Влияние физических упражнений дыхательную систему человека

Влияние дыхательных упражнений на организм человека.

Дыхание является неотъемлемой частью нашей жизни. Это настолько привычный и естественный для нас процесс, что мы часто не придаём особого значения тому, как мы дышим. А ведь именно из-за неправильного дыхания часто образуются различные, в том числе и хронические заболевания. Недостаток кислорода в тканях ухудшает их состояние, замедляются внутренние процессы, и наш организм утрачивает силы, быстрее утомляется, стареет и не может противостоять различным вирусам и инфекциям, которые поражают его гораздо чаще, чем здоровый.

При рождении у человека закладывается правильный механизм дыхания, который постепенно утрачивается. Основными причинами сбоя в работе дыхательной системы являются: табакокурение, алкоголизм, наркомания и загрязнение окружающей среды. Нарушение функции дыхания в совокупности с нарушениями других систем организма приводит к развитию таких заболеваний как: бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма, плеврит, эмфизема легких, сужение плевральной щели, рак легких. Нарушение ритма, частоты, типа, глубины и уровня дыхания, как правило, сопровождает не только заболевания собственно органов дыхания, но и болезни сердца, желудочно-кишечного тракта, нервной системы, крови и обмена веществ.

Спасением для большинства из нас станет дыхательная гимнастика, благодаря которой можно наладить работу организма и задействовать его в полную силу.

Дыхательная гимнастика — это совокупная система специальных дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и поднятия тонуса организма. В первую очередь, благодаря дыхательным упражнениям происходит насыщение организма кислородом, посредством газообмена в легких и транспортировки ко всем органам и системам для их стабильной работы.
При помощи дыхательной гимнастики можно справиться с переутомлением, бессонницей, чрезмерной усталостью, восстановить сердечный ритм. При систематических занятиях происходит нормализация давления у гипертоников в связи с возвращением тонуса стенок сосудов.

Дыхательная гимнастика, как и любое другое физическое упражнение, имеет свою определенную амплитуду выполнения и характер действий. Для получения наилучшего результата ее следует выполнять утром и вечером натощак.
Грыжа пищевода является абсолютным противопоказанием для проведения дыхательной гимнастики.
Как и при физических упражнениях вдох выполняется носом, а выдох — ртом. Для эффективности протекания процесса газообмена рекомендуется, производить задержку дыхания в крайних фазах вдоха и выдоха, давая тем самым время для максимального усвоения организмом кислорода и вывода углекислого газа.

Прежде чем приступить к выполнению дыхательной гимнастики, нужно проконсультироваться со специалистом.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПОДБИРАЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО.

Читайте также:  Как защитить суставы во время тренировки

Источник

Влияние физических упражнений на растущий организм

В живом организме все время происходят процессы обмена веществ и энергии. При движении человека эти процессы усиливаются.

