Учет учебной работы по гимнастике

Часть IV

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИИ С РАЗЛИЧНЫМИ КОНТИНГЕНТАМИ

Глава 22

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО ГИМНАСТИКЕ
В ШКОЛЕ И ПТУ (Г «,

ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Планирование и учет — необходимое условие успешного веде­ния педагогического процесса.

Планирование помогает выделить основные и второстепенные задачи обучения, а также своевременно обнаружить и устранить имеющиеся недостатки. Оно предполагает определенную систему мероприятий, предусматривающих систематичность и последова­тельность в работе, хорошую организацию и необходимое содержа­ние занятий. В плане должны быть определены перспективы про­цесса обучения и воспитания, а также сроки выполнения намечен­ных мероприятий. При планировании работы по гимнастике не­обходимо учитывать контингент занимающихся, а также задачи и условия занятий.

В зависимости от задач и специфики коллектива планирование учебной работы осуществляется на длительный период (перспек­тивное планирование), на один год (годовое) и на короткие отрезки времени (полугодие, семестр, четверть). Работа по гимнастике в школах планируется по четвертям, в ПТУ и вузах — по полуго­диям, в спортивных школах и в секциях коллективов физической культуры — по периодам подготовки. Планирование охватывает все вопросы учебно-воспитательной работы с занимающимися и последовательно направляет их усилия на решения стоящих перед ними задач. Важно, чтобы намеченные планом мероприятия были доступны занимающимся. Планы необходимо систематически про-

верять и контролировать. Только при соблюдении этих условий планирование будет способствовать улучшению работы и решать задачи всестороннего физического воспитания. Контроль легче осуществить, если ведется систематический учет выполнения по­казателей плана.

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Основными документами планирования учебно-воспитательной работы являются: план работы, учебный план, программа, график учебного плана, рабочий план, план-конспект урока.

План работы

План работы — основной документ планирования, охватываю­щий все разделы работы. В средних школах и вузах его составляет старший преподаватель физического воспитания, в ПТУ — руково­дитель физического воспитания, в спортивных секциях, в спортив­ных школах — старший тренер. План обсуждается теми лицами, которые будут участвовать в его выполнении, и утверждается ру­ководителем учреждения (директором школы, ПТУ, председателем коллектива физкультуры и т. п.). Обычно он составляется по такой форме (табл. 9).

План работы включает следующие разделы:

1. Организационная работа.Этот раздел включает вопросы ком­плектования учебных групп, подбора преподавателей и распреде­ления обязанностей между ними, подготовки актива (инструкто­ров-общественников, судей), собрания, организационные сове­щания, проверки исполнения намеченных мероприятий, отчетов.

2. Учебно-методическая работа. Здесь предусматривается со­ставление всех документов планирования и учета работы, распи­сания, намечаются мероприятия, направленные на повышение ква­лификации преподавателей, тренеров (открытые уроки, взаимопо­сещения).

3. Учебно-тренировочная работа.В этом разделе указываются сроки занятий секций, дни и часы их работы по группам (отделе­ниям), вопросы составления календаря и положений о спортивных мероприятиях, плана сдачи норм комплекса ГТО, выделяются от­ветственные по видзм мероприятий.

4. Воспитательная работа.В этом разделе планируются меро­приятия, направленные на повышение идейно-политического уров­ня учащихся и учителей: доклады, беседы и лекции, имеющие отно­шение к гимнастике и воспитанию занимающихся, встречи с масте­рами гимнастики, призерами различных первенств. План данного раздела должен быть согласован с планом всей идейно-политической работы, которая проводится партийной, комсомольской, профсоюз­ной организациями данного коллектива.

5. Врачебно-контрольная работа.Указываются сроки меди­цинских осмотров занимающихся, преподавателей, консультации врача, специальные наблюдения и исследования, посещение вра­чом гимнастических залов, площадок для контроля за их санитар­ным состоянием, присутствие врача на соревнованиях.

6. Агитационно-массовая работа.Предусматриваются лекции ибеседы, показательные выступления, выпуск специальных стенга­зет, массовые соревнования, посвященные торжественным датам, и другие мероприятия, способствующие пропагандированию гимнас­тики среди населения.

7. Финансово-хозяйственная работа.Этот раздел охватывает обеспечение занятий по гимнастике оборудованием и инвентарем, аренду и ремонт гимнастических залов и площадок, приобретение спортивных костюмов, эмблем, наглядных пособий и др.

