Современные методы спортивной тренировки в спортивной школе
Кокарева Оксана Игоревна
Современные методы спортивной тренировки в спортивной школе
Современные методы спортивной тренировкиосновываются на принципах:
1. Принцип активности и сознательности.
Результат в педагогическом процессе во многом зависит от того, насколько активно и сознательно относятся к спортивному процессу юные спортсмены. Необходимо понимание сути заданий, активно и заинтересовано выполнять, ускорять ход обучения, способствуя результативности делаемых действий, что способствует обуславливанию творческому использованию приобретаемых навыков, знаний и умений в жизнедеятельности.
Требования раскрытия принципа активности и сознательности:
1. Сформировать осознанное отношение и устойчивый интерес к цели и определенным задачам занятий.
2. Поощрять самоконтроль, сознательный анализ и использование своих сил при физических нагрузках и упражнениях.
3. Воспитывать самостоятельность, творческое отношение к занятиям и инициативность.
2. Принцип наглядности
Наглядность процесса воспитания и обучения представляет собой достаточно широкое использование восприятия образов, зрительные ощущения, а также всех остальных органов чувств, с помощью которых происходит контакт с реальной действительностью.
При физическом воспитании наглядность имеет одну из главных ролей, так как спортивная деятельность обучающихся имеет задачу развитие всех органов чувств. С помощью наглядности происходит необходимое освоение двигательной деятельности.
3. Принцип индивидуализации и доступности
Это принцип особенностей обучающихся и выполнение предлагаемых им упражнений. Следует строить обучающий и воспитывающий процесс, учитывая возможности юных спортсменов, возраст, пол, подготовленность, и индивидуальные духовные и физические особенности каждого ребенка. Для успешного оздоровительного эффекта в физическом обучении играет главную роль соблюдение этого принципа.
4. Принцип систематичности.
Принцип систематичности заключается в регулярных занятиях, последовательности и чередовании отдыха с нагрузками.Взаимосвязь между разными сторонами принципа:
— чередование отдыха и нагрузки, непрерывность спортивного процесса;
— вариативность и повторяемость;
— взаимосвязь с разными сторонами занятий и их последовательность.
5. Принцип постепенного повышения динамичности
Принцип постепенного повышения динамичности определяет тенденции требований, которые предъявляются к обучающимся в спортивном процессе на тренировках, заключающегося в выполнении наиболее новых и тяжелых заданий,и постепенное увеличение интенсивности нагрузок:
— обновления регулярных заданий с тенденциями роста нагрузок;
— условия усложнения задания.
Организм человека постоянно приспосабливается к нагрузкам, но постепенно.
Физические упражнения – это основные средства спортивной тренировки. Также средствами тренировки называют гигиенические факторы и оздоровительные силы природной среды (воздушная, водная среда и многое другое). Упражнениями физическими являются двигательные действия, с помощью которых выполняются задачи тренировки.
В спортивной тренировке существуют методы:
1. Методстрого регламентированного упражнения: строгое придерживание плана на занятиях; точное дозирование нагрузок; использование внешних условий).
Такой метод заключается в обеспечении условий для развития физических качеств.
2. Игровой метод
Игровой метод используется для комплекса двигательных упражнений.
3. Соревновательный метод.
Главная черта этого метода — борьбы. Состязание – создает эмоциональный эффект.
4. Словесные и сенсорные методы.
На занятиях это выражается в рассказах, беседах, инструктажах, словесного отчета.
Все формы и методы применяются в сочетании, любой метод должен дополнять другой. Необходима отлаженная система для достижения результатов.
Физкультурный досуг на спортивной площадке «Путешествие в зимний лес» Цели: Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Задачи: Формировать потребности.
Фотоотчет о работе с родителями в рамках спортивной викторины «В школе у Мальвины» Самая главная ценность у каждого человека — это здоровье, поэтому в нашем детском саду уделяется большое внимание воспитанию здорового ребенка.
