Виды утренней гимнастики в ДОУ
Елена Денисова
Виды утренней гимнастики в ДОУ
Что же такое утренняя гимнастика?
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.
формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка, изучение и внедрение инновационных приёмов и подходов в проведении утренней гимнастики в ДОУ.
Утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.
Какой должна быть утренняя гимнастика?
1. Регулярной, систематической. Оздоровительный эффект достигается с помощью систематического выполнения.
2. Умеренной. Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомления ребенка.
3. Доступной. Упражнения должны быть простыми и знакомыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения.
4. Постепенной. От простого упражнения к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается так же постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.
5. Разнообразной. Заменять упражнения на новые, чтобы поддерживать интерес ребенка.
Формы утренней гимнастики.
Используются различные формы проведения утренней гимнастики:
— традиционная форма с использованием обще-развивающих упражнений;
–обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы в лес ходили»,
– игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
– с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
Чаще всего в детском саду, музыкальным инструментом воспитателя, при проведении гимнастики является бубен. Он, безусловно, помогает ощущать ритм, но абсолютно не несет эмоциональной привлекательности, которая очень важна для детей дошкольного возраста.
Для проведения утренней гимнастики используются нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы (комплексы танцевально-ритмических движений с использованием музыкального центра с вводной, основной и заключительной частью зарядки). Утренняя гимнастика в форме танцевальных упражнений облегчает процесс запоминания и освоения движений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
– оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
– с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);
–с использованием простейших тренажеров: детский эспандер, гимнастический ролик и т. д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.)
К нетрадиционным формам относят и игровой стретчинг.
— Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
— Фитбол-гимнастика уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров. За счет механической вибрации и амортизационной функции мяча при выполнении упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение и микро-динамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах.
— Степ-aэробикa — ритмичные движения вверх и вниз по cпециaльной cтеп-плaтформе. В зaвиcимоcти от уровня cложноcти ее выcотa меняетcя. Онa рaзвивaет подвижноcть в cуcтaвaх, формирует cвод cтопы, тренирует рaвновеcие и позволяет cжигaть большое количеcтво кaлорий.
— Гимнастика с элементами дыхательной, пальчиковой гимнастики и с упражнениями для профилактики нарушения осанки.
При подборе использования комплексов зарядки,придерживаться основных требований:
• В зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья продолжительность утренней зарядки составляет:
2-4 лет – до 6минут;
4-5 лет — 8 минут;
5-6 лет — 10 минут;
6-7 лет — 12 минут.
Также увеличивается количество упражнений в зависимости от возраста ребенка: от 4-5 упражнений для младшего возраста и 6-8 упражнений для старшего дошкольного возраста.
Что включает в себя комплекс упражнений для утренней гимнастики?
Вводная часть:решает психологическую задачу: организовать, активизировать внимание детей, вызвать интерес, создать бодрое настроение.
Вводная часть подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений и начинается с различных видов ходьбы (на носочках, пятках, боком, с высоким подниманием колен, строевые упражнения) и бега с последующей ходьбой. Это небольшая разминка.
Основная часть: в ней формируются двигательные навыки, развиваются физические качества.
Общеразвивающие упражнения выполняются с предметами и без предметов, с нестандартным оборудованием (сделанное своими руками: ленты, мешочки, тканевые мячи, пластиковые бутылки, и т. д.).
Заключительная часть: ее назначение снизить физическую нагрузку, спокойное состояние ребенка.
В заключительной части проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровье сберегающих технологий,способствующие полноценному физическому развитию:
1. упражнения на восстановление дыхания.
2. Пальчиковые гимнастики.
3. Упражнения для глаз.
4. Упражнения для профилактики плоскостопия, массаж, самомассаж и другие.
1. Утренняя гимнастика для детей в первой младшей группе.
Содержание гимнастики составляет 3-4 обще-развивающих упражнения, ходьба, бег и подскоки. Начинается гимнастика с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом в течение 20 – 30 секунд, и построение группы. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются.
Вводная и заключительная ходьба могут совершаться группкой в определенном направлении или парами, держась за руки, врассыпную или друг за другом. Общеразвивающие упражнения подбираются из числа рекомендованных для занятий упражнений. Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. На утренней гимнастике широко используются положение сидя, лежа на спине и на животе.Во второй половине года могут быть использованы для обще-развивающих упражнений мелкие предметы: погремушки, флажки, кубики.
Количество повторений каждого упражнения 4 – 5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей.
2. Утренняя гимнастика для детей во второй младшей группе.
Комплексы утренней гимнастики составляются из 4 – 5 упражнений обще-развивающего характера. Обязательно включаются в содержание их ходьба, подскоки на месте, бег.
Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом.
Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения обще-развивающих упражнений. Применяются упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног. Спины, живота и всего туловища, рекомендованные в разделе занятий. Эти упражнения чаще всего основаны на образном подражании. Распространены обще- развивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. Последовательность упражнений та же.Широко распространены исходные положения: стоя, сидя, лежа на спине и на животе. Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей. В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.
Комплекс утренней гимнастики без особых изменений повторяется подряд 1 – 2 недели.
3. Утренняя гимнастика с детьми среднего возраста.
Дети пятого года жизни более самостоятельны при подготовке и участии в утренней гимнастике. Продолжительность ее 6 – 8 минут.
В содержание утренней гимнастики включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4 – 5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Структура построения утренней гимнастики та же, что и в предыдущей группе.
Для выполнения обще-развивающих упражнений в начале года дети чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется и построение в звенья. Помимо мелких предметов для упражнений применяются кубы средних размеров, кегли, мячи. Количество повторений 4 – 6 раз. После обще-развивающих упражнений проводятся подскоки на месте.Они становятся разнообразней: ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кеглей. Дозировка 15 – 20 подскоков (1-2 раза).
Каждый комплекс утренней гимнастики повторяется 1 – 2 недели.
4. Утренняя гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста.
Продолжается утренняя гимнастика 8 – 10 минут и 12 минут. Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание.
Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу). Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение.
В комплексе используется 5 – 6 обще-развивающих упражнений. Для их выполнения удобнее всего построение в звенья. В звеньях дети размыкаются так, что бы не мешать друг другу. Используется построение в шахматном порядке, когда звенья через одно делают шаг вперед. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево.
Как и в других группах, один комплекс утренней гимнастики проводится 1 – 2 недели.
5. Особенности методики проведения утренней гимнастики на воздухе
Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми во всех возрастных группах на участке.Воспитатель в зависимости от погоды регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения упражнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма. Летом дети занимаются в трусах и босиком.
Источник
Утренняя гимнастика во всех возрастных группах ДОУ
Татьяна Ильина
Утренняя гимнастика во всех возрастных группах ДОУ
Физическое воспитание в детском саду осуществляется различными средствами: физические упражнения, использование природных факторах, соблюдение гигиенических требований. Основной задачей физического воспитания в дошкольных учреждениях является укрепление организма детей и своевременное развитие движений.
Развитие движений способствуют специально подобранные физические упражнения, которые совершенствуют работу мышц и внутренних органов.
Растущему организму необходимо много движений. Чем больше ребёнок двигается, бегает, играет, тем лучше он развивается.
Каждый новый день в детском саду начинается с утренней гимнастики. Гимнастика считается одним из режимных моментов. Она включает различные виды физических упражнений.Среди физических упражнений занимают основные виды движений: ходьба, бег, прыжки. Применяются строевые упражнения — различные построения, перестроения, ОРУ, которые укрепляют крупные группы мышц плечевого пояса, рук, туловища, ног, (в строгой последовательности: голова -> ноги) .
Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Ежедневное проведение утренней гимнастики доступно для проведения в любом возрасте, любым воспитателем. Некоторые воспитатели, к сожалению, затрудняются правильно составить комплекс утренней гимнастики, или вообще выпускают части гимнастики (гимнастика имеет вводную часть, основную, и заключительную часть)
В детском саду утренняя гимнастика проводятся одновременно со всеми детьми данной возрастной группы. Постепенно дети привыкают к определённому порядку, дисциплине трудовым навыкам (убирают предметы и пособия по местам).
Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается полезная привычка каждое утро выполнять различные упражнения. Со временем эта привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.
Утренняя гимнастика проводится в зале, в группе, на участке в тёплое время года. Температура воздуха в помещения должна быть в пределах +16 — +18 С. В старших группах моно проводить в спортивной форме. Детям в младших групп занимаются в обычной одежде. Воспитателю необходимо обратить внимание и на свой костюм (спортивные штаны, кроссовки) что бы детям было интересно утренняя гимнастика проводится с утренними пособиями (погремушки, флажки, мячи, г. палки, обручи, шнуры., так же улучшается качество движения, умение выполнять упражнение с физкультурными пособиями. В качестве физкультурных пособий для детей в младших и средних группах используется пластмассовые кубики. Ходьба — упражняются мышцы рук, ног.Ходьба различается по способу выполнения: на носках, на пятках,с высоким подниманием колен широким шагом, по темпу, по направлению движения (по прямой, змейкой по кругу, по диагонали, в правую и левую сторону, по построению (по одному, парами, ройками, четвёрками). Бег — в утренней гимнастики используется бег с различным способом выполнения, с различным темпом (т. б., т. м.) со сменой направления и построением (змейкой, по кругу, по одному, парами.). Подскоки — подскоки на утренней гимнастике так же различны: на месте, на двух ногах, на двух ногах с продвижение вперёд, поочерёдно на правой, левой ноге. Во время бегов и прыжков организм получает максимальную физическую нагрузку, которая снижается постепенно в процессе ходьбы.
