Упражнения для детей для тренировок тенниса

Настольный теннис для дошкольников

Галина Афанасьева
Настольный теннис для дошкольников

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Когда речь заходит о физическом воспитании детей дошкольного возраста, мы, следуя традиции, прежде всего, представляем себе бег, прыжки, лазание и другие гимнастические упражнения.

Но оказывается, обучая детей спортивным играм, можно отличнейшим образом решать разные задачи. Спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем

организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств, формированию таких нравственных качеств, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе, в команде и т. д.

Основной целью этих занятий является ознакомление детей со спортивными играми, закладывание азов правильной техники. Но это ни в коем случаи не должно стать узкоспециализированными тренировками, подготовкой к участию в соревнованиях. Настоящие соревнования, где борьба ведется за очки, за места, являются непосильной психологической нагрузкой для ребенка.

В нашем детском саду обучение спортивным играм протекает более успешно при реализации всех обще дидактических принципов. При подборе физических упражнений учитываю возрастные особенности ребенка и на их основе определяю посильные для него задания.

Читайте также:  Как прошить скакалку для художественной гимнастики

Целесообразно использую подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию.

На протяжении нескольких лет обучаю детей настольному теннису.

Игра в настольный теннис способствует развитию быстроты, ловкости, координации движений, воли, настойчивости, внимания. Весьма ценное

преимущество настольного тенниса-его положительное влияние на развитие ловкости, точности, быстроты рук.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено обучение детей настольному теннису в старшей и подготовительной группах. Но я начинаю вводить упражнения с элементами тенниса с младших групп.

Детям в возрасте 2-3 года предлагаю такие упражнения:

1 .Подбрасывание шарика вверх с отскоком о стол.

2. Катание шарика по столу.

3. Бросание шарик вперед.

4. Перекладывать шарик из одной руки в другую.

Такие занятия проходят в игровой форме.

Дети 4-5 лет выполняют такие упражнения:

1. Катание шарика по столу ладошкой.

2. 2. Перебрасывание шарика друг другу.

3. 3. Подбрасывание шарика вверх и ловля его двумя руками.

Дети без особого труда овладевают этими элементами.

После изучения этих приемов приступаю к изучению более сложных действий для детей старшего дошкольного возраста.

Возможности детей с развитием ловкости,координации движений постепенно увеличиваются: поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка.

Детям 6-7 лет предлагаю выполнить такие упражнения. :

1 .Вращать кисть руки с ракеткой.

2. Бросить и поймать шарик обеими руками.

3. Бросить шарик одной рукой и поймать другой.

4. Бросить шарик вниз одной рукой, подождать, пока отскочи^ и поймать другой.

5. Пол ожить шарик на середину ракетки и как можно дольше удержать его.

6. Подбросить шарик вверх и несколько раз отбить его ракеткой.

7. С помощью ракетки ударить шариком о стену и, не давая ему упасть на пол повторить упражнение.

8. С помощью ракетки ударить шариком по нарисованным мишеням на стене.

Все занятия по обучению детей спортивным играм проводятся в совместной деятельности.

Примерный план занятия в подготовительной группе.

Задачи: приучать детей следить за полетом шарика, развивать «чувство мяча», внимание, приучать соразмерять бросок с расстояния до цели, учить быстро реагировать на сигнал.

Место: спортивный зал.

Инвентарь: шарики по количеству детей.

I.Часть занятия: подготовительная (4 мин)

1 .Бросить шарик вверх левой рукой и поймать его правой, затем бросить правой и поймать левой. -15-20 раз.

(Если детям трудно ловить мяч в воздухе, можно разрешить ловить его после отскока)

1. Бросить мяч вниз левой рукой и поймать его после отскока правой рукой, затем бросить правой и поймать левой. -10-12 раз.

(следить за мячом глазами)

3. Каждый ребенок имеет шарик и ракетку. Дети кладут шарик на середину ракетки и стараются как можно дольше удержать его. -5-6 раз.

(ракетка держится ровно. (Тому, кто хорошо выполняет задание на месте, можно разрешить пройти вперед с шариком на ракетке)

II.Часть занятия: основная (10 мин)

1. Подвижная игра «Прокати мяч». Дети делятся на две команды и встают на разные стороны теннисного стола в колонны (одна команда с левой стороны, другая с правой). Первые номера команд бегут к столу и катят по его сторонам мячи до обозначенной линии, затем берут мячи и передают их следующим товарищам по команде. Так повторяется до тех пор, пока все дети в колонах не прокатят мячи. Выигрывает колонна, выполнившая задание первой и меньше всех уронила мячей со стола. -7 мин.

(можно сделать на столе коридор из палок)

2. Дети располагаются парами (на расстоянии 1 метра). Один ребенок бросает шарик, чтобы он отскочил, ударившись о пол. Стоящий напротив ударяет ракеткой обратно. -З мин.

