Учебные тренировки с операторами

Тренажер для операторов технологических установок

Назначение

Тренажёр предназначен для подготовки оперативного и обслуживающего персонала предприятия к работе на реальном технологическом оборудовании, поддержания и оценивания его квалификации, отработки навыков безопасного и экономичного управления оборудованием в сложных переходных и аварийных режимах и т.д. Тренажёр позволяет провести тренировки с отработкой персоналом способности правильно реагировать на нештатные ситуации, безошибочно определять пути выхода из любых сложившихся условий, возникающих на производстве.

Тренажёр может применяться для построения цифровой модели производства в рамках концепции «Индустрия 4.0». С его помощью возможно проводить проверки работоспособности АСУТП до момента её установки на реальном объекте управления для виртуального ввода объекта в работу. Таким образом, разработчики АСУТП имеют возможность отладить алгоритмы управления до начала пусконаладочных работ на объекте и без наличия у них контроллерного оборудования, а оперативный персонал получает навыки эксплуатации объекта до ввода его в эксплуатацию.

  • Проведение подготовки оперативного персонала в различных формах:
    • начальное обучение
    • поддержание навыков управления технологическим процессом
    • повышение квалификации персонала
  • Выработка навыков безопасного и экономичного управления оборудованием, в том числе в сложных переходных режимах
  • Повышение психологической устойчивости оперативного персонала при действиях в нештатных ситуациях
  • Сокращение числа технологических нарушений, связанных с ошибками персонала
  • Повышение уровня безопасности, надежности, безотказности работы оборудования, сохранности имущества, здоровья и жизни персонала
  • Проверка (тестирование) профессиональной квалификации оперативного персонала, в том числе его умения управлять оборудованием в сложных режимах в соответствии с требованиями ПТЭ и производственных инструкций
  • Проверка работоспособности АСУТП до момента ввода её в эксплуатацию.
Читайте также:  Аутогенная тренировка олега андреева

Объекты

На базе данного решения могут быть созданы тренажёры для объектов различных отраслей промышленности, включая теплоэнергетику, нефтяную, газовую, нефтехимическую промышленности и т.д. Объектами управления могут быть котлы, паровые и газовые турбины, ГРП, нефтеперерабатывающие установки, нефте- и газохранилища, парки ГСМ, топливозаправочные комплексы и т.д.

Основные функции

Функции моделирования

  • Моделирование технологического процесса агрегатов с формированием значений параметров как входящих в АСУТП, так и местных показывающих приборов.
  • Моделирование исполнительных механизмов, включая как электрифицированную (управляемую из АСУТП), так и неэлектрифицированную арматуру.
  • Моделирование работы вспомогательного оборудования.
  • Моделирование работы информационных и управляющих контроллеров АСУТП.
  • Моделирование работы серверов БД АСУТП.
  • Моделирование работы станций оператора.

Специализированные функции тренажёра

  • Работа системы в темпе управляемого «модельного» времени с функциями:
    • приостановки и возобновления хода времени
    • ускорения / замедления хода и «перемотки» времени в пределах имеющейся истории тренировки
  • Создание, сохранение и последующая загрузка требуемых для проведения тренировок «исходных состояний» модели
  • Создание, сохранение и последующая загрузка последовательности изменений параметров модели в виде «сценария тренировки»
  • Расширенное ведение истории тренировки с возможностью:
    • просмотра хода тренировки в нормальном и (или) ускоренном темпе «модельного» времени (демонстрация) с отображением данных непосредственно на мнемосхемах модели АСУТП
    • возобновление тренировки из любой промежуточной точки имеющейся истории;
    • сохранение и загрузка истории тренировки для просмотра ее хода, анализа ошибочных действий и «работы над ошибками» (повторение тренировки из точки, предшествующей ошибочным действиям)
  • Проведение как индивидуальных, так и групповых тренировок операторов
  • Проведение экзаменов с выставлением оценки и формированием экзаменационного протокола.

Архитектура системы

Тренажёр выполнен с использованием компьютерного тренажёрного комплекса «ТРОПА» (КТК ТРОПА ® ) и представляет собой одну из возможных структур, в которой моделирование работы технологического оборудования осуществляется с использованием ПО сторонних производителей. Тренажёр имеет трехуровневую архитектуру.

