- Занятие с элементами психогимнастики и медитации в сенсорной комнате для детей старшего дошкольного возраста «В стране спокойствия и радости» план-конспект занятия (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Медитация и практики осознанности: 7 упражнений для детей
- Как медитировать с детьми?
- 1. Воображаемый лифт
- 2. Считаем пальцы и дышим
- 3. Перед сном
- 4. Осознанное слушание
- 5. Осознанное дыхание
- 6. Осознанное наблюдение
- 7. Добрые пожелания
- 12 медитаций в игровой форме для детей
Занятие с элементами психогимнастики и медитации в сенсорной комнате для детей старшего дошкольного возраста «В стране спокойствия и радости»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Занятие в рамках Клубного часа «День здоровья» ( сопровождается композициями классической музыки)
Цель: способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей.
Задачи:
• обучение методам релаксации и расслабления;
• обогащение положительными эмоциями;
• стимуляция зрительных и тактильных анализаторов;
• развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klubnyy_chas_den_zdorovya.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Клубный час «День здоровья»
Подготовила: педагог-психолог Секриер Алла Ивановна
Занятие с элементами психогимнастики и медитации в сенсорной комнате для детей старшего дошкольного возраста
«В стране спокойствия и радости»
Цель: способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей.
- обучение методам релаксации и расслабления;
- обогащение положительными эмоциями;
- стимуляция зрительных и тактильных анализаторов;
- развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;
- Здравствуйте ребята! Мы рады вас приветствовать в волшебной комнате. Она полна удивительных чудес. Хранители этой комнаты два улыбающихся «Веселка», они приветствуют вас. Подарите и вы им свои улыбки, помашите рукой и скажите «Здравствуйте!»
(Дети проходят в центр комнаты и становятся в круг с педагогом).
- Ребята, сегодня, с самого утра, все говорят о здоровье. А что такое здоровье? Как вы думаете? (ответы детей). Это когда вы занимаетесь спортом, питаетесь полезной едой, следите за чистотой своего тела. Здоровье – это состояние, когда у вас ничего не болит, ничего не беспокоит. Это физическое здоровье.
- Здоровье – это еще и счастье! Это когда вы веселы, радостны, спокойны и все у вас получается. И такое здоровье называется душевным.
Оно нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным.
Нашему здоровью очень часто угрожает неумение контролировать свои эмоции. Мы часто злимся, кричим, суетимся… Хочется ли вам в такие моменты оказаться где-то далеко-далеко, отдохнуть и забыть про неприятности? (ответы детей) . Я предлагаю вам отправиться на необычную прогулку, в страну душевного здоровья, где вы сможете отдохнуть, расслабиться. Хотите? Закройте глаза и слушайте внимательно (включается музыка «Пение птиц»).
В страну душевного здоровья отправимся сейчас,
Где радоваться, отдыхать, и удивляться будем каждый раз.
- Теперь откройте глаза. Готовы узнать, что будет дальше? Давайте пройдемся по тропе здоровья через радужный лес и поднимем себе настроение. Идите медленно, чтобы почувствовать под ногами еловые иголки, мелкие и колкие камешки, гладкие камни, песок, веточки, мягкую травку. Скажите, что чувствуют ваши ноги? Приятно? Мягко или колко? ( Выключить музыкальное сопровождение).
- Вот мы с вами пришли к аквариуму ( включается аквалампа и музыка К. Сен-Санс «Аквариум»). Он необычный, а волшебный, как все и предметы, находящиеся в этой комнате, он меняет цвета. Приложите ваши ладошки к стеклу? Что чувствуют ваши ладошки? Обратите внимание на медленно поднимающиеся пузырьки, на меняющиеся цвета воды, на плавное движение рыбок.
Аквариум чистый сверкает стеклом
И рыбы нарядные плавают в нем.
- Давайте теперь сделаем упражнение «Золотые рыбки». Повторяйте за мной движения.
В чистой, ласковой водице поглаживание своих рук
Плывёт рыбок вереница . сложить ладони в виде рыбки
Чешуёй златой сверкая,
Кружится, играя стая… ладони сложены, медленно повернуться вокруг себя
Вниз их манит тишина,
Глубина… не видно дна…
Рыбки, рыбки вниз пошли, ладони сложены, медленно опускаться вниз на пол
рыбки, рыбки все легли… лечь на пол
глазки все прикрыли… глаза закрыть
плавнички расслабили… руки и ноги в стороны
хвостик тоже не играет…
рыбка мышцы расслабляет…
здесь покой и тишина…
тихо плещется волна… (Пауза)
Вот луч солнца засверкал, медленно открыть глаза
Рыбок всех он вверх позвал! сложить ладони вместе
Встаньте все… вернёмся в зал! подняться на ноги
(после имитационного движения «рыбки» — дети опускаются на ковёр, руки и ноги в стороны, полное расслабление мышц туловища и конечностей)
Во время отдыха, раскладываются резиновые коврики «цветы» на пол в произвольном порядке. (Выключить музыку)
Наше путешествие продолжается. Посмотрите, оказались мы с вами на цветочной поляне. Здесь солнечно, тепло, радостно и спокойно. Сейчас мы превратимся в красивых разноцветных бабочек. Они легкие, воздушные. Движения мягкие, спокойные, плавные.
