Влияние дыхательных упражнений на организм человека.
Дыхание является неотъемлемой частью нашей жизни. Это настолько привычный и естественный для нас процесс, что мы часто не придаём особого значения тому, как мы дышим. А ведь именно из-за неправильного дыхания часто образуются различные, в том числе и хронические заболевания. Недостаток кислорода в тканях ухудшает их состояние, замедляются внутренние процессы, и наш организм утрачивает силы, быстрее утомляется, стареет и не может противостоять различным вирусам и инфекциям, которые поражают его гораздо чаще, чем здоровый.
При рождении у человека закладывается правильный механизм дыхания, который постепенно утрачивается. Основными причинами сбоя в работе дыхательной системы являются: табакокурение, алкоголизм, наркомания и загрязнение окружающей среды. Нарушение функции дыхания в совокупности с нарушениями других систем организма приводит к развитию таких заболеваний как: бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма, плеврит, эмфизема легких, сужение плевральной щели, рак легких. Нарушение ритма, частоты, типа, глубины и уровня дыхания, как правило, сопровождает не только заболевания собственно органов дыхания, но и болезни сердца, желудочно-кишечного тракта, нервной системы, крови и обмена веществ.
Спасением для большинства из нас станет дыхательная гимнастика, благодаря которой можно наладить работу организма и задействовать его в полную силу.
Дыхательная гимнастика — это совокупная система специальных дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и поднятия тонуса организма. В первую очередь, благодаря дыхательным упражнениям происходит насыщение организма кислородом, посредством газообмена в легких и транспортировки ко всем органам и системам для их стабильной работы.
При помощи дыхательной гимнастики можно справиться с переутомлением, бессонницей, чрезмерной усталостью, восстановить сердечный ритм. При систематических занятиях происходит нормализация давления у гипертоников в связи с возвращением тонуса стенок сосудов.
Дыхательная гимнастика, как и любое другое физическое упражнение, имеет свою определенную амплитуду выполнения и характер действий. Для получения наилучшего результата ее следует выполнять утром и вечером натощак.
Грыжа пищевода является абсолютным противопоказанием для проведения дыхательной гимнастики.
Как и при физических упражнениях вдох выполняется носом, а выдох — ртом. Для эффективности протекания процесса газообмена рекомендуется, производить задержку дыхания в крайних фазах вдоха и выдоха, давая тем самым время для максимального усвоения организмом кислорода и вывода углекислого газа.
Прежде чем приступить к выполнению дыхательной гимнастики, нужно проконсультироваться со специалистом.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПОДБИРАЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО.
Источник
Влияние физических упражнений на растущий организм
В живом организме все время происходят процессы обмена веществ и энергии. При движении человека эти процессы усиливаются.
Всякое движение нашего тела сопровождается сложными химическими и физическими явлениями в мышцах. При этом происходит беспрерывное усвоение питательных веществ — углеводов, дающих энергию для работы мышц и других органов, и белков, необходимых для роста и развития организма.
Чем активнее работа мышц, тем быстрее кровообращение и тем больше крови (с находящимися в ней питательными веществами и кислородом) получают мышцы.
Рост мышц, вызываемый движениями, происходит за счет увеличения их длины и толщины. Но развитие мышц в результате упражнений зависит главным образом от влияния центральной нервной системы. При выполнении физических упражнений нервные импульсы (раздражения), поступающие из мозга, заставляют мышцы сокращаться с большей силой.
Под влиянием физических упражнений мышцы становятся не только более твердыми и сильными, но и более растяжимыми; повышается их тонус, что препятствует образованию изъянов осанки.
Некоторые родители рассуждают так: для того чтобы ребенок хорошо поправлялся, ему надо меньше двигаться и побольше есть. Такой взгляд неверен. В мышце;, находящейся все время в покое и получающей с кровью достаточное количество питательных веществ, эти вещества не накапливаются. Они более энергично воспроизводятся только в том случае, если расходуются. При работе мышца расходует свои питательные вещества, а во время отдыха они восстанавливаются с избытком. Но, чтобы мышца не истощалась, ее работа должна чередоваться с отдыхом — только при этих условиях в процессе двигательной деятельности будет происходить достаточное накопление в мышцах питательных веществ.
