- Развитие дедуктивного мышления: ТОП-7 упражнений
- Дедуктивное мышление: что это такое
- Развитие дедуктивного мышления
- Фитнес для мозгов
- четверг, 26 марта 2009 г.
- Задачи на дедукцию
- 17 комментариев:
- Метод Шерлока: как развить наблюдательность, дедукцию и гибкость мышления
- Наталия Киеня
- Шерлок Холмс — одна из неувядающих иллюстраций привлекательности острого ума. Навыки, которыми обладал этот персонаж (и которые он позаимствовал у своего прототипа Джозефа Белла, блистательного врача и наставника Конан Дойла), пригодятся в любой профессии, от диагностики до журналистики. T&P составили примерную схему обучения его дедуктивному методу.
- Тренировка мышления
- Дедукция и индукция
- Как воспитать в себе сыщика
- Мария Конникова,
Развитие дедуктивного мышления: ТОП-7 упражнений
Дедуктивное мышление – это такой метод мышления, при котором присутствует логический вывод и из общего умозаключения воспроизводится частное. Дедукция выступает основным средством логического аргумента. Согласно этому методу индивид может правильно делать логический вывод. Поэтому крайне важно совершенствовать свое дедуктивное мышление.
Дедуктивное мышление: что это такое
Мышление – это крайне непростой психологический процесс, согласно которому люди изучают внешний мир. Дедукция – это такой метод мышления, при котором все рассуждения извлекаются благодаря логике из общепризнанного целого.
Например, все металлы проводят ток либо на небе всегда есть солнце. В случае применения описываемого метода, мышление человека делается более достоверным. В его основе находится частное, которое следует из общих допущений. Благодаря дедуктивному мышлению индивид может делать верные рассуждения, на основе бесспорных фактов.
Практически каждый индивид пользуется этим методом и старается его усовершенствовать. С его помощью можно до мельчайших деталей обдумать все свои действия на несколько шагов вперед.
Развитие дедуктивного мышления
Важно! Дедукцию нельзя обрести, если выполнять упражнения нерегулярно. Есть перечень эффективных упражнений для развития этого метода.
К ним относят:
- Решение задач по физике, химии и математике. Процесс разрешения таких задач улучшает интеллектуальную деятельность и содействуют развитию этого вида мышления.
- Расширение кругозора. Каждый человек должен разбираться сразу в нескольких областях. Поэтому необходимо ежедневно получать как можно больше информации научной, исторической, культурной сфер. Это поможет не просто совершенствовать личность со всех сторон, но и поможет сохранить опыт. В этом случае человек не будет ссылаться на предположения. На помощь придут энциклопедии, познавательные фильмы.
- Наблюдательность. В момент ведения диалога с человеком необходимо уметь не просто его слушать, но и наблюдать за мимикой и поведением, интонацией и голосом. Таким образом можно узнать, как человек относится к собеседнику – искренне либо врет.
- Гибкость ума. В случае проблем необходимо пытаться их разрешить несколькими способами. Для того чтобы остановиться на правильном подходе необходимо прислушиваться к окружающим и рассматривать все версии. Наиболее оптимальное и правильное умозаключение можно выбрать только в совокупности личного опыта с информацией извне.
- Педантичность. Полное понимание можно получить в случае, если человек может полностью изучить интересующий его объект. Важно, чтобы этот объект эмоционально восхищал.
- Копать глубже. Если есть желание изучить какой-либо материал, то необходимо быть довольно увлеченным, чтобы изучить его полностью. При чтении какого-либо произведения нужно не просто уловить его суть. Важно внимательно изучать характер каждого героя, переживать его эмоции. Благодаря этому можно предугадать концовку произведения. В особенности, это имеет отношение к детективам. Это касается и кино.
- Соединить дедукцию и индукцию. Например, больной попадает в стационар с язвой желудка. Для постановки диагноза врач уделяет внимание симптоматике. Проявляются ли все признаки либо только их часть. Только после этого подтверждает либо отрицает диагноз. Либо в больницу приходит больной с болями в животе, изжогой, отсутствием аппетита. Врач суммирует всю симптоматику и ставит диагноз.
- Видеть не только то, что хочется. Часто мозг смотрит сквозь все проблемы и сложные ситуации. Ему не хватает объективности, а это показатель такого метода мышления. Не нужно воспринимать все, что выдает мозг, как факт. Людям свойственно ошибаться, поэтому всю сложившуюся ситуацию необходимо снова трезво оценить. Не нужно прибегать к скоропостижным выводам. Ситуацию необходимо тщательно исследовать и только после этого делать вывод. Первый вывод может быть ошибочным.
