Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ
Марина Илларионова
Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ
Основная задача утренней зарядки (УГ) — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности.
Задачи:
укрепление и сохранение здоровья человека создание бодрого жизнерадостного настроения повышение работоспособности.
систематическое проведение УГ воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, прививает любовь к занятиям физической культурой
приучает организованно начать день, учит согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным,внимательным, выдержанным,
вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Организация утренней гимнастики
Требования к проведению утренней гимнастики:
Гигиенические: выполнять утреннюю гимнастику следует в предварительно проветренной комнате или на открытом воздухе. Температура в помещении оптимальна 16-18градусов. В теплое время года зарядка проводится на открытом воздухе. Если в комплекс гимнастики включены упражнения, выполняемые на полу, необходимо использовать гимнастический коврик.
Педагогические: упражнения утренней гимнастики необходимо выполнять в определённой последовательности: в начале выполняются упражнения на потягивание, затем следует спокойная ходьба, переходящая в медленный бег. Дозировка нагрузки во время утренней гимнастики должна быть такой, чтобы дети испытывали чувство бодрости, а не усталости. В конце зарядки можно использовать специальные дыхательные упражнения с медленным продолжительным выдохом в виде чтения четверостишия на одном двух вдохах или игровые упражнения («Каша сварилась», «Снежинки» и др.). Гимнастика может быть проведена в виде игр и игровых упражнений (например, в дни праздников или утренников).
Организационные: для проведения утренней гимнастики необходимо предварительно разобрать комплексы физических упражнений, определить последовательность выполнения, дозировку и предварительно опробовать их. Предпочтение отдаётся динамическим упражнениям. Статические и натуживающие усилия нежелательны.
Требования к одежде: одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких, гигроскопичных материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.
Музыкальное сопровождение: утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением в детском саду следует начинать со второй младшей группы (именно в это время формируются музыкально-ритмические умения и навыки).
Структура утренней гимнастики
Утренняя гимнастика начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями.
Утренняя гимнастика состоит из 3 частей:
Каждая часть имеет свои задачи и содержание.
Вводная часть утренней гимнастики
Зад ачи: организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных действий; формирование правильной осанки; подготовка организма к выполнению более сложных упражнений)
Построения (в круг, шеренгу, колонну)
Строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом)
Перестроения (из одной колонны в две, из двух колонн в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в стороны)
Непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению ОДА и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук,с высоким подниманием коленей, перекрестным шагом)
Бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.
Основная часть утренней гимнастики
Задачи: укрепление основных мышечных групп; формирование правильной осанки)
Выполнение комплекса ОРУ.
Комплекс утренней зарядки включает в себя три группы упражнений:
направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук;
на повышение гибкости позвоночника и укрепление мышц спины;
на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы.
Заключительная часть утренней гимнастики
Задачи: восстановить пульс и дыхание
Дети младшего возраста выполняют прыжки или бег,переходящие в заключительную ходьбу.
Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом,затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий.
После заключительной ходьбы проводится малоподвижная игра.
Формы проведения утренней гимнаст
Традиционная с использованием ОРУ
Обыгрывание сюжета( «Путешествие в лес», «Мореплаватели», «Жучки» и т. д)
Игрового характера (из 3-4 подвижных игр)
С использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов
Оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени)
С использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей)
Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики
Методика проведения утренней гимнастики
Младший дошкольный возраст
Построение :группа или пары, держась за руки
Вводная и заключительная части: спокойная ходьба врассыпную или друг за другом
Основная часть :в кругу или свободное расположение в пространстве.
ОРУ: имитационный характер; игровая форма.
Исходные положения :сидя, лежа на спине и на животе
Комплекс УГ для детей до 3лет:
длительность: до 5мин
Комплекс УГ для детей от 3 до 4 лет:
Длительность: до 5-6мин.
Бег-подскоки(2 подхода-10-15сек) или подвижная игра
Средний возраст
Построения :друг за другом, парами,врассыпную и т. д.
Ходьба: разнообразная (широким-мелким шагом,полуприседе,вперед спиной и т. д.)
Основная часть: круг, звенья (со второго полугодия)
ОРУ: используются всевозможные исходные положения (стоя,сидя,лежа и т. д.)
Пособия: флажки,платочки,мячи,обручи,мешочки и т. д.
