Организация утренней гимнастики в детском саду
Рекомендации для педагогов
«Организация утренней гимнастики в детском саду»
Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии двигательных функциях, приводит к задержке сенсорного развития.
Физические упражнения основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности.
Физические упражнения проводятся под руководством педагога и представлены следующими видами:
- гимнастикой;
- играми подвижными и спортивными;
- спортивными упражнениями;
- простейшим туризмом.
Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности.
Младшая группа
В первой младшей группе впервые вводится в режим дня утренняя гимнастика. Ее проводят ежедневно со всеми детьми одновременно, продолжительность 4-5 минут. Поскольку на 3 году жизни многие дети не могут сразу включаться в организованную воспитателем деятельность и отстают во времени при выполнении заданий, к ним требуется очень тонкий и дифференцированный подход. Не следует настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике, не беда если кто-то из детей не сразу начнет выполнять упражнение. Важно, чтобы это было сделано ребенком добровольно и по его собственному желанию. Содержание гимнастики составляют 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег. Начинается она с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом и построением. Наиболее удобно на этом возрастном этапе построение в круг. Вводную и заключительную ходьбу дети могут выполнять подгруппами в определенном направлении, врассыпную или же друг за другом. Ходьбу следует проводить в спокойном и неторопливом темпе. Бег должен спокойным и легким: 20-30 секунд первая половина года и 40 секунд вторая половина.
Построившись, дети приступают к выполнению упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук (типа потягивая и дыхательных), ног, спины, живота и всего туловища. ОРУ подбирают из числа рекомендованных для занятий, носят имитационный характер и проводится в игровой форме. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Заканчивают утреннюю гимнастику спокойной ходьбой на месте или с продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма. Каждые 2 недели новый комплекс упражнений. Как только дети освоят упражнение, вводится хороший энергичный темп. Целесообразно время от времени (через 2-3 месяца) возвращаться к повторению комплекса или брать их за основу для составления комплекса из упражнений с предметами.
Показ упражнения воспитатель сопровождает пояснениями, обращает внимание детей на главное звено и направление движения (вытянули руки вперед – показали ладошки). Следит, чтобы ребенок по возможности занимал необходимое исходное положение.
Игровая форма гимнастики вызывает у детей желание участвовать в ней.
Средняя группа
Организация утренней гимнастики на 4 году жизни близка к организации ее в первой младшей группе. Если в начале года можно допустить, чтобы кто-то из младших или вновь поступивших детей, не принимал участие в утренней гимнастике, то уже через 1,5-2 месяца заниматься должны все. Нужно постепенно приучать детей включаться в двигательную деятельность без лишних напоминаний воспитателя. Продолжительность 5-6 минут, 4-5 ОРУ.
В начале утренней гимнастики дается кратковременная ходьба разными способами. Бег в начале года 30-40 секунд, вторая половина 50-60 секунд. Последовательность упражнений постоянна: сначала для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Широко распространены исходные положения: стоя, лежа, лежа на спине, животе, сидя. ОРУ повторяются 5-6 раз.
Педагог должен помнить, что на утренней гимнастике не происходит разучивание упражнений, важно следить за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз. Именно поэтому, важно обеспечивать высокую моторную плотность, проводить ее практически без пауз, не тратя время на подробное объяснение.
Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, воспитатель следит за тем, чтобы оно выполнялось указанным способом (наклоняться вперед, не сгибая ноги в коленях; не только поднять мяч над головой, но и посмотреть на него).
Утренняя гимнастика в средней группе 6-8 минут. Включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте, 4-5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Педагог постепенно приучает детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе. Исключения составляют некоторые упражнения, требующие проявления силы и координации движений (прокатить мяч вокруг себя). Во время выполнения упражнений педагог более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений.
Бег и подскоки являются обязательной составной частью всех комплексов утренней гимнастики.
Старшая группа
В старшей группе утренняя гимнастика становится привычной. При подготовке к ней дети, оказывают большую помощь воспитателю: готовят необходимый инвентарь. Педагог следит за тем, чтобы дети быстро переодевались, не задерживали друг друга разговорами. Утренняя гимнастика со старшими дошкольниками проводится в физкультурном и музыкальном залах 8-10 минут.
Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными, проводится в разных построениях. Утренняя гимнастика содержит 5-6 ОРУ, в разных исходных положениях, с предметами и без.