Фотоотчёт о спортивной эстафете «Мы здоровью скажем да» Великая ценность каждого человека – здоровье. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Вырастить.
Конспект спортивной НОД «Удивительные пальмы» Удивительные пальмы. Тема праздника «Удивительные пальмы» Цели: закрепить знания о пальмах; прививать интерес к участию в соревнованиях;.
Квест в форме спортивной эстафеты по теме «Пожарная безопасность» Тема: «Пожарная безопасность» Физкультурный досуг в детском саду позволяет повысить двигательную активность детей, учит быть ловкими, сильными,.
Праздник на спортивной площадке «Зимние забавы» Цель: Показать детям привлекательность зимы, зимних забав. Приобщать детей к совместным играм. Создать хорошее впечатление. Дети собираются.
Процесс адаптации юного спортсмена в спортивной школе Спорт – это путь по жизни, который предполагает вложение сил, поэтому ребенок приходя в спортивную школу, попадает в незнакомую обстановку.
Сценарий развлечения для воспитателей «Воспитатели в Спортивной стране» СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ВОСПИТАТЕЛИ В СПОРТИВНОЙ СТРАНЕ» Цель: пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья. Развивать интерес.
Сценарий спортивной программы «Мы со спортом дружим» Цель: провести воспитательное мероприятие в форме спортивной программы. Задачи: — развитие координации, быстроты, ловкости; — формирование.
Зимний праздник на спортивной площадке Дети под музыку выбегают на спортивную площадку. Две команды – «Снежинка» и «Льдинка». Ведущая. Начинаем наш зимний праздник. Если хочешь.
Источник
Методы спортивной тренировки
Методы спортивной тренировки [ править | править код ]
Методы тренировки имеют первостепенное значение и для теории тренировки, и для тренерской практики. Несмотря на огромное разнообразие возможных комбинаций упражнений, доступные методы тренировки могут быть классифицированы и подразделены на пять главных групп.
Методологические принципы и особенности методов тренировки
Условия нагрузки и отдыха
Наименование метода тренировки
(включает периодические ускорения)
Непрерывный переменный. Фартлек
Соотношение нагрузки и отдыха строго -предписано, интервал отдыха обозначен
Интервальный (длинного, среднего и короткого интервала)
Продолжительность нагрузки предопределена, интервал отдыха строго не обозначен (до полного или почти полного восстановления)
Согласно сценарию игры
Длительные упражнения могут выполняться равномерно (по скорости, по мощности или темпу движения) или переменно (с изменением параметров упражнения). Это непрерывный равномерный или непрерывный переменный методы соответственно. Самый популярный вариант непрерывного переменного метода — фартлек (шведский термин, который может быть переведён как «игра скорости»). Этот метод, первоначально предложенный для тренировки бегунов, предполагал, что группа периодически спуртует, чтобы заменить лидирующего бегуна. Обычно это упражнение выполнялось на пересечённой местности, так что спурты сочетались с подъёмами или спусками на трассе. Когда этот метод был применён впервые, содержание упражнения не было строго фиксировано. Несколько позже чередование ускорений и отрезков с низкой интенсивностью стало точно запрограммированным. Вариант перестал быть первоначальным «фартлеком», но термин остался, и он описывает широкий спектр длительных упражнений с переменной нагрузкой.
Интервальные упражнения более сложно организованы, чем непрерывные. Интервалы нагрузки, количество повторений, характер отдыха (сидя, лежа, бегая трусцой, свободно плавая, активно расслабляясь и т.д.) обычно строго запрограммированы. Различие между двумя основными интервальными методами базируется на способе восстановления.
Повторный метод предполагает выполнение упражнений с интервалами отдыха, достаточными для полного (или почти полного) восстановления. Такой режим позволяет спортсменам выполнять упражнения, требующие проявления более значительных усилий. Следовательно, этот метод является подходящим для различных видов испытаний и моделирования соревновательных нагрузок. Выполнение интервальной работы со строго предписанными интервалами отдыха известно как интервальный метод, который подразделяется на три вида.
