Развиваем восприятие
Восприятие является одной из основных функций у детей раннего возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем мире. Зрительное восприятие представляет собой основу зрительного внимания, зрительной памяти и мышления. Слуховое восприятие — это основа в освоении ребенком речи. Правильное восприятие себя и собственного тела поможет ребенку чувствовать себя более уверенно, научит его самоуважению и принятию самого себя.
Функция зрительного восприятия лежит в основе множества психических процессов, основанных на участии зрительного анализатора. Прежде всего это касается мышления, зрительной памяти, чтения и письма. Ранний возраст является наиболее чувствительным для накопления информации зрительного типа.
Существует ряд игр и упражнений, которые способствуют развитию зрительного восприятия:
- Игры типа «Собери картинку» , в которых ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с двух, затем три, четыре, пять). Необходимо собрать целое изображение вначале по образцу, затем без нею. По мере того, как ребенок научится складывать картинку, можно увеличивать количество частей, а также сложность самого изображения.
- Упражнения на поиск недостающих фрагментов изображения — ребенку предлагается картинка (любого характера) с отсутствующим фрагментом и набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный кусочек.
- Упражнения на узнавание наложенных друг на друга контуров двух и более изображений , для детей старшего дошкольного возраста это могут быть цифры и буквы.
- «Лабиринты» (по типу пересечения нескольких линий)
Можно предложить ребенку распутать веревочки шариков или найти для каждого героя сказки свою тропинку. Освоение умения решать подобные задания начинается с с проведения по «дорожкам» пальчиком ребенка, затем — карандашом, и лишь потом — только глазами.
Игра поможет закрепить знания ребенка о цветах, развивает цветовое восприятие. Взрослый с ребенком вспоминает названия основных цветов того, что их окружает. Например, говорит ребенку: «Посмотри, какого цвета небо? Верно, голубое. А теперь посмотри вокруг и найди еще что-нибудь такого же голубого цвета, как небо». Или «Какого цвета огурец? А что еще бывает зеленого цвета?»
Игра направлена на развитие восприятия формы. В нее можно играть на улице. Необходимы карточки с геометрическими фигурами, например, треугольником, квадратом, кругом. Фигуры могут быть изображены разными по размеру и цвету. Потребуется также мел белого цвета, которым взрослый рисуетна асфальте те же фигуры, но все одного цвета и размера.
Взрослый предлагает ребенку выбрать карточку с фигурой и добежать до ее домика, который нарисован на асфальте мелом.
Эта игра формирует у ребенка умение концентрировать взгляд, расширяет словарный запас.
Взрослый говорит ребенку о том, что существуют люди, которые не могут слышать. Они понимают, что им говорят, только по губам. Затем ребенку предлагается поиграть — угадать слово, которое взрослый скажет одними губами.
Игра начинается с простых и знакомых слов ребенку. Сначала слова произносятся вслух, затем шепотом, после этого — едва слышно, и наконец — молча. При этом необходимо помнить, что нужно четко артикулировать (произносить губами) каждый звук.
Эта игра развивает восприятие части и целого.
Для игры необходимо несколько картинок и белый лист бумаги большего, чем рисунок, размера, с прорезанным в середине отверстием с монету достоинством в 5 рублей. Взрослый накрывает рисунок чистым листом с отверстием и в таком виде показываете ребенку. » Смотри, что у меня есть. Видишь, на этой картинке вырезано маленькое окошко, но в него видно совсем немного. Давай попробуем подвигать это окошко по рисунку, так мы с тобой сможем увидеть больше и угадаем, что же там нарисовано».
Игра развивает целостность восприятия, воображение.
В зависимости от возраста ребенка задания варьируются по сложности. Ребенку предлагается рисунок, на котором чего-то не хватает (крыши у дома, лепестка у цветка). Задача — дорисовать изображение до целого. Взрослый говорит ребенку: » Эти рисунки отличаются от других, на них что-то не так. Наверное, художник забыл нарисовать какую-то его часть, давай вместе посмотрим и найдем пропажу».
Если ребенку трудно найти недостающий элемент, то необходимо показать такой же рисунок, на котором изображение дано полностью, и попросить найти различия между двумя рисунками.
Игры, направленные на развитие слухового восприятия:
Игра направлена на развитие слухового восприятие, расширение активного словаря.
