- Консультация «Роль оздоровительно-профилактической гимнастики в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья»
- Виды гимнастики для детей с овз
- Почему важно развивать моторику
- Основные компоненты развития моторики
- Особенности проведения гимнастики для детей с ОВЗ
- Пальчиковая гимнастика для детей с ОВЗ
- Ритмическая гимнастика для детей с ОВЗ
- Артикуляционная гимнастика для детей с ОВЗ
- Дыхательная гимнастика для детей с ОВЗ
Консультация «Роль оздоровительно-профилактической гимнастики в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья»
Обухов Сергей Александрович
Консультация «Роль оздоровительно-профилактической гимнастики в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья»
Дети с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста имеют отклонение в опорно-двигательном аппарате, слабую сопротивляемость к простудным, инфекционным и другим заболеваниям.
Следовательно, дети нуждаются в оздоровительно-профилактической гимнастике, которая должна быть направлена на коррекцию осанки и координацию всего опорно-двигательного аппарата, на укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, на повышение сопротивляемости организма к заболеваниям. Цель оздоровительно-профилактической гимнастики — закаливание и оздоровление организма. Для этого систематически проводится работа над решением следующих задач.
1. Помочь каждому ребенку постепенно осознать и прочувствовать значение физических упражнений в закаливании и оздоровлении своего организма.
2. Воспитывать у детей потребность в систематических занятиях физическими упражнениями или каким-либо видом спорта.
Для решения этих задач необходимо:
а) знакомить детей со строением тела и внутренними органами (это помогает ощущать, «осознавать» двигательный процесс в целом и отдельные движения);
б) учить направлять мысли и чувства на процесс движения, что постепенно развивает творческую двигательную деятельность не только в спортивных мероприятиях, но и в жизни;
в) учить владеть своим телом в движении;
г) систематически, начиная с раннего возраста, учить детей самостоятельно и осознанно регулировать физическую нагрузку, чередуя её с расслаблением и восстановлением сил (через дыхательные упражнения).
Именно поэтому на уроках физической культуры большое внимание уделяется дыхательной гимнастике и применяется несколько определенных комплексов с методическими рекомендациями. Рекомендуемые упражнения используются в процессе любой двигательной деятельности, а также между любыми упражнениями или спортивными играми (в зависимости от ситуации, времени года и состояния детей).
Постепенно в процессе работы менялись методические приемы, содержание, структура и время проведения оздоровительно-профилактической гимнастики. Структура оздоровительной гимнастики строится с учетом заинтересованности детей в целенаправленности двигательной деятельности. Для этого используется частая смена движений с разной физической нагрузкой, разным темпом, под музыку разного характера, с чередованием развлекающих движений с движениями, требующими физического и умственного напряжения и т. д. Все это позволяет сохранять у детей интерес к двигательной деятельности на протяжении 45 минут.
Оздоровительно-профилактическая гимнастика состоит из нескольких частей, при этом соблюдаются следующие правила.
1. Начинать гимнастику с разогревания организма, а заканчивать восстановлением дыхания и расслаблением мышечного тонуса;
2. Большую физическую нагрузку чередовать с отдыхом, расслаблением;
3. Учитывать возрастные и психофизиологические особенности каждого ребенка, а также его состояние на данном этапе;
4. Предусматривать активную роль учителя для эмоционального подъема детей в процессе двигательной деятельности.
Вся оздоровительно-профилактическая гимнастикастроится на следующих принципах:
а) доступность и постепенность — от простого к сложному;
б) повторяемость видов, их систематичность;
в) активность учителя и детей в двигательной деятельности.
Структура оздоровительно-профилактической гимнастики.
Часть Цель и задачи Двигательная деятельность Темп
движений Музыка Время, мин.
