Упражнения адаптивной физической культуры примеры

Упражнения адаптивной физической культуры примеры

Физиологические основы Физических упражнений

Занятия следует начинать с теоретических сведений: о значении правильной осанки, причинах возникновения сколиозов и их проФилактики. на занятиях используются общеукрепляющие упражнения для мышц шеи, спины, груди с предметами и без них. специальные упражнения подбираются в соответствии с нарушениями осанки и вида искривления позвоночника. успех лечения зависит от длительного (1-2 года) систематического выполнения комплексов. следует исключить привычку носить тяжести в одной руке. следить за осанкой во время сидения, принимать правильное положение туловища во время сна. Формирование правильной осанки следует начинать как можно раньше, необходимы консультации врача при подборе комплексов. при начальной степени сколиоза Физические упражнения — единственное средство Формирования правильных изгибов позвоночного столба. используются гимнастические упражнения для пресса, спины преимущественно в положении осевой нагрузки (в положении лежа), укреплять пояснично-подвздошные и ягодичные мышцы. в комплексы включены специальные симметричные и асимметричные упражнения, которые позволяют локально и в нужном направлении воздействовать на кривизну позвоночника.

Используются упражнения в ползании на четвереньках, в упорах на коленях, смешанные висы, упражнения на наклонной плоскости, комплексы упражнений следует сочетать с использованием массажа: на вогнутой стороне -приемы на расслабление, на выпуклой стороне приемы с большой нагрузкой. Рекомендовать студентам: спать на жесткой постели, иметь достаточное освещение, удобная посадка при письме.

Задача комплексов: укрепить мышцы спины, приостановить развитие сколиоза. плоскостопие характеризуется различной степенью уплощения сводов стопы, может быть врожденным и приобретенным, Физические упражнения направлены на укрепление мышечно-сухожильного аппарата, поддерживающего свода стопы, параллельно выполняются упражнения на Формирование правильной осанки. выполняются упражнения на укрепление мышц голени, стопы, пальцев с постепенным повышением нагрузки.

Читайте также:  Силовой цикл тренировок по

Эффективны упражнения с перехватыванием и захватыванием пальцами ног мелких предметов, катание подошвами стоп мяча и гимнастической палки, ходьба на носках, пятках, внутренней и наружной частях стопы по ребристым доскам.

Перед занятием полезно провести массаж стопы и голени. упражнения не должны вызывать болей, усталости стоп. рекомендовать студентам ходить без обуви по траве, песку, росе (закаливание).

В данной группе заболеваний наиболее часто встречаются нарушения в Формировании позвоночника (нарушения осанки и сколиотическая болезнь). в большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. чаще всего Эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, Физически слабо развитых. неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для Функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. чем раньше выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения — плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; Форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. в процессе Физической подготовки необходимо соизмерять Физические нагрузки в первую очередь с общей Функциональной способностью организма и особенностями, связанными с основным заболеванием. при деФормации грудной клетки следует осторожно использовать упражнения, создающие нагрузку для сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а при деФормации ног умеренно использовать упражнения с подъемом тяжестей, длительную ходьбу или бег. в занятия включают упражнения у гимнастической стенки, с набивными мячами, с гимнастической палкой, с резиновыми амортизаторами, упражнения на вытяжение; занятия на тренажерах — для развития мышечного корсета (в и.п. — лежа на спине, лежа на спине с небольшим подъемом таза, чтобы исключить компрессию на позвоночник; после занятий — вытяжение на гимнастической стенке), а также плавание способом брасс (включение плавания в ластах, с лопаточками, резиновых кругах на ногах и др.). лечебная гимнастика проводится в и.п. — лежа, на четвереньках и сидя, следует избегать нагрузок на позвоночник, с осторожностью выполнять упражнения с гантелями в положении стоя, прыжки и подскоки. путем рационального использования специальных упражнений можно добиться значительной компенсации двигательных деФектов и улучшения общего Функционального состояния организма. однако перевод в основную группу большей частью невозможен из-за сохранности деФормаций.