Всякое движение нашего тела сопровождается сложными химическими и физическими явлениями в мышцах. При этом про­исходит беспрерывное усвоение питательных веществ — углеводов, дающих энергию для работы мышц и других органов, и белков, необходимых для роста и развития организма.
Чем активнее работа мышц, тем быстрее кровообращение и тем больше крови (с находящимися в ней питательными веществами и кислородом) получают мышцы.
Рост мышц, вызываемый движениями, происходит за счет увеличения их длины и толщины. Но развитие мышц в результате упражнений зависит главным образом от влияния центральной нервной системы. При выполнении физических упражнений нерв­ные импульсы (раздражения), поступающие из мозга, заставляют мышцы сокращаться с большей силой.
Под влиянием физических упражнений мышцы становятся не только более твердыми и сильными, но и более растяжимыми; по­вышается их тонус, что препятствует образованию изъянов осанки.
Некоторые родители рассуждают так: для того чтобы ребенок хорошо поправлялся, ему надо меньше двигаться и побольше есть. Такой взгляд неверен. В мышце;, находящейся все время в покое и получающей с кровью достаточное количество питательных веществ, эти вещества не накапливаются. Они более энергично воспроиз­водятся только в том случае, если расхо­дуются. При работе мышца расходует свои питательные вещества, а во время отдыха они восстанавливаются с избытком. Но, чтобы мышца не истощалась, ее работа должна чередоваться с отдыхом — только при этих условиях в процессе двигательной деятель­ности будет происходить достаточное накопление в мышцах питательных ве­ществ.
Интересен, например, такой факт. При обследовании нескольких тысяч детей школьного возраста было выявлено, что активно занимающиеся на уроках физической культур!,и в школьных секциях, как правило, на 20—30% превосходят в силе своих сверстников, не посещающих этих занятий.
Но сильными, конечно, становятся не сразу. Развитие силы — процесс длительный. Попытки увеличить ее в короткие сроки недопустимы, так как это может затормозить развитие растущего организма.
Достаточная мышечная деятельность — одно из необходимых условий, хорошего раз­вития костей. Кости развиваются, растут и крепнут лучше у тех детей, которые систематически занимаются физическими упражне­ниями, участвуют в физическом труде. Но эти занятия должны быть посильными. Слишком длительные, сильные, не соответствую­щие возрасту мышечные напряжения вредны, они могут, в частности, вести к преждевре­менному окостенению и, следовательно, задержке роста.
Существует тесная связь между работой сердечной мышцы и остальных мыши тела. Чем больше и лучше работают мышцы тела, тем больше приходится работать и сердцу. Его сокращения становятся более сильными и частыми. Это значит, что сердце делается сильнее и выносливее.
Благодаря движениям, активизирующим деятельность сердца и сосудов, усиливается кровообращение.
При регулярных физических упражне­ниях происходит более совершенное приспо­собление сердца и легких к повышенной нагрузке. При физической деятельности сердце работает чаще и «выбрасывает» больше крови. Это способствует укреплению сердца и легких.
Физические упражнения воздействуют не только на органы кровообращения и дыха­ния, но и па обмен веществ в организме, ни мозг, на железы внутренней секреции.
Все новые и новые связи, возникающие в головном мозгу, совершенствуют, улуч­шают согласованность движений. Все органы начинают работать более согласовано. Через нервную систему они взаимно влияют: друг на друга, благодаря регулирующей роли головного мозга более согласован и идет их развитие.
Систематическими физическими упражнениями можно предупреждать различные нарушения в физическом развитии или устранять уже появившиеся.
В процессе физических упражнении организм постепенно становится способным выполнять значительно большую работу с меньшим расходованием сил. Выполнение движений делается более экономным, кра­сивым и достигает высокого совершенства, что благотворно сказывается на развитии ребенка, подростка, юноши и девушки.
Большую ошибку допускают те родители, которые ищут предлога, чтобы удержать де­тей от занятий физическими упражнениями, физическим трудом.
Разумеется, нагрузка должна соответствовать возрасту, состоянию здоровья и степени подготовленности, а с подросткового периода — и полу.
От рождения до 7 лет еще нет существен­ного различия в физическом развитии мальчиков и девочек. Но чем старше становятся дети, тем более заметны различия в строении их организма, связанные с полом. У девочек слабее развит плечевой пояс, но относительно более длинное туловище, шире таз, относительно короче ноги. Серийно-сосудистая система у них по сравнению мальчиками меньше по весу и объему. Эти различия в строении организма мальчиков и девочек важно учитывать при подборе и проведении занятий играми, гимнастикой детьми школьного возраста.
Надо иметь в виду, что но у всех детей, уже в пределах одного возраста, одинаковые здоровье и физическая подготовленность. Поэтому нельзя предъявлять ко всем одни и те же требования в занятиях гимнастикой, играми, спортом. Учащиеся при прохождении медицинского осмотра в школе распределяются на группы по состоянию здоровья и физической :подготовленности: основную, подготовительную и специальную.
К основной группе относятся школьники, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, но достаточно физически развитые. Они занимаются по программам физической культуры в полном объеме, могут заниматься спортом в одной из секций школьного коллектива, после надлежащей подготовки допускаются к спортивным соревнованиям.
В подготовительную группу включаются учащиеся, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных отклонении) и недостаточно физически подготовленные. Они занимаются по программам физической культуры, но при условии более постепенного прохожде­ния материала. Такая же осторожность соблюдается и в занятиях их в одной из спортивных секций школьного коллектива физической культуры.
Задача родителей заключается в том, чтобы соответствующим режимом, питанием, занятиями утренней гимнастикой, прогул­ками на свежем воздухе и другими мерами (по указанию врача) ускорить перевод ребенка из группы подготовительной в основ­ную.
К специальной группе относятся ученики, которые имеют значительные отклонения (постоянного или временного характера) в физическом развитии или состо­янии здоровья.
Нередко эти дети бывают застенчивы, пассивны или же, наоборот, вспыльчивы, легко возбудимы. На уроках физической культуры к ним нужен особый подход. Кроме того, с ними должны проводиться специаль­ные занятия лечебной физической культу­рой, корригирующими упражнениями.
Практика показывает, что в результате таких занятий у школьников, отнесенных к специальной группе, улучшаются пока­затели здоровья, физического развития и физической подготовленности. Достижения по бегу, прыжкам, подтягиванию и другим упражнениям приближаются к результатам хорошо физически подготовленных школь­ников.
Еще раз подчеркиваем, что неправильно поступают родители, требуя освобождения физически ослабленных детей от уроков физической культуры. Нужно посоветоваться с врачом, с учителем физической культуры и проводить дома то, что они рекомендуют: например, занятия упражнениями для улучшения осанки, борьбы с искривлениями позвоночника, плоскостопием и т. п. Отдельные корригирующие упражнения можно включать в утреннюю гимнастику.
Как только дети окрепнут, их следует перевести на обычный, нормальный, режим, включающий посильные занятия физической культурой не только на школьных уроках и в секциях, но и в домашних условиях.
Обязательно узнайте в школе, к какой группе отнесен ваш ребенок. Это поможет вам, наблюдая за его занятиями дома, более правильно рекомендовать ему те или иные игры и упражнения.

