Упражнения лечебной гимнастики применяемые при голосовой патологии

Содержание
  1. Упражнения лечебной гимнастики применяемые при голосовой патологии
  2. Какие задачи решает ЛФК после инсульта?
  3. Когда можно начинать физические упражнения?
  4. Как проводить дыхательную гимнастику?
  5. Существуют варианты контроля за длинным выдохом:
  6. Это важно на любом этапе реабилитации
  7. Какие упражнения можно выполнять лежа?
  8. Комплекс активных движений для рук
  9. Комплекс активных упражнений для ног
  10. Как разрабатывать мышцы туловища?
  11. Какие еще движения нуждаются в разработке?
  12. Упражнения в положении стоя
  13. Противопоказания
  14. Звуковая гимнастика при заболеваниях органов дыхания
  15. Звуковая гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на снятие спазма бронхов.
  16. Собственно, сами упражнения – это гласные и согласные звуки, произносимые в различных сочетаниях и в определенной последовательности. При произношении звуков вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи и легкие и оказывает расслабляющее действие на гладкую мускулатуру дыхательных путей. Все упражнения выполняются медленно, без напряжения.
  17. 1-е занятие:
  18. 2-е занятие:
  19. 3-е занятие:
  20. 4-е занятие:
  21. 5-е занятие:
  22. 6-е занятие:
  23. 7-е занятие:
  24. 8-е занятие:
  25. 9-е занятие:
  26. 10-е занятие:

Упражнения лечебной гимнастики применяемые при голосовой патологии

Специалисты настаивают на проведении реабилитационных мероприятий в течение трех лет после перенесенного инсульта. Как правило, ишемический инсульт дает больше надежд, поскольку характеризуется менее опасными повреждениями клеток коры головного мозга, использованием «запасных» сосудов для питания. При геморрагической форме физическая реабилитация ограничена предупреждением повторного нарушения кровообращения, сроками рассасывания гематомы, применением оперативного вмешательства. Гимнастика после инсульта входит в состав плановых восстановительных мероприятий наравне с лекарственными препаратами, физиотерапией, диетой, режимом.

Какие задачи решает ЛФК после инсульта?

ЛФК при инсульте играет важную роль в профилактике осложнений, развитии приспособления человека к самообслуживанию, овладении утерянными функциями. Длительный период вынужденной неподвижности в постели опасен развитием тяжелых последствий. Комплекс ЛФК помогает предупредить:

  • образование пролежней на ягодицах, спине;
  • пневмонию застойного типа;
  • возникновение сердечной недостаточности;
  • прогрессирующую атрофию неработающих мышц;
  • образование тромбов с последующей эмболией в жизненно важные органы;
  • спазм групп мышц с повышенным тонусом при парезах и параличах спастического типа, образование контрактур (изменение формы конечности).
Читайте также:  Характеристика сегодняшних лунных суток твоя йога

Гимнастика после инсульта положительно влияет на микроциркуляцию и метаболизм в органах и тканях, которые снижены в результате заболевания. Она позволяет возобновить активные движения, в перспективе способствует получению возможности рисовать, писать, пользоваться посудой и бытовыми приборами. Приводит к нормализации работы внутренних органов (мочеиспускание, дефекация), способствует восстановлению речи.

Когда можно начинать физические упражнения?

Начало использования физических нагрузок, их объем, целевую направленность определяет лечащий врач в зависимости от:

  • обширности поражения ткани мозга;
  • достаточной способности организма к восстановлению;
  • своевременности и полноты лечения.

Острым периодом считаются первые 6 месяцев. В это время происходят изменения в ишемическом очаге: часть клеток безвозвратно отмирает, а другая сохраняет способности к выполнению своих функций, но нуждается в помощи. Именно на это рассчитаны упражнения после инсульта. На клеточном уровне существует особая память, которая должна «вспомнить» объем движений, восстановить пути передачи нервных импульсов. Если пациент не в коме и сознание сохранено, то уже на третий день ему рекомендуется начинать дыхательную гимнастику. Ее цель — профилактика застойных явлений в легких. С пятого дня назначается лечебная физкультура (ЛФК). В комплексы упражнений входят привычные движения, учитывается состояние больного, возможность самостоятельно сидеть или стоять, степень потери двигательных функций. Продолжение занятий физкультурой рекомендуется проводить после выписки в домашних условиях. Для этого близким следует самим выучить необходимые упражнения, поддерживать и ободрять стремление больного. Положительные эмоции и хорошее настроение играют значительную роль в скорости реабилитации. В позднем периоде (через полгода и больше) пациент нуждается в использовании реабилитационного курса лечения в специализированных центрах и санаториях. Рекомендовано повторять терапию 2 раза в год

Как проводить дыхательную гимнастику?