Слушайте внимательно музыку и повторяйте движения, в соответствии с моими словами.
(детям раздаются шелковые разноцветные платки. Включается музыка Ф.Куперен «Бабочки»)
Упражнение « Порхание бабочки»
Всё к цветам летала.
Крылья стали уставать,
Видно, надо отдыхать.
Вот присела на цветок,
И головку свесила,
Да и снова полетела.
(дети, выполняя движения по тексту, учатся напрягать и расслаблять свои мышцы в разных позах, в данном случае, присев на корточки или «по – турецки», скрестив ноги).
- Долгое и интересное наше путешествие по стране душевного здоровья, но оно подошло к концу. Наступила чудесная летняя ночь. Давайте отдохнем. Ложитесь поудобнее, расслабьтесь.
(дети располагаются на креслах с гранулами. Гаснет свет. Включается панно «Звездное небо». Включается музыка К.Дебюсси «Лунный свет»)
- На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла и спокойствие охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным.
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем
Дышится легко, ровно, глубоко
Наши ручки отдыхают
Ножки тоже отдыхают,
Глазки тоже отдыхают, засыпают
Шея не напряжена и расслаблена.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем .
Ваши ручки легкие-легкие. Ваше тело тоже легкое- легкое. Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Открываем глаза. Настроение становится бодрым и веселым. Вы полны сил и энергии.
Всем открыть глаза и встать.
Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
- Подойдите к зеркалу, улыбнитесь и поделитесь здоровой улыбкой с окружающими, чтобы все были здоровы.
Источник
Медитация и практики осознанности: 7 упражнений для детей
Полезные практики, которые можно делать буквально несколько минут в день
Если вы уже перепробовали все возможные игры и активности и не знаете, чем еще можно занять детей, то хотим рассказать вам про детские медитации и предложить несколько идей. Выполняйте их вместе с детьми.
«Существует неправильное представление, согласно которому медитация носит религиозный характер», — говорит учитель медитации Атман Смит. Однако, это не так, по его словам, это прежде всего техника, которая позволяет снизить стресс и сделать нас сильнее в ментальном смысле. Это практика заботы о себе.
Видов медитаций существует очень много (сидячие и подвижные, успокаивающие и направленные на поиск решений, направляемые другим человеком и самостоятельные), но в основе, наверное, каждой из них лежит тренировка осознанности.
Клинический психолог Андреа Герни говорит, что «дети, которые практикуют медитацию и осознанность извлекают из этого множество выгод». Она отмечает развитие у них способностей фокусироваться, контролировать себя, преодолевать трудности, улучшение навыков эмоциональной саморегуляции и построения хороших отношений с другими людьми. А еще, по словам Аннаки Харрис, авторки книги про осознанность для детей, «это (медитация) позволяет детям заметить красоту настоящего момента».
Цель медитации заключается не в том, чтобы перестать думать. Смысл скорее в том, чтобы научиться замечать ощущения в теле, мысли и эмоции. Остановиться и получше их «разглядеть», при этом не давая им оценку и не рассказывая себе о них историй.
Как медитировать с детьми?
По словам Брайна Бруно, основателя и медицинского директора компании Mid City TMS, «Медитация — это одна из самых здоровых активностей, которыми вы можете заниматься вместе с детьми.» Дети могут не сразу понять ее смысл, но, если у них будет возможность смотреть на родителя, то они будут пытаться повторять, и им точно будет очень интересно. А еще лучше, если в медитации будут присутствовать игровые элементы.
Вот несколько идей того, как познакомить ребенка с медитацией.
1. Воображаемый лифт
Прежде чем вы начнете, вместе с ребенком устройтесь поудобнее на полу или на стуле (кресле, диване). Сядьте ровно, расправьте плечи и попросите сделать то же самое вашего ребенка.
Идея заключается в том, чтобы попросить ребенка представить себе лифт, который опускается на несколько этажей вниз. А потом, представить, что такой лифт есть у ребенка внутри. Если вы сидите на полу, то верхний этаж будет располагаться в области от головы и до груди, средний — на уровне от груди до живота, а нижний — на уровне копчика или пола.