Интересен, например, такой факт. При обследовании нескольких тысяч детей школьного возраста было выявлено, что активно занимающиеся на уроках физической культур!,и в школьных секциях, как правило, на 20—30% превосходят в силе своих сверстников, не посещающих этих занятий.
Но сильными, конечно, становятся не сразу. Развитие силы — процесс длительный. Попытки увеличить ее в короткие сроки недопустимы, так как это может затормозить развитие растущего организма.
Достаточная мышечная деятельность — одно из необходимых условий, хорошего развития костей. Кости развиваются, растут и крепнут лучше у тех детей, которые систематически занимаются физическими упражнениями, участвуют в физическом труде. Но эти занятия должны быть посильными. Слишком длительные, сильные, не соответствующие возрасту мышечные напряжения вредны, они могут, в частности, вести к преждевременному окостенению и, следовательно, задержке роста.
Существует тесная связь между работой сердечной мышцы и остальных мыши тела. Чем больше и лучше работают мышцы тела, тем больше приходится работать и сердцу. Его сокращения становятся более сильными и частыми. Это значит, что сердце делается сильнее и выносливее.
Благодаря движениям, активизирующим деятельность сердца и сосудов, усиливается кровообращение.
При регулярных физических упражнениях происходит более совершенное приспособление сердца и легких к повышенной нагрузке. При физической деятельности сердце работает чаще и «выбрасывает» больше крови. Это способствует укреплению сердца и легких.
Физические упражнения воздействуют не только на органы кровообращения и дыхания, но и па обмен веществ в организме, ни мозг, на железы внутренней секреции.
Все новые и новые связи, возникающие в головном мозгу, совершенствуют, улучшают согласованность движений. Все органы начинают работать более согласовано. Через нервную систему они взаимно влияют: друг на друга, благодаря регулирующей роли головного мозга более согласован и идет их развитие.
Систематическими физическими упражнениями можно предупреждать различные нарушения в физическом развитии или устранять уже появившиеся.
В процессе физических упражнении организм постепенно становится способным выполнять значительно большую работу с меньшим расходованием сил. Выполнение движений делается более экономным, красивым и достигает высокого совершенства, что благотворно сказывается на развитии ребенка, подростка, юноши и девушки.
Большую ошибку допускают те родители, которые ищут предлога, чтобы удержать детей от занятий физическими упражнениями, физическим трудом.
Разумеется, нагрузка должна соответствовать возрасту, состоянию здоровья и степени подготовленности, а с подросткового периода — и полу.
От рождения до 7 лет еще нет существенного различия в физическом развитии мальчиков и девочек. Но чем старше становятся дети, тем более заметны различия в строении их организма, связанные с полом. У девочек слабее развит плечевой пояс, но относительно более длинное туловище, шире таз, относительно короче ноги. Серийно-сосудистая система у них по сравнению мальчиками меньше по весу и объему. Эти различия в строении организма мальчиков и девочек важно учитывать при подборе и проведении занятий играми, гимнастикой детьми школьного возраста.
Надо иметь в виду, что но у всех детей, уже в пределах одного возраста, одинаковые здоровье и физическая подготовленность. Поэтому нельзя предъявлять ко всем одни и те же требования в занятиях гимнастикой, играми, спортом. Учащиеся при прохождении медицинского осмотра в школе распределяются на группы по состоянию здоровья и физической :подготовленности: основную, подготовительную и специальную.
К основной группе относятся школьники, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, но достаточно физически развитые. Они занимаются по программам физической культуры в полном объеме, могут заниматься спортом в одной из секций школьного коллектива, после надлежащей подготовки допускаются к спортивным соревнованиям.
В подготовительную группу включаются учащиеся, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных отклонении) и недостаточно физически подготовленные. Они занимаются по программам физической культуры, но при условии более постепенного прохождения материала. Такая же осторожность соблюдается и в занятиях их в одной из спортивных секций школьного коллектива физической культуры.
Задача родителей заключается в том, чтобы соответствующим режимом, питанием, занятиями утренней гимнастикой, прогулками на свежем воздухе и другими мерами (по указанию врача) ускорить перевод ребенка из группы подготовительной в основную.
К специальной группе относятся ученики, которые имеют значительные отклонения (постоянного или временного характера) в физическом развитии или состоянии здоровья.
