Цели и задачи утренней гимнастики в ДОУ
Наталья Бабинцева
Цели и задачи утренней гимнастики в ДОУ
«Основу в формировании здорового образа жизни ребенка закладывает
правильно подобранная и увлекательная утренняя гимнастика»
Для чего нужна зарядка?-
Это вовсе не загадка:
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать
Целью проведения утренней гимнастики являются:
— формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики;
— сохранение и укрепление здоровья ребенка;
— изучение и внедрение инновационных приемов и подходов в проведении утренней гимнастики;
Задачей проведения утренней гимнастики является:
— формировать у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни;
— помогать в изучении и совершенствовании двигательных навыков детей, посещающих детский сад;
— развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом;
— в соответствии с возрастными потребностями и возможностями ребенка подбирать утреннюю гимнастику;
— воспитывать у детей целеустремленность;
— организованность, инициативность, трудолюбие.
Для утренней гимнастики подбираются задачи оздоровительные, образовательные (обучающие) и воспитательные,например:
— укреплять опорно-двигательный аппарат;
— повысить жизненный тонус;
— тренировать терморегуляционный аппарат;
— учить детей дышать через нос;
— упражнять в плавном выдохе;
— формировать умения выполнять движения по показу взрослого.
— воспитывать привычку здорового образа жизни.
Противопоказания для проведения утренней гимнастики:
— расстройство деятельности сердечно-сосудистой системы, расстройство работы двигательного аппарата и значительная общая слабость ребенка,
когда его движения приходится ограничивать.
Утренняя гимнастика для средней группы
Оздоровительные задачи:
— содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности детского организма;
— совершенствование функций и закаливание организма детей;
— формировать опорно-двигательный аппарат и правильную осанку.
Образовательные задачи:
— правильно и с большим напряжением выполнять основные элементы упражнений, связанные с работой крупных групп мышц;
— точно выдерживать положение отдельных частей тела (не сгибать колени при наклонах, держать спину прямо во время приседаний, не сгибать руки в локтях во время их выпрямления);
— принимать различные исходные положения, добиваясь их четкости.
Воспитательные задачи:
— воспитывать у детей интерес к утренней гимнастике;
— приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения общеразвивающих упражнений с предметами.
1. Вводная часть.
Ходьба в колонне друг за другом, ходьба на пятках, руки за голову, обычная ходьба, бег в колонне друг за другом (15 сек. ,
Ходьба в колонне, ходьба на носочках, руки на поясе, обычная ходьба, легкий бег (20 сек, ходьба звеньями.
2. ОРУ с палками.
1. «Палку на грудь» (5-6 раз)
И. п. : ноги слегка расставить, палку вниз
В. : 1-2- палку на грудь – вдох;
2. «Посмотри вперед» (5 раз)
И. п. : ноги врозь, палка на лопатках
В. : 1-2- наклон вперед, ноги не сгибать, 3-4- и. п.
И. п. : сидя, палка на бедрах
В. : 1- палку вверх, 2- согнуть колени, 3- выпрямить ноги, палку вверх, 4- и. п. Спину все время держать прямо.
И. п. : ноги врозь, палка за спиной зажата согнутыми руками.
В. : 1- поворот вправо, 2- и. п., то же влево.
И. п. : о. с., руки за спину, палка на полу перед ногами.
В. : правую ногу на носок к концу палки, 2-и. п. ; то же левой ногой.
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз, палка на полу.
В. : 8-12 подскоков на месте и ходьба вокруг палки.
3. Заключительная часть.
Ходьба с постепенным замедлением.
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося «а-а-а».
Утренняя гимнастика для подготовительной группы
Оздоровительные задачи:
— продолжать укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную системы;
— формировать опорно-двигательный аппарат и правильную осанку.
Образовательные задачи:
— обеспечивать усиление общей структуры двигательной деятельности, понимание общего способа выполнения физических упражнений и связи – «цель – результат».
Воспитательные задачи:
— формировать умения самоорганизации в двигательной деятельности.
