Рекомендации по выбору вида спорта для ребенка
16 Апреля 2019
Когда ребёнок подрастает и становится более активным, у некоторых родителей возникает желание отдать его в спортивную секцию. Перед ними встаёт нелёгкий выбор, при котором они зачастую руководствуются либо своими вкусовыми предпочтениями, либо степенью удалённости секции от дома. На что нужно обращать внимание, выбирая спорт для своего ребенка? Об этом рассказала заместитель главного врача по медицинской части Клинического врачебно-физкультурного диспансера Наталья Толстикова.
— Чаще всего именно родители приводят своих детей в спорт. Всегда ли их целью является здоровье ребенка?
— Безусловно, все родители хотят, чтобы его ребенок был здоровым, крепким, сильным и успешным, и поэтому не возникает никаких сомнений в том, что занятия спортом не только способны дать всё это, но возможно и больше. Но родителям необходимо понимать, что физкультура и спорт – это не одно и то же. Заниматься для себя или заниматься для получения медалей – совершенно разные вещи. Общее в этих двух понятиях «физкультура» и «спорт» – то, какие средства для этого используются, в основном это физические упражнения и игры. Отличаются же они постановкой целей: физкультурой занимаются для оздоровления организма, коррекции физических недостатков, в общем чтобы быть здоровым, а спортом – для развития физических качеств, ради достижений, результатов и побед. Спортивный тренировочный процесс, даже самый профессионально поставленный, все равно способствует перенапряжению определенных органов и систем организма. Последнее время уже официально начали признавать, что спорт, особенно профессиональный, имеет побочные эффекты.
— Многие родители хотели бы не просто воспитать своих детей в любви к спорту, но и сделать из них профессиональных спортсменов, олимпийских чемпионов. Но всегда ли желание родителей совпадает с желанием и возможностями ребенка? Какие советы родителям можно дать, чтобы не навредить?
— Делать из ребенка олимпийского чемпиона совсем необязательно. Вполне достаточно того, чтобы он просто был здоровым, физически подготовленным и все время занят. Помимо положительного влияния на здоровье, занятия спортом способны дисциплинировать, закалять характер, быть сильным не только телом, но и духом.
Родители, задумываясь над тем, куда бы отправить своего ребенка заниматься спортом, часто исходят из собственного вкуса и своих нереализованных желаний. Практика показывает, что родители зачастую стараются реализовать себя в ребенке. Папа, мечтавший быть хоккеистом, но в силу обстоятельств не ставший им, отдает ребенка в хоккейную секцию, а у малыша душа лежит, скажем, к музыке, рисованию или чему-то другому. Поэтому родителям стоит отдавать себе отчет в том, что секцию они выбирают для ребенка, а значит, прежде всего, следует ориентироваться на его желание, а также его способности и возможности.
Психологи вообще считают, что дети до 10 лет не могут определиться, какому же виду спорта им хотелось бы посвятить себя, поэтому не надо бояться экспериментировать. Посоветуйтесь с ребёнком, возможно, его уже привлекает какой-либо вид спорта. Можно походить на пробные занятия, познакомиться с тренером и потом выбрать, что больше ему нравится. Главное, чтобы ребёнок хотел заниматься.
— Нередко родители, перепробовав разные средства и способы оздоровления часто болеющего ребенка, решают отдать его в спорт. Могут ли отклонения в состоянии здоровья помешать ребенку заниматься тем или иным видом спорта?
— Важную роль при выборе вида спорта играют состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Существует ряд противопоказаний, как к занятиям спортом вообще, так и к определенным видам спорта.