Линейка в пионерском лагере затянулась. Ребята стояли в положении «смирно» и слу­шали старшего вожатого. Вдруг правофлан­говый Юра Петров как-то странно покач­нулся и упал на дорожку; лицо его, обычно бледное, стало совсем восковым, глаза за­крылись.
Девочки закричали, вожатый кинулся к Юре, но тот уже пришел в себя и смущенно улыбнулся. Мальчику не позволили поднять­ся — товарищи на носилках понесли его в кабинет врача и остались ждать у двери. Что скажет доктор Мария Петровна? На­верно, велит увезти Юру в Москву? Или вы­зовет «скорую помощь»?
Через полчаса дверь кабинета откры­лась, и на крылечко к общему удовольствию вышел сам Юра.
— С ним ничего страшного,— объяс­нила ребятам Мария Петровна.— Просто он слишком быстро растет.— И, подумав, добавила:— А физкультурой занимается ма­ло.
Что же все-таки произошло с Юрой? Попробуем объяснить это подробнее.
Возраст между 13—14 и 17—18 годами— один из важных узловых периодов развития и роста организма. В эти годы начинается половое созревание, происходит структур­ное оформление, завершение развития ряда органов и систем. Особенно бурно растет сердце. Так, если за семь лет — от 7 до 14— оно увеличивается в объеме на 33%, то за четыре последующих года — от 14 до 18 лет— оно становится больше на 60%.
В результате у подростков, юношей иног­да возникают изменения в механизме кро­вообращения. Это не болезнь, а своего рода «трудности роста». Быстрое развитие подчас приводит к изменению сердца — оно несколько увеличивается в размере, особенно за счет левого желудочка.
Наблюдения показывают, что эта гиперт­рофия сердца бывает у юношей значительно чаще, нежели у девушек. Такие ребята отличаются хорошим физическим развитием, нередко преждевременным половым созреванием и могут выглядеть старше своего возраста. Обычно они ни на что не жалуют­ся. Артериальное давление у них нормальное, иногда лишь немного повышено; пульс замед­ленный.
При некоторой задержке формирования сердечно-сосудистой системы может возни­кать и противоположный вариант юноше­ского сердца — малое, или «капельное», сердце. Сердце как бы не поспевает за росгом организма.
Подростки или юноши с «капельным» сердцем отличаются обычно высоким ростом, узкой грудной клеткой; они худощавы., с плохо развитой мускулатурой.
Если такому подростку или юноше приходится долго стоять в положении «смирно», например на линейках в школе или в пионерских лагерях, у него могут возникать головокружения, шум в ушах и даже обмороки. Нередко таких ребят, вопреки врачебным советам, лишают всякой физической нагрузки, запрещают им заниматься физ­культурой, катанием на лыжах, коньках, велосипеде и т. п. Бывает так, что практи­чески здоровых подолгу держат в постели, не выпускают на воздух.
Это не только вредит здоровью, но и на­носит немалую психическую травму, так как приучает считать себя больным. В ре­зультате таких тепличных условий, особен­но если их устанавливают с детства, ребята плохо развиваются физически, растут блед­ными, склонными к частым простудным заболеваниям.
Хуже всего сказывается такой щадящий режим на имеющих малое сердце. Ведь для них правильная физическая закалка — главное средство укрепления сердечно-сосу­дистой системы. Очень хороший эффект дают гимнастика по утрам с последующим теп­лым душем или обтиранием; в свободное время — ходьба на лыжах, катание на коньках, туризм; полезно плавание в бассейне.