1. Вводная часть.
Ходьба в колонне друг за другом, ходьба на пятках, ходьба в колонне, бег по диагонали (30 сек., ходьба друг за другом, ходьба два шага – поворот, ходьба и бег по диагонали (40 сек., ходьба тройками.
2. ОРУ с мячами диаметром 25 см.
1. «На носки» 10 раз
И. п. : о. с., мяч в руках.
В. : 1-2- подняться на носки, мяч за голову, локти отвести назад, голова прямо – вдох; 3-4- и. п. – выдох.
2. «Повернись с мячом» 5 раз.
И. п. : ноги врозь, мяч в согнутых руках.
В. : 1-2- поворот вправо (влево, отводя правую (левую) руку с мячом на ладони в сторону; 3-4 – и. п. ноги не сгибать.
3. «Подбрось и присядь» 8 раз.
В. : присесть, встать и поймать мяч. Приседать на носках, колени в стороны, спина прямая.
4. «Прокати мяч вокруг ноги» 4 раза.
И. п. : ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках.
В. : 1-2 – наклон к правой ноге (к левой, не сгибая колен, катить мяч вокруг ноги; 4- и. п.
5. «Переложи мяч» 6 раз.
И. п. : сидя, руки упор сзади, мяч между ног.
В. : 1-2- захватить мяч, переложить справа от себя, в и. п. (затем влево).
6. «Согни и выпрями» 6 раз
И. п. : лежа на животе, мяч зажат между ступнями прямых ног, руки в упоре на локтях.
В. : сгибать и выпрямлять ноги, не выпуская мяч. Через 3-5 движений – пауза.
7. «Подскоки вокруг мяча» 4 раза.
В. : 8 подскоков на правой ноге, то же, обратно на левой.
8. «На носки» 8 раз
И. п. : мяч зажат между ступнями.
В. : 1-2 – поднимаясь на носки, руки назад, прогнуться – вдох; 3-4- и. п. – выдох.
3. Заключительная часть.
Ходьба с постепенным замедлением. Проверка осанки у зеркала.
Релаксация «Тепло – холодно»
Представим, что нам стало холодно – мы сжимаем себя руками, напрягаемся. Нам тепло – руки в стороны, расслабляемся (повторить 3-4 раза)
Цели и задачи на 2019–2020 учебный год средних возрастных групп Мы планируем создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры.
Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.
Инновационные технологии экологического воспитания: цели и задачи Природа – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете за.
Физическое воспитание дошкольников: цели и задачи Физическое воспитание дошкольников В программе воспитания дошкольников особое значение придается физическому воспитанию дошкольников, которое.
О пользе утренней гимнастики Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №7г. Курганинска муниципального образования.
Основные цели и задачи использования конструктора Lego в ДОУ в соответствии с ФГОС Основные цели и задачи использования конструктора Lego в ДОУ в соответствии с ФГОС Дети обладают естественным стремлением узнавать новое,.
Роль паспорта группы в образовательном процессе в детском саду. Цели и задачи паспортизации группы Воспитателям следует знать, как собирать информацию о своих воспитанниках и правильно оформлять рабочую документацию. Поскольку паспорта.
Польза утренней гимнастики Польза утренней гимнастики! Делать по утрам зарядку полезно в любом возрасте. И взрослые, и дети при помощи таких занятий спортом могут.
Принципы, цели и задачи организации методической работы в ДОУ Принципы, цели и задачи организации методической работыПо мнению Лизинского В. М., методическая работа – деятельность, направленная на успешную.
Протокол родительского собрания подготовительной к школе группы «Цели и задачи на 2019–2020 учебный год» Протокол №1 Родительского собрания подготовительной к школе группы «Солнышко» Тема: «Цели и задачи на 2019-2020 учебный год» от 05.09.2019г.
Источник
Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ
Марина Илларионова
Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ
Основная задача утренней зарядки (УГ) — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности.
Задачи:
укрепление и сохранение здоровья человека создание бодрого жизнерадостного настроения повышение работоспособности.
