- Артикуляционная гимнастика «Комплекс для звука [Л]»
- Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Л, ЛЬ
- Артикуляционный уклад звуков Л, ЛЬ
- Звук Л:
- Звук ЛЬ:
- Нарушения произношения звуков Л, ЛЬ:
- Техника выполнения артикуляционной гимнастики
- Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Л, ЛЬ
- «Лягушка«
- «Слоник«
- «Блинчик«
- «Месим тесто«
- «Змейка«
- «Часики«
- «Вкусное варенье«
- «Чашечка«
- «Индюк«
- «Лошадка«
- «Гармошка«
- «Маляр«
- Вам также будет интересно:
- Артикуляционная гимнастика (Часть 2)
Артикуляционная гимнастика «Комплекс для звука [Л]»
Любовь Иконникова
Артикуляционная гимнастика «Комплекс для звука [Л]»
Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.
Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л].
При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:
1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
4. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
5. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
7. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.
Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.
Правильная артикуляция звука «Л»:
— кончик языка поднят и упирается в верхние зубы
— воздушная струя умеренная и теплая
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.
Чередовать «Блинчик – Иголочка»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).
«Почистим верхние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».
Артикуляционная гимнастика для детей с ТНР Упражнения для языка 1-7 — статические упражнения 8-18 -динамические упражнения 1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой.
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика дома Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников Артикуляционная гимнастика. Все знают, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков Название артикуляционного упражнения Техника выполнения артикуляционного упражнения «РУПОР».
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков «Заборчик» «Заборчик» — растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя.
Артикуляционная гимнастика «Упражнения для губ» 1. «Заборчик» Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Упр-е: улыбнуться, показать зубы, удерживать.
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика. Общий комплекс» Уважаемые родители! Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению.
«Артикуляционная гимнастика». Консультация для родителей Консультация поможет родителям правильно выполнять упражнения с детьми, так как добиться положительного результата правильного звукопроизношения.
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» Цели консультации: • объяснить родителям необходимость проведения артикуляционной.
Презентация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью, является одним.
Источник
Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Л, ЛЬ
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Л, ЛЬ – это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (губ, языка, щек, мягкого неба) к постановке звуков.
Артикуляционный уклад звуков Л, ЛЬ
Звук Л:
- положение губ и зубов зависит от последующего гласного;
- кончик языка узкий, поднят за верхние резцы и смыкается с альвеолами (бугорками за верхними зубами);
- средняя часть спинки языка опущена, а корень — отодвинут назад и поднят вверх;
- язык напоминает форму седла;
- воздушная струя проходит про бокам языка;
- мягкое небо при произнесении звука Л поднято (Л – ротовой звук);
- голосовые складки сомкнуты и вибрируют (Л – звонкий звук).
Звук ЛЬ:
- артикуляция звука ЛЬ схожа с артикуляцией звука Л;
- отличается лишь тем, что корень языка опущен, а средняя и передняя его части более приподняты;
- язык чуть продвигается вперед.
Звуки «Л», «ЛЬ» в норме появляются к 4,5 – 5 годам. Но часто дети их произносят неправильно, искажают, заменяют другими звуками.
Дефекты произношения звуков Л и Ль называются ламбдацизмом.
Нарушения произношения звуков Л, ЛЬ:
- Губно-губной ламбдацизм. При таком виде нарушения образуется звук, напоминающий У (в данном случае в произношении участвуют только губы, кончик языка бездействует).
- Губно-зубной ламбдацизм, при котором образуется звук, напоминающий В (нижняя губа приближается к верхним резцам, язык в произношении не участвует).
- Полусмягчённое произношение Л за счёт приподнятия спинки языка (в норме средняя часть спинки языка опущена).
- Межзубный ламбдацизм. При таком виде нарушения кончик языка высовывается между зубами. Но данное нарушение является дефектом только в том случае, если звук звучит искажённо. Если при межзубном произношении Л – чистый, то это дефектом не является и не требует коррекции.
