Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыку»
консультация на тему
Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыку»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация музыкального руководителя для воспитателей | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение утренней гимнастики под музыку
Вопрос о взаимосвязи музыки и движения неоднократно раскрывался в педагогической и психологической литературе. Говоря о большом значении музыки в развитии движений, советский педагог Н. А. Ветлугина отмечает: «…между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются и очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и тоже поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движение, сопутствуя музыке, выражает именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание».
Использование музыки для сопровождения упражнений утренней гимнастики (с учетом выполнения задач физического воспитания) – одно из активных общений ребенка с музыкой. На утренней гимнастике, таким образом, решаются задачи и музыкального, и физического воспитания детей.
Для сопровождения упражнений должны быть взяты художественные музыкальные произведения. Их исполнение должно быть грамотным. Ведь элементы музыки – это не только ритм, но и темп, метр, динамика, характер звукодвижения (легато, нонлегато, стаккато, маркато). Эти элементы определяют выразительность содержания музыкального произведения, они же являются и средствами выразительности музыкально-ритмических движений (быстро-медленно, усиливая-затихая, громко-тихо, плавно-отрывисто и т.д.). Музыка как вид искусства всегда содержательна, поэтому движения под музыку становятся осмыслены, эмоционально окрашены.
Надо иметь в виду, что, так же как и на занятиях физкультурой, не следует на утренней гимнастике танцевальные шаги выполнять под счет.
Все упражнения, включенные в комплекс утренней гимнастики, должны быть хорошо знакомы детям. разучивание упражнений осуществляется на физкультурном занятии без музыки и на музыкальном занятии с музыкой. При таком условии утренняя гимнастика проходит эмоционально, в хорошем темпе.
В период разучивания упражнений воспитателю следует использовать бубен. Четкие удары в бубен хорошо регулируют темп выполнения упражнений. Во время бега нельзя встряхивать бубен, надо изменять силу и характер его звучания. В противном случае ребенок не чувствует ритмичности, его шаг становится дробным, мелким (семенящим).
Для регуляции дыхания при выполнении упражнения детям предлагают произносить слова, звуки. Например, опуская руки, сказать: «Вниз», приседая, постучать кончиками пальцев по коленям, сказать: «Клю-клю» и т.д.
Если упражнения выполняются с музыкальным сопровождением, то бубен уже не используется, слова и звуки не произносятся, так как регулированию дыхания во время упражнения способствует точное соблюдение протяженности музыкальной фразы.
Движения становятся более совершенными, когда они выполняются в сопровождении музыки. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений. В соответствии с характером музыкального произведения (бодрый, энергичный, плавный, спокойный) движения детей приобретают различный характер. Они могут быть четкими, энергичными и легкими, мягкими, плавными, спокойными.
Музыка может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными, правильно отражающими характер музыкального произведения.
Перед выполнением упражнений в сопровождении музыки дети должны прослушать музыкальное произведение в целом, воспринять художественный образ, проникнуться им, почувствовать характер произведения. Затем педагог обращает их внимание на художественные особенности произведения, средства музыкальной выразительности (темп, динамику, метроритм). Это помогает детям понять характер выполняемых ими движений.
Иногда музыкальное произведение имеет доступный для дошкольника ритмический рисунок, который он может отметить (в умеренной форме) в легких хлопках, притопах. Все это развивает у детей чувство ритма, координацию, быстроту ответной реакции.
Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку влияет на повышение функциональных процессов организма, содействуя его общему оздоровлению и формированию правильной осанки, воспитывает художественный вкус, любовь к движениям, вызывает у детей положительный эмоциональный тонус.
Исполнение музыкальных произведений на физкультурных занятиях требует высокого профессионализма.
Основная классификация общеразвивающих упражнений (в соответствии с их воздействием на отдельные части тела) проводится по анатомическому признаку: упражнения для рук и плечевого пояса; упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. (С.5)
Особенности музыкального сопровождения
Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям:
ведущая роль отводится двигательным задачам;
характер музыки соответствует характеру движения.
Наиболее целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьбу, бег, подпрыгивания), строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазании, метании в цель, прыжки в высоту, длину и др.), не следует использовать музыку.
Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, четкие взмахи флажками требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые поскоки, притопы – легкой, игривой; покачивание цветами или лентами – нежной, напевной и т.п. Вместе с тем один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию – снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной.
Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительный умеренный темп передвижения и т.д.). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой, контрастного характера.
Музыка на утренней гимнастике
Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада. Элементы упражнений должны быть предварительно выучены на занятиях (физкультурных, музыкальных).
В прохладное утро надо слегка ускорить темп выполнения физических упражнений и, наоборот, в жаркое – снизить его. В этом случае гимнастику лучше делать без музыкального сопровождения.
Песня на физкультурном занятии и утренней гимнастике звучать не должна (исключение составляют некоторые подвижные игры), так как это требует дополнительных усилий от ребенка, не дает полного восстановления дыхания.
Некоторые условия использования музыкального сопровождения
Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие. После показа упражнения дается ее характеристика. Например, воспитатель показывает упражнение с обручем в сопровождении «Вальса» Б. Асафьева, затем говорит: «Музыка спокойная, певучая, негромкая, и движения должны быть мягкими, неторопливыми, плавными».
Разучивание отдельных элементов движения проводится без музыки, так как ее восприятие на этом этапе снижает сознательное управление двигательными навыками и может привести к механическому их воспроизведению. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением. Такая методика обучения повышает точность, четкость выполнения движений, выразительность.
В качестве музыкального сопровождения основных видов движений упражнений используются народная, классическая музыка, сочинения советских и зарубежных авторов.
