—>ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ —>
Учения и тренировки являются наиболее эффективным средством повышения готовности руководящего состава, органов управления, уполномоченных решать задачи в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций (далее – ГО и ЧС), в том числе подразделений, привлекаемых по планам взаимодействия к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. На учениях совершенствуются теоретические знания и практические навыки в организации и проведении мероприятий по ГО и ЧС. Учения являются основной и наиболее эффективной формой подготовки работающего и неработающего населения к действиям в очагах поражения, районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
В системе ГО и ЧС муниципальные предприятия, учреждения и организации, а также сторонние организации, входящие в состав муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – муниципальное звено ТП РСЧС), на объектовом уровне проводят самостоятельно или по указанию вышестоящего руководства следующие учения и тренировки:
— штабные тренировки – для совершенствования практических навыков должностных лиц органа управления ГО и ЧС в выполнении функциональных обязанностей, повышении слаженности, организации взаимодействия и оперативности в работе;
— объектовые тренировки – для отработки практических мероприятий, предусмотренных планом ГО и ЧС организаций (объектов);
— тактико-специальные учения – для подготовки сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР), повышения их слаженности;
— специальные учения и тренировки – для получения навыков по предупреждению пожаров и действиям в случае их возникновения.
Совместные командно-штабные учения звена ТП РСЧС или отдельных его служб проводятся по согласованию с руководителями сторонних организаций, входящих в эти службы – для отработки совместных действий и проверки готовности органов управления и сил звена ТП РСЧС по ведению АСДНР при возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера.
Виды проводимых учений и тренировок
Подготовка органов управления и сил звена ТП РСЧС по достижению слаженности действий и оперативности управления осуществляется на командно-штабных учениях (далее – КШУ) или тактико-специальных учениях (далее – ТСУ).
КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся органом местного самоуправления не реже 1 раза в 3 года. В организациях проводятся ТСУ продолжительностью до 8 часов 1 раз в год.
Формирования выводятся на ТСУ укомплектованными личным составом, техникой, приборами, вооружением, средствами защиты и материальными запасами в максимально полном объеме.
Основные цели ТСУ:
— совершенствование практических навыков руководителей организаций в управлении силами гражданской обороны и звена ТП РСЧС при организации и проведении АСДНР;
— проверка готовности формирований к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также последствий применения противником современных средств поражения.
Совершенствование практических навыков органов управления по организации и управлению мероприятиями ГО и ЧС осуществляется при проведении штабных тренировок (далее – ШТ).
Основной целью ШТ является:
— выработка у руководителей организаций и органов управления практических навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий в связи с угрозой и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
— достижение слаженности в работе отдельных подразделений и органов управления в целом.
ШТ могут быть совместные и раздельные.
Совместные ШТ проводятся с привлечением органов управления и всех структурных подразделений организации с целью отработки взаимодействия между ними и достижения слаженности действий.
Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления или отдельными структурными подразделениями организации.
Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций по решению задач в области ГО и ЧС осуществляется при проведении объектовых тренировок (далее – ОТ) 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов. В общеобразовательных учебных заведениях объектовые тренировки проводятся ежегодно без прекращения учебного процесса.
На ОТ отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов). ОТ могут проводиться под руководством руководителя организации (объекта) или в составе групп объектов и организуются по территориально-производственному или ведомственному принципу по единому плану.
Практическое обучение органов управления и сил ГО и ЧС, а также работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (далее – СУТ).
СУТ по противопожарной защите в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов. Целями СУТ являются:
— проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;
— проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;
— обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;
— повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.
В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов.
При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков, решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.
Порядок проведения учений и тренировок
Проведение учений и тренировок по ГО и ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах планируются заблаговременно на предстоящий год. Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Организации, подведомственные местному органу самоуправления, а также организации, входящие в состав звена ТП РСЧС, направляют годовой план учений и тренировок в отдел по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования до 30 декабря истекающего года.
Помимо плановых учения и тренировки могут быть проверочные, показные, опытные и исследовательские.
Плановые учения и тренировки проводятся по завершении цикла обучения по специальной подготовке руководителей организаций, органов управления и сил ГО и ЧС с целью их слаживания, совершенствования взаимодействия, отработки практических действий по ведению АСДНР.