Понадобятся предметы, издающие различные звуки, например, колокольчик, молоточек, детская дудочка, предметы из бумаги и т. д. Взрослый говорит ребенку » Давай вместе послушаем, какие звуки издают предметы, которые я приготовил. А теперь я спрячу их за спину и пошумлю ими. А ты попробуй угадать, что это был за предмет».
Игра развивает остроту слуха, умение правильно воспринимать слуховую инструкцию. Необходимо приготовить несколько любимых игрушек ребенка, например, куклу, мяч и машинку. Взрослый говорит ребенку: » Наши с тобой игрушки собрались погулять, но они запутались и не знают, что им делать. Давай я буду вслух говорить, что им нужно делать, а ты покажешь игрушкам, как правильно».
Далее ребенку дается несколько инструкций, включающих в себя пространственные предлоги (из, под, в, на, перед, за и т. д.). Например: — возьми куклу и посади в машину; — возьми куклу из машины; — положи мяч в машину; — покатай куклу в машине.
Чем старше ребенок, тем больше игрушек и тем более сложные инструкции можно использовать.
Игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве, быстро сосредоточиваться и находить источник звука.
Взрослый говорит ребенку: «Сейчас я завяжу тебе глазки, потом тихо-тихо отойду от тебя в сторону (начинайте с меньших расстояний, постепенно увеличивая их до 3 метров). А теперь я громко скажу: «Я здесь», и тебе просто нужно рукой показать, откуда донеслись мои звуки».
Игра направлена на активизацию прошлого опыта ребенка, развитие акустической памяти.
В этой игре используются не специально подобранные звуки, а ежедневные будничные шумы (помешать ложкой в стакане, скрип открываемой двери, звонок телефона), то есть все звуки, на которые ребенок в повседневной жизни внимания не обращает. Взрослый завязывает ему глаза, воспроизводит любой бытовой шум и просит ребенка отгадать, что это было и для чего это нужно. Ребенку постарше можно давать подряд 2-3 звука, тренируя таким образом акустическую память.
МБДОУ «Десткий сад № 199»
603148 г. Нижний Новгород, ул. Мечникова, д.77А
Источник
Игры и упражнения на развитие ощущений и восприятия для детей старшей группы
Серебрякова Наталия Юрьевна
Игры и упражнения на развитие ощущений и восприятия для детей старшей группы
Игры и упражнения на развитие ощущений и восприятия для детей старшей группы.
Упражнение «Фигуры из палочек»
Цель. Развитие восприятия формы и величины, обучение детей умению составлять геометрические фигуры из палочек.
Игровой материал. Счетные палочки.
Описание упражнения. Воспитатель предлагает ребятам вспомнить и назвать известные геометрические фигуры.После этого говорит: «Сегодня мы будем составлять фигуры из палочек».Затем дает детям задания: «Составьте маленький квадрат». Потом спрашивает, сколько палочек ребята использовали для построения фигуры.
После этого предлагает ребятам построить из палочек большой квадрат. Затем выясняет, из скольких палочек составлена каждая сторона фигуры. (Из двух.)
При последующем проведении упражнения ребятам можно предложить построить маленький треугольник, а потом большой треугольник или маленький четырехугольник и большой четырехугольник и побеседовать о количестве палочек, затраченных на построение фигур.
Игра «Отвечай поскорей»
Цель.Закрепление умения различать признаки предметов: цвет, форму, величину.
Игровой материал. Мяч.
Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «В игре надо уметь быстро отвечать. У меня в руках мяч. Я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать предмет этого цвета. После этого играющий сам называет любой цвет и бросает мяч кому-нибудь из детей. Тот ловит мяч и называет предмет и т. д. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много».
Можно проводить игру по-другому. Например, воспитатель говорит: «Круглый».Ребенок отвечает: «Стол»,потом он предлагает слово: «Квадратный» и т. д.
В следующий раз за основной признак берется величина. Воспитатель говорит слово «большой» и бросает мяч. «Солнце», — отвечает тот, кто поймал и называет другую величину, например, «длинный».
Упражнение «Правая – левая»
Цель. Развитие пространственного восприятия, формирование умения правильно ориентироваться в месторасположении предметов.
Игровой материал. Флажок, мяч, кубик, картинки с изображением детей.
Описание упражнения. Воспитатель предлагает ребятам повторить, где у них правая рука, где левая рука, где правая нога, где левая нога.