Читайте также:  Фотки с упражнениями для гимнастики

1-й (нижний) уровень системы представлен детерминированной математической моделью объектов управления. Модель выполнена с использованием моделирующих пакетов сторонних производителей. Математическое моделирование технологического процесса в данном случае осуществляется на основе решения систем нелинейных дифференциальных уравнений, описывающих физические процессы тепло- и массообмена, химической кинетики, фазовых переходов, теплового и материального баланса системы, движения материальных сред, гидравлики и гидродинамики и т.д. Данная модель обеспечивает расчёт параметров установок во всех режимах функционирования, включая аварийные ситуации и пусковые операции. КТК «ТРОПА» также предоставляет возможность создания математической модели на базе собственных программных средств с использованием типовых динамических звеньев (интегрирование, запаздывание, дифференцирование и т.д.). Параметры таких моделей получаются в результате обработки статистической информации, отражающей штатную эксплуатацию агрегата. Точность таких моделей в аварийных и переходных режимах существенно ниже.

Во 2-й (средний) уровень системы входят:

  • виртуальные имитаторы промышленных контроллеров АСУТП
  • вспомогательные виртуальные контроллеры, имитирующие ввод-вывод сигналов от оборудования, не охваченного существующими АСУТП, а также алгоритмы технологических защит, блокировок и регулирования, реализованные в существующих системах на традиционных средствах (релейные схемы, интеллектуальные приборы и т.д.)
  • устройства и линии связи, обеспечивающие обмен информацией в цифровом виде.

Имитаторы контроллеров запускаются в виде «виртуальных машин» на компьютерах соответствующих серверов АСУТП.

В 3-й (верхний) уровень системы входят:

АРМ инструктора, на котором установлены графический клиент КТК «ТРОПА», среда разработки прикладного программного обеспечения для КТК «ТРОПА» и программное обеспечение «АРМ инструктора».

Программное обеспечение «АРМ инструктора» может быть выполнено как с использованием штатных средств КТК «ТРОПА», так и с использованием программного обеспечения, разработанного сторонней организацией.

На АРМ инструктора возможно выполнение следующих функций:

  • Запуск / останов компонентов тренажёра
  • Мониторинг действий обучаемых
  • Управление тренировками и функциями тренажёра
  • Создание новых / редактирование существующих уроков и сценариев, сохранение исходных состояний, ввод неисправностей и т.д.
  • Внесение изменений в прикладное программное обеспечение тренажёра
  • Автоматизированные рабочие места операторов на базе КТК «ТРОПА», повторяющие функционал реальной АСУТП
  • Серверы АСУТП на базе КТК «ТРОПА», повторяющие функционал серверов БД реальной АСУТП
  • Пульты ручного управления оборудованием. Для большей идентичности тренажёра с реальным рабочим местом оператора он может быть укомплектован пультом ручного управления, повторяющим реальный пульт с соответствующими органами управления. Обмен информацией с данным пультом производится посредством контроллеров DevLink ® -C1000 с соответствующими модулями ввода/вывода физических сигналов от органов ручного управления.
  • КТК «ТРОПА» позволяет повторить большинство из известных структурных схем АСУТП, включая клиент-серверные архитектуры, многосерверные системы, многомониторные АРМ оператора, экраны коллективного пользования и т.д. При небольшой информационной мощности тренажёра все его компоненты могут размещаться на одном компьютере.

    Связь между компонентами КТК «ТРОПА» и программным обеспечением модели объекта, а также ПО «АРМ инструктора» осуществляется с использованием специализированных протоколов обмена (зависит от особенностей ПО стороннего производителя).

    Созданный на базе реального программно-технического комплекса КТК «ТРОПА» может повторить почти весь функционал автоматизированных систем, созданных на базе большинства ПТК, используемых при автоматизации технологических процессов. При моделировании АСУТП, созданной на базе ПТК КРУГ-2000, функционал данного ПТК повторяется в тренажёре на 100%.

