Виды гимнастики для инвалидов

Лучшие тренировки для людей на инвалидной коляске

Оказаться в инвалидной коляске можно по разным причинам: из-за внезапного события, например, повреждения спинного мозга, инсульта или ампутации конечности, либо в результате прогрессирования серьезного заболевания – рассеянного склероза, бокового амиотрофического склероза или остеоартрита. Однако вопреки распространенному заблуждению, людям с ограниченными физическими возможностями не только можно, но и крайне рекомендуется заниматься разными физическими упражнениями – от фитнеса до бодибилдинга.

Зачем людям с ограниченными возможностями заниматься спортом

Ограниченная мобильность часто вызывает осложнения в виде ожирения, одышки, сердечно-сосудистых болезней, сахарного диабета, артрита. С возрастом эти болезни еще больше усугубляются.

Выполнение физических упражнений позволяет повысить выносливость, улучшить осанку и координацию, укрепить мышцы и улучшить подвижность суставов. Спорт помогает избавиться от нарушений в работе пищеварительной системы, улучшить работу сердца и легких, укрепить иммунитет и даже предотвратить такие заболевания головного мозга, как болезнь Альцгеймера и деменция.

Доказано, что во время занятий спортом в организме человека повышается количество гормона эндорфина [1] . Это вещество отвечает за хорошее настроение, помогает противостоять стрессам, облегчает боль и повышает самооценку, что в большинстве случаев крайне необходимо для людей, которые по определенной причине потеряли возможность активно передвигаться.

Как правильно подобрать упражнения

Многие из тех упражнений, которые без труда могут выполнять здоровые люди, не подходят лицам с ограниченными физическими возможностями. Но это не является причиной отказываться от занятия понравившимся видом спорта. Специально для таких случаев существуют адаптированные варианты упражнений.

Читайте также:  Виды физических упражнений способствую

Людям, использующим коляску с ручным приводом, в программу тренировки важно включать упражнения для крупных мышц туловища, а также на растяжку мускулатуры плеч и груди. Большинство пользователей инвалидных колясок во время управления ими чрезмерно напрягают свою верхнюю часть тела, особенно трицепсы и плечи. Поэтому, во избежание неправильного распределения нагрузки, травмирования мышц и связок, тренировку колясочникам следует строить таким образом, чтобы укрепить мышцы спины и в то же время расслабить мускулы груди.

Все упражнения для людей с ограниченными двигательными возможностями можно разделить на 3 группы.

  1. Кардиотренировки. Это комплекс упражнений, которые повышают выносливость, тонизируют сердечную мышцу, улучшают циркуляцию крови. Многие считают, что кардиотренировка – это только бег, спортивная ходьба, езда на велосипеде или танцы, которые по понятным причинам не подходят людям с ограниченными возможностями. Зато многие люди с ограниченной мобильностью осваивают теннис и акватренировки. Последние полезны еще и тем, что вода поддерживает тело и тем самым снимает нагрузку с суставов и мышц.
  2. Силовые тренировки. Это комплекс упражнений с использованием специального инвентаря для наращивания мышечной массы, укрепления костной ткани и улучшения балансировки. Для лиц на инвалидных колясках подходит большинство силовых упражнений, рассчитанных на тренировку верхней части тела.
  3. Упражнения на гибкость. Эти упражнения важны тем, что помогают расширить диапазон движений, предотвратить травмы и скованность суставов, облегчают боль. Это могут быть классические упражнения на растяжку или занятия йогой. Кстати, упражнения из этой группы не просто подходят, но и очень важны для лиц с ограниченной двигательной активностью, поскольку помогают предотвратить или замедлить атрофию мышц, улучшить осанку, уменьшить боль в спине.

Поскольку люди с ограниченными физическими возможностями ведут менее активный образ жизни, регулярные занятия спортом для них очень важны. Специалисты советуют колясочникам в течение недели выделять 150 минут на кардиотренировки умеренной сложности или 75 минут – для более интенсивных упражнений на укрепление сердечно-сосудистой системы. Кроме того, хотя бы 2 раза в неделю следует уделять время силовым тренировкам [2] .