Источник

Влияние физических упражнений на дыхательную систему

Дыхание – это единый процесс, осуществляемый целостным организмом и состоящий из трех неразрывных звеньев: а) внешнего дыхания, т.е. газообмена между внешней средой и кровью легоч­ных капилляров, происходящего в легких; б) переноса газов, осу­ществляемого системами кровообращения и крови; в) внутреннего (тканевого) дыхания, т.е. газообмена между кровью и клеткой, в процессе которого клетки потребляют кислород и выделяют угле­кислоту. Основу тканевого дыхания составляют сложные окисли­тельно-восстановительные реакции, сопровождающиеся освобожде­нием энергии, которая необходима для жизнедеятельности организ­ма. Таким образом, очевидно, что без дыхания нет жизни. Изучение тканевого дыхания сложно и еще не вышло за пределы научно-ис­следовательских лабораторий.

Исследование функции системы внешнего дыхания в практичес­кой, в том числе спортивной, медицине имеет огромное значение, позволяя наряду с системами кровообращения и крови оценивать функциональное состояние спортсмена в целом.

Работоспособность человека, по сути дела, определяется в ос­новном тем, какое количество кислорода забрано из наружного воз­духа в кровь легочных капилляров и доставлено в ткани и клетки, что и выполняют три указанные выше системы. Все они тесно связа­ны между собой и обладают взаимной компенсацией. Так, при сер­дечной недостаточности наступает одышка, при недостатке кисло­рода в атмосферном воздухе (например, на высотах) увеличивается количество эритроцитов – переносчиков кислорода, при заболева­ниях легких наступает тахикардия.

Влияние физических упражнений на дыхательную систему

Методы исследования функции системы внешне­го дыхания многообразны. В их число входят клиническое исследо­вание, определение ряда величин, характеризующих различные сто­роны функции системы внешнего дыхания как в покое, так и под влиянием функциональных проб.

Правильно собран­ный анамнез позволяет учесть особенности данного лица и отчасти составить предварительное представление о его функциональных возможностях, в частности касающихся внешнего дыхания.

После анамнеза переходят к объективному исследова­нию, которое включает осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию. Осмотр и пальпация позволяют определить частоту и дать относительную оценку глубины дыхания, установить наличие или отсутствие одышки, представляющей собой расстройство дыха­ния, проявляющееся в изменении его частоты, глубины и ритма и т.п. Здоровые лица в покое дышат с частотой 14-20 дыханий в 1 мин. У спортсменов дыхание реже – 8-16, зато несколько глубже.

При осмотре определяют тип дыхания – за счет чего преимущест­венно увеличивается объем грудной клетки, а следовательно, и лег­ких во время вдоха. Таких типов дыхания три – грудной, брюшной и смешанный. При грудном типе дыхания заметно поднимаются на вдохе ключицы и происходит движение ребер. При этом типе дыха­ния объем легких возрастает главным образом за счет экскурсии верхних и нижних ребер. При брюшном, или диафрагмальном, типе дыхания увеличение объема легких происходит в основном за счет движений диафрагмы – на вдохе она опускается вниз, несколько смещая органы брюшной полости. Поэтому стенка живота на вдо­хе при брюшном типе дыхания слегка выпячивается. В смешанном типе дыхания, являющемся наиболее эффективным, участвуют оба механизма увеличения объема грудной клетки.

Осмотр позволяет определить также симметричность движений грудной клетки и живота. Отставание на вдохе одной стороны грудной клетки является признаком, указывающим на нарушения со стороны плевры, дыхательных мышц, межреберных нервов и т.д.

С помощью перкуссии определяют изменения плотности легких, которая может быть как увеличенной, так и уменьшенной. Такого рода изменения являются следствием некоторых заболеваний легких. Например, при воспалении легких пораженный участок уплотняется, а далеко зашедший туберкулезный процесс, наоборот, может привести к образованию полости в легком (каверны). С помощью перкуссии легких определяют также подвижность нижних границ легких на вдохе и выдохе, зависящую от амплитуды движений диафрагмы.