(оба ребенка с ракетками)

III.Часть: заключительная (4 мин)

Малоподвижная игра «Лови мяч». Дети располагаются по кругу. Воспитатель стоит в центре круга. Он бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч и бросает обратно. -З мин

(роль водящего может выполнять ребенок, хорошо владеющий мячом)

Настольный теннис для дошкольников (кружковая работа) Цель: научить правильно, держать ракетку, совершенствовать навыки владения ракеткой и мячом, способствовать развитию общей и мелкой моторики,.

Развитие физических качеств в процессе обучения дошкольников игре в настольный теннис (старшая группа) Анализ исследований, ещё прошлого века, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей (Е. Н. Вавилова, 1981; Н. А.

Источник

Первые шаги на пути обучения большому теннису младших школьников: «Школа мяча» — развитие ловкости и координации.
учебно-методический материал

Данный материал посвящен первым шагам практически в любом виде игрового спорта. Здесь представлены разннообразные комплексы упражнений для развития ловкости и координации под общим названием «Школа мяча». В него входят различные статические и динамические упражнения с «детским» мячом (это специальный теннисный мяч с низким давлением, т.е. мягкий) и другими мячами, а так же, беговые и прыжковые упражнения для развития скоростных характеристик, что позволяет подготовить детей к освоению более сложных движений и упражнений с ракеткой и теннисным мячом.

Методическая разработка создана для работы с детьми, не имеющими специальной физической подготовки, на основе знаний о физиологии высшей нервной деятельности человека, методик освоения спортивных игр с мячом, с учетом возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация 2.14 МБ
Учебно-методическое пособие — Первые шаги в б/теннисе «Школа мяча» 37 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №456

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ — ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ПИЛИГРИМ»

Первые шаги на пути обучения большому теннису младших школьников:

«Школа мяча» — развитие ловкости и координации.

Осмоловская Надежда Владимировна

педагог дополнительного образования

Данное учебно-методическое пособие знакомит с некоторыми комплексами упражнений для развития ловкости и координации под общим названием «Школа мяча». В него входят различные статические и динамические упражнения с «детским» мячом (это специальный теннисный мяч с низким давлением, т.е. мягкий), а так же, беговые и прыжковые упражнения для развития скоростных характеристик, что позволяет подготовить детей к освоению более сложных движений и упражнений с ракеткой и теннисным мячом.

Данный материал создан на основе знаний о физиологии высшей нервной деятельности человека, методик освоения спортивных игр с мячом, с учетом возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста.

  • Аннотация – стр.2
  • Пояснительная записка – стр.4
  • Основное содержание – стр.5
  • Раздел 1 – стр.5
  • Раздел 2 – стр.8
  • Раздел 3 – стр.9
  • Список литературы – стр.10

Теннис, по праву, считается одним из самых зрелищных, эмоциональных и утонченных видов спорта, требующего от игроков высокой концентрации внимания, интеллектуальных способностей, а также максимального напряжения физических и моральных сил. Именно поэтому этот вид спорта является технически сложным для освоения и требует комплексного, целенаправленного физического и психического развития ребенка. В спортивных школах по большому теннису начинают обучать детей с семи лет. В нашей школе № 456 Колпинского района г. Санкт-Петербурга мы набираем детей в группы первого года обучения, также с 7-8 лет. Образовательная программа «Большой теннис» рассчитана на три года обучения. За это время дети осваивают базовые навыки данного вида спорта.

На занятия по теннису принимаются все желающие в возрасте 7-9 лет, без специального отбора по физическим данным. В связи с этим, возникла необходимость подготовить детей к освоению технически сложных спортивных навыков.

Данная разработка направлена на решение основных педагогических задач:

— учимся владеть мячом и контролировать свое тело;

— учимся основным перемещениям и движениям теннисиста в игре;

— обучаемся самостоятельно выполнять специальные упражнения, различной степени сложности;

— учимся концентрироваться на правильном выполнении поставленного задания.

— развиваем физические качества детей с учетом их возрастных особенностей (силу, ловкость, скорость, выносливость и внимательность);

— развиваем концентрацию внимания и др. психические процессы с помощью движения, опосредованно воздействуем на двигательную кору головного мозга;

— развиваем навыки общения и умения тренироваться в коллективе.

— прививаем чувство ответственности в выполнении полученного задания;

— воспитываем целеустремлённую и активную личность;

— вырабатываем потребность в физической активности;

— прививаем навыки коллективного взаимодействия, уважительного и внимательного отношения друг к другу.