В зависимости от задач и особенностей коллектива разделы пла­на и их содержание могут изменяться.

Учебный план

Учебный план составляется на весь срок обучения. При его составлении необходимо учитывать цели и задачи обучения, подго­товленность занимающихся, возраст и состояние здоровья, мате­риальную базу, климато-метеорологические условия и т. п. В зави­симости от этого определять: 1) количество дисциплин, видов за­нятий и упражнений, подлежащих изучению, и последовательность их прохождения; 2) тематику теоретического курса; 3) количество часов, отводимых на каждую дисциплину, вид занятий, вид.упражне-ний, на весь срок обучения; 4) примерные сроки зачетов, экзаме­нов, соревнований.

При составлении учебного плана необходимо ориентироваться на общее количество часов, отведенных для занятий, и целесообраз­ное их распределение по всем разделам.

Для всестороннего физического развития занимающихся и сдачи ими норм комплекса ГТО планируются занятия дополнительными видами: легкой атлетикой, лыжами, плаванием и др. Количество часов для них выделяется из общей суммы.

Таким образом, учебный план делится на две части — теорети­ческую и практическую с указанием количества часов на каждую часть. Зная учебный план, можно приступить к составлению про­граммы.

22.2.3. Учебная программа

Учебная программа составляется на те же сроки, что и учебный план, и определяет объем знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть занимающиеся за весь период занятий. В ней определяется последовательность изучения и планирования учеб­ного материала.

Программа составляется по следующему плану:

1. Название программы. Например: «Учебная программа по гимнастике для спортивной секции школы № . ».

2. Объяснительная записка. В ней определяются цели и задачи занятий, даются организационно-методические указания к про хождению материала программы.

3. Содержание программы. Оно излагается в такой же последо­вательности, как и в учебном плане: а) теоретические темы, б) практический материал, в) зачетные требования, г) рекомендуе­мая литература. В отличие от учебного плана во всех разделах перечисляются подробно упражнения, которые следует изучать.

Программу составляют после того, как будут определены задачи учебно-тренировочного процесса, контингент занимающихся, учеб­ный план. При планировании содержания занятий целесообразно начинать с упражнений на основных гимнастических снарядах, акробатических упражнений, упражнений художественной гимнас­тики, указывая их объем. Далее указываются прикладные упраж­нения, ОРУ без предметов, с предметами, строевые упражнения и» наконец, зачетные требования для подведения итогов занятий в конце четверти, полугодия или года. Это могут быть отдельные элементы или целые комбинации, нормативы комплекса ГТО или определенного спортивного разряда. После того как будет вы­полнена вся подготовительная работа по отдельным разделам, можно перейти к написанию программы в целом по указанному выше плану.

Учебная программа и учебный план являются руководящими документами и, как правило, утверждаются руководителями орга­низаций. Существуют государственные программы по гимнастике для ДСШ, программа физического воспитания учащихся учебных заведений профессионально-технического образования, программа физического воспитания учащихся средней школы и др. Препода­вателю (тренеру) необходимо лишь составлять график учебного плана, рабочий план и конспект урока, руководствуясь государст­венными документами.

График учебного плана

График учебного плана конкретизирует учебный план и про­грамму, организацию и порядок проведения занятий (как правило, в данном учебном году). График учебного плана составляется на основании учебного плана и программы и определяет: 1) содержа­ние учебного материала, подлежащего изучению; 2) последователь­ность изучения видов упражнений; 3) систему контрольных уп-

ражнений и примерные сроки проверки их выполнения. Контроль­ные упражнения должны распределяться равномерно по периодам обучения, без перегрузки ими занимающихся в конце года. Гра­фик учебного плана в школе составляется для параллельных клас­сов, в ПТУ и вузе — для каждого курса (года обучения). Пример­ная форма графика учебного плана приводится в табл. 10.

Рабочий план

Рабочий план представляет собой систематизированное изложе­ние учебного материала программы, детально разработанного и расположенного в порядке возрастающей трудности. Рабочий план — это более детальное планирование хода и результатов учебного процесса. Составляется он на небольшие периоды времени на основании графика учебного плана для каждого класса в школе и для каждого курса (года обучения) в ГПТУ и вузе (табл. 11). В нем определяются: 1) количество упражнений, тематика теоре­тического, методического и практического курсов, подлежащих изучению на планируемый отрезок времени; 2) количество повто­рений каждого вида упражнений; 3) последовательность прохож­дения учебного материала; 4) точные сроки зачетов, экзаменов, прикидок, контрольных занятий, соревнований.

