Развитие вестибулярного аппарата у детей
Вестибулярный аппарат – это орган равновесия, который находится во внутреннем ухе, а именно – височной кости. Его необходимо тренировать у детей с раннего возраста, потому что именно он позволяет координировать движения. Без правильного формирования вестибулярного аппарата невозможно нормальное развитие двигательной активности.
Вестибулярная система регулирует:
— распределение веса при ходьбе и других движениях;
— ощущения при переворотах;
Тренировка вестибулярного аппарата у детей
Развить вестибулярный аппарат у детей в раннем возрасте поможет комплекс несложных, специальных упражнений, которые нужно проводить регулярно. Отличная тренировка вестибулярного аппарата у детей постарше происходит при занятиях гимнастикой, плаванием, боксом, качании на качелях и прыжках в воду. Также одновременно происходит тренировка зон зрительной и кожно-мышечной чувствительности в больших полушариях, что приводит к образованию и укреплению условно рефлекторных связей между этими зонами. Это имеет решающее значение для точного ориентирования детей в пространстве во время ходьбы, бега, игр, трудовых и спортивных движений.
У здоровых детей вегетативные рефлексы при укачивании вызываются при значительно более сильных раздражениях вестибулярного аппарата, чем те, которые вызывают нормальные рефлекторные трудовые, спортивные и другие движения. Под влиянием тренировки вестибулярных аппаратов эти вегетативные рефлексы уменьшаются и даже полностью исчезают.
Тренировки для развития вестибулярного аппарата у детей с ДЦП
В медицинском центре «Кия» занимаются реабилитацией и абилитацией детей с ДЦП. Специалисты работают по индивидуальному плану с каждым малышом. Главная задача включить в работу весь вестибулярный аппарат. Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в пространстве.
Для улучшения работы вестибулярного аппарата у детей с ДЦП применяют специальные упражнения на тренажере Гросса, аэродинамическую гимнастику (полеты в аэродинамической трубе) и тренировки на иппотренажере. Эти современные технологии помогают малышу совершать передвижения по всему пространству и даже вращения вокруг своей оси. Также дети с ДЦП учатся удерживать свое равновесие на надувных матрасах и мячах, чувствовать и контролировать свое тело, привыкать к новому вертикальному положению.
Поднять голову, сесть, перевернуться — все это детям с ДЦП дается с большим трудом. Малыши проходят серьезный курс подготовки, чтобы, когда придет время делать первые шаги, сделать их уверенно, и ровно, не шатаясь.
Источник
Краевая детская клиническая больница № 2
Гимнастика для новорожденных
Вас беспокоят крошечные размеры любимого дитя? Подобные страхи испытывают многие молодые родители в отношении своих младенцев. Да, неокрепший организм новорожденного требует к себе особого ухода и внимания.
Хаотичные движения ручками и ножками свидетельствуют о том, что младенцы пытаются познать возможности своего тела. Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни поможет им в этом. Она позволит младенцу привыкнуть к новым условиям своего существования вне утробы матери, справиться с инфекциями и укрепить общее физическое состояние.
Развитие ребенка и гимнастика
До года кроха заметно прибавляет в весе, росте, у него формируются определенные навыки. В этот период очень важен уход за ребенком, а именно:
правильно его кормить грудью (о том, как это делать, подробно рассказывается в курсе Счастливое материнство >>>);
носить на руках;
в ванной купать в пеленочке;
соблюдать режим сна и бодрствования (подробно о режиме сна читайте в статье Нормы сна детей до года >>>) – все эти компоненты являются основополагающими в полноценном развитии малыша.
В первый месяц новорожденный больше спит. По мере роста малыша, периоды сна будут сокращаться, а бодрствования – увеличиваться. Ребенок больше будет нуждаться в общении с близкими людьми, повысится его двигательная и эмоциональная активность.
Вы, как заботливая мамочка, пытаетесь соблюдать все рекомендации врача. Для его правильного развития вы выполняете специальную гимнастику для новорожденных либо заменяете упражнения массажем. Мое мнение, что гимнастика ребенку не особо нужна. Важнее не ограничивать его в движениях.
Новорожденный малыш должен познать все возможности своего тела.
Любая гимнастика должна выполняться на фоне положительных эмоций, а не только путем придерживания правильной техники тех или иных упражнений;
Самая мягкая гимнастика – это пестовальная, с прибаутками и потешками.
