- Упражнения с поворотом туловища
- Упражнения на вращение туловища
- Упражнения, применяемые для изучения поворотов в плавании
- Упражнения, применяемые для изучения поворотов [ править | править код ]
- Вращение туловищем
- 1-е упражнение
- 2-е упражнение
- Повороты туловища
- Работа мышц и суставов
- Повороты туловища — схема
- Анатомия
- Текст книги «Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка»
- Автор книги: Елена Архипова
- Жанр: Детская психология, Книги по психологии
Упражнения с поворотом туловища
14 декабря 2015
Рис. 1 Повороты туловища
Упражнение 1 (Рис. 1).
Исходное положение: стоя, руки вытянуты в стороны. Поворот туловища вправо.
В исходное положение.
Поворот туловища влево.
В исходное положение.
Повторить 6–10 раз.
Рис. 2 Мах руками с поворотом туловища
Упражнение 2 (Рис. 2).
Исходное положение: стоя, руки вытянуты в стороны. Шаг левой ногой, мах руками влево с поворотом туловища.
В исходное положение.
То же, в другую сторону.
В исходное положение.
Повторить 6–10 раз.
Рис. 3 Повороты туловища в положении сидя
Упражнение 3 (Рис. 3).
Исходное положение: сидя, ноги широко расставлены, руки вытянуты в стороны. Поворот туловища вправо.
В исходное положение.
Поворот туловища влево.
В исходное положение.
Повторить 6–10 раз.
Рис. 4 Повороты туловища в наклоне вперед
Упражнение 4 (Рис. 4).
Исходное положение: стоя на коленях, руки на затылке. Стоящий сзади партнер фиксирует ноги. Поворот туловища вправо в наклоне вперед.
В исходное положение.
То же, в другую сторону.
В исходное положение.
Повторить 6–10 раз.
Рис. 5 Повороты туловища при активной помощи партнера
Упражнение 5 (Рис. 5).
Исходное положение: стоя, наклон вперед, руки на затылке. Стоящий сзади партнер держит за локти. Поворот туловища вправо при активной помощи партнера.
В исходное положение.
То же, в другую сторону.
В исходное положение.
Повторить 6–10 раз.
Упражнения на вращение туловища
Рис. 6 Круговые движения с сильным наклоном туловища
Упражнение 1 (Рис. 6).
Круговые движения с сильным наклоном туловища вперед, назад, в стороны сначала вправо, а затем влево.
Выполнять 20–30 с.
Рис. 7 Вращение нижней части туловища
Упражнение 2 (Рис. 7).
Исходное положение: основная стойка. Вращение нижней части туловища вправо при движении бедер.
В исходное положение.
То же, в другую сторону.
В исходное положение.
Вращать в каждую сторону по 10–15 с.
Источник: Большой теннис для всех и каждого,
авторы В. Л. Гороховский, В. Е. Романовский
Источник
Упражнения, применяемые для изучения поворотов в плавании
Упражнения, применяемые для изучения поворотов [ править | править код ]
Простой поворот при плавании на груди. На суше: имитируем элементы поворота.
В исходном положении (ИП), стоя на одной ноге, например, на правой в полунаклоне, касаемся правой кистью стенки напротив левого плеча. По команде делаем сгибание левой ноги в коленном и тазобедренном суставах и одновременно с усилием рукой вдоль стенки поворачиваемся на стоящей ноге до положения спиной к стене. Затем ставим согнутую ногу на стенку, опускаем плечи до положения немного ниже полунаклона и выводим обе руки вперед. Голова должна оказаться между или ниже рук. После этого толчком ногой о стену имитируем шагами скольжение. Выполнять движения необходимо раздельно, ни в коем случае не допуская отталкивание от стенки раньше, чем опустятся плечи и руки займут вытянутое положение впереди.
На воде: изучаем толчок и скольжение.
1. Принимаем ИП: ноги согнутые касаются стенки бассейна, плечи и голова над водой. По команде опускаем плечи и голову под воду, вытягиваем руки вперед, голова между рук или ниже рук и делаем толчок. Скользим до полной остановки.
2. Получив удовлетворительные результаты от толчка и скольжения, переходим к изучению вращения. Для этого принимаем исходное положение, стоя на дне или лежа на груди (рис. 6.18), работая ногами кролем, располагаем кисть правой руки на стенке бассейна напротив противоположного, т. е. левого плеча с пальцами, направленными в левую сторону (рис. 6.18, а). По команде делаем сгибание ног в коленях и немного в тазобедренных суставах с одновременным вращением плеч с усилием правой руки в правую сторону. Вращение выполняется влево и должно обеспечить постановку обеих стоп на стенку бассейна, а если стоя, то одной стопы (рис. 6.18у б). Освоив вращение в левую сторону, переходим к выполнению вращения в правую сторону с касанием левой кистью стенки бассейна напротив правого плеча. После окончания вращения перед опусканием плеч и выведением рук делается вдох. Такие повороты называются открытыми. Вращение при изучении поворота является наиболее сложным элементом для усвоения, так как не всегда удается получить занимающемуся достаточный импульс вращения от сгибания ног и усилия рукой, который позволил бы коснуться обеими стопами стенки бассейна.