Читайте также:  Лечебная гимнастика для груди

комплекс Физических упражнений

Примерный комплекс упражнений при начальной стадии бокового искривления позвоночника

1. ИП — основная стойка. принять правильное положение (для проверки воспользоваться зеркалом), зафиксировать его.

2. Ходьба с правильной осанкой (1 минута).

3. Ходьба с высоко поднятыми руками (30-40 сек.).

4. Ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30-40 сек.).

5. Ходьба на наружных краях стопы с согнутыми пальцами, на носках, легкий бег на носках.

6. ИП — стоя, ноги шире плеч, правая рука на груди, левая на животе.

дыхательные упражнения (3-4раза).

7. ИП стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки. с силой выбросить поочередно каждую руку вперед, имитируя движения боксера (6-8 раз).

8. ИП — стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. с противоположной стороны вершины искривления позвоночника поднять руку верх, повернуть плечо вперед, не допуская поворота всего туловища, другую руку согнуть к плечу (6-8 раз).

9. ИП — стоя, ноги вместе, руки на поясе. присесть, держа спину прямой, руки вытянув перед собой. вернуться в ип (6-8 раз).

10. ИП — стоя, ноги на ширине плеч. выполнить наклоны вправо и влево, скользя руками по туловищу.

11. Дыхательное упражнение. поднять руки вверх, потянуться, глубоко

вдохнуть, опустить руки вниз — выдох.

12. ИП — стоя, ноги на ширине плеч, в опущенных руках гимнастическая полка. поднять палку вверх с одновременным отведением назад ноги — вдох, вернуться в ип — выдох.

13. ИП — основная стойка, кисти рук сжаты в кулаки, опущены. поворачивать кулаки тыльной стороной назад и внутрь, сближая лопатки, голову поднять вверх.

14. ИП — лежа на спине, руки вдоль туловища. выпрямленную ноги приподнять и завести за другую в сторону, противоположную поясничному сколиозу, стараясь, чтобы бедра не соприкасались, вернуться в ип (6-8 раз).

15. ип — лежа на спине, руки над головой, приподнять выпрямленные ноги, развести в стороны и скрестить, стараясь, чтобы они не касались пола. вернуться в ип (8-10 раз).

16. ип — лежа на спине, правая рука на груди, левая на животе. выполнять дыхательные упражнения (3-4 раза).

комплекс упражнений в положении стоя, сидя, лежа

1. ходьба и бег в течение 3-5 минут.

2. ип — лежа на коврике на спине, руки вдоль туловища. на счет 1 поднять руки перед грудью. на счет 2 — опустить на грудь, на счет 3 — поднять руки перед грудью, на счет 4 — поднять руки вверх. на счет 5-8 все выполнить в обратном порядке.

3. ип — лежа на спине, руки разведены в стороны ладонями вверх. на счет 1 поднять руки перед грудью. на счет 2 — опустить на грудь, на счет 3 — поднять руки перед грудью, на счет 4 — вернуться в ип

4. ип — лежа на спине, руки на груди. на счет 1 поднять руки перед грудью. на счет 2 — опустить на грудь

5. ип — лежа на спине, правая рука поднята вверх, левая вдоль туловища. на счет 1-2 сменить поочередно положение рук.

6. ип лежа на животе, руки в замке на затылке. на счет 1 приподнять верхнюю часть туловища и продержаться в таком положении 3 счета, на счет 4 вернуться в ип.

руки вдоль туловища, пальцы рук сжаты в кулаках. наклон головы вперед, приподнимая руки; 4-6 секунд держим и расслабляем мышцы, ип; 3-4 раза наклон головы на выдохе.

руки вдоль туловища. встряхнуть руки перед грудью и опустить в ип; 4-6 раз.

9. ип: лежа на боку больной руки.

больная рука согнута в локтевом суставе, кисть над головой, здоровая вдоль туловища. сгибаем здоровую руку в плечевом суставе и опускаем перед грудью, приводим в ип.

пальцы здоровой руки зажаты в кулак, ладонной поверхностью вниз. медленно поднимаем руку и опускаем 4-6 раз. поднимаем голову над больной рукой, 4-6 секунд держим и расслабляем, опуская в ип (после всех упражнений).