Модификации интервального метода (по Наrrе, 1982, собственная редакция)
Продолжительность отдельного интервала нагрузки
Метод короткого интервала
От высокого до максимального
Метод среднего интервала
От среднего до высокого
Метод длинного интервала
От среднего до умеренного
Метод короткого интервала обычно используется для выполнения тренировочных нагрузок от высокой до максимальной интенсивности; интервал отдыха зависит от различных факторов и длится от 15 с до 3 мин. При использовании метода среднего интервала нагрузка длится от 1 до 4 мин с относительно сниженной интенсивностью и интервалами отдыха приблизительно от 1 до 4 мин. Метод длинного интервала: нагрузка от 4 до 20 мин с интенсивностью, сниженной до умеренного уровня, и отдыхом продолжительностью приблизительно от 2 до 6 мин. Следовательно, чистое время выполнения тренировочных нагрузок при использовании этих методов в отдельной тренировке варьирует от 3 мин (тренировка спринтера) до 3 ч (тренировка марафонца).
Игровой метод использует традиционные подходы, где главный фактор нагрузки — сценарий игры, который может значительно отличаться от классических правил определённых игр. Мини-игры и упражнения, использующие игровые действия, очень популярны почти во всех видах спорта, как у юношей, так и у взрослых спортсменов. Конечно, уровень нагрузки во время таких тренировок может значительно меняться и иметь меньше заранее запланированных составляющих. Тем не менее он может эффективно регулироваться за счёт определённых двигательных заданий и самой игры.
Методические формы организации упражнений [ править | править код ]
Существуют три основные формы спортивной тренировки, характерные для систематической подготовки спортсменов (Матвеев, 2010). Это методы строго регламентированных упражнений, игровые и соревновательные (табл.).
Краткое изложение методических форм организации упражнений (по Матвееву, 2010)
Методы строго регламентированных упражнений
Строго предписанное содержание, последовательность и взаимодействие всех элементов упражнения.
Точное определение интервалов нагрузки и отдыха. Задание условий, средств и факторов нагрузки
Строго установленные правила и условия игрового упражнения, в то время как сама активность и поведение спортсменов достаточно свободны.
Соперничество спортсменов в выполнении упражнений различного характера по заданным правилам и в соответствии с заданными условиями
Первая группа методов включает в себя основную часть упражнений, таких как интервальные, непрерывные и переменные. Автор отметил, что эта группа может быть разделена в соответствии с тремя следующими критериями:
- особенностями составления упражнений: упражнения с проработанной или частично проработанной схемой движений; акцентированием общего или местного воздействия на отдельные мышечные группы; моделирование некоторых соревновательных ситуаций и т.д.;
- стандартизацией и/или вариативностью при выполнении упражнений: тренерские указания на выполнение упражнения могут ориентировать на абсолютно регламентированную активность или включать дополнительные элементы/задачи или чередование скоростных режимов;
- дискретным или непрерывным режимом работы, этот критерий определяет дифференциацию между переменными и непрерывными упражнениями.
Касательно игровых методов Л.П. Матвеев отметил их менее строгую регламентированность, инициативный характер активности спортсменов и т.д. Хотя правила игры, сценарий и специфические функции участников могут быть тщательно прописаны, игровые методы дают больше возможностей для творчества и тренеров, и спортсменов.
Соревновательные методы имеют сходство с методами жёстко заданных упражнений, так как условия проведения соревнований полностью стандартизированы, и с игровыми методами, потому что само выступление имеет существенные степени свободы. Л.П. Матвеев подчёркивает роль эмоционального воздействия таких упражнений и их специфической функции при развитии силы воли, ментальной и эмоциональной саморегуляции.
Источник
ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Методическое пособие для тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования в области физической культуры и спорта
Составлено: Семенютой Т.Н., заместителем директора МБУДО ДЮСШ по методической работе
ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Спортивная тренировка – планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике, развитие его физических способностей.