Путем аускультации определяют звук, вызываемый движе­нием воздуха по воздухоносным путям на вдохе и выдохе. На харак­тер этого звука влияет как состояние воздухоносных путей, включая мельчайшие разветвления бронхов, так и состояние самих альвеол. При различных заболеваниях органов дыхания выслушиваются весьма характерные звуки – усиление или ослабление дыхательного шума, различные хрипы, характер которых зависит от особенно­стей патологического процесса в легких, и т.д.

Большое значение в исследовании системы внешнего дыхания имеет рентгенологическое исследование – рентгено­скопия и рентгенография. Оба они важны и дополняют друг друга. Рентгеноскопия в большей мере помогает оценить состояние функ­ции органов грудной клетки, в частности системы дыхания. Различ­ная степень затененности отдельных участков легких, изменяющая­ся в процессе дыхания, позволяет выяснить состояние вентиляции и кровотока этих участков. Отчетливо видны при рентгеноскопии дви­жения ребер и обоих куполов диафрагмы. Благодаря этому можно определить координацию движений важнейшей дыхательной мыш­цы и изменения функции дыхательной мускулатуры. Структурные изменения легких лучше видны на рентгенограмме.

В настоящее время большое распространение получило флюо­рографическое исследование, т.е. съемка миниатюрной рентгенограммы на узкой кинопленке.

При исследовании системы внешнего дыхания методически наиболее доступно определение вентиляции. К показателям, характеризующим вентиляцию, относятся глубина и частота дыха­ния, сила вдоха и выдоха и ряд других.

Существенное значение в оценке вентиляции имеет определение легочных объемов – общей и жизненной емкости легких (ЖЕЛ), минутного объема дыхания (МОД), максимальной вентиляции легких (МВЛ) и др.

Определение их не требует сложной аппаратуры, доступно в любых условиях и представляет большую практическую ценность, так как позволяет получить объективные количественные критерии оценки такого существенного параметра внешнего дыхания, как вентиляция.

Исследование вентиляции. В изучении вентиляции большое зна­чение имеет определение так называемых легочных объемов. К ним относятся следующие величины: жизненная емкость легких, общая емкость легких, минутный объем дыхания, максимальная вентиляция легких; кроме того, исследуются бронхиальная прохо­димость, сила дыхательных мышц и т.п.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) представляет собой объем воздуха, выдыхаемый при максимально глубоком выдохе, ко­торому предшествует максимально глубокий вдох.

Функциональное значение ЖЕЛ заключается еще в том, что она позволяет косвенно оценить максимальную величину площади Дыха­тельной поверхности легких. Чем больше ЖЕЛ, тем больше дыха­тельная поверхность.

Все сказанное дает основание характеризовать ЖЕЛ как вели­чину, отражающую функциональные возможности данного лица в отношении внешнего дыхания.

Учет основных признаков, влияющих на величину ЖЕЛ, оказывается очень простым и удобным, если в основу расчета ее должной величины положить должную величину основного обмена данного лица. Должный основной обмен, как и ЖЕЛ, зависит от пола, возраста, роста и веса, легко определяется по специальным таблицам и выражается в килокалориях (ккал).

Оценка изменений ЖЕЛ, происходящих под влиянием различных факторов, положена в основу ряда функциональных проб. К их числу относится определение спирометрической кривой – многократное измерение ЖЕЛ, проводимое несколько раз подряд через короткие промежутки, времени (15 сек.). Многократность определения ЖЕЛ при этой пробе представляет собой определенную нагруз­ку. Под ее влиянием ЖЕЛ может изменяться. Увеличение ее при по­следовательных измерениях рассматривается как хорошая оценка этой пробы, уменьшение – как неудовлетворительная, отсутствие изменений – как удовлетворительная.

Общая емкость легких (ОЕЛ) представляет собой сум­му ЖЕЛ и остаточного объема легких, т.е. того объема воздуха, который всегда остается в легких после максимального выдоха и может быть определен только косвенно. У здоровых лиц молодого возраста 75-80% ОЕЛ занимает ЖЕЛ, а остальной процент при­ходится на остаточный объем. У спортсменов доля ЖЕЛ в структу­ре ОЕЛ увеличивается, что благоприятно отражается на эффективности вентиляции. Определение остаточного объема в настоящее время связано со значительными методическими трудностями и в спортивной медицине производится пока лишь с научно-исследова­тельской целью.