В старшей группе важной задачей является воспитание у детей ответственного отношения к утренней гимнастике.
Педагог добивается точности положения тела, четкого соблюдения направлений движений, умения выполнять упражнения в соответствии со счетом или с темпом музыкального сопровождения. Качество выполнения ОРУ достаточно высоко. Пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса. При чем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющими данными движениями. Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их и без сопровождающего образца воспитателя. Это дает педагогу возможность ходить между рядами, оказывать индивидуальную помощь.
На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о дыхании. Ежедневное участие детей помогает воспитывать у них привычку к систематическому выполнению.
Подготовительная группа
Продолжительность утренней гимнастики в подготовительной группе 10-12 минут. Комплексы существенно не отличаются от комплексов старшей группы. Количество повторений ОРУ 6-8 раз. Широко применяются упражнения с разнообразным инвентарем, оборудованием. Каждый комплекс повторяется в течение 2 недель.
Детей приучают проявлять высокую самостоятельность в выполнении упражнений. От ребенка 7 года следует требовать хорошего качества движений, он должен занимать четкие исходные и промежуточные положения, сохранять заданные позы, совершать движения с определенным напряжением. Все это благоприятно для укрепления разных мышечных групп, формирования осанки.
Источник
Методика проведения утренней гимнастики в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Проведение утренней гимнастики детям 5-6 лет ( комплекс упражнений с предметами и без).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_utrenney_gimnastiki.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.
— создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный лад
— воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям
— развивать все группы мышц, координацию движений, силу и выносливость
-воспитывать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку или бубен.
К 6 годам жизни изменяются пропорции тела ребенка. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Дети этого возраста очень подвижны, достаточно хорошо владеют основными видами движений. Ребенок в 5 лет способен самостоятельно выполнять задания по указанию воспитателя. Эти особенности позволяют усложнять не только физические упражнения, их нагрузку, но и приемы проведения утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика продолжается 8-10 минут, включает 8 упражнений, которые повторяются 8 раз. Длительность бега 30 сек. Применяются различные виды ходьбы в колонне, парами, врассыпную, по диагонали, через центр зала парами. Тип ходьбы может меняться. При ходьбе в разных направлениях нет необходимости использовать зрительные ориентиры.
Детям доступны прыжки с продвижением вперед, поочередные подскоки на правой, левой ноге.
В качестве профилактических упражнений используются ходьба на носках, на пятках, новое – на внешней стороне стопы.
Чаще для ОРУ используются пособия: обручи, палки, мячи, веревка.
Исходные положения в ОРУ сложнее, чем в предыдущих группах: для ног – сидя по-турецки, врозь, вместе, лежа на спине, животе; для рук – внизу, за спиной, к плечам, перед грудью и т.д.
ОРУ состоят из четырех частей. Упражнения для туловища те же, но усложняются И.п.
Физкультурные пособия для ОРУ дети берут сами по ходу движения
ОРУ для детей старшей группы даются в примерно следующей последовательности:
- для мышц плечевого пояса и рук;
- для туловища;
- для ног;
- для мышц плечевого пояса и рук из И.п. стоя на коленях, сидя;
- для туловища;
- для ног;
- для плечевого пояса или туловища из И.п. лежа на спине, на животе;
- для ног (подскоки, прыжки, бег на месте с высоким подниманием колена в чередовании с ходьбой).
В старшей группе при проведении упражнений все меньше используется показ движений воспитателем, он больше напоминает детям, объясняет, как выполнить то или иное упражнение, осуществляет частичный показ трудных элементов упражнений.
Комплекс утренней гимнастики для старшей группы без предметов
Вводная часть. (Песня гр. Барбарики- «Бананамама»)
-Построение и ходьба обычная в колонне по одному
-Корригирующая ходьба с различным положением рук: ходьба на носках — руки вверх, ходьба на пятках — руки в стороны, ходьба на внешней стороне стопы- руки на поясе.