Учитывая общее количество занятий и особенности занимаю­щихся, содержание каждого раздела программы необходимо раз­делить на отдельные темы и указать количество повторений каждой из них. Форма рабочего плана может быть различной. В связи с этим в практике работы этот документ называют по-разному: те­матический план, календарный план, поурочный план и пр. Не следует принимать их за разные документы, все это формы рабочих планов.

План-конспект урока

План-конспект урока наиболее полно раскрывает содержание, методику и организацию каждого занятия (табл. 12). Он составля­ется на основании графика учебного плана и рабочего плана и представляет собой звено в последовательной системе уроков фи­зического воспитания занимающихся. В конспекте прежде всего определяются задачи урока, продолжительность его частей, чере­дование видов упражнений, их содержание, дозировка, основные построения и перестроения. Так как главные задачи решаются в основной части, то вначале определяется содержание и порядок проведения этой части. Затем подбираются нужные упражнения для подготовительной части, подводящие упражнения. Заключи­тельная часть урока составляется исходя из содержания учебного материала урока, нагрузки и характера последующей деятельности занимающихся.

При составлении очередного конспекта урока необходимо учи­тывать результаты предыдущего занятия и вносить соответствующие коррективы.

При включении в урок игр и эстафет следует кратко излагать их содер­жание и условия проведения.

Для наглядности желательно дополнить конспект чертежами, рисунками, графическими изображениями. Кроме того, в соответствии с конспектом урока следует подготавливать наглядные пособия и ориентиры, облегчающие усвое­ние изучаемого материала,

Источник

Geum.ru

Содержание

Лекция № 14. Планирование и учет работы по гимнастике.
Предварительный учет
Текущий учет
Итоговый учет
Учебный план
Учебная программа
Рабочая программа
1. По характеру соревнования делятся на
2. Соревнования по гимнастике подразделяются на
3. Характер соревнований определяется положением о соревнованиях.

Подобный материал:

  • Предложения в план мероприятий по вовлечению студентов и аспирантов высших учебных, 74.63kb.
  • Конкурс научно-исследовательских работ «Психология в нашей жизни» Уважаемые педагоги,, 52.35kb.
  • Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных, 1237.33kb.
  • Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных, 1620.82kb.
  • Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных, 834.87kb.
  • Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных, 1445.89kb.
  • Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных, 897.38kb.
  • Н. С. Присяжный Авторский коллектив, 8006.27kb.
  • Пособие 2007 одобрено цикловой комиссией «Общие гуманитарные и социально-экономические, 1914.79kb.
  • Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних специальных, 387.62kb.

Лекция № 14. Планирование и учет работы по гимнастике.

1. Значение и задачи планирования учебной работы по гимнастике.

2. Учет. Виды учета.

3. Характеристика документов планирования.

Планирование. Планом учебной работы по гимнастике для данного состава занимающихся в заданных условиях должны быть определены:

1. Конкретные задачи (уровень развития двигательных ка­честв, объем и качество овладения двигательными навыками, объем и глубина знаний и умений) на различные отрезки времени. Следует отметить, что определить уровень развития физических, а тем более волевых качеств, которого может достигнуть занимаю­щийся за одно занятие гимнастикой, довольно трудно. Поэтому лучше такие задачи планировать на более продолжительные от­резки времени. Что касается объема и качества овладения двига­тельными навыками, то постановка конкретных задач, даже для одного занятия, вполне допустима.

2. Содержание учебного материала на различные отрезки вре­мени.

3. Последовательность прохождения учебного материала. При­чем определяется как последовательность изучения упражнений в пределах одного вида, так и последовательность или параллель­ность прохождения различных упражнений.

4. Наиболее рациональные интервалы между занятиями в це­лом и повторениями упражнений на различных этапах формирова­ния двигательных навыков и совершенствования физических ка­честв.

5. Оптимальные режимы занятий, обеспечивающие сохранение высокой работоспособности занимающихся в процессе каждого за­нятия и наивысшую спортивную форму в нужное время.