11. то же упражнение (на боку со стороны здоровой руки).

12. ип: лежа на животе.

руки под подбородок, локти разведены в стороны. с силой сгибаем ноги в коленях и выпрямляем их; 8-10 раз в медленном темпе.

на вдохе выпрямляем руки над головой, 4-6 секунд держим и приводим в ип. пауза 3-4 секунды 3-4 раза.

руки под подбородок, локти разведены в стороны. приподнимаем ноги над полом, разводим в стороны и приводим вместе, ип; 6-8 раз.

руки в упоре к плечам. не отрывая таза над полом, медленно выпрямляем руки, прогибаемся и медленно опускаемся в ип; 3-4 раза.

16. ип: лежа на спине, руки вдоль туловища.

круговое движение руками (обороты назад и вперед) 3-4 раза.

17. ип: сидя на стуле, предплечья лежат на столе.

повороты кистей ладонями вверх и ладонями вниз; 8-10 раз.

руки прямые перед грудью, пальцы рук переплетены. повороты кистей ладонями вверх, стараясь выпрямить руки в локтевых суставах, и ладонями внутрь, ип; 4-6 раз.

руки прямы в упоре на край стола. выполняем наклоны вперед с разведением локтей в стороны и выпрямляемся в ип; 4-6 раз в медленном темпе, постепенно от узкой постановки рук, разводим руки до широкого хвата.

поглаживание плеча и плечевого сустава от периФерии к центру, приблизительно 30 секунд.

21. ип: стоя в наклоне, руки расслаблены.

махи двумя руками одновременно вперед-назад; 10-15 раз. темп средний, амплитуда до легких болей.

руки за голову, локти вперед. разводим локти в стороны, прогибаемся и приводим в ип. 5-8 раз.

пальцы рук сжаты в кулак. отводим руки вперед вверх — выпрямляемся, медленно опускаем руки вперед-вниз. 4-6 раз.

поднимая руки вперед в стороны пальцы, сжимаем в кулак и расслабляем, опускаем в ип. 4-6 раз в медленном темпе.

подтягиваем руки к подмышечным впадинам, расслабляем и опускаем в ип. 6-8 раз.

пальцы рук сжаты в кулаки. круговые движения руками (обороты вперед и назад). 4-6 раз.

27. ип: лежа на спине.

руки разведены в стороны. приводим руки скрестно на груди и разводим в ип. 6-8 раз.

руки вдоль туловища. поднимаем руки вперед-вверх, расслабляем, встряхивая мышцы рук, и опускаем в ип. 6-8 раз.

отдых. руки вдоль туловища, глаза закрыты (прочувствовать приблизительно 2-3 минуты). расслабление кистей рук, предплечий, плеч и всего плечевого пояса.

Источник

Адаптивная физическая культура
рабочая программа по физкультуре на тему

Программа по адаптивной физической культуре расчитана на детей младшей и средней школы. Так как ов всем мире не приянто употреблять словосочетание Лечебная физкультура, чтобы не ущемлять права детей, наша программа называется Адаптивной, адаптация под здоровый образ жизни. В программе используются упражнения на укрепление здоровья и профилактику отклонений в развитии мышечного тонус у детей.

Скачать:

Вложение Размер
Адаптивная физкультура 126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 296

Отделение дополнительного образования детей

Педагогическим советом Директор _________Алексеева С.А.

«______» ____________2014г. «___»_______________2014г.

Дополнительного образования детей

Адаптивная физическая культура

Возраст детей — 7-11лет

Срок реализации — 4года

Автор – составитель программы

Педагог, Мастер спорта СССР

Пояснительная записка 3

Учебно-тематический план 1-4 год обучения 7

Методическое обеспечение 15

Список используемой литературы 17

Название программы – « Адаптивная физическая культура »

Направленность образовательной программы — физкультурно-спортивная Уровень освоения – общеразвивающая

Дополнительная образовательная программа «Адаптивная физическая культура» включает в себя общеукрепляющие упражнения для формирования не только правильной осанки, но и в целом здорового образа жизни. Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.

