- Как укрепить мышцы гортани? Спасаемся от храпа
- Варианты упражнений для гортани
- Ещё один гимнастический комплекс
- Несколько дополнительных упражнений
- Развитие речевого дыхания
- Гимнастика для улучшения глотания
- Дыхательная гимнастика
- Что такое дыхательная гимнастика
- Чем опасно неправильное дыхание?
- Подготовка к выполнению упражнений
Как укрепить мышцы гортани? Спасаемся от храпа
Чтобы побороть храп, даже тот, что продолжается длительное время, нужно выполнять специальные упражнения. Важно, чтобы при этом мышечный корсет глотки постепенно укреплялся, а волокна становились более упругими и эластичными. Тогда, они не будут спадать во сне, когда организм расслабляется, и перекрывать путь потокам воздушных масс.
Все это значит, что воздухоносные пути будут свободными, и мы сможем комфортно и беспрепятственно дышать. В такой ситуации, когда глотка будет в тонусе, места храпу просто нет!
Кстати, гимнастика эта в исполнении достаточно проста. Она под силу каждому. Выполнять ее нужно не менее месяца. Упражнения следует делать с утра и вечером.
Варианты упражнений для гортани
Сразу следует отметить, что занятия должны быть регулярными. Только так можно добиться заметного эффекта. Основное требование: длительность комплекса не должна быть меньше, чем 10-15 минут. В итоге, через месяц храп ослабнет или совсем уйдет. Запаситесь терпением!
- Спереди подбородка поставьте кулак. Двигая челюсть вперед, нажмите на нее кулаком, что похоже на оказание сопротивления. Повторов должно быть не менее 30-ти.
- В зубы нужно взять палочку, можно и карандаш. Сожмите ее со всех сил и при таком напряжении удерживайте предмет минут три-четыре.
- При открытом рте, нижнюю челюсть опустите как можно ниже. Выполняйте по кругу вращательные движения челюстью. Сначала в правую сторону двигайтесь, а затем в левую. Повторов должно быть не менее 10-ти в каждую из сторон.
- Произносите вслух поочередно такие звуки, как «и», «у». Повторов должно быть на каждый из них не менее 20-ти. При выполнении данного упражнения должны напрягаться с силой мышечные волокна шеи.
Ещё один гимнастический комплекс
Комплекс гимнастических упражнений ниже составлялся с помощью сомнологов, а также пациентов, добившихся успехов в лечении по данной методике.
- Рот нужно наполнить воздухом. Повернув голову в левую сторону, воздух выпускайте через приоткрытый левый уголок губ. Так же проделайте и с противоположной стороной – правой. Подходов на обе стороны – 20.
- Зевайте чаще, зевайте с удовольствием, зевайте с наслаждением! Это тоже элемент упражнений. Рот должен быть раскрыт сильно, мышечный корсет глотки и шеи хорошо напряжен. Подходов не менее 10-ти.
- Губы сомкните достаточно плотно. Зону подбородка, и что очень важно – гортани, держите в напряжении от 3 до 5-ти и более секунд. Затем нужно ослабить мышцы, только сразу, резко, и покажите язык, громко выкрикивая при этом звук «а».
- Нижнюю челюсть нужно выдвинуть далеко вперед, то же проделать с нижней губой. Затем на 12-15 секунд задержите ее и верните в исходное положение. Подходов должно быть не менее 10-ти.
Несколько дополнительных упражнений
- Очень полезное упражнение «Говорун». Его суть в произношении всех звуков гласного ряда. При этом важно напрягать весь мышечный корсет гортани, а также и мягких носоглоточных тканей. Эту гимнастическую пищалку нужно повторить раз 35- 40.
Регулярное проведение занятий в большинстве случаев позволяет добиться устойчивого эффекта. Простой свист, как профилактическое мероприятие, воспрепятствует появлению храпа и апноэ. А если одновременно и свистеть, и дышать, то воздействие оказывается и на мышечные волокна глотки, и на небо. Двойная тренировка!
- Хорошо себя зарекомендовало такое упражнение, как «Нажим на небо». Оно отменно укрепляет гортань. А выполнять его очень просто. Нужно с усилием надавливать на верхнюю часть неба языком. Делайте так, пока не почувствуется усталость. Она означает, что мышцы максимально напряжены, что очень полезно для улучшения тонуса.