С чего начать

Первое, что надо сделать, прежде чем заняться спортом – проконсультироваться со своим врачом или физиотерапевтом. Специалист поможет подобрать наиболее подходящий тип тренировки, ее интенсивность, а также посоветует, каких упражнений следует избегать, учитывая особенности организма.

Любые занятия спортом необходимо начинать с самого легкого уровня и делать те упражнения, которые нравятся человеку. Это позволит быстрее достигнуть первых целей, обрести уверенность в своих силах и сохранить мотивацию. Со временем можно будет перейти к более сложным тренировкам. Но надо заранее быть готовым к тому, что в любом спорте есть взлеты и падения, и даже если что-то не будет получаться – это не причина падать духом и прекращать заниматься. Чтобы избежать разочарований, изначально следует ставить перед собой реалистичные цели. Для достижения положительных результатов занятия спортом должны стать частью повседневной жизни человека с ограниченными физическими возможностями.

Во время любой тренировки очень важно соблюдать технику безопасности. Не стоит продолжать занятие, если оно приносит боль, дискомфорт в груди, вызывает головокружение, тошноту, нарушение сердцебиения, одышку или очень сильное потоотделение [3] . Важно внимательно прислушиваться ко всем сигналам своего тела. Если тренировка в 15 минут вызывает дискомфорт, тогда ее необходимо сократить к 10 или даже 5 минутам. Во избежание травм следует выбирать упражнения с минимальным риском для мышц и суставов, и хотя бы на начальном этапе тренироваться под наблюдением опытного инструктора или физиотерапевта.

Кардиоупражнения для колясочников

Основная задача упражнений из этой группы – ускорить частоту сердечных сокращений и улучшить циркуляцию крови, то есть предотвратить застой в сосудах.

Для пожилых людей, а также лиц с ограниченными физическими возможностями существует специальная программа кардиозанятий – так называемая аэробика на стуле. Программа состоит из комплекса упражнений для верхней части тела, которые необходимо повторять по несколько раз в довольно быстром темпе. Кстати, упражнения из этой программы не только укрепляют сердце, но и улучшают функциональность суставов.

Одно из популярных упражнений – с использованием фитнес-резинок с небольшим сопротивлением. Резинку пропускают под стулом, на котором сидит человек, так чтобы один ее край находился в правой руке, другой – в левой. Удерживая спортивный инвентарь, необходимо в быстром темпе 20-30 раз поднять руки, натягивая резинку. Количество повторений со временем можно увеличивать. Главное в упражнении – соблюдать темп.

Второе полезное для колясочников упражнение из кардиогруппы – боксирование, сидя на стуле. Во время его выполнения необходимо делать интенсивные махи руками, имитирующие движения боксеров. Это отличная тренировка для сердца, рук и спины.

В некоторых бассейнах предусмотрены занятия для людей на инвалидных колясках. Аквааэробика также является полезным видом спорта для таких лиц. Кроме того, существуют адаптированные под колясочников программы занятий баскетболом, волейболом, легкой или тяжелой атлетикой. Кстати, психологи советуют таким людям в качестве кардиотренировки выбирать командные игры, такие как баскетбол или танцы на колясках. Они позволяют не только поддержать в тонусе сердечно-сосудистую систему, но и оставаться в социуме.

Упражнения на гибкость и растяжку

Людям, которые большую часть времени проводят в кресле, растяжка помогает облегчить боль и снять напряжение в мышцах. Упражнения на растяжку можно делать лежа в кровати. Кроме того, существует адаптированный вариант йоги, которой можно заниматься в кресле. Специальные упражнения для лиц с ограниченной мобильностью есть и в пилатесе.

Одни из самых простых, но очень полезных для колясочников – упражнения на растяжку мышц плеч и груди. Они же улучшают подвижность в суставах, что позволяет предотвратить травмы и облегчить боль. В качестве инвентаря для занятия можно использовать любую палку или даже веник. Суть упражнения: взять палку, держа руки чуть шире плеч, поднять вытянутые руки над головой и попытаться завести их как можно дальше за голову. Задержаться в этом положении на 5 секунд и вернуть руки в исходное положение. Повторять по 10 раз в день. Во время этого упражнения в работу включаются мускулы груди, спины и дельтовидная мышца.

