Условия для тренировки спортсменов

Условия для спортивной тренировки

4.2.1. Спортивные сооружения.Бесспорно, материально-техническая база, то есть условия вешней среды для занятий спортом, — очень важная часть спортивной подготовки. Здесь описаны требуемые условия я занятий спортом на очень высоком уровне. Понимаю, что сейчас у вас может и не быть таких условий, но их надо знать. Природные условия. Занятия на природе вы можете использовать очень широко как летом, так и зимой.

Спортсмены любой специализации получат очень много для воспитания общих и специальных физических и психических качеств, тренируясь на тропинках разного профиля, преодоле­вая водные преграды, бегом по мелкому броду и вплавь с при­менением подручных средств, передвигаясь по бревну и в висе на канате через ров, перепрыгивая и перелезая через естествен­ные препятствия, поднимаясь на одно дерево и перебираясь с него на другое, проходя участки с расчисткой завалов и буре­ломов, двигаясь по глубокому снегу без лыж, метая гранаты на дальность и в цели неподвижные и движущиеся. Упражнения на местности можно проводить круглый год, даже в плохую погоду, уделяя им время в зависимости от вида спорта и задач подготовки.

Простейшие сооружения на местности позволяют более полно использовать природные условия. Это освещенные лыжные трассы и кроссовые тропинки, городки с перекла­динами, канатами, лестницами и другие устройства для фи­зических упражнений, круговые дорожки и площадки со снарядами для ОФП и СФП, тренажеры под навесами, пес­чаные насыпи для прыжков в высоту и длину, ровные травя­ные или с утоптанным снегом участки для прыжковых уп­ражнений, круги для метаний, помосты для штанги, простей­шие площадки в лесу для баскетбола, волейбола и других игр и т.д.

Читайте также:  Медитация платное приложение или нет

Закрытые спортивные сооружениясоздают все условия для круглогодичной подготовки во многих видах спорта, где требуются лимитированные правилами соревнований залы (гимнастика, спортивные игры, плавание, прыжки в воду, водное поло, хоккей и фигурное катание, конькобежный спорт; для видов спорта, чередующих тренировку на откры­том воздухе с подготовкой в манежах легкоатлетов, тенни­систов, футболистов, конников, стрелков и др.).

Учебно-тренировочные занятия по гимнастике обычно прово­дятся в специально оборудованных гимнастических залах или на открытых площадках (в гимнастических городках).

Строительными нормами и правилами предусмотрены залы для занятий гимнастикой, указанные в табл. 1.

№п/п Название зала Размеры, м Пропускная способность
Длина Ширина Высота
1. Спортивно-гимнастический зал на один комплект снарядов 8 м 2 на человека
2. Спортивно-гимнастический зал (расширенный)
3. Зал на два комплекта снарядов при одном ковре для вольных упражнений
4. Зал для художественной гимнастики (с 1 площадкой 12×12 м) 10 м 2 на одного человека
5. Зал для школ сельской местности 24-30 12-15 35-55 человек в смену

При залах необходимы вспомогательные помещения для снаря­дов, комнаты для учителей, раздевальные (мужская и женская), а также душевые и уборные. Располагать их надо так, чтобы удоб­но было ими пользоваться — не выходя в общий коридор. Для хра­нения снарядов и гимнастического оборудования сооружается кла­довая (снарядная), соединяющаяся с залом дверью или открытым проемом шириной не менее 2 м, без порога. В ней должны быть специальные шкафы, пирамиды (приспособления) для хранения инвентаря.

Раздевальные оборудуются двухъярусными шкафчиками (0,3х 0,5х0,8 м) для хранения вещей занимающихся и скамейками, а также специальной мебелью, сушильными шкафами, электропо­лотенцами, мойками для ног, умывальниками универсального на­значения и др.

4.2.2. Гигиенические требования к эксплуатации залов.Зал и его под­собные помещения должны быть удобными для уборки и для учеб­ного процесса. Стены не должны иметь выступов, неровностей на высоте 1,75 м от пола. Окрашивают их масляной краской в свет­лые тона или обивают сплошной деревянной панелью без зазубрин, накладок или выступов.

Потолки также окрашивают масляной краской в светлые тона. Пол делают по типу палубного, ровным, без трещин, нескользким, обладающим упругими, тепло- и звукоизоляционными свойствами. Отопительные приборы закрывают решетками в уровень с плос­костью стен. Окна обычно размещаются по продольным стенам. Для равномерного освещения пола целесообразно двустороннее освещение (окна с двух сторон зала).

