ВКР (магистерская) «Развитие двигательных качеств у младших школьников средствами художественной гимнастики в процессе внеурочной деятельности»
ВКР (магистерская) «Развитие двигательных качеств у младших школьников средствами художественной гимнастики в процессе внеурочной деятельности».
Просмотр содержимого документа
«ВКР (магистерская) «Развитие двигательных качеств у младших школьников средствами художественной гимнастики в процессе внеурочной деятельности»»
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Ярославский государственный педагогический университет
Кафедра спортивных дисциплин
Специальность (направление) 44.04.01 Педагогическое образование,
профиль Образование в области физической культуры и спорта
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (МАГИСТЕРСКАЯ) РАБОТА
На тему: «Развитие двигательных качеств у младших школьников средствами художественной гимнастики в процессе внеурочной деятельности»
Работа выполнена студенткой:
Шуниковой Дианой Витальевной
Ступина Галина Евгеньевна
Допустить к защите
д.п.н., профессор Бурухин С.Ф.
«________» _______________ 2020 г.
1. Обзор научно-методической литературы 7
1.1. Внеурочная деятельность в образовательных учреждениях 7
1.2. Особенности художественной гимнастики как вида спорта 16
1.3. Анатомо-физиологические особенности организма младших школьников 32
1.4. Двигательные качества и их развитие у младших школьников 36
Выводы по главе 1. 42
Глава 2. Методы, организация и результаты научного исследования 44
2.1. Методы научного исследования 44
2.2. Организация исследования 44
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 52
Библиографический список 62
В настоящее время человек, заботясь о своем здоровье, знает, что для этого необходимо движение. Даже ученые в древности, такие как Авиценна и Аристотель, говорили о пользе движения:
«Умеренно и последовательно занимающийся физическими упражнениями человек, не нуждается ни в каком лечении»;
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» [20].
Известно, что движения и физическая активность являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают тонус, активируют защитные силы организма. Недавно учеными была установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи и мышлением. Активная двигательная деятельность ведет к росту культуры наших взглядов на здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию другим требованиям личной гигиены, закаливанию, может перестроить многое в нашем характере и привычках, заставив отказаться от наиболее вредных из них. Именно в младшем школьном возрасте родители и учителя должны сформировать оптимальную двигательную активность, потребность у ребёнка в движениях, мышечной деятельность, и тогда, становясь взрослее, школьник будет больше двигаться ввиду сложившейся привычки [20].
Уроки физкультуры в школах не полностью восполняют дефицит двигательной активности. И именно поэтому в начальной школе назрела необходимость введения внеурочной деятельности, которая направлена на физическое здоровье детей. С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов образования в России создается система образования, при которой преемственность образовательных программ позволит создать условия для воспитания гармонично развитой, физически и духовно здоровой личности. Для нормальной работы всех систем организма необходим, прежде всего, оптимальный уровень развития мышечной силы [25]. Этому в большей степени способствует гимнастика.
Физические упражнения для детей младшего школьного возраста должны быть регулярными. Будучи постоянными, они становятся привычкой и приучают все системы организма слажено работать, что позволяет достигать результатов. Младший школьный возраст является максимально благоприятным для формирования многих двигательных способностей. В этот период успешно усваиваются и запоминаются все новые и ранее неизвестные упражнения, а так же приобретаются двигательные навыки.
В физическом воспитании особое место принадлежит гимнастике, обеспечивающей общее физическое развитие и совершенствование основных двигательных способностей человека. Гимнастику отличает многообразие упражнений, предоставляющих широкие возможности для наиболее успешного решения конкретных педагогических задач. Занятия различными видами гимнастики помогают решать одну из важнейших задач – обеспечить подготовку физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием физических и духовных сил [19].
Гимнастика – система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости.
Художественная гимнастика – сугубо женский вид спорта. Основными ее средствами являются элементы классического танца, ритмики, пластики, упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами (обруч, скакалка, лента, мяч, булавы) и без предметов, обязательно музыкальное сопровождение. Художественная гимнастика является также олимпийским видом спорта и развитием ее в нашей стране руководит Федерация художественной гимнастики России [19].
Использование упражнений художественной гимнастики, благодаря целостному влиянию и компетентному применению, укрепляет весь организм, развивает координацию движений, силу и упругость мышц, укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы. А также повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, стимулируя иммунную систему. К комплексам упражнений художественной гимнастики входят упражнения, которые действуют на все отделы опорно-двигательного аппарата (позвоночника, конечностей) [6]. Этим определяется актуальность выпускной квалификационной работы.
Однако изученная литература свидетельствует о том, что до сих пор не разработаны методики проведения художественной гимнастики в процессе внеурочной деятельности. Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью введения художественной гимнастики во внеурочное время и неразработанностью методик.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования – методика занятий художественной гимнастикой с младшими школьниками.
Цель исследования – выявить влияние занятий художественной гимнастики на развитие двигательных качеств младших школьников во внеурочное время.
Изучить учебно-методическую литературу по теме научной работы.
Разработать комплексы упражнений для занятий художественной гимнастикой с младшими школьниками.
Определить динамику развития двигательных качеств у младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Гипотеза: предполагается, что занятия художественной гимнастикой в процессе внеурочной деятельности будут способствовать развитию двигательных качеств у младших школьников.
Анализ научно-методической литературы.
Методы математической обработки.
- 1. Обзор научно-методической литературы
- 1.1. Внеурочная деятельность в образовательных учреждениях
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное в школе то, что ребенок делает свой выбор, свободно проявляет свою волю и раскрывается как личность. Очень важно чтоб ребенок был заинтересован занятиями, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования [11].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности [29].
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями стандарта организуется по различным направлениям развития личности, например: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, научно-познавательное, общественно полезная и проектная практика. Организация занятий по Внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении, реализующем стандарт нового поколения [12].
Очень важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, а неотъемлемая часть призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом — осуществить корреляцию и преемственность внеурочного и основного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования [11].
Содержание дополнительного образования на начальном этапе задаётся стремлением детей установить в своих играх удобный для них одушевлённый порядок в мире вещей, событий, явлений и приспособить вещи, организовать ситуацию под себя, под свою индивидуальность. В процессе такой игры и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции [19].
При проведении внеурочной деятельности у школьников необходимо понимать и учитывать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат внеурочной деятельности — это итог участия школьника в деятельности. Например, если школьник, прошел туристический маршрут, не только переместившись в пространстве из одной географической точки в другую, преодолев сложности пути (фактический результат), но и приобретя при этом некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Исходя из этого, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовное и нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — последствие того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка [19].