Например, детям с искривлением позвоночника не подходят виды спорта, которые способны спровоцировать ассиметричное развитие мышц – это коньки, горные лыжи, теннис, бадминтон. Ребенку со слабым зрением (миопией) противопоказаны бокс, тяжелая атлетика, различные виды борьбы, а также не рекомендуются такие игры, как футбол и хоккей. Но такой ребенок может заниматься настольным теннисом, плаванием, лыжными гонками. Детям с хроническим синуситом, тонзиллитом, гайморитом не рекомендованы зимние виды спорта. С особым вниманием следует подбирать вид спортивной нагрузки для детей с нестабильностью шейного отдела позвоночника. Таким детям противопоказаны единоборства, гимнастика, акробатика, прыжки, верховая езда, футбол. Также с особым вниманием следует подбирать физические нагрузки для детей с заболеваниями сердца и сахарным диабетом. Если у родителей имеются какие-либо сомнения по поводу рассматриваемого вида спорта, то лучше проконсультироваться с врачом по спортивной медицине. Именно он посоветует вам вид спорта, в зависимости от тех или иных заболеваний ребенка.
— При выборе вида спорта важно учитывать физические и физиологические особенности, так как это будет влиять на спортивные успехи и показатели. Какие типы телосложения выделяют и в зависимости от этого, какие виды спорта рекомендуют?
— При анализе физических данных ребенка следует обратить внимание на его телосложение. Предрасположенность к тому или иному типу телосложения определяется наследственностью ребенка, но проявляется и закрепляется она под воздействием факторов внешней среды. Тип конституции ребенка можно определить уже в 6-7 лет. В нашей стране широкое распространение получила оценка телосложения детей и подростков с использованием схемы В. Г. Штефко – А. Д. Островского. В соответствии с ней выделяются четыре основных типа: астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный.
Астеноидный тип отличается малоразвитыми мышцами, худощавостью, стройностью, длинными и тонкими конечностями, узкой грудной клеткой. В большинстве случаев у таких детей сутулая спина с резко выступающими лопатками.
Для торакального (грудного) типа характерны: широкая грудная клетка, равные по ширине плечи и таз, средняя развитость мышечной массы. Дети астеноидного и торакального типов телосложения невероятно энергичны и выносливы. Они добиваются больших успехов в циклических видах спорта: лыжные гонки, легкая атлетика, плавание, велогонки, гребля. Для девочек вполне подойдет художественная гимнастика и танцы.
Дети мышечного типа телосложения – наиболее способные в спорте. Имея массивный скелет, хорошо развитую мышечную массу, они выносливы и сильны. Мышечный тип телосложения хорошо подходит для всех видов спорта. Однако лучше всего им даются скоростно-силовые дисциплины: прыжки в длину, метание ядра и копья, бег, спортивная гимнастика, тяжелая атлетика и единоборства.
Дигестивный (пищеварительный) тип телосложения отличается преобладанием жировой массы над мышечной, невысоким ростом, широкой грудью, выпуклым животом. Дети такого типа могут заниматься тяжелой атлетикой или борьбой.
Тип телосложения не накладывает ограничений на выбор вида спорта, но может ограничивать, лимитировать в достижении высших спортивных результатов.
— При осуществлении выбора вида спорта важно не только учитывать физические, но и психологические качества ребенка. Дети бывают разные: интроверты, экстраверты, замкнутые и раскрепощенные, гиперактивные. Влияют ли психологические качества на выбор вида спорта?
— Безусловно, при выборе спортивной секции крайне важно учитывать психологические особенности ребенка, его темперамент. Достаточно часто детей стремятся отдать заниматься спортом, в том числе и для того, чтобы направить в организованное русло энергию ребенка. Если ваш ребенок экстраверт, то есть общителен, импульсивен, любит быть в центре внимания, не слишком смущается, такие дети тяжело адаптируются к индивидуальным видам спорта – таким, где требуются терпение, вдумчивость, старание в повторениях многочисленных монотонных упражнений. К ним относятся теннис, гимнастика, фигурное катание. Скорее всего, им подойдут командные виды спорта (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей), борьба, или катание на скейтборде, где есть выход эмоциям. Эти дети склонны к некоторому риску, легко приобретают новые двигательные навыки и легче переносят эмоциональное напряжение.