К предрасполагающим факторам нарушения произношения звуков Л, ЛЬ относятся дефекты в строении языка (излишне большой), короткая уздечка языка (ребенок не может высунуть язык изо рта, или при высовывании язык делится пополам), нарушение мышечного тонуса при дизартрии (при выполнении артикуляционного упражнения «Иголочка» язык дрожит, шевелится, отклоняется в сторону).
В случае, если звуки Л и Ль заменяются другими звуками, то такое нарушение называется параламбдацизмом.
Звук Л чаще всего заменяется на У, Д, Н, В, И, З, Й, Р.
Замены звуков говорят о том, что есть проблемы в формировании фонематического слуха (различении звуков). Это нужно учитывать при коррекции данного вида нарушения.
Техника выполнения артикуляционной гимнастики
- подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика;
- начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
- лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
- не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
- каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
Важно добиваться правильного выполнения.
Если выполнять упражнения правильно и регулярно, то есть вероятность, что родителям не придется обращаться за помощью к учителю-дефектологу и ребенок научится говорить самостоятельно.
В более тяжелых случаях, связанных с органическим поражением артикуляционного аппарата, нужно обратиться за помощью к специалисту.
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Л, ЛЬ
«Лягушка«
- улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
- (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).
«Слоник«
- зубы сомкнуты;
- губы округлены и чуть выдвинуты вперед;
- верхние и нижние резцы видны.
«Блинчик«
- улыбнуться;
- приоткрыть рот;
- положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
- удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
- важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
«Месим тесто«
- улыбнуться;
- спокойно положить язык на нижнюю губу;
- пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
- закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
«Змейка«
- открыть рот;
- узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
- не прикасаться к губам и зубам.
«Часики«
- улыбнуться, открыть рот;
- кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
- нижняя челюсть неподвижна.
«Вкусное варенье«
- улыбнуться, рот открыть;
- медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
- нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«Чашечка«
- открыть рот;
- широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
- прогнуть среднюю часть языка , загнув кверху боковые края.
«Индюк«
- рот открыт;
- широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ….Нижняя челюсть неподвижна.
«Лошадка«
- присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
- щелкать языком медленно и сильно;
- нижняя челюсть должна быть неподвижной.
«Гармошка«
- улыбнуться;
- сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);
- не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
«Маляр«
- приоткрыть рот;
- широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движение вперед-назад.
Выполняя артикуляционную гимнастику регулярно и правильно вы поможете своему малышу быстрее справиться с дефектами произношения сонорных звуков Л,ЛЬ.
Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.
Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Л, ЛЬ»
Вам также будет интересно:
Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу.
Источник
Артикуляционная гимнастика (Часть 2)
ольга лебедева
Артикуляционная гимнастика (Часть 2)
Упражнение № 29 «ДУДОЧКА»
Цель: выработать движение губ вперед.
Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы сомкнуты). Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.
Смастерим мы дудочку,
Если есть трудности в выполнении — поиграйте : в поцелуи, какой пятачок у поросенка, покрутите этим пятачком по- и против часовой стрелки; слегка массируя пальцами, вытягивайте губы малыша вперед. Хорошо в динамике сочетать Заборчик-Дудочка.
Упражнение № 30 «СЛОНИК ПЬЕТ»
Описание. Образовать хобот слоника, вытянув вперед губы трубочкой, набирать водичку, слегка при этом причмокивая. Разжимая-зажимая кулачки, малыш помогает слонику набирать воду — пппффф и ладошку открыть над головой — слоник освежил себя водой.
Упражнение №31 «СЛОН ЕСТ КАШУ»
Описание. Растянуть губы в улыбке. Произносить «ням – ням – ням» затем вытянуть губы вперед, длительно произнести «ууууууууууу» чередовать упр. 4 – 6 раз.
Кашку манную мы ели
И добавки захотели.
Хобот вытянул слонёнок,
Да и каша манная —
Ням — ням — ням — ням.
Упражнение №32 «ТРЕЗОР»
Описание. Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как надо это сделать, надо про себя произнести звук «и». удерживать в таком положении губы на счёт от 1 до 5.
У щенка малютки
Уже большие зубки.
Как покажет их Трезорка,
Сразу в дом бежит Егорка.
Упражнение №33 «ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА»
Описание. «Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота).