Силовые тренировки

Занимаясь упражнениями на укрепление мышц, колясочники должны особое внимание уделять определенным группам мускулатуры. Правильная тренировка должна состоять из упражнений на развитие мелких и более слабых мышц плеч и груди. Развитие этой группы мускул поможет правильно распределять нагрузку во время передвижения коляски. Также важно включать в работу и мускулы спины, которые у колясочников почти никогда не работают. Такие упражнения помогут избежать атрофии спинных мышц. Хорошим упражнением для этой группы мышц являются подтягивания.

Многие классические упражнения для тренировки верхней части тела вполне подходят сидячим спортсменам. В качестве инвентаря можно использовать гантели, гири, фитнес-резинки с высоким уровнем сопротивления и даже обычные бутылки с водой. Также существует ряд тренажеров для людей с инвалидностью, которые подходят для домашнего использования. Начинать тренировки необходимо с гантель небольшого веса. На начальном этапе важно укрепить мускулы, а не нарастить большую мышечную массу. Поначалу можно выполнять по 2-3 подхода упражнений, повторяя каждое по 8-12 раз. По мере увеличения мышечной силы можно менять количество упражнений и вес утяжелителей.

Если травма или болезнь ограничивают мобильность человека, это не причина полностью отказываться до физической активности. Ведь спорт помогает улучшить самочувствие, поднять настроение, избавиться от депрессии [4] , стресса и беспокойства, он способствует повышению самооценки и меняет взгляд на жизнь. Главное – вместе с врачом подобрать наиболее подходящий тип упражнений.

Источник

Научная электронная библиотека

Фирилёва Ж. Е., Загрядская О. В.,

4.2. Адаптивная гимнастика

Адаптивная гимнастика рассматривается как часть адаптивной физической культуры, направленной на восстановление, укрепление и поддержание здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения адаптации организма человека, социализации и интеграции его в общество. В домашней реабилитации адаптивная гимнастика играет немаловажную роль. Она способствует формированию двигательной сферы пациента, восстановлению утраченных бытовых навыков движений, что улучшает оздоровление, формирует интересы, мотивы, потребности, развивает высшие психические функции, самореализацию и индивидуальные способности человека.

Методика адаптивной гимнастики базируется на социально-методических принципах адаптивной физической культуры, обусловленных типичными и специфичными нарушениями двигательной сферы людей, перенёсших инсульт. Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий – основа частных методик адаптивной физической культуры. Выдвинутый Л.С. Выготским в 30-х гг. ХХ столетия, этот принцип и сегодня остаётся ведущим в отечественной дефектологии (Л.В. Шапкова, 2004). Суть принципа заключается в том, что педагогическое воздействие должно быть направлено не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических недостатков, но и на активное самосознание, мотивацию для преодоления трудностей на пути восстановления утраченных функций.

Коррекционно-развивающая направленность характерна для всей восстановительной работы постинсультных осложнений. Корреционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физического выздоровления, повышение двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений.

Устойчивость позы стояния, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соразмерять и регулировать движения ногами, руками, туловищем и головой в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий – это те свойства, которые необходимы людям, перенёсшим инсульт, для нормальной жизнедеятельности. Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности неразрывно связана с процессом обучения двигательным действиям и развитием физических качеств.

Постоянно действующей задачей на каждом занятии является восстановление основных локомоций – позы сидения, позы стояния, движений рук и ног, ходьбы и других естественных движений.

Коррекционно-развивающее направление гимнастики имеет широкий диапазон решения основных педагогических задач:

1. Коррекция основных движений руками, ногами, туловищем, головой, позы сидения, позы стояния, ходьбы.

2. Коррекция основных социально-бытовых движений – хватания, застёгивания, удержания и манипулирования различными бытовыми предметами.

3. Коррекция и развитие функции равновесия.

4. Коррекция и развитие координации движений

5. Коррекция и развитие общей физической подготовленности.

