Упражнения для тренировок каллиграфии

Упражнения по каллиграфии

Успешно заниматься каллиграфией может абсолютно любой человек. И даже тот, у кого в школе были замечания в тетради, касаемые неразборчивого почерка. Секрет очень прост — ежедневные тренировки, да хотя бы и по 30 минут.

Конечно, чем они дольше, тем лучше. Но все мы знаем, сколько остаётся свободного времени на наше хобби ) Дело в том, что ежедневные тренировки нужны нам для того, чтобы выработать мышечную память, а так же добиться свободного движения пера !

Но есть ещё один секрет — и это осознанность, можно потратить два часа и не продвинуться, а можно потратить 20 минут и выполнять практику осознанно, анализируя ошибки и в дальнейшем исправляя их.

Сегодня я много времени уделяю такому почерку как Spencerian script, этот почерк был создан в Америке в 19-м веке, и использовался, преимущественно, в деловой переписке. Его особенность заключается в том, что в его основе лежат овалы. Структура строчных букв строгая, буквы пишутся под углом 52 градуса, а заглавные буквы и выносные элементы строчных букв — контрастны, чередуется очень тонкая и толстая линия. Заглавные буквы порой принимают настолько «кучерявый» характер , что у людей со слабым вестибулярным аппаратом может закружиться голова ))

В данной статье мне бы хотелось показать несколько упражнений, которые я нашла в учебниках и учебных пособиях по шрифту Spencerian . Когда хочется придать обычным , каждодневным тренировкам настроения , я использую цветную бумагу, экспериментирую с цветом туши.

Вам, если Вы захотите освоить каллиграфию на первое время пригодится держатель для пера ( косой или, пока нет возможности приобрести косой, то прямой), перо ( а вот здесь немного сложнее, каждый подбирает перо под себя, кто-то любит помягче, то есть усики будут более чувствительны, и будут расходиться при легком нажатии, кто-то любит перья пожёстче, с этим нужно будет определиться самостоятельно, но я б рекомендовала для Spencerian использовать следующие перья hunt 101, zebra G, Brause 66 Ef, тушь (для начала подойдёт и обычная старая добрая Гамма), ну и бумага, обычно я практикуюсь на обычной офисной бумаге, но выбор бумаги для острого пера разнообразен. Хорошие инструменты это важно, но если не терпится начать, то можно обойтись и минимальным набором .

Читайте также:  Чем полезны гвозди для йоги

Ниже мне хотелось бы привести упражнения из книги Zaner — Lessons in Ornamental Penmanship (снизу оставлю ссылку на нее), они направлены именно на то, чтобы научиться регулировать и контролировать силу нажатия пера, вырабатывают мышечную память. Лично для меня выполнение каллиграфических упражнения это, своего рода, медитация. Я не задмываюсь о целях, просто мне хочется красиво и ровно написать весь лист ))

В этих упражнениях не нужно пытаться увидеть в деталях формы, перо должно путешествовать быстрее, чем глаз поспевает за тем, чтобы проанализировать детали. Лучше смотреть на упражнение в целом, на тот орнамент, который он создает по итогу.

В том упражнении, где форма уменьшается, нужно следить лишь за тем, чтобы это происходило равномерно и в правильном соотошении.

После того, как работа сделана и Вы подняли перо от бумаги, можно взглянуть на лист в целом и произвести анализ. Когда Вы упражняетесь, необходимо лишь следить за тем, чтобы строка была равномерной по высоте, расстоянию и наклону.

А вот дальше, после того, как наши ручки размялись, можно приступить к самому интересному — написанию букв, изучению связок, написанию слов и даже целых писем! Но это уже совсем другая история, о которой мы поговорим позже. Только вот мне хотелось бы поделиться очень наглядной схемой того, как буквы строятся!

Источник

Картотека упражнений на развитие навыков каллиграфии

ФилиалМАОУ Тоболовская СОШ – С(К)ОУ «Карасульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Картотека коррекционных упражнений

на развитие навыков каллиграфии

Выполнил: учитель – логопед

Коррекционные упражнения на развитие навыков каллиграфии.

Данная разработка содержит систему коррекционных упражнений на развитие навыков каллиграфии.

Обучение письму начинается с формирования у обучающихся каллиграфических навыков. В процессе работы по развитию каллиграфического навыка решаются задачи привития интереса к языку, к письменной речи как способу самовыражения, укрепления мелкой моторики руки. Система специальных коррекционных упражнений по формированию каллиграфических навыков подбирается с учётом принципа последовательности, систематичности и индивидуально – дифференцированного подхода.

Цель обучения каллиграфическим навыкам:

· формировать каллиграфические навыки через различные методы и приёмы на уроках.