Учет. Однако, как бы хорошо ни была спланирована работа, без учета результаты ее будут малоэффективны.

1. Отношение занимающихся к занятиям.

2. Динамику физического развития и состояния здоровья зани­мающихся.

3. Степень спортивно-технической подготовки.

4. Объем и глубину знаний, полученных занимающимися в ре­зультате занятий и самостоятельной работы.

В практике работы по гимнастике применяются три вида учета: предвари­тельный, текущий и итоговый.

Предварительный учет предусматривает получение необходимых данных, которые помогут сформировать представление о контингенте занимаю­щихся.

К ним относятся: возраст, результаты медицинского осмотра, результаты проверочных испытаний, определяющих уровень развития ведущих для гимна­стики двигательных способностей (силы, гибкости, координации движений и прыгучести), показатели антропометрических измерений. Все данные фиксируют­ся в журнале или личной карточке спортсмена. По результатам предваритель­ного учета формируются учебные группы. В дальнейшем при составлении дан­ных предварительного учета и последующих испытаний можно проследить ди­намику спортивно-технического роста занимающихся.

Текущий учет предназначен для контроля за ходом учебно-воспита­тельного процесса, состоянием здоровья, ростом спортивно-технической и физи­ческой подготовленности, развитием способностей гимнаста и его воспитанности. Данные текущего учета позволяют своевременно вносить нужные коррективы в планирование и методику проведения занятий, применять дифференцированный, индивидуальный и личностный подход в учебно-тренировочном процессе.

Итоговый учет проводится по завершении определенного этапа тре­нировочной работы. Он дает возможность объективно судить о достигнутых результатах совместной работы тренер — ученик, оценить правильность плани­рования, наметить перспективу дальнейшей работы.

Таким образом, учет объективно отражает правильность выбо­ра средств, форм и методов ведения занятий, стимулирует творче­скую мысль педагога-тренера. Анализ документов учета — весьма действенная форма проверки работы каждого преподавателя, вы­явления лучших из них.

Документами планирования являются: учебный план, учебная программа, рабочий план, рабочая программа, план-конспект за­нятия.

Учебный план, составляемый на весь период учебно-трениро­вочного процесса, определяет: количество дисциплин (видов упраж­нений), подлежащих изучению, и время их прохождения; темати­ку теоретического курса; количество часов, отводимых на каждую дисциплину; вид занятий на весь срок обучения; примерные сро­ки зачетов, экзаменов, прикидок, соревнований; расписание за­нятий.

Учебная программа, составляемая на те же сроки, что и учеб­ный план, определяет: содержание учебного материала; зачетные нормативы.

Рабочий план, составляемый на сравнительно короткие отрез­ки времени (четверть, семестр, тренировочный период, цикл), оп­ределяет: количество видов упражнений, подлежащих изучению на планируемом отрезке времени; количество часов или занятий, отво­димых на каждый вид упражнений (тему); последовательность прохождения учебного материала; точные сроки зачетов, экзаме­нов, прикидок, соревнований; расписание чередования видов уп­ражнений на занятиях.

Рабочая программа, составляемая на такое же время, как и рабочий план, определяет: содержание учебного материала по те­мам, согласно рабочему плану; последовательность изучения уп­ражнений в каждом их виде.

План-конспект, составляемый на одно-два занятия вперед, оп­ределяет: конкретные задачи данного занятия; подробное содержа­ние всех упражнений данного занятия; последовательность прове­дения упражнений; количество времени (в минутах), отводимого на каждый вид упражнений.

Основными исходными документами планирования учебно-тре­нировочного процесса являются учебный план и учебная програм­ма. На основе этих документов составляются: рабочий план, рабо­чая программа и план-конспект занятия. Таким образом, учебный план и учебная программа являются руководящими документами и, как правило, утверждаются вышестоящими органами управле­ния. На долю преподавателя гимнастики выпадает составление остальных трех документов: рабочего плана, рабочей программы и плана-конспекта занятия.

Лекция № 15. Организация и проведение массовых мероприятий по гимнастике.

1. Подготовка и проведение соревнований.

2. Программа соревнований.

3. Положение о соревновании.

4. Возраст участников. Допуск участников к соревнованиям.

5. Порядок выступления в соревнованиях команд и участников.

6. Продолжительность соревнований.

7. Определение победителей.

8. Участники и победители финальных соревнований.