3. Изучение подплывания и касания стенки бассейна выполняется с расстояния 4—5 м от стенки. Занимающийся, подплывая к стенке, должен зрительно сориентироваться, какой рукой удобнее коснуться стенки и в зависимости от этого решать, в какую сторону выполнять вращение.
4. Изучив отдельные фазы поворота, переходим к их слитному выполнению.
Простой поворот при плавании кролем на спине. На суше: имитируем элементы поворота.
1. ИП лежа на полу на спине. Коснуться за головой правой кистью, согнутой в локте рукой, стены напротив левого плеча. Согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах и усилием правой руки попытаться выполнить вращение в левую сторону. Затем поставить стопы на стену, вытянуть руки за головой и сымитировать скольжение. Вращение и скольжение на полу рекомендуется выполнять лежа на коврике или в рубашке, что уменьшает трение с поверхностью пола.
2. Если тело без рубашки и нет ковриков, можно имитировать касание, вращение, толчок и скольжение в положении стоя. При этом ИП принимается стоя боком к стене и в прогнутом положении. Если располагаться, повернувшись на левый бок, то касаться надо стены левой рукой за головой, располагая кисть напротив правого плеча. Если располагаться правым боком, то касаться нужно правой рукой напротив левого плеча. Имитация вращения, выведение рук вперед и движение головой в положение между рук выполняется так же, как и в упражнении на суше при изучении поворота кролем на груди на одной ноге с предварительным сгибанием другой ноги и опорой ее о стену.
На воде: изучаем касание и вращение.
1. ИП лежа на спине и работая ногами, расположить согнутую в локте правую руку за головой, кисть касается стенки бассейна напротив левого плеча, тело на правом боку. Сгибаем ноги в коленях и немного в тазобедренных суставах. Импульс вращения возникает от одновременного сгибания ног, усилия правой руки о стенку бассейна и смещения плеч в левую сторону.
При входе во вращение нельзя сильно сгибать ноги в тазобедренных суставах, так как это приводит к опусканию таза, что затрудняет принятие обтекаемого положения туловища перед толчком. На первых этапах обучения вращению занимающемуся не всегда удается выполнить этот элемент. Поэтому, чтобы облегчить выполнение этого элемента поворота, можно расположиться к поворотной стенке бассейна не под прямым, а под острым углом. Это укорачивает вращение и делает его более доступным для выполнения. Эти же движения изучаются с вращением в другую сторону.
2. Добившись удовлетворительного выполнения вращения, когда обе стопы оказываются на стенке бассейна, переходят к обучению вращения с толчком, скольжением и первыми плавательными движениями.
Подплывание и касание стенки бассейна выполнять труднее, чем при повороте кролем на груди, так как занимающемуся сложнее определять расстояние до касания. Для упрощения оценки расстояния и определения направления вращения в бассейнах концы дорожек имеют другой цвет. Нужно только знать, на каком расстоянии от стенки меняется цвет дорожки. Если при подплывании занимающийся упирается головой о стенку, то выполнить вращение становится затруднительным. Поэтому в начале изучения фазы подмывания лучше последние 1 или 1,5 м до стенки бассейна плыть за счет движения ног с вытянутой рукой за головой и в это время готовиться к вращению под эту руку.
Простой поворот при плавании брассом и баттерфляем. Простые повороты при плавании брассом и баттерфляем отличаются от простого поворота кролем на груди обязательным касанием одновременно двумя руками стенки бассейна и первыми движениями после скольжения. При одновременном касании рук стенки импульс начала вращения тела возникает от усилий рук, развиваемых в сторону, противоположную вращению. Первые же плавательные движения определяются правилами соревнований. Поэтому при изучении этих поворотов необходимо ориентироваться на упражнения простого поворота в кроле на груди в соответствии с правилами для брасса и баттерфляя.
Источник
Вращение туловищем
Вращения корпуса стоя — разминочное упражнение, направленное на развитие косых мышц, расположенных под ребрами. Для лучшего результата важно соблюдать правильную технику. При неверном подходе нагружается поясница, и эффективность снижается.
Существует два распространенных варианта вращения.
1-е упражнение
- Руки на поясе. Ноги чуть шире плеч, слегка согнуты.
- Таз вращается в плоскости, параллельной полу, выполняя полный круг.
- Двигаться следует по 10-15 повторений по часовой стрелке и обратно.
Усложнить задачу можно посредством сгибания ног в коленях — это повысит нагрузку на тело.
2-е упражнение
- Руки подняты на уровень груди и расставлены перпендикулярно туловищу, можно согнуть их в локтях, ноги на ширине плеч.
- Повороты осуществляются верхней половиной тела, в то время как нижняя сохраняет неподвижность.
- Количество повторов в каждую сторону должно составлять около 10-15 раз.
После выполнения всех вращений следует сделать гимнастику для восстановления дыхания: поднимать руки, описывая ими траекторию окружности и параллельно вдыхая. Когда они начинают опускаться, нужно сделать выдох. На уровне паха стартует новый цикл, и снова делается вдох.