Основная задача педагога Дополнительного образования состоит в формировании обучающего как личности, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социальной или культурной ситуации. Интенсивное развитие системы дополнительного образования на основе более полного выявления индивидуальных способностей, интересов, склонностей детей расширяет традиционные представления об образовании. Дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и способно к построению диалогических, субъект-субъектных отношений. Здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, т. е. детьми и педагогом как равноправными субъектами. Такой поисковый режим образования наиболее полно может быть реализован именно в дополнительном образовании [11].
Главной цель внеурочной деятельности является необходимость создать условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе выбора и постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций[29].
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Так же внеурочная деятельность в школе помогает решить еще ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Достичь личностного развития младшего школьника за счёт освоения только предметных программ практически невозможно. Необходима корреляция учебной и внеурочной деятельности для создания образовательного пространства, которое предоставит каждому школьнику возможность проявить свою уникальность, индивидуальность, ставить и реализовывать личностно значимые цели и идеи [15].
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения [21].
Основные виды и направления внеурочной деятельности.
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
В основном учебном плане выделены главные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество) [12].
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения результатов. На протяжении трёх лет обучения в школе у младшего школьника создаётся к 4 классу реальная возможность выхода в пространство общественного действия. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны [12].
Программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности. Это спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления. В их основу должны быть положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Программы, как правило, составляются и корректируются по ходу их реализации непосредственно в объединениях детей с активным участием педагога, психолога, родителей и отражают особенности сложившегося социального опыта. Программы имеют одинаковую структуру, включают пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, краткий перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу [11].
Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления может включать подвижные и спортивные игры, плавание, лыжи, шахматы, спортивный туризм. При определённых условиях в школе может быть создан спортивный клуб. Актив спортивного клуба может стать инициатором создания школьных спортивных команд по футболу, баскетболу, волейболу и другим видам спорта. В школе школой могут быть созданы различные спортивные секции. Привлечение к работе спортивно-оздоровительного профиля молодых родителей, студентов местных вузов, спортсменов из местных спортивных клубов может в значительной мере обогатить содержание этого направления внеурочной деятельности детей. В конце года организуется подведение итогов работы внеурочной деятельности. Подведение итогов работы организуется как общешкольный праздник с вручением наград — грамот, дипломов, спортивных званий и почётных знаков, памятных подарков и т. п. [11].
Занятия для детей младшего школьного возраста, спортивно-оздоровительной направленности рекомендуется проводить не менее 60 минут в день от умеренных к энергично-интенсивным аэробным физическим нагрузкам. Уникальным аспектом является включение трехдневной цели в неделю по выполнению упражнению по укреплению мышц, костей, и энергично-интенсивных аэробных физических нагрузок. Для детей и подростков необходима постоянная физическая активность [35].
Для участия в текущей и постоянной физической активности детям необходимы обучение знаниям, пониманию физической компетентности и навыкам поведения и формирование позитивного отношения и уверенности в себе [40].
Общие правила разработки программ внеурочной деятельности.
1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны, как и самим учебным заведением, а так же могут быть заимствованы и специально переработаны под учащихся
2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников (1—4 классы), младших подростков (5—6 классы) и старших подростков (7—9 классы).
3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
4. В программе должно описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.
5. В программе должно указываться количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. Количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего числа занятий.
6. Программы могут реализовываться как в определенном отдельном классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В случае с отдельным классом школа разрабатывает программы для каждого класса. Во втором случае школа создаёт модульные программы для каждой возрастной группы учеников и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классами, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать [12].
Образовательное учреждение должно предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как секции, кружки, экскурсии, круглые столы, олимпиады, диспуты, школьные научные общества, конференции, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Внеурочная деятельность осуществляется на основании годового плана воспитательной работы образовательного учреждения и планов классных руководителей (с учетом времени на подготовку, осуществление и рефлексию запланированных мероприятий (социальная работа и проектная деятельность) [12].
План внеурочной деятельности служит организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования. Он обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся через организацию внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности [28].
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося. Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.
внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способна сформировать учебную мотивацию;
она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
А это уже выход на заданный образовательный результат — способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения [29].
- 1.2. Особенности художественной гимнастики как вида спорта
80 лет тому назад художественная гимнастика как вид спорта, вошла в жизнь миллионов людей и стала частью физической культуры, а значит общей культуры, которая является качественной характеристикой деятельности человека.
Художественная гимнастика в настоящее время очень популярна в России. Средства ее универсальны (танцевальные шаги, прыжки, повороты, равновесия, волны, наклоны, музыка, предметы и др.), позволяют решать самые разные задачи физического, эстетического, эмоционального, духовного воспитания занимающихся. Кроме того, разнообразие средств позволяет оптимально и сбалансировано развивать рекордное проявление координации, гибкости, равновесия, прыгучести спортсменов, стремящихся показать выдающиеся технические результаты. Все это способствует развитию и популяризации художественной гимнастики как вида спорта во всем мире. Об этом свидетельствует количество стран, которые входят в FIG и культивируют художественную гимнастику. Методика подготовки спортсменок в художественной гимнастике стремительно распространяется по всему миру, благодаря активной работе опытных тренеров из стран, являющихся традиционно гимнастическими – Россия, Болгария, Беларусь, Украина и др. В результате: увеличивается количество занимающихся в странах, где гимнастика ранее не была популярна. Высокие технические достижения демонстрируют спортсменки тех стран, которые внедрили передовую технологию подготовки – Италия, Азербайджан, Япония, Израиль, Испания и др. Художественной гимнастикой занимаются лица различных возрастных групп. Средства гимнастики включены в программы дошкольных и школьных образовательных учреждений [6].
Художественная гимнастика – ациклический, сложно координированный вид спорта. В целом упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований. Таким образом, целью работы над техникой в художественной гимнастике является искусство выразительного движения. Одна из основных задач технической подготовки тела связана с искусством владения своим телом в естественных условиях. Специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования, прежде всего, координации движений.
Средства, которыми можно обучать художественной гимнастике, очень разнообразны. Например, многочисленные общеразвивающие, прикладные и вольные упражнения, упражнения с гимнастическими снарядами, прыжки, танцевальные упражнения и подвижные игры. Благодаря ним в ребенке начинают развиваться основные двигательные качества, формируются важные двигательные навыки и осанка. Так же благодаря данным упражнениям ребенок совершенствует координацию движений. Основной гимнастике в школе принадлежит ведущая роль на уроках физического воспитания так она лежит в основе государственных программ физического воспитания школьников. Благодаря гимнастике у ребенка формируется представление об изяществе движений, а так же о красоте человеческого тела. В дополнении к основам художественной гимнастики так же используются элементы из ритмической и пластической гимнастики. Данные упражнения направлены на снятие лишнего напряжения у детей, а так же на воспитание изящества в движениях и их гармоничности [5].
