Утренняя гимнастика во второй младшей группе по ФГОС
Наталья Мирошниченко
Утренняя гимнастика во второй младшей группе по ФГОС
Утренняя гимнастика во второй младшей группе
Соблюдение режима дня в младшем дошкольном возрасте — это один из главных показателей успешной адаптации детей к новому статусу — воспитанников детского сада. Одним из важных моментов следования распорядку является ежедневное выполнение утренней гимнастики. Во второй младшей группе (3–4 года) физические нагрузки такого рода имеют ещёи психологическое значение: отвлёкшись на совместное выполнение заданий, дети не так переживают утреннее расставание с мамами и папами. Такая многозадачность зарядки требует от педагога знания психолого-педагогических и методических особенностей её подготовки и проведения.
Цели и задачи гимнастики
Проведение зарядки имеет важные образовательные цели. В контексте работы с детьми 3–4 лет это:
• отработка двигательных навыков, выражающаяся в развитии умения координировать свои действия, соотносить их со словесными инструкциями, а также придавать направленность движениям рук, ног, туловища;
• предупреждение нарушений осанки, плоскостопия, работа над умением красиво ходить;
• развитие способности синхронизировать свои движения с движениями сверстников и взрослых;
• воспитание культуры здорового образа жизни (заботливого и внимательного отношения к своему здоровью, усвоение основ физической культуры);
• приобщение к спорту;
• стимулирование самостоятельности, целеустремлённости, а также положительного отношения к труду.
Принципы проведения утренней гимнастики
Требования к занятиям любыми видами деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определяются положениями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
1. Утренняя зарядка организуется перед первым приёмом пищи, то есть перед завтраком.
2. Комплекс физических упражнений включает разминку и ряд заданий восстановительного характера.
3. Во второй младшей группе гимнастика с утра длится 5–7 минут.
4. В тёплую хорошую погоду весной и осенью зарядку рекомендуется проводить на улице. В непогоду упражнения проводятся на веранде, а зимой — в спортивном, музыкальном зале или в помещении группы.
5. Температурный режим в комнате не должен быть выше 16 градусов.
6. Если упражнения проводятся в помещении, то оно должно быть хорошо проветрено.
7. Во второй младшей группе дети должны быть одеты в спортивную форму (шорты и футболку или спортивный костюм в зависимости от условий проведения).Отдельно следует сказать о форме для воспитателя: лучше, если это будет спортивная форма с кроссовками или кедами. Волосы нужно обязательно подвязать.
8. Физкультура — дело добровольное, поэтому если малыш отказывается участвовать в выполнении заданий, то принуждать его не нужно. Но после зарядки следует поинтересоваться у ребёнка о причине отказа. Возможно, виной было плохое настроение, вызванное ссорой с мамой.
9. Лучший способ стимулировать у детей интерес к спортивным упражнениям —обеспечить ритмичное сопровождение: весёлые песни, подвижные мелодии.
10. Для развития у детей заинтересованности выполнением зарядки, видыгимнастики нужно менять. Излишняя заорганизованность — враг хорошего настроения. Поэтому не стоит требовать от малышей жёсткого соблюдения дисциплины.
11. Задания для зарядки по большей части имеют характер имитации и организуются в игровой форме.
12. Во второй младшей группе продолжается работа над начатой в прошлом году системе проведения зарядки из положений сидя, лёжа (на животе или спине, а также стоя и с привлечением предметов (мячиков, флажков, кубиков).
13. На отработку одного комплекса отводится около 10 дней, каждое задание выполняется в среднем в 3–4 похода.
Весёлая зарядка для детей и родителей!
• мотивация детей на выполнение упражнений;
• отработка навыка согласованного выполнения движений;
• подготовка организма к более сложным упражнениям. 1–2 минуты
В: Утром солнышко встаёт,
Всех на коврик нас зовёт.
Приглашаю вас, ребятки,
На весёлую зарядку.
Ножки выше поднимаем,
Друг за другом мы шагаем. — шагать друг за другом.
Все мы дружно пошагали,
А теперь мы побежали! – бег друг за другом
Снова солнышко сияет, наши детушки шагают. Дружно, весело идут и совсем не устают. (Ходьба стайкой за взрослым.)
По тропинке с солнышком нам шагать легко. Ярко светит солнышко, светит высоко. (Ходьба стайкой за взрослым на носочках.)
А сейчас покажем солнышку, как на пятачках идём и опять не устаём.
В: Молодцы! Хорошо пошагали. Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся!