После этого вызывает к себе одного ребенка и дает ему в правую руку флажок,поворачивает лицом ко всем и спрашивает: «В какой руке у Тимы флажок?». Ребята дают ответ.
Затем вызывает другого ребенка,дает ему в левую руку мяч и спрашивает: «В какой руке мяч?» (В левой).
Потом следующего ребенка просит стать на одну ножку и спрашивает: «На какой ноге стоит Никита?» (На правой.)
Упражнение можно повторить несколько раз.
При последующих проведениях упражнения можно использовать картинки, изображающие детей, которые что-либо держат в руках или поднимают ногу или руку.
Упражнение «Сложи фигуры»
Цель. Развитие пространственного восприятия, обучение составлению целого из частей.
Игровой материал. Набор геометрических фигур, картинка – образец (из фигур выложены, например, машина, заяц, елка.
Описание упражнения.
1. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картинки и на основе образца составить из геометрических фигур такие же.
2. Воспитатель предлагает детям самим без опоры на образец сложить из геометрических фигур картинку какого-либо животного, или птицы, или цветка.
Игра «Что было, а что будет?»
Цель. Развитие восприятия времени, уточнение представлений детей о прошлом и настоящем времени.
Ход игры. Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится. Стихотворение «Игрушки» А. Барто хорошо служит этой цели.Например:
Идет бычок, качается,вздыхает на ходу:
«Ой, доска кончается! Сейчас я упаду».
Дети говорят: «Качается» — это сейчас, а «упаду» — это еще будет».
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Ребята говорят: «Уронили и оторвали» — это было, «не брошу» — это будет.
Упражнение «Который час?»
Цель. Развитие восприятия времени, формирование представлений о времени.
Игровой материал. Игрушечные часы.
Описание упражнения. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть игрушечные часы и сказать, что они видят.Затем педагог говорит: «Сейчас утро. Наши часы показывают время 8 часов (ставит стрелки на игрушечных часах) Сейчас мы будем кушать». Просит повторить который сейчас час.
Это упражнение можно повторять в различное время суток, постепенно приучая детей к пониманию, что в различное время суток они занимаются разными делами.
Цель. Развитие вкусовых ощущений детей, формирование умения по вкусу определять овощ.
Игровой материал. Овощи.
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками»: «Съедобный корень овоща будет называться «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают,что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то, и другое. Воспитатель называет: «Морковь!»Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» — «Вершки». «Лук!» — «Вершки и корешки».
Воспитатель может предложить иной вариант. Он называет слово «вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны «вершки».
После этого педагог предлагает ребятам на вкус определить, что они едят, и сказать, вершок это или корешок. Он подзывает к себе одного ребенка, тот закрывает глаза, а педагог дает попробовать кусочек моркови и спрашивает, что это.Ребенок отвечает: «Это морковь. Корешок». Далее педагог зовет к себе другого ребенка. Остальные дети наблюдают и следят за правильностью ответов. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Игра «Кто запомнит?»
Цель. Развитие мелкой моторики, глазомера, внимания, памяти.
Игровой материал. Карточки-образцы, палочки разной длины.
Ход игры. Педагог показывает детям образец 5-10 секунд. Дети должны внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. После этого воспитатель убирает карточку-образец и дети самостоятельно выкладывают из палочек рисунок, который они только что видели.
По окончании работы дети сверяют рисунок с образцом.
Упражнение «Чуткий слух»
Цель. Развитие слухового восприятия.
Игровой материал. Непрозрачная коробка с крышкой, небольшие предметы.
Описание упражнения. Воспитательпоказывает ребятам коробку и говорит: «В эту коробку я положила несколько предметов. Тот, кого я вызову, должен на слух определить, сколько предметов в коробке». Педагог трясет коробку и вызывает одного ребенка, тот называет предположительное число предметов в коробке. Если ответ неверный, взрослый вызывает другого ребенка и т. д.
Когда количество предметов в коробке будет угадано, педагог незаметно для детей изменяет количество предметов и игра продолжается.
Дидактическая игра «Геометрические фигуры» Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости. «Распознавание по форме» Цель игры – сенсорное развитие, группирование.
Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР (Программа кружка) № занятия Структура занятия Цель Оборудование 1 «Найди игрушку Развитие зрительное восприятия Лист № 1 для каждого ребенка,.
Источник