систематическое проведение УГ воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, прививает любовь к занятиям физической культурой
приучает организованно начать день, учит согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным,внимательным, выдержанным,
вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Организация утренней гимнастики
Требования к проведению утренней гимнастики:
Гигиенические: выполнять утреннюю гимнастику следует в предварительно проветренной комнате или на открытом воздухе. Температура в помещении оптимальна 16-18градусов. В теплое время года зарядка проводится на открытом воздухе. Если в комплекс гимнастики включены упражнения, выполняемые на полу, необходимо использовать гимнастический коврик.
Педагогические: упражнения утренней гимнастики необходимо выполнять в определённой последовательности: в начале выполняются упражнения на потягивание, затем следует спокойная ходьба, переходящая в медленный бег. Дозировка нагрузки во время утренней гимнастики должна быть такой, чтобы дети испытывали чувство бодрости, а не усталости. В конце зарядки можно использовать специальные дыхательные упражнения с медленным продолжительным выдохом в виде чтения четверостишия на одном двух вдохах или игровые упражнения («Каша сварилась», «Снежинки» и др.). Гимнастика может быть проведена в виде игр и игровых упражнений (например, в дни праздников или утренников).
Организационные: для проведения утренней гимнастики необходимо предварительно разобрать комплексы физических упражнений, определить последовательность выполнения, дозировку и предварительно опробовать их. Предпочтение отдаётся динамическим упражнениям. Статические и натуживающие усилия нежелательны.
Требования к одежде: одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких, гигроскопичных материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.
Музыкальное сопровождение: утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением в детском саду следует начинать со второй младшей группы (именно в это время формируются музыкально-ритмические умения и навыки).
Структура утренней гимнастики
Утренняя гимнастика начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями.
Утренняя гимнастика состоит из 3 частей:
Каждая часть имеет свои задачи и содержание.
Вводная часть утренней гимнастики
Зад ачи: организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных действий; формирование правильной осанки; подготовка организма к выполнению более сложных упражнений)
Построения (в круг, шеренгу, колонну)
Строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом)
Перестроения (из одной колонны в две, из двух колонн в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в стороны)
Непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению ОДА и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук,с высоким подниманием коленей, перекрестным шагом)
Бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.
Основная часть утренней гимнастики
Задачи: укрепление основных мышечных групп; формирование правильной осанки)
Выполнение комплекса ОРУ.
Комплекс утренней зарядки включает в себя три группы упражнений:
направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук;
на повышение гибкости позвоночника и укрепление мышц спины;
на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы.
Заключительная часть утренней гимнастики
Задачи: восстановить пульс и дыхание
Дети младшего возраста выполняют прыжки или бег,переходящие в заключительную ходьбу.
Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом,затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий.
После заключительной ходьбы проводится малоподвижная игра.
Формы проведения утренней гимнаст
Традиционная с использованием ОРУ
Обыгрывание сюжета( «Путешествие в лес», «Мореплаватели», «Жучки» и т. д)
Игрового характера (из 3-4 подвижных игр)
С использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов
Оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени)
С использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей)
Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики
Методика проведения утренней гимнастики
Младший дошкольный возраст
Построение :группа или пары, держась за руки
Вводная и заключительная части: спокойная ходьба врассыпную или друг за другом
Основная часть :в кругу или свободное расположение в пространстве.
ОРУ: имитационный характер; игровая форма.
Исходные положения :сидя, лежа на спине и на животе
Комплекс УГ для детей до 3лет:
длительность: до 5мин
Комплекс УГ для детей от 3 до 4 лет:
Длительность: до 5-6мин.
Бег-подскоки(2 подхода-10-15сек) или подвижная игра
Средний возраст
Построения :друг за другом, парами,врассыпную и т. д.
Ходьба: разнообразная (широким-мелким шагом,полуприседе,вперед спиной и т. д.)