9. Права и обязанности участников.

Соревнования возглавляет главная судейская коллегия. В нее входят главный судья соревнований, его заместители (в том числе врач сорев­нований) и главный секретарь. Они назначаются организацией, проводящей соревнования.

Судейские бригады в отдельных видах многоборья возглавляют старшие судьи (арбитры). Количество судей в бригаде зависит от масштаба и уровня соревнований и может быть от одного до шести человек.

На соревнованиях могут работать апелляционное жюри и про­смотровая комиссия. В состав апелляционного жюри входят предста­вители организации, проводящей соревнования, главный судья, его заместители (по судейству) и арбитры на видах многоборья. Апелляционное жюри следит за выступлением гимнастов и решает все спорные вопросы, возникающие в процессе соревнований (помимо тех, которые решаются главной судейской колле­гией). В просмотровую комиссию входят судьи, контролирующие работу отдель­ных судейских бригад и каждого судьи. Возглавляют эти комиссии их предсе­датели.

Все члены судейской коллегии, наряду с представителями команд, тренера­ми и участниками соревнований, имеют свои права и обязанности.

В успешном проведении соревнований одно из ведущих мест принадлежит секретариату. От его работы во многом зависит деятельность всех служб на соревнованиях. Их успешная совместная работа приводит, в конечном счете, к четкой организации и проведению гимнастического праздника. Секретариат на соревнованиях по гимнастике возглавляет главный секретарь.

Проведение соревнований обеспечивается большим количеством служб. Успешная работа каждой из них приводит к четкому, слаженному проведению соревнований, которые в настоящее время представляют собой не только собст­венно соревнования спортсменов, но и высоко эмоциональное зрелищное меро­приятие.

Оргкомитет проводит большую предварительную работу. Его функции разнообразны, и от того, как они будут реализованы, зависит успех в проведе­ния соревнований. Для их решения назначаются члены оргкомитета, которые на совещаниях регулярно информируют о ходе выполнения порученной им работы.

Мандатная комиссия проверяет наличие документов у каждой команды и участников соревнований в соответствии с требованиями, предусмот­ренными положением и правилами соревнований.

На первом совещании представляются руководящие органы сорев­нований, сообщаются результаты работы мандатной комиссии и других служб, обеспечивающих проведение соревнований, уточняются отдельные пункты поло­жения, даются необходимые разъяснения по судейству, сообщается график и порядок проведения соревнований и опробования снарядов, рассматриваются вопросы, связанные с порядком открытия и закрытия соревнований и с ритуа­лом награждения.

Совещание судей проводится до открытия соревнований, а также ежедневно перед началом и после их окончания. На них уточняется список су­дей, даются необходимые разъяснения по судейству соревнований, рассматри­ваются другие организационные вопросы.

Судейский семинар проводится перед началом соревнований. Он способствует формированию единого взгляда на трактовку правил. В конце семинара осуществляется контроль за знаниями судьями правил соревнований. Кроме того, судейские бригады проводят работу по судейству на официальном опробовании.

Соревнования по гимнастике начинаются с торжественного открытия. Оно должно быть непродолжительным по времени, с обязательным ритуалом подъ­ема флага. Подъем Государственного флага сопровождается исполнением Государственного гимна.

Ежедневно, перед началом и после окончания соревнований, проводятся совещания судей совместно с представителями команд, на которых объявляется порядок предстоящих соревнований текущего дня, и подводятся итоги прошед­шего дня соревнований.

Информацию о ходе соревнований зрители, представители команд, тренеры, судьи и участники получают от судьи-информатора, на специальном стенде или на электронном табло.

Награждение победителей проводится сразу после окончания данного вида соревнований. Вначале награждаются команды-победительницы, затем победители в многоборье и в конце соревнований — победители в отдель­ных видах многоборья. Одновременно с награждением участников награждают­ся и тренеры. В процессе награждения соблюдается торжественный ритуал.

В конце соревнований проводится заключительный парад. На нем могут быть объявлены итоги общекомандного первенства, проведены награждения специальными призами, выступления официальных руководителей соревнований, спуск флага абсолютными победителями соревнований под соответствующее музыкальное сопровождение.

В программу открытия и закрытия соревнований могут быть включены показательные выступления. После окончания соревнований представители команд получают итоговые материалы.