В зале для занятий различными видами гимнастики, как прави­ло, поддерживают постоянную температуру (18—20° по Цельсию). Влажность воздуха должна быть в пределах 50—60%.

Вентиляция удобна естественная и искусственная (приточно-вытяжная и обогреваемая), обеспечивающая трехкратный обмен воздуха в час (с притоком свежего воздуха из расчета 80 м 3 в час на 1 человека).

Световая площадь окон должна быть не менее V5 площади пола. Окна должны располагаться не ниже 1,5 м от пола. Электрический свет необходим мягкий, достаточный (150 люксов на уровне пола).

Раздевальные размещают рядом с залом. Все помещения сле­дует регулярно убирать (влажная уборка ежедневно после каждо­го занятия и генеральная — раз в 1—2 недели). Рациональная эксплуатация и тщательный уход за залом обеспечивают его хоро­шее состояние, что способствует эффективности проводимых в зале занятий.

Необхо­димо иметь киноэкран для демонстрации слайдов, киноматериалов, видеофильмов, а также методическую литературу и учебные пособия, стенды. Для спортивной гимнастики, спортивной акробатики и художественной гимнастики оборудуют специализи­рованные залы с постоянным размещением в них необходимых гимнастических снарядов и оборудования.

4.2.3. Оборудование гимнастических залов.Для занятий основной, спортивной и другими видами гимнастики в залах должны быть специальные снаряды и инвентарь. Количество снарядов в том или ином зале определяется числом одновременно в нем занимающих­ся (табл. 1).

Расстановка гимнастических снарядов в зале производится с учетом характера учебного процесса. В центре зала рекомендуется расположить помост для вольных упражнений размером 14×14 м ковер для соревнований равен 12 х 12 м); вдоль одной из продольных стен обычно отводится место для опорных прыжков; перекла­дину принято ставить на заднем плане по отношению к входу в зал, а на переднем — брусья, гимнастическое бревно и коня с руч­ками. Шесты и канаты крепятся на монорельсе параллельно торцо­вой стене, а гимнастическая стенка — по торцовой или продольной стене зала. Гимнастические снаряды (особенно переносные) долж­ны быть установлены так, чтобы их удобно было убирать (с по­мощью специальных транспортных тележек).

4.2.4. Спортивные базы и центры — необходимое условие для подготовки спортсменов к мировым достижениям, к побе­дам на чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх.

Опыт показывает, что тренеры и спортсмены, энтузиас­ты своего вида спорта могут начинать организацию спортив­ного центра своими силами буквально на пустом месте. С помощью спорткомитета, общественных и хозяйственных организаций удается достигнуть больших успехов в строительстве и оборудовании спортсооружений, в создании
спортивных баз и центров. I
Спортивные центры, в том числе и в горных условиях, обычно предназначены для совместного использования спортсменами различных специальностей. Здесь широко применяют закрытые и открытые спортивные сооружения, комплексы для разных видов подготовки. Спортсмены всех специализаций тренируются в зале, купаются в бассейне для активного отдыха, бегают по дорожкам манежа и стадиона, упражняются в тяжелоатлетическом зале. Естественно, что многие другие объекты спортивного центра (гостиница, аудитории, медицинская часть, средства восстановления,
научные лаборатории, столовая, библиотека и др.) нужны всем спортсменам.

Спортивной базе необходим крупный восстановительный центр, оборудованный и оснащенный по последнему слову медицинской науки в области физиотерапии, бальне­ологии, гидротерапии, фармакологии и других средств восстановления и реабилитации.

Для теоретической подготовки по спортивной специализации и продолжения образования по другим научным дисциплинам, а также для расширения литературного кругозора необходимы библиотека и учебно-методический кабинет. Последний ведет работу со спортсменами и тренерами, рекомендуя научно-методическую литературу, организует об­суждение новых книг и проблем подготовки, осуществляет другие мероприятия.

Идеально, если спортивная подготовка осуществляется в условиях единства места. В этом случае спортсмены живут, учатся, тренируются, питаются, восстанавливаются, в том числе в реабилитационном комплексе, подвергаются медико-биологическому контролю и исследованию, проводят культурный досуг и др. в стенах одного учебного заведения: школы-интерната, спортивного центра, ДЮСШ и др. Опыт показал огромное преимущество таких спортивных центров, по­зволяющих спортсменам не терять время на переезды в горо­де, выполнять большие объемы тренировки, быть бодрыми и жизнерадостными и, что очень важно, сохранять требуемую связь между нафузкой, восстановлением, медико-биологичес­ким обеспечением и другими частями ССП.