- Решать головоломки. Целью каждого человека является научиться находить выход из любой сложившейся ситуации. Хорошим способом подготовить себя к глобальным проблемам служит увлекательная головоломка. Такие сеансы повторять регулярно. Решение головоломок должно войти в привычку.
Развить дедуктивное мышление не так сложно, как кажется. Но важно на постоянной основе заниматься саморазвитием. Однократные занятия не дадут никакой пользы. Есть множество методов его развития, поэтому каждый человек может выбрать максимально подходящий для него вариант.
Источник
Фитнес для мозгов
Дедукция (от лат. deductio — выведение) — это переход от истинных посылок к истинному заключению на основе логических законов. Особенность дедукции заключается в том, что лишь от истинных посылок можно придти к истинному заключению.
четверг, 26 марта 2009 г.
Задачи на дедукцию
Полночь. Отключили электричество. В вашем комоде лежат двадцать два зеленых носка и тридцать пять фиолетовых. Сколько носков нужно взять, чтобы с гарантией получить совпадающую пару?
Вы идете по дороге в Типперери и доходите до развилки. Там вы встречаете двух человек. Вам известно, что один из них всегда говорит правду, а другой всегда лжет. Но вы не знаете, кто именно лжец, а кто правдолюбец. Чтобы узнать дорогу, вы можете задать только один вопрос только одному человеку. Какой это должен быть вопрос?
На трех жестяных банках с печеньем перепутаны этикетки “Овсяное печенье”, “Шоколадное печенье” и “Миндальное печенье”. Банки закрыты, так что вы не можете заглянуть внутрь. Вы можете взять только одно печенье из одной банки, а затем правильно расположить этикетки. Из какой банки нужно взять печенье?
17 комментариев:
1) Носки разных цветов я держу в разных ящиках
2) «Мы знакомы?»
3) Овсяное или Миндальное.
1)там нет света и поэтому вы не можете увидеть то что там зеленые и фиолетывые точно не сможете сосчитать сколько там носков
2)вы знаете какой человек прав потомучто откуда знать то что один из этих людей говорит правду а другой лжет
3)я еще не догодался
1) 3 носка.
Допустим я достал два носка разного цвета. Какого бы цвета не был 3й носок, он подойдет к 1му или 2му.
2) Показываю на одну из дорог и спрашиваю: «Твой друг сказал бы, что эта дорога ведет в Типперери?»
Если дорога верная:
Лжец ответит: «Нет», т.к. Правдолюб сказал бы, что эта дорога ведет в Типперери. Правдолюб ответит: «Нет», т.к. Лжец сказал бы, что эта дорого НЕ ведет в Типперери.
Если дорога неверная — аналогично с «Да».
3) (если мы знаем, что ВСЕ этикетки помечены неправильно, а то из условия непонятно)
Открываем любую банку, допустим, Овсяное. Достаем оттуда, допустим, Шоколадное. Клеим марку «Шоколадное» на эту банку. У нас осталась банка без этикетки, где была этикетка «Шоколадное» и банка «Миндальное». Мы знаем, что все этикетки ложны. Значит, в банке «Миндальное» не может быть Миндального печенья. Значит, там Овсяное. Клеим туда этикетку «Овсяное», на банку без этикетки клеим «Миндальное»,
1 — 3
2 — Вопрос на который ты знаешь ответ
3 — Из любой, но все равно остаеотся шанс что на двух из них будут неверные этикетки
3 носка? ты можешь взять, например, три фиолетовых или же три зеленых.
и даже, если ты возьмешь 22 или 23 носка, то они все могут быть фиолетовыми. надо брать 36. носков. в 12 часов ночи. почему нет.
Источник
Метод Шерлока: как развить наблюдательность, дедукцию и гибкость мышления
Наталия Киеня
Шерлок Холмс — одна из неувядающих иллюстраций привлекательности острого ума. Навыки, которыми обладал этот персонаж (и которые он позаимствовал у своего прототипа Джозефа Белла, блистательного врача и наставника Конан Дойла), пригодятся в любой профессии, от диагностики до журналистики. T&P составили примерную схему обучения его дедуктивному методу.
Тренировка мышления
Самый спонтанный ответ на вопрос, как стать Шерлоком, мог бы звучать так: «Для начала купите себе черное пальто». Если пользоваться терминологией американского психолога, Нобелевского лауреата Даниэля Канемана, выпустившего в 2011 году книгу «Думай медленно… решай быстро», это реакция так называемого «быстрого мышления» — системы, которая отвечает за сиюминутное познание мира и каталогизацию инстинктивных ощущений. «Быстрое мышление» реагирует на обстоятельства мгновенно и очень непосредственно, в результате чего нередко ошибается, заставляя нас принимать иррациональные решения.