Комплекс УГ для детей от 4 до 5лет:
Подскоки: разнообразные(15-20 поскоков 1-2раза)
ИЛИ бег на месте ИЛИ подвижная игра
Краткость и четкость.
Качество показа воспитателем
Четкие исходные положения
Старший возраст
Возрастает ответственность детей при выполнении упражнений, значение УГ, её роль в физическом развитии и т. д.
Построения :разные построения (шеренга,колонна, две-три колонны, круг)
Ходьба: разнообразная (смена темпа, направления, на носках, высоко поднимая колени и т. д)
Основная часть: в звеньях (шеренгах)
Пособия: гимнастические палки, обручи, скакалки.
Подскоки :с разнообразными движениями рук, с продвижениями, перепрыгиванием препятствий(20-30раз 1-2 раза)
Комплекс УГ для детей от 5 до 6лет:
Комплекс УГ для детей от 6 до 7лет:
Комплекс рассчитан на 1-2 недели, при необходимости вносятся уточнения и изменения.
Контроль за точностью положений и направлений движений частей тела, темпом, счётом.
Качество выполнения ОРУ высокое!
Объяснение: четкое и краткое, уточнение исходных положений, вида движения.
Показ: в первые дни разучивания комплекса, привлечение других детей.
Дыхание, осанка детей!
Особенности проведения УГ на воздухе
Весной и летом,как правило, УГ проводится на участке. Поздней осенью и зимой УГ может проводиться на участке, но только с детьми шестого года жизни, причем с детьми наиболее физически подготовленными и закаленными. Упражнения подбираются с учетом одежды и выполняются в более энергичном темпе. Особенно тщательно нужно следить за тем, чтобы дети не охлаждались.
Используемая литература:
Голицина, Н. С., Бухарова, Е. Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М. : Изд-во «Скрипторий 2003», 2006.
Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Сочеванова, Е. А. Комплексы утренней гимнастики для детей 3 – 4 лет: Методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
Харченко, Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3 – 5 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Останко, Л. В. Развивающая гимнастика для дошкольников. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2006.
Шорыгина, Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
Куприянов, Н. Как делать физкультурную зарядку. – М. – Л. : Детгиз, 1952.
Картотека проведения утренней гимнастики в средней группе Сентябрь Комплекс утренней гимнастики № 1 Средняя группа Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки на поясе. Легкий бег. Упражнение.
Планирование проведения комплексов утренней гимнастики в младшей группе КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ И ИГР №1 (сентябрь) Комплекс ОРУ «Дружная семья» 1. И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину; хлопки перед лицом.
Методическая разработка проведения бодрящей гимнастики с элементами дыхательной гимнастики Пояснительная записка. Дыхательная гимнастика — это составная часть лечебной физкультуры, которая ставит своей целью тренировку дыхательного.
Конспект проведения утренней гимнастики в младшей группе Конспект проведения утренней гимнастики в младшей группе. Содержание Дозировка Организационно-методические указания. 1. Вводная часть Ходьба.
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24 «Спутник» Консультация для педагогов на тему: «Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики».
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Методика проведения утренней гимнастики» Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Методика проведения утренней гимнастики» Актуальность: В свете решения приоритетной задачей государства.
Методика проведения утренней гимнастики для дошкольников • Методика проведения утренней гимнастики для детей. В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую.
Семинар для воспитателей «Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп» Семинар для воспитателей Тема: «Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп» Форма проведения: Семинар-практикум.
Конспект проведения утренней гимнастики в подготовительной группе Конспект проведения утренней гимнастики в подготовительной группе Задачи: Формировать правильную осанку, предупреждение плоскостопия. Охранять.
Значение и особенности проведения утренней гимнастики в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС до Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека, период наиболее быстрого развития, строения и функций организма ребенка. Крепкий.
Источник
Практикум для молодых педагогов «Особенности проведения утренней гимнастики»
Лариса Хлюпина
Практикум для молодых педагогов «Особенности проведения утренней гимнастики»
Семинар – практикум
«Особенности проведения утренней гимнастики» (слайд)
Пожалуй, нет такого человека, который бы не знал, что такое утренняя гимнастика, однако не все ее выполняют. А между тем проведение утренней гимнастики играет большую роль в формировании двигательных качеств личности, организованности, умении планировать свою деятельность и в психическом развитии в целом
Сегодня мы с вами поговорим об утренней гимнастике — о значении, о содержании, схемы построения гимнастики, о различных вариантах утренней гимнастики. Также у нас будет и практическая часть связанная конечно тоже с утренней гимнастикой
Что же такое утренняя гимнастика.