Как видите, гимнастика несложная, но очень действенная для устранения такого недуга, как храп.
Источник
Развитие речевого дыхания
Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.
Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, присутствуют практически во всех логопедических занятиях. Объясняется это тем, что умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком. Звуки – это не что иное, как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши легкие. И от того, насколько правильно производится вдох и выдох, зависит качество нашей речи.
Уделяя должное внимание постановке правильного речевого дыхания в дошкольный период, можно избежать многих речевых нарушений. Если этого не делать, то это может привести к отсутствию плавности речи, неправильному произнесению фраз. Если ребенок делает паузы во время высказывания, у него нечеткая речь, то это является ярким признаком неразвитости дыхательной системы.
Особенности речевого дыхания у дошкольников
У детей дошкольного возраста есть определенные особенности речевого дыхания, которые отличаются от дыхания взрослых:
- Недостаточно развитый дыхательный аппарат. Часто речь детей звучит неразборчиво и тихо. Нехватка воздуха приводит к тому, что ребенок не может договорить начатую им фразу. Другой момент – он пытается успеть произнести всю фразу целиком на вдохе, в результате чего он говорит слишком быстро, при этом не делая пауз.
- Выдыхаемый воздух распределяется нерационально. В таком случае запас воздуха кончается уже на первом слоге, т.е. конец слова либо произносится значительно тише, либо вовсе «проглатывается».
- Проблемы с распределением дыхания по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу во время произношения фразы, в результате чего он может забыть, о чем он хотел сказать.
- Искажение звуков речи из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи.
Что такое речевое дыхание
По мнению В.Г. Ермолаева и Е.Н. Малютина, во время физиологического акта речи напрягаются не только мышцы гортани, но и мышцы брюшного пресса, легкие, при этом грудная клетка выдвигается вперед. Сила звука регулируется тонусом дыхательной мускулатуры.
В начале звукопроизношения делается короткий глубокий вдох, после чего берется небольшая пауза, а на выдохе произносится слово. Физиологическое дыхание производится через нос, речевое – через рот и нос. Соответственно, речевой дыхательный цикл длиннее, чем физиологический.
Особенность речевого дыхания заключается в том, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, а также делением фразы на смысловые единицы. Вдох воздуха, чтобы продолжить фразу, происходить рефлекторно, при этом человек опирается на внутреннее ощущение законченности своего высказывания.
Из этого можно сделать вывод, что речевое дыхание является произвольно-рефлекторным процессом. Развитие правильного речевого дыхания происходит постепенно (одновременно с развитием самой речи).
Для определенного возраста ребенка характерно количество слов на выдохе. К примеру, в 2-3 года нормой является 2-3 слова, а в 6-7 лет – 5-7 слов.
При определении степени уровня речевого развития, логопед обращает большое внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, как и когда он делает паузы, какой у него вдох и выдох.
Нормальное речевое дыхание выглядит следующим образом:
- Небольшой вдох через нос.
- Выдох плавный, струя воздуха выходит через рот.
- Выдох производится до конца.
- После каждого выдоха берется паузы (2-3 секунды).
Это очень важный момент, ведь только научившись правильно дышать, можно в полной мере овладеть своим голосом.
Общие правила проведения дыхательных упражнений
Дыхательные упражнения являются очень важной и эффективной частью работы с детьми дошкольного возраста. Результат будет намного лучше, если они проводятся не только в кабинете с логопедом, но и с родителями дома.
Нужно понимать, что дыхательные упражнения – это нагрузка для ребенка, поэтому важно учитывать ряд рекомендаций:
- упражнения лучше всего проводить до приема пищи (если после еды, то нужно подождать 1,5-2 часа);
- комната, где вы занимаетесь, должна хорошо проветриваться;
- занятия не должны быть слишком долгими – для достижения результата хватает 3-5 минут (но упражнениянужно проводить каждый день);
- важно контролировать правильность дыхания (в процессе не должны напрягаться мышцы лица, живота, подниматься плечи и т.д.).
- вдох – через нос, выдох – длинный и плавный.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей
На первом этапе важно научить ребенка правильному физиологическому дыханию. Важно, чтобы выдох был достаточно сильным и продолжительным.
Эта цель достигается при помощи следующих игр:
- «Нюхаем цветы». Воздух вдыхаем носом, задерживаем на несколько секунд дыхание, после чего полностью выдыхаем воздух через рот.