Но для того, чтобы думать, как Шерлок Холмс, нужно использовать другую систему — «медленную». Именно она, по мнению Канемана, отвечает за преднамеренное и осознанное формирование мыслей, решений, выводов и оценок. Как любую функцию головного мозга человека, систему медленного мышления можно усилить и развить.
Как и в спорте, тренировки нужно начинать с легких упражнений в небольшом количестве, постепенно переходя к более сложным и длительным. Для начала можно одолжить у знакомых несколько школьных учебников по разным предметам: математике, физике, химии и другим дисциплинам, которые предполагают решение задач. Это поможет не только натренировать систему медленного мышления (ведь в процессе интеллектуальной деятельности используется именно она), но и расширить кругозор, восстановив потерянные со времен обучения в школе знания и наметив для изучения интересные научные области.
При правильной организации и планировании домашний офис — это не наказание, а возможности. Для бизнеса — сэкономить ресурсы, для сотрудников — избавиться от чувства, что жизнь проходит мимо. Если не пренебрегать правилами организации, научиться менеджменту на расстоянии, использовать современные технологии и системы, развернуть эффективный домашний офис для сотрудников можно всего за один день. Больше о решении BeeFREE от Билайн Бизнес по ссылке.
Въедливость — еще одно качество, которое требуется будущему мастеру дедукции. Чтобы воспитать ее в себе, надо найти сферы, которые по-настоящему возбуждают любопытство. Какими именно они будут, по большому счету, не важно: эмоциональный отклик всегда толкает человека к глубокому изучению предмета, заставляет его постоянно увеличивать объем знаний, а вместе с ним и протяженность границы соприкосновения с неведомым, существование которой неизменно побуждает разум к новым поискам.
Дедукция и индукция
Когда разум окажется подготовленным и насыщенным различными полезными сведениями, можно переходить к упражнениям для развития логического мышления: дедуктивного и индуктивного. Ведь персонаж Конан Дойля пользовался обоими методами, — что, увы, показано в сериале BBC «Шерлок» несколько слабее, чем в книгах Артура Конан-Дойля.
Дедукция — это метод, при котором частное логическим путем выводится из общего: «Все металлы проводят ток. Золото — это металл. Значит, золото проводит ток». Индукция, напротив, общее выводит из частного: «Я москвич и помню, что снег выпадал каждую зиму. Значит, в Москве зимой всегда идет снег». Шерлок Холмс, осматривая место преступления или оценивая окружающих, нередко шел от частного к общему и обратно, свободно перемещаясь в обоих логических направлениях: «У Джона военная выправка, загар на руках только до рукавов, психосоматическая хромота, — значит, побывал на войне. Где были военные операции в последнее время? В Афганистане. Значит, на войне в Афганистане».
Однако его главные умозаключения были дедуктивными и возникали в голове у великого сыщика когда он терзал свою скрипку или размышлял, покуривая трубку. В эти моменты Шерлок Холмс обращался к своим феноменальным знаниям в области истории и криминалистики и классифицировал дело, опираясь на «фамильное дерево преступлений». Он присваивал ему место в группе: «Убийство из-за наследства», «Убийство из ревности», «Кража завещания» и т.д. Это давало мотив, а мотив давал подозреваемых. В этом и заключалась суть дедуктивного метода Шерлока Холмса. Индукция давала ему пищу для размышлений, в то время как дедукция давала ответ.
Для тренировки логического мышления существует множество упражнений. Например, «Понятия по порядку», в рамках которого необходимо расположить несколько слов от частных значений к общим или наоборот. Полезными могут оказаться также шахматы или покер. Кроме того, важно научиться избегать в суждениях логических ошибок, изучив их, к примеру, по книге Авенира Уемова «Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить».
Как воспитать в себе сыщика
Чтобы научиться замечать детали, правильно их интерпретировать и не отвлекаться во время наблюдений и анализа, потребуются упражнения на развитие произвольного и непроизвольного внимания, а также тренировка гибкости мышления.
Непроизвольное внимание — это система реакции на раздражители, своего рода «боковое зрение» в том, что касается восприятия действительности. Чтобы развить его, можно взять за правило наблюдать за привычными предметами и местами при недостатке освещения и разном звуковом фоне (в естественных условиях, под приятную музыку и под резкие неприятные звуки), а также приучиться отмечать детали, которые привлекают внимание при переходе от одних видов деятельности к другим. Это позволяет воспитать в себе чуткость к колебаниям действительности и научиться не пропускать любопытные подробности, которые могут оказаться ключом к ситуации или характеру человека.
