- Как видеть в медитации
- Кто что видит при медитации?
- Как увидеть цвет в медитации: техника выполнения
- Удерживайте взгляд в точке межбровья
- Учитесь расфокусировке взгляда
- Расфокусируйте взгляд и полуприкройте глаза
- Темная сторона медитации: в каких случаях развитие осознанности может привести к психологическому кризису
- Что такое «темная ночь души»
- В одной из сутр есть строки о монахах, которые сходят с ума и кончают с собой после медитации на смертность. Никто не говорил, что просветление — это легко.
- Обычно ничего плохого действительно не происходит — можно медитировать годами и не разу не пережить ничего похожего на «темную ночь».
- Что наука знает о кризисах духовной практики
- Среди этих состояний — усиленная чувствительность к свету, потеря физических ощущений, снижение или усиление эмоций, нарастающее чувство тревоги, деперсонализация и проживание травматических событий из детства. Иногда негативные «побочные эффекты» медитации длятся целыми месяцами.
- Как медитация стала мейнстримом и что в этом плохого
- Сегодня осознанность превратилась в многомиллионную индустрию. Приложения для медитации бьют по популярности аудиокниги и подкасты.
- Но медитация — это мощное средство исследования собственного ума, а не способ самоуспокоения.
- Кому медитация может навредить
- Благодаря исследованиям нейрофизиологов мы неплохо знаем, как медитативная практика воздействует на мозг. В первую очередь, она укрепляет префронтальный отдел коры головного мозга, который отвечает за внимание и контролирует работу лимбической системы. В результате мы начинаем лучше отслеживать свои эмоции — они перестают управлять нашим поведением.
- Раскол между «участвующим я» и «наблюдающим я», который является одной из целей медитации, в психиатрии считается симптомом целого ряда психических заболеваний.
- Медитация вызывает дополнительный выброс серотонина — нейромедиатора, который управляет многими системами организма. Обычно это способствует ощущению спокойствия и счастья, а также помогает при мягкой депрессии. Но иногда излишки серотонина могут вызывать сильную тревогу — точно так же, кстати, действуют некоторые антидепрессанты.
Как видеть в медитации
Как увидеть в медитации? Один из самых волнующих вопросов для тех, кто только начинает практиковать медитативные техники. Но вопрос в том, что именно люди хотят увидеть. Есть два варианта визуальных образов в медитации.
Кто что видит при медитации?
Первый вариант визуальной медитации – это ведомая медитация, где ведущий предлагает практикующему визуализировать некие образы. Эти образы будут завесить от темы медитации. В этом случае, чтобы видеть в медитации, достаточно иметь хорошее воображение.
Несмотря на то, что такая медитация способствует построению новых нейронных связей, она не позволяет достичь тишины ума, поскольку для визуализации, деятельность мозга остаётся активной.
Как правило, такая визуальная медитация даётся довольно легко и не требует сверх усилий.
Второй вариант визуальной медитации – это восприятие цвета при полном безмолвии ума. И такого состояния достичь уже гораздо сложнее.
Из уроков физики мы знаем, что свет – это вибрации, которые на большой скорости распространяются в пространстве.
С точки зрения же восточной философии даже у света есть звук, только этот звук очень тонкий и не каждому доступен для восприятия.
Во время медитации мы закрываем глаза и стремимся достичь безмолвия ума. С закрытыми глазами мы не можем воспринимать материальный мир, но отпечатки образов какое-то время присутствуют на сетчатке глаза и могут мелькать у нас в мыслях. Если нам удаётся не вовлекаться в размышления о них, то постепенно они исчезают, – и наш мысленный экран становится чистым.
Кто-то видит этот экран абсолютно чистым и бесцветным, кто-то видит разнообразные цвета. Тот, кто умеет продолжительное время удерживать безмолвие ума, как правило, начинает видеть цвет ярче, словно он подсвечен изнутри.
Как увидеть цвет в медитации: техника выполнения
Удерживайте взгляд в точке межбровья
Когда человек удерживает взгляд в одной точке, делая взгляд неподвижным, то через какое-то время начинает ощущать вибрацию в теле и чувствует, словно тело растворяется.