Строевые упражнения (построений, перестроения, повороты, смыкание и размыкание) в комплекс утренней гимнастики всегда включаются строевые упражнения. Они содействую воспитанию у детей правильной осанки, развивают внимание, ориентировку в пространстве, согласованность коллективных действий. Строевые упражнения имеют вспомогательные значения и используются с целью рационального размещения детей для выполнения ОРУ.Используются построения: друг за другом, в колонну, в 1-2 шеренги, круг.). Так же рекомендуются повороты на право, на лево, кругом.
.ОРУ — большая часть времени отводится ОРУ, которые предназначены для тренировки крупных групп мышц. Они содействуют совершенствованию координации движений, умением владеть положением своего тела.
Продолжительность утренней гимнастики
1. мл. гр — 4 — 5 минут
Задачи — «разбудить» организм ребёнка, положительно настроить
ОРУ — 3-4 упражнения ходьба, бег(20,30сек) подскоки, построение в круг, выполнение ОРУ (в начале ода может быть в рассыпную, бег, весёлая подвижная игра (2 раза по 15-20сек) или спокойная ходьба. Комплекс упражнений меняется каждые 2 недели. На утренней гимнастики широко используется положение сидя (на полу, на скамейке, лёжа на спине и на животе.
Развитию координации движения и ритмичности способствует муз. сопровождение, Удары в бубен, ритмичное звучание погремушки, пение воспитателя или словесное сопровождение.
Ходьба — чередующаяся с бегом (20-30сек)
ОРУ — 4-5 упражнений (по 3-4, 5-6 повторений)
Бег – игра – 30-40 сек
Спокойная ходьба, дыхание – 1-2 мин
Близка к организации во 2 мл. гр. Продолжительность утренней гимнастики увеличивается 5-6 минут. Комплекс утренней гимнастики состоит из 4-5 упражнений. Обязательно ходьба, бег, подскоки. Ходьба может быть врассыпную, парами,держась за руки. Бег 30-40 сек в начале года,во 2 половине года 50-60 сек. ОРУ могут быть проведены в кругу. Сначала упражнения для плечевого пояса, рук, туловища, ног. Исходное положение стоя,сидя, лёжа. Упражнения повторяются 5-6 раз. После ОРУ следует бег подскоки на месте (2 раза по 10-15 сек) или подвижная игра, хорошая знакомая детям, с очень простыми правилами комплекс утренняя гимнастика без особых изменений повторяется 1-2 недели.
Время для утренней гимнастики предусмотрено режимом дня. Продолжительность гимнастики 6-8 мин, ходьба, бег (1-1,5 мин, подскоки, ходьба, перестроение, ОРУ. После ОРУ проводятся подскоки (прыжки). В ср. гр они разнообразнее, чем в мл.гр: ноги врозь — ноги вместе; с поворотом вокруг; перепрыгивание вперёд – назад через верёвочку (ленточку). Дозировка 15-20 подскоков (2-3 раза). Иногда вместо подскоков и бега можно организовать простую игру.
Объяснять упражнения нужно кратко и чётко. Для утренней гимнастики подбирают упражнения уже известные детям или очень простые, поэтому нету необходимости подробно объяснять все упражнения. Необходимы чёткие исходные положение и зафиксированные — промежуточные положения.
Бег и подскоки являются обязательной составной частью всех комплексов утренней гимнастики. Именно эти упражнения оказывают наибольшую функциональную, эмоциональную нагруку. Если дети сильно возбуждены после прыжком и бега, надо включить спокойную ходьбу на месте или дыхательные упражнения. Педагог старается привить детям интерес к утренней гимнастики, донести до понимания детей её значение в укреплении здоровья и закаливания
Дети достаточно хорошо владеют ОВдв, обращают внимания на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Постепенно дети стремятся к результативности своих действий. Ребёнок может оценивать, как свои так и действия товарищей. В старшей группе утренняя гимнастика становится привычнее. Её продолжительность 8-10 минут. Эффективность утренней гимнастики возрастает, если она сопровождается с водными процедурами – обтиранием, умыванием до пояса, обливанием… Упражнения в ходьбе должны быть разнообразны (со сменой темпа, направления, на носках, наружных сводов стопы, высоко поднимая колени). Бег длиться от 1,5-2 минуты, который завершается ходьбой с выполнением упражнений на восстановление дыхания.
В комплекс входит 5-6 ОРУ упражнений. Построение может быть в колонны, парами, тройками и т. д. Широко используются упражнения с гимнастическими палками, обручами, мячами. Каждое упражнение повторяется 5-6 раз. Прыжки повторяются 20-30 раз (30-40 раз) 2-3 раза с небольшим перерывом. Подскоки на месте могут быть заменены бегом или подвижной игрой. В каждый комплекс включаются упражнения для формирования осанки, формирования свода стопы, её укрепления.