Упражнения с предметами являются основой классификационной программы по художественной гимнастике. В настоящее время используются следующие предметы: обруч, булавы, скакалка, мяч, лента. В связи с различной формой и фактурой предметов различается и техника владения ими.
Существование конкретных разновидностей в упражнениях с предметами и их специфика определяются двумя факторами. Первый из них – принципиально возможные кинематические формы движений самого предмета как независимого снаряда. Второй – это произвольные движения гимнастки (типа движений без предмета). Сочетание этих двух факторов приводит к применяемым в художественной гимнастике разновидностям упражнений с предметами [6].
Художественная гимнастика относится к тем видам спорта, где важную роль играет изобразительность действий. Цель современной гимнастики – выражение с помощью движений мыслей и чувств, выполненных на высоком техническом уровне. Именно эстетическое содержание гимнастики делает ее зрелищной и привлекает зрителей на трибунах [6].
В процессе становления художественной гимнастики постоянно видоизменялись требования к её содержанию и в правилах соревнований конкретизировались требования к оценке исполнительского мастерства. На современном этапе развития этого вида гимнастики отмечен высокий уровень исполнительского мастерства спортсменок, а лидеры мировых соревнований демонстрируют поистине виртуозное исполнение. Высшие спортивные достижения в художественной гимнастике характеризуются артистичным исполнением композиции под музыку с максимальным проявлением координационных способностей, гибкости, прыгучести, равновесия, вестибулярной устойчивости и виртуозного владением разными предметами.
Развивается художественная гимнастика в соответствии с общими закономерностями, присущими спорту в целом. Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: сложности программ, композиции, технического и артистического исполнения.
Во всех видах многоборья соревновательные программы спортсменок включают элементы разной технической сложности, называемые в правилах соревнований «трудностью упражнения» [5].
Трудность – это суммарная техническая ценность комбинации, определяется как сложностью элементов, соединений, так и их количеством. Многие специалисты ведут научную дискуссию относительно терминов «сложность» и «трудность». Некоторые считают, что эти понятия синонимами, другие утверждают, что оба понятия близки, но не тождественны, так как они с разных позиций характеризуют доступность и ценность упражнения. Сложность рассматривают как биомеханическую характеристику упражнения, которая объективно отражают его принципиальные свойства, не зависящие от исполнителя. Сложность гимнастического упражнения зависит от целого ряда факторов (специфика рабочей позы – положения, программы движения, запрос на мощность и точность действий, характер соединения элементов, их количество в связке, комбинации, особенности ритма действий и движений, взаимодействия с опорой, пространственно-временной ориентации и других факторов). Трудность гимнастического упражнения рассматривается как субъективная, относительная характеристика и зависит от уровня готовности исполнителя к освоению определенного элемента. Реальную трудность упражнения в каждом конкретном случае можно определить только мерой труда, необходимого для его освоения и исполнения данным спортсменом. Одно и то же упражнение для разных исполнителей может составлять совершенно различную трудность. Специалисты отмечают, что принятая в судейской практике методика установления единых расценок трудности упражнений носит условно-договорной характер и основывается на временном усредненном подходе, отражающем коллективный опыт специалистов и спортсменов, действующих на данном этапе развития гимнастики [5].
В связи с прогрессированием спорта сложность и трудность упражнений закономерно меняются. В связи с этим таблица трудности элементов и соединений в Международных правилах соревнований периодически пересматривается. К сожалению, правила соревнований Международной федерации гимнастики данного олимпийского цикла не способствуют прогрессу гимнастики, так как ограничивают сложность соревновательных программ, что не позволяет максимально проявить индивидуальные способности гимнастки. Таким образом, Международная федерация гимнастики искусственно ограничивает рекордные достижения спортсменок и тормозит прогресс данного вида олимпийской программы.
В современной художественной гимнастике успеха добиваются те спортсменки, которые изобретают новые оригинальные элементы, объединяя их в сложные соединения, и исполняя их на высоком техническом уровне. В этом проявляется главная закономерность спорта высших достижений. Для соревновательных программ характерен как экстенсивный путь развития за счет увеличения количества сложных элементов, так и интенсивный путь за счет усложнения самих соревновательных элементов (замена старых элементов на новые, более сложные) [14].
Следующий компонент исполнительского мастерства – это композиция, под которой понимают порядок размещения элементов в комбинации во времени и пространстве. Специалисты подчеркивают, что композиция как построение программы выступлений гимнастки, должна отвечать специальным требованиям правил соревнований к структурному разнообразию элементов, их последовательности, прогрессивному распределению в начальной, основной и финальной частях комбинации. Современные соревновательные комбинации лидеров мировой художественной гимнастики отличаются грамотно составленными композициями, позволяющими раскрыть индивидуальные преимущества гимнастки [6].
Однако, в правилах соревнований Международной федерации гимнастики данный раздел требований к композиции носит описательный характер и предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования и конкретизации. Процесс построения гимнастической композиции должен включать не только компоновку элементов, но и стилистическое оформление частей и всего упражнения в целом. При составлении композиции необходимо учитывать ее основные закономерности: единство (целостность), контрастность (яркость) и настроение. На практике важно численно оценивать степень информативности структуры и содержания композиций, составленных из определенного количества элементов и соединений, чтобы иметь возможность сравнивать их между собой.
Исполнение – это реализация первого и второго компонента в оригинальной гимнастической форме. Высокое исполнительское мастерство, всегда в выгодном свете отличает одну гимнастку от той, которая только технически грамотно демонстрирует элементы. Важно довести исполнение программы до такого совершенства, чтобы ее эстетическое содержание оказалось доступным для восприятия публики [5].
В системе экспертной оценки компонентов исполнительного мастерства гимнасток основной акцент сделан на:
– создание баланса между всеми компонентами исполнительского мастерства (сложность, композиция исполнение);
– использование «типичной» для каждого предмета техники;
– демонстрацию специфики каждого вида многоборья;
– исключение однообразия упражнений;
– поощрение разнообразия движений телом и предметом;
– более рациональное распределение в упражнении элементов из разных структурных групп;
– повышение качества исполнения упражнений;
– динамичность выполнения соревновательных программ;
– повышение уровня координационных способностей гимнасток;
– повышение артистической составляющей соревновательных программ.
Соблюдение требований этих правил даёт возможность: спортсменкам использовать в полной мере свои индивидуальные способности, демонстрируя компоненты выполняемой соревновательной программы; тренерам, адекватно учитывая возможности гимнасток, творчески подходить к составлению композиций с различными предметами; спортивным судьям позволяет конкретизировать оценки каждой спортсменки, отражая все компоненты исполнительского мастерства [6].
Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей организма, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Разнообразие, широкий диапазон трудности упражнений позволяет применять их в занятиях с группами различного возраста и подготовленности. От других видов упражнений они отличаются целостностью, динамичностью и танцевальным характером исполнения.