6. Коррекция и профилактика соматических нарушений.

7. Развитие психических процессов – память, внимание, быстрота реагирования и др.

Специалист по адаптивной физической культуре самостоятельно проводит педагогическую диагностику по состоянию отдельных двигательных функций. Его задача состоит в том, чтобы правильно интерпретировать результаты медицинской диагностики и на основе сопоставления и анализа этих данных планировать способы, методы и приёмы коррекции и развития утраченных двигательных функций у лиц, перенёсших инсульт.

При работе специалист-педагог опирается на следующие принципы (по Л.В. Шапковой, 2004), которые мы модернизировали к постинсультным больным:

  • Принцип дифференциации и индивидуализации направлен на объединение пациентов в относительно однородные группы. Индивидуальный подход учитывает особенности, присущие одному человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, особенностей утраченных двигательных функций и состояние сохранённых функций – двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных.
  • Принцип компенсаторной направленности педагогического воздействия направлен на возмещение нарушенных или утраченных функций за счёт реабилитации (перевоспитания, восстановления) сохранных функций и формирования новых двигательных связей.
  • Принцип учёта возрастных особенностей. Чем моложе человек, перенёсший инсульт, тем реальнее возможности восстановления движений за счёт замещения утраченных функций на не пострадавшие функции центральной нервной системы в целом и головного мозга в частности.
  • Принцип адекватности педагогических воздействий означает реализацию одной из важнейших закономерностей процесса восстановления – подбор средств, методов, методических приёмов должен соответствовать реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям пациента.
  • Принцип оптимизации педагогических воздействий означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целенаправленную стимуляцию адаптивных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. Это физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности. В то же время, физическая нагрузка должна соответствовать оптимальным реакциям организма человека.
  • Принцип вариативности педагогических воздействий – это многообразие физических упражнений и особенно условий их выполнения. Это касается способов регулирования эмоциональных состояний, воздействия на различные сенсорные функции (зрительную, тактильную, слуховую), на развитие речи (проговаривание текстов, речитативов, скороговорок), мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), интеллекта (задания со счётом, выстраиванием слов и т.п.).
  • Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве восстановительной работы с пациентом и его окружением, прежде всего, с семьёй.

Одной из форм организации адаптивной гимнастики в постинсультном периоде является физическая реабилитация. Физическая реабилитация может реализовываться в форме занятий в лечебных учреждениях и в форме самостоятельных занятий дома, на улице или в специальном помещении. На занятиях применяются различные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (гимнастическая палка, мячи различных размеров и предназначений, кубики и др.). Могут быть использованы гимнастические снаряды (гимнастическая скамейка и стенка, фитболы, стул и др.).

Большое внимание уделяется на разработку ограниченных движений, с успехом применяется суставная гимнастика. Поскольку движение руками поддаётся коррекции с большим трудом, применяются упражнения мелкой моторики и манипулятивной функции рук. Манипулятивная функция нужна для самообслуживания, для овладения профессиональными навыками.

Самым важным является оппозиционный хват большого пальца. существуют следующие виды хвата кисти: шаровидный, цилиндрический, крючковидный, межпальцевый и оппозиционный. В занятиях адаптивной гимнастикой необходимо отрабатывать все виды хватов.

В тренировку навыков самообслуживания входят: захваты ложки, вилки, застёгивание пуговиц, кнопок, молний, складывание кубиков, мозаики, рисование, набор номеров телефона, закрывание-открывание кранов, причёсывание волос и т.п. В занятиях можно использовать шитьё, склеивание, резание ножницами, печатание на клавиатуре, а также восстановление навыков письма.

Аномальное распределение мышечного тонуса после последствий инсульта быстро приводит к развитию контрактур и деформации, что тормозит формирование произвольной моторики. Профилактику и коррекцию контрактур можно проводить с помощью физических упражнений и вспомогательных средств. Из упражнений наиболее целесообразными являются упражнения на расслабление, на растягивание, с потряхиванием мышц. К вспомогательным упражнениям можно отнести:

  • упражнения, способствующие сохранению правильного положения различных звеньев тела;
  • упражнения с использованием иммобилизаторов: лангеты, шины, туторы, воротнички, валики, грузы и др.