    Источник

    ТРЕНИРОВКА ОПЕРАТОРОВ

    Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

    Полезное

    Смотреть что такое «ТРЕНИРОВКА ОПЕРАТОРОВ» в других словарях:

    тренировка персонала на АЭС — (напр. операторов щитов управления и др.) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN in plant drills … Справочник технического переводчика

    ИЗМЕРЕНИЯ — (в инженерной психологии) способы получения количественных характеристик человека оператора, группы операторов, параметров окружающей среды в различных условиях и режимах деятельности. При определении параметров деятельности человекаоператора в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    инженерная психология — (от франц. ingenieur инженер, специалист в области техники) отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. И. п. возникла в условиях научно технической революции, преобразовавшей… … Большая психологическая энциклопедия

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ — специфический вид деятельности человека, осуществляемый в усложненных, отличных от обычных, условиях. Эти условия (см. Особые условия деятельности) могут носить различный характер, однако работа в них характеризуется некоторыми общими… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Сина, Джон — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/13 июня 2012. Дата постановки к улучшению 13 июня 2012 … Википедия

    автоматизация производства — способ организации производства, при котором управление производственным процессом осуществляется автоматическими устройствами. А. п. позволяет освободить человека от всех видов деятельности, поддающихся алгоритмизации. У работников остаются… … Российская энциклопедия по охране труда

    Список академических дисциплин — Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОПЕРАТОРА — сложный целенаправленный процесс, включающий профессиональную ориентацию и отбор, обучение, дальнейшее совершенствование профессионального мастерства с учетом психологических особенностей личности, ее мотивов и интересов (тренировка), а также… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Калькулятор — У этого термина существуют и другие значения, см. Калькулятор (значения). Современный инженерный калькулятор Калькулятор … Википедия

    Человеческий фактор — 1) психологические и др. характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности; 2) причина несчастного случая, аварии, происшествия в результате неправильных действий человека. Вклад Ч.ф. в… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Источник

    2.1.3. Обучение и тренировка операторов

    Опыт эксплуатации автоматизированных систем показывает, что около трети всех отказов системы происходит вследствие недостаточной подготовленности обслуживающего персонала. В ряде случаев снижение надежности системы за счет этого фактора бывает настолько велико, что практически сводит к нулю высокий исходный коэффициент надежности технической системы. Несмотря на специальную подготовку, оператор иногда допускает ошибки, применяя алгоритм, годный только при наличии условий, отсутствующих в данный момент; иногда пропускает очень важные операции или совершает лишние, выполняет их в иной последовательности; в ряде случаев причиной ошибочных действий является неполное или неправильное предвидение их последствий и т. п.

    Причины таких ошибок многообразны, но специальный психологический анализ показывает, что многие из них являются следствием недостатков организации обучения. При изменении методов обучения можно добиться принципиального сдвига в качестве выполнения действий, формируя необходимые умения с заданными характеристиками.

    Например, в процессе наблюдения за стажировкой будущих дежурных по станции были выявлены весьма серьезные недостатки в их подготовке. Дежурный на современном железнодорожном узле — это организатор движения, обладающий не только запасом конкретных знаний о станционной работе, но и сложными формами оперативного мышления, сообразительностью, умением решать неожиданно возникающие ответственные задачи в условиях ограниченного времени и высокого нервного напряжения. Однако многие студенты и инженеры, окончившие вуз, несмотря на хорошее знание технических правил и владение техникой работы на пульте управления, долгое время не могут приступить к самостоятельной оперативной работе. Наблюдая за деятельностью опытного дежурного по станции, они за внешней стороной его деятельности — управлением с пульта движением поездов — не видят основного: тех процессов планирования, расчета, анализа конкретной ситуации, которые и составляют основу мастерства оператора.

    Вместе с тем обнаружилось, что при определенных условиях можно за значительно более короткое время, чем при обычной стажировке, приобрести необходимые умения, понять все, что происходит на станции, и спланировать станционную работу. Такая возможность была выявлена при следующей организации обучения. На начальном этапе учащиеся знакомились с основными правилами управления движения и анализировали принципиальную зависимость показателей движения от деятельности дежурного по станции. Затем они переходили к стажировке. Но обычное наблюдение за деятельностью опытного дежурного сопровождалось параллельными попытками самостоятельно решить задачу. Для обеспечения такой возможности обучаемому давались бланки со схемой станционных путей. Время от времени они наносили на эти бланки сложившееся в данный момент на станции движение поездов. Сопоставляя его с характеристиками вновь прибывающих поездов, учащиеся пытались спланировать работу станции по их приему. Принятое решение соотносилось с тем, которое принимал дежурный по станции. При несовпадении решений выяснилось, какие моменты станционной динамики не были учтены стажерами. Такое обучение с определенными ограничениями доступно даже человеку без серьезной специальной подготовки, а при ее наличии оно позволяет молодому специалисту в короткое время достигнуть уровня наиболее опытных операторов. В чем различие этих методов обучения? При обучении студентов транспортных вузов основное внимание уделяется овладению ими определенными, устоявшимися алгоритмами и отдельными операциями планирования станционного движения. Но в действительности в работе дежурного по станции всегда имеется много индивидуального, не учитываемого общими правилами, и студент не может сразу приступить к решению конкретных оперативных задач. В связи с этим стажеру не доверяют управлять движением и активность его обычно очень невелика. В этих условиях многие ситуации выпадают из поля его внимания, он не замечает их своеобразия или не узнает в них хорошо известных ему типичных ситуаций. Бланковый метод решения задач не только повышает активность, но и обладает очень важной особенностью: он позволяет объективизировать умственную деятельности стажера, «вынести ее вовне».