Произвольное внимание, или, попросту, сосредоточенность тоже играет огромную роль в том, чтобы воспитать в себе способность ясно мыслить. В среднем, благодаря волевому усилию человек способен удерживать внимание на объекте всего 20 минут. Чтобы повысить этот показатель, подойдут тренировки с так называемой «Занимательной таблицей» и ее аналогами. Каждая такая таблица представляет собой структуру с хаотически расположенными и изображенными цифрами от 1 до 35 или от 1 до 90. Задача состоит в том, чтобы найти все числа по возрастанию или убыванию, затратив на это наименьшее количество времени.
Натренировать внимание к деталям можно также, взяв в привычку наблюдение за незнакомыми людьми: на работе, на улице, в социальных сетях. В этом случае важно оценивать человека с разных ракурсов, давая по несколько вариантов ответа на вопросы о том, какой профессией он может заниматься, каково его семейное положение, характер и привычки. Это позволит развить гибкость мышления и перестать каждый раз довольствоваться единственным вариантом ответа, который может оказаться неправильным с большей долей вероятности.
Однако главный секрет дьявольской наблюдательности, кажется, заключается не в количестве тренировок, а в наличии сильного интереса. Ведь с повышением эмоциональной ценности предмета изучения и появлением достаточного для автоматизации действий опыта работы у человека возникает так называемое послепроизвольное внимание, фокус которого может не ослабевать часами. Именно послепроизвольное внимание позволяло Шерлоку Холмсу раскрывать преступления. Оно же помогает ученым совершать открытия, писателям — находить наилучшие формулировки и т.д. Кроме того, наличие послепроизвольного внимания — это еще приятно: оно разгружает психику, поскольку мозг перестает тратить энергию на поддержание фокуса и может бросить силы на решение поставленных задач.
Мария Конникова,
писатель, автор книги «Выдающийся ум. Мыслить как Шерлок Холмс»
— Шерлок Холмс не просто мыслит медленно — он понимает, что нужно разделять объективное и субъективное мышление. Когда вы видите человека, у вас неизбежно возникают связанные с ним ассоциации, и вы быстро решаете, хороший он или плохой. Упражнение, которое использовал бы для борьбы с этим Шерлок, — это спросить: «Что в том, что я думаю и ощущаю, является моей субъективной оценкой? Я всего лишь буду иметь это в виду, составляя свое настоящее мнение».
Кроме того, если мы хотим оценивать окружающую действительность объективнее, необходимо каждый раз осознавать, почему мы вынесли то или иное суждение, и проверять себя, узнавая у самого человека, его знакомых или в интернете, правы мы были или нет. Такая возможность есть не всегда, поэтому для тренировки можно использовать выложенные в сети видеокурсы. В их рамках можно наблюдать за участниками специальных сценок, оценивать, лгут они или нет, а потом узнавать правильный ответ.
Врачи и юристы применяют навыки логического мышления и привычку быть сосредоточенным постоянно, однако такие способности полезны в любой профессии. Даже для писателей важно разбираться в людях и уметь сфокусироваться на работе, не проверяя постоянно почту или социальные сети. Работая над книгой «Выдающийся ум», я, например, поняла, что у меня нет привычки удерживать фокус внимания. Я попыталась волевым усилием заставить себя не отвлекаться на интернет, но это было невероятно тяжело. Тогда я установила на компьютер программу Freedom, которая блокирует глобальную сеть на заданное время: от двух минут до восьми часов. Это очень мне помогло. Мы можем вспомнить, что Шерлок Холмс тоже намеренно создавал себе условия для мыслительного процесса: он играл на скрипке, курил трубку и даже выгонял доктора Ватсона, чтобы тот ему не мешал.
Но как же быть, когда мы не можем изолировать себя от внешних условий? Кажется, Конан-Дойл помогает ответить и на этот вопрос. Многие говорят, что Шерлок Холмс был холоден, однако это не так: у него возникают все те же эмоции, что и у любого другого человека, однако он умеет отодвинуть их в сторону и воспринять ситуацию без субъективной оценки. Такой навык нужно воспитывать в себе специально. Чтобы сделать это, можно завести блокнот с двумя или тремя колонками: «Объективные наблюдения», «Субъективные оценки» и «То, что может оказаться субъективной оценкой». Холмс держал все это в уме, но нам, до того, как это станет привычкой, необходимо делать записи.
Думаю, в современном мире расследований «Шерлоков Холмсов» стало меньше из-за господства технологий. Вместо того, чтобы попытаться при помощи логики понять, лжет ли подозреваемый, мы пытаемся оценить скорость его сердцебиения или проанализировать работу мозга. Однако, на мой взгляд, мы знаем о мозге слишком мало для того, чтобы целиком и полностью полагаться на существующие технологии анализа его реакций.
Источник