Упражнения дыхательной гимнастики для детей с нарушениями речи

Упражнения и игры для развития речевого дыхания у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Многие дети, занимающиеся в группе компенсирующей направленности, плохо говорят, нарушено звукопроизношение. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Цель дыхательных упражнений и игр: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Скачать:

Вложение Размер
pogrebnova_e.v._upr._i_igry_dlya_razvitiya_dyhaniya.doc 32 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения и игры для развития речевого дыхания

у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи

Подготовил: Погребнова Е.В.

г. Ноябрьск, ЯНАО

Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»)

«Подуй на пальцы»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….

И качает так листок – ф-ф-ф….

Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует ветерок, качаются листочки

И поют свои песенки.

На веточках сидят,

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произносят «А – ах!»

В апреле, в апреле луга запестрели.

С прогулки букеты приносим в апреле.

Крапивы немного домой притащи –

Пусть бабушка сварит зеленые щи.

И.п. – стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц. Повторить 3-4 раза. Упражнение совпадает сопротивление на выдохе.

Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…»

Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струей.

Мишка наш совсем здоров-

Даже танцевать готов.

Ну и веселье у куклы и Мишки

Полечку пляшут без передышки.

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик!

Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш..»

Как подул Деде Мороз –

В воздухе морозном

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Дети кладут руку на живот и делаю через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш».Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произнести длительный выдох.

Эй, мышонок, посмотри,

Звать к себе, помахивая кистями.

Мы пускаем пузыри:

Синий, красный, голубой.

Перед называнием каждого цвета, сильно надуть щеки и быстро выдохнуть.

Выбирай себе любой!

Легко взмахивают кистями рук.

Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: «Ам!»

Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.

После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых – пых», энергично работая мышцами живота.

Встретил в чаще еж ежа.

И пошли домой дрожа,

Съежась, сгорбясь, два ежа.

Дети указательные пальцы приставляют к голове («рога»), делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут «му – у…», стараясь, чтобы звук был ровным.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох — более ак.

В консультации даны варианты игр и упражнений на развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

Развитие речевого дыхания у дошкольников.

Тематическое планирование работы в средней группе, работающей по адаптированной программе дошкольной организации для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи составлено в соответствии с «Комплексной .

Как помочь ребёнку понять, что с помощью родного языка можно творить чудеса? Формирование связой монологической речи — одна из важнейших задач логопедической работы с воспитанниками, имеющими тяжёлое .

Развитие творческих способностей детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста через театрализованные игры.

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыха.

Источник

Дыхательные упражнения для детей 5–7 лет с речевыми нарушениями

Светлана Альянова
Дыхательные упражнения для детей 5–7 лет с речевыми нарушениями

Дыхательные упражнения и игры для развития дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

При выполнении дыхательных упражненийнеобходимо соблюдать следующие требования:

-не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

-одежда не должна стеснять движений;

-не заниматься сразу после приема пищи;

-не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Объясните ребенку, что необходимо;

-нельзя поднимать плечи при вдохе;

-при дыхании должен быть задействован живот.

Упражнение «Бегемотик». Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы.Взрослый дает инструкцию: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты вдыхаешь, и опускается, когда ты выдыхаешь«и сопровождает действия ребенка рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики,

То животик поднимается, то животик опускается.

Предложите ребенку рассмотреть носы (клювы) у разных животных и птиц на картинках.Дайте инструкцию: «Вдыхай через нос и выдыхай через нос«и расскажите стишок:

Носиком дышу свободно,

Тише — громче, как угодно.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он и я, и ты.

Вовлечение в работу нижних конечностей, движений туловищем (наклоны, сгибание и разгибание, вращение) способствует укреплению мышц диафрагмы и вспомогательных мышц. Для того, чтобы детям было интересно выполнять эти упражнения,предлагается вспомнить героев сказок: Буратино, Чипполино, Мальвину и др. Показать рисунки, сказать, что сказочные герои решили заниматься гимнастикой и предлагают ребятам поддержать их.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Упражнениеможет выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох)

Упр. «Дыхание«.

Ребенок находится в положении сидя.Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише — громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

(Вдохи всем телом после каждой строчки).

Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох,

Качели вниз (выдох, Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх «Бегемотик» и «Качели» вдох и выдох производится через нос.

Упр. «Ныряльщики за жемчугом».

Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

Упр. «Воздушный футбол».

Из кусочков ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» — сдувать листочки с ладони.

Сделать из ваты мелкие шарики — «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» — сдувать снежинки с ладони.

Упр. «Лети, перышко!».

Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

Упр. «Мой воздушный шарик».

Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

Упр. «Лесная азбука».

«У-У-У» — идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

«А-У-У» — путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

«Ы-Ы-Ы» — пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»).

Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з».Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з — комар летит,

З-з-з — комар звенит.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж».Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями» В последние годы в нашей стране отмечается тенденция.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Дидактическое пособие «Паровозик» для детей с речевыми нарушениями старшего и подготовительного дошкольного возраста Пояснительная записка к методической разработке Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Паровозик». Игра рассчитана для детей старшего.