Целостность упражнений характеризуется одновременностью выполнения основного и дополнительных движений, отсутствием остановок и фиксаций промежуточных положений в упражнениях и соединениях и предполагает участие всех звеньев тела в любом выполняемом движении. Примером целостных упражнений служат «волна» и волнообразные движения, взмахи [25].
Динамичность обусловлена интенсивным передвижением по площадке, а также разнообразными изменениями скорости, темпа, ритма, амплитуды, направления и силы движений.
К средствам художественной гимнастики относятся: строевые, общеразвивающие, акробатические и прикладные упражнения, а также элементы танца, специальные упражнения без предмета и с предметами (мячом, скакалкой, лентой, обручем, булавами), специальные упражнения на согласование движений с музыкальным сопровождением [7].
Эти средства предоставляют большие возможности для разностороннего воздействия на занимающихся: повышение у них функциональных возможностей организма, обогащение знаниями в области художественной гимнастики и смежных с ней практических и теоретических дисциплин, двигательным опытом, развитие координации движений, быстроты и точности двигательных реакций, гибкости, прыгучести, выносливости к мышечной работе, видов и свойств внимания, памяти на движения, чувства ритма, музыкального слуха, воспитание эстетических, нравственных и других личностных свойств, формирование правильной, красивой осанки, легкой походки, грациозности, изящества движений.
К элементам художественной гимнастики относятся разновидности шагов и бега, пружинные движения, «волны» и волнообразные движения, махи и взмахи, равновесия, повороты, прыжки, элементы народных и бальных танцев, упражнения с предметами [25].
Разновидностями шагов и бега являются следующие движения.
Мягкий шаг. Он выполняется перекатом с носка на всю стопу с незначительным сгибанием ноги в коленном суставе.
Высокий шаг выполняется с подниманием согнутой ноги (бедро и голень образуют прямой угол).
Острый шаг выполняется резко, отрывисто, из стойки на всей стопе небольшим шагом вперед, стопа другой ноги – на носок.
Широкий шаг выполняется выпадом вперед с разноименным движением рук.
Перекатный шаг выполняется из стойки на носках небольшим перекатом с носка на всю стопу, одновременно с этим сгибая и затем разгибая ногу в коленном суставе, встать на носок, другую вперед-книзу. Движение повторяется с другой ноги.
Пружинный шаг выполняется аналогично перекатному шагу, но в быстром темпе, резко и энергично.
Бег. Многие разновидности бега являются аналогами ходьбы и сохраняют соответствующие названия (высокий бег, острый бег, широкий бег и т.д.). Бег, в отличие от ходьбы, имеет безопорную фазу и выполняется интенсивнее шага. Движения рук при выполнении ходьбы и бега могут быть различными.
Пружинные движения характеризуются одновременным сгибанием во всех суставах и последующим их разгибанием. Они выполняются равномерно, непрерывно, упруго, с большим мышечным напряжением и различной скоростью. Пружинные движения могут быть одновременные, поочередные и попеременные. Разновидностями пружинных движений могут быть: пружинные движения руками – сгибание и разгибание рук из различных исходных положений в различные конечные положения; пружинные движения ногами – из стойки на носках одновременно или попеременно; туловищем из круглого приседа на всей стопе или на носках; целостно – выполняется с равномерным напряжением сгибанием туловища, рук и ног [25].
«Волны» и волнообразные движения характеризуются последовательным сгибанием и разгибанием суставов. «Волны» выполняются руками, туловищем, целостно, равномерно без излишнего мышечного напряжения. «Волна» руками выполняется из исходного положения руки в стороны, соединяя лопатки, последовательно согнуть руки во всех суставах, разводя лопатки, последовательно разогнуть руки во всех суставах. «Волна» туловищем характеризуется последовательным протеканием гребня «волны» в поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника. Она может выполняться в упоре стоя на коленях, в седе на пятках, в стойке на носках и т.д. Исходным положением для целостной «волны» является круглый полуприсед. При этом последовательно выводятся вперед коленный, тазобедренный суставы, поясничный и грудной отделы позвоночника, круг руками вперед-книзу выполняется равномерно.
Махи выполняются руками, ногами и туловищем. Маховые движения туловищем связаны с наклонами вперед, в сторону, назад и с поворотами. Махи руками и ногами выполняются в основных и промежуточных плоскостях, в различных направлениях, по дуге и кругу, одноименно, разноименно, поочередно и последовательно [25].
Взмахи выполняются руками, туловищем (вперед и в сторону) и всем телом (вперед, в сторону и с поворотом). Для взмахов характерен начальный толчок и продолжение движения по инерции в других звеньях тела. При взмахе последовательность движений такая же, как и при «волне», но скорость неравномерная – максимальная в начале и затухающая к концу.
Равновесия подразделяются на статические и динамические. Статические равновесия делятся на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные равновесия выполняются с вертикальным положением туловища, с различными положениями свободной ноги и рук. Горизонтальные равновесия выполняются с горизонтальным положением туловища и разделяются на переднее (туловище наклонено вперед), заднее (туловище наклонено назад), боковое (туловище – в сторону). Сложность равновесия зависит от величины опоры, положения туловища и свободной ноги. Динамические равновесия – это равновесия с изменением положения туловища и свободной ноги [25].
Повороты делятся на повороты на двух ногах и одной. Повороты на двух ногах – переступанием, скрестно на 180°, 360° и т.д.; на одной – одноименные и разноименные.
Одноименные повороты выполняются на правой ноге в правую сторону, на левой ноге – в левую. Разноименные повороты выполняются на правой ноге в левую сторону, на левой – в правую, с различными положениями свободной ноги, туловища, рук. Сложность поворотов зависит от количества градусов, на которое выполняется поворот, от положения свободной ноги и туловища в момент поворота [27].
Прыжки в художественной гимнастике делятся на прыжки толчком двух ног и одной.
Прыжки толчком двух ног: выпрямившись, согнув ноги назад, касаясь, «разножка» продольно и поперек и т.д.
К прыжкам толчком одной относятся: скачок, открытый, закрытый-открытый, шагом, перекидной и т.д.
