Упражнения для гимнастики для детей 4 месяца

Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом

В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.

Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.

Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.

Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.

Условия проведения, противопоказания

Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.

Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.

Читайте также:  Гимнастика как поднять ногу до головы

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяется спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Гимнастика для детей 6-9 месяцев

К уже описанным упражнениям добавляются:

Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

Вводится новое упражнение: велосипед.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

Гимнастика для детей 9-12 месяцев

Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.

В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».

Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.

Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.

В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.

В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!

Источник

Как проводить гимнастику для ребенка в 4 месяца?

Ваш малыш взрослеет, а гимнастика для четырехмесячного ребенка остается важным и нужным занятием. Кроха учится реагировать на окружающий мир, постепенно кроме безусловных рефлексов у него появляются осознанные движения. Упражнения становятся более сложными, а кроха все чаще проявляет свое отношение к занятиям и радует новыми умениями.

Роль гимнастики в развитии малыша

В этом возрасте гимнастические упражнения в домашних условиях выполняют такие задачи:

  • совершенствуют работу опорно-двигательной системы и различных внутренних органов;
  • укрепляют и тренируют мышцы, суставы;
  • учат малыша владеть своим телом;
  • благоприятно действуют на психическое развитие: помогают наладить эмоциональную связь с мамой, отрегулировать этапы нервного возбуждения и торможения;
  • улучшают функционирование сердечно — сосудистой, дыхательной, пищеварительной системы.

Малыш учится удерживать предметы в руках, переворачиваться. Он любит общение, интересуется новыми игрушками, окружающими предметами, людьми и животными. Эти возрастные особенности крохи учитывают при организации гимнастики для 4-месячного ребенка.

Противопоказания

Гимнастика — серьезная психическая и физическая нагрузка на кроху. Проводить занятия нельзя при некоторых проблемах со здоровьем:

  • у грудничка температура от 37,3-37,5 °С или выше;
  • при наличии воспалительных заболеваний кожи, например, гнойничков, дерматитов или аллергических высыпаний;
  • присутствует грыжа и есть опасность ее ущемления;
  • есть врожденные или приобретенные заболевания крови, например, геморрагический диатез или гемофилия.

Некоторые хронические заболевания требуют особого подхода во время проведения гимнастики:

  • ребенку с врожденным пороком сердца нельзя проводить занятия в период декомпенсации;
  • при обострении рахита отменяют упражнения из-за высокой чувствительности кожи;
  • у малыша гипотрофия.

Нельзя массажировать некоторые части тела ребенка. Например, область коленной чашечки, половые органы и соски, зоны остистых отростков на позвоночнике.

Как правильно проводить гимнастику?

Максимально эффективными и полезными будут занятия, если придерживаться простых правил.

  • В помещении не должно быть слишком холодно или жарко. Оптимальная температура — около +21 градуса. Комнату проветривают перед занятием.
  • Малыша располагают на твердой поверхности, накрытой байковой пеленкой или тонким одеялом.
  • Проводить гимнастику для грудничка лучше в первой половине дня. Тренировка в вечерние часы перевозбуждает нервную систему.
  • У массажиста должны быть теплые и чистые руки. При наличии длинных ногтей внимательно следят, чтобы не повредить ими нежную детскую кожу. Кольца и другие украшения предварительно снимают.
  • Занятие не проводят, если ребенок устал, болен или находится в плохом настроении. Не занимаются с голодным малышом, а после приема пищи должно пройти не менее часа.
  • Используют различные приемы, чтобы заинтересовать ребенка: музыка, игрушки, окружающие предметы.
  • Соблюдают технику безопасности. Грудничка не оставляют одного, все нужные для занятия предметы лучше заранее разместить на расстоянии вытянутой руки. Никаких резких движений делать нельзя, не зависимо от видов упражнений.
  • Первые занятия делают короче ( не менее 15 минут). Затем их продолжительность постепенно увеличивают до 25-30 минут. Полчаса — максимальный срок проведения. Выполняют комплекс упражнений один раз в день, ежедневно.