    Установлено, что основным недостатком существовавших ранее и еще существующих на практике методов обучения является неуправляемость процесса обучения. В подавляющем большинстве случаев обучение операторов построено так, что обучающий, сообщая определенные знания или организуя тренировку, судит об уровне усвоения только по результатам экзаменов, не организуя и не контролируя внутренней деятельности обучаемого, тех способов или качеств, с помощью которых он овладевает знаниями и которые обеспечивают выполнение тех или иных действий. Каждому известно, например, что процесс приобретения знаний зависит от внимательности обучаемого, и к этому качеству всегда предъявляются высокие требования. Но внимательность не означает только отсутствие отвлечения на другие объекты. Обучаемый, занятый только выполнением тех действий, которые от него требуются, все-таки может быть невнимательным, допускать ошибки и не замечать их, несмотря на наличие соответствующих знаний. И обучающий далеко не всегда знает, как научить быть внимательным. Точно так же хорошо известно, что успешность обучения зависит от понимания материала, но не всегда удается обеспечить понимание материала каждым из обучающихся. Расхождения, возникающие между качеством соответствующих умений и требований к ним, зачастую рассматриваются как следствие свойств человека. В практике обучения нередко бывает трудно добиваться высокой эффективности тренировки при овладении навыками. Обычно считают, что улучшение качественных и количественных характеристик действий зависит от числа тренировочных упражнений, и причину недостатков в приобретении навыков чаще всего видят в малом числе занятий, отведенных на тренировку.

    Согласно современным отечественным теориям в наше время возможна такая организация обучения, при которой все его основные стороны будут находиться под контролем обучающего. Иными словами, процесс усвоения может быть управляемым, когда заранее известны цель обучения, необходимая степень качества усвоения и какими методическими средствами это может быть достигнуто.

    И, возвращаясь к приведенным примерам, можно сказать, что внимательность — не прирожденное, а формируемое в процессе обучения качество. Внимательность вырабатывается тогда, когда в число специально формируемых операций включены и операции систематического контроля действий, осуществляемого не после завершения действия, а в процессе его выполнения, причем даже с некоторым опережением. Понимание является результатом специально организованной познавательной деятельности. Улучшение результатов действия в процессе тренировки обусловлено изменением способов действия, их приспособления к условиям задачи. Эффективность тренировки зависит от того, четко ли выделены эти условия, определены ли наиболее адекватные способы выполнения и контроля действия и в какой степени обеспечено их усвоение.

    Прежде чем перейти к рассмотрению основных особенностей организации управляемого процесса обучения операторов, остановимся на некоторых параметрах действий. (18)

    Как уже говорилось, деятельность оператора, как и любая другая деятельность, имеет сложную структуру, ее основу составляет мотивационная часть со всей ее разветвленностью в виде конкретных целей — ступенек на пути реализации мотивов — и исполнительная часть, представляющая собой иерархическую систему действий и операций, которые обеспечивают достижение целей и в конечном итоге реализацию мотивов.

    В системе действий и операций выделяется собственно исполнительная сторона, т.е. система операций по непосредственному изменению объекта действия, обеспечивающая достижение результата, и познавательная, представляющая собой систему операций по отражению условий действия. Последняя получила название ориентировочной основы действия. В процессе обучения ориентировочная часть становится знанием, действие в целом — умением, а при достижении автоматизма, когда предельно ослабляется сознательный контроль за ходом выполнения, — навыком.