К элементам бальных танцев относятся галоп, полька, вальс и др. К элементам народных танцев относятся русский попеременный, припадание, веревочка, па-де-баск, ковырялочка, шаг с притопом и т.д. [25]
В исследованиях С.И. Борисенко выделены критерии, характеризующие различные стороны исполнения. С одной стороны, это техническое исполнение, которое отражает технико-эстетические характеристики гимнастических элементов и комбинаций и определяется по таким критериям, как осанка, выворотность ног, точность, движений, легкость, законченность, слитность. С другой стороны, это художественное исполнение, которое определяет способность гимнасток создавать художественный образ; передавать чувства и настроение посредством выразительности жестов и мимики; музыкальности и танцевальности. К критериям оценки технического исполнения относятся:
– наличие подтянутого корпуса с прямой спиной, втянутым животом, опущенными плечами, прямым положением чуть приподнятой головы, определяют осанку;
– поворот бедра, колена, стопы наружу от 45 до 90 градусов, характеризует «выворотность ног»;
– наличие «высокого подъема» (оттянутые носки) и «натянутых» коленей, при напряженных мышцах ног, свидетельствует о натянутости ног;
– сохранение равновесия во время исполнения элементов (с колебаниями и без), определяет устойчивость;
– строгое соответствие техники выполненных элементов, заданным параметрам, определяет точность движений рук и ног;
– акцентированная постановка специализированного жеста кистью по окончанию движения – свидетельствует о законченности движений;
– выполнение движений без видимых усилий характеризует легкость исполнения;
– плавность переходов от движений к движениям при отсутствии видимых остановок, обеспечивает слитность движений.
В исследовании предложены критерии и их признаки с «художественной» направленностью. К ним относятся [6]:
– музыкальность (наличие согласованности движений с темпом, ритмом, акцентами музыки);
– танцевальность (соответствие танцевальных движений заданному танцевальному жанру и музыкальному сопровождению);
– иллюстративная или двигательная выразительность (согласованность движений рук, головы, туловища, ног, которые подчеркивают направленность и характер позы, жеста, движения);
– эмоциональная выразительность (яркое выражение мимикой лица, чувств, настроений, характера музыки).
Выделенные критерии объективно существуют, имеют достаточно четкие определения, могут восприниматься судьями и должны учитываться ими при оценке компонентов исполнительского мастерства гимнасток.
В художественной гимнастике физическая подготовка подразделяется на [9]:
• Общую физическую подготовку, которая направлена на повышение общей работоспособности
• Специальную физическую подготовку, направленную на развитие специальных физических качеств
• Специально-двигательную подготовку, направленную на развитие координационных способностей, скорости реакции на движущийся объект и антиципации (предвидение зоны падения предмета)
• Функциональную, направленную на «выведение» гимнасток на высокий объем и интенсивность тренировочных нагрузок
Техническую подготовку подразделяют на:
• Беспредметную – обучение технике упражнений без предметов
• Предметную – обучение технике упражнений с предметами
• Хореографическую – обучение элементам классического, историко-бытового, народного и современного танцев
• Музыкально-двигательную – обучение элементам музыкальной грамоты, развитие музыкальности и выразительности
• Композиционную – составление соревновательных программ
В психологическую подготовку входят:
• Базовая – психологическое развитие, образование и обучение
• Тренировочная – формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам
• Соревновательная – формирование состояния боевой готовности, способности к сосредоточению и мобилизации
Тактическая подготовка может быть [9]:
1. Индивидуальной – составление индивидуальной соревновательной программы, распределение сил, тактика поведения.
♦ Групповой – подбор и расстановка гимнасток, составление программы, взаимодействие гимнасток, тактика поведения
♦ Командной – формирование команды, определение командных и личных задач, очередность выступления гимнасток
Теоретическая подготовка – это формирование у гимнасток специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в художественной гимнастике. Может осуществляться в ходе практических занятий и самостоятельно.
Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок [9].
Гимнастика силовых тренировок очень мощная и должна быть в правильном направлении, к ним нужно подходить с терпением и упорством, они укрепляются и растягивают тело с большим воздействием [34].
К числу значимых компонентов спортивного мастерства художественных гимнасток большинство специалистов относит качество работы ступней ног. В разговорной речи тренеров чаще можно услышать – «аккуратность стоп» или «чистые стопы», подразумевается степень оттянутости носков, высоту подъема на полупальцы, способность длительное время сохранять равновесие на высоких выворотных полупальцах, способность длительное время выполнять движения и т. д.
Классическая хореография является прежде всего уникальным комплексом движений, направленным на всестороннее развитие тела занимающихся: силы ног, рук, спины, гибкости суставов, эластичности мышц, устойчивости (апломба), координации, культуры движений. Использование отдельных упражнений классической хореографии нецелесообразно, поскольку не оказывает должного эффекта. Потому уже давно тренеры ввели в учебно-тренировочный процесс художественных гимнасток уроки классической хореографии и предпочитают приглашать на работу профессиональных хореографов [26].
С самого начала занятий художественной гимнастикой и далее на всех этапах подготовки целесообразно применение средств пластики. Это позволяет формировать как двигательную, так и эмоциональную выразительность. Способность передавать чувства зависит от содержательной окраски мимики занимающихся, которая предопределена не только психологическими особенностями и эмоциональным опытом занимающихся, но и наличием автоматизированных приёмов их демонстрации. В связи с этим большое значение имеет уровень развития гибкости и пластичности лицевых мышц, которые необходимо постоянно тренировать.
При этом необходимо помнить, что мимика гимнастки должна быть естественной, поэтому не надо гримасничать, чтобы «найти» выражение лица, соответствующее каким-либо чувствам. При развитой психотехнике и достаточно подвижных мышцах, нужное выражение непроизвольно возникнет на лице, отражая внутренние переживания [4].
Естественному выражению чувств и переживаний способствует также освоение техники пантомимы. Обучение искусству пантомимы начинается с умения точно передавать объем и форму несуществующего предмета. Целесообразнее всего приступать к тренировке с помощью подлинных вещей – инвентаря художественной гимнастики. Повторное выполнение хватов, отбивов бросков и т. д. с последующим анализом техники (движений руками, пальцев, углов звеньев тела относительно друг друга и к корпусу) и воспроизведением всего цикла движений (пока вы не добьетесь их точности) без предмета позволяет сформировать мышечную память и пластику имитации движений [6].
Оценивание сравнительного анализа уровня развития ведущих физических качеств гимнасток показывает, что спортсменки на этапе спортивного совершенствования обладают значительно более высоким уровнем развития как активной гибкости, так и пассивной. Исключение составляет прогрессивность в шпагатах, где наилучшие показатели у гимнасток 10-13 лет. С возрастом и ростом спортивного мастерства улучшаются показатели, характеризующие скоростно-силовые качества, функцию равновесия, ловкость. С возрастом увеличивается прыгучесть, но прыжковая выносливость у спортсменок 10-13 лет лучше, чем у гимнасток старшего возраста. Функциональная асимметрия, которая почти не наблюдается в раннем возрасте, увеличивается. Силовая выносливость изменяется незначительно [17].
- 1.3. Анатомо-физиологические особенности организма младших школьников
Уже в глубокой древности понимали, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь, в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону [23].
В связи с тем, что в детском и юношеском возрасте организм человека находится еще в стадии формирования, воздействие физических упражнений, как положительное, так и отрицательное, может проявляться особенно заметно. Поэтому для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать возрастные особенности формирования организма детей.
