Учебное пособие по гимнастике
материал по физкультуре
1.Основные средства гимнастики и их краткая характеристика.
2. Характеристика и классификация ОРУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Родомановская средняя школа»
Смоленск 2020 г.
1.Основные средства гимнастики и их краткая характеристика.
2. Характеристика и классификация ОРУ.
- Основные средства гимнастики и их краткая характеристика.
Средства гимнастики являются:
1. Строевые упражнения — совместные действия в строю (включая и одиночные). Они содействуют воспитанию организованности и дисциплины, приучают к совместным организованным действиям, формируют правильную осанку человека, делают его более подтянутым, стройным. Они имеют большое педагогическое значение, так как благодаря им преподаватель имеет возможность правильно организовать учащихся, целесообразно разместить их в зале или на площадке для проведения совместных действий, а также решать двигательные задачи на уроке.
2 . Обще развивающие упражнения (ОРУ) способствуют совершенствованию опорно-двигательного аппарата и всего организма в целом, формируют правильную осанку. Они направлены на общее физическое развитие и подготовку занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями. В эту группу входят самые разнообразные упражнения для развития силы, гибкости, быстроты, координации, способности напрягать и расслаблять мышцы. Обще развивающие упражнения в зависимости от поставленных задач
можно выполнять без предметов и с различными предметами (мячи, скакалки, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы и др.). К этой же группе относятся упражнения в парах с сопротивлением напарника. ОРУ классифицируются по анатомическому признаку:
а) упражнения для рук и плечевого пояса;
б) упражнения для шеи и туловища;
в) упражнения для ног;
г) упражнения для всего тела.
3 . Прикладные упражнения — бег, ходьба, метание, лазание, преодоление препятствий. С их помощью занимающиеся овладевают основными жизненно необходимыми навыками и умениями, учатся применять их в различной обстановке. При помощи прикладных упражнений совершенствуется общая координация движений, развиваются и укрепляются отдельные мышечные группы. Применяемые в комплексе прикладные упражнения — одно из действенных средств разностороннего физического развития.
4. Прыжки — хорошее средство совершенствования координационных способностей занимающихся. Они оказывают положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, в связи, с чем занимают в гимнастике важное место.
5. Упражнения на гимнастических снарядах составляют основное содержание спортивной гимнастики. Это упражнения на перекладине, кольцах, параллельных брусьях, коне-махе, бревне, разновысоких брусьях — наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Основное их назначение — совершенствование координации движений.
6. Вольные упражнения — комбинации различных гимнастических упражнений в соединении с элементами акробатики и хореографии. Такие комбинации составляются в соответствии с установленными спортивной классификацией требованиями. Основная цель композиции – это совершенствование координационных способностей, воспитание чувства ритма и красоты движений. Вольные упражнения — эффективное средство формирования школы движений. Они могут выполняться без предметов (в спортивной гимнастике) и с различными предметами (в художественной гимнастике, в массовых гимнастических выступлениях).
7. Акробатические упражнения имеют широкий диапазон трудности — от самых простых до самых сложных. Простыми по координации и мышечным усилиям упражнениями могут заниматься начинающие и даже дети. Сложные упражнения, требующие очень высокой степени развития всех физических способностей человека, доступны только высоко квалифицированным спортсменам. Акробатические упражнения являются важным средством совершенствования физических и морально-волевых качеств, силы, быстроты, ловкости, смелости, решительности и др. Они воспитывают ориентировку в пространстве при любом положении и вращении тела и являются важным средством в тренировке вестибулярного аппарата.
2. Характеристика и классификация ОРУ
Для общеразвивающих упражнений характерно то, что в каждом из них согласуется динамическая работа одних мышц и статическая нагрузка
на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно произвольно увеличивать нагрузку на ту или иную группу мышц с целью, например, корригирования.
В зависимости от степени доминирующего воздействия на отдельные группы мышц общеразвивающие упражнения классифицируются по анатомическому признаку:
1) для мышц рук и плечевого пояса;
2) для мышц туловища;
Для использования в разных формах работы с детьми общеразвивающих упражнений их принято группировать по принципу комплекса.
