Упражнения для артикуляционной гимнастики для начальной школы

Артикуляционная гимнастика.
материал (3 класс) на тему

Артикуляционная гимнастика необходима для чёткого проговаривания и произношения.

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx 298.42 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагатьдетям более 2-3 упражнений за раз.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, координацией движений языка и губ.

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

I. Упражнения для нижней челюсти:

1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.

2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.

3. Легкое постукивание зубами —

4. «ЗАБОРЧИК» — верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

II. Упражнения для губ:

1. «УЛЫБКА» — растягивание сомкнутых губ (зубы сжать)

2. «ТРУБОЧКА» вытягивание губ вперед.

3.Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ».

(Три предыдущих упражнения вы-полняются также с сомкнутыми губами).

4. «ХОБОТОК» — вытягивание вперед и округление губ при этом открывая зубы

5.Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

6.Вытягивание нижней губы под верхнюю.

III. Упражнения для языка:

(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):

1. «БОЛТУШКА» — движения языком

2. «ЧАСИКИ» — вправо-влево

3. «КАЧЕЛИ» — вверх-вниз

4. Круговые движения языком.

5. «ЛОШАДКИ» — цоканье (щелканье) языком.

6. «ЛОПАТКА» — широкий, мягкий,

расслабленный язык лежит на нижней губе,

7. «ИГОЛОЧКА» — узкий, напряженный язык высунут вперед

8.«ЖЕЛОБОК» — высунуть широкий

язык, боковые края загнуть вверх,

втянуть в себя щеки и воздух.

9.«ГРИБОК» — широкий плоский

язык присасывается к твердому

небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам

10. «ЧАШЕЧКА» — широкий язык в

форме чашечки поднят кверху, края

прижаты к верхней губе

11. «КИСКА СЕРДИТСЯ» — выгибание

вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом

прижимается к нижним зубам.

а) покусывание кончика

широкого языка («ЛОПАТКА»),

губы при этом в улыбке;

б) пошлепывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленными губами.

Головкова Анна Салиховна

— это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, координацией движений языка и губ.

Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»

1 . «Накажем непослушный язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

а) Покусать кончик языка. б) Покусать середину языка. в) Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

2. «Кусаем боковые края языка»

Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

3 . «Чистим зубы снаружи»

Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

4 . «Загоним мяч в ворота»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

6. «Дуем на лопаточку»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

8. «Ветерок дует с горки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

9 . «Мостик построим – мостик разрушим»

Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

10. «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

12 . «Жуём блинчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

Комплекс для постановки

шипящих звуков «ш,ж,ч,щ»

1 .Губы округлить и вытянуть вперёд («О»).

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

3 . «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

4 .«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами)

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

5 . «Фокус» («Дуем с чашечки»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

6 . «Не разбей чашечку»

Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

7. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

для шипящих и свистящих звуков

Головкова Анна Салиховна

— это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, координацией движений языка и губ.

Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Комплекс для постановки звука «Р»

1 .«Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек»), делая движения языком вперёд-назад.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).

Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).

Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».

Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

Комплекс для постановки звука «Л»

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»).

Источник

Мастер-класс для учителей начальной школы «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи»

Альфира Юнусова
Мастер-класс для учителей начальной школы «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи»

Мастер-класс для учителей начальных классов «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи».

Учитель-логопед

Юнусова Альфира Райисовна

Цель: Познакомить учителей начальных классов с упражнениями, применяемыми учителями-логопедами для устранения недостатков звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками проведения артикуляционной гимнастики.

1 этап. Теоретическая часть.

— Сегодня вы присутствуете на мастер-классе «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи в классах».

Вопросы к педагогам:

— Что такое артикуляционная гимнастика?

— Знаете ли вы, как правильно проводить её?

— Используете ли вы артикуляционную гимнастику на уроках?

Речь большинства детей с ОНР отличается вялостью артикуляции. Особенно заметным это бывает при длительном речевом общении ребенка, при употреблении слов сложной слоговой структуры. В этом проявляется недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата. У одних детей наблюдается вялость языка, у других – излишнее напряжение мышц языка, у третьих нет четкости в переключении с одного артикуляционного движения на другое. Даже двух-трехкратное повторение артикуляционных движений вызывает утомление, ведет к замедлению темпа речи, ее

невнятности. Названные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста с ОНР заставляют признать дикционную работу не просто желанной, но и обязательной в начальных классах.

