осознанность движений – отношение ребенка к своей деятельности, восприятие и пониманияцели и способа действия, осмысление техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения собственного тела, умение выбирать наиболее рациональный способ деятельности, самостоятельно и творчески решать двигательные задачи (А. В. Кенеман, Н. В. Полтавцева, Э. Я. Степаненкова и др.)
В работах физиологов, психологов и педагогов о взаимосвязи и взаимозависимости психического и физического развития ребенка признается важность и необходимость осознания детьми двигательных действий (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, И. П. Павлов и др.)
Многие авторы отмечают, что в дошкольном возрасте осанка имеет еще неустойчивый характер, чувствительна к деформирующим воздействиям (Ловейко И. Д., Фонарев М. И., Мачинский В. И., Стромская Е. П. и др.).
По мнению многих авторов (Стромская Е. П., Моргунова О. Н., Каштанова Т. В., Маханёва М. Д. и др.) существенное значение для формирования правильной осанки имеет: подбор мебели; поза детей (стоя, сидя, при ходьбе, во время сна); рациональное организованный режим дня; полноценное питание, двигательная активность ребенка в течение дня; развивающая предметно- пространственная среда.
«Физическоеразвитие включает в приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения….»
«Об утверждении ФГОС ДО». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155»
СанПиН 2.4.1.3049 – 13
В группе 23 ребенка: из них – 10 девочек и 13 мальчиков.
Наблюдения за детьми моей группы на занятиях в их свободной деятельности, мы обратили внимания, что у некоторых неправильная осанка.
Это подтвердилось и результатами осмотра врача ЛФК.
4 детей имеет проблемы развития опорно-двигательного аппарата (дисплазия тазо-бедренного сустава, плоско-вальгустные стопы, уплощение стопы).
Направления в работе
— педагогический анализ развития детей по образовательной области «Физическое развитие»;
— сотрудничество с семьей
Цель:формировать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье и обогащать двигательный опыт за счет разных упражнений; создавать комфортную эмоционально-психологическую атмосферу для детей; вызвать чувство радости за достигнутые результаты.
1. Воспитывать сознательное отношение детей к закреплению навыка правильной осанки.
2. Сформировать, закрепить и довести до автоматизма способность длительного удержания тела в правильном положении.
3. Способствовать развитию и укреплению основных мышечных групп, спины, плечевого пояса, брюшного пресса, а также мышц, развивающих грудную клетку.
Организация профилактики с детьми старшего дошкольного возраста, формирование у них потребности в физической активности, здоровом образе жизни путем организации физкультурно-оздоровительной работы с использованием различных упражнений по профилактике правильной осанки.
Новизна подхода в рассматривании проблемы заключается вовключении самого ребенка в процессе формирования правильной осанки, так как ни один взрослый не может осуществлять контроль здоровьесберегающего поведения детей.
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
В ДОУ предусматривается соблюдение гигиенических норм соответствия высоты столаи стула для ребенка, требования к поверхности постели. В педагогическом процессе организуется контроль педагогов позы ребенка в динамике и статике, включено ежедневное использование физических упражнений для укрепления сил различных мышечных групп.
При создании условий для самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста учитывали:
— физическую подготовленность,
— рациональность подбора в соответствии ФГОС ДО и реализуемым программам;
— право на свободу выбора;
— реализация в двигательно-игровой предметной среде содержания физического воспитания детей группы (физические упражнения и движения)
— возможность продуктивного использования физкультурного оборудования в разных видах двигательной и игровой деятельности детей (в физкультурных упражнениях спортивных и подвижных играх, творческих и т. д.);
С целью профилактики нарушений осанки, а также мышечного переутомления разместили массажные коврики, дорожки, массажеры разных видов.
ФГОС ДО нацеливают педагога «не на владение видами деятельности, а различными способами организации всех видов детской деятельности и приемами партнерского участия в них».
Формы организации физическогоразвития детей в ДОУ:
• Физкультурные занятия в зале
• Физкультурные занятия на улице
• Двигательная активность на прогулке
• Физкультминутки на занятиях
• Гимнастика после дневного сна
• Физдосуги, забавы, игры
• Игровые упражнения
• Коррекционные упражнения, направленные на профилактику плоскостопия, на формирование правильной осанки.
Методы работы по физическому развитию. Для поддержки детской инициативы
• Наглядно – зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособии, имитация, зрительные ориентиры)
• Наглядно – слуховые приемы (музыка, песни)
• Тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя)
• Объяснения, пояснения, указания
• Подача команд, распоряжений, сигналов
• Вопросы к детям
• Образно сюжетный рассказ, беседа
• повторение упражнений без изменения и с изменениями
• проведение упражнений в игровой форме
• проведение упражнений в соревновательной форме.
1. методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов): разъяснение, беседа, рассказ, чтение художественной литературы, рассматривание репродукции и картинок, знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства.
2. методы организации деятельности, общении,опыта поведения: игровые воспитательные ситуации, например, приучение, упражнение, совместная деятельность со взрослым и детьми в разных режимных моментах и др.
3.методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: поощрение, наказание и соревнование.
4. методы контроля,самоконтроля и самооценки деятельности и поведения: вопросы, анализ поступков персонажей художественной литературы, оценка поступков сверстников, самооценка, оценка поступков взрослого и др. — создание условий для психологического и эмоционального комфорта воспитанников;
— игровые приемы в работе с детьми;
— развитие и поддержание познавательного интереса детей;
— моделирование и схематизация;
— сюрпризные моменты и элементы новизны
— сочетание разнообразных средств на одном занятии и др.
Для осознания важности сохранения правильной осанки проводим познавательные занятия, на которых дети знакомятся с влиянием положения плеч и головы (когда плечи расправлены, лопатки сведены, как можно ближе друг к другу) на состояние грудной клетки, функционирование органов и систем.
На физкультурных занятиях включаем в комплексупражнения с разными исходными положениями.
Упражнения:
— для мышц плеч «Слон»
— для снятия мышечного упражнения «Пружинка»
Для уточнения, закрепления умений по сохранению своей правильной осанки и оценивания можно провести игры «Волшебные елочки». «Скульптор», «Чья фотография лучше», «Не урони», «Тише едешь – дальше будешь»
— «Зарядка для хвоста»
ДОУ создает материальную базу для формирования правильной осанки, осуществляет контроль поз детей, включение самого ребенка в формирование правильной осанки. Однако добиться положительного результата можно лишь в том случае, если эту работу продолжат в семьях воспитанников.
Семья – это среда, где формируется здоровье ребенка, поэтому мы выстраивали работу с родителями в тесном контакте.
В работе с родителями мы используем такие формы как:
• Родительские собрания в нетрадиционной форме
• Пропаганда здорового образа жизни- пропаганда организации двигательной активности детей к физическим упражнениям, используя ходьбу на лыжах, катание на коньках, езду на велосипеде.
• Консультации о профилактики по формированию правильной осанки
•Беседы: — как приучить ребенка делать зарядку; — знакомство с комплексом корректирующей гимнастики.
• Совместные игры и развлечения
• Информационные стенды (консультации поподбору физических упражнений для укреплениясилы мышц спины,силы боковых мышц туловища,выносливости мышц живота)
• Газета для родителей
• Просмотр занятий, режимных моментов
• Фотовыставка о проведении развлечения
• Изготовление поделок (нестандартного физического оборудования)
Результат: родители принимавшие участие в мероприятиях детского сада, можно отметить, что от пассивного принятие ситуации они перешли к реальным действиям.
Результаты проделанной работы:
1. Расширились знания детей о представлении правильных поз
2. Удерживать позу
3. Дети стали более осознано и бережно относится к своему организму и здоровью
4. Возрос опыт и интерес родителей к оздоровлению детей
Задачи на будущее:
1. Продолжать работу по формированию правильной осанки детей
2. Пополнить среду нестандартным оборудованием для формирования правильной осанки
3. Сделать подборку упражнений для детей по формированию правильной осанки.
4. Продолжать работу по взаимодействию с родителями по физическому развитию и оздоровлению детей.
Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.
Консультация «Формирование правильной осанки у детей» Осанка, или привычная поза, приобретается, вырабатывается в течение всего периода роста. Таким образом, осанка-это приобретенное человеком.
Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.
Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.
Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.
Набор карточек по технике выполнения физических упражнений Разработала: Сайфуллина Л. Х., МБДОУ ДС 53, г. Миасс Я разработала наглядное пособие «На зарядку становись» из 15 карточек. Пособие предназначено.
Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся.
Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.
Источник
Влияний занятий физическими упражнениями осанка
Одной из ведущих проблем в здоровье, выявленной у учащихся при профилактических осмотрах, заняла проблема нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Среди функциональных отклонений — это нарушения осанки, среди хронических болезней — плоскостопие, сколиоз.
На формирование костно-мышечной системы учащихся негативно влияют несоответствие размеров школьной мебели росту учащихся, чрезмерный вес портфелей и ранцев с учебниками, низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточный вес, а также несформированные двигательные навыки, такие как осанка, походка, посадка за столом (партой), положение тела во время сна, которые способствуют развитию не только заболеваний костно-мышечной системы, но и внутренних органов и систем.
Большинство детей и подростков недостаточно информированы о значении и последствиях нарушений со стороны ОДА. Важную роль в профилактике нарушений ОДА может сыграть обучение школьников тому, как следует стоять, ходить, сидеть, лежать во время сна.
В формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки. Это чувство становится эталоном нормы, на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей осанкой. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза. Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.
Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке
Скелетная мускулатура — главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опоройдля скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают «выпадение» межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков. Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твердыми. Твердость мышц объясняется, с одной стороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны — состоянием тонуса мышц. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон.
Урок— основная форма организации занятий сучащимися, отнесенными кспециальной медицинской группе.
Ученики, отнесенные к специальной группе, должны занимаются по особой программе. В ее основу проложено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжения организма, например, физические упражнения, приводящие к максимальным и близким к ним напряжениям сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера (корректирующие осанку, дыхательные и др.). Специальная программа не содержит нормативных требований, хотя предусматривает достижение уровня физической подготовленности, обеспечивающего успешное развитие.
Основное место на занятиях отводится гимнастике, поскольку с ее помощью можно успешно совершенствовать основные двигательные качества и развивать двигательные навыки. К тому же, характер гимнастических упражнений и методика их проведения позволяют заранее точно определить оптимальную нагрузку на организм занимающихся и ожидаемый педагогический эффект, что весьма важно в работе с СМГ.
Задачи физического воспитания вспециальных медицинских группах
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:
– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
– повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
– повышение физической и умственной работоспособности;
– повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
– формирование правильной осанки, а при необходимости — ее коррекции;
– обучение рациональному дыханию;
– освоение основных двигательных умений и навыков;
– воспитание морально-волевых качеств;
– воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;
– создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.
Особенности проведения занятий при деформациях опорно-двигательного аппарата
В данной группе заболеваний наиболее часто встречаются нарушения в формировании позвоночника (нарушение осанки и сколиоз). В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.
Чем раньше выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения — плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Для простоты определения вида нарушений осанки предлагается таблица, в которой перечислены признаки различных отклонений осанки от нормы.
В процессе физической подготовки необходимо соизмерять физические нагрузки в первую очередь с общей функциональной способностью организма и особенностями, связанными с основным заболеванием. При деформации грудной клетки следует осторожно использовать упражнения, создающие нагрузку для сердечнососудистой и дыхательной систем, а при деформации ног умеренно использовать упражнения с подъемом тяжестей, длительную ходьбу или бег.
В занятия включают упражнения у гимнастической стенки, с набивными мячами, с гимнастической палкой, с резиновыми амортизаторами, упражнения на вытяжение; занятия на тренажерах — для развития мышечного корсета (в исходном положении лежа на спине, лежа на спине с небольшим подъемом таза, чтобы исключить компрессию на позвоночник; после занятий — вытяжение на гимнастической стенке). Лечебная гимнастика проводится в исходном положении лежа, на четвереньках и сидя, следует избегать нагрузок на позвоночник, особенно выполнять упражнения с гантелями в положении стоя, прыжки и подскоки.
Комплекс упражнений
Следующие упражнения значительно укрепят мышцы спины, и удержать тело в правильном положении:
1) И.п. — стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2–4 секунды и вернитесь в и. п. Повторите 6–10 раз. Дыхание произвольное.
2) И.п. — стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний — к тазу). Присядьте, вернитесь в и. п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и. п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8–12 раз.
3) И.п. — лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3–5 секунд, затем вернитесь в и. п.
4) И.п. — стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и. п. Повторить 5–8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически “вжимайтесь спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник, с усилием упирайтесь в него головой.
Заключение
Воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества. Познание себя самого является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности специалиста в условиях современных воздействий внешней среды. Формирование физической культуры личности немыслимо без умения рационально корректировать свое состояние средствами физической культуры и двигательной деятельности.
Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней средой. Выполняя разнообразные и сложные движения, человек может осуществлять трудовую деятельность, общаясь с другими людьми, заниматься спортом и т. д. При этом организм получает более высокую способность к сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях: температуры, влажности, давления, силы воздействия солнечной радиации.
Под воздействием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней среды.
Таким образом, можно сделать вывод, что двигательная функция — основная функция человеческого организма, которую следует постоянно совершенствовать для повышения работоспособности в любом виде деятельности, в том числе и умственной. Комплексное использование средств, методов и форм организации занятий с детьми с ослабленным состоянием здоровья не только способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности, но и содействует формированию здоровья личности.
- Аксельрод С. Л. Спорт и здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1988
- Воробьева Е. А., Губарь А. В., Сафьянникова Е. Б. Анатомия и физиология, — М.: Медицина, 1975.
- Лях В. И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. — М.:
- Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе. — М.: Физкультура и спорт, 1994.
- Физкультура и спорт, 1996. — № 2.
- Журнал “Здоровье” № 6 1986 г.
- Журнал “Здоровье” № 8 1986 г.
Источник