В ряде случаев целесообразно строить спортивные цент­ры более узкой направленности, например, только для греб­цов, только для пловцов, прыгунов в воду и игроков в вод­ное поло; для современных пятиборцев, для футболистов, для конькобежцев и фигуристов, для лыжников, горнолыж­ников и прыгунов на лыжах, для стрелков и др.

Условия для учебно-тренировочного сбора, в том числе и в горах, должны обеспечивать также все, что требуется для жизни спортсменов, их тренировки, восстановления, актив­ного отдыха и культурного досуга.

Лучше, когда спортивный центр, база расположены на берегу реки или озера, в лесопарке или на опушке леса. Жи­вописная природа, разнообразие внешних условий — важ­ный фактор в подготовке спортсменов.

Нужно стремиться к тому, чтобы в спортивном центре царила дружеская, спокойная обстановка, чтобы между спортсменами, администрацией базы и обслуживающим пер­соналом были внимательные и душевные отношения. Нельзя пренебрегать требованиями современного дизайна — все должно быть красиво и удобно.

Спортивные сооружения, используемые однодневно, с приездом из города или из основного спортивного центра (трамплины для прыжков на лыжах, горнолыжные трассы, склоны для дельтапланеризма, площадки в лесу для спортив­ных игр и др.) должны иметь условия для отдыха и восста­новления — до начала тренировки, между занятиями и пос­ле них. Это позволяет тренироваться более эффективно и несколько раз в день.

Тренеры, врачи, ученые должны иметь свое место для Жизни и работы в любом спортивном центре, что значительно увеличивает время их контактов со спортсменами и по­зволяет осуществлять в наиболее полной мере руководство, контроль и исследования.

Разнообразие внешних условий, в которых спортсмены живут, тренируются и отдыхают, проводят свой культурный досуг, улучшает психо-физиологическое состояние спортсмена, повышает его работоспособность, уменьшает утомление, ускоряет восстановление, помогает росту спортивного мастерства. Разнообразными должны быть в первую очередь места тренировки: кроссовые дорожки — с разным рельефом, грунтом; беговые дорожки — синтетические, опилочные, песчаные; конькобежные дорожки со льдом, отличным для скольжения, с более трудным и очень тяжелым. Гимнастические снаряды — менее и более упругие и эластичные перекладины и брусья; для прыгунов в воду — разная высота площадок и трамплинов; для спортивных игр — уменьшенные, нормальные и увеличенные размеры поля; для пловцов — разная длина бассейнов и др.

В каждом виде спорта можно широко использовать разнообразие мест занятий, что повышает не только эмоциональный фон, но и формирует более совершенную технику движений, основанную не на жестком стереотипе двигательного навыка, а на его подвижности. Спортсмен приобретает уме­ние более тонко и гибко координировать движения, выражая через них не заученную структуру, а управление высшего класса с соразмерным проявлением имеющегося уровня разных компонентов подготовленности. На этой основе спортсмен также повышает свою психическую устойчивость и способность более эффективно проявлять волевые качества.

Вносит разнообразие в подготовку спортсменов и снижает психологическую нагрузку изменение внешней обстановки: тренировка в лесу, на поляне, в парке и т.д.; на разных стадионах и полях, в различных бассейнах и пр.; с наличием зрителей и без них; с музыкой и без. Настройка на тренировку будет успешнее, если, идя по дорожке к месту тренировки, спортсмен видит зеленую стену деревьев, подстриженные газоны, цветоч­ные клумбы, фонтаны, увитую плющом беседку и т.д.

В закрытых помещениях те же требования к красоте и привлекательности обстановки: продуманная краска стен и пола, яркие цвета снарядов, тренажеров, скамеек, оборудо­вания. Светящиеся слайды на стенах, зелень и цветы, хвой­ный аромат и тихая мелодичная музыка. При этом каждый зал, манеж обычно имеет свое оформление, и потому спорт­смен, попадая в новую для него среду, испытывает чувство подъема, и тренировка проходит успешнее. Разумеется, это не значит, что спортсмен каждое занятие проводит в новом месте. Это не целесообразно по ряду причин, но главная из них — необходимость проведения определенных микроцик­лов и этапов тренировки в постоянных условиях, особенно при овладении новыми упражнениями, новыми нагрузками и упрочения техники. Но время от времени менять место занятий необходимо.