Цель спортивной тренировки – подготовка к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности.
Задачи спортивной тренировки:
— освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;
— совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемого результата;
— воспитание необходимых моральных и волевых качеств;
— обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовки;
— приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.
Все задачи решаются комплексно и направлены на достижение наивысших спортивных показателей.
Результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями «тренированность», «подготовленность» и «спортивная форма».
Тренированность – степень функционального приспособления организма к предлагаемым тренировочным нагрузкам, возникающая в результате систематических физических упражнений, способствующая повышению работоспособности человека, всегда ориентирована на конкретный вид спорта.
Тренированность подразделяется на общую (повышение функциональных возможностей организма общеразвивающими, укрепляющими здоровье упражнениями) и специальную (конкретный вид спорта).
Подготовленность – комплексный результат физической, технической, тактической, психической подготовки. Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других её сторон, определяется ими и в свою очередь, влияет на их уровень.
Спортивная форма — высшая степень подготовленности спортсмена. Характеризуется его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности.
Средства спортивной тренировки
Основными средствами спортивной тренировки являются разнообразные физические упражнения.
Классификация физических упражнений:
- По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания всё многообразие физических упражнений аккумулировалось в четыре типичных группы: гимнастика, игры, спорт, туризм.
Каждая из этих групп имеет свои признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями. Специфическим назначением, а также методикой проведения.
- По анатомическому признаку: все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д.
С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений разминки.
- По признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств:
— скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);
— упражнения циклического характера на выносливость (бег на средние и длинные дистанции, плавание, лыжные гонки и т.п.);
— упражнения, требующие высокой координации движений (акробатика, гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание и т.п.);
— упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в изменяющихся режимах двигательной деятельности и ситуаций (спортивные игры, борьба, бокс, фехтование и т.п.).
- По признаку биомеханической структуры движения выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.
- По признаку физиологических зон мощности различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.
- По признаку спортивной специализации средства спортивной тренировки подразделяются на три группы:
— общеподготовительные; специально подготовительные и избранно соревновательные.
Общеподготовительные – являются преимущественно средствами общей подготовки спортсменов, эффективно решающие задачи всестороннего физического развития. Недостаточный прирост результатов или даже прекращение их роста, а также повышенный травматизм спортсмена обусловлен недостаточным объёмом общеподготовительных упражнений, особенно на ранних этапах обучения.
Необходимо помнить, что общеподготовительные упражнения должны выражать специфику избранного вида спорта.
Специально подготовительные — определяются спецификой избранного вида спорта. Упражнения подбираются с таким расчётом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену.
Специально-подготовительные упражнения подразделяются на подводящие и на развивающие.
Подводящие – способствуют освоению формы, техники движений.
Развивающие – направлены на развитие и совершенствование основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости).
Избранные соревновательные упражнения — целостные двигательные действия или совокупность двигательных действий, являющиеся средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами соревнований по избранному виду спорта.
Методы спортивной тренировки
Метод спортивной тренировки – способ применения основных средств тренировки, совокупность приёмов и правил деятельности спортсмена и тренера.
В тренировочном процессе используют две большие группы методов:
1.Общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;
2.Практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.
- Общепедагогические методы
Словесные методы: рассказ, беседа, анализ, обсуждение и др.
Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от знания терминологии, умелого использования указаний, замечаний, словесных оценок и разъяснений.
Наглядные методы:
— правильный методический показ спортсменом или тренером;
— демонстрация видеозаписей, фильмов, схем и т.д.;
— применение простейших ориентиров, ограничивающих направление движения, преодолеваемое расстояние;
— применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств.
- Практические методы
Методы строго регламентируемого упражнения:
— методы, направленные на освоение техники выполнения упражнения;
— методы, направленные на воспитание физических качеств.
- Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы:
— целостно-конструктивный (разучивание несложных упражнений в целом)
— расчленённо-конструктивный (разучивание более сложных упражнений по частям).