1-я часть Разогреть организм, создать положительный эмоциональный настрой на дальнейшую двигательную деятельность. Активные движения на индивидуальных тренажерах или подражательные движения. Средний
быстрый средний Ритмичная, веселая 2-3
2-я часть Укреплять способность мышц сокращаться и растягиваться. Развивать подвижность, гибкость позвоночника и суставов. Упр. на гимнастической стенке — на саморастягивание, самовытягивание и подтягивание. Медленный
спокойный Медленная, спокойная 5-6
3-я часть Умение сочетать темп движений с характером музыки. Умение воплощаться в игровой образ. Подражательные движения с ходьбой, бегом, ползанием и прыжками. Средний
средний Ритмичная, веселая 2-3
4-я часть Воздействовать на коррекцию осанки, верхних и нижних конечностей, коррекцию опорно-двигательного аппарата. Комплексы общеразвивающих упражнений в чередование с дыхательными упражнениями. Разный Разного характера 10-12
5-я часть Укреплять дыхательную мускулатуру; повышать сопротивляемость организма к простудным и др. заболеваниям. Учить детей чувствовать, ощущать процесс движений и соединять движение с сознанием. Комплексы дыхательной гимнастики. Спокойный Без музыки 5-6 мин
Список используемой литературы
1. Я иду на урок (книга для учителя). М. В. Тарасова. – Изд-во «Первое сентября».
2. Журнал «Физическая культура в школе», 2015; 2016; 2017.
3. Л. И. Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 5 – 6 лет. – М. : «Просвещение». 1988.
4. Е. Тальга. Энциклопедия физических упражнений. – «Физкультура и спорт». 1998.
5. Учись быть здоровым. Р. Г. Жбанков, Э. А. Макаревич. – Минск. Изд-во «Полымя». 2010.
Презентация «Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» Нормативная документация Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.
Консультация для педагогов «Игры для детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для педагогов «Игры для детей с ограниченными возможностями здоровья»Воспитатель Киреева Наталья Сергеевна МАДОУ детский сад.
Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.
Педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья О. Н. Белова город Новочебоксарск Чувашская Республика.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.
Роль проектной деятельности в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Роль проектной деятельности в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Андреева Евдокия Константиновна, педагог –психолг.
Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и.
Роль театрализованных представлений в группах комбинированного виды и детей с ограниченными возможностями здоровья Тема: «Роль театрализованных представлений в группах комбинированного виды и детей с ограниченными возможностями здоровья». Игра является.
Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей.
Источник
Виды гимнастики для детей с овз
Детям с особенностями развития необходима регулярная гимнастика. Как она помогает и какие виды гимнастики для детей с ОВЗ должны входить в программу тренировок, рассказываем в статье.
Для детей движение — это естественная потребность, которая стимулирует развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, помогает познавать своё тело и окружающий мир. Физическое воспитание также необходимо для достижения хорошего самочувствия, физического и двигательного развития ребёнка.
Из-за особенностей физического развития и ограниченных возможностей освоения движений формирование двигательных навыков у детей с ОВЗ — непростая задача. Однако формирование и развитие моторики с помощью комплексов упражнений и игр — необходимый элемент коррекционных занятий.
Почему важно развивать моторику
Важный компонент физического развития детей с ОВЗ — формирование движений и моторики. У детей с ментальными нарушениями чаще всего наблюдается несовершенство движений во всех компонентах моторики: в общей (крупной) и мелкой, в лицевой и артикуляционной.
Развитие крупной и мелкой моторики способствует формированию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и суставов, улучшению гибкости. Также моторика положительно влияет на формирование навыков речи и развитие интеллекта, помогает адаптироваться в социальной среде и познавать мир. Чем лучше ребёнок будет развит физически, тем более уверенно он будет чувствовать себя в среде сверстников и будет лучше учиться.
Основные компоненты развития моторики
Огромную роль для коррекции моторики играет мышечный тонус. Слабые мышцы не способны удерживать необходимые положения тела и не позволяют ребёнку контролировать движения, сохранять равновесия и расслабляться. Последнее оказывает влияние на общее психосоматическое состояние: необходимо тренировать мышцы, чтобы уметь снимать напряжение и зажимы.
Не менее важные компоненты моторики — это темп и ритм движения. Их нарушения выражаются в замедленности и слабости движений. При тяжёлой умственной отсталости, к примеру, наблюдаются ритмические раскачивания головы и туловища.
Ещё один важный компонент крупной моторики — проприоцепция, т. е. ощущение и осознание своего тела в пространстве. Проприоцепция обеспечивает координацию движений и позволяет человеку правильно двигаться в окружающем пространстве: бегать, сидеть, стоять, лежать. Чтобы развить двигательные функции, необходимо работать с ощущением движений. Проприоцепция помогает преодолевать пространство, не натыкаясь на препятствия; забираться по шведской стенке, ловить предметы и держать их.