Иммобилизаторы используют как для разгрузки (воротнички, корсеты, валики), так и для коррекции патологических зон (лангеты, шины, аппараты). Указанные средства используют 3–4 раза в день. Длительность процедуры зависит от тяжести поражения и переносимости аппаратов пациентом, но не более чем 30 минут.

При изучении деятельности человеческого мозга и психики учёные отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Существует мнение, что рука человека является как бы выходом из головного мозга и исполняет его функции. На этом основано много научных исследований, указывающих на то, что при развитии мелкой моторики ребёнка развивается речь, мышление, а в дальнейшем и формируются умения и навыки письма (М.В. Антропова, М.М. Кольцова, 1983; С.О. Филиппова, 2000).

Так, выдающийся невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. М.М. Кольцова (1998) указывает на то, что у ребёнка сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляются артикуляции слогов, и всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренированности движений пальцев. М.С. Рузина (1998), рассматривая привычный набор занятий по развитию мелкой моторики (плетение, лепка, нанизывание бусинок и колец, рисование узоров) указывает, что пальчиковый игротренинг может оказывать воздействие на развитие всех пальцев рук, также улучшить речь и мышление.

Пальчиковую гимнастику (упражнения мелкой моторики) на начальном этапе обучения лучше проводить с опорой руками о стол или другую поверхность, потом уже в положении, согнув руки перед собой на уровне груди. По мере освоения упражнений в дальнейшем пальцы рук выполняют упражнения в любом направлении при различном исходном положении пациента.

Все упражнения пальчиковой гимнастики можно условно разделить (классифицировать) по следующим признакам (Ж.Е. Фирилёва, 2006):

  • по направленности работы мышц пальцев рук;
  • на координацию движений;
  • работа пальцев по различным поверхностям;
  • упражнения с предметами;
  • образное выполнение (речитативы, стихи, рассказы, сказки, игры);
  • упражнения под музыку;
  • самомассаж пальчиками.

Упражнения по направленности работы мышц пальцев рук можно выполнять двумя руками одновременно, раздельно каждой кистью и чередуя выполнение упражнения каждой рукой.

Упражнения с проявлением мышечной силы:

  • сгибание и разгибание пальцев в кулак:
  • поочерёдное сгибание и разгибание правой, затем левой кисти в кулак («фонарики»)»
  • поочерёдное сгибание пальцев правой руки, начиная с большого; то же, начиная с мизинца; повторить это упражнение («прятки») левой рукой;
  • ладони на столе, пальцы в стороны – согнуть пальцы, подушечки пальцев на столе, мышцы напряжены («грабли»), затем разогнуть пальцы, кисть расслабить;
  • приведение и отведение пальцев врозь: пальцы в стороны-вместе («заборчик»).

Упражнения на растягивание мышц и связок пальцев рук (гибкость):

  • ладони на столе – поднять основание ладоней от стола, растянуть мышцы ладоней, затем опустить основание ладоней, кисти расслабить;
  • левая ладонь на столе – правой рукой поднять вверх указательный палец левой руки, растягивая мышцы, затем опустить его на стол; то же выполнить с другими пальцами и после этого поменять и.п. рук; в конце руки расслабить.

Упражнения на подвижность в суставах:

  • вращательные движения кистью и каждым пальцем вправо и влево;
  • волнообразные движения кистью вправо-влево – выполнить каждой рукой;
  • кисти на уровне груди, пальцы переплетены (в замок) – правое предплечье поднимать вверх, опуская левое вниз – выполнять поочерёдно и волнообразно;
  • указательный палец правой руки разогнут вперёд, остальные пальцы в кулак – вращательные движения вправо и влево указательным пальцем; повторить движения другими пальцами и другой рукой;
  • руки полусогнуты в стороны-вперёд, локти приближены к туловищу – взмахи кистями вверх-вниз;
  • ладонь правой руки вертикально – волнообразное движение, имитирующее продвижение змеи; то же повторить другой рукой; выполнить обеими руками.