В положении лежа пациенту необходимо просто сделать несколько глубоких вдохов, повторять в течение дня как можно чаще. Когда врач разрешает сидеть, важно не сгибать спину, а держать ее прямо, чтобы воздух максимально расправлял легкие. Дыхательные упражнения сводятся к медленному глубокому вдоху, задержке дыхания на несколько секунд и затем постепенному выдоху. После каждого такого вдоха пациенту необходим отдых. Нужно следить, чтобы не усилилось головокружение, не натуживаться при задержке дыхания.

Читайте также:  Художественная гимнастика лучики солнца

Существуют варианты контроля за длинным выдохом:

  • надувание резинового шара;
  • использование трубочки для коктейля, опущенной в чашку с водой.

Это важно на любом этапе реабилитации

Правильная физическая реабилитация невозможна без целевой поддержки психической деятельности. Мышечная память позволяет даже ослабленным корковым структурам отдавать команды. Пациенту рекомендуется все упражнения сопровождать мысленными «приказами» своим ногам и рукам двигаться. Такой современный подход к восстановлению позволяет сделать пациента полным участником процесса выздоровления.

Какие упражнения можно выполнять лежа?

Если больному не разрешено сидеть и вставать или он не может этого сделать, упражнения проводятся сначала в пассивном режиме, затем в активном. Пассивная физкультура означает отсутствие участия больного, использование усилий другого человека. Упражнения ограничиваются движениями в суставах рук и ног. В комплекс постепенно включаются пассивные сгибания, разгибания, вращения, отведение и приведение с нарастающей амплитудой. Не следует сразу стараться полностью выполнить максимальный вариант. Начинают с небольших колебаний до 15-ти движений в каждом суставе по 3–4 раза в день. Рекомендуется не забывать о последовательности разработки суставов: от центра к периферии. Иначе говоря, упражнения для руки начинают с плеча, затем переходят к локтевому суставу, лучезапястному и кисти. Аналогично на ногах: от бедренного к мелким суставам стопы.

Пассивные упражнения в руке при монопарезе могут выполняться самим больным с помощью здоровой руки. В качестве приспособления для самостоятельных занятий применяют петлю из ткани, широкой резины, в которую пациент продевает неподвижную конечность и выполняет движения, зацепившись за нее. Активные упражнения пациент выполняет самостоятельно. Для этого разработаны специальные комплексы. Их начинают лежа и продолжают в сидячем положении.

Комплекс активных движений для рук

Руками можно делать самостоятельные движения до 20 раз за один подход:

  • сжимать и разжимать пальцы в кулак;
  • круги в обе стороны в лучезапястном суставе (рекомендуется при этом держать кулак сжатым);
  • сгибание и разгибание в локтях;
  • из положения вдоль туловища медленные подъемы и опускания, при этом нагружаются плечевые суставы;
  • махи в стороны.

В упражнениях с гантелями используется проработка мышц сгибателей и удержание сжиманием кисти в кулак. После инсульта человек теряет возможность производить мелкие движения пальцами рук. А это очень необходимо в восстановлении самообслуживания. Для разработки моторики кисти рекомендуют:

  • сложить в большую миску мелкие предметы (орехи, пуговицы, катушки ниток, карандаши);
  • пациент должен перекладывать их пораженной рукой из одной миски в другую.

В санаториях используются игры в мозаику, лото, сбор пирамидок.

Комплекс активных упражнений для ног

Для ног упражнения также можно начинать с периода строгого постельного режима и продолжать сидя. Число повторений не должно утомлять пациента и нарастать постепенно до 20-ти.

  • Пальцами стопы активно проводят сгибание и разгибание.
  • Носки подтягивать «на себя», затем отводить в обратное крайнее положение (рекомендуется мысленно представлять давление на педали).
  • Медленное сгибание в колене, разгибание.
  • Отведение в сторону за счет работы тазобедренного сустава.