В педагогике школьный возраст принято разделять на младший (7–10 лет), подростковый (11–14 лет) и юношеский (15–18 лет). Такое деление на возрастные группы соответствует действующей ныне сети детско-юношеских спортивных школ, воспитательно-оздоровительных учреждений в нашей стране [3].
Есть такое понятие — “биологический возраст”. Означает оно достигнутый к конкретному моменту уровень морфологического и функционального развития организма. Нужно учитывать, что при одном и том же паспортном возрасте у детей может быть разный биологический возраст. Есть и спортивный возраст, который определяется уровнем тренированности. Все эти моменты необходимо учитывать при планировании тренировочных нагрузок. Состав, дозировка и интенсивность этих нагрузок должны соответствовать развитию организма [8].
От 7 лет до начала периода полового созревания (12–13 лет) – происходит замедленный, но равномерный рост черепа, особенно в области его основания. Объем мозгового отдела черепа к 10 годам достигает 1300 см3 [10]. К этому возрасту борозды и извилины занимают такое же положение, как у взрослого. В этом возрасте созревают третичные, ассоциативные поля коры (зоны высшего анализа и синтеза). С 7 до 9 лет череп растет одинаково кпереди и кзади от наружного отверстия слухового прохода. В этом возрасте соотношение мозгового и лицевого отделов -1:3 [13].
Дети, у которых доминирует правое полушарие, обладают хорошей пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений, успешны в командных видах спорта. Левополушарные дети обладают чувством времени, выносливы, успешны в одиночных видах спорта. Правополушарные дети не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. При устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь, но они медленнее выполняют письменные работы [24].
В младшем школьном возрасте усиленно формируются мышление, способность пользоваться понятиями, абстрагированными от действия, совершенствуются взаимосвязь первой и второй сигнальных систем, внутренняя речь, способность обдумывать «про себя» поступки. Словесная информация становится более конкретной и полной. Усиливаются временные связи между словами как раздражителями и двигательной функцией. Благодаря этому повышается способность к более разнообразному и глубокому словесному выражению своих движений. Физическое воспитание и спортивное совершенствование способствуют более тонкому взаимодействию сигнальных систем и расширяют влияние речи и мышления на двигательную функцию. Роль движений в развитии организма огромна. Они способствуют формированию многих функций человека [16].
В процессе развития детей происходит окостенение скелета, то есть замена хрящевой ткани на костную, причем в различных его частях в разные сроки. Развитие характеризуется ростом костей в длину и в ширину, изменением их химического состава (увеличивается содержание солей кальция, фосфора, магния), повышением прочности. В костях находится орган кроветворения — красный костный мозг. С возрастом происходит совершенствование кроветворной функции.
Развитие костной ткани в значительной мере зависит от роста мышечной ткани. Мышцы детей существенно отличаются от мышц взрослых. С возрастом увеличивается масса мышц. Однако это происходит неравномерно: в течение первых 15 лет на 9%, а в последующие 2-3 года на 12%. Каждая мышца или группа мышц развиваются также неравномерно. Наиболее высокими темпами роста обладают мышцы ног, наименее высокими — мышцы рук. Темпы роста мышц-разгибателей опережают развитие мышц-сгибателей. Особенно быстро нарастает вес тех мышц, которые раньше начинают функционировать и являются более нагруженными [16].
В период младшего школьного возраста рост мышечной ткани происходит как за счет продолжающихся структурных преобразований мышечного волокна, так и в связи со значительным ростом сухожилий. В этом возрасте дети обладают еще низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у них быстрое утомление. Дети этого возраста наиболее приспособлены к кратковременным скоростно-силовым динамическим упражнениям [18].
В 7-9 лет наблюдается усиление темпов роста позвоночника. У мальчиков в возрасте 7-8 лет, а у девочек еще раньше верхняя часть грудной клетки расширяется и вся она укорачивается, принимая черты грудной клетки взрослого. К 7-8-ми годам срастаются лобковая и седалищная кости таза [20].
У детей 7-9 лет общий темп роста сердца относительно замедляется, рост желудочков опережает рост предсердий; вес сердца у мальчиков и девочек увеличивается одинаково. Емкость камеры сердца (предсердия и желудочки) к 7 годам увеличивается до 23 мл, а к 9 годам до 40 мл. Сердце 7-летнего летнего ребенка совершает 95-100 сокращений в минуту, минутный объем сердца составляет 2120 мл. Артериальное давление у детей 7-8 лет составляет 99/64 мм рт. ст.
В этот период в легких значительно увеличиваются размеры альвеол. У 7-летних детей отчетливо заметен грудной тип дыхания. В 8 лет выявляются половые отличия в типе дыхания: у мальчиков становится преобладающим брюшной тип дыхания, у девочек — грудной. У детей школьного возраста происходит дальнейшее урежение дыхания (18 — 20 раз в минуту). Частота дыхания у мальчиков до 8-летнего возраста выше, чем у девочек. Объем вдыхаемого воздуха составляет 240 мл. ЖЕЛ у детей младшего школьного возраста составляет 1400-1600 мл [2].
- 1.4. Двигательные качества и их развитие у младших школьников
Двигательные (физические) качества – скоростные, силовые, выносливость, ловкость и координация, гибкость – играют большую роль для достижения высокого уровня мастерства в разных видах спорта, а работа над их развитием, т. е. физическая подготовка спортсменов, составляет важнейшую часть процесса подготовки на всех этапах многолетнего совершенствования. Проблема разработки эффективных средств и методов развития двигательных качеств уже на протяжении многих десятилетий занимает ведущее место в спортивной науке и практике [22].
Успех обучения и тренировки в младшем школьном возрасте во многом объясняется способностью центральной нервной системы ребёнка концентрировать и аккумулировать следовые эффекты различных упражнений и мышечных нагрузок. Этим определяется неодинаковая эффективность обучения и тренировки в различные возрастные периоды [2].
Методическим основам развития физических качеств в отдельных видах спорта, и, особенно, в оздоровительных физических упражнениях, ещё только предстоит преобразование в технологию оздоровления. В настоящее время отсутствует общепринятая методика объективного описания различного рода факторов, в совокупности определяющих двигательный режим. Реализация комплексных подходов и результатов исследований, проводимых в этом направлении, рассматривается в качестве основы для разработки эффективных методов повышения работоспособности, определения гигиенических мер по предупреждению утомления, а также рациональной организации режима дня школьников [30].