Вот пример хорошей настольной игры «Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра» , которая позволит ребенку научиться чувствовать и управлять своим телом. Игра предназначена для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста, подростков и даже взрослых. Играть можно как индивидуально, так и в группе. В этой игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Воспроизведение нарисованных на карточках движений — задача нетривиальная. Трудность заключается не в том, что движения требуют особых физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту каждый день. С первого раза некоторые движения не выполнит даже взрослый. Но трудная и при этом посильная задача поднимает настроение и рождает поиск, а поисковая активность, в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий. Кроме того, игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. Набор движений, предложенный в игре, часто используется психологами в программах по психомоторному развитию и нейропсихологической коррекции детей и, несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Проводить игру могут и неспециалисты, поскольку она проста и понятна.
Следующий необходимый компонент моторики — координация движений, т.е. способность контролировать положение тела в разные моменты движения. Когда ребёнок совершенствует контроль тела в движении, он может двигаться точнее.
Особенности проведения гимнастики для детей с ОВЗ
Следует принять во внимание, что дети с аутизмом сканируют состояние окружающих, поэтому не стоит заниматься, если у взрослого плохое настроение. Окружающее пространство должно быть знакомым ребёнку и дружелюбным. Упражнения лучше всего делать перед едой и следить за притоком свежего воздуха в помещение.
Чтобы помочь ребёнку концентироваться на движениях родителя или педагога, взрослый должен ему помочь выполнить заданное движение, физически вмешавшись в процесс. Далее следует повторить инструкции и снова помочь ребёнку выполнить движение.
Следует отдавать команды в четко определенной форме, уверенным, но при этом спокойным тоном. Важно, чтобы ребёнок выделял инструкции среди другой речи взрослого. Не забывайте хвалить и поощрять ребёнка после правильного выполнения действий.
Пальчиковая гимнастика для детей с ОВЗ
Пальчиковая гимнастика — это эффективный способ развития крупной и мелкой моторики, координации движений и речевых навыков. Упражнения связывают в так называемые «пальчиковые игры», где пальцы детей становятся героями рифмованных сказок. Дети повторяют движения за взрослыми, учатся управлять ими и концентрироваться. Также такие игры помогают развивать речь и творческую деятельность.
Вот несколько примеров пальчиковой гимнастики:
Ритмическая гимнастика для детей с ОВЗ
Ритмика помогает детям научиться выполнять физические упражнения под музыку. Дети учатся передавать скорость и характер музыки, исполняя простые танцевальные движения и имитируя движения взрослых.
Логопедическая ритмика повышает общий тонус, улучшает моторику, развивает внимание и несколько видов памяти: зрительную, слуховую, моторную, музыкальную, логическую. Благодаря чувству ритма развивается умение правильно произносить звуки.
Артикуляционная гимнастика для детей с ОВЗ
Это вид гимнастики направлен на укрепление мышц артикуляционного аппарата и подвижности органов, которые участвуют в речевом процессе. Она включает упражнения для тренировки положений губ, языка, мягкого нёба. Дети развивают речевую моторику и умение объединять простые движения в цепочки действий для корректного произношения звуков. Постепенно речевой аппарат нагружается, набирает силу и подвижность, готовится к регулярной речевой нагрузке.
Сюда же относится мимическая гимнастика, которая помогает развить подвижность мышц лица. Мимика становится выразительнее, ребёнок учится изображать и имитировать различные эмоции, передавать чувства. Через работу с мышцами лица также развивается подвижность артикуляционного аппарата, мышц губ и щек.
Для занятий дома отлично подойдут книги:
Дыхательная гимнастика для детей с ОВЗ
Для выполнения физических упражнений, развития выносливости и умения правильно произносить звуки необходимо научить ребёнка дышать. У детей с нарушением интеллекта наблюдают несформированность речевого дыхания: они быстро глотают воздух, прерывают речь вдохами.
Комплекс дыхательной гимнастики для детей с ОВЗ помогает ребёнку правильно управлять дыханием, формировать воздушную струю, регулировать глубину вдоха и выдоха, развивать носовое дыхание. Также работа с дыханием помогает расслабиться при психоэмоциональном напряжении, которое часто встречается у детей с интеллектуальными нарушениями.
В отношении физической нагрузки дыхательная гимнастика развивает выносливость организма и умение координировать движения тела с дыханием, позволяет насытить органы кислородом, что необходимо для хорошего самочувствия и мозговой деятельности.
Источник