Как разрабатывать мышцы туловища?

Лежа на спине, можно выполнить следующие упражнения по 5–10 раз:

  • повороты в стороны перекатом с одного бока на другой;
  • с упором на лопатки, затылок, стопы при помощи локтей приподнимать таз;
  • пытаться немного приподнять верхнюю часть туловища, напрягая мышцы брюшного пресса.
  • Важным средством восстановления и совершенствования двигательной активности больных после инсульта является гидрокинезотерапия. Водная среда, в которой проводятся занятия, оказывает общетонизирующее воздействие на организм, повышает эластичность мышц и гибкость суставов, улучшает трофику тканей. Физические упражнения, выполняемые в воде, оказывают расслабляющее действие на спазмированные мышцы, восстанавливают плавность движений, их координированность. Рекомендуемая температура воды в бассейне для больных с последствиями инсульта – 29-35°С; продолжительность занятий – 30 мин.

Какие еще движения нуждаются в разработке?

Физкультура после инсульта, кроме конечностей, требует разработки мимических мышц лица, особенно глаз. Чтобы предотвратить опускание века, рекомендуются следующие упражнения по 5–7 раз:

  • движения глазами вверх-вниз и в стороны;
  • описать глазами круг в одну сторону, затем в другую;
  • поморгать и сжать на несколько секунд.

Для укрепления мышц шеи необходимо:

  • проделать медленные повороты головы в стороны;
  • упереться затылком в подушку, затем расслабиться.

Упражнения в положении стоя

Пациенту, способному стоять и медленно передвигаться, количество упражнений следует увеличить, разнообразить. Однако не стоит торопиться. Начинать нужно с простого комплекса, а затем переходить к более сложному с усилением нагрузки. Простыми считаются упражнения:

  • потягивания с описыванием круговых движений руками и обязательным контролем дыхания (при движении вверх — глубокий вдох, вниз — полный выдох);
  • попеременное перекатывание с носков на пятки с напряжением икроножных мышц;
  • повороты в стороны (по 5–6 раз в каждую);
  • приседания без отрыва пяток от пола по 4–5 раз;
  • наклоны в стороны с подъемом противоположной руки над головой 4 раза;
  • махи ногами вперед и в стороны по 4 каждой;
  • попеременные выпады вперед с небольшим переносом тяжести на переднюю ногу.

В комплекс с повышенной нагрузкой добавляются:

  • потягивания со сцепленными в «замок» кистями рук;
  • махи ногами при удерживании рукой за неподвижную спинку кровати или стула;
  • наклоны вперед и в стороны по 10 раз, стоя на напряженных ногах в положении немного шире плеч;
  • «бокс» руками при развороте туловища;
  • круговые вращения в плечевых суставах вперед и назад;
  • произвольные прыжки.

Упражнения следует заканчивать ходьбой на месте, глубокими дыхательными движениями в течение 5-ти минут.

Противопоказания

Ограничения в реабилитации зависят от состояния пациента. Физические нагрузки не показаны в следующих случаях:

  • пациент не вышел из комы;
  • наблюдаются психические изменения поведения, агрессивность;
  • инсульт повторный у человека пожилого возраста;
  • имеются симптомы эпилептиформных припадков, судороги в конечностях;
  • инсульту сопутствуют тяжелая форма сахарного диабета, туберкулез, раковые опухоли.

Важным моментом в лечебной физкультуре является комфортное самочувствие больного. Появление головных болей, слабости требует контроля артериального давления, отдыха, более замедленного темпа наращивания нагрузки. После получения возможности ходить необходимо использовать прогулки на воздухе с постепенным удлинением маршрута. Уверенность в своих силах и поддержка близких позволяет пациенту максимально полезно принимать терапию инсульта, стремиться к полному восстановлению.

Источник

Звуковая гимнастика при заболеваниях органов дыхания

Звуковая гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на снятие спазма бронхов.

Собственно, сами упражнения – это гласные и согласные звуки, произносимые в различных сочетаниях и в определенной последовательности. При произношении звуков вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи и легкие и оказывает расслабляющее действие на гладкую мускулатуру дыхательных путей. Все упражнения выполняются медленно, без напряжения.

Звуковая гимнастика должна вызывать чувство облегчения, а не утомления. Звуки, в зависимости от цели, можно произносить громко, тихо, протяжно или коротко.