Интроверты наоборот более замкнуты, застенчивы, пассивны, любят побыть в одиночестве или с близким другом. Эти дети выносливы, сосредоточенны, легко переносят монотонные тренировки, но не слишком любят публичные выступления и соревнования. Им подходят циклические виды спорта, требующие длительного движения к результату. Это легкая атлетика, велогонки, бег или плавание на большие дистанции, гребля, лыжные гонки, биатлон, конный спорт.
— Регулярные тренировки не могут пройти бесследно, однако, современный подход к спорту куда более глубокий. Сейчас при отборе детей в спорт имеет значение генетическая предрасположенность, которая собственно и определяет физические и психологические параметры?
— Приводя ребенка в спортивную секцию, родители нередко замечают, что у некоторых детей выполнение движений и отдельных упражнений получается лучше, чем у других. Соответственно, у одних детей есть интерес к занятиям, а у других его нет. И может пройти немало времени, прежде чем тренер и родители определяться, чем лучше заниматься ребенку. Чтобы не терять времени и не травмировать ребенка, хорошо заранее знать, к какому виду спорта у него наибольшие способности. В этом случае на помощь приходит спортивная генетика.
Согласно современным представлениям науки, считается, что успех в любой деятельности человека, в том числе и спортивной, на 75-80% зависит от его генотипа, и лишь 15-20 % успеха дают воспитание, обучение, тренировки и все другие факторы. Многие качества человека, такие, как телосложение, сила, быстрота, выносливость, генетически обусловлены и передаются по наследству. Например, было установлено, что в 50 % случаев дети выдающихся спортсменов имеют выраженные спортивные способности и в 70 % случаев, если оба родителя являлись спортсменами. Кроме того, был обнаружен этнический характер наследования выдающихся физических способностей: так, в спринте все ещё нет равных афроамериканцам, а в беге на средние и длинные дистанции — кенийцам и эфиопам.
В настоящее время известно более 150 генов, которые в той или иной степени связаны со спортивной деятельностью. Это, прежде всего те, которые определяют скоростно-силовые качества, какие волокна преобладают в мышцах человека – «медленные» или «быстрые», как проходят по ним нервные импульсы, как реагирует на нагрузки сердце и кровеносные сосуды. Одна группа генов определяет работу сердца, другая – работу печени, способность быстро восстанавливаться после высоких нагрузок.
С помощью современного генетического анализа можно понять, к занятиям каким видом спорта предрасположен ваш ребенок. По мнению специалистов, каждый здоровый молодой человек способен достичь уровня 1 взрослого спортивного разряда, как минимум, если была верно определена его генетическая предрасположенность к виду спорта. Сегодня генетические технологии достигли такого уровня, что такой анализ стал доступен всем желающим.
— Тренировочные занятия конкретным видом спорта надо начинать не как можно раньше, а в наиболее оптимальном возрасте. Как определиться с возрастом? Когда лучше отдавать ребенка в спорт?
— На самом деле для ребенка, особенно дошкольного возраста, важно само по себе – движение. Ребенок должен прыгать, бегать, двигаться. Двигательная деятельность в жизни ребенка является фактором активной биологической стимуляции, совершенствования механизмов адаптации и главным фактором физического развития. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма, а именно в детском и подростковом возрасте.
И начинать приобщать ребенка к спорту можно уже в первые месяцы жизни, пускай даже это будет обычный массаж и детская гимнастика. Детям до 5 лет на самом деле достаточно лёгких нагрузок и активных игр. В этом возрасте вполне хватает детских площадок.