При применении вышеназванных методов большое значение отводится поводящим и имитационным упражнениям.
- Методы, направленные на развитие и совершенствование физических качеств подразделяют на интервальные и непрерывные.
Непрерывные методы – однократное непрерывное выполнение тренировочной работы.
Интервальные методы – выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.
При использовании этих методов упражнения выполняются в равномерном и переменном режиме.
При равномерном режиме интенсивность работы – постоянна, при переменном режиме – варьируется.
Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать или неоднократно изменяться.
В режимах непрерывной и интервальной работы может применяться круговой метод (станционный), направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.
Игровой метод – используется не только для начального обучения движениям или воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложнённых условиях.
В наибольшей степени он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, находчивость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативу.
Служит весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
Методы (способы) организации деятельности занимающихся
- Фронтальный метод – выполнение одного и того же задания всем составом группы, независимо от форм построения обучающихся (колонна, шеренга, круг). При использовании фронтального метода обеспечивается высокая плотность тренировочного занятия. Важно, чтобы при фронтальном методе обучающиеся не мешали друг другу и все видели тренера-преподавателя, а он всех учеников.
- Групповой метод – одновременное выполнение разных заданий преподавателя в нескольких группах. Разделение на группы осуществляется по уровню подготовки и другим признакам (весо-ростовой показатель).
Данный метод требует специальной подготовки помощников тренера-преподавателя из числа, наиболее подготовленных обучающихся и заблаговременного их инструктирования по выполняемому заданию.
- Индивидуальный метод – как правило, предназначен для обучающихся, отличающихся по подготовленности от основной группы.
Принципы спортивной тренировки
Принципы спортивной тренировки – наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых систематизированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы.
Принцип направленности на максимально возможные достижения, углубленную специализацию и индивидуализацию.
Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием наиболее действенных средств и методов, углублённой специализацией в избранном виде спорта.
Направленность к максимуму обусловливает все отличительные черты спортивной тренировки – повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность и т.д.
Спортивная специализация характеризуется наиболее благоприятным распределением времени и усилий в процессе совершенствования спортивной деятельности в избранном виде спорта, но не является таковым для других видов.
В связи с этим чрезвычайно важен учёт индивидуальных особенностей занимающихся при построении спортивной тренировки.
Ошибочный, не отвечающий индивидуальным качествам спортсмена выбор специализации или определённого амплуа в команде зачастую сводит на нет усилия спортсмена и тренера.
Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки с учётом возрастных особенностей спортсмена, уровня его подготовленности.
Принцип единства общей и специальной подготовки.
Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка. Являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию. В соответствии с этим в спортивной тренировке неразрывно сочетаются общая и специальная подготовки.
Единство общей и специальной подготовки означает невозможность исключения из тренировочного процесса ни одной из сторон подготовки без ущерба для роста спортивного мастерства.
Единство общей и специальной подготовки взаимозависимо на каждом этапе спортивной подготовки от вида спорта, от этапа обучения.
Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.
Принцип непрерывности тренировочного процесса характеризуется следующими основными положениями:
— спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный (накопительный) эффект в направлении спортивной специализации;
— воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы «наслаивается» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;
— интервал отдыха межу занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих восстановление и повышение работоспособности, причём в рамках тренировочных мезо – и микроциклов при определённых условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создаётся уплотнённый режим нагрузок и отдыха.
Необходимо так строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы и свести к минимуму регресс тренированности. В этом заключается основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки.
Принципиальный методический смысл этого положения заключается в требовании не допускать излишне длительных интервалов между тренировочными занятиями, обеспечивать преемственность между ними и тем самым создавать условия для прогрессирующих достижений.
Принцип единства постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок. Увеличение функциональных возможностей организма закономерно зависит от предъявляемых тренировочных и соревновательных нагрузок. Постепенное и максимальное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливает прогресс спортивных достижений.
Это обеспечивается повышением объёма и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемым к подготовке спортсмена.