Проверим вас (слайд)
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.
Условия, место и время проведение гимнастики: проводится ежедневно до завтрака, в течение от 5 и до 12 минут (в зависимости от возраста детей) на воздухе или в помещении (зависит от экологических и погодных условий). Дети должны занимать в удобной для них форме и босиком.
Основная задача утренней гимнастики (слайд)
Перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности
Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается полезная привычка каждое утро выполнять различные упражнения.
ЗАРЯДКА создает организованное начало, ровное,бодрое настроение у занимающихся:
• Сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе,
• а малокровные дети втягиваются в определенный ритм.
Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешены, лица их довольны и радостны.
Структура утренней гимнастики традиционной
Утренняя гимнастикасостоит из трех частей: вводная, основная и заключительная. Вводная часть включает в себя»
• ходьба, которая воздействует на все мышечные группы
• ходьба различным способом (для разогрева стопы)
• бег с различными перемещением (змейкой, врассыпную, по диагонали и т. д)
• перестроение (врассыпную, в звенья, в круг, в колонны и т. п)
Бег сменяется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений. Количество упражнений, их содержание и последовательность соответствуют требованиям, входящим в комплекс ОРУ для физкультурных занятий (от 6 до 8 в зависимости от возраста). Но в связи с тем, что необходимо вызвать бодрое, оживленное состояние детей, упражнения должны выполняться в быстром темпе, а поэтому следует включать уже усвоенные движения, не требующие большого умственного напряжения. Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро.
Последовательность упражнений в комплексах утренней гимнастики классическая. Сначала даются 1-2 упражнения для мышц рук и плечевого пояса, которые способствуют расширению грудной клетки. Затем 3-5 упражнений, укрепляющие мышцы живота, спины и ног. Упражнения даются в разном темпе — в умеренном, затем быстром, затем в медленном.
Широко должны применяться общеразвивающие упражнения как с пособиями, так и без них. Упражнения проводятся из разных исходных положений – стоя на коленях, сидя, лежа на животе.
В заключительной части гимнастики для снижения нагрузки предлагается ходьба или малоподвижная игра, специальные дыхательные упражнения с медленным продолжительным выдохом в виде чтения четверостишия на одном-двух вдохах или игровые упражнения («Шина спустилась», «Мяч лопнул» и т. д.).
Не рекомендуется включать в утреннюю гимнастику упражнения одностороннего характера (поднять вверх сначала одну руку, затем другую и т. д., с небольшой амплитудой (полунаклоны, полуприседания, сложные по координации и требующие напряженного внимания; воздействующие только на мелкие группы мышц (кисти, стопы).
Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течении одной, двух недель в зависимости от сложности его содержания. Воспитатель кратко и четко объясняет задание, напоминает исходное положение, вид предстоящего движения, требования к качеству выполнения и необходимое количество движений. В старших группах объяснение упражнений сочетается с показом только в самом начале освоения комплекса. Дети к шести годам должны научиться выполнять все упражнения комплекса утренней гимнастики по слову воспитателя, запоминать и воспроизводить самостоятельно в правильной последовательности, действовать энергично, сообразуясь со своими возможностями. После двух-трех повторений дети должны самостоятельно воспроизводить целиком весь комплекс. Во время проведения утренней гимнастики желательно музыкальное сопровождение. Это создает положительный эмоциональный тон.
При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года важно помнить о вариативности их содержания характера.
Наряду с традиционным типом утренней гимнастики в практику дошкольных учреждений могут быть внедрены разные ее варианты, отличающиеся от традиционного комплекса по содержанию и методике проведения.
Варианты проведения утренней гимнастики
• традиционная с использованием ОРУ
• игрового характера (2-3 игры разной степени интенсивности или 5-7 упражнений имитационного характера «бабочки летают», «туристы в лесу».
• С использованием полосы препятствий
• С включением оздоровительных пробежек
• С использованием простейших тренажеров
• утренняя гимнастика с музыкально-ритмическими движениями;
Утренняя гимнастика вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.