Также важно учитывать, что отдельные виды спорта могут иметь некоторые возрастные ограничения. Существуют федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта, где определен минимальный возраст ребенка для зачисления в группу начальной подготовки. Например, в такие виды спорта, как художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание в группу начальной подготовки зачисляются дети с 6 лет; в плавание, синхронное плавание – с 7 лет, футбол, баскетбол – с 8 лет; лыжные гонки, биатлон, хоккей – с 9 лет. Боксом, тяжелой атлетикой, самбо, дзюдо можно заниматься с 10 лет. Но это не означает, что до указанного возраста можно ничего не делать. В стандартах приведены нормативы общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы начальной подготовки. Например, по стандарту в группу начальной подготовки по спортивной гимнастике мальчик может быть зачислен с 7 лет. Но для того, чтобы его зачислили, он должен выполнить определенные упражнения. Поэтому с 5-6 летнего возраста он может начать заниматься в группах ОФП (общефизической подготовки) по спортивной гимнастике, цель которых — подготовить ребенка к сдаче этих нормативов.
Сегодня принято начинать раннюю специализацию в художественной гимнастике, фигурном катании, в хоккее. Конечно, есть тренеры, которые знают детскую физиологию и уделяют большое время общефизической подготовке. Но, к сожалению, не все. С другой стороны, есть еще родители, которые в большинстве своем вообще в этом ничего не понимают и только видят, что ребенка отдали в хоккей, а он, вместо того чтобы шайбу по льду гонять, какими-то упражнениями в зале занимается. Но это самый правильный путь в спорт. В любом спорте первый год необходимо посвящать ОФП, постепенному вхождению в спорт, знакомству с ним.
заместитель главного врача по медицинской части
БУ «Клинический врачебно-физкультурный диспансер»
Источник
Влияние физических упражнений на растущий организм
В живом организме все время происходят процессы обмена веществ и энергии. При движении человека эти процессы усиливаются.
Всякое движение нашего тела сопровождается сложными химическими и физическими явлениями в мышцах. При этом происходит беспрерывное усвоение питательных веществ — углеводов, дающих энергию для работы мышц и других органов, и белков, необходимых для роста и развития организма.
Чем активнее работа мышц, тем быстрее кровообращение и тем больше крови (с находящимися в ней питательными веществами и кислородом) получают мышцы.
Рост мышц, вызываемый движениями, происходит за счет увеличения их длины и толщины. Но развитие мышц в результате упражнений зависит главным образом от влияния центральной нервной системы. При выполнении физических упражнений нервные импульсы (раздражения), поступающие из мозга, заставляют мышцы сокращаться с большей силой.
Под влиянием физических упражнений мышцы становятся не только более твердыми и сильными, но и более растяжимыми; повышается их тонус, что препятствует образованию изъянов осанки.
Некоторые родители рассуждают так: для того чтобы ребенок хорошо поправлялся, ему надо меньше двигаться и побольше есть. Такой взгляд неверен. В мышце;, находящейся все время в покое и получающей с кровью достаточное количество питательных веществ, эти вещества не накапливаются. Они более энергично воспроизводятся только в том случае, если расходуются. При работе мышца расходует свои питательные вещества, а во время отдыха они восстанавливаются с избытком. Но, чтобы мышца не истощалась, ее работа должна чередоваться с отдыхом — только при этих условиях в процессе двигательной деятельности будет происходить достаточное накопление в мышцах питательных веществ.
Интересен, например, такой факт. При обследовании нескольких тысяч детей школьного возраста было выявлено, что активно занимающиеся на уроках физической культур!,и в школьных секциях, как правило, на 20—30% превосходят в силе своих сверстников, не посещающих этих занятий.
Но сильными, конечно, становятся не сразу. Развитие силы — процесс длительный. Попытки увеличить ее в короткие сроки недопустимы, так как это может затормозить развитие растущего организма.
Достаточная мышечная деятельность — одно из необходимых условий, хорошего развития костей. Кости развиваются, растут и крепнут лучше у тех детей, которые систематически занимаются физическими упражнениями, участвуют в физическом труде. Но эти занятия должны быть посильными. Слишком длительные, сильные, не соответствующие возрасту мышечные напряжения вредны, они могут, в частности, вести к преждевременному окостенению и, следовательно, задержке роста.
Существует тесная связь между работой сердечной мышцы и остальных мыши тела. Чем больше и лучше работают мышцы тела, тем больше приходится работать и сердцу. Его сокращения становятся более сильными и частыми. Это значит, что сердце делается сильнее и выносливее.
