Веселая гимнастика для детей 3-4 лет
Движение – это жизнь, а для маленького ребенка – еще и развитие. Гимнастика для детей 3-4 лет нужна для укрепления мышечного корсета и правильного формирования опорно-двигательного аппарата, осанки. Двигательная активность стимулирует иммунитет и мозговую деятельность малышей. Ее польза огромна, а противопоказаний практически нет. Но как заниматься с малышом дома, какие упражнения подходят для возраста 3-4 лет?
Занятия гимнастикой дома
Дети, которые посещают детский сад, делают гимнастику перед завтраком каждый день. Комплекс упражнений в дошкольном учреждении называют зарядкой. Выполняемого объема вполне достаточно для общего укрепления организма. Домашние занятия рекомендуются для детей, которые сидят дома, в том числе их можно делать в период каникул, в выходные дни.
Польза гимнастики для детей от 3-4 лет:
- укрепляет мышцы, повышает силу и выносливость;
- обеспечивает правильное формирование опорно-двигательного аппарата (профилактика сколиоза, вальгуса и других деформаций скелета);
- улучшает координацию движений, ориентацию в пространстве;
- ускоряет обменные процессы и повышает аппетит;
- стимулирует работу всех органов и систем, укрепляет здоровье.
Противопоказания
Однозначно нельзя принуждать ребенка заниматься гимнастикой силой. Нужно приобщать его к спорту только через интерес. Что касается запретов по состоянию здоровья, то физические нагрузки противопоказаны при следующих болезнях и состояниях:
- острых заболеваниях, обострении хронических;
- кровотечении или угрозе такового;
- боли;
- онкологических заболеваниях.
Дети с серьезными проблемами опорно-двигательного аппарата, различными неврологическими диагнозами нуждаются в гимнастике как никто другой. Однако в таких случаях комплекс упражнений должен подбирать специалист по лечебной физкультуре. Это же правило касается всех детей, которые состоят на диспансерном учете, имеют сердечную, печеночную, почечную недостаточность, страдают астмой.
Когда и как проводить?
Детская гимнастика проводится в форме игры. Для занятия нужно подготовить динамичную музыку. Делать упражнения под звуковое сопровождение не только весело, но и полезно. Музыка помогает поддерживать ритм и развивает слух. Также можно подобрать к движениям интересные названия (например, «а теперь сделай, как рыбка», «побудь немножко обезьянкой и сорви банан»). Другой вариант – проводить занятия гимнастикой под стишки (пример стихотворного комплекса упражнений ждет вас ниже).
Какие правила нужно соблюдать при проведении зарядки?
- Воздух в помещении должен быть свежим. Летом лучше перенести занятие на улицу.
- Выполнять упражнения нужно утром, в промежутке между гигиеническими процедурами и завтраком. В крайнем случае можно сделать гимнастику через 40-60 минут после еды.
- Взрослый должен следить, чтобы при выполнении упражнений ребенок делал вдох через нос, а выдыхал через рот.
- Если малышу года 3-4, длительность домашней гимнастики не должна превышать 15 минут. Оптимально делать зарядку около 10 минут, чтобы занятие принесло пользу и не наскучило.
Упражнения для детей 3-4 лет
Любая гимнастика начинается с разминки. Это могут быть движения руками вверх-вниз, потягивания, ходьба по кругу (на носочках, пяточках, внутренней и внешней стороне стоп), наклоны головы вперед-назад, к плечам. Разогревающая часть длится 4-5 минут. Затем приступают к основным упражнениям. Завершают гимнастику спокойной ходьбой. Для нормализации дыхания ребенку предлагают сделать глубокий вдох и одновременно поднять руки в стороны и вверх. На выдохе нужно вернуться в исходное положение. Длительность завершающего этапа – 1-2 минуты.
Упражнения для детей 3-4 лет, основная часть:
- Бег с поднятием колен. Ребенок бежит по кругу, стараясь поднять коленки как можно выше. Длительность выполнения – 1 минута.