Дыхательные упражнения для дошкольников ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ для дошкольников «Ветер и листья» Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми.

Использование ИКТ на занятиях по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗАГАДКИ О ГРИБАХ» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию «Загадки о грибах». Угадывание загадок о грибах.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Метод ТРИЗ в развитии речи детей с речевыми нарушениями Тема. Метод ТРИЗ в развитии речи детей с речевыми нарушениямиЦель: Активизировать речевую деятельность детей путем применения на занятии.

Комплексный коррекционно-развивающий проект для детей с речевыми нарушениями «Песочная страна» Тематика проекта: Комплексный коррекционно — развивающий проект для детей с речевыми нарушениями. Название проекта: Песочная страна Целевая.

Семинар-практикум для родителей «Помощь родителям детей с речевыми нарушениями» Семинар – практикум Тема: «Помощь родителям детей с речевыми нарушениями». Цель:способствовать формированию у родителей представлений об.

Проект «Воспитание социально-коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями» Актуальность проекта Ориентация современной логопедии и педагогики на гуманизацию образовательного процесса выдвигает в число актуальных.

Источник

Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

Наталья Морозова
Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. В процессе речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.

У детей с общим недоразвитием речи мы как правило наблюдаем:

— малый объём лёгких;

— слабую дыхательную мускулатуру;

— неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха;

— слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких и стеснительных).

Задачи, которые решаются в процессе коррекционной работы по формированию речевого дыхания

• Формировать сильный, плавный, целенаправленный выдох

• Подготовить отдельные элементы для постановки звука

• Улучшить чёткость дикции

• Формировать просодическую сторону речи (это совокупность таких элементов, как интонация, мелодика, пауза, ударение, темп, ритм и тембр).

Правильное речевое дыхание обеспечивает:

— нормальное функционирование голосового аппарата;

— предохраняет голосовой аппарат от переутомления;

— способствует сохранению плавности речи;

— способствует правильному использованию интонационных средств выразительности;

— способствует правильному соблюдение пауз.

Неправильное речевое дыхание нередко является:

— причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе);

— позднего или неправильного усвоения некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);

— ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;

— в некоторых случаях ускорения темпа речи;

— неправильного использования интонационных средств выразительности;

— нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний).

Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки.

Требования к выполнению дыхательной гимнастики:

• перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности

• одежда не должна стеснять движений

• не рекомендуется выполнять упражнения после приема пищи

• необходим контроль за правильным выполнением упражнений (следить, чтобы дети не поднимали плечи, воздух набирали через нос, чтобы не надували щёк, поэтому на начальном этапе можно прижимать их руками)

• упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут (можно использовать песочные часы, т. к. они быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение

• лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребенка является уравновешенным и ребенок не утомлен.

Для развития силы воздушной струи, в работе используются следующие игры

— Игры со свистульками, которые продаются в наборах к дню рождения

— Подуй на одуванчик

— Дуй через трубочку в мыльный раствор

— Можно измазать шарик краской и рисовать им, поддувая из трубочки

— Сдуй бумажку с трубочки

— Выдуй мячик из стаканчика

— Игры с сайта Мерсибо «Сдуй снежинки», где ребёнок через микрофон дует на снежинки, которые разлетаются и мы видим, что за ними был спрятан предмет, который нужно будет отдать тому персонажу, который появится в конце игры на экране. Следующая игра «Помоги мышонку». У мышонка получается тащит сосиску, только тогда, когда ребёнок с помощью силы голоса и дыхания говорит слово «сосиска», если ребёнок говорит тихо и слабо, то сосиска остаётся на месте.

— Пособия «Времена года», тоже способствуют развитию силы воздушной струи, на нитки дуть тяжелее, чем на дождик. Также используются утяжелители: листочки и бабочки.

Для развития длительности воздушной струи используются следующие игры и упражнения.

— Дуй на вертушку. Чем дольше дуешь, тем дольше крутится.

— Дуй на мыльные пузыри. Чем дольше дуть, тем больше пузырей. Силу тут надо контролировать, так как, если сильно дуть, то пузыри лопаются и не отлетают.

— Духовые музыкальные инструменты: дудочки, свистульки, губные гармошки и их аналоги.

Мыльные пузыри лучше использовать на улице, музыкальные инструменты в домашних условиях, в группе и в кабинете подойдут разные вертушки.

Игры и упражнения на развитие целенаправленности воздушной струи.

— Игра «Задуй в ворота гол», которая развивает и силу воздушной струи тоже.

— Сюжетные картинки с персонажами на ниточках, на которые ребёнок дует. Например, сдуй бабочку с цветка и т. д.

Таким образом, были представлены игры и упражнения на развитие силы, длительности и целенаправленности воздушной струи, которые используются в коррекционной работе.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода — научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Источник

Читайте также:  Медитация для снижения температуры тела
Оцените статью