Сложность взаимодействия наследственности и средовых условий формирования ребенка находит отражение в различном темпе развития таких двигательных качеств, как сила, выносливость, а также скорость мышечного сокращения и скрытый период реакции для мышц рук, ног и туловища. В наследственном фонде не присутствуют все признаки, связанные с двигательной функцией, но имеются важнейшие признаки, проявляющиеся на отдельных этапах онтогенеза. Некоторые факторы, в частности быстрота и выносливость, развиваются в результате относительной стандартности условий их формирования, связанных с вертикальным положением тела. Под влиянием особенностей скелета, условий и системы физического воспитания развитие функций различных групп мышц и их топография имеют индивидуальные особенности. Этим можно объяснить тот факт, что каждый из людей обладает особой осанкой, походкой и другими индивидуальными качествами и может добиться особых результатов в самых различных формах двигательной деятельности [2].
Возраст от 7 до 10 лет является периодом активного совершенствования двигательной деятельности, когда происходит становление различных координационных механизмов, обеспечивающих высокий уровень развития организма и взаимодействие различных органов и систем [31].
Вместе с тем организм ребёнка ещё не полностью сформирован. Особенно это проявляется при выполнении длительных и интенсивных упражнений, когда выявляется незрелость и недостаточность компенсаторных механизмов в организме и общей системе рефлекторной регуляции [1].
Между развитием двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости) и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь. Освоение новых движений сопровождается совершенствованием двигательных качеств. Различные движения избирательно воздействуют на двигательный аппарат человека и поэтому в неравной мере развивают отдельные мышцы и мышечные группы [16].
Формирование двигательных качеств в онтогенезе происходит неравномерно и гетерохронно и зависит от развития ряда систем организма. Например, совершенствование выносливости определяется в значительной мере слаженной деятельностью кровеносной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а развитие силы мышц тесно связано с ростом костной и мышечной тканей, с формированием способности управлять работой мышц. Каждому возрасту свойствен определенный уровень развития двигательных качеств. Наивысшие достижения в силе, быстроте и выносливости достигаются в разные сроки. Систематическая тренировка ускоряет развитие двигательных качеств, но прирост их в различные возрастные периоды неодинаков [16].
Сложность в обучении младших школьников движениям заключается в невозможности привлечь его сознание в той мере, в котором это нужно, но при этом ребенок запоминает форму движения и его ритмическую и пространственную структуру. Особое значение в становлении основных физических качеств у младших школьников следует придавать особенностям их индивидуального возрастного развития, учёту так называемых сенситивных периодов в онтогенезе человека. Выявление таких периодов для проявления того или иного из известных физических качеств в онтогенезе ребёнка очень сложная задача. Однако, если направленное развитие конкретного качества адекватными средствами физического воспитания осуществляется в сенситивный период, то эффект значительно выше, а количество применяемых средств и затраченное время меньше [2].
Таким образом, критические периоды в развитии физических качеств ребёнка отличаются высокой чувствительностью к педагогическому воздействию. Для развития гибкости и силы — соответственно 7-8 и 8-9 лет.
Скоростно-силовые способности легче реализуются у мальчиков в 8-9 лет, у девочек в 7-8 лет, а координационные способности и ловкость – в 8-9 и 6-7 лет соответственно. Ловкость связана с полноценностью восприятия собственных движений, с быстротой и точностью пространственно-временных реакций. Точность поражения в спортивных играх — одна из важнейших характеристик двигательного потенциала, ее можно определить через степень приближения характеристик выполняемых движений к их идеальным показателям [2].
С 7 до 10 лет показатели силы, скрытого периода двигательной реакции и координации движений при выполнении различных упражнений значительно улучшаются. Особенно значительно увеличивается сила на 1 кг массы при одновременном росте величины её максимального показателя. Значительный прогресс отмечается в развитии дыхания, кровообращения, а также других висцеральных функций. Улучшается рефлекторная и гуморальная регуляция функции внутренних органов, а также их взаимодействие. Иннервационный аппарат скелетной мышцы в этом возрасте соответствует уже тканевым структурам взрослого. Формирование же мышцы как органа завершается несколько позже [2].
Впервые максимальную произвольную силу мышц (МПС) при изометрическом напряжении удается измерить в возрасте 4-5 лет. МПС сгибателей и разгибателей кисти составляет в среднем соответственно 5,22 и 4,61 кг, бедра 6,0 и 7,9 кг, туловища 8,17 и 14,65 кг.
В каждом возрастном периоде изменяется соотношение (топография) МПС различных мышц, формируется своеобразный мышечный профиль. С 8 до 10 лет повышение МПС мышц происходит относительно равномерно. К 11 годам темпы роста ее увеличиваются [32].
У младших школьников происходит наибольшее становление быстроты, являющейся комплексным физическим качеством, характеризующим способность совершать двигательные действия в минимальное время. Она может определяться по времени ответной реакции на внешний раздражитель, времени одиночного движения, темпу движений. Причём все эти проявления быстроты не связаны между собой.
У детей и подростков имеются благоприятные предпосылки для развития скоростных способностей в силу того, что им свойственны высокая возбудимость иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, и повышенная интенсивность обменных процессов. Уже к 6 годам высокого уровня дифференцировки и развития достигает чувствительное звено иннервационного аппарата (проприорецепторы) скелетной мускулатуры ребёнка, однако двигательная иннервация достигает уровня взрослых лишь к 12-13 годам [2].
Быстрые движения при минимальном сопротивлении, в отличие от медленных, выполняемых, например, при разучивании или значительных отягощениях, обеспечиваются сокращением быстрых волокон, а также сопровождаются слабым включением мышц — антагонистов. Это способствует улучшению межмышечной координации. Нервно-координационные факторы особенно актуальны для построения и реализации физкультурных программ развития быстроты у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этом возрасте развитие других физиологических механизмов в воспитании быстроты (увеличение максимальной силы и скорости сокращения мышц) противопоказано. Однако при отсутствии чётко выраженного двигательного навыка, даже в относительно простом движении, мышечная координация характеризуется неустойчивостью [2].
При выполнении спортивных упражнений, как правило, отмечается комплексное проявление быстроты. Например, результат в спринтерском беге зависит от времени двигательной реакции на старте, быстроты одиночных движений и частоты (темпа) шагов.
Впервые в отдельных движениях время реакции удается определить в возрасте 2-3 лет — 0,50-0,90 с. Но уже в 5-7 лет оно снижается до 0,30-0,40 с, а к 13-14 годам приближается к данным взрослых (0,11-0,25 с).
Изменение с возрастом двигательной реакции происходит неравномерно. До 9-11 лет время ее уменьшается быстро, а в последующие годы, особенно после 12-14 лет, — медленно [36].
Тренировка способствует улучшению скорости двигательной реакции. Наибольшее уменьшение времени реакции под влиянием систематической тренировки отмечено у детей 9-12 лет. В этом возрасте преимущество тренирующихся детей перед не занимающимися спортом особенно велико. Если в это время не развивать быстроту, то в последующие годы, возникшее отставание трудно ликвидировать [16].