Задачи обучения каллиграфическим навыкам:

· формировать самостоятельное соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при работе;

· формировать умения и навыки работы с различными типами букв и схожими по написанию, соединениями букв и т.п.

· развивать способность понимать разницу звукового и зрительного образа слова, его звукобуквенный состав;

· формировать способность рассматривать письменную речь как способ самовыражения;

· совершенствовать способности к зрительному восприятию различных форм;

· развивать потребность в овладении письменной речью;

· доводить до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и т.д.);

· уметь ориентироваться в пространстве листа, строки, легко определять пространственные отношения между элементами письма.

· формировать у обучающихся внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей;

· воспитывать у учащихся аккуратность, усидчивость, терпение, волевые

При формировании каллиграфических навыков письма главным образом используются следующие методы:

· использование художественно-иллюстративных пособий;

· беседы с элементами диалога;

· ответы на вопросы педагога, детей;

· сообщения дополнительного материала;

· моделирование; дидактическая игра.

Для того чтобы правильно объяснить, как пишутся графические элементы (буквы), важно учитывать некоторые правила:

1. Объяснить, как пишется графический элемент, – в какой точке начинается движение, направление движения, изменение траектории, окончание движения.

2. В объяснении не должно быть ни одного неполного и незнакомого слова.

3. Кроме словесного объяснения, необходим показ движения.

4. Замедленное движение «под диктовку».

5. Повторение инструкции.

6. Самостоятельное выполнение действия.

1. Правильная посадка за столом.

Сидеть необходимо прямо, опираясь спиной на спинку стула, ноги прямо, стопы на полу (если не достают до пола, можно поставить их на специальную подставку).

2. Проследить, чтобы ребенок держал правильно ручку во время письма.

Вот так выглядит правильный захват ручки, карандаша или любого другого пишущего инструмента:

Признаки неправильного захватывания ребенком пишущего инструмента:

— удерживает карандаш в кулаке;

-сильно сдавливает карандаш в руке;

-держит большой палец на карандаше ниже указательного;

-пальцы расположены на карандаше слишком низко или слишком высоко;

-рисуя, вращает листок бумаги, а не карандаш.

-верхняя часть карандаша направлена не к шее, а к плечу.

Проверить правильность захвата, можно так:

Попросить ребенка поднять указательный палец. Карандаш должен остаться на месте.

3. Правильное положение тетради.

Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

Для ребенка левши, правила те же, только в зеркальном отображении.

На тетрадь обязательно одевайте обложки (чтобы тетрадь не скользила по столу во время письма). Лучше всего подойдут классические полиэтиленовые.

4. Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5.

1 – ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке;

2 – спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;

3 – наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев

4 – правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до

металлической части стержня – один пальчик;

5 – наклон тетради. Нижний левый край тетради находится на середине груди .

Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

5. Упражнения и игры для мелкой моторики рук.

Гимнастика для рук хорошо подготавливает ребёнка к письму, снимает усталость и напряженность рук, которая может возникнуть при письме.

· «Домик – ежик – замок», «Домик – стул – стол», «Братцы», «Колечки», «Улитка», «Зернышко» и другие.

· Лепка из глины и пластилина.

· Рисование, раскрашивание картинок.

· Изготовление поделок из бумаги, природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

· Конструкции из спичек.

· Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

· Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

· Завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков.

· Пальчиковая гимнастика с предметами.

· Упражнения с мячом.

6. Упражнения для тренировки мышц спины, плечевого пояса и рук.

· Приложить листок к стене и рисовать в таком положении.

· С положенной на голову книгой, ходить по комнате.

· Ребенок ходит на руках, а взрослый держит ему ноги.

7. Списывание с готового образца

Упражнение основано на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.

8.Воображаемое письмо, или письмо в воздухе

Упражнение опирается на двигательные ощущения и на зрительно- воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.
Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы, например, а состоит из овала и маленькой прямой наклонной с закруглением вправо. Некоторые буквы пишутся одним неделимым движением, например, буквы в и б.

Увидеть, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх больший наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв, у них скорее вырабатываются единый наклон в письме и правильная форма букв.

9. Письмо под счёт или в такт счёту

Он способствует выработке плавного ритмичного письма определённого темпа.
Счёт ведётся так: основной элемент движения – на себя пишем под счёт «раз — два — три», соединительное движение – под счёт «и», которое произносим то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути.

10. Упражнения для развития пространственного восприятия.

· Игры в которых необходимо найти что — либо, следуя указаниям взрослого (например, иди прямо, теперь поверни налево и т.д.)