Судейство современных соревнований представляет большую сложность. Поэтому судьям создаются благоприятные условия для успешной работы, про­водится предварительная подготовка к судейству. Она заключается в детальном изучении (уточнении) правил и программ соревнований, дополнительных спец требований и техники наиболее сложных гимнастических упражнений.

Каждый судья оценку за выполнение упражнений участником выводит са­мостоятельно, показывает ее путем поднятия судейских указок или посредством судейских записок передает арбитру, который выводит окончательную оценку.

Правила выведения окончательной оценки: при двух судьях — среднее арифметическое; при трех судьях — средняя оценка; при четырех и шести судь­ях — отбрасываются самая большая и самая маленькая оценки и из оставшихся оценок выводится среднее арифметическое. Между оценками судей предусмат­риваются допустимые расхождения. В случае, когда они оказываются больше допустимых, арбитр собирает бригаду и после обсуждения расхождений оценки уточняются. Упражнение оценивается исходя из 10 баллов с точностью до 0,1 балла.

При выполнении упражнений могут быть допущены мелкие (0,1 балла), средние (0,3 балла) и грубые (0,5 балла) ошибки. Каждый судья по-своему фиксирует все допускаемые гимнастами ошибки, как общие, так и в технике исполнения; определяет группы трудности и их замены; производит надбавки за виртуозность, риск и оригинальность; учитывает ошибки композиции, нали­чие спец требований, пропуск или искажение элемента, соединения и др.

Деятельность судьи на соревнованиях, помимо оценки упражнений, имеет большое воспитательное воздействие на участников и зрителей. Поэтому от не­го требуется максимум внимания и объективности.

Массовые соревнования посвящаются какой-либо знаменательной дате и проводятся ежегодно по календарю Главного управления народного образования, районных и городских спортивных комитетов, обкомов профсоюзов, воен­коматов, по плану низовых физкультурных организаций и носят лично командно коллективный характер. Этот вид соревнований может проводиться по классифи­кационной программе категории. Б, по облегченной или сокращенной программе, а также составленной из упражнений, включенных в учебно-тренировочные занятия. С большим интересом проходят соревнования «с листа», когда про­грамма объявляется непосредственно перед их началом.

Соревнования проводятся в соответствии с руководящими документами (ка­лендарь, программа, положение и правила соревнований) и рабочими докумен­тами (заявки, график соревнований и рабочие протоколы).

Массовые соревнования можно проводить по официальным и упрощенным правилам, например, предоставлять вторую попытку и засчитывать лучшую из них, судить по пятибалльной системе и т. д.

Возможно проведение соревнований без ограничения количества участников от каждой организации. Это позволяет привлекать к соревнованиям всех же­лающих и не ограничивать одинаковыми количественными нормами разные по масштабам низовые физкультурные коллективы. В этих случаях в системе под­счета результатов большие цифры можно заменить очками или применить сред­неарифметический показатель. Так можно проводить заочные массовые сорев­нования, а также без четкой регламентации участников по полу. В этом случае (если у юношей сохраняется на два вида больше) результаты девушек в много­борье (независимо от набранного количества баллов) умножаются на уравни­тельный коэффициент 1,5.

Награждение победителей массовых соревнований также проходит в тор­жественной обстановке. В отдельных случаях допускается проведение награж­дения на общем построении или торжественном собрании организации и т. д. Результаты их доводятся до всего коллектива, от которого выступали гимнасты.

Непосредственное руководство соревнованиями осуществляют главный судья и главный секретарь. К судейству привлекаются инструкторы физической культуры, инструкторы-общественники, а также лучшие бывшие гимнасты спортсмены.

Перед началом соревнований они проходят инструктаж (семинар), так как проведение и судейство массовых соревнований имеют свои специфические особенности.

На массовых соревнованиях лучше всего использовать сводный протокол-заявку. В нем обязательны виза врача о допуске участников к соревнованиям, подпись руководителя и представителя организации, от которой выступают гим­насты. В протоколе, по ходу соревнований, выставляются оценки участникам, подсчитывается окончательный результат каждого из них и команды в целом. После завершения соревнований на одном виде многоборья старший судья пе­редает протокол на следующий вид.