Надо также менять внешние условия на постоянном ме­сте тренировки путем перекраски всего, что можно, в яркие, красочные тона, гармоничным, радующим взор сочетанием. Особо впечатляющее значение имеют новые цвета стен и пола. Естественно, что любая перекраска не должна нару­шать требования правил состязаний. Меняется также раз­личное оформление, в том числе стенды и щиты с призыва­ми, бодрыми словами и советами.

Желательно, чтобы крупные изменения обстановки про­ходили 1—2 раза в год, а другие — чаще.

Если помечтать, то можно представить себе возможность быстрой трансформации обстановки в закрытом помещении. Словно на театральной стене автоматические механизмы по­воротом стенных покрытий или опусканием декораций изме­няют цвет и форму, создают цветущий сад или уходящий в даль простор: трибуны огромного стадиона или строгую об­становку спортивной лаборатории. Соответственно изменя­ется яркость света, его цвет и расположение светильников. влажность и сухость воздуха, возникают порывы ветра и пр. Звучит различная музыка, распространяется новый аромат. Я говорю вам об этом не только потому, что верю — так будет в будущем, — но и потому, что хочу усилить в вас твор­ческое желание разнообразить условия тренировки.

Источник

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Методическое пособие для тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования в области физической культуры и спорта

Составлено: Семенютой Т.Н., заместителем директора МБУДО ДЮСШ по методической работе

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Спортивная тренировка – планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике, развитие его физических способностей.

Цель спортивной тренировки – подготовка к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности.

Задачи спортивной тренировки:

— освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

— совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемого результата;

— воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

— обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовки;

— приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

Все задачи решаются комплексно и направлены на достижение наивысших спортивных показателей.

Результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями «тренированность», «подготовленность» и «спортивная форма».

Тренированность – степень функционального приспособления организма к предлагаемым тренировочным нагрузкам, возникающая в результате систематических физических упражнений, способствующая повышению работоспособности человека, всегда ориентирована на конкретный вид спорта.

Тренированность подразделяется на общую (повышение функциональных возможностей организма общеразвивающими, укрепляющими здоровье упражнениями) и специальную (конкретный вид спорта).

Подготовленность – комплексный результат физической, технической, тактической, психической подготовки. Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других её сторон, определяется ими и в свою очередь, влияет на их уровень.

Спортивная форма — высшая степень подготовленности спортсмена. Характеризуется его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности.

Средства спортивной тренировки

Основными средствами спортивной тренировки являются разнообразные физические упражнения.

Классификация физических упражнений:

  1. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания всё многообразие физических упражнений аккумулировалось в четыре типичных группы: гимнастика, игры, спорт, туризм.

Каждая из этих групп имеет свои признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями. Специфическим назначением, а также методикой проведения.

  1. По анатомическому признаку: все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д.

С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений разминки.

  1. По признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств:

скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);

— упражнения циклического характера на выносливость (бег на средние и длинные дистанции, плавание, лыжные гонки и т.п.);

— упражнения, требующие высокой координации движений (акробатика, гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание и т.п.);

— упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в изменяющихся режимах двигательной деятельности и ситуаций (спортивные игры, борьба, бокс, фехтование и т.п.).

  1. По признаку биомеханической структуры движения выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.
  2. По признаку физиологических зон мощности различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.
  3. По признаку спортивной специализации средства спортивной тренировки подразделяются на три группы:

общеподготовительные; специально подготовительные и избранно соревновательные.

Общеподготовительные являются преимущественно средствами общей подготовки спортсменов, эффективно решающие задачи всестороннего физического развития. Недостаточный прирост результатов или даже прекращение их роста, а также повышенный травматизм спортсмена обусловлен недостаточным объёмом общеподготовительных упражнений, особенно на ранних этапах обучения.

Необходимо помнить, что общеподготовительные упражнения должны выражать специфику избранного вида спорта.

Специально подготовительные — определяются спецификой избранного вида спорта. Упражнения подбираются с таким расчётом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену.

Специально-подготовительные упражнения подразделяются на подводящие и на развивающие.

Подводящие – способствуют освоению формы, техники движений.

Развивающие – направлены на развитие и совершенствование основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости).

Избранные соревновательные упражнения — целостные двигательные действия или совокупность двигательных действий, являющиеся средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами соревнований по избранному виду спорта.