- Пятки к ягодицам. Суть упражнения в том, чтобы при беге поджать колено так, чтобы стопа дотронулась до попы. Выполняется в течение 1 минуты.
- Ходьба на присядках. Ребенок садится на корточки, руки на поясе. Нужно пройти так 1-2 небольших круга (40-60 секунд).
- Ходьба по перекладине. Необходимый атрибут – невысокая устойчивая лавочка шириной от 30 см и длиной от 1 м. Можно заменить лавочку сложенным в несколько раз ковриком. Ребенок проходит туда и обратно, подняв руки по сторонам на уровне грудной клетки.
- Прыжки через невысокие препятствия. Для упражнения хорошо подходят гимнастические обручи, которые выкладывают впритык друг к другу. Ребенок перепрыгивает двумя ногами, делает шаг и снова совершает прыжок. Количество прыжков – 6-10. Также полосу препятствий можно сделать их скакалок, палочек, расположенных на расстоянии 50-70 см друг от друга.
- Наклоны вперед. Исходная позиция – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ребенок потягивается вверх, поднимая руки, а затем наклоняется вниз. Ручки должны коснуться носочков, а колени – остаться ровными. Длительность упражнения – 40 секунд, или 6-8 повторов.
- Выпады в стороны. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Нужно потянуться левой рукой и головой максимально в правую сторону, оставив нижнюю часть тела неподвижной. После 6-7 повторов выпады делаются правой рукой в левую сторону.
- «Велосипед». Всем известное упражнение. Ребенок ложится на спину, поднимает ноги и делает синхронные круговые движения, напоминающие езду на велосипеде. Длительность выполнения – 1 минута.
- Поднятие ног. Позиция – лежа на спине, руки лежат вдоль тела. Ребенок приподнимает обе ноги вверх с ровными коленями. Количество повторов – 6-9.
- «Ножницы». Исходная позиция та же. Ребенок поднимает ровные ноги вверх, а затем разводит в стороны и скрещивает. Упражнение повторяют 5-7 раз.
- «Лодочка». Малыш лежит на животе, ручки перед собой. Нужно поднять руки и ноги вверх, задействуя мышцы спины. «Лодочку» делают 5-7 раз.
- «Планка». Исходное положение – упор лежа на руки. Ребенок стоит так 15-20 секунд.
- «Кошечка». Необходимо стать на коленки, а ладошками упереться в пол. Сначала делают прогиб и округление спины 6-9 раз. Затем имитируют потягивание кошки, медленно присаживаясь назад и не отрывая ладоней от пола. Количество повторов – 6-9.
Раз в 2-3 недели комплекс упражнений нужно корректировать, усложнять, добавлять новые элементы. Так гимнастика не надоест малышу, и он будет выполнять ее с удовольствием. Можно добавить движения с картинок, представленных ниже. Все они прекрасно подходят для возраста 3-4 года.
Гимнастика в игровой форме
С 3-летним ребенком лучше заниматься зарядкой со стишками. Например, малышам придется по нраву следующий комплекс упражнений:
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
(наклоны головы к плечам)
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
(круговые движения головой)
Медвежата мед искали
И в лесу, и в бору,
(наклоны в стороны, рука делает козырек у лба)
На лугах и в цветах,
На малиновых кустах.
(наклоны вниз к полу)
Дружно дерево качали
Вот так, вот так,
(покачивания вытянутыми вверху руками на носочках)
Дружно дерево качали
Вот так, вот так.
(круговые движения тазом, руки на поясе)
Много меда набирали,
Ложками его черпали,
(наклоны вперед сидя на полу, ноги по сторонам)
Мягким хлебом заедали,
Мятным чаем запивали.
(ребенок показывает, как он ест)
А потом они плясали
Вот так, вот так,
(пружинящие приседания с поворотом туловища)
Лапы выше поднимали
Вот так, вот так.
