Упражнения для тренировки скорости письма

Упражнения для тренировки скорости письма

Казалось бы, в наш век высоких технологий навыки скорописи уже не нужны, ведь всегда можно набрать текст на компьютере или записать его на диктофон. Но на практике все оказывается совсем не так: вручную записывают лекции в школах и институтах, тезисы на деловых совещаниях и многие другие вещи. К тому же не так мало людей, которым просто нравится писать, да и запоминается записанный самостоятельно материал куда быстрее. Поэтому ответ на вопрос: «Как научиться писать быстро?» будет интересен многим.

Прежде всего для обучения скорописи важно выполнить следующее:

  • Подобрать хорошие ручку и бумагу
    Писать быстро ручкой, которую неудобно держать и которая постоянно заедает, на бумаге, которая рвется от малейшего прикосновения – занятие не для слабонервных. Поэтому стоит купить себе хороший «рабочий инструмент» в канцелярском магазине, предварительно подержав его в руке и удостоверившись в его удобстве. Лучше, если в вашем арсенале будет сразу несколько ручек с разной толщиной стержня и корпуса, так как выбрать подходящую можно только путем проб и ошибок. Тетрадь или блокнот тоже следует покупать в специализированном магазине. Лучше остановить свой выбор на матовой бумаге с максимально однородной текстурой, на которую хорошо ложатся чернила. Кстати, писать на бумаге бежевого или любого пастельного цвета гораздо удобнее, чем на кипельно-белой, так как от нее не так устают глаза.
  • Научиться правильно держать ручку
    Ручку следует держать тремя пальцами так, чтобы она располагалась на среднем, а указательный и большой задавали ее направление. Поначалу правильно держать ручку может быть неудобно, но достаточно быстро к этому привыкаешь и оказывается, что скорость письма значительно возросла, а рука устает меньше.
  • Научиться принимать правильную позу при письме
    Во время письма нужно сидеть ровно с согнутыми под углом 90 градусов коленями. Расстояние от стола до груди должно быть равно ширине двух ладоней. Людям с плохим зрением стоит писать в очках или линзах, потому что в противном случае они будут сильно наклоняться над столом и быстро уставать. Лист бумаги или тетрадь должны располагаться немного правее туловища пишущего (для левшей – чуть левее).
Читайте также:  Физические упражнения при с образном сколиозе

Упражнения для повышения скорости письма

Для развития скорости письма можно выполнять ряд упражнений. Конечно же, результат они принесут только в том случае, если делать их вы будете регулярно.

Во-первых, следует уделить внимание силе кистей. Для этого можно использовать самый обычный эспандер. При регулярных занятиях руки от длительного быстрого письма будут уставать намного меньше.

Во-вторых, нужно постоянно тренироваться писать на скорость. Можно просто стараться переписать текст как можно быстрее, засекая время, можно ставить перед собой задачу уложиться в определенный временной промежуток. Главное при этом стараться писать аккуратно, потому что в тексте, написанном быстро, но ужасным почерком, никакой пользы все равно не будет.

Тренируясь писать быстро, старайтесь переписывать тексты из книг и под диктовку. Попросите для этого родных или друзей помочь вам или найдите в интернете аудио- или видеозаписи диктантов.

Но после того, как вы отточили умение быстро писать можно ускорить процесс записывания материала ещё как минимум вдвое при помощи небольших хитростей.

Для того, чтобы быстрее записывать текст, необходимо придумать свои сокращения и символы или использовать существующие в словарях. Для начала список сокращений можно записать в конце тетради, и здесь важно, чтобы каждое сокращение имело только одну трактовку. Также можно использовать и временные сокращение, например, если тема лекции посвящена Гоголю, то его фамилию можно сократить до одной заглавной буквы.

Следует помнить, что при написании конспектов лекций не стоит записывать всё, здесь важно выделить лишь основные моменты и главные понятия. В таком случае можно сокращать предложения, пересказывать своими словами, не теряя при этом смысла, главное чтобы это сокращало количество написанных букв и ускоряло процесс написания. Но некоторые вещи в тексте лучше оставлять неизменными, например, цитаты.

И последнее, при написании конспекта следует оставлять место на полях для пометок и в самих предложениях, чтобы если вы не успели записать какое-либо слово, можно было позже без труда вставить его в нужное место.

Скоропись – наука сложная, и овладеть ею можно только после многочисленных тренировок. Старайтесь писать как можно больше, и тогда с каждым разом это будет даваться вам все легче и легче.

Источник

Виды упражнений, направленных на выработку скорописи у обучающихся 2-4 классов

На уроках русского языка, математики возрастают требования к увеличению объёма производимых записей, а следовательно, и к скорости письма. Поэтому учителю необходимо продолжить работу по выработке у учащихся отчетливых почерков с одновременным увеличением требований к возрастанию скорости письма.

Просмотр содержимого документа
«Виды упражнений, направленных на выработку скорописи у обучающихся 2-4 классов»

Виды упражнений, направленных на выработку скорописи у учащихся 2 – 4 классов.