Вращение корпуса стоя полезно для разогрева перед основной тренировкой. Оно укрепляет косые мышцы живота, а также формирует правильную осанку.
Рекомендуется к выполнению в рамках утренней зарядки в любом возрасте, особенно если ведется малоподвижный образ жизни. Подходит людям даже с минимальным уровнем физической подготовки.
В случае, если вращение целенаправленно делается с целью укрепления мышечного каркаса перед силовой тренировкой, лучше сначала размяться без отягощения, а затем выполнить несколько повторений с дополнительной нагрузкой, например, с палкой без груза или бодибаром.
Источник
Повороты туловища
Повороты туловища – это одно из самых простых и одновременно самых сложны упражнений. Казалось бы, что может быть проще, чем поворачиваться из стороны в сторону, но научиться при этом, правильно сокращать косые мышцы, очень сложно! Кроме того, Вы часто нагружаете свой позвоночник, выполняя тяжелые базовые упражнения. Например, становая тяга очень сильно забивает длинные мышцы спины, из-за чего часть той нагрузки, которую они выполняют обычно, перекладывается на позвоночник. Правда, такой эффект происходит только тогда, когда Вы потренировали спину, в остальное время накаченные длинные мышцы спины наоборот помогают держать спину, снимая нагрузку с позвоночника.
Тем ни менее, когда Вы выполняете повороты туловища, то Ваш позвоночник скручивается, поэтому здесь надо быть особенно осторожным! Также, не мало важно, что бы упражнение ещё приносило пользу, а для этого надо использовать правильную технику! С одной стороны, наклонить туловище вправо влево не сложно, с другой, прокачать этим движением косые мышцы достаточно проблематично.
Работа мышц и суставов
Косые мышцы, которые подчеркивают ребра, отвечают за наклоны корпуса влево вправо и повороты вперед назад. Но, когда Вы поворачиваете корпус, то можете почувствовать, что напрягаются также и другие мышцы, особенно расположенные в области поясницы. Мышцы спины сильнее, поэтому воруют часть нагрузки, следует научиться их расслаблять и напрягать целенаправленно косые мышцы. Поэтому упражнение лучше всего выполнять с палкой, без веса.
С другой стороны, дополнительное отягощение поможет эффективнее наращивать мышечную массу. Правда, объемные косые мышцы портят талию, в связи с чем, рекомендуется учиться сокращать косые мышцы с палкой, а также выполнять повороты туловища также с ней. Единственное, когда стоит применять дополнительное отягощение, это во время программы тренировок на силу. Но помните, что перегружает позвоночник, поэтому будьте осторожны!
Повороты туловища — схема
1) Поставьте ноги на ширине плеч.
2) Если упражнение выполняется с палкой, то её следует поставить на середину трапеции. Если с гантелей, то одну гантель Вы берете в ту руку. в сторону которой будете делать наклон, а другую кладете на пояс.
3) Медленно и подконтрольно наклоняетесь в сторону, не отводя таз, как бы немного скручиваясь и задерживаетесь в нижней точке на 1-2 секунды.
4) Из нижней фазы, также медленно, с выдохом, выпрямляете корпус в исходное положение.
5) Когда упражнение выполняется с палкой, то следует наклониться в другую сторону, если же Вы делаете его с гантелью, то продолжайте наклоняться в одну, после чего, закончив подход, берите гантель в другую руку и выполняйте, без отдыха между подходами, такое же количество повторов на другую сторону.
Анатомия
Повороты туловища прокачивают косые мышцы, которые не столь важны, как брюшной пресс, но, все равно, также выполняют роль стабилизаторов в тяжелых базовых упражнениях, как становая тяга или приседания со штангой. Важно учесть, что наращивать массу этих мышц не имеет смысла, гораздо важнее убрать подкожный жир, для чего нужна ни столько тренировка, сколько диета. С этой задачей отлично справится спортивная диета.
Прокачивать эти мышцы достаточно проблематично тем, у кого существуют проблемы с позвоночником, поэтому повороты туловища не являются обязательным упражнением. Конечно, сильные косые мышцы никому не повредят, но и особенного значения им придавать не стоит!
Источник
Текст книги «Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка»
Автор книги: Елена Архипова
Жанр: Детская психология, Книги по психологии
Текущая страница: 9 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]
Приложение 1 Комплексы упражнений по развитию общей моторики
Общая продолжительность занятия 5–6 минут. Упражнения проводятся спустя 30–40 минут после еды или за 20–30 минут до приема пищи. При выполнении упражнений следует разговаривать с ребенком спокойным, приветливым голосом.
Гимнастический комплекс упражнений № 1 (для детей 1,5–3 месяцев)
1. Поглаживающий массаж рук (4–6 раз). Взрослый поочередно поглаживает руки ребенка от кисти к плечу с внутренней стороны.
2. Поглаживающий массаж ног (4–6 раз). Взрослый поочередно поглаживает ноги ребенка от стопы к бедру по боковой и задней поверхностям.
