- Методические рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики для воспитанников с ОВЗ
- Дыхательно — звуковая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ
- дыхательная гимнастика для детей с ОВЗ учебно-методический материал по физкультуре на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики для воспитанников с ОВЗ
Елена Безручко
Методические рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики для воспитанников с ОВЗ
Методические рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики для воспитанников с ОВЗ:
*Заниматься нужно до еды в хорошо проветренном помещении;
* Необходимо строго дозировать количество и темп упражнений,не переутомлять ребенка;
*Для формирования длительного плавного выдоха занятия следует проводить в форме игровых упражнений;
*На длительном выдохе следует вводить голосовые упражнения,цель которых -развитие силы голоса, тембра и высоты;
* Нужно следить за позой ребенка, чтобы не напрягал плечи, шею, ноги, руки спокойны;
* При выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребенка к ощущениям движения диафрагмы;
* Движения нужно производить плавно, медленно, под счет;
* Важно сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционного и голосового аппарата.
* Дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, должен быть легким-ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шар, вертушка и т. д.
Картотека дыхательной гимнастики КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ: «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут.
Методическая разработка проведения бодрящей гимнастики с элементами дыхательной гимнастики Пояснительная записка. Дыхательная гимнастика — это составная часть лечебной физкультуры, которая ставит своей целью тренировку дыхательного.
Методические рекомендации «Плюсы дыхательной гимнастики в дошкольных учреждениях» «Плюсы дыхательной гимнастики в дошкольных учреждениях». Варианты упражнений для детей. Понятие «дыхательная гимнастика» и ее влияние на.
Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие.
Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики 1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом.
Методические рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4.
Рекомендации родителям по проведению дыхательной гимнастики Рекомендации родителям по проведению дыхательной гимнастики Дыхание — это совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в.
Роль дыхательной гимнастики «Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников» .Речевое дыхание отличается от обычного дыхания. Речевое дыхание — это.
Уголок дыхательной гимнастики Дети часто болеют, особенно, когда они маленькие. Очень важно проводить профилактики по укреплению здоровья детей. Одна из профилактик.
Упражнения для дыхательной гимнастики Упражнения для дыхательной гимнастики Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения.
Источник
Дыхательно — звуковая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ
Маргарита Кудряшова
Дыхательно — звуковая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ
В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Работоспособность головного мозга, его здоровье и долголетие во многом определяются культурой дыхания. Всем известно, что без движения невозможна сама жизнь. Головной мозг является самым чувствительным к недостатку кислорода органом нашего тела. Даже при небольшой гипоксии мысль становится менее ясной, решения принимаются с большим запозданием, увеличивается число ошибочных действий, слабеет память, снижается критическая оценка действительности, хотя субъективное состояние и самочувствие кажутся хорошими. При отсутствии подачи кислорода к головному мозгу уже в течение пяти минут в нем происходят необратимые изменения.
Так, дыхание, как «энергетическая система» занимает особое место в процессе развития и становления речи детей. Ведь дыхательные упражнения – это своеобразная зарядка нервной системы, помогающая сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и мышцы брюшного пресса. Благодаря работе дыхательного аппарата мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха. Вся наша речь строится на выдохе, именно струя выдыхаемого воздуха является основой для голосо- и звукообразования. Если эта выдыхаемая воздушная струя по каким-то причинам не сможет попасть в ротовую полость, то речеообразование становится невозможным. Если же проходящая через гортань воздушная струя является слишком слабой, то и голос у человека звучит слабо. По этой причине уже с раннего возраста важно заботиться о развитии и укреплении дыхательного аппарата ребенка.
Известно, что правильное дыхание помогает насытить организм человека оптимальным количеством кислорода, укрепляет его иммунную защиту и стимулирует обмен веществ, благоприятно воздействует на эндокринную систему и работу сердца. Кроме того специальные дыхательные упражнения способствуют уравновешиванию нервных процессов и, что особенно важно, повышают эффективность идеомоторных актов (то есть образно представляемых движений и состояний).