Письмо по своей природе – двигательный акт. Чтобы реализовать на бумаге содержание мыслей, нужно «уметь» писать. Для удобства движения руки в ходе записи мыслей был придуман письменный шрифт букв русского алфавита. Если освоению этого шрифта посвящены уроки обучения письму в 1 классе, то в последующих классах продолжается работа над достижением разборчивости письма. Обратите внимание на название критерия – разборчивость письма. Он носит коммуникативный характер: будет написано неразборчиво – не извлечешь смысла изложенного. Разборчивость письма достигается с помощью упражнений, ориентированных на воспроизведение точной конфигурации букв, их соединений.

Особо следует обратить внимание на такой компонент навыка письма как скорость. Темп письма тоже носит коммуникативный характер. Скорое письмо позволяет фиксировать быстротекущие мысли более синхронно. При медленном – наблюдается эффект «убегания мысли», что затрудняет последовательность изложения содержания. Общеизвестно, что скорость письма является следствием развития мелкой моторики, легкости, ритмичности движений руки и пальцев. В систему упражнений по совершенствованию техники письма необходимо включение специальных «расписок» для достижения легкости, плавности, свободы движения руки как по ходу часовой, так и против хода часовой стрелки. Время от времени рекомендуется проводить запись небольших текстов на время. От одного призыва писать быстрее рука не прибавит темпа, а если это случится, то часто наблюдается спад в уровне разборчивости письма: формы букв начинают уподобляться друг другу, из-за нерационально исполненного соединения искажается буквосочетание и слово становится неудобочитаемым. К примеру: 1) оло, оро, ово; 2) г ч, н ы, ш т, ь ъ, с е, к п, ж т, я е, ц у; 3) ю – го, иц – иу, из – щ, и – ее, м – ле, ме – лее и т. п.; 4) В К Н Б Д (объемы петельных элементов). Такая система упражнений будет способствовать становлению скорописи, жизненно значимого умения писать скоро и разборчиво.

Замеры по навыку письма с позиций скорописи, разборчивости и «зоркости глаза» (контроля над грамотностью) позволили установить некоторые оптимальные критерии по темпу письма младших школьников. При списывании упражнения с учебника (доски) выявлены следующие показатели по «рабочей» скорости (букв в минуту):

Потенциальная скорость при непрерывном письме на 10–20 букв больше «рабочей».

Приводим памятки методики проведения замеров по навыку письма.

1. Памятка по проведению замера «рабочей» скорости, разборчивости, графической зоркости письма.

Замер проводится не менее двух раз в течение учебного года. Сначала данные отслеживаются на таком виде письма, как списывание текста с учебника (типичного для уроков русского языка). Можно порекомендовать ученикам завести специальную тетрадь для сопоставления данных замеров, наблюдения за «ростом» собственных показателей.

1. Объяснить цели работы, какие параметры письма ставятся под наблюдение (при первом замере не нужно сообщать о наблюдении над скоростью письма).

2. Указать упражнение в учебнике (в нем не должно быть слов с пропущенными буквами, никакие задания учебника пока не принимаются во внимание), предложить прочитать молча. Выяснить, не встретилось ли непонятных по значению слов.

3. Разъяснить процедуру выполнения упражнения: начать писать всем одновременно по команде учителя, списать весь текст, после этого сразу (не проверяя) поднять руку. Исправления, которые допускаются по ходу списывания, исправлять той же ручкой.

4. Наблюдать за ходом времени, по мере окончания работы учениками проставить каждому под его работой время, затраченное на выполнение упражнения.

5. После окончания списывания всеми учащимися порекомендовать им тщательно проверить свою запись (одновременно есть возможность понаблюдать, каким способом дети осуществляют проверку). Проверка идет без замера времени. Допущенные при проверке ошибки исправляются карандашом или другой пастой.

6. *На этом замере можно также выявить степень понимания смысла прочитанного (написанного): предложить озаглавить текст или подчеркнуть предложения, в которых выражена главная мысль. Для заголовка нужно, чтобы дети пропустили перед текстом строку.

7. При проверке работ анализируются: 1) количество допущенных ошибок и исправлений, безошибочных работ (уровень графической зоркости и самоконтроля); 2) соответствие письма каллиграфическим требованиям; 3) примерная скорость письма – количество букв за одну минуту (общее количество букв в тексте делится на затраченное время); 4) соответствие заголовка содержанию.

8. На основе данных по каждому ученику высчитывается средняя скорость работы класса, количество ошибок и исправлений, выявляются типичные недочеты.

2. Памятка по проведению замера потенциальной скорости.

Она выявляется путем записи в течение 1 минуты какой-либо фразы, предложения, например, Я учусь в четвёртом классе. Далее просчитывается количество записанных за эти минуты предложений и в них количество букв. Число букв делится на количество минут. Получаем скорость письма. Как правило, при таком виде письма наблюдается спад в каллиграфии, да и пропуски букв не редки. На основе этих данных дается задача каждому – «учить» пальчики прописывать конфигурации букв в словах с учетом скоростных возможностей руки. Это и служит задачами минуток чистописания – формирование скорописи.

Результаты анализа работ можно зафиксировать с помощью таблицы.