Бронхиальная проходимость – понятие, противопо­ложное понятию сопротивления воздухоносных путей току воздуха: чем меньше сопротивление, тем больше бронхиальная проходимость, и наоборот. Изменение бронхиальной проходимости оказывает вли­яние на энергетические затраты, связанные с вентиляцией легких. При увеличении бронхиальной проходимости один и тот же объем вентиляции легких требует меньших мышечных усилий. Величина бронхиальной проходимости непосредственно зависит от суммарно­го поперечного сечения всех воздухоносных путей, которое определяется тонусом гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол, регули­руемом нейрогуморальными факторами. Систематические занятия спортом совершенствуют эту регуляцию. Поэтому у спортсменов на­блюдается увеличение бронхиальной проходимости по сравнению с лицами, не занимающимися спортом.

Сила дыхательной мускулатуры имеет существенно значение для состояния вентиляции. Особенно это относится к мускулатуре выдоха, так как на выдохе сопротивление воздухоносных путей намного превосходит сопротивление на вдохе.

Минутный объем дыхания (МОД) принадлежит к важнейшим величинам, характеризующим функцию внешнего дыха­ния. Равняясь в покое 5-6 л, при напряженной физической нагрузке он может возрастать в 20-25 раз и достигать 120-150 л в 1 мин. и более. Увеличение МОД находится в прямой зависимости от мощ­ности выполняемой работы, но только до определенного момента, после которого рост нагрузки уже не сопровождается увеличением МОД. Чем большая нагрузка соответствует пределу МОД, тем, сле­довательно, совершеннее функция внешнего дыхания. Возможность роста мод при возрастающей нагрузке непосредственно связана с величиной максимальной вентиляции легких у данного лица. При равных величинах МОД эффективность вентиляции легких выше тогда, когда дыхание глубже и реже.

Максимальная вентиляция легких (МВЛ), наибо­лее полно отражающая состояние вентиляции, представляет собой объем дыхания, который может быть достигнут при его максималь­ном усилении за счет увеличения как глубины вдоха, так и частоты дыхания. На величину МВЛ влияют величина ЖЕЛ, состоянии бронхиальной проходимости и сила дыхательной мускулатуры. В то время как каждый из этих показателей отражает какую-то отделенную сторону состояния вентиляции, МВЛ характеризует ее всесторонне. Существенная особенность и значение МВЛ заключается в том, что она отражает функциональные способности внешнего дыхания, а перечисленные выше величины – лишь ее функциональны возможности.

Исследование диффузии. Для оценки второго этапа функции внешнего дыхания – газообмена между альвеолярным воздухом и кровью легочных капилляров – существенное значение имеет опре­деление количества поглощенного кислорода и выделенной углекислоты. Поглощение кислорода может быть исследовано при помощи как газового анализа, так и спирографически. Выделение углекислоты – только газоаналитическим путем. Для газоаналитического определения газо­обмена необходимо собрать в специальный мешок выдыхаемый воздух и определить в нем содержание кислорода и углекислоты и его объем. Произведение разницы концентраций кислорода или уг­лекислоты во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе и объема выдыхае­мого воздуха представляет количество поглощенного кислорода или соответственно выделенной углекислоты.

Спирографическое определение количества поглощенного кислорода представляет собой измерение убы­ли объема воздуха или газовой смеси, находящейся под колоколом спирографа, за определенный промежуток времени.

Исследование насыщения артериальной крови кислородом. Ос­новной задачей функции системы внешнего дыхания является под­держание нормального уровня насыщения артериальной крови кис­лородом. Этот уровень измеряется в процентах, выражающих отно­шение фактического количества кислорода в 100 мл крови к ее кислородной емкости. Как уже было сказано, метод, который позволяет в настоящее время проводить бескровное, длительное и непрерывное определе­ние изменений уровня насыщения артериальной крови кислородом, носит название оксигемометрии. Он основан на принципе колори­метрии (от латинских слов колор — цвет, метрия — измерение).

Большую ценность представляет изучение насыщения артериальной крови кислородом при физической нагрузке. При недоста­точно высоком функциональном состоянии организма, в частности системы внешнего дыхания, снижение уровня оксигенации происходит уже при сравнительно небольшой физической нагрузке. Это объясняется главным образом несовершенством регуляции дыхания во время физической нагрузки: дыхание становится частым, поверхностным, т.е. менее эффективным, появляются задержки дыхания, обусловленные плохой согласованностью рабочих движений и ды­хания.