Доказано, что потребность организма в кислороде во многом зависит от степени мышечного напряжения, а под воздействием расслабления мышц (релаксации) понижается ток импульсов, идущих от рецепторов мышц и суставов в центральную нервную систему. Переход от напряжения мышц к релаксации и снова к напряжению способствует своеобразной гимнастике нервных центров, в частности вегетативной нервной системы.
При дыхании организм усваивает не все количество выдыхаемого кислорода. Специальные дыхательно — звуковые упражнения, при которых происходит напряженный выдох с криком, позволяют удалить излишки кислорода и избежать ненужных окислительных реакций.
При выполнении дыхания со звуком появляется чувство теплоты во всем теле (это признак происходящего биохимического процесса).
Звук воздействует и на психику человека, и, следовательно, с его помощью может проводиться определенная коррекция поведения.
Вступая в резонансный контакт с тканями организма, звук улучшает их работу, усиливает защитные реакции и положительно влияет на некоторые участки тела и головного мозга.
М. Р. Львов в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно» на первое место ставит «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко».
В своей работе детьми с ОВЗ мы используем упражнения дыхательно-звуковой гимнастики,направленные на решение следующих задач:
1) обучение детей дыханию через нос;
2) профилактика заболеваний верхних дыхательных путей и простудных заболеваний;
3) содействие речевому развитию детей;
4) обогащение общего развития ребёнка;
5) коррекция аномального развития.
В процессе выполнения упражнений придерживаемся следующих рекомендаций:
— Не переутомляем ребенка, то есть строго дозируем количество и темп проведения упражнений.
— Следим, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом.
— Следим, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.
— Движения ребенок должен производит плавно, под счет, тихо.
— Не занимаемся в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
— Не занимаемся после еды.
— Занятия проводим в свободной одежде, не стесняющей движений.
— Не переутомляем ребенка, при недомогании откладываем занятия.
— Дозируем количество и темп проведения упражнений.
— При проведении занятий используем наиболее удачную форму «разговора» с детьми.
Лучше, если взрослый вместе с ребенком будет выполнять упражнения. Это помогает снять некую преграду между взрослым и ребенком, даст ребенку возможность почувствовать себя равным, что положительно влияет на самооценку ребенка.
Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.
1. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева и др. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007., с 8.
2. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2003, с. 35, 80-82.
3. Вводим звуки в речь. / Т. С. Перегудова, Г. А. Османова. – М. : Каро, 2007, с. 2-67.
4. Основы логопсихологии. / Е. В. Шипилова.— Ростов на Дону: Феникс, 2007, с. 30-31
5. Дыхательная и звуковая гимнастика. /Т. В Нестерюк. –М: «Книголюб», 2007,с. 2-54
Акватерапия в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ «АКВАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ» Статью подготовила учитель-логопед МБДОУ№176 «Маленькая страна» Козаева Наталья.
Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ В сентябре 2013 года был принят новый закон «Об образовании», который привел к серьезным и значительным переменам в системе образования.
Дыхательная гимнастика в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи Составлена учителями-логопедами: А. П. Журавлевой, Н. А. Шепелевой. Человек способен на многое: сутками не есть и не спать, неделями терпеть.
Игровые здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «ДЕЛЬФИНЕНОК» Игровые здоровьесберегающие.
Использование конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, и в связи с этим актуальными становятся поиски новых подходов и методов.
Камешки Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ Хочу представить материал, который, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям ФГОС, и может быть успешно использован.
О коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школе В задачи учителя-логопеда общеобразовательной школы является выявление детей с нарушениями речевого развития. Дети с ОВЗ страдают пониженной.
Применение квест –технологии в оздоровительной работе с детьми с ОВЗ В процессе модернизации системы дошкольного образования на сегодняшний день складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том.
Сенсорное оборудование «Дусима» в работе с детьми ОВЗ На сегодняшний день разработано множество направлений работы по улучшению физиологического и психического здоровья детей с ОВЗ, и мы тоже.
Утренняя гимнастика с элементами йоги и дыхательно-звуковыми упражнениями в детском саду Утренняя гимнастика с элементами йоги и дыхательно-звуковыми упражнениями. Как сделать утреннюю гимнастику не скучной? Как поднять детям.