Проверочные учения и тренировки проводятся по указанию вышестоящего органа управления в целях оценки степени готовности, уровня тактико-специальной подготовки органов управления и сил ГО и ЧС.
Показные учения и тренировки проводятся в целях выработки единых требований к организации применения сил ГО и ЧС, отработки методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, а также показа наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению АСДНР.
Опытные и исследовательские учения служат одной из форм проведения исследований и проверки способов разрешения проблемных задач теории и практики ГО и ЧС и проводятся в целях исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил, ведения АСДНР, а также использования штатного имущества и техники. Порядок проведения опытных и исследовательских учений и состав участников определяется руководителем организации, по распоряжению которого они проводятся.
При работе со служебными документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения учений и тренировок должностные лица обязаны соблюдать режим секретности, установленный законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Контроль проведения учений и тренировок на территории муниципального образования осуществляет отдел по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования, а на подведомственных объектах – соответствующие должностные лица данных организаций в пределах предоставленных им полномочий по управлению ГО и ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Для подготовки и проведения учений и тренировок разрабатываются следующие документы:
Источник
Проведение объектовой тренировки
Подготовка объектовой тренировки
Организация проведения объектовых тренировок
Объектовая тренировка (ОТ) – упрощенная по мероприятиям организации и сокращенное по времени и объему выполняемых мероприятий комплексное учение. В отличие от комплексного учения на объектовой тренировке выполняются только отдельные практические мероприятия, предусмотренные «Планом ГО на военное время» и «Планом защиты населения и территории от ЧС».
ОТ являются наиболее совершенной формой подготовки организаций с числом работающих менее 300 человек и в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих менее 600 коек, к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основное внимание в ходе тренировки уделяется практической отработке приемов и способов защиты людей и обеспечения устойчивости при возникновении ЧС как техногенного, так и природного характера, а также действий в случае применения противником ССП.
Такие тренировки проводятся как самостоятельно, под руководством начальника ГО организации, так и в составе группы других организаций, входящих в объединение предприятий (акционерное общество, управление, трест, объединение, компания, товарищество).
Определяя тему и продолжительность тренировки, необходимо исходить из основного требования — обеспечить глубокую и всестороннюю проработку учебных вопросов. Перечень и объем выполняемых мероприятий должны позволить проверить на практике реальность выполнения мероприятий, заложенных в планы.
К участию в тренировке привлекаются: органы управления и силы ГСЧС и ГО, рабочие и служащие организации, население ведомственного жилого сектора, не занятое в производстве; в учебных заведениях, кроме преподавательского и обслуживающего состава, студенты и учащиеся.
Подготовка и проведение осуществляются лично руководителем организации с учетом организационно-штатной структуры, характера производственной (служебной) деятельности, особенностей территориального размещения, степени обученности трудового коллектива и состояния ГО организации.
Для ее проведения на основании приказа, который доводится до исполнителей не позднее, чем за месяц до начала тренировки и указаний руководителя организации (руководителя тренировки) разрабатывается план (график) проведения тренировки.
Проводится она на территории предприятия, организации, учреждения, учебного заведения с максимальным использованием имеющейся учебно-материальной базы.
Производственная, служебная и учебная деятельность при проведении тренировки не прекращается, а учебные вопросы, требующие привлечения максимально возможного количества людей (например, действия по сигналам оповещения, эвакуация, укрытие и другие), отрабатываются в наиболее удобное для организации время при условии максимального сокращения потерь рабочего времени. Личный состав сил ГСЧС и ГО привлекается для выполнения только тех практических мероприятий, которые определены соответствующими планирующими документами по ГСЧС и ГО.