Грустно видеть когда на зарядке присутствует 2- 4 ребенка. Но наша с вами задача – добиться хорошего посещения зарядки. Какими же способами. Это и беседа с родителями и работа с детьми (Привести пример с жетонами здоровья и успеха)
Утренняя гимнастика – во первых это движение, а. двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь день.
Это так называемый «скелет» или схема упражнений для любой гимнастики, естественно вы можете дополнить ее своими упражнениями.
Утренняя гимнастика.
Упражнения, включаемые, в утреннюю гимнастику для ребенка могут быть разными, но главное, чтобы они развивали организм и выполнялись в определенной последовательности. Еще одним из важных пунктов при выполнении гимнастики является то, что нужно не просто выполнить все упражнения, а важно следить за дыханием ребенка. Вдох должен быть глубоким через нос, а выдох – медленным и продолжительным через рот.
Начинать гимнастику следует с ходьбы (можно на месте) или легкой пробежки «трусцой» — это упражнение подготавливает организм к предстоящей физической нагрузке.
Первое упражнение – поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук.
Второе упражнение – приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения кровообращения.
Третье упражнение – различные наклоны вперед и назад, вверх вниз. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины, живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.
Четвертое упражнение –отжимание: мальчики от пола, а девочки от стола или скамейки. Это упражнение развивает мышцы рук и плечевого пояса.
Пятое упражнение – наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.
Шестое упражнение – маховые движения ногами и руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.
Седьмое упражнение – прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.
Восьмое упражнение – последнее, медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.
Памятка «Утренняя гимнастика»
1 мл группа 2 мл группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
Форма проведения Игровая, на основе п/и Игровая, традиционная, на основе п/и, Игровая, традиционная, на основе п/и, полоса препятствий, с простейшими тренажерами и т. д Различные варианты Различные варианты
продолжительность 4-5 мин 5-6 мин 6-8 мин 8-10 мин 10-12 мин
Продолжительность ходьбы и бега на зарядке Ходьба – 15- 30 сек,
Бег, п/и – 2 раза по 10 – 15 сек с небольшой паузой для отдыха Ходьба – 17- 35 сек,
Бег, п/и – 2 раза по 12 – 17 сек с небольшой паузой для отдыха Ходьба – 20- 40сек
Бег, п/и – 2 раза по 12 – 17 сек с небольшой паузой для отдыха Различные виды ходьбы и бега с различным перемещение по плошадке
Построения, перестроения Врассыпную, в круг, в определенном направлении, ориентиры. Врассыпную, в круг, в колонне, по ориентирам В круг, в звенья, по ориентирам, в колонну по два В звенья, по ориентирам, в колонну по два, по три, в шахматном порядке В звенья, по ориентирам, в колонну по два, по три, в шахматном порядке
Дозировка ОРУ, кол- во повторов, 3-4 упражнения (4-5 раз)
Упражнения носят имитационный характер 4-5 упражнений (5-6 раз) 5-6 упражнений (4-6 раз) 5-6 упражнений (5-6 ра)
ОРУ могут быть в парах, всей группой (с длинной веревкой) 6-7 упражнений (6-8 раз) ОРУ могут быть в парах, всей группой (с длинной веревкой)
Роль педагога
Вместе с детьми выполняет все упражнения Вместе с детьми. К концу года педагог при выполнении знакомого комплекса
проделывает с детьми 2-3 упр и задав темп, продолжает вести упражнения словесно Объяснять упражнение – четко и кратко. Возрастает значение качества показа воспитателя, дети начинают понимать особенности образца. Детей постепенно приучают действовать в одном темпе для всех. Основная особенность – ответственное отношение детей к утренней гимнастики. Для детей необязательна образность и занимательность. Педагог поясняет роль зарядки в их жизни
Объяснение четкое и краткое. Пояснение упраж. сочетается с показом лишь в первые дни освоения комплекса. К показу привлекают детей. Следит за дыханием детей, правильностью выполнением упражнений Дети проделывают упражнения по слову педагога. Дети сами называют упражнение и объясняют и показывают. Педагог следит за дыханием, за правильным выполнением упражнений
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Утренняя гимнастика как средство повышения физической активности воспитанников Утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика в ДОУ является одним из важных компонентов двигательного режима ребёнка. Это система специально.
Карта анализа утренней гимнастики КАРТА АНАЛИЗА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ Организация детей Место проведения утренней гимнастики Соблюдение гигиенических требований: • Влажная.
Источник