Исполнение произведений должно быть качественным, правильным, нельзя допускать акцентированных сильных долей тактов, произвольного повторения отдельных фраз, введения лишних пауз, синкоп и т.п. Все это искажает замысел композитора, нарушает содержание сочинения и снижает его художественные качества.
Комплекс упражнений для утренней гимнастики предварительно разучивается с детьми на занятиях по физкультуре без музыкального сопровождения. Воспитатель может проводить его с музыкальным сопровождением только тогда, когда дети усвоили способ выполнения движения и могут подчинить его музыке. Например, постепенно вводится музыка в выполнение дыхательных действий, наклонов, прыжков, движений с предметами (палками, обручами, лентами).
Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1990. – С. 5
Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Шуя, 1993.
Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М., «Просвещение», 1976. – С.224 – 228.
Утренняя гимнастика под музыку. Сост. Е.П. Иова, А.Я. Иоффе, О.Д. Головчинер. – М.: Просвещение, 1984. – С. 3-6.
Источник
Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением
Марина Васильевна Барагунова
Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением
Цель: Закреплять умения у детей легко ходить и бегать боковым приставным галопом. Продолжать формировать правильную осанку, умения осознано выполнять движения.
Задачи: Обучающие: Продолжать повторять с детьми ходьбу на носках, на пятках. Продолжать упражнять в ходьбе и беге по одному, ходьба тройками.
Развивающие: Развивать у детей двигательную активность, физические способности, быстроту, координацию движений выносливость в беге.
Ритмичность в выполнении движений.
Воспитывающие: Воспитывать организованность, желание выполнять физические упражнения.
Оборудование: кольца из плотного картона, обернутые лентой.
Дети входят в зал выстраиваются в шеренгу.
Инструктор по ФК: Построились по порядку,
На утреннюю зарядку.
И друг другу улыбнулись.
Ходьба в колонне по одному, на носках,
на пятках,на внешней стороне стопы, ходьба, ходьба с ускорением.
Бег,боковой галоп в правую сторону, в левую сторону,бег.
(Ходьба берем кольца, идем тройками.)
Построение в три колонны.
1. И. п-ноги вместе, кольцо в правой руке внизу.
1-поворот головы вправо
3-поворот головы влево. (8 раз)
2. И. п. -ноги вместе, руки с кольцом внизу
1-руки с кольцом поднимаем вверх, ногу правую отводим назад.
3-руки с кольцом поднимаем вверх, ногу левую отводим назад.
3. И. п. — ноги на ширине плеч, руки с кольцами перед грудью.
1-поворот в правую сторону, вытягиваем руки с кольцом.
3-поворот в левую сторону, вытягиваем руки с кольцом
4. И. п -ноги вместе, руки перед грудью.
1-наклониться, коснуться кольцом носка правой ноги
3-наклониться, коснуться кольцом носка левой ноги.
5. И. п-ноги на ширине плеч, кольцо в правой руке, руки в стороны
1-передать кольцо из правой руки в левую под коленом.
3-предать кольцо из левой руки в правую под коленом
6. И. п-ноги на ширине стоп, руки с кольцом внизу
1-присесть, руки вытянуть с кольцом вперед
7. И. п. -сидя на полу ноги разведены в стороны, руки с кольцом перед грудью.
1-вытянуть руки вперед, кольцом коснуться пола.
8. И. п. -ноги вместе руки с кольцом опущены вниз
1-ноги в стороны, руки с кольцом вытягиваем вперед.
2-Ходьба на месте (8раз)
Перестроение из колонны в круг. Ходьба. Упражнение на дыхание
Инструктор по ФК: Мы зарядкой занимались,
На носочки поднимались
Глубоко сейчас вдохнем
Выдохнем и отдохнем.
(Под музыку спокойным шагом дети выходят из зала)
Нетрадиционная техника рисования с музыкальным сопровождением Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно.
«Теремок». Игра-драматизация с музыкальным сопровождением для детей средней группы в рамках проекта «Животные нашего леса» Цель. Формировать интерес к играм-драматизациям. Программные задачи игры. Обучающие. Формировать умение детей обыгрывать сюжет знакомой.
Конспект культурной практики (совместной деятельности) «Разучивание народных игр с музыкальным сопровождением» Конспект Культурной практики «Разучивание народных игр с музыкальным сопровождением». Цель: создание социальной ситуации развития детей.
Конспект логопедического занятия с музыкальным сопровождением. Конспект логопедического занятия с музыкальным сопровождением. Учитель — Логопед Л. А. Солопова Тема: Весна Задачи: Развитие слухового.
Проект «Утренняя гимнастика» Проект МБДОУ дет сад «Соболенок» Воспитатель Морокова Т. К. Утренняя гимнастика. Мы выходим на зарядку, Начинается зарядка. Шаг на месте.
Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика выполняется ребёнком в трусиках, майке и тапочках, в хорошо проветренном помещении, летом лучше всего на свежем воздухе.
Утренняя гимнастика Где же наши руки? I. Ходьба стайкой за воспитателем. По сигналу остановиться, повернуться к воспитателю. ІІ. Общеразвивающие упражнения.
Утренняя гимнастика с кольцом «Мы-водители» Утренняя гимнастика с кольцом «Мы водители» В подготовительной группе Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма.
Утренняя гимнастика. Упражнения с обручем Утренняя зарядка для детского организма – это важный аспект формирования будущей личности ребенка. Ведь недаром гласит пословица: в здоровом.
Утренняя гимнастика в нетрадиционной форме Утренняя гимнастика в нетрадиционной форме Старшие группы Автор: Белая Н. М., первая квалификационная категория, МДОУ д/с № 28 п. Чернышевск,.
Источник