(подскоки с поднятием колен)
Также можно проводить и другие игры с элементами гимнастики. Например, такие:
Занятия гимнастикой благотворно влияют на растущий организм. Ребенок развивается гармонично, у него формируется правильная осанка, повышается иммунитет. Домашние упражнения для девочек и мальчиков могут послужить стартом спортивной карьеры. В возрасте 3-4 лет тренеры принимают детей в секции художественной и спортивной гимнастики. В любом случае, выбирая те или иные движения, нужно учитывать предпочтения малыша, его физические возможности, состояние здоровья в данный момент. Занятия должны приносить удовольствие и дарить заряд бодрости на весь день.
Источник
Веселая гимнастика
Содержимое разработки
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 с углублённым изучением химии Василеостровского района Санкт-Петербурга
на 2019-2020 учебный год
Программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Веселая гимнастика» включает в себя комплексный подход к увеличению двигательной активности и формированию навыков здорового образа жизни младших школьников: общеукрепляющие физические упражнения, элементы ритмики, дыхательную гимнастику, подвижные игры. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и является одной из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.
Цель программы – сохранение и укрепление здоровья обучающихся через формирование навыка здорового образа жизни – утренней зарядки.
учить правильному выполнению комплексов физических упражнений утренней зарядки;
учить правильному выполнению дыхательной гимнастики;
учить подвижным играм;
развивать двигательные умения и навыки;
развивать интерес к физической культуре и спорту;
развивать коммуникативные навыки;
воспитывать морально – волевые качества: дисциплинированность, ответственность, силу воли, взаимовыручку;
воспитывать культуру здоровья;
повышение физической и умственной работоспособности;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Для современных детей, независимо от возраста, характерно ограничение двигательной активности, ухудшение двигательных способностей, а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости. Деятельность с активным физическим компонентом позволяет решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками:
удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции
научить владеть своим телом
развить не только двигательные, но и умственные и творческие способности
Веселая гимнастика — зарядка — одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Во время сна центральная нервная система человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. Физические упражнения тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.), а также мобилизуют внимание обучающихся, повышают дисциплину (прививают гигиенический навык заниматься), обеспечивают постепенный переход организма от состояния покоя к его повседневному рабочему состоянию.
Занятия по программе «Веселая гимнастика» проводятся в групповой практической форме 1 раз в неделю. Каждый раздел предполагает теоретический материал, который распределяется по 2-3 минуты на каждое занятие. Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий, основах здорового образа жизни, о различных упражнениях, их правильном выполнении, правила игр. Практическая часть занятий предполагает выполнение комплексов общеразвивающих упражнений, в том числе с предметами, под музыкальное сопровождение, комплексов дыхательной гимнастики и организацию подвижных игр. Разучивание нового комплекса упражнений сопровождается четким объяснением исходного положения, какое движение выполняется на каждый счет, контрольных точек, правильного дыхания. После того, как комплекс разучен, движения могут выполняться под музыку. Методика организации игр включает в себя раскрытие содержания игры, которое составляют: сюжет, правила, двигательные действия. В ходе игры дети должны получить возможность действовать самостоятельно, проявлять инициативу, но поощряя к активным действиям, учитель должен вместе с тем следить за дисциплиной, соблюдением правил игры, за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальны. Занятия проводятся в спортивном зале школы, лучше, если дети будут выполнять упражнения без обуви на гимнастическом коврике, при проведении подвижных игр желательно наличие спортивной обуви или обуви с нескользящей подошвой.
Программа предполагает использование спортивного инвентаря: гимнастические скамейки, гимнастические мячи, скакалки, обручи, степы. Реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Веселая гимнастика» соответствует возрастным особенностям обучающихся и способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Веселая гимнастика» является программой внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в ГБОУ средней школы № 10 с углублённым изучением химии для обучающихся 1-4 классов.
Для обучающихся 1 классов программа рассчитана на 33 часа в год. Режим занятий – 1 ч. в неделю. Для обучающихся 2-4 классов программа рассчитана на 34 часа в год. Режим занятий – 1 ч. в неделю.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
— Физическое здоровье как важнейшее условие успешного развития младших школьников.