«Адаптивная» — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствования.

Программа позволяет добиться системности в работе, привлечение к дополнительным занятиям, формирование положительного интереса к физической культуре. В современном обществе проблема сохранения, изучения и пропаганды здорового образа жизни приобретает особую актуальность. Большая ответственность в этом деле ложится на учреждения, осуществляющие процесс образования и воспитания детей и подростков, особенно в системе дополнительного образования детей. Спортивные занятия с детьми и подростками служат составной частью их всестороннего развития, воспитания и укрепления здоровья. В этом случае вырабатываются самостоятельность, творчество, и инициатива, целеустремлённость, самодисциплина, отказ от вредных привычек.

Адаптивная физическая культура. Привлекательность ее состоит, прежде всего, в разносторонней оздоровительной направленности, способствующей повышению уровня функциональных возможностей организма: развитию дыхательной системы, системы кровообращения, совершенствованию координации движений, а также развитию скоростно-силовых возможностей..

Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются (эффект гиподинамии), вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности. Возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, и, следовательно, увеличивается пребывание организма в статических позах, перенапрягается зрительный аппарат.

Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно — сосудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ и т.д. (М. Д. Рипа , 1988)

Новизну программы определяет подготовка к здоровому образу жизни учащегося, на основе здоровье – сберегающих технологий, которая становится приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения и адаптирована к условиям обеспечивающих школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Программа позволяет не только добиться системности в работе, привлечения учащихся к дополнительным занятиям, сформировать у них положительный интерес к физической культуре, но и укрепить здоровье. Внеурочная работа (внеклассная,) по физическому воспитанию школьников дополняет урочные формы организации занятий физической культурой, способствует повышению уровню двигательной активности детей в течении учебного года, содействует полезной организации досуга, удовлетворяет индивидуальные потребности и интересы в физическом совершенствовании, развивает социальную активность школьников..

Укрепление психического и физического здоровья, увеличение двигательной активности и расширение двигательного опыта, в процессе использования многообразия общеукрепляющих упражнений с другими методами физического воспитания.

Формирование основ знаний личной гигиены, о влиянии занятий физической культурой на основные системы организма.

Овладеть выполнение упражнений с соблюдение правил техники безопасности.

Повысить уровень физической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей;

Развитие координационных и кондиционных способностей;

Развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки, соблюдения личной гигиены;

Воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, чувства ответственности;

Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой;

Воспитание культуры общения детей в коллективе (команде);

Профилактика вредных привычек;

Воспитание волевых и нравственных качеств;

Воспитание чувства патриотизма и ответственности при выступлении на соревнованиях.

Условия реализации программы

Программа предназначена для детей от 7 до 11 лет.

Программа рассчитана на четырехлетний период обучения.

Условия формирования групп

В группу принимаются все желающие, имеющие противопоказаний по медицинским показателям для занятий спортом.

Занятия в секции проводятся для мальчиков и девочек. Группы могут формироваться разновозрастные».

1 год обучения – 72 часа в год, в режиме работы 1 раза в неделю по 1 часу.

2 год обучения – 72 часа в год. В режиме работы 1 раза в неделю по 1 часа.

3 год обучения – 72 часов в год. В режиме работы 1 раза в неделю по 1 часа

4 год обучения – 72 часов в год. В режиме работы 1 раза в неделю по 1 часа.

Формы организации деятельности воспитанников

Основной формой организации обучения является учебное занятие.

На занятиях используются

Словесный (рассказ, беседа, устное изложение)

Наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, участие в соревнованиях в качестве зрителей )

Форма подведения итогов реализации программы.

Система дополнительного образования не имеет оценок, но контроль за усвоением материала воспитанниками, проводится при помощи ежегодного трехразового контрольного среза знаний, умений, навыков (входной, рубежный, итоговый).

Для проверки полученных умений и навыков проводятся учебные занятия в группе.

Ожидаемый результат освоения образовательной программы

По окончании обучения в группе по адаптивной физической культуре ребята физически окрепли, освоили основу техники общих физических упражнений.

Источник

Оцените статью