Подготовка судейских кадров проводится в городском, республиканском и всесоюзном масштабах. При проведении судейских семинаров слушатели сдают экзамен и при выполнении требований практического судейства получают право на присвоение соответствующей категории (республиканской, всесоюзной). Зва­ние судьи международной категории присваивается Международной федерацией гимнастики (ФИЖ)

Кроме того, большая работа по подготовке судей по гимнастике проводится в специальных учебных заведениях. Навыками судейства гимнасты также овла­девают в процессе учебно-тренировочных занятий.

1. По характеру соревнования делятся на:

а) личные, когда результаты засчитываются каждому участнику отдельно;

б) командные, когда результаты отдельных участни­ков, засчитываются только команде;

в) лично-командные, когда результаты засчитывают­ся отдельным участникам и команде.

2. Соревнования по гимнастике подразделяются на:

а) классификационные, проводимые строго в соответ­ствии с Единой классификационной программой и прави­лами соревнований;

б) неклассификационные, проводимые по специальной программе.

3. Характер соревнований определяется положением о соревнованиях.

Программа соревнований состоит из обязательных и произвольных упражнений, либо только из обязатель­ных, или только из произвольных упражнений.

Обязательные упражнения для классификационных соревнований утверждаются Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров.

Произвольные упражнения составляются гимнастом с учетом требований к их содержанию, изложенных в на­стоящих правилах.

На классификационных соревнованиях в каждом виде обязательной программы выполняется одно упражнение. Если упражнений в программе каждого вида не­сколько, жребием определяется то, которое должно вы­полняться всеми участниками данного разряда. Жеребьевка упражнений производится за две недели до первого дня соревнований.

Положение составляется организацией, проводящей соревнование, в соответствии с настоящими правилами. Положение определяет характер, цели и задачи соревно­вания, руководство соревнованием, его программу, время и место проведения, состав команд, порядок определения личного и командного первенства, награждение победи­телей, организационные вопросы и т. д.

Положение рассылается не позднее, чем за три ме­сяца до начала соревнований.

1. К участию в соревнованиях допускаются гимнасты, имеющие специальную подготовку и получившие разре­шение врача.

Гимнаст имеет право выступать по присвоенному ему спортивному разряду, а также на разряд выше или ниже.

2. Мальчики и юноши могут выступать по установ­ленной для них классификационной программе: по про­грамме III юношеского разряда не моложе 9 лет; по I и II юношеским разрядам не моложе 10 лет.

Юноши могут выступать по любому юношескому раз­ряду до 17 лет включительно.

Юноши могут быть допущены к соревнованиям по про­грамме III разряда с 12 лет (независимо от выполнения юношеских разрядных норм); по программе II разряда — с 13 лет; по программе I разряда — с 15 лет; по програм­ме кандидатов в мастера — с 17 лет и по программе мас­теров спорта — с 18 лет.

Возраст определяется по годам рождения, без учета дня и месяца рождения.

К участию в соревнованиях взрослых допускаются гимнасты с 18 лет.

Для участия в соревнованиях гимнасты распреде­ляются по командам (группам), сменам и потокам. Команды формируются на основе принадлежности участ­ников к той или иной организации.

Каждую команду возглавляет капитан, который обя­зан наблюдать за порядком и передвижением команды. Он занимает место на правом фланге команды.

Порядок выхода команд для участия в соревнованиях определяется заблаговременно жеребьевкой. В от­дельных случаях жеребьевка проводится, непосредствен, но перед началом соревнований.

Очередность выступления участников в каждом ви­де соревнования определяется накануне соревнований представителем организации. В сборных командах, поря­док прохождения первого вида определяется жеребьев­ кой, проводимой заблаговременно, либо перед началом соревнований; в этом случае при прохождении второго вида первым выполняет упражнение второй по жребию участник, на третьем виде — третий и т. д.

Соревнования взрослых должны заканчиваться не позднее 23 часов, а детские и юношеские — не позднее 21 часа. Между проведением соревнований по обязатель­ной и произвольной программе рекомендуется одноднев­ный перерыв. В отдельных случаях соревнования взрос­лых гимнастов могут проводиться два дня подряд.

Командное первенство определяется по результатам зачетных участников в каждом виде гимнастического мно­гоборья. Состав команды во всех видах многоборья дол­жен быть один и тот же.

В отдельных случаях результаты командного первен­ства могут выводиться по сумме баллов зачетных участ­ников по многоборью.