В процессе внимательно следят за настроением малыша. Тренировка должна нравиться ребенку и доставлять положительные эмоции. При ухудшении самочувствия или настроения крохи меняют виды упражнений или укорачивают время проведения сеанса.

Массаж

Ребенок 4 месяцев в процессе проведения остается пассивным наблюдателем, однако такие занятия благотворно влияют на его здоровье. Используют разную технику выполнения: встряхивание и вибрацию, растирания и поглаживания, валяние, пиление, пощипывания. На первый взгляд упражнения кажутся простыми, но для ребенка это достаточно серьезная нагрузка. Сначала массажируют ножки, затем ручки, животик, грудь и спинку. Важно придерживаться правильной техники выполнения упражнений, соблюдать определенную последовательность в работе.

Процедура массажа ножек

Кроха лежит на спинке.

  1. Легкие поглаживания по всей длине (3-4 раза).
  2. Кольцевые растирания конечностей.
  3. Повторные поглаживания.
  4. Валяние (выполняют трижды). В процессе приема конечности малыша с внешней и внутренней стороны обхватывают своими руками. Затем энергично, но осторожно слегка смещают мышцы малыша по часовой стрелке.
  5. Пощипывание. Ножки помещают в свою правую руку и удерживают за нижнюю часть голени. Наружную поверхность голени захватывают с помощью больших и указательных пальцев левой руки. Мышцы смещают в направлении большого пальца от бедра к стопе и назад.
  6. Заканчивают массаж несколькими легкими поглаживаниями.

Во время процедуры манипуляции проводят на мышцах бедра и нижней части каждой ноги, но не затрагивают область колена.

Массаж стопы

Малыш лежит на спинке.

  1. Сначала выполняют несколько поглаживаний.
  2. Проводят 5-6 растираний.
  3. Поглаживания повторяют три раза, затем слегка поколачивают стопу (4-5раз).
  4. Заканчивают массаж парой поглаживаний.
  5. Процедуру повторяют на стопе другой ножки.

Массаж выполняют от пятки к каждому пальчику.

Массаж рук

Ребенок лежит на спинке. Сначала проводят несколько легких поглаживаний попеременно каждой ручки. Затем выполняют 6 кольцевых растираний. Заканчивают массаж ручек поглаживаниями. Упражнение делают от ладошки к локтевой части.

Массаж груди

Кроха лежит на спинке.

  1. Несколько поглаживаний по кругу от бедер к плечикам раскрытой ладонью, затем — в промежутках между ребрами.
  2. Вибрационный массаж (трижды).
  3. Легкие поглаживания (трижды).

Массаж ягодиц и спины

Ребенка переворачивают на животик.

  1. Поглаживающие движения (2-3 раза)
  2. Массирование подушечками пальцев спинки и ягодиц (трижды).
  3. Поглаживания.
  4. Пощипывания с разминанием (6 раз): по ходу мышц спины.
  5. Поглаживания (трижды).
  6. Несколько поколачиваний ягодиц: осторожные удары подушечкой указательного пальца по мягким тканям.
  7. Поглаживания (2-3 раза).

Массаж животика

Ребенок лежит на спине. Все виды движений повторяют несколько раз.

  1. Круговые поглаживания по часовой стрелке (или ладошкой, или подушечками пальцев).
  2. Поглаживания по косым мышцам на животике.
  3. Растирания мышц с помощью подушечек пальцев.
  4. Пиление на прямых мышцах локтевым краем кисти: рука не скользит, а слегка сдвигает подлежащие ткани.
  5. Легкие пощипывания в зоне пупочного кольца (для профилактики развития пупочной грыжи).
  6. Поглаживания.

Активная гимнастика

Полезные виды упражнений для малыша в 4 месяца. Можно порекомендовать такие занятия.