В ходе ОТ могут отрабатываться следующие мероприятия:
По теме «Ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф»:
— с руководящим составом — планирование мероприятий по предупреждению аварий на объекте и их осуществление; организация и практическое проведение работ по ликвидации последствий аварий и катастроф на объекте, а также стихийных бедствий, характерных для данного региона (местности);
— с личным составом формирований — тактико-специальное учение с отработкой вопросов: сбор, получение оснащения и средств защиты, ведение разведки, выполнение задач по ликвидации последствий аварий или стихийных бедствий, проведение АСДНР, обеззараживание и санитарная обработка (при необходимости);
— с рабочими и служащими (студентами и учащимися) — действия после соответствующей информации об обстановке, быстрое и правильное применение СИЗ, укрытие в ЗС и помещениях, в отдельных случаях эвакуация, действия при разливе (выбросе) СДЯВ, оказание первой помощи пострадавшим, обеззараживание территории, помещений, оборудования, одежды и обуви, частичная санитарная обработка.
Кроме этих вопросов могут отрабатываться и другие практические мероприятия, перечень и порядок выполнения которых определен «План защиты населения и территории от ЧС».
По темам «Организация защиты рабочих и служащих в ЧС мирного и военного времени» или «Практическое осуществление мероприятий ГО при переводе организации на работу в условиях военного времени» во всех случаях руководящий состав ГО, формирования, рабочие и служащие отрабатывают, главным образом, те вопросы и мероприятия, которые заложены в планах. Однако есть такие элементы, которые должны выполняться в ходе почти всех тренировок — это действия по сигналам оповещения (речевой информации), выдача и пользование средствами индивидуальной защиты, повышение устойчивости работы организации, оказание само- и взаимопомощи, частичная санитарная обработка.
Оценка качества проведения объектовой тренировки осуществляется в соответствии с критериями для комплексных учений.
По окончании объектовой тренировки начальник ГО проводит разбор, в котором анализирует действия обучаемых, обращает внимание на недостатки, определяет пути и сроки их устранения. При необходимости по результатам вносятся изменения в «План гражданской обороны на военное время» и «План защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций».
О результатах тренировки (не позднее 10 дней со времени ее проведения) направляется доклад в установленном порядке в вышестоящий ведомственный орган повседневного управления по ЧС.
№ п/п | Основные показатели (мероприятия) | Отлично | Хорошо | Удовлетворительно |
Количество участвующих: формирований рабочих, служащих | 90% 70% | 80% 60% | 65% 50% | |
Оповещение и сбор руководящего и командно-начальствующего состава в назначенное место | Точно по плану | Позже плана на 10% | Позже плана на 15% | |
Приведение в готовность: пункта управления защитных сооружений формирований | Точно по плану По плану По плану | Позже плана на 10% Позже на 10% Позже на 15% | Позже плана на 15% Позже на 15% Позже на 20% | |
Укомплектованность формирований, привлекаемых на учения: личным составом техникой и имуществом | 90% 90% | 75% 65% | 65% 60% | |
Выполнение мероприятий по повышению устойчивости, предусмотренных на время учения | 100% | 80% | 60% | |
Проведение АСДНР | Нормативы выполнены всеми формированиями | |||
из них: 50%-отл | из них: 60%-отл. и хор., 30%- уд | из них: 75% получили положит. оценки | ||
Управление | Органы упр. показали организованность, слаженность. Случаев потери упр. не было | Органы упр. задачи выполняли своевременно. Были отдельные недостатки | Органы упр. в основном справились. Не было должной организованности. Имели место сбои | |
Оповещение рабочих и служащих | Информация доведена до 100% рабочих и служащих в сроки, предусмотренные планом | Информацию получили не все и с запозданием | ||
Связь | Действовала бесперебойно, обеспечивая надежное управление | Имелись перебои в связи по обеспечению управления |
1. При анализе работы участников учения должны быть приняты во внимание: общая организованность; правильность и целесообразность принятых решений; полнота и качество имевшихся и разработанных во время учения документов; своевременность доведения решений и четкость их выполнения; организация и поддержание взаимодействия; соблюдение мер безопасности.
2. Общая оценка выставляется:
— «отлично», если 50 и более % показателей получили отличные оценки, не менее 25% «хорошо» и нет неудовлетворительных оценок;
— «хорошо», если не менее 50% выполнено с оценками «отлично» и «хорошо», а остальные — «удовлетворительно»;
— «удовлетворительно», если не менее 65% выполнено с положительной оценкой.
3.При отсутствии или низком качестве разработанных документов, неорганизованности в работе служб и формирований общая оценка снижается на один балл.
Источник