Нередко эти дети бывают застенчивы, пассивны или же, наоборот, вспыльчивы, легко возбудимы. На уроках физической культуры к ним нужен особый подход. Кроме того, с ними должны проводиться специальные занятия лечебной физической культурой, корригирующими упражнениями.
Практика показывает, что в результате таких занятий у школьников, отнесенных к специальной группе, улучшаются показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности. Достижения по бегу, прыжкам, подтягиванию и другим упражнениям приближаются к результатам хорошо физически подготовленных школьников.
Еще раз подчеркиваем, что неправильно поступают родители, требуя освобождения физически ослабленных детей от уроков физической культуры. Нужно посоветоваться с врачом, с учителем физической культуры и проводить дома то, что они рекомендуют: например, занятия упражнениями для улучшения осанки, борьбы с искривлениями позвоночника, плоскостопием и т. п. Отдельные корригирующие упражнения можно включать в утреннюю гимнастику.
Как только дети окрепнут, их следует перевести на обычный, нормальный, режим, включающий посильные занятия физической культурой не только на школьных уроках и в секциях, но и в домашних условиях.
Обязательно узнайте в школе, к какой группе отнесен ваш ребенок. Это поможет вам, наблюдая за его занятиями дома, более правильно рекомендовать ему те или иные игры и упражнения.
Линейка в пионерском лагере затянулась. Ребята стояли в положении «смирно» и слушали старшего вожатого. Вдруг правофланговый Юра Петров как-то странно покачнулся и упал на дорожку; лицо его, обычно бледное, стало совсем восковым, глаза закрылись.
Девочки закричали, вожатый кинулся к Юре, но тот уже пришел в себя и смущенно улыбнулся. Мальчику не позволили подняться — товарищи на носилках понесли его в кабинет врача и остались ждать у двери. Что скажет доктор Мария Петровна? Наверно, велит увезти Юру в Москву? Или вызовет «скорую помощь»?
Через полчаса дверь кабинета открылась, и на крылечко к общему удовольствию вышел сам Юра.
— С ним ничего страшного,— объяснила ребятам Мария Петровна.— Просто он слишком быстро растет.— И, подумав, добавила:— А физкультурой занимается мало.
Что же все-таки произошло с Юрой? Попробуем объяснить это подробнее.
Возраст между 13—14 и 17—18 годами— один из важных узловых периодов развития и роста организма. В эти годы начинается половое созревание, происходит структурное оформление, завершение развития ряда органов и систем. Особенно бурно растет сердце. Так, если за семь лет — от 7 до 14— оно увеличивается в объеме на 33%, то за четыре последующих года — от 14 до 18 лет— оно становится больше на 60%.
В результате у подростков, юношей иногда возникают изменения в механизме кровообращения. Это не болезнь, а своего рода «трудности роста». Быстрое развитие подчас приводит к изменению сердца — оно несколько увеличивается в размере, особенно за счет левого желудочка.
Наблюдения показывают, что эта гипертрофия сердца бывает у юношей значительно чаще, нежели у девушек. Такие ребята отличаются хорошим физическим развитием, нередко преждевременным половым созреванием и могут выглядеть старше своего возраста. Обычно они ни на что не жалуются. Артериальное давление у них нормальное, иногда лишь немного повышено; пульс замедленный.
При некоторой задержке формирования сердечно-сосудистой системы может возникать и противоположный вариант юношеского сердца — малое, или «капельное», сердце. Сердце как бы не поспевает за росгом организма.
Подростки или юноши с «капельным» сердцем отличаются обычно высоким ростом, узкой грудной клеткой; они худощавы., с плохо развитой мускулатурой.
Если такому подростку или юноше приходится долго стоять в положении «смирно», например на линейках в школе или в пионерских лагерях, у него могут возникать головокружения, шум в ушах и даже обмороки. Нередко таких ребят, вопреки врачебным советам, лишают всякой физической нагрузки, запрещают им заниматься физкультурой, катанием на лыжах, коньках, велосипеде и т. п. Бывает так, что практически здоровых подолгу держат в постели, не выпускают на воздух.
Это не только вредит здоровью, но и наносит немалую психическую травму, так как приучает считать себя больным. В результате таких тепличных условий, особенно если их устанавливают с детства, ребята плохо развиваются физически, растут бледными, склонными к частым простудным заболеваниям.