    Многочисленные исследования показывают, что качество ориентировочной основы действия определяет и ход формирования действия в целом, и его конечный результат — качество сформированных знаний, умений и навыков, и самоконтроль правильности процесса выполнения действия в различных условиях. Поэтому основные управляющие воздействия в процессе обучения должны быть направлены на обеспечение условий для формирования полной ориентировочной основы действия. В круг этих условий входят:

    четкое определение цели действия, т.е. выделение всех показателей, которые должны способствовать выполнению поставленной задачи;

    подробная характеристика объекта действия, выделение его параметров, необходимых для обеспечения возможности решения данной задачи;

    описание технологических стадий преобразования объекта — их содержание, последовательность, показатели, которым они должны отвечать;

    выявление необходимых орудий действия, их характеристика и определение их функций;

    подробная характеристика состава исполнительных операций, которыми реализуется технологический процесс, способ их выполнения и последовательность;

    выделение способов осуществления контроля за ходом выполнения действия;

    схематическое представление общего плана выполнения задания.

    При этом весьма существенное значение имеет метод организации обучения на самом начальном его этапе, когда обучаемый знакомится с этими условиями. Принципиально возможны два основных пути. Первый: все необходимые сведения по каждому из перечисленных компонентов ориентировочной основы действия даются в готовом виде как инструкция, с которой оператор должен ознакомиться и которую должен запомнить. Инструкцию дополняют готовыми образцами действия (в виде описаний, схем, показа). Этот метод условно назовем методом «образца». Второй путь: деятельность обучаемых строится таким образом, что в виде готовых сведений вводят только некоторые принципиальные положения, известные из прежнего опыта. Опираясь на них, учащийся под руководством обучающего сам строит всю необходимую систему операций, выделяет требуемые характеристики действия и способы их контроля, опираясь на логику технологического процесса. При этом анализируют возможные исходы и правильных, и неправильных действий, рассматривают различные отклонения и определяют их допустимые границы. Задача обучающего состоит в том, чтобы вовремя поставить новую проблему и направить учащегося по правильному пути поиска ее решения. Этот метод можно назвать проблемно-теоретическим.

    Конечный результат при обоих методах один — знание инструкции, но качество этого знания принципиально разное: при проблемно-теоретическом методе обеспечивается глубокое понимание происходящих событий, появляется возможность правильных действий не только в данном круге типичных ситуаций, но и в любых маловероятных ситуациях. Метод «образца» такого усвоения гарантировать не может, оно обеспечивается лишь у незначительного числа учащихся. Основная же масса людей, прошедших такое обучение, знает «букву» инструкции, т. е. умеет решать типичные задачи. Более того, реальный алгоритм действий, который сложился у оператора, в этом случае нередко отклоняется от допустимых пределов в силу недостаточного его понимания.

    Причина недостатков обучения не только в том, что метод «образца», т.е. обучение через введение готовых инструкций, чаще всего использовался монопольно. Более существенно то, что лишь в некоторых случаях инструкции содержат полную ориентировочную основу действия. Этим и объясняется, почему так труден переход для большинства операторов от обучения к выполнению своих реальных обязанностей.

    Секрет успеха проблемно-теоретического метода в том, что он соответствует основной психологической закономерности: полноценное усвоение обеспечивается только в том случае, если твердые знания являются непосредственной целью действий человека и для достижения этих целей применяются наиболее содержательные, активные способы.

    Для полного усвоения при любом методе обучения необходимо соблюдение принципа поэтапного формирования действия. Принцип этот состоит в следующем: любое действие в процессе его формирования сначала должно быть сформировано как внешне развернутое действие, имеющее материальную форму (движения рук, перемещения взгляда и т.п.), а затем как умственное действие, когда появляется возможность совершать его в плане представлений, в «уме».

    Этим определяются основные этапы в формировании действия. Первый этап — предварительное знакомство с содержанием формируемого действия, его целью, характером, условиями выполнения, выявление того круга знаний, которые были получены ранее и необходимы для новых умений как исходные.

    Второй этап — развернутое материальное действие. На этом этапе ориентировочная основа действия осуществляется с помощью реальных предметов, их физических моделей, схем и т. п. Они позволяют сделать доступными для непосредственного наблюдения и внешнего контроля любые свойства и результаты действия, которые являются существенными для правильного его выполнения.

    Для того чтобы действие с самого начала строилось правильно, нельзя полагаться на память человека. Все основные положения инструкции даются оператору в удобной для обозрения форме (специальная карта), и он, переходя от одной операции к другой, должен работать с этой картой. Учебная карта — это удобный для целей обучения способ представления усваиваемого материала в виде развернутой программы действия. В основу комплектования таких карт положены следующие принципы.