Дыхательное упражнение «Пузырь»
Да не лопайся. (Во время произнесения делаем вдох через нос)
Лопнул пузырь! (Делаем выдох через рот)
Повторяем 3 раза
• укрепление всех групп мышц;
В: 1. Наклоны головы.
Где же солнышко-колоколнышко? Скрылось солнышко за тучку. Нету солнышка. (И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Наклоны головы –влево вправо вниз вверх в И. П. Выполнить 4 раза.)
Ты ладошки нам погрей, наше солнышко,
(И. П. – то же. Руки вперёд, в стороны вниз ладони вверх – И. П. Выполнить 4 раза.)
3. Повороты туловища.
Показался солнца лучик – стало нам светлее.
Справа лучик, слева – лучик, стало веселее.
(И. П. – стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо –влево Выполнить по 2 раза в каждую сторону.)
Солнце Весело сияет и снежинки освещает,
Надо вниз нам посмотреть и снежочек разглядеть!
(И. П. – то же. Наклон, руки направлены вниз – И. П. Выполнить 4 раза.)
5. Прыжки на месте.
Солнцу рады все на свете. И воробушки, и дети.
(Прыжки на двух ногах /8 подпрыгиваний/. На произнесение слов 2-й раз – ходьба на месте. Выполнить 2 раза.)
Восстановление давления и пульса
•подвижная игра: «Солнышко и тучка»
Солнышко и тучка рядышком живут.
По утрам ребяток поиграть зовут.
Воспитатель показывать картинку солнца – дети бегают в рассыпную. Показывает картинку тучка — дети приседают на месте.
В: Вот и сделана зарядка. Здоровье в порядке, Спасибо зарядке!
(Дружно похлопаем друг другу.)
Фотоотчет «Утренняя гимнастика с родителями, проведенная в рамках Дня здоровья» В системе мероприятий по укреплению здоровья детей и формированию здорового образа жизни существенная роль принадлежит дням здоровья. Эти.
Утренняя гимнастика «Веселые обезьянки» Мастер-класс утренней гимнастики «Веселые обезьянки» I Вводная часть — Ребята, вы хотите поиграть? — Сегодня мы с вами будем «веселыми.
«Собирайся детвора». Утренняя гимнастика для малышей Первый вариант Воспитатель Собирайся детвора В лес гулять пойдем друзья Друг за другом все встаем (построение в колонну) Друг за другом.
Конспект зарядки «Утренняя гимнастика с котом Леопольдом» Утренняя гимнастика с котом ЛеопольдомЦель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.
«Утренняя гимнастика с Зайчиком» для детей среднего дошкольного возраста «Утренняя гимнастика с Зайчиком»для детей среднего дошкольного возраста Воспитатель загадывает загадку детям: Зимой беленький, Летом серенький.
Утренняя гимнастика со стульчиками. Ходьба на носочках, руки в стороны. Ходьба на пятках, руки за спиной. Бег спиной вперед. Ходьба с прямой ногой, руки на поясе. Ходьба.
Утренняя гимнастика в первой младшей группе Утренняя гимнастика в 1 младшей группе Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей. Она представляет собой комплекс.
Утренняя гимнастика-важнейший компонент двигательного режима детей. Консультация для родителей Ох, как неохотно иногда мы встаем по утрам, особенно в зимний период времени, когда прохладно и хочется понежится в постели. Точно также.
Видеоотчет «Утренняя гимнастика» в старшей группе Уважаемые коллеги! Хочу вам показать гимнастику под музыку для старшей группы. Цель: учить детей развивать чувство ритма, памяти, внимания,.
Веселая утренняя гимнастика «Утро радостных встреч на лесной полянке» Веселая утренняя гимнастика «Утро радостных встреч на лесной полянке» Доброжелательное отношение к пришедшему ребенку, атмосфера дружеского.
Источник
Утренняя гимнастика в ДОУ. Консультация для воспитателей
Дарья Шишлова
Утренняя гимнастика в ДОУ. Консультация для воспитателей
Утренняя гимнастика в ДОУ. Консультация для воспитателей.
Оздоровительная гимнастика
В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует цель организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.
Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.
В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.
Структура и содержание утренней гимнастики
Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна (4 – 12 минут) и физические нагрузки в ней не велики, это требование соблюдается как общий принцип.
В возрастных группах детского сада утренняя гимнастика как обязательная часть режима дня проводится ежедневно перед завтраком.
С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – в помещении ДОУ. В зимнее время для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал, музыкальный или хореографический залы, температура воздуха в них не должна превышать 16-18 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку.
Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического её выполнения детьми.
Утреннюю гимнастикуусловно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений.С этой целью включают: построения (в колону, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом); бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.
Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности(4-8 раз).
Правильное соблюдение исходных положений — обязательное условие при выполнении каких- либо гимнастических упражнений. Объяснение и показ упражнений воспитателем должны быть четкими и краткими. Особенно нежелательна длительная статическая поза, что отрицательно сказывается на осанке в целом и в основном формированию свода стопы. После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий.
В заключительной части гимнастики проводится ходьба, игровое задание или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.
Игровые задания, подвижные игры малой и средней активности служат дополнением к двигательной нагрузке оздоровительного комплекса, вносят разнообразие и доставляют детям радость и удовольствие.
Можно вносить в комплексы изменения и дополнения. Главное, чтобы дети были здоровы, бодры, веселы и занимались с удовольствием.
Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель.
Оздоровительная гимнастика для детей 3-4 лет
Дети достаточно уверенно выполняют упражнения в ходьбе и беге, иногда с хорошей координацией движений рук и ног. Однако у большинства детей во время ходьбы руки прижаты к туловищу и походка в основном шаркающая. В беге согласованность движений рук и ног несколько лучше, чем в ходьбе. Малыши бегут на всей стопе, работа рук выражена нечетко.
Упражнения направлены на освоение ходьбы и бега – в колонне по одному, по кругу, с остановкой по сигналу воспитателя, с выполнением различных заданий, с изменением направления движений. Эти двигательные задания в ходьбе и беге развивают ориентировку в пространстве, умение реагировать на сигнал воспитателя, приучают к совместным действиям с другими детьми.
В начале обучения целесообразно построить детей в круг, шеренги, около предметов, которые будут служить для них ориентиром правильного построения.
Воспитатель следит затем,чтобы все дети занимали правильное исходное положение: именно оно определяет физическую нагрузку на различные группы мышц. Исходные положения разнообразны – стоя, сидя, в стойке на коленях, лежа на спине и животе (при условии занятий в помещениях). Важна и последовательность перехода от одного и. п. к другому. Так, для перехода из и. п. стоя в положение стойка на коленях дети должны спокойно присесть и затем плавно опуститься (не ударяя колени об пол). В положении стоя, как правило,используют две позиции ног: на ширине ступни и на ширине плеч.
У детей 3-4 лет крупная мускулатура в своем развитии преобладает над мелкой, но в то же время им вполне доступны упражнения в поднимании рук вверх, в стороны, наклоны, приседания, что воспитывает навык владения своим телом.
Воспитатель должен выполнять упражнения вместе с детьми, показывая, поясняя их и задавая тем самым правильный темп. Наклоны и приседания педагог может делать вместе с детьми 2-3 раза, а далее дети выполняют их самостоятельно, следуя его указаниям.
Ритм прыжков обычно задается музыкальным сопровождением или ударами в бубен (хлопки в ладоши или четкое произнесение слов, «раз-два»). Несколько прыжков выполняет педагог, а в паузе он делаете или иные замечания. Ребенок еще не может сознательно регулировать дыхание, поэтому следует обращать внимание на моменты выдоха, а не вдоха. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки.
Физическую нагрузку при выполнении упражнений (в ходьбе, беге, игровых заданиях) можно регулировать, наблюдая за внешними признаками утомления детей.Это могут быть: появление одышки, бледность лица или его покраснение, нарушение координации. Следует обращать внимание на любые жалобы ребенка во избежание нежелательных последствий.
Двигательные навыки и умения, формируемые у малышей в процессе освоения ходьбы, бега, ОРУ еще непрочны и требуют многократных повторений. Внимание детей еще неустойчиво, оно легко нарушается при изменении окружающей обстановки. Нужно умело переключать их внимание на задание с минимальной потерей времени и постараться использовать ситуацию.
После гимнастических упражнений воспитатель предлагает детям несложное игровое задание, игру малой подвижности или ходьбу в спокойном темпе.
Оздоровительная гимнастика для детей 4-5 лет
В ходьбе и беге наряду с упражнениями на развитие умений ориентироваться в пространстве, передвигаться в определенном направлении появляются новые задания — находить свое место в колонне, строиться в пары, сохранять форму круга во время движения, ходить на носках.
Усложняются ОРУ и увеличивается их нагрузка (число повторений). Однако сохраняется важнейшее требование – соблюдение осанки, укрепление крупных мышечных групп, последовательный переход от одного и. п. к другому.