Как правило, когда человек закрывает глаза в процессе медитации, то обычно они автоматически концентрируются в области между бровями.
Поэтому, после того как вы закроете глаза и направите взгляд в точку межбровья, постарайтесь расслабить мышцы глаз и позвольте глазам остановить своё движение. И самое сложное здесь – сделать это не усилием воли, не решением ума, а именно позволить глазам расслабиться.
В этот момент сигналы, поступающие от тела к сознанию, становятся однородным однотонным фоном, а удерживание расслабленных глаз в неподвижном положении способствует остановке ума.
Но с другой стороны, в самом начале ваших тренировок созерцание цвета в точке межбровья может усиливать умственную активность, просто потому что увиденное будет вызывать восторг – и мозг будет пытаться это всё интерпретировать. Если вы поймали себя на том, что думаете о том, что видите, просто переведите внимание на дыхание – и ум затихнет.
Учитесь расфокусировке взгляда
Расфокусировка взгляда – один из мощнейших инструментов для достижения безмолвия ума. Именно расфокус поможет вам научиться управлять своими глазами в медитации.
Предлагаем вам выполнить следующую практику на расфокус внимания:
- Займите удобное положение, сидя в таком месте, где перед вами будет большое пространство.
- Разглядывайте воздух на расстоянии вытянутой руки, но не фокусируйте своё внимание ни на чём конкретном. Держите взгляд в расфокусе.
- В процессе практики должно появиться ощущение, что вы видите всё сразу, но при этом не фокусируетесь на конкретных предметах.
- Когда ваши глаза одновременно сфокусируются и расфокусируются, то у вас возникнет оптическая иллюзия удвоения предметов.
- После того, как это произойдёт закройте глаза и ощутите внутреннее безмолвие.
Начните практику расфокуса с 10 минут в день и постепенно доведите до 60-70 минут.
Вы можете медитировать в любое время и в любом месте, где перед вами будет большое открытое пространство.
Для достижения более сильного эффекта чередуйте практики расфокуса внимания с практиками на концентрацию внимания.
Чередуйте практики. Один день делайте практику на концентрацию внимания, а в другой день практику на расфокусировку.
Расфокусируйте взгляд и полуприкройте глаза
Многие тибетские буддисты считают, что полноценная медитация случается, когда глаза открыты или только наполовину прикрыты и смотрят вниз.
Как они утверждают, такое положение глаз говорит об открытой позиции человека к миру и помогает улучшить энергообмен со Вселенной.
Расфокусируйте взгляд полностью или частично и обязательно остановите движение зрачков. Именно движение зрачков приводит наш ум в активное состояние. Чем дольше вы научитесь удерживать глаза неподвижно, тем дольше у вас будет продолжаться состояние безмолвия ума.
Но поскольку 80% информации о внешнем мире мы получаем именно через глаза, то в начале практике вам может быть сложно остановить ментальную активность с открытыми глазами. В этом случае, закройте глаза в начале практике и дождитесь безмолвия ума.
Когда ощутите внутренний покой, откройте глаза и смотрите вниз под углом 45 градусов вдоль своего носа. Чем спокойнее будет становиться ваш ум, тем проще вам будет полностью открыть глаза и смотреть перед собой.
Для того, чтобы безмолвие длилось как можно дольше, глядя перед собой, не фокусируйтесь ни на чём-то конкретном, направьте внимание в своё внутреннее пространство, позволяя своему взгляду расширяться и охватывать всё больше пространства.
Не цепляйтесь за то, что видите или слышите, не пытайтесь это анализировать, не привязывайтесь к этому.
После такой медитации, как правило, обостряется зрение, человек начинает видеть более чётко и ясно. Помимо прочего взгляд становится умиротворённым и беспристрастным.
Какую бы технику медитации вы не выбрали, помните, что это такой же труд, как тренировки в спортзале. Вы не можете накачать кубики пресса за одно занятие. Так же и с медитацией.
Не расстраивайтесь, если у вас не получилось достичь желаемого результата с первого раза. У вас обязательно начнёт получаться, когда вы отпустите все ожидания и будете регулярны в своей практике.