К сожалению, в настоящее время большинство детей младшего школьного возраста обладают откровенно слабой координацией и низким уровнем физической подготовки. Поэтому, как педагог и тренер, я столкнулась с тем, что у многих моих учеников из-за этого на начальном этапе обучения возникали большие трудности в освоении сложных технических движений с мячом и ракеткой. Появилась необходимость сначала улучшить координацию и физическую подготовку детей. В большом теннисе для самых маленьких существует «Школа мяча». На ее основе был разработан свой вариант специального комплекса для развития ловкости и координации под общим названием «Школа мяча». Свой вариант, потому что различных методик тренировок с мячом существует огромное разнообразие в разных видах спорта. А сами тренеры все время изобретают и внедряют что-то новое и интересное, постоянно совершенствуя тренировочный процесс.

Почему же все-таки «Школа мяча»? Мяч – основа всех игровых видов спорта. Футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, регби, большой теннис, бильярд, гольф и т.д.- всё это игры с мячом. И именно от умения общаться с мячом зависит в дальнейшем успех того или другого игрока. Лев Яшин, Пеле, Майкл Джордан, Роджер Федерер – каждый из них – гений своей игры. Все они очень разные и каждый из них в своё время символизировал и символизирует собой Спорт с большой буквы. Но, несмотря на различия, всех их объединяет одно – умение общаться, работать, играть с мячом. Именно через мяч каждый из них смог выявить и развить все, данные Богом, таланты.
К тому же « Школа мяча» базируется на трёх основных действиях человека:

1. Брать
2. Держать
3. Давать
Это фундамент, на котором строится весь игровой спорт.

«Чтобы быть умным – надо работать руками, чтобы работать руками – надо работать головой». Странная фраза на первый взгляд, говорит об очень тесной связи движения физического и работы головного мозга. И понимание этой связи дает хороший фундамент родителям для развития интеллектуальных способностей своего ребенка. Побуждая ребенка к движению, к различным манипуляциям с мячом, мы активно воздействуем на работу его головного мозга.

Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.
Важно учитывать, что даже малейшее нарушение моторики негативно сказывается на обучении, интеллектуальных способностях, а часто эмоциональном и общем физическом состоянии.

Почему же моторика так важна в развитии человека как личности?

Дело в том, что движениями руководят структуры мозга. С рождения, когда ребенок совершает врожденные и автоматизированные движения, доминирует подкорковый уровень. Для более сложных и осознанных движений необходимо функционирование коркового уровня (слоя). Для того, чтобы запустить более сложно организованный корковый уровень, необходимо развивать более сложные и дифференцированные движения, прежде всего пальцев рук. Именно поэтому развитие ребенка первых 3-х лет жизни тесно связано с играми на тренировку моторики. Сегодня в каждой семье у малыша есть развивающие игрушки. Но, многие родители жалуются на то, что дети с ними не играют. Чаще всего проблема в том, что родители не играют вместе с детьми и не показывают множество вариантов использования игр (если, конечно, речь идет о норме развития, когда ребенок направлен на взаимодействие со взрослым).
На практике, любое нарушение или отклонение развития ребенка характеризуется специфическим признаком:

  • нарушение моторики;
  • неловкость, угловатость движений;
  • неправильное или неполное представление о схеме собственного тела (расположение и взаимоотношения частей тела);
  • незнание предлогов пространственного расположения объектов (например, ребенок пятого года жизни должен знать такие предлоги, как «позади — перед»);
  • недостаточность изобразительной деятельности (например, ребенок копирует рисунок с поворотом на 45-90°).

Занятия физкультурой и спортом, а также подвижные игры и танцы способствуют активизации работы мозговых центров человека и улучшению работы основных психических процессов. Такие вещи, как трудности в обучении, чтении, письме, сосредоточенности, плохая память, нарушения речи и физическая неловкость — всего лишь осадок на дне стакана с водой и сахаром (смеси нашего психического и физического). И лучший способ от него избавиться – физические нагрузки!

Одно из главных отличий человека от животных – это наличие сознания и владение речью! Все речевые анализаторы закладываются в обоих полушариях, но развиваются только с одной стороны (у правшей — слева, у левшей — справа) и функционально оказываются асимметричными. Эта связь между двигательным анализатором руки (органа труда) и речевыми анализаторами объясняется тесной связью между трудом и речью, оказавшими решающее влияние на развитие мозга. При поражении речедвигательного анализатора сохраняется элементарная двигательная способность речевых мышц, но утрачивается возможность устной речи (моторная афазия). В этих случаях иногда удается восстановить речь длительным упражнением левой руки (у правшей), работа которой благоприятствует развитию зачаточного правостороннего ядра речедвигательного анализатора. Зная об этой прямой взаимосвязи между движениями руки и корой головного мозга, мы применяем на занятиях специальные упражнения как для левой руки, так и для правой. Конечно, учитываются индивидуальные особенности детей, заниматься могут и правши, и левши.