3. Выкладывание на живот. Взрослый кладет ребенка на живот для тренировки умения поднимать и поворочивать голову в сторону.
4. Массаж спины (4–6 раз). Взрослый тыльной стороной руки поглаживает ребенка по спине от ягодиц к голове. Поглаживающие движения в обратную сторону взрослый выполняет ладонью.
5. Массаж живота (6–8 раз). Взрослый выполняет легкие круговые поглаживания по часовой стрелке.
6. Массаж стоп и рефлекторные упражнения для стоп (3–4 раза). Удерживая ногу ребенка, взрослый указательным пальцем нажимает у основания пальцев стопы. В ответ ребенок будет сгибать стопу. Для разгибания стопы взрослый с нажимом проводит указательным пальцем от мизинца к пятке.
7. Рефлекторное разгибание спины в положении на боку (1–2 раза). Ребенок лежит на правом боку. Удерживая его за ноги, взрослый двумя пальцами проводит вдоль позвоночника от крестца к шее. То же упражнение взрослый проделывает в положении ребенка на левом боку.
8. Выкладывание на живот (см. упражнение 3).
9. Рефлекторное ползание. Удерживая с тыльной стороны согнутые ноги ребенка, взрослый большими пальцами прикасается к его стопам. В ответ ребенок оттолкнется и продвинется вперед.
Гимнастический комплекс упражнений № 2 (для детей 3–4 месяцев)
1. Охватывающие движения руками (скрещивание рук на груди и разведение их в сторону) (6–8 раз). Слегка потряхивая руки ребенка, взрослый сначала медленно разводит их в стороны, а затем сводит, перекрещивая на груди ребенка.
2. Массаж рук (поглаживание, растирание, разминание) (см. упражнение 1, комплекс № 1).
3. Массаж ног (см. упражнение 2, комплекс № 1) (4–8 раз).
4. Рефлекторные повороты на живот при поддержке за правую руку (1–2 раза). Ребенок лежит на спине. Взрослый левой рукой удерживает ноги ребенка, а правой рукой держит правую руку малыша. Взрослый поворачивает ноги и таз ребенка вправо. Вслед за ногами ребенок повернет голову и плечи и перевернется на живот.
5. Массаж спины (см. упражнение 4, комплекс № 1) (4–6 раз).
6. «Положение пловца» (разгибание головы назад в положении на весу) (1–2 раза). Взрослый указательным и большим пальцами левой руки обхватывает левую ногу ребенка в нижней части голени, остальными пальцами он придерживает на том же уровне правую ногу. Затем, приподнимая ноги ребенка, взрослый подводит правую ладонь под живот ребенка и приподнимает его над столом. В таком положении ребенок будет стараться удержать голову.
7. Массаж живота (см. упражнение 5, комплекс № 1) (6—10 раз).
8. Массаж стоп (см. упражнение 6, комплекс № 1) (1–6 раз).
9. Упражнения для стоп (см. упражнение 6, комплекс № 1) (2–4 раза).
10. Вибрационный массаж грудной клетки. Взрослый выполняет легкие ритмичные надавливания пальцами на грудную клетку ребенка (от середины к боковой поверхности груди).
11. Сгибание и разгибание рук (6–8 раз). Взрослый поочередно сгибает и разгибает руки ребенка, имитируя движения боксера. При этом он слегка поворачивает ребенка с боку на бок.
12. Поворот на живот при поддержке за левую руку (1–2 раза). Упражнение выполняется аналогично упражнению 4.
Гимнастический комплекс упражнений № 3 (для детей 4–6 месяцев)
1. Охватывающие движения руками (см. упражнение 1, комплекс № 2) (6–8 раз).
2. Массаж ног (см. упражнение 2, комплекс № 1) (6—10 раз).
3. «Скользящие» шаги. Ребенок лежит на спине. Взрослый обхватывает ноги ребенка в нижней части голени и «топает» стопами по поверхности стола. Затем разгибает ногу ребенка и, скользя стопой по поверхности стола, сгибает ее. Потом выполняет движение другой ногой.
4. Поворот на живот, вправо (см. упражнение 4, комплекс № 2) (1–2 раза).
5. «Положение пловца» (см. упражнение 6, комплекс № 2) (1–2 раза).
6. Массаж спины (см. упражнение 4, комплекс № 1) (4–6 раз).
7. Массаж живота (см. упражнение 5, комплекс № 1) (6—10 раз).
8. Приподнимание верхней части туловища из положения на спине. Взрослый вкладывает большие пальцы в ладони ребенка и потягивает его за руки (не сажая), добиваясь, чтобы он поднял голову и плечи.
9. Массаж и упражнения для стоп (см. упражнение 6, комплекс № 1) (1–6 раз).
10. Сгибание и разгибание рук (см. упражнение 11, комплекс № 2) (6–8 раз).
11. Сгибание и разгибание ног. Взрослый попеременно сгибает и разгибает ноги в разном темпе, напоминающем ходьбу и бег.
12. «Парение» на спине (1–2 раза). Ребенок лежит на спине. Взрослый приподнимает малыша над столом, поддерживая под спину. При этом ребенок поднимет голову.