Речевая разминка на уроках способствует как подготовке

учащихся к говорению, так и совершенствованию их

навыков владения своим речевым аппаратом.

Упражнения по технике речинеобходимы всем учащимся:

одним эти упражнения помогают исправлять недостатки

речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и

всем – позволяют настроиться на урок и подготовить

речевой аппарат к говорению.

Но логопед «один в поле не воин», и проведение

артикуляционной гимнастики только учителем – логопедом

недостаточно. Именно поэтому возникла идея проведения

данного мастер-класса.

Что же такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика — это совокупность

специальных упражнений, направленных на укрепление

мышц артикуляционного аппарата, развитие силы,

подвижности и дифференцированности движений органов,

участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка

полноценных движений и определенных положений

органов артикуляционного аппарата, умение

объединять простые движения в сложные,

необходимые для правильного произнесения звуков.

Упражнения, входящие в гимнастику, направлены на

развитие и коррекцию умений удерживать речевой

аппарат в определенном положении и переключать его

с одного движения на другое.

Давайте вспомним органы артикуляции. (Губы, язык,

Виды артикуляционных упражнений.

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок

научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд

(Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6

8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и

переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное

варенье, Чистим зубки).

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом

положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги

находятся в спокойном состоянии.

— Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо

педагога должно быть хорошо освещено.

— Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком

движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает

— Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

— Инструкции надо давать поэтапно,например: улыбнись, покажи зубы,

приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами,

постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д.

— Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за

Раз. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может

быть только одно, второе и третье даются для повторения и

закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то

упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить

новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

Для его закрепления можно придумать новые игровые

— При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики

надо соблюдать определенную последовательность, идти от

простых упражнений к более сложным.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе

перед зеркалом, то есть для достижения конечного

результата используется зрительный контроль. После того

как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно

убрать, функции контроля возьмут на себя его собственные

— По мере прохождения материала комплексы артикуляционной

гимнастики меняются, обычно каждый комплекс целесообразно

использовать в течение двух недель.

— Выработка артикуляционных навыков требует длительной и

систематической работы, поэтому проводить артикуляционную гимнастику

нужно регулярно, на каждом уроке обучения грамоте, письма (а так же и

других предметах, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность

движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение

исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем

Начать урок можно с таких слов:

— Ребята, на уроке физической культуры, перед тем как начать бегать, что вы делаете?

— И на уроке чтения, перед тем как начать читать, мы должны размять только

не ноги и руки, а наш речевой аппарат. Для этого существует

артикуляционная гимнастика.

После того, как дети достаточно хорошо освоят первый комплекс, можно выбрать

одного «учителя» для проведения гимнастики из учащихся класса. Он должен показать

упражнение и проследить за правильностью выполнения классом.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_8ugb6.pptx | 391,28 Кб

Артикуляционная гимнастика и её значение для речевого развития детей с нарушением речи Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи.

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи Артикуляционная гимнастика как средство развития речи Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» Цели консультации: • объяснить родителям необходимость проведения артикуляционной.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика с детьми в домашних условиях» Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома» Цель: познакомить с родителей с понятием «Артикуляционная гимнастика», её значением.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика с детьми в домашних условиях» Цель: познакомить родителей с понятием «Артикуляционная гимнастика», её значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения.

Мастер-класс для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика-залог правильной и красивой речи» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 25 «Солнечный зайчик» городского округа Серпухов.

Мастер-класс по работе с бумагой для начальной школы «Павлин» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по работе с бумагой. Данный мастер класс рассчитан на учащихся 2-3 класса школы.

Опыт использования конструктора LEGO на уроках литературного чтения в начальной школе Опыт использования конструктора LEGO на уроках литературного чтения в начальной школе Конструктор LEGO на уроках мы начали активно применять.

Презентация для учителей начальной школы «Духовно-нравственная культура. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве.

Источник

Читайте также:  Рост мышцы после тренировки процесс
Оцените статью