Благодаря движениям, активизирующим деятельность сердца и сосудов, усиливается кровообращение.
При регулярных физических упражнениях происходит более совершенное приспособление сердца и легких к повышенной нагрузке. При физической деятельности сердце работает чаще и «выбрасывает» больше крови. Это способствует укреплению сердца и легких.
Физические упражнения воздействуют не только на органы кровообращения и дыхания, но и па обмен веществ в организме, ни мозг, на железы внутренней секреции.
Все новые и новые связи, возникающие в головном мозгу, совершенствуют, улучшают согласованность движений. Все органы начинают работать более согласовано. Через нервную систему они взаимно влияют: друг на друга, благодаря регулирующей роли головного мозга более согласован и идет их развитие.
Систематическими физическими упражнениями можно предупреждать различные нарушения в физическом развитии или устранять уже появившиеся.
В процессе физических упражнении организм постепенно становится способным выполнять значительно большую работу с меньшим расходованием сил. Выполнение движений делается более экономным, красивым и достигает высокого совершенства, что благотворно сказывается на развитии ребенка, подростка, юноши и девушки.
Большую ошибку допускают те родители, которые ищут предлога, чтобы удержать детей от занятий физическими упражнениями, физическим трудом.
Разумеется, нагрузка должна соответствовать возрасту, состоянию здоровья и степени подготовленности, а с подросткового периода — и полу.
От рождения до 7 лет еще нет существенного различия в физическом развитии мальчиков и девочек. Но чем старше становятся дети, тем более заметны различия в строении их организма, связанные с полом. У девочек слабее развит плечевой пояс, но относительно более длинное туловище, шире таз, относительно короче ноги. Серийно-сосудистая система у них по сравнению мальчиками меньше по весу и объему. Эти различия в строении организма мальчиков и девочек важно учитывать при подборе и проведении занятий играми, гимнастикой детьми школьного возраста.
Надо иметь в виду, что но у всех детей, уже в пределах одного возраста, одинаковые здоровье и физическая подготовленность. Поэтому нельзя предъявлять ко всем одни и те же требования в занятиях гимнастикой, играми, спортом. Учащиеся при прохождении медицинского осмотра в школе распределяются на группы по состоянию здоровья и физической :подготовленности: основную, подготовительную и специальную.
К основной группе относятся школьники, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, но достаточно физически развитые. Они занимаются по программам физической культуры в полном объеме, могут заниматься спортом в одной из секций школьного коллектива, после надлежащей подготовки допускаются к спортивным соревнованиям.
В подготовительную группу включаются учащиеся, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных отклонении) и недостаточно физически подготовленные. Они занимаются по программам физической культуры, но при условии более постепенного прохождения материала. Такая же осторожность соблюдается и в занятиях их в одной из спортивных секций школьного коллектива физической культуры.
Задача родителей заключается в том, чтобы соответствующим режимом, питанием, занятиями утренней гимнастикой, прогулками на свежем воздухе и другими мерами (по указанию врача) ускорить перевод ребенка из группы подготовительной в основную.
К специальной группе относятся ученики, которые имеют значительные отклонения (постоянного или временного характера) в физическом развитии или состоянии здоровья.
Нередко эти дети бывают застенчивы, пассивны или же, наоборот, вспыльчивы, легко возбудимы. На уроках физической культуры к ним нужен особый подход. Кроме того, с ними должны проводиться специальные занятия лечебной физической культурой, корригирующими упражнениями.
Практика показывает, что в результате таких занятий у школьников, отнесенных к специальной группе, улучшаются показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности. Достижения по бегу, прыжкам, подтягиванию и другим упражнениям приближаются к результатам хорошо физически подготовленных школьников.
Еще раз подчеркиваем, что неправильно поступают родители, требуя освобождения физически ослабленных детей от уроков физической культуры. Нужно посоветоваться с врачом, с учителем физической культуры и проводить дома то, что они рекомендуют: например, занятия упражнениями для улучшения осанки, борьбы с искривлениями позвоночника, плоскостопием и т. п. Отдельные корригирующие упражнения можно включать в утреннюю гимнастику.