Пример графического диктанта

Математическая раскраска — предназначена для детей умеющих считать. Для того чтобы раскрасить такую картинку необходимо решить примеры и узнать каким цветом будет какая либо деталь. Это намного интереснее, чем решение обычных примеров.

.

Раскраска по номерам (символам) — популярный в настоящее время вид раскрасок. Каждый элемент в рисунке имеет свой номер (или символ). Помогает изучить и запомнить цвета и цифры (если это символы, то названия фигур).

Раскраски по точкам — прежде чем приступить к раскрашиванию, нужно дорисовать картинку, соединив точки между собой. Такой вид раскрасок хорошо подготавливает руку ребенка к письму.

Соедини точки по цифрам (буквам) — очень похоже на предыдущий вид раскраски, усложняется тем, что для получения рисунка нужно соединить последовательно точки по цифрам (по алфавиту).

Раскраска антистресс — такие раскраски применяются в арт терапии. Помогают расслабиться, успокоиться и поднять настроение.

Тематические раскраски — раскраски на определённую тематику. Например, овощи, фрукты, народное творчество, море и многие другие темы, помогают изучить их и запомнить.

Логопедические раскраски — помогают закрепить правильное произношение звуков, развивают фонетический слух. Такой вид раскрасок широко используются логопедами, воспитателями, учителями.

Раскраска штриховками — раскрашивать рисунок нужно не привычным способом заполнения цветом, а с помощью штриховки (горизонтальными, вертикальными, волнистыми линиями в зависимости от задания), важно чтобы линии были параллельны друг другу. Выполнение штриховки очень пригодится при обучении письму.

Раскраска по клеточкам — с помощью таких раскрасов хорошо развивается внимание, усидчивость, аккуратность.

Maxi раскраски — очень интересный вариант, удобно раскрашивать детскими компаниями.

Для самых маленьких — подходят для самых маленьких художников. Изображения на таких раскрасках крупное, без мелких деталей.

Раскраски прописи — более сложный вид раскрасок помогают совместить обучение письму и игровую деятельность.

Раскраски с заданиями — это могут быть лабиринты, ребусы, с загадками, найти отличия и др., в которых помимо раскрашивания необходимо выполнить какое либо задание. Гораздо интереснее проводить занятия вместе с раскрасками.

Сначала раскраски обводилки, а затем переходим к штриховке.

Подойдет срисовывание, как под копирку, так и просто смотря на рисунок. Хорошо развивается внимательность, усидчивость, глазомер.

Начинаем с простых геометрических фигур, постепенно усложняя. Существуют специальные тренажеры для того чтобы ребенку научиться хорошо вырезать.

тренажер для вырезания

15. Рисование по клеточкам

Во время такого рисования рука подготавливается к письму, а также развивается внимание, аккуратность и пространственное восприятие.

16.Прописи обычные и каллиграфические

17. Графические упражнения для тренировки каллиграфичности письма.

Обращайте внимание, что бы написание букв ребенком соответствовали следующим правилам:

-У букв должен быть одинаковый наклон;

-Между ними должно быть одинаковое расстояние;

— И примерно (учитывается особенности написания букв) одинаковая высота.

Выполнять их лучше на альбомном листе. Начинаем с простого (обычные вертикальные линии), постепенно усложняя узоры и переходя к буквам. Если ребёнок «уходит» вниз или вверх можно поставить точки для ориентировки на листе.

18. «Ломаные дорожки»

Учитель: «Перед вами лежат карточки. Что изображено? (Мальчик, который идёт по пунктирным линиям). Какие это линии? (ломанные, крутые, с петлями, острыми и крутыми концами). Не легкий путь у мальчика, правда же? Но ему нужно дойти до финиша по такой опасной дорожке. Давайте поможем мальчику и укажем ему правильный путь. Для этого нам нужно будет постараться, точно следовать всем изгибам и поворотам линий, не выходить за линии, чтобы мальчик не сбился с пути. Возьмите в руки ручку и проведите ломанную дорожку, соединяя линию штриховки (учащиеся выполняют задание).

Учитель: «Как вы бы оценили свою работу? Удалось ли вам помочь мальчику правильно, аккуратно пройти по ломанной линии? Я очень рада за вас, вы сделали доброе дело, помогли мальчику».

1. Амонашвили Ш.А. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах, М., 1973.

2. 1.А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» Просвещение 2004г.

3. 2.Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М: Просвещение, 1988 г.

4. 3.Гурова Е.М. Подготовка руки ребенка к письму//Начальная
школа. — 2000. — № 5.

5. 4.Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме//Начальная школа. – 1999. — №8.

6. 6.Мирхайдарова Д.М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики//Начальная школа. – 1996. – №2.

Источник

Оцените статью