Но это мое мнение, для расширения кругозора мы познакомим вас с несколькими разновидностями упражнений. Вам решать, какая гимнастика больше подойдет для любимой крохи, и какой из них вы отдадите свое предпочтение.
Смотрите также о разновидностях гимнастики в моем видеоуроке:
Правила проведения гимнастики:
проветрите комнату, дайте ей прогреться в течение 15 минут, разденьте малыша и приступайте к гимнастике;
упражнения делайте на жесткой поверхности, например, на пеленальном столе ;
массаж или гимнастику делайте ежедневно после пробуждения или во время бодрствования;
нежными поглаживающими движениями помассируйте тело младенца от конечностей к центру;
выполняя массаж спины, не надавливайте на позвоночник, избегайте нажимов в области сердца и почек;
повторяйте каждое упражнение по 3-5 раз, продолжительность гимнастики не должна превышать 10 минут.
Когда делать гимнастику
Спустя две недели после рождения, в случае отсутствия противопоказаний, можете с любимой крохой начать заниматься гимнастикой;
Нельзя делать гимнастику после кормления (читайте актуальную статью про питание новорожденного:
Занятия принесут пользу только в том случае, если новорожденный будет делать их с удовольствием.
Если ребенку не нравится гимнастика?
если малыш капризничает и не желает заниматься, то лучше перенести гимнастику на другое время;
негативные эмоции и принуждение во время проведения занятия недопустимы;
если Вы заметили, что какие-либо движения доставляют малышу дискомфорт или боль, то сообщите об этом педиатру.
Существуют два вида гимнастик: общеразвивающая – направленная на развитие основных мышц и лечебная, которая назначается специалистом в виде ЛФК, например, гимнастика при дисплазии тазобедренных суставов у новорожденных, где упражнения носят лечебный характер и проводятся в специализированных учреждениях.
Мы расскажем о гимнастике, которую можно выполнять дома.
1. Гимнастика для новорожденных в 1 месяц:
И.п. (исходное положение) – положите кроху на спинку, нежно погладьте его по ручкам, ножкам, животику. Переложив его на животик – погладьте спину, ручки, ножки и ягодички;
И.п. – положите младенца на спинку, вложите свои указательные пальцы ему в ладошки. Пусть он за них схватится и попробует приподнять свои голову и плечи;
И.п. – положите кроху на животик. Прижмите свою ладонь к его стопам. Новорожденный, помогая себе ручками, будет пытаться от них оттолкнуться;
И.п. – лежа на спине, сгибайте и разгибайте малышу ручки и ножки.
2. Гимнастика для новорожденных на фитболе (гимнастическом мяче) требует от родителей некоторой сноровки, иначе малыш может упасть с мяча во время упражнений. Поставьте ритмичную музыку, положите на мяч пеленку и приступайте к упражнениям
И.п. – положите кроху на животик. Прижмите ножки к поверхности мяча, дополнительно фиксируя спину своей рукой. Покачайте его на мяче вперед и назад. Это упражнение тренирует вестибулярный аппарат и массирует мышцы живота. Периодически делайте попрыгивающие движения мячом, массируя, таким образом, кишечник;
И.п. – зафиксируйте руки на ножках малыша и делайте покатывающие движения мячом вперед так, чтобы малыш лежал головой вниз;
И.п. – каждую ножку новорожденного держим в отдельной руке, сгибаем ее в колене и продолжаем выполнять покатывающие движения головой вперед;
И.п. – делаем упражнение для ручек. Положите свой указательный палец в кулачок младенцу. Подкатывая мяч к себе, малыш слегка свисает, откатываем его вперед и ручки разводим в стороны;
По такому же принципу повторяем все движения, только малыш лежит уже на спине.
И.п – после легкого поглаживания ноги перейдите к растиранию стопы ножки, голени и бедра. Массирующие движения должны быть плавными. Закончите массаж конечности сгибание и разгибанием ноги;
После этого мы приступаем ко второй ножке и ручкам;
Помассируйте животик и грудную клетку поглаживающими и растирающими движениями. Живот массируем только по часовой стрелке;
Перевернув кроху на живот, необходимо помассировать спину.
4. Пестовальная гимнастика основывается на русском фольклоре. Делая гимнастику и улыбаясь малышу, приговаривайте, поглаживая малышу те места, про которые говорится в пестушке:
А в головку-разумок.
Общение с ребенком приговорками-пестушками, дает вам возможность установить ритм и включиться в общий поток земной энергетики. На земном шаре все подчинено определенным ритмам: кровообращение, дыхание, выработка гормонов. День сменяется ночью, а приливы – отливами – каждая клеточка на Земле работает в определенном ритме.