Источник
Темная сторона медитации: в каких случаях развитие осознанности может привести к психологическому кризису
Медитацию сегодня представляют как универсальный инструмент умственного усовершенствования, который сделает мир лучше — избавит нас от негативных эмоций, чрезмерного стресса и погони за потребительскими удовольствиями. Но у медитации есть и темная сторона, о которой говорят гораздо реже. Вместо спокойствия и умиротворения медитация может вызвать целый спектр негативных переживаний и даже спровоцировать вспышку полноценного психоза.
После 10-дневного ретрита по медитации випассана 25-летняя американка Меган Вогт оказалась в психиатрической клинике. Из медитационного центра ее пришлось забирать родителям — сама сесть за руль она была не в состоянии. Ей казалось, что окружающие люди — ее собственные психологические проекции. Она не могла отличить реальность от воображения и говорила, что должна умереть.
До того как попробовать медитацию, Меган страдала от тревожного расстройства и принимала медикаменты, но никогда не была склонна к суициду. После лечения в клинике она пришла в относительно стабильное состояние, но постоянно думала о том, что произошло на ретрите. Спустя 10 недель она покончила с собой, бросившись с моста.
Что такое «темная ночь души»
Это редкий, но далеко не единственный случай психологического кризиса, наступившего после интенсивных занятий медитацией. В академической литературе об этом стали упоминать лишь недавно, но в буддистской традиции такие проблемы хорошо известны и задокументированы.
В одной из сутр есть строки о монахах, которые сходят с ума и кончают с собой после медитации на смертность. Никто не говорил, что просветление — это легко.
Как писал буддийский учитель и психолог Джек Корнфилд, если вы не столкнулись с болью и страхами, значит, вы еще не начали медитировать. Обычно эти переживания считают одной из стадий на пути к просветлению. Самая сложная из этих стадий — «темная ночь души», во время которой человек осознает иллюзорность собственного «я» и пустотность всего сущего. Осознание этой истины сопровождается страхом, отчаянием и психологической борьбой.
Однажды у меня была очень глубокая «темная ночь», которая продлилась девять месяцев. Я испытывал отчаяние, панические атаки, одиночество, паранойю и слуховые галлюцинации. Я не мог нормально общаться с семьей и постоянно прокручивал в голове мысли о смерти.
из буддистского блога
Современная медитация давно отделилась от буддизма и многими воспринимается как абсолютно безобидная практика — что-то вроде утренней гимнастики для ума. Как можно нанести себе вред, просто сидя и наблюдая за собственными мыслями или дыханием?
Обычно ничего плохого действительно не происходит — можно медитировать годами и не разу не пережить ничего похожего на «темную ночь».
Польза медитативной практики хорошо описана в научной литературе: медитация помогает при лечении депрессии и тревожного расстройства, снимает стресс, облегчает воспалительные реакции, может улучшать концентрацию, память и творческое мышление. Но некоторым секулярная версия медитации приносит не только пользу, но и массу психологических проблем.
Что наука знает о кризисах духовной практики
Исследованием темных аспектов медитации занимается психолог Уиллоуби Бриттон из Браунского университета. Во время практики в психиатрической клинике она встретила двух пациентов, которые оказались в лечебнице после ретрита. По иронии судьбы, вскоре она сама попала на ретрит по медитации и тоже испытала полный комплект «всевозможных непростых состояний» :
Я думала, что реально сошла с ума. Я думала, что у меня нервный срыв. Я имею в виду, что я понятия не имела, почему со мной вдруг внезапно всё это происходит — например, почему я испытываю огромный ужас. И только гораздо позже я выяснила, что это классические состояния, проявляющиеся на определенных стадиях медитации, о которых я узнала столь печальным образом.
— из интервью с Уиллоуби Бриттон
Бриттон решила подробно изучить эти непростые состояния. Вместе с коллегами она запустила проект под названием «Многообразие медитативного опыта» и в 2017 году опубликовала первую итоговую статью. Почти каждый из более 100 опрошенных участников исследования неоднократно испытывал «нежелательные состояния» во время медитации.