13. Массаж грудной клетки (см. упражнение 10, комплекс № 2).
14. Поворот на живот (см. упражнение 12, комплекс № 2) (1–2 раза).
Гимнастический комплекс упражнений № 4 (для детей 6—10 месяцев)
1. Охватывающие движения руками (с кольцами) или сгибание и разгибание рук (с кольцами) (можно без колец). Взрослый поочередно ритмично сводит руки ребенка на груди и разводит их в стороны. Затем поочередно сгибает и разгибает руки ребенка, имитируя движения боксера.
2. «Скользящие» шаги (сгибание и разгибание ног) (см. упражнение 3, комплекс № 3).
3. Поворот со спины на живот вправо (см. упражнение 12, комплекс № 2).
4. Массаж спины (см. упражнение 4, комплекс № 1).
5. Стимулирование ползания. Перед ребенком, лежащем на животе, взрослый располагает игрушку и сгибает его ноги в коленях. Потянувшись за игрушкой, ребенок оттолкнется от рук взрослого.
6. Массаж живота (см. упражнение 5, комплекс № 1).
7. Присаживание, держась за кольца. Ребенок лежит на спине. Взрослый вкладывает ему в обе руки кольца и потягивает вперед, побуждая сесть.
8. Круговые движения руками (2–6 раз). Ребенок лежит на спине. Взрослый вкладывает ему в обе руки кольца и медленно выполняет круговые движения руками ребенка.
9. Поднятие выпрямленных ног (4–6 раз). Ребенок лежит на спине. Взрослый обхватывает колени и голени ребенка, поднимает выпрямленные ноги до вертикального положения и опускает их.
10. Напряженное выгибание. Ребенок лежит на животе ногами к взрослому. Он вкладывает в руки малыша кольца и медленно отводит руки назад, добиваясь выгибания спины ребенка.
11. Поворот со спины на живот влево (см. упражнение 4, комплекс № 2).
12. Приподнимание туловища из положения на животе. Ребенок лежит на животе ногами к взрослому. Взрослый вкладывает в ладони ребенка указательные пальцы и осторожно приподнимает руки ребенка.
Гимнастический комплекс упражнений № 5 (для детей 10–14 месяцев)
1. Сгибание и разгибание рук. Взрослый вкладывает в ладони ребенка большие пальцы и начинает ритмично сгибать и разгибать его руки.
2. Скользящие шаги по палочке. Ребенок лежит на спине, его колени приведены к животу. Взрослый прижимает палочку к стопам ребенка и ритмично надавливает на них. Ребенок выполняет скользящие шаги по палочке.
3. Поворот со спины на живот в обе стороны (см. упражнения 4, 12, комплекс № 2).
4. Приподнимание тела из положения на животе (1–2 раза). Ребенок лежит на животе ногами к взрослому, который вкладывает в руки малыша кольца и осторожно поднимает его руки вверх, добиваясь, чтобы ребенок прогнулся назад.
5. Наклоны туловища и выпрямление (2–3 раза). Ребенок стоит спиной к взрослому, который ладонями придерживает его колени и бедра. Взрослый побуждает малыша наклоняться за игрушкой и выпрямлять туловище, сохраняя ноги прямыми.
6. Массаж спины (см. упражнение 4, комплекс № 1).
7. Массаж живота (см. упражнение 5, комплекс № 1).
8. Доставание палочки прямыми ногами (2–3 раза). Ребенок лежит на спине. Взрослый предлагает ему достать ногами палочку (игрушку), расположенную на высоте выпрямленных ног.
9. Присаживание, держась за кольца (2–3 раза). Ребенок стоит лицом к взрослому, держась за кольца. Взрослый побуждает его присесть на корточки, а затем встать. При вставании взрослый поднимает руки ребенка, побуждая его подняться на носки.
10. Напряженное выгибание на коленях взрослого. Ребенок лежит животом на коленях у взрослого. На полу лежит игрушка. Взрослый побуждает ребенка наклониться за игрушкой, а затем вернуться в исходное положение.
Приложение 2 Комплексы упражнений по коррекции общей моторики
Общая продолжительность занятия 7—10 минут. При выполнении упражнений следует разговаривать с ребенком: называть выполняемые действия, части тела.
Упражнения на поднимание и удержание головы
1. Ребенок лежит на спине. Взрослый удерживает его за плечи и предплечья и слегка потягивает на себя. Ребенок поднимает голову и туловище.
2. Ребенок лежит на боку. Взрослый удерживает его за плечи и потягивает на себя. Ребенок поднимает голову.
3. Ребенок в положении на спине. Взрослый подтягивает разогнутые руки ребенка к голеностопным суставам согнутых ног. При этом ребенок поднимает голову.
4. Ребенок лежит на спине. Слегка повернув ребенка на бок и придерживая его ноги, взрослый осторожно потягивает его за руку. Ребенок поднимает голову.
5. Ребенок лежит на спине. Взрослый фиксирует плечи ребенка своими предплечьями и располагает кисти под головой малыша. В результате ребенок поднимает голову.