Пусть со вздохом воображаемый лифт начнет медленно спускаться вниз, от самой макушки и до груди. Потом задержите дыхание и сделайте выдох, как будто это открываются двери лифта. На следующем вдохе опуститесь до уровня живота и повторите выдох. Проделайте то же самое в третий раз, теперь опускаясь на самый нижний этаж.
2. Считаем пальцы и дышим
Это упражнение можно проделывать в любое время дня, чтобы оперативно помочь ребенку успокоиться. Сложите обе руки в кулаки и начните делать медленные вдохи. На каждом выдохе разгибайте по одному пальцу. После выдоха можно ненадолго задержать дыхание. Делайте упражнение сами и попросите ребенка повторять.
Когда вы разгибаете пальцы, можно проговаривать «оооом» или повторять мантру, которая будет напоминать ребенку о любви, спокойствии, расслаблении и поможет настроиться на них.
3. Перед сном
Перед сном, когда ребенок уже лег в кровать или сидит в ней, можно предложить ему сделать следующее простое дыхательное упражнение. Нужно делать глубокие вдохи через нос, а на каждом выдохе проговаривать слова «триии», «двааа», а на последнем выдохе — «одииин». Вместе с этим можно обратить внимание ребенка, как расслабляется его тело, как тепло и приятно лежать под одеялом. При желании упражнение можно повторить несколько раз.
4. Осознанное слушание
В этом упражнении взрослый направляет внимание ребенка, предлагая ему обратить внимание на разные звуки. Это могут быть как звуки присутствующие в среде естественным образом, так и звуки, которые специально подобраны заранее. Можно, например, с разной силой звонить в колокольчик (или использовать любой другой инструмент) и просить ребенка поднимать руку, когда он или она услышит, что колокольчик совсем перестал звучать. Во время выполнения упражнения можно закрыть глаза.
5. Осознанное дыхание
В этом упражнении, которое тоже направляется словами взрослого, все внимание обращено на дыхание. Просто начните проговаривать, когда нужно сделать глубокий вдох и выход. Ребенку может быть предложено заметить, где он или она чувствует поток воздуха больше всего, в носу, когда только делает вдох, может быть в груди, а может в животе? Делать такое упражнение можно тоже с закрытыми глазами.
6. Осознанное наблюдение
Для этого упражнения закрывать глаза не понадобится. После того, как ребенок удобно расположится и сделает несколько глубоких вдохов и выдохов, можно предложить ему выбрать объект, который он будет очень тщательно рассматривать. Например, камушек, яблоко или листочек. Попросите ребенка обратить внимание на форму, цвет, текстуру предмета, на то, как на него падает свет или лучи солнца. После рассматривания предмета можно оглядеться вокруг и рассмотреть комнату, в которой вы находитесь.
7. Добрые пожелания
В этом упражнении ребенка просят закрыть глаза и представить, как он или она путешествует вокруг планеты и с птичьего полета наблюдает разных людей, зверей, деревья, реки, леса, и желает всем хорошего настроения, здоровья, счастья. Можно вспоминать друзей, родственников и мысленно отправлять им добрые пожелания.
Если вы знаете английский, то можете дополнительно послушать аудиозаписи последних четырех медитаций из списка по ссылке. Тогда вы будете иметь более полное представление о том, как они проходят, и сможете повторить услышанное для своего ребенка.
Медитативным эффектом могут обладать и уже привычные детям занятия. Например, рисование, слушание музыки, рассматривание картинок в книге. Взрослый может помочь ребенку обратить внимание на то, что он видит, слышит, чувствует, задавая соответствующие вопросы. Осознанность помогут развивать любые активности, которые помогают сосредоточиться на настоящем моменте и свежим взглядом смотреть на привычные вещи.
Практиковать такие медитативные упражнения достаточно всего по несколько минут, две-три минуты для дошкольников, пять-десять для тех, кто постарше. Говорят, что даже такое небольшое количество времени в медитации может быть очень полезным и для детей, и для их родителей.
Источник
12 медитаций в игровой форме для детей
К аждый йог-родитель наверняка хоть раз пытался приучить своего ребенка к практике. И если асаны детки могут выполнять с удовольствием, хоть и степень их концентрации обычно мала, то о медитации и вовсе не приходится говорить. Детям по их природе не свойственно сидеть и просто ничего не делать длительное время, не говоря уже о наблюдении и концентрации.
Тем не менее, дети тоже сталкиваются со стрессами, бесконтрольным поведением. Если посмотреть глубже в тему данного вопроса, то конечно больше внимания нужно уделить самим родителям своей практике. Спокойны, гармоничны родители в своем поведении и отношении к жизни — ребенок учится их примеру.