Среди этих состояний — усиленная чувствительность к свету, потеря физических ощущений, снижение или усиление эмоций, нарастающее чувство тревоги, деперсонализация и проживание травматических событий из детства. Иногда негативные «побочные эффекты» медитации длятся целыми месяцами.
Во многих медитационных центрах знают об этих проблемах и не допускают к ретритам людей с психиатрическими диагнозами. Но почти у половины участников исследования, обнаружила Бриттон, не было истории травм и психиатрических нарушений. Многие из них были сами опытными учителями медитации — тут вряд ли годится объяснение, что они медитировали как-то «неправильно». Согласно одному из ранних исследований трансцендентальной медитации, у более опытных практикующих было даже больше негативных последствий, чем у новичков.
После начала исследования к Бриттон обратилось несколько сотен человек, страдающих от нежелательных последствий медитации. Чаще всего проблемы начинались во время интенсивного ретрита — например, курса випассаны по системе Гоенки. Один курс обычно длится не меньше недели, и каждый день участники медитируют по 10 часов. Им нельзя разговаривать, смотреть друг другу в глаза, писать, читать и пользоваться любыми гаджетами. Для многих такой курс становится освобождающим переживанием. Для других всё кончается гораздо хуже.
Даже Далай-лама признает, что с медитацией нужно обращаться осторожно: «Западные люди переходят к глубокой медитации слишком быстро: им нужно узнавать о восточных традициях и тренироваться больше, чем они делают обычно. В противном случае возникают ментальные и физические трудности».
Но для того, чтобы испытать на себе эти трудности, необязательно отправляться на ретрит. Проблемы могут возникнуть даже после использования мобильных приложений типа Headspace.
Как медитация стала мейнстримом и что в этом плохого
Медитация осознанности (mindfulness meditation) возникла в США в 1970-е годы как приложение дзенской практики дзадзен и системы випассана. Специалист по молекулярной биологии Джон Кабат-Зинн выбросил из медитации всё, что ассоциировалось с религиозным и мистическим — гонги, благовония, мантры и поклонение статуям Будды. Он открыл собственную клинику, в которой помогал обычным американцам стать более стрессоустойчивыми и лучше справляться со своими рабочими обязанностями.
Сегодня осознанность превратилась в многомиллионную индустрию. Приложения для медитации бьют по популярности аудиокниги и подкасты.
В Великобритании программы по развитию осознанности рассматриваются на законодательном уровне. Медитируют все: офисные сотрудники, полицейские, домохозяйки, военные, заключенные тюрем, учителя, школьники, бизнесмены и кинозвезды.
Поколение битников и хиппи с помощью медитации, йоги и психоделиков стремилось к пробуждению космического сознания и миру во всем мире.
Пятьдесят лет спустя фондовый менеджер Дэвид Форд описывает пользу от медитации так: «Я стал гораздо спокойнее реагировать на волатильные рынки».
Люди постоянно слышат о том, что медитация приносит сосредоточенность, радость и любовь. В результате они оказываются не готовы к тому, что обнаруживают в своем подсознании хаос, отчаяние и страх.
По мнению Уиллоуби Бриттон, главная причина для беспокойства — это замалчивание проблемы. Современное «движение осознанности» делает упор в первую очередь на позитивное воздействие медитации на повседневную жизнь — снятие стресса, повышение концентрации и работоспособности.
Но медитация — это мощное средство исследования собственного ума, а не способ самоуспокоения.
Как отмечает один из ведущих исследователей осознанности Ричард Дэвидсон, есть два способа применения медитации — глубокий и поверхностный. Первый способ направлен на изменение характеристик своего «я» и постижение природы сознания. Второй помогает расслабиться после трудного дня, сосредоточиться на текущих задачах и получать больше удовольствия от маленьких радостей повседневной жизни. Но на самом деле граница между этими двумя способами очень хрупкая.
Буддистская медитация была разработана не для того, чтобы сделать нас более счастливыми, а для того, чтобы радикально изменить наше восприятие себя и окружающего мира. Поэтому неудивительно, что у некоторых медитация вызывает негативные эффекты — диссоциацию, тревогу и депрессию.
— из книги Мигеля Фариаса и Катерины Вилкольм “The Buddha Pill: Can Meditation Change You?”