Поэтому все сказки наших бабушек – это своеобразный массаж в игре. Например, игра «Сорока – ворона» выполняется легкими круговыми движениями, массируя определенные точки на ладони, тем самым стимулирует работу желудочно-кишечного тракта и настраивает его на полноценный ритм.
Мы рассказали Вам о разновидностях гимнастик для новорожденных детей. Теперь вы не только имеете о них представления, но и способны овладеть элементарными навыками и приемами. Растите, развивайтесь, улыбайтесь и пусть наши рекомендации, и советы будут только вам в помощь!
8 (423) 227-09-97, 227-54-45,
225-54-30, 228-92-90
доб.1 — вызов на дом
доб.2 — запись на прием
доб.3 — запись к специалистам физкультурного диспансера
01.10.2021 КДКБ №2 Приморья: на новом месте и с новым руководителем |
15.09.2021 День безопасности пациентов |
15.06.2021 Информация о Всемирном дне донора |
30.04.2021 Информация о факторах риска меланомы |
13.04.2021 Предупреждение гибели детей на пожарах |
18.12.2020 Приморье за здоровье |
16.12.2020 Неделя борьбы с курением |
14.12.2020 Возобновил работу краевой центр неврологии и эпилепсии |
30.11.2020 Акция «Стоп ВИЧ/СПИД» |
24.09.2020 Всемирный день сердца |
Наш адрес:
690063, Приморский край, г. Владивосток, ул. Приморская, д.6
Call-центр:
(423) 227-09-97, 225-54-30, 228-92-90, 227-54-45
Источник
ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 1 ГОДА
ЧТО ТАКОЕ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ МАЛЫША
Массаж и гимнастические упражнения являются наиболее выгодным и целесообразным способом воспитания у ребенка правильных и точных движений.
В процессе нормального развития ребенка врожденный гипертонус мышц-сгибателей идет на убыль и естественным путем но, содействие расслаблению мышц-сгибателей является целесообразным.
К средствам, способствующим этому, относятся
- ежедневные теплые ванны,
- легкий поглаживающий массаж,
- стимулирование самостоятельных движений ребенка, связанных с разгибанием.
Своевременное уравновешивание сгибателей и разгибателей верхних конечностей дает возможность развитию умелости рук, что даст ребенку возможность тянуться к предмету, брать его, а затем, держась, подтягиваться, приподнимая туловище, а при своевременном развитии мелкой мускулатуры создаются предпосылки для развития крупной мускулатуры, что обеспечивает ребенку способность изменять положение.
Гимнастика и массаж должны применяться в комплексе со всеми другими воспитательными мероприятиями (режим питания, сна, организация бодрствования и пр.).
ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫША
Физические упражнения назначаются каждому здоровому ребенку, начиная с 1,5—2 мес. возраста. К этому времени организм ребенка приспосабливается к условиям внеутробного существования, устанавливается определенный режим жизни, совершенствуется терморегуляция. Противопоказаний к назначению гимнастических упражнений и массажа здоровому ребенку в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями не существует.
Как проводят гимнастику для малыша
- Гимнастику проводят в кабинете специалиста при температуре 20—22°С на чистом пеленальном столе, накрытом плотным одеялом или матрасом и пеленкой.
- Занятия проводят один раз в день за 45 минут до или через 45 минут после кормления.
- Руки специалиста (мамы) должны быть чисто вымытыми, сухими и теплыми.
- Ребенка раздевают; тело его должно быть теплым.
- Во время занятия у ребенка необходимо поддерживать веселое настроение, разговаривать с ним, побуждать его к активности, улыбаться, использовать игрушки.
- Во время выполнения тех или иных упражнений специалист внимательно следить за реакцией ребенка.
- Ребенок не должен переутомляться.
- Все движения надо делать ритмично, спокойно и плавно (без насилия), повторяя каждое 2-3 раза.
- Гимнастические упражнения под контролем врача могут проводить и сами родители.
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ МЕТОДИКИ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ ДЛЯ МАЛЫША
В соответствии с особенностями развития двигательной деятельности ребенка до 1 года определяются группы упражнений:
- упражнения для развития координации, равновесия,
- упражнения для развития дыхательных движений.
Для развития дыхательной деятельности детей раннего возраста применяют:
- пассивные упражнения,
- рефлекторные упражнения.