Источник
дыхательная гимнастика для детей с ОВЗ
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Дыхательные упражнения для детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika_dlya_detey_s_ovz.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
В первые месяцы обучения логопед сам проговаривает текст, дети произносят только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст самостоятельно. В специально подобранных стихотворениях, песнях, считалках, диалогах автоматизируются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания. В предложенном ниже комплексе упражнений использованы элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и системы развития дыхания, разработанной отечественными физиологами В.В. Васильевой, Ю.С. Василенко, В.П. Морозовым; методики развития речевого дыхания у детей с речевой патологией (М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, В.И. Рождественская, В.И. Селиверстов); стихотворный материал для развития речи детей дошкольного возраста (Н.В. Новотворцева, Н.А. Маранова).
Формирование диафрагмального дыхания
Упражнение 1. «Надуй шарик»
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст произносит логопед, а дети выполняют нужные действия.
Упражнение 2. «Часики»
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку — вдох. Вернуться в исходное положение — полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.
Упражнение 3. «Щука»
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох — легко надавливать руками на ребра, в конце вдоха — руки в стороны, выдох — надавливать руками на ребра.
Щука в омуте жила,
Воду щеткою мела.
Щи готовила гостям,
Упражнение 4. «Наклоны»
Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).
Долго дятел дуб долбит (руки вперед вверх),
Клювом дятел дуб долбит (руки вниз назад):
Тук,тук,тук,тук, тук, тук (руки вперед, вверх),
Пауков найдет он тут (руки вниз назад).
Упражнение 5. «Шагают ножки»
Во время ходьбы на месте — руки вверх — вдох, опустить руки — выдох.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Шагают наши ножки
По пням, по кочкам,
По камушкам, по камушкам,
В ямку — бух! (Присесть.)
Дифференциация носового и ротового дыхания
Упражнение 6. «Вдох-выдох»
Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2—3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос — выдох через нос, вдох через рот — выдох через нос, вдох через рот — выдох через рот.
Носом вдох, а выдох ртом (соответствующие движения):
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте не спеша.
Как? Покажем малышам.
Упражнение 7. «Ветер дует»
Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носки, подуть),
Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть),
Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них).
Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания
Упражнение 8. «Деревце качается»
Стоя, наклонять туловище и двигать руками под чтение текста.
Ветер дует нам в лицо (дуть, махи руками в лицо, сильная струя)
Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо, влево).
Ветер тише, тише, тише (дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя)
Деревцо все выше, выше (потянуться, руки вверх).
Упражнение 9. «Осенние листики»
Выполняется стоя. В руках листочки, сделанные из бумаги.
Мы листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево-вправо)
На веточках сидели.
Дунул ветерок (подуть на листочки),
И мы полетели (легкие взмахи руками),
Мы летели, мы летели (медленно приседать)
И на землю тихо сели (присесть).
Упражнение 10. «Одуванчик»
Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть и выдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Упражнение 11. «Снежинки»
Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на них. Струя длительная и холодная.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Упражнение 12. «Пила»
Выполняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя — вдох, руки от себя с замедлением движения — выдох.
Мы домик строим
Упражнение 13. «Повороты»
Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Упражнение 14. «Перекаты»
Выполняется стоя, руки на поясе, подниматься на носки — вдох, опускаться на пятки — выдох, т.е. «перекатываться». Корпус держать прямо.
Ты носочки поднимай,
Ты носочки опускай.
Едет гусь на палочке,
Уточка — на дудочке,
Петушок — на будочке,
Зайчик — на тачке,
Мальчик — на собачке.
Упражнение 15. «Хлопки»
Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох — развести руки в стороны, на выдох — поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом.
С барабаном ходит ежик,
Целый день играет ежик.
С барабаном за плечами,
Ежик в сад забрел случайно.
Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх — вдох, наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями — выдох.
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу.
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду отряхаю.