6. Ребенок лежит на спине. Взрослый слегка подтягивает его за предплечья. Ребенок поднимает голову. Взрослый покачивает его вперед-назад и из стороны в сторону.
7. Ребенок лежит на животе, вытянув руки вперед. Взрослый с небольшим нажимом пальцами проводит вдоль позвоночника малыша. Упражнение укрепляет мышцы спины.
8. Ребенок лежит на животе на большом мяче. Удерживая ребенка за спину, взрослый покачивает мяч вперед-назад.
9. Ребенок лежит на животе с валиком под грудью. Взрослый передвигает игрушку, стимулируя подъем головы ребенка и повороты за игрушкой.
10. Ребенок лежит на животе на руках у взрослого, который медленно покачивает малыша, поднимая вверх то его голову, то ноги.
11. Ребенок лежит на животе на мяче. Удерживая ребенка одной рукой за таз, а другой – за вытянутые вперед руки, взрослый покачивает мяч. При движении вперед происходит легкое разгибание позвоночника.
Упражнения для тренировки опоры на руки
1. Ребенок лежит на животе. Взрослый помогает ему принять правильную позу с опорой на предплечья (руки согнуты под прямым углом, ладони открыты).
2. Ребенок лежит на животе. Взрослый передвигает игрушку, стимулируя подъем головы ребенка и повороты в стороны за игрушкой.
3. Ребенок лежит на животе. Взрослый предлагает ему для захватывания игрушку попеременно то с одной, то с другой стороны. Опираясь на одно предплечье одной руки, ребенок другой рукой берет игрушку.
4. Ребенок лежит на животе. Удерживая туловище и ноги ребенка на весу, взрослый создает опору на кисти. При этом можно слегка покачивать малыша вперед-назад.
5. Ребенок лежит на животе, вытянув руки вперед. Взрослый приподнимает его, удерживая под грудью и за живот. При соприкосновении рук ребенка с опорой взрослый потягивает его назад, стимулируя раскрытие кистей рук.
6. Ребенок лежит на животе на мяче. Удерживая его за спину, взрослый покачивает мяч вперед-назад.
7. Ребенок лежит на животе на мяче. Удерживая малыша за спину, взрослый побуждает его захватывать игрушку то одной, то другой рукой.
8. Ребенок лежит на животе на валике. Взрослый покачивает малыша вперед-назад, тренируя опорную функцию рук.
9. Ребенок лежит на животе на валике. Взрослый кладет перед ним игрушку (спереди сбоку) и побуждает достать ее одной рукой (другой рукой ребенок опирается о поверхность стола).
Упражнения для тренировки поворотов на бок и на живот
1. Ребенок лежит на спине. Взрослый слегка наклоняет голову ребенка и медленно поворачивает ее в сторону. Вслед за головой ребенок сначала поворачивает верхнюю часть туловища, затем таз. Для стимуляции поворота на бок можно использовать игрушку.
2. Ребенок лежит на спине. Взрослый берет ребенка за руку и отводит ее в сторону. Ребенок сначала поворачивает верхнюю часть туловища, затем таз.
3. Ребенок лежит на спине. Взрослый сгибает ноги ребенка в коленях и поворачивает в сторону. За этим следует поворот таза и верхней части туловища.
4. Ребенок лежит на спине. Взрослый сгибает его ногу в тазобедренном и коленном суставах и заводит ее за другую ногу. За этим следует поворот таза и верхней части туловища.
5. Ребенок лежит на спине на простыне. Взрослый приподнимает край простыни. Под действием силы тяжести ребенок повернется сначала на бок, а затем на живот.
Упражнения для стимуляции ползания на животе
1. Ребенок лежит на животе. Взрослый попеременно сгибает и разгибает ноги ребенка, разводя их в стороны.
2. Ребенок лежит на животе. Взрослый попеременно выполняет скользящие движения руками ребенка (как при плавании).
Упражнения для тренировки вставания на четвереньки
1. Ребенок лежит на животе. Поддерживая его под живот, взрослый сначала сгибает одну ногу малыша, затем другую и помогает ему встать на четвереньки. (Под живот можно подложить валик.)
2. Ребенок лежит на животе и опирается на вытянутые руки. Поддерживая его под живот, взрослый помогает ему перенести центр тяжести на одну руку и согнуть ногу с противоположной стороны. Затем взрослый помогает ребенку перенести центр тяжести на согнутую ногу и одноименную руку и согнуть другую ногу.
3. Ребенок стоит на четвереньках, опираясь животом о валик. Помогая малышу сохранить правильную позу с опорой на раскрытые кисти, взрослый осторожно покачивает его вперед-назад.
4. Ребенок стоит на четвереньках, опираясь животом о валик. Слегка подталкивая ребенка вперед, назад, вправо, влево, взрослый добивается устойчивого равновесия.
5. Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый перемещает перед ним игрушку (вверх, вниз, вправо, влево), побуждая его поворачивать голову в соответствующую сторону. При этом взрослый, поддерживая ребенка под живот, помогает ему сохранять правильную позу на четвереньках.
6. Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый кладет перед малышом игрушку и побуждает его дотянуться до нее, стимулируя тем самым перенос центра тяжести на одну руку. Затем взрослый меняет местоположение игрушки (перемещает ее вправо, влево, отодвигает от ребенка) и вновь предлагает ребенку достать ее. (При выполнении упражнения сначала можно использовать валик.)
7. Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый берет ногу ребенка и помогает ему отвести ее в сторону, вперед, назад. Затем тоже упражнение проделывается с другой ногой. При этом взрослый помогает малышу удерживать правильную позу.
Упражнения для тренировки ползания на четвереньках
1. Ребенок стоит на четвереньках, опираясь животом о валик. Взрослый поочередно сгибает его ноги сначала без переноса центра тяжести, а затем с переносом центра тяжести ноги на валик.
2. Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый предлагает малышу одной рукой взять игрушку и одновременно сгибает ему одноименную ногу (с переносом центра тяжести на другие конечности). Сначала упражнение можно выполнять на валике.
3. Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый предлагает малышу одной рукой взять игрушку и одновременно сгибает ему ногу с противоположной стороны, помогая при этом сохранить равновесие.
4. Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый показывает ребенку игрушку и побуждает его ползти к ней. При выполнении упражнения можно поддерживать ребенка полотенцем.
Упражнения для тренировки устойчивого сидения
1. Ребенок сидит «по-турецки» с поддержкой взрослого, который проводит пальцами вдоль позвоночника малыша, стимулируя выпрямление спины.
2. Ребенок сидит «по-турецки», поддерживаемый взрослым за плечи. Взрослый отводит плечи и руки ребенка назад, вызывая выпрямление туловища и подъем головы.
3. Ребенок сидит «по-турецки», поддерживаемый взрослым под грудь или за плечи. Взрослый с помощью игрушки побуждает ребенка наклонять, поднимать, поворачивать голову. Постепенно интенсивность поддержки уменьшается.
4. Ребенок сидит «по-турецки» или с вытянутыми ногами лицом к взрослому, который поддерживает его за разведенные руки. Взрослый покачивает ребенка вперед, назад, в стороны, по диагонали, вызывая устойчивость при сидении.
5. Ребенок сидит на руках взрослого лицом к столу с опорой на руки. Взрослый опускает ребенка вниз, сохраняя опору на руки и побуждая его выпрямлять спину и держать голову ровно («выглядывание из-за стола»).
6. Ребенок сидит лицом к взрослому с поддержкой за руки. Взрослый слегка покачивает его вправо-влево. Делая наклон влево, взрослый отпускает левую руку малыша, вызывая опору на нее. Выполняя наклон вправо, взрослый отпускает правую руку ребенка, вызывая опору на нее.
7. Ребенок сидит лицом к мячу «по-турецки» или разведя ноги в стороны. Взрослый покачивает мяч вперед-назад и проводит пальцами вдоль позвоночника, побуждая ребенка выпрямлять спину.
8. Ребенок сидит на краю стола, свесив ноги. Взрослый кладет слева от него игрушку и побуждает его взять ее. Захватывая игрушку, ребенок должен повернуть корпус. Затем взрослый кладет игрушку справа от ребенка. Каждый раз взрослый кладет предмет на разном расстоянии от малыша.
9. Ребенок сидит «по-турецки» или с разведенными ногами. Взрослый побуждает его брать игрушку из разных положений, наклоняя корпус и возвращаясь в исходное положение.
10. Ребенок сидит на валике. Поддерживая его за туловище, взрослый помогает ему принять позу с правильной опорой на стопы.
11. Ребенок сидит на валике, правильно опираясь на стопы. Взрослый побуждает его следить за игрушкой: поворачивать, наклонять, поднимать голову. При этом ребенок должен сохранять правильную позу.
12. Ребенок сидит на валике с опорой на стопы. Взрослый побуждает его наклониться за игрушкой вперед и вернуться в исходное положение.
13. Ребенок лежит на спине. Взрослый приводит руки малыша к стопам, помогает ему приподнять корпус и голову и покачивает его в этом положении. При этом взрослый побуждает ребенка выпрямить спину и держать голову ровно.
Упражнения для выработки умения самостоятельно присаживаться
1. Ребенок лежит на спине. Ноги его зафиксированы. Слегка подтягивая малыша за одну руку и перенося центр тяжести на другую руку, взрослый стимулирует подъем корпуса сначала с опорой на локоть и предплечье, затем с опорой на кисть.
2. Ребенок лежит на спине на мяче. Придерживая малыша в области таза и за ноги, взрослый покачивает мяч, стимулируя присаживание (при этом ребенок слегка поворачивается на бок и опирается на руку).
3. Ребенок стоит на четвереньках, опираясь животом о валик. Потягивая малыша за таз, взрослый помогает ему сесть на пятки и положить руки на валик.
4. Ребенок стоит на четвереньках на валике. Потягивая малыша за таз в сторону, взрослый добивается сгибания одноименной ноги и переноса на нее центра тяжести. Другая нога находится в полусогнутом положении. Постепенно взрослый помогает ребенку сесть.