Хуже всего сказывается такой щадящий режим на имеющих малое сердце. Ведь для них правильная физическая закалка — главное средство укрепления сердечно-сосудистой системы. Очень хороший эффект дают гимнастика по утрам с последующим теплым душем или обтиранием; в свободное время — ходьба на лыжах, катание на коньках, туризм; полезно плавание в бассейне.
Источник
Влияние физических упражнений на дыхательную систему
Дыхание – это единый процесс, осуществляемый целостным организмом и состоящий из трех неразрывных звеньев: а) внешнего дыхания, т.е. газообмена между внешней средой и кровью легочных капилляров, происходящего в легких; б) переноса газов, осуществляемого системами кровообращения и крови; в) внутреннего (тканевого) дыхания, т.е. газообмена между кровью и клеткой, в процессе которого клетки потребляют кислород и выделяют углекислоту. Основу тканевого дыхания составляют сложные окислительно-восстановительные реакции, сопровождающиеся освобождением энергии, которая необходима для жизнедеятельности организма. Таким образом, очевидно, что без дыхания нет жизни. Изучение тканевого дыхания сложно и еще не вышло за пределы научно-исследовательских лабораторий.
Исследование функции системы внешнего дыхания в практической, в том числе спортивной, медицине имеет огромное значение, позволяя наряду с системами кровообращения и крови оценивать функциональное состояние спортсмена в целом.
Работоспособность человека, по сути дела, определяется в основном тем, какое количество кислорода забрано из наружного воздуха в кровь легочных капилляров и доставлено в ткани и клетки, что и выполняют три указанные выше системы. Все они тесно связаны между собой и обладают взаимной компенсацией. Так, при сердечной недостаточности наступает одышка, при недостатке кислорода в атмосферном воздухе (например, на высотах) увеличивается количество эритроцитов – переносчиков кислорода, при заболеваниях легких наступает тахикардия.
Влияние физических упражнений на дыхательную систему
Методы исследования функции системы внешнего дыхания многообразны. В их число входят клиническое исследование, определение ряда величин, характеризующих различные стороны функции системы внешнего дыхания как в покое, так и под влиянием функциональных проб.
Правильно собранный анамнез позволяет учесть особенности данного лица и отчасти составить предварительное представление о его функциональных возможностях, в частности касающихся внешнего дыхания.
После анамнеза переходят к объективному исследованию, которое включает осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию. Осмотр и пальпация позволяют определить частоту и дать относительную оценку глубины дыхания, установить наличие или отсутствие одышки, представляющей собой расстройство дыхания, проявляющееся в изменении его частоты, глубины и ритма и т.п. Здоровые лица в покое дышат с частотой 14-20 дыханий в 1 мин. У спортсменов дыхание реже – 8-16, зато несколько глубже.
При осмотре определяют тип дыхания – за счет чего преимущественно увеличивается объем грудной клетки, а следовательно, и легких во время вдоха. Таких типов дыхания три – грудной, брюшной и смешанный. При грудном типе дыхания заметно поднимаются на вдохе ключицы и происходит движение ребер. При этом типе дыхания объем легких возрастает главным образом за счет экскурсии верхних и нижних ребер. При брюшном, или диафрагмальном, типе дыхания увеличение объема легких происходит в основном за счет движений диафрагмы – на вдохе она опускается вниз, несколько смещая органы брюшной полости. Поэтому стенка живота на вдохе при брюшном типе дыхания слегка выпячивается. В смешанном типе дыхания, являющемся наиболее эффективным, участвуют оба механизма увеличения объема грудной клетки.
Осмотр позволяет определить также симметричность движений грудной клетки и живота. Отставание на вдохе одной стороны грудной клетки является признаком, указывающим на нарушения со стороны плевры, дыхательных мышц, межреберных нервов и т.д.
С помощью перкуссии определяют изменения плотности легких, которая может быть как увеличенной, так и уменьшенной. Такого рода изменения являются следствием некоторых заболеваний легких. Например, при воспалении легких пораженный участок уплотняется, а далеко зашедший туберкулезный процесс, наоборот, может привести к образованию полости в легком (каверны). С помощью перкуссии легких определяют также подвижность нижних границ легких на вдохе и выдохе, зависящую от амплитуды движений диафрагмы.