Не нужно заниматься на голодный или на полный желудок. Звуковую гимна-стику можно использовать при бронхиальной астме, при хроническом обструк-тивном бронхите, хронической обструктивной болезни легких и других заболеваниях, сопровождающихся затруднением выдоха, т. е. при экспираторной одышке. Только в этом случае все звуки произносятся очень тихо и мягко. Такая гимнастика практически не имеет противопоказаний, проста в исполнении. Но должна выполняться по строго определенным правилам, в зависимости от поставленной цели. При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по-разному. Например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом обструктивном бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.

Звуковая гимнастика способствует формированию правильного чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Путем вибрации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты. При помощи соз-дания небольшого положительного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию дыхательных путей.

При ухудшении самочувствия, появлении одышки или кашля занятие нужно немедленно прекратить.

Обучение рациональному дыханию. Вдох должен быть поверхностным, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. Вдох – через нос на счет 1–2, дальше – пауза на 1 счет и выдох через рот на 1–2–3 или 1–2–3–4. При выдохе губы нужно сложить «трубочкой». Так выдох будет дольше, чем вдох. После окончания – пауза на счет 1–2–3, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть опять поверхностным и т. д.

Для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления для создания сопротивления на выдохе: выдох в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку или надувание резиновых шариков.

Гласные звуки. Гласные звуки можно произносить по отдельности или в сочетании с согласными, но в строго определенной последовательности: У, О, А, Е, И. Например: БУХ, БРУХ, ГРУХ, ЗРУХ, ЖРУХ. Это будет одно упражнение. Потом другое: БОХ, БРОХ, ГРОХ, ЗРОХ, ЖРОХ. И так по всем гласным звукам.

Глухие согласные звуки. Звуки Т и П произносят коротко, отрывисто, по от-дельности или в сочетании с другими глухими согласными. Например: ПТ, КТ, СТ и т. д. Такое произношение успокаивает кашель.

Звонкие согласные звуки. Это звуки Б, Д, В, З. При произнесении звука З возникает самая глубокая вибрация.

Другие звуки. Звуки Ш, Ж считаются в звуковой гимнастике «шипящими», а звук Р – «рычащим». Он произносится громко, энергично, р-р-р-раскатисто, 3–4 раза. Если имеются какие-либо заболевания сердца, то Р нужно произносить мягко и тихо. Если человек не выговаривает звук Р, то его обязательно нужно заменить на Ж, З или Ш.

Главные звуки

1. М – произносится на долгом выдохе, как стон. Она дает максимально полный, глубокий выдох.

2. ПФФ – произносим так, как будто сдуваем перышко с ладони. Улучшает отхождение мокроты.

3. Короткий, отрывистый Т – успокаивает кашель.

Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесе-нии тех или иных звуков. Этот факт и используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц и диафрагмы. Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных – П, Т, К, Ф, С. Произнося их, мышцы грудной клетки и диафрагмы напрягаются больше всего. Среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных – Б, Д, Г, В, З. Легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: М, Л, Р, Н.

Комплекс звуковой гимнастики

Занятия должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше – на свежем воздухе. Примите исходное положение – сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно по принципу рационального дыхания (см. выше). До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» – «ППФ» (через губы, сложенные трубочкой), и с него же начинаются занятия. После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение – «закрытый стон» – «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени ладонями вниз.

В период ремиссии, помимо описанных выше упражнений, включают дозированную ходьбу. Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управления дыханием. На первых занятиях больной должен отработать сле-дующий ритм движения: на 1–2 шага – вдох, на 3–4 – выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движения и уменьшением числа остановок.

1-е занятие:

Упр. 1. Очистительный выдох. ПФФ – 5–7 раз.

2-е занятие:

Упр. 1. ПФФ – 3 раза.

3-е занятие:

Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3.

4-е занятие:

Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3, Упр. 4 повторить.

5-е занятие:

Упр. 6. РРР – 3 раза и ПФФ – 1 раз.

6-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

7-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

8-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

9-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

10-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Татьяна ПРИСТРОМ, кандидат медицинских наук;

Андрей ПРИСТРОМ, доктор медицинских наук, доцент Белорусская медицинская академия последипломного образования

Источник

Оцените статью