Кому медитация может навредить
Исследования только начинают проводиться, поэтому ответить на этот вопрос пока сложно. Одно можно сказать более-менее уверенно: негативные последствия медитации вызывают те же самые механизмы, которые делают ее полезной.
Благодаря исследованиям нейрофизиологов мы неплохо знаем, как медитативная практика воздействует на мозг. В первую очередь, она укрепляет префронтальный отдел коры головного мозга, который отвечает за внимание и контролирует работу лимбической системы. В результате мы начинаем лучше отслеживать свои эмоции — они перестают управлять нашим поведением.
Для людей с повышенной импульсивностью это хорошо. Но иногда контроль становится слишком сильным: люди перестают чувствовать эмоции вообще, словно эту функцию отключили.
Я стал асоциален, и казалось, что даже с самыми близкими друзьями меня теперь разделяет огромная пропасть. Я не чувствовал себя частью чего-либо человеческого и боялся, что так будет всегда.
— «10 дней молчания и мысли о содомии. Как я прошел випассану»
Медитация учит наблюдать за своими мыслями и эмоциональными состояниями со стороны. Многим людям удается использовать эту способность себе на пользу. Но у тех, кто склонен к диссоциативным расстройствам личности, медитация может вызвать психологический кризис.
Раскол между «участвующим я» и «наблюдающим я», который является одной из целей медитации, в психиатрии считается симптомом целого ряда психических заболеваний.
Ощущение нереальности происходящего, отделение от собственного тела, мыслей и ощущений — переживания, о которых сообщают многие из опытных медитирующих.
Глубокая медитация поднимает со дна психики подавленные воспоминания, эмоции и переживания. Некоторые оказываются абсолютно к этому не готовы. Это сложная терапевтическая работа, которую лучше проводить вместе со специалистом. Если вы находитесь на ретрите, на котором нельзя даже разговаривать, воспоминания о травматическом опыте могут привести к повторной травме. Совет, который обычно при этом дают — «просто успокойся и продолжай медитировать», — не помогает, а может привести к еще более глубоким нарушениям.
Медитация вызывает дополнительный выброс серотонина — нейромедиатора, который управляет многими системами организма. Обычно это способствует ощущению спокойствия и счастья, а также помогает при мягкой депрессии. Но иногда излишки серотонина могут вызывать сильную тревогу — точно так же, кстати, действуют некоторые антидепрессанты.
В результате вместо расслабления человек ощущает приступ страха или паническую атаку. У людей, склонных к шизофрении, медитация в отдельных случаях может вызвать психоз.
Я ощущал себя живым, мертвым, всеведущим, бессмертным, несуществующим, геем, гетеросексуалом, телепатом, цветком, сгустком чистой энергии и атомной бомбой. И это еще были относительно позитивные переживания.
— Майкл Холден. «Другая сторона рая: как я покинул буддистский ретрит в наручниках»
Сейчас психологи разрабатывают специальные курсы медитации, которые учитывают особенности психики человека. Судя по всему, умеренные занятия медитацией, совмещенные с психотерапией, могут помочь при лечении шизофрении и посттравматического расстройства.
Исследования медитации часто преувеличивают позитивные стороны этой практики. Крупные метаанализы показывают, что многие из этих исследований базируются на очень шаткой основе и содержат массу недостатков: малые размеры выборки, отсутствие контрольной группы и статистические погрешности. Ученые обычно сосредотачиваются на одном позитивном аспекте медитации и не спрашивают участников о побочных эффектах. В результате создается искаженное впечатление, что медитация полезна всегда и во всем.
«Сейчас в отношении медитации имеет место такая догма: если она не работает, то на ее ограниченность всё равно не обращают внимания», — замечает Уиллоуби Бриттон. «Нам говорят, что мы неправильно практиковали. Но, возможно, дело не в человеке и не в практике. Истина человеческого существования состоит в том, что нет такой вещи, которая работала бы для всех».
Медитация — это мощный инструмент исследования и изменения человеческой психики. Для многих людей медитация может быть очень полезной. Но мы по-прежнему плохо понимаем, как работает эта практика, поэтому относиться к ней нужно осторожно и ответственно.
Источник