Упражнения на координацию движений:

  • кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков других пальцев («колечки»); то же выполнить левой рукой и одновременно двумя руками;
  • пальчики правой руки поочерёдно касаются пальчиков левой руки («пальчики здороваются»);
  • указательные пальцы сцепить, остальные пальцы в кулаки («крючки»); то же выполнить другими пальцами; менять положение рук – правая сверху, левая снизу и наоборот;
  • большой и указательный палец каждой руки соединяются между собой, и «кольца» обеих рук сцепляются («цепочка»); упражнение повторяется большими пальцами со средними, безымянными и мизинцами своей руки;
  • пальцы в кулак, указательный и мизинец разогнуть вперёд-в стороны и шевелить ими («жук»);
  • ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести и перебирать ими («замок»);
  • ладони повернуть к себе, скрестив предплечья и сцепив большие пальцы – остальные пальцы выполняют махи как крыльями («птичка»);
  • указательный палец правой руки касается большого пальца левой руки и наоборот – поменять и.п., последовательно переставляя пальцы (не отрывая одновременно); то же выполнить с касанием больших пальцев со средними, затем безымянными и мизинцами.

Работа пальцев по различным поверхностям:

  • указательный и средний пальцы «стоят» на столе, остальные пальцы в кулак – маршировать пальчиками одной руки и двух рук одновременно («солдатики»);
  • руки внизу – перебирать пальцами по боковым поверхностям бёдер, туловища и головы до «встречи» кистей на голове, затем руки расслабленно опустить вниз;
  • перебирать пальцами по столу и ударять кончиками пальцев одновременно, изображая игру на пианино.

Упражнения пальцами с предметами:

  • складывание фигурок из палочек: квадрат, треугольник, мельница, звёздочка, флажок, лодка, рыбка, солнце и др.;
  • складывание цифр из палочек: 1, 4, 0, 11 и т.д.;
  • складывание букв из палочек: А, У, И, Ш и т.д.;
  • складывание букв и слов из мозаики, камешков, листиков, кубиков и другого материала;
  • гимнастика и игры с учебными предметами: карандаш, ручка, линейка – с одним и двумя предметами;
  • изображение цифр, букв пальцами: 1, 0, 8, М, Л и др.;
  • упражнения пальчиками с гимнастическими предметами: мяч (перекаты, броски, ловля, удары об пол, о стену, перекаты и ловля с партнёрами), гимнастическая палка (перекаты, подбрасывание и ловля, вертикальное балансирование на ладони и одном пальце, работа в парах), лента (взмахи, круги, змейки, спирали);
  • упражнения пальчиками с нестандартными предметами: платок, шарф, косынка (взмахи, перекладывание из руки в руку, выполнение общеразвивающих упражнений), шары, мячи с резиновыми шипами (катание по ладони, полу, столу, частям тела), кукольный театр пальчиками (одевание на пальчики колпачков, шапочек, ленточек, изображение героев рассказов, сказок).

Образное выполнение упражнений пальчиками:

  • с жестикуляцией пальцами при речитативе, стихах, рассказах, сказках, играх;
  • большие пальцы соединяются с другими сомкнутыми пальцами своей руки, образуя круги каждой рукой – поднести их к глазам («очки»);
  • обе ладони поставлены на ребро и внизу соединены («лодочка»);
  • положение рук как для «лодочки», но большие пальцы подняты вверх («пароход»);
  • левая кисть в кулак, сверху приставить правую руку раскрытой ладонью книзу («стол»).

Упражнения пальчиками под музыку.

Выполняются любые упражнения и комплексы упражнений пальчиками под специально подобранную музыку.

Самомассаж пальчиками:

  • тереть ладони друг о друга;
  • круговыми движениями правой руки массировать тыльную сторону левой руки, положив её на солнечное сплетение; то же, поменяв положение рук;
  • скручивающими движениями от основания пальца до ногтевой фаланги помассировать каждый палец на каждой руке;
  • выполнить встряхивающие движения кистями, расслабить пальцы рук.

Источник

Оцените статью