Поиграть тебе охота?
Загоняем мяч в ворота.
Упражнение №34 «КОЛОБОК»
Описание. Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, «выдавливая» шарики.
Вот интересная игра —
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог.
Упражнение № 35 «БЛИНЧИК»
Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание «пя – пя – пя». Упражнение выполнять в течение 10 – 15 сек.
Мы печём, печём блиночки
И для сына, и для дочки.
Блинчики с маком
Упражнение №36 «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.
а. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
б. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
в. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Упражнение № 37 «МЕСИМ ТЕСТО»
Описание. Улыбнуться, пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя.», покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).
Упражнение №38 «МАССАЖ ЯЗЫКА»
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.Верхней губой похлопываем по языку: пя-пя-пя. Выполнять под счет от 10 – 15 раз.Затем верхними зубами покусываем широкий язык: тя-тя-тя. Выполнять под счет от 10 – 15 раз. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения.
Упражнение №39 «ГРИБОЧЕК»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.
Вот грибок на тонкой ножке –
Ты клади его в лукошко.
а. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
б. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.
в. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Упражнение №40 «ИНДЮКИ БОЛТАЮТ»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл-бл (как индюк болбочет).
Ходят по двору подружки –
Две болтливые индюшки.
Под окошком — блл, блл, блл —
Никто не понимает.
На качели индюки
«Блл, бллл!» — предлагают.
а. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
б. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
в. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Упражнение №41 «ПОЙМАЕМ МЫШКУ»
Описание. Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).
Упражнение №42 «БАРАБАНЩИК»
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами,многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек.
Петя встал сегодня рано
И стучит по барабану.
а. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть непод-вижна; работает только язык.
б. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлю-пающим.
в. Кончик языка не должен подворачиваться.
г. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Основное упражнение для постановки Р,РЬ. Если рот закрывается,язык падает — примените механическую помощь: пусть ребенок зажмет палочку шириной 1 см зубами (для начала можно счетную палочку, язык «стучит» над палочкой.
Упражнение №43 «ПАРУС»
Цель: выработать умение поднимать язык к небу и удерживать позу под счет до 10 раз
Описание. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка укрепить за верхние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.
Упражнение №44 «ПАРАХОД ГУДИТ»
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы.» – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к нёбу и не двигается.
Быстро по реке плывёт
И гудит наш пароход – «ыыыы»!
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
Упражнение №45 «КИСКА»
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижав кончик языка к нижним зубам, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.
Мурка спинку выгибает,
Глазки щурит и зевает.
Упражнение №46 «КИСКА СЕРДИТСЯ»
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зу-бам, при этом спинку языка поднимать, как кошка выгибает спинку, когда сердиться и опускать. Выполнить упражнение 3 – 5 раз.
Киска сердится на Машу:
Хочет рыбку, а не кашу.
Основное упражнение на постановку свистящих. Если язычок не держится за зубами — ребенок может придерживать его указательнм пальцем. Если воздушная струя идет по всей плоскости языка — проложите дорожку с помощью зубочистки вдоль плоскости языка посередине.
Упражнение №47 «ГАРМОШКА»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Эй, дружок, Антошка!
Сыграй нам на гармошке!
а. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
б. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
в. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Упражнение № 48 «РЫБКА»
Описание. Губы сжаты, щёки втянуты. Упражнение выполнять медленно, чётко.
Не нужны сейчас улыбки –
Делай ротик, как у рыбки.
Упражнение №49 «ПОЛОСКАЕМ РОТ»
Описание. Рот закрыт, губы плотно сжать, щёки надуть. «Полоскать» рот воздухом.
Наливаем воду в бочку –
Надуваем сильно щёчки.
Упражнение №50 «ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ»
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
а. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть непод-вижна.
б. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
в. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
г. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Артикуляционная гимнастика (комплекс 1) Все упражнения (кроме упр. 2) выполняются при неподвижной нижней челюсти, работают только губы и. или язык. Для контроля под нижнюю челюсть.
Мастер-класс по проведению артикуляционной гимнастики Цель артикуляционной гимнастики состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений,.
Источник