Наиболее полно возрастные изменения выносливости изучены при статических усилиях различных групп мышц, например сгибателей кисти, предплечья, бедра. Установлено, например, что с возрастом увеличивается время удержания сгибателями кисти усилия на динамометре, равного 50% от максимального (в 10-12 лет время данного усилия составляет 96 с, а в 18-» 20 лет- 113.с).
Продолжительность усилия различных групп мышц неодинакова и увеличивается не одновременно. В возрасте от 8 до 11 лет наибольшей выносливостью характеризуются мышцы-разгибатели туловища; в 11 -14 лет значительно повышается выносливость икроножных мышц. По мере развития организма увеличивается время удержания основных гимнастических поз — виса и упора [16].
По мере развития организма гибкость изменяется неравномерно. Так, подвижность позвоночного столба при разгибании заметно повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет. В более старшем возрасте прирост ее снижается. Подвижность позвоночного столба при сгибании у мальчиков 7- 10 лет значительно возрастает, а в 11 -13 лет уменьшается. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек — в 14 лет. При. активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных.
Ловкость – двигательное качество, характеризующееся умением управлять силовыми, временными; пространственными параметрами движений. Одним из проявлений ловкости является точность ориентации в пространстве. Способность к пространственной дифференцировке движений заметно усиливается в возрасте 5-6 лет. Наибольший рост этой способности отмечается от 7 до 10 лет. В 10-12 лет она стабилизируется, в 14-15 лет несколько ухудшается, а в 16-17 лет показатели двигательной ориентации достигают данных взрослых.
Систематическая тренировка развивает умение более качественно анализировать пространственные параметры движений. Под влиянием тренировки способность управлять движениям улучшается. Высокая степень развития координации движений обусловливает более успешное совершенствование других двигательных качеств [16].
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Программы внеурочной деятельности структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности. Это спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления.
Художественная гимнастика в настоящее время очень популярна в России. Средства ее универсальны (танцевальные шаги, прыжки, повороты, равновесия, волны, наклоны, музыка, предметы и др.), позволяют решать самые разные задачи физического, эстетического, эмоционального, духовного воспитания занимающихся. Для проведения занятий по художественной гимнастике с детьми необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности школьников.
- Глава 2. Методы, организация и результаты научного исследования
- 2.1. Методы научного исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретический анализ литературы и программных материалов;
первоначальное тестирование в сентябре 2018 года.
промежуточное тестирование в декабре 2018 года.
итоговое тестирование в мае 2019 года.
математико-статистическая обработка результатов исследования с помощью компьютерной программы Excel.
В эксперименте приняли участие 11 девочек второго класса средней школы №72, занимающиеся художественной гимнастикой во время внеурочной деятельности. Занятия проводились три дня в неделю по одному часу. Во время занятий с обучающимися проводились растяжка и хореография, выполнялись прыжки, кувырки, равновесия. Была работа без предметов и с предметами: скакалка, обруч, мяч. Также были подготовлены выступления на школьных мероприятиях, отчетных концертах, днях открытых дверей.
Во время учебного года были проведены тесты в 3 этапа:
Начало сентября 2018 года.
Конец декабря 2018 года.
Конец мая 2019 года.
Контрольные тесты до и после эксперимента проводились с интервалом в 9 месяцев: в начале сентября 2018 года и в конце мая 2019 года. По данным тестам можно выявить динамику развития физических качеств младших школьников: взрывной силы, гибкости, ловкости (см. Приложения, табл. 1, 2, 3). В течение девяти месяцев испытуемые выполняли комплекс упражнений, который способствовал повышению двигательных качеств (табл. 1).
После проведения исследований, данные тестов испытуемых анализировались и обобщались. Был проведен сравнительный анализ средних показателей на всех этапах эксперимента, который показывает, что результаты всех испытуемых значительно улучшились во всех тестах. Это значит, что занятия художественной гимнастикой и комплекс упражнений положительно повлияли на развитие двигательных качеств девочек.
Испытуемые проходили следующие тесты:
На взрывную силу:
Прыжок вверх (см) (изначально выполняется замер из положения стоя руки вверх, затем выпрыгивание из полуприседа лицом к стене, задача испытуемого выпрыгнуть как можно выше и коснуться руками отметок на стене, дается две попытки, записывается наивысший показатель разницы между начальным положением и итоговым) (рис. 1).
Рис. 1. Прыжок вверх
Бросок обруча (м) (выполняется хватом обруча сверху в его вертикальном положении, к обручу привязана веревка с отметками, измеряется высота броска по веревке) (рис 2).
Рис. 2. Бросок обруча
Шпагат (см) (выполняется лежа на скамейке, на спине, ноги в стороны, измеряется расстояние от стоп до пола, скамейка 30 см) (рис. 3).
Мост (см) (измеряется расстояние от рук до стоп) (рис. 4).
Ловля мяча за спиной (количество раз) (выполняется 10 бросков мяча одной рукой с ловлей за спиной, считается количество пойманных мячей) (рис. 5).
Рис. 5. Ловля мяча за спиной
Упражнениям на развитие взрывной силы отводилось примерно 20% от времени занятия, гибкости – 30% занятия, ловкости – 20%. Упражнения на гибкость (растяжка) выполнялись в начале занятия внеурочной деятельностью на разогретые мышцы, после разминочного бега, для более благоприятного развития. Растяжка включала в себя подготовительные упражнения: складки, махи, наклоны и т. д. Затем выполнялись шпагаты: на правую и левую ноги, а также на поперечный. И завершалась растяжка упражнениями на развитие гибкости спины: «корзиночка, наклоны назад, стоя на коленях и на ногах, «рыбка» и др. Проводилась и активная, и пассивная гибкость.
Ловкость тренировалась в середине тренировочного занятия: кувырки, сложно координированные прыжки и др. Упражнения выполнялись с использованием предметов: скакалка, обруч, мяч. Броски и ловля предметов, выполнение таких упражнений как: «удочка» со скакалкой, «бумеранг» с обручем, перекаты с мячом и т. д. Для достижения наибольшей эффективности применялись теннисные мячи. Главная задача – развитие кистей рук и чувства предмета.
Упражнения на силу выполнялись в конце основной части занятия: мелкие прыжки на носках, метания теннисных мячей, выпрыгивания вверх и вперед, прыжки со скакалкой и др.
Для достижения наибольшей эффективности и для заинтересованности детей младшего школьного возраста использовались подвижные игры, которые способствуют развитию двигательных качеств: «Мостики», «Крабики», «Повтори за мной» и т.д. Полный комплекс упражнений вынесен в таблицу (табл. 1). В течение года дозировки и подходы некоторых упражнений увеличивались.
Комплекс упражнений для развития двигательных качеств
Источник