— Психологический комфорт как условие успешности ребенка в обучении.
-Двигательная активность как условие повышения физической и умственной работоспособности.
— Здоровый образ жизни как условие воспитания успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности «Веселая гимнастика» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут формироваться:
установка на здоровый образ жизни;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с различными видами игр;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут формироваться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
оценивать правильность выполнения действия;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут формироваться умения:
раскрывать понятия «здоровый образ жизни», «зарядка», «комплекс упражнений», «дыхательная гимнастика»;
ориентироваться в понятиях: синхронно, музыкально, ритмично;
ориентироваться в видах физических упражнений для развития разных групп мышц; видах подвижных игр;
выявлять связь занятий с досуговой и урочной деятельностью.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будут формироваться умения:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, парам;
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Контроль за реализацией программы включает в себя:
зачётное проведение динамических пауз в классах с одноклассниками и первоклассниками;
проведение игр на переменах и в группах продлённого дня;
представление самостоятельно и в группах составленных комплексов утренней гимнастики;
ответы на контрольные вопросы.
Раздел 1. Оздоровительная утренняя зарядка
Тема 1.1 Комплекс общеразвивающих упражнений
Общие правила техники безопасности на занятиях. Что такое зарядка, зачем нужна зарядка. Виды упражнений, входящие в комплекс утренней гимнастики.
Упражнения на равновесие, упражнения на развитие гибкости, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища, ног, прыжки, бег. Корригирующие упражнения для нормализации осанки. Упражнения на гимнастическом коврике на развитие мышц брюшного пресса, спины, ног, растяжку. Акробатические упражнения.
Тема 1.2 Упражнения с предметами (мячом, скакалкой, гимнастической скамейкой)
Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом, скакалкой, гимнастической палкой.
Комплекс упражнений на гимнастической скамейке, направленный на профилактику плоскостопия и сколиоза, партерная гимнастика. Прыжки через скакалку различными способами: на двух ногах, поочерёдно. Комплекс общеразвивающих упражнений со скакалкой. Упражнения с мячом в бросках, ловле и перепрыгивании мяча. Комплекс общеразвивающих упражнений с мячом. Упражнения с предметами в парах.
Раздел 2. Дыхательная гимнастика
Тема 2.1 Комплекс дыхательной гимнастики
Правильное выполнение вдохов, выдохов, произношения звуков.
Упражнения «Гуси шипят», «Ежик», «Шар лопнул», «Дровосек», «Насос», «Вырасти большой»
Тема 2.2 Комплекс дыхательной гимнастики
Правильное выполнение вдохов и движений.
Упражнения «Ладошки», «Погончики», «Кошечка», «Обними плечи», «Поворот головы», «Совушка», «Перекаты», «Шаги (передний шаг и задний шаг)»
Игры и правила. Имитационные игры. Беговые игры. Игры на внимание. Танцевальные игры.
Имитационные игры: «Зоопарк», «Стадион», «Угадай-ка».
Беговые игры: «Салки», «Картошка», «Воробьи и вороны», «Третий лишний», «Гуси-гуси», «Выручай-ка» в различных вариациях.
Игры на внимание: «Тише едешь — дальше будешь», «Ёлки-палки», «Мигалки», «Зеркало».
Игры на расслабление: «Водяной», «Море волнуется», «День — ночь».
Танцевальные игры: «Лесная дискотека», «Медвежата и зайчата». «Ручеёк» в различных вариациях.
Раздел 1. Оздоровительная утренняя зарядка
Тема 1.1 Комплекс общеразвивающих упражнений
Общие правила техники безопасности на занятиях. Что такое здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие. Виды упражнений, входящие в комплекс утренней гимнастики.
Подтягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища, ног, прыжки, бег. Корригирующие упражнения для нормализации осанки. Упражнения на гимнастическом коврике на развитие мышц брюшного пресса, спины, ног, растяжку.