Занятия в рамках «Школы мяча» можно проводить как в условиях спортивного зала (корта), так и на открытом воздухе, например, на школьном стадионе или детской площадке. Для проведения занятий по большому теннису необходимо иметь:

  • «детские» теннисные мячи (20-50 шт.);
  • корзину для теннисных мячей;
  • теннисную сетку тренировочную;
  • теннисные ракетки для детей;
  • мишени напольные и мишени-конусы;
  • мишени-обручи;
  • напольные тренировочные лестницы для ног;
  • скакалки.

Если есть желание использовать эту методику в рамках урока физкультуры, например, достаточно иметь теннисные мячи (причем не обязательно новые) и мишени-конусы. Этого инвентаря хватит, чтобы провести интересный и подвижный урок, направленный на развитие ловкости и координации.

В мой вариант комплекса «Школы мяча» входят различные статические и динамические упражнения с «детским» мячом (это специальный теннисный мяч с низким давлением, яркого цвета), а также беговые и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростных характеристик учащихся. Использование этих упражнений на начальном этапе позволяет планомерно подготовить детей к освоению более сложных упражнений с ракеткой и теннисным мячом.

Методы проведения занятия: групповой, фронтальный, индивидуально-фронтальный. На занятиях используются как групповые упражнения:

  • броски мяча в мишень (на тренировку точности и дальности броска);
  • перебросы мяча через сетку в мишень;
  • набросы и броски партнеру (работа в парах, тройках, четверках);
  • тренировка ног с помощью мягких напольных мишеней-фишек («Змейка», ускорения, скрестный шаг, приставные шаги и т.п.);
  • тренировка ног с помощью напольных лестниц (скорость работы ног);

так и индивидуальные упражнения для самостоятельной работы:

  • бросить и поймать мяч у стенки правой и левой рукой с отскока, слета, с разворотом корпуса на 360 градусов и т.п. (тренировка координации и ловкости);
  • подбивание мяча от пола – «Баскетбол теннисным мячом» правой и левой рукой.
  • подбивание мяча ракеткой с переворотом на каждый удар;
  • подбивание ракеткой с прочесом мяча по струнам (подготовка к вращению мяча);
  • прыжки на скакалке на двух ногах, поочередно на одной ноге и другой ноге, с перескоком и т.д.

Универсальность применения этого комплекса заключается в том, что предложенные варианты упражнений можно использовать не только на занятиях по большому теннису и другим видам спорта, но и при проведении уроков физической культуры; в группах продленного дня, например, подвижные игры на прогулке. Кроме того, активные и неравнодушные родители могут играть и тренироваться вместе со своими детьми на отдыхе или во дворе, с помощью этих же самых упражнений.

Для закрепления полученного результата, т.е. выработки навыка владения мячом, необходимо проводить занятия не менее двух, а лучше трех раз в неделю. Поскольку, навык – это действие, доведенное до автоматизма и не требующее контроля сознания. Поэтому для выработки определенного навыка требуется многократное повторение какого-либо действия.

Для отслеживания результативности можно делать промежуточные контрольные замеры, проводить тестовые упражнения. Например, попросить ребенка бросить и поймать мяч у стенки без отскока от пола правой рукой, затем левой рукой, определенное количество раз. Посчитать процентное соотношение правильно выполненных бросков и бросков с ошибками (когда ребенок не смог поймать мяч и уронил его на пол). В школе это можно делать в конце учебной четверти или раз в полгода.

  1. Батуев А.С. Функции двигательного анализатора. Л.: Наука, 1970.
  2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.
  3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Наука, 1966.
  4. Блум Ф., Лайзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988.
  5. Дудел Дж., Рюэгг И., Шмидт Р., Яниг В. Физиология человека. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985.
  6. Общий курс физиологии человека и животных / Под ред. А.А. Ноздрачева. М.: Высшая школа, 1991.
  7. Сологуб Е.Б. Электрическая активность мозга человека в процессе двигательной деятельности. Л.: Наука, 1973.
  8. Хризман Т.П. Движение ребенка и электрическая активность мозга. М.: Педагогика, 1973.
  9. Эвартс Э. Механизмы головного мозга, управляющие движением // Мозг. М.: Мир, 1982.
  10. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
  11. Покровский Е.А . «Детские игры, преимущественно русские.
    В связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной» , М., 1887 г.
  12. Фоменко Б. Энциклопедия «Российский теннис» — ИЭТП, 1999 г.
  13. Голенко В., Скородумова А., Тарпищев Ш. «Азбука тенниса» — «Терра спорт», 1999 г.
  14. Железняк Ю., Портнов Ю. «Спортивные игры: техника, тактика и методика обучения» — уч-к для ВУЗов, «Академия», 2008 г.
  15. Белиц-Гейман С. «Теннис. Школа чемпионской игры и подготовки» — «АСТ-Пресс», 2001 г.
  16. Янчук В. «Теннис. Простые истины мастерства» — «АСТ-Пресс», 2001 г.

Источник

Оцените статью