Предлагаем Вам 12 медитаций в игровой форме, которые помогут успокоить ребенка:
1. Третий глаз (от 2 лет)
Уложите ребенка на спину и положите ему на лоб камешек или кристалл. Пускай малыш закроет глаза, попытается представить и осознать цвет предмета, его вес, форму. Камень становится теплым, излучает свет, и ребенок весь заполняется этим теплом. Если надоело находиться в одном положении, то можно поменять его: например, запрокинуть ноги за голову или выйти в березку при этом, не сдвигая камень с места.
2. Остановись и послушай (от 2 лет)
Для этой практики Вам понадобится поющая чаша, колокольчик или какой-либо другой предмет, который будет издавать длительный звон. Дети бегают по комнате, играют, но как только зазвучит чаша или колокольчик, они должны остановиться, замереть и внимательно слушать этот звук, пока он не закончится.
3. Немой колокольчик (в группе от 2,5- 3 лет)
Сядьте с детьми в тесный круг и передавайте колокольчик из рук в руки, если ребенок захочет, он может зазвонить в него. Затем поменяйте правила игры, колокольчик нужно передавать таким образом, чтобы он не зазвонил, при этом нужно сохранять тишину, не разговаривать между собой. Если игра окажется легкой, то можно стремиться передать колокольчик ребенку, который находится дальше всех от вас. Такое упражнение учит детей контролю и осознанности своих движений.
4. Огонёк (в группе от 2,5-3 лет )
Предыдущее упражнение можно сделать со свечой, дети должны передавать ее друг другу так, чтобы огонь не погас.
5. Круг колокольчика (в группе от 4-5 лет)
Дети садятся в круг и закрывают глаза, их задача — сидеть неподвижно и не открывать глаза. Один ребенок берет колокольчик и ходит с ним по кругу, не произнося звона. Затем он встает над каким-то ребенком, тихо звенит над его ухом, тот ребенок встает и продолжает ходить по кругу, а первый ребенок садится на его место. Игра продолжается несколько минут. Когда все открывают глаза, то видят — как все дети поменялись местами.
6. Зоопарк (от 2,5- 3 лет)
Для этого упражнения Вам нужна будет поющая чаша. Выберите какое-то одно животное, и пусть дети изображают его, издают его звук. До тех пор пока не услышат звук чаши. Они должны замереть в животной позе и сохранять это положение до тех пор, пока не утихнет звук.
7. Тишина (от 4 лет)
Для следующей практики Вам также будет нужна поющая чаша и повязки на глаза. Детям нужно лечь на спину с завязанными глазами (или можно просто выключить свет), вытянуть руки вдоль тела. Как только зазвучит поющая чаша, им нужно будет положить руки на живот и лежать так, пока звук не исчезнет. Они снова кладут руки вдоль своего корпуса. Игра продолжается несколько минут, пока Вы не заметите, что дети перестали быть концентрированными и устали от игры.
8. Спящие эльфы и феи (от 2 лет)
Дети лежат в позе ребенка (живот на коленях, руки вдоль тела) с закрытыми глазами, все они эльфы и феи. Вы аккуратно проходите мимо ребят и касаетесь их своими пальцами, как будто покрывая их волшебной пыльцой, дающей им силу находиться как можно дольше в неподвижном состоянии. Кто продержится дольше всех?
9. Я вижу красивое (от 2,5 лет)
Гуляя по улице или в лесу, парке, позвольте детям остановиться тогда, когда они увидят что-то красивое — красивый цветок, дерево, небо или здание. Можно также попросить ребенка сказать, почему он считает это красивым, что особенно ему понравилось.
10. Дыхание океана (от 2 лет)
Детям нужно сесть прямо или лечь на пол и закрыть уши и глаза. Затем пусть они дышат глубоко, ровно и постараются представить и услышать шум океана.
11. Найти центр (от 3 лет)
Это упражнение лучше делать в положении лёжа или сидя. Пусть дети покачаются влево — вправо, вперед-назад до тех пор, пока не найдут центр, то положение, где лучше держится баланс. Пусть они почувствуют этот центр их тела от стоп до макушки головы.
12. Доска Будды (от 1 года)
Это специальная доска, на которой можно рисовать водой, вода испаряется с поверхности через минуту. Такие доски продаются уже готовые в магазинах, можно также попробовать рисовать мокрой кисточкой на асфальте, школьной доске.
Будда говорил о непостоянстве, что все проходит. Так же и в этом упражнении: все нарисованные изображения, надписи испаряются. Перед тем, как нарисовать что-то новое, надо подождать, пока старое исчезнет и уступит место. Такие занятия помогут ребенку развивать осознанность.
Вы можете попробовать сами придумать подобные упражнения для развития в своих детях внимательности, спокойствия и уравновешенности. Самое главное — это Ваше не фанатичное отношение к подобным практикам, не нужно пытаться добиться от ребенка особых состояний ума. Ведь он пока ещё ребенок, и такова его природа.
Материал подготовлен преподавателем йоги: Инессой Илюткиной
Источник