Методы спортивной тренировки

Метод спортивной тренировки – способ применения основных средств тренировки, совокупность приёмов и правил деятельности спортсмена и тренера.

В тренировочном процессе используют две большие группы методов:

1.Общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;

2.Практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

  1. Общепедагогические методы

Словесные методы: рассказ, беседа, анализ, обсуждение и др.

Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от знания терминологии, умелого использования указаний, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

Наглядные методы:

— правильный методический показ спортсменом или тренером;

— демонстрация видеозаписей, фильмов, схем и т.д.;

— применение простейших ориентиров, ограничивающих направление движения, преодолеваемое расстояние;

— применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств.

  1. Практические методы

Методы строго регламентируемого упражнения:

— методы, направленные на освоение техники выполнения упражнения;

— методы, направленные на воспитание физических качеств.

  • Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы:

целостно-конструктивный (разучивание несложных упражнений в целом)

расчленённо-конструктивный (разучивание более сложных упражнений по частям).

При применении вышеназванных методов большое значение отводится поводящим и имитационным упражнениям.

  • Методы, направленные на развитие и совершенствование физических качеств подразделяют на интервальные и непрерывные.

Непрерывные методы – однократное непрерывное выполнение тренировочной работы.

Интервальные методы – выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.

При использовании этих методов упражнения выполняются в равномерном и переменном режиме.

При равномерном режиме интенсивность работы – постоянна, при переменном режиме – варьируется.

Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать или неоднократно изменяться.

В режимах непрерывной и интервальной работы может применяться круговой метод (станционный), направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

Игровой метод – используется не только для начального обучения движениям или воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложнённых условиях.

В наибольшей степени он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, находчивость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативу.

Служит весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Методы (способы) организации деятельности занимающихся

  1. Фронтальный метод – выполнение одного и того же задания всем составом группы, независимо от форм построения обучающихся (колонна, шеренга, круг). При использовании фронтального метода обеспечивается высокая плотность тренировочного занятия. Важно, чтобы при фронтальном методе обучающиеся не мешали друг другу и все видели тренера-преподавателя, а он всех учеников.
  2. Групповой метод – одновременное выполнение разных заданий преподавателя в нескольких группах. Разделение на группы осуществляется по уровню подготовки и другим признакам (весо-ростовой показатель).

Данный метод требует специальной подготовки помощников тренера-преподавателя из числа, наиболее подготовленных обучающихся и заблаговременного их инструктирования по выполняемому заданию.

  1. Индивидуальный метод – как правило, предназначен для обучающихся, отличающихся по подготовленности от основной группы.

Принципы спортивной тренировки

Принципы спортивной тренировки – наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых систематизированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы.

Принцип направленности на максимально возможные достижения, углубленную специализацию и индивидуализацию.

Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием наиболее действенных средств и методов, углублённой специализацией в избранном виде спорта.

Направленность к максимуму обусловливает все отличительные черты спортивной тренировки – повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность и т.д.

Спортивная специализация характеризуется наиболее благоприятным распределением времени и усилий в процессе совершенствования спортивной деятельности в избранном виде спорта, но не является таковым для других видов.

В связи с этим чрезвычайно важен учёт индивидуальных особенностей занимающихся при построении спортивной тренировки.

Ошибочный, не отвечающий индивидуальным качествам спортсмена выбор специализации или определённого амплуа в команде зачастую сводит на нет усилия спортсмена и тренера.

Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки с учётом возрастных особенностей спортсмена, уровня его подготовленности.

Принцип единства общей и специальной подготовки.

Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка. Являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию. В соответствии с этим в спортивной тренировке неразрывно сочетаются общая и специальная подготовки.

Единство общей и специальной подготовки означает невозможность исключения из тренировочного процесса ни одной из сторон подготовки без ущерба для роста спортивного мастерства.

Единство общей и специальной подготовки взаимозависимо на каждом этапе спортивной подготовки от вида спорта, от этапа обучения.

Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.

Принцип непрерывности тренировочного процесса характеризуется следующими основными положениями:

— спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный (накопительный) эффект в направлении спортивной специализации;

— воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы «наслаивается» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;

— интервал отдыха межу занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих восстановление и повышение работоспособности, причём в рамках тренировочных мезо – и микроциклов при определённых условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создаётся уплотнённый режим нагрузок и отдыха.