5. Ребенок стоит на четвереньках на валике. Стимулируя перенос центра тяжести на одну ногу, взрослый потягивает ребенка за руку и за таз с противоположной стороны и переводит его в положение сидя. Упражнение выполняется в обе стороны.
6. Ребенок стоит на четвереньках. С помощью игрушки взрослый побуждает ребенка перенести центр тяжести на ноги и сесть.
Упражнения для тренировки вставания на колени
1. Ребенок стоит на четвереньках, опираясь животом о валик. Взрослый помогает малышу опереться руками о валик и вставать на колени. Упражнение выполняется сначала пассивно, затем активно.
2. Ребенок стоит на четвереньках. Взяв ребенка за плечи и отведя назад руки, взрослый стимулирует подъем корпуса в положение стоя на коленях.
3. Ребенок стоит на коленях, опираясь о мяч руками. Взрослый помогает малышу удерживать позу при помощи поглаживаний рукой вдоль позвоночника.
4. Ребенок стоит на коленях, опираясь о мяч руками. Покачивая мяч, взрослый тренирует умение ребенка сохранять равновесие в этой позе.
5. Ребенок стоит на коленях, удерживаясь за руку взрослого. Потягивая ребенка за своей рукой, стимулировать попеременное переступание коленками.
6. Ребенок сидит на пятках, опираясь руками о валик. Взрослый побуждает малыша встать на колени, используя следующие способы:
• отводит его плечи назад;
• предлагает дотянуться до игрушки;
• поглаживает вдоль позвоночника.
7. Ребенок стоит на коленях, опираясь о стенку или валик. Взрослый показывает малышу игрушку и, передвигая ее, побуждает его активно поворачивать, наклонять и поднимать голову, сохраняя позу и равновесие.
8. Ребенок стоит на коленях у валика. Взрослый побуждает малыша захватывать игрушку из разных положений (сверху, снизу, справа, слева, сзади), совершая наклоны и повороты корпуса.
9. Ребенок стоит на коленях у валика. Легко подталкивания малыша в разных направлениях, взрослый побуждает его сохранять позу.
Упражнения для стимуляции вставания на ноги
1. Ребенок стоит на коленях. Взрослый пассивно переводит одну ногу малыша в положение с опорой на стопу. Поддерживая его за туловище и фиксируя опорную ногу за колено, взрослый слегка покачивает ребенка для выработки устойчивого равновесия в этой позе.
2. Ребенок стоит на коленях. Взрослый отводит плечи ребенка назад и переводит центр тяжести на одно колено, стимулируя подъем другой ноги на стопу.
3. Ребенок сидит на корточках. Взрослый стимулирует выпрямление ног и туловища ребенка легким надавливанием на колени и продвижением корпуса вперед.
4. Ребенок сидит на корточках, опираясь руками о мяч. Фиксируя стопы малыша в правильном положении, взрослый побуждает его поднимать корпус.
5. Ребенок сидит на столе лицом к взрослому. Ноги малыша согнуты (опора на стопы). Взрослый, слегка потягивая ребенка за руки и придерживая стопы, побуждает его встать из этой позы.
6. Ребенок стоит на коленях спиной к взрослому. Взрослый, поддерживая ребенка под грудь, помогает ему перенести центр тяжести на одну ногу, а другую ногу поставить на стопу. Затем взрослый стимулирует выпрямление корпуса и опорной ноги и активное приставление другой ноги.
7. Ребенок сидит на корточках, опираясь руками о мяч. Слегка надавливая на колени, взрослый побуждает малыша выпрямить ноги и туловище и перейти в положение стоя. Затем взрослый стимулирует приседания.
Упражнения для тренировки самостоятельного стояния
1. Ребенок лежит на животе на большом мяче. Покачивая мяч вперед-назад, взрослый добивается опоры на ноги.
2. Ребенок стоит на четвереньках, опираясь на валик. Фиксируя стопы малыша, взрослый побуждает его выпрямить ноги, не отрывая при этом рук.
3. Ребенок стоит на столе спиной к взрослому, который фиксирует его стопы и колени. Взрослый побуждает малыша совершать наклоны (сначала пассивные, затем активные – за игрушкой) и активные подъемы.
Упражнения для тренировки ходьбы
Для формирования ходьбы необходимо уметь переносить центр тяжести с одной ноги на другую, сохраняя при этом равновесие.
1. Ребенок стоит, поддерживаемый взрослым под грудь. Взрослый пассивно поднимает одну ногу малыша, помогая ему перенести центр тяжести на другую ногу.
2. Ребенок сидит на корточках с правильной опорой на стопы. Поддерживая малыша под грудь, взрослый помогает ему пассивно перенести центр тяжести с одной ноги на другую (ходьба в полуприседе).
3. Ребенок стоит с поддержкой за руки. Взрослый стимулирует переступания.
4. Ребенок стоит у мяча. Перекатывая мяч вперед, назад, в стороны, взрослый побуждает малыша делать шаги в соответствующую сторону.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.
Источник