Устанавливается определенная ритмичность ходьбы, увеличивается длина шага, улучшается общая координация, согласованные движения рук и ног.
Но в ходьбе наблюдаются недостатки: параллельная постановка ног, шарканье ногами, движения рук и ног не всегда энергичны, печи опущены, темп неравномерный.
Освоение упражнений в беге происходит быстрее, чем в ходьбе, так как быстрый темп движения осваивается ими легче.
Появляется ритмичность в беге, умение чередовать его с другими видами движений, возрастает скорость, улучшается пространственная ориентировка. Дети довольно быстро изменяют направление движения по сигналу воспитателя: обегают препятствия, придерживаются заданного темпа. Однако необходимы многократные повторения в беге, как и в ходьбе. Руки еще малоактивны, шаг остается коротким и неравномерным, а полет небольшой.
Структура комплекса разрабатывается в соответствии с общепринятыми требованиями: в начале ходьба и бег проводятся в обычном или игровом варианте, затем ОРУ без предметов или с мелким инвентарем (мячи, скакалки, палки, кубики и т. д., в заключение для снижения двигательной активности – упражнения в ходьбе или игра малой подвижности.
Оздоровительная гимнастика для детей 5-6 лет
У детей старшего дошкольного возраста увеличивается диапазон двигательных умений и навыков, сто связано с развитием физ. качеств (выносливость, скорость). Появляется возможность более успешного овладения как упражнения в целом так и отдельными элементами.
В этом возрасте дети приобретают умения сохранять направление и равномерность ходьбы, появляется полетность бега.При выполнении ОРУ ставятся более сложные задачи: четко принимать различные исходные положения, выполнять упражнения с разной амплитудой движений, соблюдать определенное направление движений.
По указанию воспитателя дети самостоятельно берут флажки, мелкий инвентарь (кубики, скакалки, палки, мячи, а по окончании упражнений кладут их на место.
Оздоровительная гимнастика для детей 6-7 лет
Старшие дошкольники имеют значительный двигательный опыт, но задачи физического развития (совершенствование ходьбы, бега, гимн. упражнений) остаются прежними.
В ходьбе продолжают осваивать равномерный шаг со свободными естественными движениями рук и ног. В беге умеют соблюдать предложенный темп, движения при этом достаточно ритмичны и легки.
В гимнастических упражнениях дети умеют занимать исходное и промежуточное положения, стараются соблюдать заданную амплитуду движений. Усложнение двигательных заданий для детей этого возраста происходит не только за счет увеличения объема упражнений (количество упр., но и за счет повышения требований к качеству (технике) выполняемых движений.
Многократное и вариативное повторение ходьбы, бега, гимнастических упражнений оказывает благоприятное воздействие на различные мышечные группы, формирование правильной осанки и в целом на укрепления здоровья детей.
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», авторы — Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду»
Консультация для педагогов ДОУ «Игровая гимнастика с элементами массажа с дошкольниками» Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются.
Консультация для воспитателей ДОУ по теме «Социальные сети как одна из альтернативных форм работы с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение -два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.
Консультация для воспитателей ДОУ «ФГОС в ДОУ» Консультация для воспитателей ДОУ Тема: «ФГОС в ДОУ» Подготовила: старший воспитатель МДОУ Ухоловский детский сад №1 Семенова Н. И. Цель:.
Консультация для воспитателей «Гимнастика пробуждения и бодрящая гимнастика после сна» Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетие приобрела особую актуальность,.
Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку» Консультация на тему: «Утренняя гимнастика под музыку» В детском саду закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребёнка.
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОУ» Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением.
Консультация для воспитателей «Утренняя гимнастика как одна из форм здорового образа жизни дошкольника» Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает.
«Утренняя гимнастика с Зайчиком» для детей среднего дошкольного возраста «Утренняя гимнастика с Зайчиком»для детей среднего дошкольного возраста Воспитатель загадывает загадку детям: Зимой беленький, Летом серенький.
Утренняя гимнастика в средней группе для детей с ЗПР Комплекс утренней гимнастики в средней группе для детей с ЗПР без предметов (сентябрь 3 — 4 неделя) 1. Вводная часть. Построение стайкой,.
Утренняя гимнастика в сюжетно-игровой форме для дошкольников Утренняя гимнастика в сюжетно-игровой форме Шувалова И. И. — инструктор по физической культуре, Дьячкова Светлана Васильевна –воспитатель,.
Источник