Некоторые рекомендации по проведению занятий по совершенствованию техники письма (чистописанию). Традиционно на занятия чистописанием отводится 45 минут в неделю. Учитель сам выбирает временной период: или отдельный урок, или три раза по 15 минут, или по 5 минут ежеурочно. Советуем к выбору занятий чистописанием подходить дифференцированно. Для ознакомления с новым видом соединений, распиской типа «буквы в связках» с ускорением необходимо выделение до 12–15 минут. При отработке (шлифовке) приема, письма на новой скорости достаточно по 5 минут на уроке. Возможна подготовительная «расписка» руки в течение 2–3 минут. Необходимо помнить, что подготовка руки к письму должна проводиться непосредственно перед выполнением письменных работ. И этот этап необязательно совпадает с началом урока.

Вот некоторые рекомендации к упражнениям для учителя и родителей:

Можно придумать игры, с помощью которых мотивируете ребенка писать быстрее. Например, устройте маленькое соревнование — кто быстрее напишет имена всех членов вашей семьи, название вашего города, фамилию, имя и отчество классного руководителя ребенка? Такие соревнования, если они станут ежедневной практикой, помогут детям писать быстрее. Меняйте задания каждый раз. Просите его самого придумывать слова для соревнования. Можете использовать синонимы и антонимы.

Отдайте ребенка в музыкальную школу или занимайтесь с ним музыкой самостоятельно. Игра на инструменте способствует развитию моторики пальцев. Подойдет игра на фортепиано или на любом струнном инструменте.

Делайте ребенку массаж рук — разминайте кисти и пальцы. Используйте упражнения, которые применяются музыкантами для разминки перед игрой. Например, упражнение «растяжка» — ладони складываются вместе, пальцы правой руки надавливают на пальцы левой, «раскачивающими» движениями и наоборот.

Еще перед тем, как ребенок пойдет в школу, можете начинать тренировать быстрое письмо. Например, в процессе рисования. Здесь важно привить сам навык быстрого управления ручкой или карандашом. Начинайте с самых простых фигур. Просите ребенка на скорость нарисовать семь точек, семь квадратов, семь треугольников. При этом следите, чтобы он рисовал все фигуры как можно более ровно и правильно, тогда избежите небрежности, которая может проявиться при быстром выполнении задания. Для этого упражнения можете использовать метроном. На каждый удар ребенок должен нарисовать фигуру, постепенно наращивайте темп.

Не торопитесь обвинять ребенка в медлительности. Возможно, он не торопится, потому что его расстраивают некрасивые буквы, которые получаются при скором письме. Наоборот, поощрите его стремление писать красиво, но начинайте выполнять упражнения «на ускорение».

Скорость письма характеризуется количеством буквенных знаков, написанных учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за минуту. Увеличение скорости письма свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные акты письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного воспроизведения буквенных комплексов, который протекает легко, без особых затрат физических и нервных сил.

Вместе со скоростью формируется и связность письма, которая проявляется в умении школьника выполнять правила соединения букв и вместе с этим координировать движения руки, продвигая её вправо по мере начертания целостных графических комплексов. Связность характеризуется количеством буквенных знаков, написанных безотрывно, единым росчерком пера. Она связана с выработкой скорости письма и устойчивости почерка учащихся.

Для выработки у учащихся чёткого почерка в условиях ускорения письма необходимо закреплять навыки. Совершенствовать отчётливость формы букв в письме, осуществлять рациональные, правильные соединения букв, добиваться в работах учащихся параллельности штрихов и наклона, работать над соблюдением ими одинаковой и правильной высоты букв на строке и странице. Учитывая, что скорость и чёткость письма во многом зависит от ритмичности и плавности движения руки, развитие этих качеств письма у учащихся также продолжает оставаться важным аспектом работы на занятиях по чистописанию.

На уроках русского языка, математики возрастают требования к увеличению объёма производимых записей, а следовательно, и к скорости письма. Причём требования к чёткости письма тоже не снижаются.

Поэтому учителю необходимо продолжить работу по выработке у учащихся отчетливых почерков с одновременным увеличением требований к возрастанию скорости письма.

На основе исследований о механизме, особенностях движения пальцев и кисти в процессе ускоренного письма, анализа типичных недочётов в почерках детей этого возраста можно выделить и конкретизировать ряд задач, от решения которых зависит формирование чёткой скорописи учащихся.

1. Закреплять складывающиеся у учащихся правильные и рациональные приёмы письма и совершенствовать их почерк.

2. Развивать умение писать достаточно быстро при соблюдении чёткости письма

3. В развитии навыка письма предупреждать возможные недочёты, связанные с деформацией и уподоблением букв и буквосочетаний, появлением небрежности в письме.

4. Исправлять индивидуальные недостатки почерков учащихся.

Решению поставленных задач могут способствовать методические указания учителя при выполнении учащимися любой письменной работы на уроках, а также организация специально подобранных графических упражнений на занятиях чистописанием, которые рекомендуется проводить на каждом уроке русского языка в течение 8-10 минут.

Источник

Оцените статью