- «Задуваем свечи». Чтобы задуть свечку, делаем глубокий вдох носом и сильный выдох ртом. После этого можно попрактиковаться сразу с несколькими свечками.
- «Кораблики». В тазик с водой запускаются бумажные кораблики. Нужно продемонстрировать ребенку, что ими можно двигать выдыхаемой струей воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие — «двигать» корабль нужно на одном выдохе.
- «Листопад». Вырезаем из цветной бумаги листья (если на дворе осень, то можно собрать на улице). Устраиваем своеобразный листопад, сдувая вместе с ребенком листья со стола.
- «Карандаши-спортсмены». На столе чертим две линии – старт и финиш. На старте кладем 2 карандаша и начинаем дуть на них вместе с ребенком (каждый на свой). Такое импровизированное соревнование поможет увлечь ребенка к этому процессу.
- «Буря в стакане». Готовим заранее мыльную воду. В стакан с ней опускаем соломинку и начинаем дуть в нее – чем сильнее и дольше малыш дует в нее, тем выше получается пенная шапка. Очень полезное упражнение, потому что соблюдаются два основных условия правильного дыхания, т.е. вдох через нос, а через рот долгий выдох.
- «Лети, перышко!». Ребенок подбрасывает перышко вверх и дует снизу, не давай ему опускаться вниз.
Хорошо помогают игры с музыкальными инструментами – губными гармошками, дудочками. Эти занятия помогают детям контролировать вдох и выдох.
Из других подручных средств можно воспользоваться мыльными пузырями (можно купить или сделать самостоятельно) и воздушными шариками. Смысл этих игр, в целом, аналогичен, т.к. вы учите ребенка длительному и плавному выдоху (при этом происходит тренировка мышц губ). Воздушные шарики можно надувать, либо играть с уже надутыми, подбрасывая их вверх и дуя снизу, чтобы они не опускались. Можно устроить своеобразное соревнование – вы дуете на шарик в сторону ребенку, и он делает то же самое.
Источник
Гимнастика для улучшения глотания
В некоторых случаях после перенесенного инсульта могут сохраняться расстройства глотания (дисфагия), в значительной степени затрудняющие самостоятельное функционирование пациентов. Тем не менее, при регулярных занятиях лечебной физкультурой, направленной на укрепление мышц, задействованных в акте глотание, пациенты могут восстановить самостоятельное глотание, не нуждаясь в посторонней помощи или назогастральном зонде.
- Имитировать знакомые движения:
- покашливать «кхе-кхе»
- зевать, широко раскрывая рот
- изображать свист без звука, напрягая ротовую полость
- полоскать горло
- храпеть
- глотать манную кашу- «ням, ням, ням и глоток»
- Твердо, произносить звуки «а» и «э» (как бы тужась) — раз
- Высунув язык, говорить звук «г»
- Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть
- Глотать капли воды из пипетки
- На сколько хватает выдоха тянуть звук «м», сомкнув губы
- Постукивая пальцами по гортани на одном выдохе тянуть звук «и» то низко, то высоко
Основные рекомендации для пациентов с нарушением функции глотания:
- Принимать пищу и пить можно только сидя, при невозможности поднять головной конец кровати как минимум на 30 градусов
- После еды необходимо сохранять вертикальное (или близкое к нему) положение в течение 20-25 минут перед тем, как лечь
- Принимать пищу необходимо медленно и маленькими порциями, несколько опуская подбородок к груди — это облегчает глоток.
- Основу рациона должны составлять густые напитки и еда (кисломолочные продукты, кисель, пюре, желе, суфле, котлеты, суфле и проч.)
- Запрещен прием всех крошащихся продуктов ( печенья, продукты со злаками, орехи и проч.) — ими легко поперхнуться.
- Также не желательно есть мясо кусками и цитрусовые — волокна очень тяжело пережевываются
- Не рекомендуется смешивать пищу и напитки за один прием: пить желательно до или после еды.
- После еды следить, чтобы во рту не оставались кусочки пищи: необходимо прополоскать рот или очистить ротовую полость салфеткой. Если пациент поперхнулся нужно дать возможность откашляться, поить при этом не следует, так как жидкость легко проникает в дыхательные пути.