Пассивные упражнения производятся не ребенком, а массажистом. Они рассчитаны на использование естественной двигательной фазы мускулатуры ребенка: сгибания при сокращении определенной группы мышц и разгибания при их расслаблении. Пассивные упражнения не должны применяться до 3 месяцев жизни ребенка, так как при имеющейся гипертонии сгибателей выполнение их связано с опасностью насилия над ребенком!
После 3 месяцев жизни, когда наступает полное уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей верхних конечностей, можно постепенно вводить пассивные движения для рук, начиная с самых несложных и переходя в дальнейшем к более сложным. Уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей нижних конечностей достигается между 4-5-м месяцами жизни, что дает возможность ввести пассивные движения для ног.
Рефлекторные упражнения. Для укрепления мышц шеи и туловища можно использовать рефлекторные упражнения, рассчитанные на движения, протекающие по типу безусловных двигательных рефлексов. Врожденные двигательные рефлекторные реакции появляются в ответ на раздражение рецепторов кожи, мышц, нервного аппарата.
Сначала в положении на вису на животе ребенок отклоняет голову назад. Приблизительно через месяц (к 4 месяцам) в том же положении у него начинает изгибаться все тело, образуя дугу, открытую кверху. Данное движение является энергичным раздражением и укреплением вестибулярного аппарата.
С 4 месяцев в положении на спине на вису ребенок отклоняет голову вперед, напрягая мускулатуру передней поверхности тела. Придавая регулярно указанные положения (держать ребенка на вису на животе, на спине), можно укрепить мышцы шеи и туловища.
В дальнейшем на базе этих врожденных рефлексов можно создать условные связи в ответ на такие сигнальные раздражители, как потягивание за ноги, звуковые сигналы, хватание и т. д.
Упражнения с помощью — пассивно-активные. Сюда относятся движения, которые выполняются ребенком самостоятельно только частично, например, присаживание при подтягивании ребенка за руки, за кисти; стояние при поддержке под мышками и т. д.
Активные упражнения — произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно.
Массаж — один из видов пассивной гимнастики. Массаж бывает общий и местный. Общий массаж оказывает значительное и многообразное влияние на организм ребенка.
Различают пять основных приемов массажа:
- Поглаживание. При поглаживании кожа освобождается от чешуек эпидермиса, что ведет к открытию протоков сальных и потовых желез. Этот способ улучшает дыхание и питание кожи (кожные сосуды расширяются, улучшается артериальное и венозное кровообращение), повышается ее упругость и эластичность. До 3 месяцев детям проводят массаж исключительно путем поглаживания. После 3 месяцев присоединяют другие приемы массажа: разминание, поколачивание. Общий поглаживающий массаж продолжается до 6 месяцев. В дальнейшем он необходим, главным образом, при нарушении тургора и мышечного тонуса, а также как отдых между упражнениями. С поглаживания начинается массаж. Он чередуется с другими приемами и им заканчивается массаж. При поглаживании одна или обе руки массажиста плотно прилегают к массируемой поверхности, скользят медленно, спокойно, ритмично. Поглаживание всегда выполняется с учетом венозного и лимфатического оттока (по ходу).
- Растирание. Растирание имеет целью воздействовать главным образом на опорно-двигательный аппарат ребенка. При этом приеме улучшается питание сухожилий, сухожильных влагалищ, слизистых сумок; повышаются эластичность и сократительная способность мышц. При растирании кожа слегка потягивается пальцами. Растираются не только кожа, но и ткани, лежащие под ней.
- Разминание. Разминание направлено на усиление кровоснабжения и улучшение питания массируемого участка. Применяется, главным образом, для глубокого массажа мышц. Мышцы или отдельные мышечные пучки захватываются пальцами массажиста, слегка отводятся и разминаются в разных направлениях.
- Поколачивание. Поколачивание, как особый вид массажа, способствует снижению возбудимости периферических нервов, улучшению кровоснабжения, а следовательно, и питанию мышц. Поколачивание влияет также и на более глубоко лежащие внутренние органы. Этот прием производится легким поколачиванием отдельных частей тела (более богатых мышцами) концами пальцев обеих рук. У самых маленьких детей этот прием в виде ритмического похлопывания производится ладонной поверхностью пальцев то одной, то другой руки отдельных частей тела, чаще всего спины, бедер, реже задней поверхности голени.
- Вибрация. Вибрация состоит в передаче телу быстро следующих одно за другим равномерных сотрясений. Этот прием в раннем возрасте применяется весьма редко.
Возможные противопоказания к массажу для грудничков
Источник