Путем аускультации определяют звук, вызываемый движением воздуха по воздухоносным путям на вдохе и выдохе. На характер этого звука влияет как состояние воздухоносных путей, включая мельчайшие разветвления бронхов, так и состояние самих альвеол. При различных заболеваниях органов дыхания выслушиваются весьма характерные звуки – усиление или ослабление дыхательного шума, различные хрипы, характер которых зависит от особенностей патологического процесса в легких, и т.д.
Большое значение в исследовании системы внешнего дыхания имеет рентгенологическое исследование – рентгеноскопия и рентгенография. Оба они важны и дополняют друг друга. Рентгеноскопия в большей мере помогает оценить состояние функции органов грудной клетки, в частности системы дыхания. Различная степень затененности отдельных участков легких, изменяющаяся в процессе дыхания, позволяет выяснить состояние вентиляции и кровотока этих участков. Отчетливо видны при рентгеноскопии движения ребер и обоих куполов диафрагмы. Благодаря этому можно определить координацию движений важнейшей дыхательной мышцы и изменения функции дыхательной мускулатуры. Структурные изменения легких лучше видны на рентгенограмме.
В настоящее время большое распространение получило флюорографическое исследование, т.е. съемка миниатюрной рентгенограммы на узкой кинопленке.
При исследовании системы внешнего дыхания методически наиболее доступно определение вентиляции. К показателям, характеризующим вентиляцию, относятся глубина и частота дыхания, сила вдоха и выдоха и ряд других.
Существенное значение в оценке вентиляции имеет определение легочных объемов – общей и жизненной емкости легких (ЖЕЛ), минутного объема дыхания (МОД), максимальной вентиляции легких (МВЛ) и др.
Определение их не требует сложной аппаратуры, доступно в любых условиях и представляет большую практическую ценность, так как позволяет получить объективные количественные критерии оценки такого существенного параметра внешнего дыхания, как вентиляция.
Исследование вентиляции. В изучении вентиляции большое значение имеет определение так называемых легочных объемов. К ним относятся следующие величины: жизненная емкость легких, общая емкость легких, минутный объем дыхания, максимальная вентиляция легких; кроме того, исследуются бронхиальная проходимость, сила дыхательных мышц и т.п.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) представляет собой объем воздуха, выдыхаемый при максимально глубоком выдохе, которому предшествует максимально глубокий вдох.
Функциональное значение ЖЕЛ заключается еще в том, что она позволяет косвенно оценить максимальную величину площади Дыхательной поверхности легких. Чем больше ЖЕЛ, тем больше дыхательная поверхность.
Все сказанное дает основание характеризовать ЖЕЛ как величину, отражающую функциональные возможности данного лица в отношении внешнего дыхания.
Учет основных признаков, влияющих на величину ЖЕЛ, оказывается очень простым и удобным, если в основу расчета ее должной величины положить должную величину основного обмена данного лица. Должный основной обмен, как и ЖЕЛ, зависит от пола, возраста, роста и веса, легко определяется по специальным таблицам и выражается в килокалориях (ккал).
Оценка изменений ЖЕЛ, происходящих под влиянием различных факторов, положена в основу ряда функциональных проб. К их числу относится определение спирометрической кривой – многократное измерение ЖЕЛ, проводимое несколько раз подряд через короткие промежутки, времени (15 сек.). Многократность определения ЖЕЛ при этой пробе представляет собой определенную нагрузку. Под ее влиянием ЖЕЛ может изменяться. Увеличение ее при последовательных измерениях рассматривается как хорошая оценка этой пробы, уменьшение – как неудовлетворительная, отсутствие изменений – как удовлетворительная.
Общая емкость легких (ОЕЛ) представляет собой сумму ЖЕЛ и остаточного объема легких, т.е. того объема воздуха, который всегда остается в легких после максимального выдоха и может быть определен только косвенно. У здоровых лиц молодого возраста 75-80% ОЕЛ занимает ЖЕЛ, а остальной процент приходится на остаточный объем. У спортсменов доля ЖЕЛ в структуре ОЕЛ увеличивается, что благоприятно отражается на эффективности вентиляции. Определение остаточного объема в настоящее время связано со значительными методическими трудностями и в спортивной медицине производится пока лишь с научно-исследовательской целью.