Источник
Дыхательная гимнастика
Часто мы перестаем замечать мелочи, воспринимая их как данность. При этом многие из них имеют огромное значение в нашей повседневной функциональности. К примеру, дыхание. Мало кто из нас задумывается об этом естественном процессе, обращает внимание на правильную постановку дыхания и знает определенные техники.
В то же время упражнения и правильные техники дыхания очень важны для физического и психического здоровья. Но положительный результат возможен только в том случае, если вы будете учитывать основные рекомендации, особенности выполнения упражнений и не будете забывать об имеющихся противопоказаниях.
Что такое дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика – это определенный комплекс упражнений для дыхания, которые применяются в профилактике и лечении заболеваний. Упражнения помогают при борьбе с бронхитом и астмой, хронической усталостью и бессонницей. Дыхательная гимнастика улучшает общее состояние организма: у человека нормализуется сон, улучшается концентрация внимания, повышается активность и продуктивность.
Упражнения занимают порядка 30 минут в день, при этом положительный эффект можно почувствовать практически сразу. Но существуют разные техники дыхательной гимнастики, обладающие своей спецификой, которую необходимо знать, иначе неправильное выполнение упражнений может даже нанести вред.
Чем опасно неправильное дыхание?
Большинство людей во время дыхания задействуют не более 50% объема легких. Частое и поверхностное дыхание приводит к дефициту кислорода, что чревато развитием ряда болезней. Самые частые из них – это гипертония (повышенное артериальное давление), атеросклероз, бронхиальная астма и т.д.
Одновременно возникают проблемы с усвоением углекислого газа, который играет важную роль в функционировании организма. Если он не накапливается в клетках и тканях, то происходит нарушение метаболизма и работы нервной системы.
Справиться с этими проблемами поможет дыхательная гимнастика.
При ее проведении используются разные виды дыхания:
Верхнее. Дыхание происходит через верхний отдел грудной клетки. Мышцы живота слегка напряжены, при этом диафрагма не уходит вниз.
Среднее. При вдохе происходит расширение средней части грудной клетки, мышцы живота меньше напряжены, диафрагма слегка смещена вниз.
Нижнее. В этом случае задействована нижняя часть грудной клетки. Диафрагма опущена вниз, живот полностью расслаблен.
Полное. Это комбинация трех описанных выше видов дыхания. Работают и брюшные мышцы, и диафрагма. В этом случае происходит максимальное наполнение легких воздухом.
Обратное. При вдохе действия обратны: живот напряжен, диафрагма уходит вниз. Расширение груди не происходит.
С задержкой. При таком дыхании происходит задержка в цикле «вдох-выдох». Возможны 3 варианта: вдох – задержка – выдох, вдох – выдох – задержка, вдох – задержка – выдох – задержка.
Подготовка к выполнению упражнений
Упражнения выполняются за 30 минут до еды или через час после еды в проветренном помещении. Температура воздуха в помещении должна быть комфортной в диапазоне 20-24 градуса. Желательно увлажнить воздух, с помощью специального прибора или другим способом.
Одежда должна быть удобной, не стесняющей движение. Желательно надеть брюки, кофту с длинными рукавами, на ноги – носки. Если будете заниматься на полу – подготовьте коврик. Также можно заниматься на кровати с полужестким матрасом и на стуле со спинкой.
Дыхание должно быть комфортным, выдох не должен быть форсированным и шумным. Вдох делать носом, а выдох через губы, сложенные трубочкой. С помощью этого приема Вы контролируете продолжительность и плавность выдоха.
Приступать к выполнению гимнастики можно в том случае, если ваше состояние удовлетворительное, нет новых жалоб на одышку, слабость, боль в сердце, головную боль, нет подъемов температуры в течение дня выше 37,5 градусов, если пульс не превышает 100 ударов в минуту, артериальное давление не выше 160/100 и не ниже 90/60 .
Как контролировать нагрузку?
Перед выполнением упражнений посчитайте пульс, измерьте артериальное давление. И очень хорошо, если Вы можете определить сатурацию кислорода по пульсоксиметру.
Реакция на нагрузку считается положительной, если Ваше самочувствие не ухудшилось, не наросла слабость, не усилилась одышка, нет затруднения дыхания. Пульс может увеличиться примерно на 10 ударов минуту, артериальное давление не изменится или немного снизится. Показания пульсоксиметра будут колебаться в пределах 2-3%, не опускаясь ниже 95% и быстро за 1,5 минуты возвращаясь к исходному уровню 97-98%.
Источник