-Бег в умеренном темпе
-Ходьба с высоким подниманием коленей
-Ходьба обычная с перестроением в 3 звена
Основная часть (песня «Забавы» из м /ф «Летучий корабль» в исп. Златы Анисимовой. )
1-наклон головы вправо, плечи поднять
3- наклон головы влево, плечи опустить
Повторить 6 раз
1-2- правую руку отвести в сторону
3-4- вернуться в И. п
1-2- руки вверх, ноги на носки
1-2- наклон туловища вниз, руки вниз
Повторить 2 раза. Прыжком поставить ноги врозь
3. И. п — ноги на ширине плеч, руки перед грудью, правая перед левой, взмахи над головой – 4 раза
И. п. — ноги на ширине плеч. Руки в стороны
1-согнуть руки в локтях перед грудью
Повторить 2 раза
4. 1-8- ходьба обычная на месте
1-2- приставной шаг вправо, руки полукруг внизу
3-4- приставной шаг вправо, руки целый круг вправо
Повторить 2 раза
6. И. п. — ноги на ширине плеч, руки отвести назад
1-наклон корпуса вправо — вниз
2-наклон корпуса прямо — вниз
3- наклон корпуса влево — вниз
Повторить 3 раза
1-3- шаг правой ногой вправо, руки перед грудью, взмах
Повторить 3 раза
8. И. п. Ходьба на месте не отрывая ног от пола со взмахами рук вверх-вниз
9. И. п- руки в стороны
1-2- присесть, обнять колени руками
Повторить 2 раза
10. И. п. — ноги на ширине плеч
1-2- поднять правое колено, руки вниз
Повторить 8 раз
1-ноги в стороны, руки в стороны
Повторить 8 раз
Заключительная часть ( песня гр. Барбарики — «Бананамама»)
-Перестроение в колонну по одному, обычная ходьба, с выполнением задания для рук: руки вперёд, руки вверх. Руки в стороны, руки вниз
— боковой галоп, руки на поясе
— ходьба широким шагом
— ходьба обычная с перестроение в круг
И. п. Сидя на пятках. Руки свободные
1-2- встать на колени, руки вверх, посмотреть на руки. Прогнуться
И. п. Сидя на пятках, руки свободные
«Вот у нас игра какая:
Хлоп, ладошка (хлопки в ладоши)
Правой, правою ладошкой (похлопывания по левой руке от плеча к кисти)
Мы пошлёпаем немножко
А потом ладошкой левой (похлопывания по правой руке)
Ты хлопки погромче делай
А потом, потом, потом (лёгкое похлопывание по щекам)
Даже щёчки мы побьём.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (хлопки над головой)
По коленкам! Шлёп! Шлёп! (хлопки по коленям)
По плечам себя похлопай (хлопки по плечам)
По бокам себя пошлёпай (хлопки по бокам)
Можем хлопнуть за спиной (хлопок за спиной)
Хлопаем перед собой! (хлопок перед грудью)
Справа – можем! Слева — можем!
И крест-накрест руки сложим! (поколачивание по груди справа, слева)
И погладим мы себя.
Вот какая красота (поглаживание по рука, груди, бокам, спине, ногам)
Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы
Структура утренней гимнастики
Дозировка выполнения упражнений
-построение в шеренгу
-ходьба на носках ;
-ходьба на пятках ;
-ходьба с выполнением заданий для рук ;
-ходьба с высоким подниманием бедра , руки на поясе
-бег , выбрасывая прямые ноги вперед
— бег в медленном темпе;
ходьба для восстановления дыхания. Свободное построение на ковре.
Упражнения для плечевого пояса
I. И.п. стойка, ноги на ширине ступни, руки опущены.
В.1.-поднятся на носки, руки через стороны поднять вверх , потянуться.
2.- вернуться в и.п.
II .И.п . стойка, ноги на ширине ступни, руки согнуты в локтях на плечах.
В. 1.-круговые движения вперед на 4 счета.
2.-круговые движения назад на 4 счета.
Упражнения для укрепления мышц спины, живота
III. И.п. сед на полу , ноги прямые , руки в упоре сзади.
В. 1.-наклон вперед , коснуться пальцев ног потянуть их на себя (колени прямые)
IV. И.п. стойка на четвереньках.
В. 1.-прогнуть спину , посмотреть вперёд.
2.-выгнуть спину дугой , голову убрать между рук.
V. И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища.
1.-приподнять ноги на 45 гр.
2-медленно опустить ноги. В и.п.
VII. И.п сед на низких коленях, руки на коленях.
В.1.-потянуться вперёд, не отрывая таз от пяток, голову убрать между рук.
2.-вернуться в и.п.
Упражнения для укрепления мышц ног
VIII. И.п стойка , ноги вместе, руки опущены, прыжки на месте в чередование с ходьбой
В.1. -ноги врозь , руки врозь.
-бег с ускорением
Ходьба с выполнением упражнений для рук для восстановления дыхания.
Источник