Оценку изменений оксигемограммы под влиянием физической нагрузки необходимо всегда проводить с учетом объема вентиляции. Например, для поддержания нормального уровня насыщения при работе одному спортсмену требуется минутный объем дыхания 40 л, другому – 60 л. Очевидно, что в первом случае функция внешнего дыхания, а также и кровообращения более экономична, более со­вершенна.

Различия в оксигенации артериальной крови во время физиче­ской нагрузки у двух спортсменов с разным уровнем тренирован­ности. Заметное снижение процента насыщения у хорошо, тренированного велосипедиста происходит только при задержке ды­хания, сделанной во время рывка. У плохо подготовленного спортсмена снижение процента насыщения отмечается уже при нагрузке средней интенсивности, а во время задержки дыхания при рывке на­блюдается выраженное падение уровня насыщения.

Для характеристики функционального состояния организма очень важно оценить устойчивость его к снижению степени насыщения артериальной крови кислородом. Раньше такую оценку произ­водили с помощью определения времени максимальной задержки дыхания. Однако эта проба имеет существенные недостатки: мак­симальная задержка дыхания небезразлична для испытуемого, дли­тельность ее во многом зависит от его воли, а главное – получен­ная оценка устойчивости организма к недостатку кислорода прибли­зительна, так как степень снижения уровня насыщения во время задержки дыхания остается неизвестной.

Эти затруднения отсутствуют при использовании оксигемомет­рии в сочетании с задержкой дыхания. В таком исследовании ус­тойчивость к снижению уровня насыщения оценивается точно и объ­ективно. Необходимость в максимальной задержке дыхания отпа­дает, так как в основе оценки результатов пробы лежит анализ степени снижения насыщения при дозированной (не максимальной) задержке дыхания либо рассматривается время задержки дыхания, необходимое для снижения уровня насыщении на определенный, то­же не максимальный, процент. С повышением тренированности уменьшается степень снижения процента насыщения при определен­ном времени задержки либо увеличивается время задержки дыхания, необходимой для снижения на определенный процент.

В процессе восстановления насыщения артериальной крови кис­лородом до исходного уровня различают две фазы: фазу быстрого восстановления (В 2 Г) и фазу медленного восстановления (ГД). Разница в темпе восстановления уровня насыщения в течение этих двух фаз выявляется у всех иссле­дуемых.

В оценке функционального состояния организма спортсменов очень важным является изучение динамики восстановления уровня насыщения при пробе с задержкой дыхания, проводимой после тре­нировки. Длительность восстановления (фаза В 2 Г), не превышающая 1-2 мин., характерна для хорошо подготовлен­ных спортсменов. При перетренированности, переутомлении она за­тягивается до 4-10 мин. Увеличение фазы В 2 Г объясняется сниже­нием эффективности вентиляции, нарушением согласованности кро­вотока в легких и вентиляции соответствующих альвеол, т.е. отрицательными изменениями в регуляции важнейших вегетатив­ных функций – кровообращения и дыхания

Таким образом, всесторонняя и глубокая оценка функции системы внешнего дыхания является необходимой составной частью в характеристике функционального состояния организма в целом. Без такой оценки функциональная диагностика в спортивной медицине была бы затруднена. Целый ряд методов определения важных пара­метров функции системы внешнего дыхания может применяться преподавателем и тренером самостоятельно, непосредственно в процессе тренировки для наиболее объективной оценки состояния спортсмена. Это позволяет более рационально дозировать его на­грузку, что несомненно благоприятно влияет как на работоспособ­ность, так и на состояние здоровья спортсмена.

Влияние физических упражнений на дыхательную систему

а) исследование вентиляции.

б) исследование диффузии.

в) исследование насыщения артериальной крови кислородом.

Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. – М. : Академический Проект, 2004. – 560 с.

Дембо А.Г. Спортивная медицина и лечебная физическая культура / А.Г. Дембо. – М. : ФиС, 1973. – 368 с.

Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М. Смирнов, В.И. Дубровкий. – М. : издательство Владос-Пресс, 2002. – 608 с.

Федокович Н.И. Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений / Н.И. Федокович. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2001. – 320 с.

Источник

Оцените статью