    Каждая порция материала дается для решения задачи, имеющей относительно самостоятельное значение. Для этого у обучаемого должны быть необходимые исходные знания и умения.

    Последовательность предъявления для усвоения новых карт определяется последовательностью решения задач, необходимых для выполнения полного объема работ.

    Алгоритм действия, предлагаемый картой, должен иметь четкое текстовое выражение (лучше всего, если он имеет форму таблицы, где отдельно представлены операции, учитываемые технологические параметры, названия исполнительных действий, способы контроля). После знакомства со всей последовательностью операций дается условное схематическое выражение алгоритма, позволяющее легко обозревать все операции данного цикла.

    В случае проблемно-теоретического обучения такая карта сначала строится самим обучаемым по мере выявления состава операций, определяющих их условий и характера результатов.

    По мере овладения действием в развернутой форме согласно инструкции обучающийся запоминает основную последовательность операций и может обходиться без инструкции. Тогда карту убирают, и оператор переходит к третьему этапу — речевому. Каждую последующую операцию (и необходимые для ее выполнения условия) сначала называют, а потом (если нет ошибки в названии) выполняют. Если возникают какие-то неточности, обучаемый должен снова на короткое время вернуться к карте. Полное осознание и понимание действия прямо отражается в точности формулировок, свободном назывании любой последующей и предыдущей операции, в описании их общей схемы. На этом этапе реальное выполнение действия целесообразно время от времени заменять подробным рассказом о ходе и условиях его выполнения. Любые недостатки этого этапа свидетельствуют о недостаточном овладении действием на предыдущем этапе. В таком случае следует возвратиться на этап развернутого выполнения действия с помощью карты — инструкции.

    В случае свободного и точного выполнения действия в речевой форме можно переходить к четвертому этапу-действию в умственном плане, когда по заданию обучающего какие-то промежуточные операции выполняются в уме, и оператор называет только их результат. Этот этап обязателен для любых действий, даже таких, которые всегда представлены во внешней форме (двигательные операции). На этом этапе обеспечивается и возможность предвидения очередных операций, и четкий контроль за ходом их выполнения.

    На умственном этапе формирования действия содержание последнего претерпевает существенные изменения. Оно сокращается, т.е. на смену развернутым формулировкам приходят краткие условные обозначения. Кроме того, действие быстро автоматизируется, т. е. приобретает форму единого акта, без выраженного расчленения на отдельные операции, и может выполняться без контроля сознания на промежуточных этапах. Такое действие называют навыком. Отработка действия на каждом из этапов до уровня навыка требует определенного количества упражнений, т.е. тренировки. Конкретный объем тренировки определяется точностью формируемых операций, методом обучения, уровнем предварительной подготовки обучаемого и другими факторами. Показателем натренированности служит достижение некоторого устойчивого минимума числа ошибок при устойчивом среднем значении времени выполнения действия (или системы действий). Конкретные требования к абсолютным значениям точности и скорости действий оператора определяют, исходя из особенностей объектов управления.

    Большое значение при подготовке оператора имеют специально сконструированные тренажеры.

    Однако формирование многих навыков, особенно в тех случаях, когда не требуется особой четкости движений или жесткой последовательности действий, возможно и без специально сконструированных тренажеров. Одним из возможных способов является бланковый метод. Он представляет собой разнообразные формы. Особое внимание этому методу отводится при обучении операторов динамичных процессов, где велика вероятность возникновения непредвиденных ситуаций. Суть метода в том, что составляют стандартную схему, отражающую какие-то статические особенности управляемого объекта (схема железнодорожных путей, технологического контура, функциональных связей оператора и т.п.). Затем на нее наносят переменные параметры управляемого объекта, характеризующие его состояние на определенный момент. На основе их учета принимают решение о характере необходимых управляющих воздействий и прогнозируют характер полученного результата.

    Успешное обучение операторов может быть гарантировано только при выполнении всех названных условий формирования ориентировочной и исполнительной части действия и доведения необходимого состава операций до уровня навыка. Правильно поставленное обучение обеспечивает создание положительных эмоций и мотивов, накопление необходимого объема знаний, выработку навыков с требуемыми характеристиками устойчивости и легкости перестройки, общее развитие способностей, устойчивость к влиянию внешних факторов, возможность постоянного обеспечения должного уровня работоспособности.

    Источник

    Оцените статью