Упражнение 17. «Ищем землянику»
Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Произвести вдох. Наклоняясь, левой рукой коснуться пальцев правой ноги, правая рука остается на поясе — выдох. Выпрямиться — вдох. Собираем землянику. Теперь ягодка у левой ноги — быстро собираем ее, придется опять наклониться.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ищем ягодку опять.
Упражнение 18. «Колеса»
Выполняется стоя, руки к плечам. Круговые движения локтями по 4 раза в каждую сторону. Дыхание свободное.
Все влево, все косо.
На луг под откос,
И вот что осталось
Упражнение 19. «Зайка скачет»
Руки на поясе, прыжки на месте, ритмичные, легкие. Дыхание свободное, темп средний.
Зайки скачут: скок-поскок
На зелененький лужок.
Прыг — зайчонок под кусток.
Упражнение 20. «Зарядка»
Выполнение соответствующих движений под чтение текста. Дыхание свободное.
Все выходят по порядку (ходьба на месте),
Дружно делают зарядку:
Влево-вправо! Влево-вправо (наклоны)!
Получается на славу (присесть)!
Встали! Выдохнуть! Вдохнуть (потрясти руками)!
Теперь можно отдохнуть (встряхнуть ступни ног).
Раз-два! Раз-два (наклоны туловища)!
Замелькали пятки (бег на месте),
Как чудесно босиком (бег на носках)
Бегать на зарядке (бег на пятках)!
Умеют все ребятки
С носочков встать на пятки (соответствующие движения),
Вдохнуть и потянуться,
Присесть и разогнуться.
Вот так, вот так:
Присесть и разогнуться.
Встали! Выдохнуть! Вдохнуть!
Теперь можно отдохнуть.
Развитие речевого дыхания
Упражнение 21. «Погрей ладошки»
Имитировать дутье на озябшие руки, произнося при этом шепотом: «ф-ф-ф».
Зайка беленький сидит (присесть, руки ладонями вверх у головы, покрутить ими)
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть (встать, потирая руки)
Надо лапочки погреть (подуть на них).
Зайке холодно стоять.
Надо зайке поскакать (поскакать).
Упражнение 22. «Жук жужжит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить: «ж-ж-ж».
Я — жук, я — жук, я здесь живу (плавно размахивать руками),
Я все жужжу, жужжу, жужжу (ритмично переступать ногами),
(руки рупором, произносить звуки на выдохе).
Упражнение 23.«Паровоз гудит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить: «у-у-у».
Во весь дух (круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками):
Паровоз гудит (остановиться):
Упражнение 24. «Петушок кричит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у ».
Тихо-тихо все кругом (сидеть на корточках),
Все уснули крепким сном.
Петушок один вскочил (встать, руки поднять вверх),
Всех ребяток разбудил (подняться на носки):
«Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).
Упражнение 25. «Ребята заблудились»
Ходьба по кругу, спокойное ритмичное дыхание, на выдохе произносить: «ау-ау-ау».
Летом Вова и Марина
В лес ходили за малиной.
Они кричали в лесу:
Упражнение 26. «Буква О»
Стоя, выполнять движения руками, произнося фразы на выдохе с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
Не под окном, а около (руки вверх, в стороны, кругом)
Каталось О и охало (дважды плавные круговые движения перед собой),
О охало, О охало (те же движения)
Не под окном, а около (руки в стороны, вниз).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная гимнастикадля детей, больных бронхиальной астмойГлавной задачей ЛФК (или физических упражнений) при легочной патологии является восстановление нарушенной функции легких.
Данный материал могут использовать учителя физической культуры в старшей, средней и младшей школе, а также родители детей.
Корригирующая гимнастика для детей при плоскостопии. Цель лечебной гимнастики – формирование и укрепление сводов стоп.
В материале представлена памятка для родителей и педагогов «Комплексы дыхательной гимнастики для детей с речевыми нарушениями».
Консультация для родителей.
Каждый человек знает о пользе кислорода для организма. С детства всем твердят о важности пребывания на свежем воздухе, за городом. При насыщении крови кислородом, повышается иммунитет, организм лучше .
Источник