Необходимо так строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы и свести к минимуму регресс тренированности. В этом заключается основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки.

Принципиальный методический смысл этого положения заключается в требовании не допускать излишне длительных интервалов между тренировочными занятиями, обеспечивать преемственность между ними и тем самым создавать условия для прогрессирующих достижений.

Принцип единства постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок. Увеличение функциональных возможностей организма закономерно зависит от предъявляемых тренировочных и соревновательных нагрузок. Постепенное и максимальное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливает прогресс спортивных достижений.

Это обеспечивается повышением объёма и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемым к подготовке спортсмена.

Постепенность в тренировке должна соответствовать возможностям и уровню подготовленности спортсмена, особенно юного, обеспечивая неуклонный рост его спортивных достижений.

Принцип волнообразности динамики нагрузок.

Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определённых этапах подготовки вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки, обеспечивая необходимы биологические перестройки в организме спортсмена. Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии – она приобретает волнообразный характер.

Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки.

Волнообразные колебания свойственны как динамике объёма, так и динамике интенсивности нагрузок, причём максимальные значения их в большинстве случае не совпадают.

Принцип цикличности тренировочного процесса.

Характеризуется частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определённых циклов.

Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, т.е. отличается от предыдущего обновлённым содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д.

Эффективность тренировочного процесса в решающей мере зависит от рационального сочетания повторяющихся и динамических моментов при построении тренировки.

Весь тренировочный процесс, от элементарных его звеньев до этапов многолетней подготовки, состоит из циклов (микро-,мезо-, макроциклов), составляющих неотъемлемую систему рационального построения тренировочного процесса.

Принцип единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена.

Данный принцип отражает структуру, взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена.

Рациональное построение тренировочного процесса предполагает строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное осуществление соревновательной борьбы.

Этим принципом особо следует руководствоваться при создании системы управления тренировочным процессом, разработке перспективного планирования на относительно длительный период.

Принцип возрастной адекватности многолетней спортивной деятельности.

В процессе многолетней тренировки необходимо учитывать динамику возрастного развития спортсмена, позволяющую эффективно воздействовать на возрастную динамику способностей, проявляемых в спорте, в направлении ведущем к спортивному совершенствованию и в то же время не вступающем в противоречие с закономерностями онтогенеза (индивидуальное развитие) человека.

В детско-юношеском возрасте, когда происходит формирование и созревание организма, эффект тренировки зависит от учёта особо чувствительных (сенситивных) периодов, характеризующихся более высокими, чем в иные периоды темпами развития способностей.

В юношеском возрасте, до полного возрастного созревания основополагающим в тренировке должны быть общая физическая подготовка, формирование у каждого спортсмена всего комплекса физических способностей (силы, быстроты, выносливости и т.д.)

Основные стороны спортивной тренировки

  1. Спортивно-техническая подготовка – степень освоения спортсменом техники движений в избранном виде спорта, направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Одним из важнейших методических условий совершенствования технического мастерства являются взаимосвязь и взаимозависимость структуры движений и уровня развития физических качеств.

Соответствие уровня физической подготовленности спортсмена уровню владения его спортивной техникой – важнейшее положение методики технической подготовки в спорте.

Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку.

Задачи общей технической подготовки – расширение фонда двигательных умений и навыков (школа движений), а также воспитание двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта.

Двигательное умение – это способность выполнять двигательное действие на основе определённых знаний о его технике.

Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации движений, и двигательное умение переходит в навык.

Навык — степень владения техникой, при которой управление движением происходит автоматизировано, а действия отличаются надёжностью.

  1. Спортивно-тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности.

Она включает в себя изучение:

— общих положений тактики избранного вида спорта;

— приёмов судейства и положения о соревнованиях;

— тактического опыта сильнейших спортсменов или команд;

— освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях;

— моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.

Тактическая подготовка неразрывно связана с использованием разнообразных технических приёмов.

  1. Физическая подготовка – направлена на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) в современной спортивной тренировке связывается не с разносторонним физическим совершенствованием вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта.

Средства ОФП – физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена (бег, ходьба на лыжах, спортивные игры, плавание упражнения с отягощениями и т.д.).

ОФП проводится в течение всего годичного цикла тренировки.

Специальная физическая подготовка (СФП) — характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Основными средствами СФП являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

Физическая подготовка тесно связана со спортивной специализацией.

  1. Психическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надёжного выступления в них.

Источник

Оцените статью