Бронхиальная проходимость – понятие, противоположное понятию сопротивления воздухоносных путей току воздуха: чем меньше сопротивление, тем больше бронхиальная проходимость, и наоборот. Изменение бронхиальной проходимости оказывает влияние на энергетические затраты, связанные с вентиляцией легких. При увеличении бронхиальной проходимости один и тот же объем вентиляции легких требует меньших мышечных усилий. Величина бронхиальной проходимости непосредственно зависит от суммарного поперечного сечения всех воздухоносных путей, которое определяется тонусом гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол, регулируемом нейрогуморальными факторами. Систематические занятия спортом совершенствуют эту регуляцию. Поэтому у спортсменов наблюдается увеличение бронхиальной проходимости по сравнению с лицами, не занимающимися спортом.
Сила дыхательной мускулатуры имеет существенно значение для состояния вентиляции. Особенно это относится к мускулатуре выдоха, так как на выдохе сопротивление воздухоносных путей намного превосходит сопротивление на вдохе.
Минутный объем дыхания (МОД) принадлежит к важнейшим величинам, характеризующим функцию внешнего дыхания. Равняясь в покое 5-6 л, при напряженной физической нагрузке он может возрастать в 20-25 раз и достигать 120-150 л в 1 мин. и более. Увеличение МОД находится в прямой зависимости от мощности выполняемой работы, но только до определенного момента, после которого рост нагрузки уже не сопровождается увеличением МОД. Чем большая нагрузка соответствует пределу МОД, тем, следовательно, совершеннее функция внешнего дыхания. Возможность роста мод при возрастающей нагрузке непосредственно связана с величиной максимальной вентиляции легких у данного лица. При равных величинах МОД эффективность вентиляции легких выше тогда, когда дыхание глубже и реже.
Максимальная вентиляция легких (МВЛ), наиболее полно отражающая состояние вентиляции, представляет собой объем дыхания, который может быть достигнут при его максимальном усилении за счет увеличения как глубины вдоха, так и частоты дыхания. На величину МВЛ влияют величина ЖЕЛ, состоянии бронхиальной проходимости и сила дыхательной мускулатуры. В то время как каждый из этих показателей отражает какую-то отделенную сторону состояния вентиляции, МВЛ характеризует ее всесторонне. Существенная особенность и значение МВЛ заключается в том, что она отражает функциональные способности внешнего дыхания, а перечисленные выше величины – лишь ее функциональны возможности.
Исследование диффузии. Для оценки второго этапа функции внешнего дыхания – газообмена между альвеолярным воздухом и кровью легочных капилляров – существенное значение имеет определение количества поглощенного кислорода и выделенной углекислоты. Поглощение кислорода может быть исследовано при помощи как газового анализа, так и спирографически. Выделение углекислоты – только газоаналитическим путем. Для газоаналитического определения газообмена необходимо собрать в специальный мешок выдыхаемый воздух и определить в нем содержание кислорода и углекислоты и его объем. Произведение разницы концентраций кислорода или углекислоты во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе и объема выдыхаемого воздуха представляет количество поглощенного кислорода или соответственно выделенной углекислоты.
Спирографическое определение количества поглощенного кислорода представляет собой измерение убыли объема воздуха или газовой смеси, находящейся под колоколом спирографа, за определенный промежуток времени.
Исследование насыщения артериальной крови кислородом. Основной задачей функции системы внешнего дыхания является поддержание нормального уровня насыщения артериальной крови кислородом. Этот уровень измеряется в процентах, выражающих отношение фактического количества кислорода в 100 мл крови к ее кислородной емкости. Как уже было сказано, метод, который позволяет в настоящее время проводить бескровное, длительное и непрерывное определение изменений уровня насыщения артериальной крови кислородом, носит название оксигемометрии. Он основан на принципе колориметрии (от латинских слов колор — цвет, метрия — измерение).