  • Учим приподнимать голову и туловище

Карапуза выкладывают на спинку, затем в его ладошку помешают большие пальцы руки массажиста. Малыша аккуратно придерживают за запястье, слегка подтягивают. Ребенка побуждают к тому, чтобы он слегка приподнял голову и туловище.

  • Маленький боксер

Когда малыш находится в предыдущем положении, попеременно сгибают и разгибают его ручки. Запястье ребенка обязательно фиксируют. Следят, чтобы в процессе разгибания приподнималось плечо.

  • Занятия на фитболе

Помещают грудничка лицом вниз на большой надутый мяч яркой расцветки. Ножки малыша слегка разведены в стороны для лучшей фиксации. Фитбол слегка раскачивают со стороны в сторону, хорошо удерживая кроху одной рукой за спинку или животик. Затем помещают ребенка на мяч лицом вверх, несколько раз повторяют раскачивания в таком положении.

Это новый вид гимнастики для грудничка в 4 месяца. Ребенка улаживают на спинку. Фиксируют запястье и голени, помещают в ладошку малыша свой палец и сжимают ее в кулачок. Малыша слегка переворачивают, придерживая другой рукой в области таза. Стимулируют ребенка перевернуться. На завершающем этапе переворота свой палец аккуратно убирают из детского кулачка, чтобы рука не оказалась под телом сына или дочери.

  • Скрещивание ручек и круговые движения

Малыш лежит на спинке. Ладошки ребенка удерживают с помощью рук. Верхние конечности крохи плавно разводят в стороны, вверх и вниз, скрещивают на груди. Для мышц крохи это непривычные позы, поэтому положение рук меняют неспешно. Со временем можно чередовать разный темп. Повторяют различные движения несколько раз (не больше 6-7).

  • Подвижные ножки

Грудничок лежит на спинке. Придерживают ножки, коленки разведены в стороны. Захват выполняют так, чтобы большие пальцы массажиста были на внутренней стороне бедер, а остальные — сзади. Сначала проводят поочередное сгибание и разгибание каждой ножки крохи. Затем прием выполняют одновременно на двух конечностях. Добиваются эффекта скользящих шагов, когда малыш попеременно подтягивает и выпрямляет ножки. Сначала ребенок касается конечностями живота, затем разгибает их. Повторяют пять раз. Если в этом возрасте кроха не ощущает дискомфорта при выполнении этого упражнения (как обычно бывает при гипертонусе), то его заканчивают легкими поглаживаниями под коленками по направлению сверху вниз.

Как заинтересовать малыша?

Сделать занятия более привлекательными для крохи помогут простые приемы.

  • Дополнительные предметы

Детские игрушки и подручные средства оживят процесс, помогут внести разнообразие. Ребенок с удовольствием будет тянуться за интересной погремушкой, новым мячиком или ярким маминым шарфиком. Предметы желательно постоянно менять и не использовать одновременно большое их количество (максимум 2-3 за одно занятие). Располагать их на различном расстоянии от малыша, помещать сбоку или перед ребенком. Посторонние предметы можно использовать в процессе массажа. Например, поглаживать ребенка мягкой пеленкой из байки или щекотать кусочком шелковой ткани. Это дополнительный способ для малыша ознакомиться с многообразием окружающего мира.

  • Стихи и потешки во время занятий

Не желательно проводить гимнастику в полной тишине. Например, можно использовать во время активной гимнастики такое ритмичное стихотворение:

Быстрые ножки пошли молотить,

А ручки — сено воротить.

При массаже пяточек уместно говорить такие слова:

Надо сделать сапожок.

На маленькую ножку

Бегать по дорожке.

Пусть малыш слышит спокойный, веселый голос мамы во время гимнастики. Так ему будет легче расслабиться и сохранить хорошее настроение. Можно в качестве фона негромко включать во время проведения занятия спокойную музыку.

Формирование новых психических и физических способностей грудничка в четыре месяца — одна из самых важных задач родителей. Гимнастика поможет ребенку приобрести новые умения и способствует всестороннему развитию малыша.

Источник

Оцените статью