Тема 1.2 Упражнения с предметами (мячом, скакалкой, гимнастической скамейкой, степами)
Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом, скакалкой, гимнастической скамейкой.
Комплекс упражнений с гимнастической скамейкой, направленный на профилактику плоскостопия и сколиоза, партерная гимнастика. Прыжки через скакалку различными способами: на двух ногах, поочерёдно, на одной ноге, скрестно. Комплекс общеразвивающих упражнений со скакалкой. Комплекс общеразвивающих упражнений с мячом. Упражнения с предметами в парах.
Раздел 2. Дыхательная гимнастика
Тема 2.1 Комплекс дыхательной гимнастики
Правильное выполнение вдохов, выдохов, произношения звуков.
Упражнения «Часики», «Трубач», «Каша кипит», «Паровозик», «На турнике», «Регулировщик», «Маятник»
Тема 2.2 Комплекс дыхательной гимнастики
Правильное выполнение вдохов и движений.
Упражнения «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошечка», «Обними плечи», «Большой маятник», «Поворот головы», «Ай — ай», «Перекаты», «Шаги (передний шаг и задний шаг)»
Чему учимся, играя? Дружба и игра. Организация игр на перемене и во дворе. Организация игр. Русские народные игры.
Имитационные игры: «Чехарда», «Легкоатлеты», «Гимнасты», «Лыжники», «Поход», «Переправа», «Мы не скажем, а покажем».
Беговые игры: «Салки парами», «Прыгуны и пятнашки», «Гори – гори ясно», «Птицы и клетка».
Игры на внимание: «Передай сигнал», «Скала», «Мигалки», «Пианино».
Танцевальные игры: «Хоровод», «Верёвочка», «Паровозик», «Ручеек», «Золотые ворота».
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
— Соблюдать правила техники безопасности на занятиях.
— Организовывать места занятий физическими упражнениями и играми в сотрудничестве с учителем.
— Ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «комплекс упражнений».
— Характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха.
— Ориентироваться в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.
— Принимать правильное исходное положение, выполнять правильно и точно упражнения под счет и под музыку.
— Контролировать собственные действия, контролировать действия партнёра в парных упражнениях.
— Составлять комплексы упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
— Представлять самостоятельно и в группах составленные комплексы.
— Правильное выполнение вдохов, выдохов, произношения звуков.
— Правильное выполнение вдохов и движений.
— Соблюдать правильное выполнение вдохов и выдохов.
— Ориентироваться в направлении движений вперед, назад, направо, налево.
— Принимать правильное исходное положение, выполнять синхронно вдохи и движения под счет.
— Контролировать собственные действия, контролировать действия партнёра в парных упражнениях.
— Игры на внимание.
— Организовывать места занятий играми в сотрудничестве с учителем.
— Излагать правила и условия проведения подвижных игр.
— Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.
— Взаимодействовать в парах и группах при выполнении действий в подвижных играх.
— Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач.
— Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.
— Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности.
-Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр.
— Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр
МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры – подражания, комплексы упражнений, стихотворения с движениями /авт.-сост. С.А. Авилова, Т.В. Калинина. – Волгоград: Учитель, 2008.
2. Каралашвили, Е.А. Физкультурная минут /Е.А. Каралашвили. – М.: Творческий центр, 2002.
3. К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений /авт.-сост. В.Ф. Феоктистова, Л.В. Плиева. – Волгоград: Учитель, 2010.
4. Обухова, Л.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников /Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. – М.: Творческий центр, 2002.
5. Онучин, Н.А. Дыхательная гимнастика для детей /Н.А. Онучин. — СПб: АСТ, Сова, 2005.
6. Останко, Л.В. Сто веселых упражнений для детей /Л.В. Останко. — СПб: Корона принт, 2005.
7. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой/М.Н. Щетинин. – М.: Метафора, 2008.
8. Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных организаций/В.И.Лях. – 4-е издание – М.: Просвещение, 2017.
Источник