Как только дети окрепнут, их следует перевести на обычный, нормальный, режим, включающий посильные занятия физической культурой не только на школьных уроках и в секциях, но и в домашних условиях.
Обязательно узнайте в школе, к какой группе отнесен ваш ребенок. Это поможет вам, наблюдая за его занятиями дома, более правильно рекомендовать ему те или иные игры и упражнения.
Линейка в пионерском лагере затянулась. Ребята стояли в положении «смирно» и слушали старшего вожатого. Вдруг правофланговый Юра Петров как-то странно покачнулся и упал на дорожку; лицо его, обычно бледное, стало совсем восковым, глаза закрылись.
Девочки закричали, вожатый кинулся к Юре, но тот уже пришел в себя и смущенно улыбнулся. Мальчику не позволили подняться — товарищи на носилках понесли его в кабинет врача и остались ждать у двери. Что скажет доктор Мария Петровна? Наверно, велит увезти Юру в Москву? Или вызовет «скорую помощь»?
Через полчаса дверь кабинета открылась, и на крылечко к общему удовольствию вышел сам Юра.
— С ним ничего страшного,— объяснила ребятам Мария Петровна.— Просто он слишком быстро растет.— И, подумав, добавила:— А физкультурой занимается мало.
Что же все-таки произошло с Юрой? Попробуем объяснить это подробнее.
Возраст между 13—14 и 17—18 годами— один из важных узловых периодов развития и роста организма. В эти годы начинается половое созревание, происходит структурное оформление, завершение развития ряда органов и систем. Особенно бурно растет сердце. Так, если за семь лет — от 7 до 14— оно увеличивается в объеме на 33%, то за четыре последующих года — от 14 до 18 лет— оно становится больше на 60%.
В результате у подростков, юношей иногда возникают изменения в механизме кровообращения. Это не болезнь, а своего рода «трудности роста». Быстрое развитие подчас приводит к изменению сердца — оно несколько увеличивается в размере, особенно за счет левого желудочка.
Наблюдения показывают, что эта гипертрофия сердца бывает у юношей значительно чаще, нежели у девушек. Такие ребята отличаются хорошим физическим развитием, нередко преждевременным половым созреванием и могут выглядеть старше своего возраста. Обычно они ни на что не жалуются. Артериальное давление у них нормальное, иногда лишь немного повышено; пульс замедленный.
При некоторой задержке формирования сердечно-сосудистой системы может возникать и противоположный вариант юношеского сердца — малое, или «капельное», сердце. Сердце как бы не поспевает за росгом организма.
Подростки или юноши с «капельным» сердцем отличаются обычно высоким ростом, узкой грудной клеткой; они худощавы., с плохо развитой мускулатурой.
Если такому подростку или юноше приходится долго стоять в положении «смирно», например на линейках в школе или в пионерских лагерях, у него могут возникать головокружения, шум в ушах и даже обмороки. Нередко таких ребят, вопреки врачебным советам, лишают всякой физической нагрузки, запрещают им заниматься физкультурой, катанием на лыжах, коньках, велосипеде и т. п. Бывает так, что практически здоровых подолгу держат в постели, не выпускают на воздух.
Это не только вредит здоровью, но и наносит немалую психическую травму, так как приучает считать себя больным. В результате таких тепличных условий, особенно если их устанавливают с детства, ребята плохо развиваются физически, растут бледными, склонными к частым простудным заболеваниям.
Хуже всего сказывается такой щадящий режим на имеющих малое сердце. Ведь для них правильная физическая закалка — главное средство укрепления сердечно-сосудистой системы. Очень хороший эффект дают гимнастика по утрам с последующим теплым душем или обтиранием; в свободное время — ходьба на лыжах, катание на коньках, туризм; полезно плавание в бассейне.
Источник