Основная часть: круг, звенья (со второго полугодия)
ОРУ: используются всевозможные исходные положения (стоя,сидя,лежа и т. д.)
Пособия: флажки,платочки,мячи,обручи,мешочки и т. д.
Комплекс УГ для детей от 4 до 5лет:
Подскоки: разнообразные(15-20 поскоков 1-2раза)
ИЛИ бег на месте ИЛИ подвижная игра
Краткость и четкость.
Качество показа воспитателем
Четкие исходные положения
Старший возраст
Возрастает ответственность детей при выполнении упражнений, значение УГ, её роль в физическом развитии и т. д.
Построения :разные построения (шеренга,колонна, две-три колонны, круг)
Ходьба: разнообразная (смена темпа, направления, на носках, высоко поднимая колени и т. д)
Основная часть: в звеньях (шеренгах)
Пособия: гимнастические палки, обручи, скакалки.
Подскоки :с разнообразными движениями рук, с продвижениями, перепрыгиванием препятствий(20-30раз 1-2 раза)
Комплекс УГ для детей от 5 до 6лет:
Комплекс УГ для детей от 6 до 7лет:
Комплекс рассчитан на 1-2 недели, при необходимости вносятся уточнения и изменения.
Контроль за точностью положений и направлений движений частей тела, темпом, счётом.
Качество выполнения ОРУ высокое!
Объяснение: четкое и краткое, уточнение исходных положений, вида движения.
Показ: в первые дни разучивания комплекса, привлечение других детей.
Дыхание, осанка детей!
Особенности проведения УГ на воздухе
Весной и летом,как правило, УГ проводится на участке. Поздней осенью и зимой УГ может проводиться на участке, но только с детьми шестого года жизни, причем с детьми наиболее физически подготовленными и закаленными. Упражнения подбираются с учетом одежды и выполняются в более энергичном темпе. Особенно тщательно нужно следить за тем, чтобы дети не охлаждались.
Используемая литература:
Голицина, Н. С., Бухарова, Е. Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М. : Изд-во «Скрипторий 2003», 2006.
Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Сочеванова, Е. А. Комплексы утренней гимнастики для детей 3 – 4 лет: Методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
Харченко, Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3 – 5 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Останко, Л. В. Развивающая гимнастика для дошкольников. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2006.
Шорыгина, Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
Куприянов, Н. Как делать физкультурную зарядку. – М. – Л. : Детгиз, 1952.
Картотека проведения утренней гимнастики в средней группе Сентябрь Комплекс утренней гимнастики № 1 Средняя группа Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки на поясе. Легкий бег. Упражнение.
Планирование проведения комплексов утренней гимнастики в младшей группе КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ И ИГР №1 (сентябрь) Комплекс ОРУ «Дружная семья» 1. И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину; хлопки перед лицом.
Методическая разработка проведения бодрящей гимнастики с элементами дыхательной гимнастики Пояснительная записка. Дыхательная гимнастика — это составная часть лечебной физкультуры, которая ставит своей целью тренировку дыхательного.
Конспект проведения утренней гимнастики в младшей группе Конспект проведения утренней гимнастики в младшей группе. Содержание Дозировка Организационно-методические указания. 1. Вводная часть Ходьба.
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24 «Спутник» Консультация для педагогов на тему: «Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики».
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Методика проведения утренней гимнастики» Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Методика проведения утренней гимнастики» Актуальность: В свете решения приоритетной задачей государства.
Методика проведения утренней гимнастики для дошкольников • Методика проведения утренней гимнастики для детей. В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую.
Семинар для воспитателей «Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп» Семинар для воспитателей Тема: «Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп» Форма проведения: Семинар-практикум.
Конспект проведения утренней гимнастики в подготовительной группе Конспект проведения утренней гимнастики в подготовительной группе Задачи: Формировать правильную осанку, предупреждение плоскостопия. Охранять.
Значение и особенности проведения утренней гимнастики в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС до Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека, период наиболее быстрого развития, строения и функций организма ребенка. Крепкий.
Источник