В тех случаях, когда в составах команд выступают гимнасты различных разрядов, для определения команд­ного первенства результаты участников умножаются на разрядный коэффициент. Разница между коэффициента­ ми смежных разрядов не должна превышать 0,05. Мини­мальный коэффициент— 1. Если в командах имеются гимнасты, выступающие по обязательной и произвольной программе, и гимнасты, выполняющие только обязательную программу или только произвольную, то участники, выступающие по одной программе, соревнуются два дня, повторяя свою програм­му во второй день.

В тех случаях, когда по положению участвующие организации выставляют несколько команд различных разрядов, причем в каждой команде представлены участники одного разряда, то для определения командного первенства учитывается сумма баллов всех зачет­ных участников без применения разрядного коэффициента.

При оценке менее 8 баллов (при зачете в отдельных видах) или менее 80% возможных баллов при зачете по многоборью при определении командного первенства ре­зультаты этих участников идут без умножения на коэф­фициент.

Если командное первенство определяется без примене­ния разрядного коэффициента, то в зачет команде идут любые результаты участников.

Победителями личного первенства в каждом разря­де являются гимнасты, набравшие наибольшую сумму баллов по многоборью.

При равенстве баллов гимнасты занимают одинаковые места.

Положением может предусматриваться воз­можность определить победителем только одного из гимнастов по дополнительным условиям.

В соревнованиях с командным зачетом личное первенство в отдельных видах и в многоборье определяется по результатам участников, показанным в командных соревнованиях. Положением может предусматриваться также проведение дополнительных финальных личных соревнований.

К финальным соревнованиям в отдельных видах допускаются б—8 гимнастов, имеющих в данном виде лучшие результаты. В соревнованиях по многоборью до­пускаются от 6 до 16 лучших многоборцев, К участию в финальных соревнованиях по многоборью допускаются гимнасты, набравшие не менее 80% возмож­ных баллов, а в отдельных видах не менее 90%.

При равной сумме баллов для допуска к финальным соревнованиям по отдельным видам преимущество имеет гимнаст, получивший большую сумму баллов в предва­рительных соревнованиях по многоборью, а для допуска к финальным соревнованиям по многоборью преимуще­ство получает гимнаст, имеющий большое количество высших оценок.

Кроме установленного положением количества фи­налистов, в каждом виде определяются по два запасных гимнаста. Запасные участники должны быть готовы к выступлению в соревнованиях.

Гимнаст, получивший право участвовать в четырех и более видах, может отказаться от выступления более чем в трех видах; об этом он должен сообщить в судейскую коллегию сразу же после объявления списка фина­листов.

Гимнасты, допущенные к финальным соревнованиям, обязаны в них участвовать, в противном случае их результаты снимаются с личного и командного зачета. Участник может быть освобожден главной судейской коллегией от финальных соревнований только по уважитель­ной причине.

В финальных соревнованиях выполняются только произвольные упражнения. Гимнасты имеют право повто­рить свои произвольные упражнения, выполненные в соревнованиях по многоборью.

Победители финальных соревнований определяют­ся путем сложения полу суммы результатов предваритель­ных соревнований с результатом, показанным в финале.

В опорных прыжках для определения результатов фи­нальных соревнований берется полу сумма двух оценок за два финальных прыжка. Положением о соревновании мо­жет быть установлен и другой способ определения побе­дителя.

Участники соревнований обязаны:

а) строго соблюдать нормы поведения и этики совет­ского спортсмена, как на местах проведения соревнова­ний, так и вне них;

б) знать правила и положение о соревнованиях и неуклонно их выполнять;

в) быть вежливыми и выдержанными по отношению к судьям, участникам соревнований и зрителям.

Участник может быть снят с соревнований глав­ным судьей за недисциплинированность, нарушение норм поведения и в случае явной неподготовленности к соревнованиям.

Участникам всех команд для опробования снаря­дов перед выполнением упражнений в каждом виде со­ревнований отводится равное время из расчета 30—40 сек. на участника.

По вызову старшего судьи участник подходит к снаряду, принимает основную стойку и приступает к вы­полнению упражнения.

Участник имеет право обращаться к старшему судье через капитана команды или тренера, а в главную судейскую коллегию — через представителя команды.

Участник должен быть готовым к соревнованиям за 15 мин. до начала его смены.

Источник

Читайте также:  Комплекс упражнений восстановительного лфк
Оцените статью