Постепенность в тренировке должна соответствовать возможностям и уровню подготовленности спортсмена, особенно юного, обеспечивая неуклонный рост его спортивных достижений.
Принцип волнообразности динамики нагрузок.
Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определённых этапах подготовки вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки, обеспечивая необходимы биологические перестройки в организме спортсмена. Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии – она приобретает волнообразный характер.
Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки.
Волнообразные колебания свойственны как динамике объёма, так и динамике интенсивности нагрузок, причём максимальные значения их в большинстве случае не совпадают.
Принцип цикличности тренировочного процесса.
Характеризуется частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определённых циклов.
Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, т.е. отличается от предыдущего обновлённым содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д.
Эффективность тренировочного процесса в решающей мере зависит от рационального сочетания повторяющихся и динамических моментов при построении тренировки.
Весь тренировочный процесс, от элементарных его звеньев до этапов многолетней подготовки, состоит из циклов (микро-,мезо-, макроциклов), составляющих неотъемлемую систему рационального построения тренировочного процесса.
Принцип единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена.
Данный принцип отражает структуру, взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена.
Рациональное построение тренировочного процесса предполагает строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное осуществление соревновательной борьбы.
Этим принципом особо следует руководствоваться при создании системы управления тренировочным процессом, разработке перспективного планирования на относительно длительный период.
Принцип возрастной адекватности многолетней спортивной деятельности.
В процессе многолетней тренировки необходимо учитывать динамику возрастного развития спортсмена, позволяющую эффективно воздействовать на возрастную динамику способностей, проявляемых в спорте, в направлении ведущем к спортивному совершенствованию и в то же время не вступающем в противоречие с закономерностями онтогенеза (индивидуальное развитие) человека.
В детско-юношеском возрасте, когда происходит формирование и созревание организма, эффект тренировки зависит от учёта особо чувствительных (сенситивных) периодов, характеризующихся более высокими, чем в иные периоды темпами развития способностей.
В юношеском возрасте, до полного возрастного созревания основополагающим в тренировке должны быть общая физическая подготовка, формирование у каждого спортсмена всего комплекса физических способностей (силы, быстроты, выносливости и т.д.)
Основные стороны спортивной тренировки
- Спортивно-техническая подготовка – степень освоения спортсменом техники движений в избранном виде спорта, направленной на достижение высоких спортивных результатов.
Одним из важнейших методических условий совершенствования технического мастерства являются взаимосвязь и взаимозависимость структуры движений и уровня развития физических качеств.
Соответствие уровня физической подготовленности спортсмена уровню владения его спортивной техникой – важнейшее положение методики технической подготовки в спорте.
Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку.
Задачи общей технической подготовки – расширение фонда двигательных умений и навыков (школа движений), а также воспитание двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта.
Двигательное умение – это способность выполнять двигательное действие на основе определённых знаний о его технике.
Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации движений, и двигательное умение переходит в навык.
Навык — степень владения техникой, при которой управление движением происходит автоматизировано, а действия отличаются надёжностью.
- Спортивно-тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности.
Она включает в себя изучение:
— общих положений тактики избранного вида спорта;
— приёмов судейства и положения о соревнованиях;
— тактического опыта сильнейших спортсменов или команд;
— освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях;
— моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.
Тактическая подготовка неразрывно связана с использованием разнообразных технических приёмов.
- Физическая подготовка – направлена на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную подготовку.
Общая физическая подготовка (ОФП) в современной спортивной тренировке связывается не с разносторонним физическим совершенствованием вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта.
Средства ОФП – физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена (бег, ходьба на лыжах, спортивные игры, плавание упражнения с отягощениями и т.д.).
ОФП проводится в течение всего годичного цикла тренировки.
Специальная физическая подготовка (СФП) — характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.
Основными средствами СФП являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.
Физическая подготовка тесно связана со спортивной специализацией.
- Психическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надёжного выступления в них.
Источник