Комплекс — подбор упражнений, обеспечивающий нагрузку на все основные группы мышц. Педагогическая направленность комплекса зависит от конкретных задач. Например, комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурного занятия в отличие от утренней гимнастики должен обеспечивать не только общую, но и специальную подготовку для успешного выполнения основных движений.
Исходное положение — это положение туловища, ног и рук перед началом упражнения. От исходного положения зависят дифференциация нагрузки на мышцы (динамическая, статическая), степень нагрузки, устойчивое положение тела, сложность упражнения, амплитуда движения, комбинация двигательных действий.
Использование предметов в общеразвивающих упражнениях
Общеразвивающие упражнения выполняются без предметов и с предметами (погремушками, кубиками, флажками, ленточками, обручами, палками, с природным материалом — шишками, снежками и др.), на предметах (скамейках, стульях), у предметов (у гимнастической стенки и деревьев и др.).
Использование предметов придает упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать, дотянуться), делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия.
Предметы усиливают корригирующую функцию упражнений, особенно жесткие (палки, обручи, скамейки и др.) Главный критерий при выборе предметов — целесообразность. Предмет должен работать на упражнение, увеличивать его полезность, а не просто занимать руки. Предмет и действие должны логично сочетаться. Например, кубики, которые должны встретиться над головой или за спиной, стимулируют законченность и точность действий.
Методика обучения общеразвивающим упражнениям.
Цель и смысл методики руководства — обогащение я совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвивающим упражнениям зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач.
Вместе с тем руководящие усилия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические приемы:
1) построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений;
2) раздача пособий;
3) способы подачи упражнений;
4) контроль за ходом выполнения упражнений.
Главной целью общеразвивающих упражнений является формирование правильной осанки. Осанка во многом зависит от положения позвоночника и таза. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц-сгибателей уравновешивается тягой мышц-разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Общий смысл контроля за выполнением общеразвивающих упражнений состоит в поддержании и постоянном наращивании мышечного тонуса. Необходимо, в частности, следить за тем, чтобы в исходном положении стоя тяжесть тела равномерно распределялась на обе ноги. Очень важно уметь ритмично вести счет. Словесные комментарии педагога — подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упражнений.
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — M: ФиС,1988. — 208с.
2.Баршай В.М. Физическая и техническая подготовка юных акробатов. Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского университета, 1990.
3. Болобан В.Н. Спортивная гимнастика: Уч. пос. для ин-тов физ. культуры. — Киев: Высшая школа, 1988. — 166 с.
4. Васильев Е.П. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1963. — 85с.
5. Губа В.Г. — Зависимость спортивного движения от особенности физического развития детей 6-8 лет Физическая культура в школе.- 1982.- № 7.-С.12-17.
6. Кожин В.И. Методика исследований физического развития и физической подготовки молодежи. Р-н-Д., 1995.
7. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.,1989.
8. Палыга В.Д. Гимнастика. Смоленск, 1985.
9. Селезнев А.И. Общеразвивающие упражнения в школе. Ставрополь, 1987.
10. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980. — 255с.
Источник
Методическое пособие по гимнастике
Методическое пособие по гимнастике
(в помощь учителю физкультуры)
В работе собран необходимый материал для проведения уроков гимнастики: строевые упражнения, ОРУ, упражнения на снарядах, акробатика, гимнастическая
терминология, зачетные комбинации.
Составитель: учитель физкультуры Диденко А.А
Термин «гимнастика) (от греч. « gymnazo » — упражняю(сь), тренирую) впервые появился у древних греков и в настоящее время означает исторически сложившуюся совокупность своеобразных средств и методов физического воспитания.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГИМНАСТИКИ
1. Строевые упражнения.
2. Общеразвивающие упражнения.
3. Вольные упражнения.
4. Прикладные упражнения.
6. Упражнения на гимнастических снарядах.
7. Акробатические упражнения.
8. Упражнения художественной гимнастики.
9. Подвижные игры.
МЕТОД Ы И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Метод словесного изложения. Метод наглядной демонстрации.