Большую ценность представляет изучение насыщения артериальной крови кислородом при физической нагрузке. При недостаточно высоком функциональном состоянии организма, в частности системы внешнего дыхания, снижение уровня оксигенации происходит уже при сравнительно небольшой физической нагрузке. Это объясняется главным образом несовершенством регуляции дыхания во время физической нагрузки: дыхание становится частым, поверхностным, т.е. менее эффективным, появляются задержки дыхания, обусловленные плохой согласованностью рабочих движений и дыхания.
Оценку изменений оксигемограммы под влиянием физической нагрузки необходимо всегда проводить с учетом объема вентиляции. Например, для поддержания нормального уровня насыщения при работе одному спортсмену требуется минутный объем дыхания 40 л, другому – 60 л. Очевидно, что в первом случае функция внешнего дыхания, а также и кровообращения более экономична, более совершенна.
Различия в оксигенации артериальной крови во время физической нагрузки у двух спортсменов с разным уровнем тренированности. Заметное снижение процента насыщения у хорошо, тренированного велосипедиста происходит только при задержке дыхания, сделанной во время рывка. У плохо подготовленного спортсмена снижение процента насыщения отмечается уже при нагрузке средней интенсивности, а во время задержки дыхания при рывке наблюдается выраженное падение уровня насыщения.
Для характеристики функционального состояния организма очень важно оценить устойчивость его к снижению степени насыщения артериальной крови кислородом. Раньше такую оценку производили с помощью определения времени максимальной задержки дыхания. Однако эта проба имеет существенные недостатки: максимальная задержка дыхания небезразлична для испытуемого, длительность ее во многом зависит от его воли, а главное – полученная оценка устойчивости организма к недостатку кислорода приблизительна, так как степень снижения уровня насыщения во время задержки дыхания остается неизвестной.
Эти затруднения отсутствуют при использовании оксигемометрии в сочетании с задержкой дыхания. В таком исследовании устойчивость к снижению уровня насыщения оценивается точно и объективно. Необходимость в максимальной задержке дыхания отпадает, так как в основе оценки результатов пробы лежит анализ степени снижения насыщения при дозированной (не максимальной) задержке дыхания либо рассматривается время задержки дыхания, необходимое для снижения уровня насыщении на определенный, тоже не максимальный, процент. С повышением тренированности уменьшается степень снижения процента насыщения при определенном времени задержки либо увеличивается время задержки дыхания, необходимой для снижения на определенный процент.
В процессе восстановления насыщения артериальной крови кислородом до исходного уровня различают две фазы: фазу быстрого восстановления (В 2 Г) и фазу медленного восстановления (ГД). Разница в темпе восстановления уровня насыщения в течение этих двух фаз выявляется у всех исследуемых.
В оценке функционального состояния организма спортсменов очень важным является изучение динамики восстановления уровня насыщения при пробе с задержкой дыхания, проводимой после тренировки. Длительность восстановления (фаза В 2 Г), не превышающая 1-2 мин., характерна для хорошо подготовленных спортсменов. При перетренированности, переутомлении она затягивается до 4-10 мин. Увеличение фазы В 2 Г объясняется снижением эффективности вентиляции, нарушением согласованности кровотока в легких и вентиляции соответствующих альвеол, т.е. отрицательными изменениями в регуляции важнейших вегетативных функций – кровообращения и дыхания
Таким образом, всесторонняя и глубокая оценка функции системы внешнего дыхания является необходимой составной частью в характеристике функционального состояния организма в целом. Без такой оценки функциональная диагностика в спортивной медицине была бы затруднена. Целый ряд методов определения важных параметров функции системы внешнего дыхания может применяться преподавателем и тренером самостоятельно, непосредственно в процессе тренировки для наиболее объективной оценки состояния спортсмена. Это позволяет более рационально дозировать его нагрузку, что несомненно благоприятно влияет как на работоспособность, так и на состояние здоровья спортсмена.
Влияние физических упражнений на дыхательную систему
а) исследование вентиляции.
б) исследование диффузии.
в) исследование насыщения артериальной крови кислородом.
Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. – М. : Академический Проект, 2004. – 560 с.
Дембо А.Г. Спортивная медицина и лечебная физическая культура / А.Г. Дембо. – М. : ФиС, 1973. – 368 с.
Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М. Смирнов, В.И. Дубровкий. – М. : издательство Владос-Пресс, 2002. – 608 с.
Федокович Н.И. Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений / Н.И. Федокович. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2001. – 320 с.
Источник