Утренняя гимнастика должна оказывать бодрящее воздействие, проходить живо, без значительных перерывов между упражнениями, а лучше и вовсе без них.
К показу упражнений воспитатель привлекает детей, хорошо владеющих данными движениями.
Дети старшего возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Это даёт педагогу возможность ходить между рядами, оказывать индивидуальную помощь. Во время утренней гимнастики воспитатель постоянно следит за осанкой, дыханием детей, даёт рекомендации
ЧБдетям (подышать,не бегать-ходить. Не напрягаться в упражнениях, где нужно натуживание и усилие).Важно стремиться к осознанию ребёнком полезности регулярного выполнения утренней гимнастики, развивать осознанное желание участвовать в ней. Поэтому утренняя гимнастика должна проходить живо, весело, радовать дошкольников. Детям старшего дошкольного возраста интересны зарядки тематического характера. Цель такой зарядки заинтересовать детей. Утреннюю гимнастику тематического характера отличают содержание, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные эмоции и красивая образная речь взрослого. Всё это способствует активизации двигательной деятельности детей. Последовательность упражнений в комплексах утренней гимнастики тематического содержания классическая. («Герои сказок»,»Художники»,»Явления природы»)
Подготовительная к школе группа
Продолжительность утренней гимнастики 10-12мин.
Дети 6ти лет активны. Движения их достаточно координированы и точны. Многих детей привлекает результат движений. Комплексы утренней гимнастики существенно не отличаются от комплексов старших групп. Несколько увеличен темп и количество повторений. Увеличивается продолжительность бега-2-3мин. Вводятся разнообразные движения и положения рук при подскоках и выполнении упражнений.
Широко применяются упражнения с инвентарём (гимн. палки,мячи, обручи, ленточки, скамейки).Упражняясь дети действуют энергично, чётко, уверенно, выдерживая возрастающие физические нагрузки. Каждый комплекс, как и ранее, повторяется в течении 2недель.
Дети способны выполнять упражнения самостоятельно, под руководством воспитателя, самостоятельно воспроизводить последовательность в комплексе. Педагог может вызывать 1-го или 2-ух детей и ставит их впереди группы. От ребёнка 7-го года следует требовать хорошего качества движений на утренней гимнастике: он должен занимать чёткие исходные положения и промежуточные, с нужной амплитудой выполнять упражнения, совершать движения с определённым напряжением. Всё это благоприятно для укрепления разных мышечных групп и формирования осанки.
В зависимости от физической подготовленности каждой возрастной группы детей, условий, места проведения утренней гимнастики можно вносить в комплексы изменения и дополнения. Главное, чтобы дети были здоровы, бодры, веселы и занимались с удовольствием.
«Широкая Масленица!» Праздник для всех возрастных групп ДОУ на улице ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА. Все собираются на площадке детского сада. Звучит весёлая музыка. Выбегают Матрешки. 1 Матрешка: Внимание! Внимание.
Фотоотчет о празднике, посвященном Дню матери во всех возрастных группах В МБДОУ «Большеберезниковский детский сад Теремок» прошли праздники посвященные дню Матери во всех возрастных группах. Дети старшей и средней.
Динамическая пауза. Игровые упражнения проводятся во всех возрастных группах 1. Потягивание. И. П. – из позиции «лежа на спине». 1) На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука – вдоль туловища.
Фотоотчет о празднике «Госпожа Осень» во всех возрастных группах Осень — самое необыкновенное, яркое время года. Сколько приятных впечатлений дарит она человеку! Очаровывает своей красотой и таинственностью.
Методика обучения пересказу в разных возрастных группах ДОУ Пересказ — первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей. Пересказ – это воспроизведение прослушанного художественного.
Перспективное планирование индивидуальной работы по физической культуре во всех возрастных группах на прогулке Перспективное планирование индивидуальной работы по физической культуре с детьми второй младшей группы на прогулке Октябрь Игровые упражнения:.
Перспективный план культурно — досуговой деятельности во всех возрастных группах на 2017–2018 учебный год Пояснительная записка. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных, шумных праздников.
Проект «Руководство развитием игровой деятельностью во всех возрастных группах» Программа реализации проекта Актуальность: Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее.
Утренняя гимнастика в ДОУ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА В ДОУ Актуальность: Здоровье дошкольника — это приоритетная задача государства, а задача педагогов сохранить и укреплять.
Утренняя гимнастика в ДОУ. Консультация для воспитателей Утренняя гимнастика в ДОУ. Консультация для воспитателей. Оздоровительная гимнастика В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму.
Источник