Зрительные и слуховые ориентиры.
СТРАХОВКА, САМОСТРАХОВКА, ПОМОЩЬ
Страховка — комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности.
Помощь — исключает возможность срыва со снаряда.
Различают следующие виды помощи:
• подталкивание — помощь снизу вверх;
• проводка — сопровождение ученика по всему упражнению;
• фиксация — задержка ученика в определенной точке;
• поддержка — помощь при перемещении сверху вниз;
• подкрутка — помощь при выполнении поворотов;
ПРАВИЛА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТРАВМАТИЗМА
Основные причины травматизма:
• несоблюдение правил организации и методики занятий;
• несвоевременная проверка оборудования и инвентаря;
• нарушение санитарно-гигиенических условий;
• отсутствие врачебного контроля;
• недостаточная воспитательная работа с учащимися.
по предупреждению травматизма (для учителей)
1.Подготовить учебную документацию, планирование, планы.
2.Провести инструктаж по основным причинам травматизма.
4.На каждом уроке напоминать учащимся отдельные моменты правил в зависимости от вида деятельности.
5.Расставить оборудование и инвентарь на достаточном удалении друг от друга.
6.Проверять исправность оборудования и инвентаря.
7.Следить за санитарно-гигиеническим состоянием мест занятий.
8.Проверять расположение и укладку матов.
9.Выбирать правильные методы организации урока.
10.Воспитывать у учащихся сознательную дисциплину.
11 .Обеспечивать постоянный контроль действий учащихся.
12.Правильно размещать учащихся по снарядам.
13.Учитывать состояние занимающихся, реагировать на их жалобы о плохом самочувствии.
14.Умело применять помощь и страховку.
по предупреждению травматизма (для учащихся)
1. Иметь соответствующую спортивную форму.
2.Не нарушать определенную учителем организацию урока.
Осознанно и интенсивно проводить разминку.
4. Быть внимательным и сосредоточенным при выполнении упражнений на снарядах.
5. Перед подходом к снаряду проверить укладку матов (стыковка).
6. Не заниматься на снарядах по двое, трое и т.д.
7.Не стоять рядом с канатами, снарядами, опорным прыжком.
8. Не кататься на канатах, не дергать канат.
9. Знать правила страховки, самостраховки, помощи.
Подтягивание из виса, из виса лежа Лазание по канату
Отжимание Поднимание туловища
«Угол» в упоре на жердях
Подъем переворотом Отжимание в упоре на жердях Подъем силой
К строевым упражнениям относят действия на месте и в движении, выполняемые в соответствии со Строевым уставом ВС.
На уроках физической культуры используют гимнастические построения, размыкания и фигурную маршировку.
Строевые упражнения — средство не только организации учащихся и целесообразного их размещения в зале и на площадке, но и формирования навыка коллективных действий, воспитания правильной осанки, дисциплины, организованности, развития глазомера и чувства ритма. С их помощью повышается внимание учащихся.
Строевые упражнения используются во всех частях урока, но обучать им рекомендуется в вводной части урока.
На одном уроке целесообразно разучивать одно-два упражнения и потом повторять в ряде уроков, добиваясь четкого и быстрого их выполнения.
При изучении строевых упражнений широко применяются различные методические приемы:
• используются ориентиры в виде отметок и линий;
• образное изложение заданий;
• игровая и соревновательная форма;
• изучение по разделению и в целом.
ОСНОВНЫЕ СТРОЕВЫЕ КОМАНДЫ
«Класс, смирно!) -учащиеся, принимают строевую стойку.
«Класс, вольно!)-учащиеся, не сходя с места, переносят тяжесть тела на одну ногу.
«Класс, в одну шеренгу становись!) -учащиеся по линии строятся друг за другом.
«Класс, равняйсь!» -учащиеся, стоя в шеренге, поворачивают голову направо.
«Класс, смирно!» -учащиеся поворачивают голову прямо.
«Класс, разойдись!» -учащиеся выходят из строя.
«Класс, в колонну по одному (два) становись!» -учащиеся строятся в затылок друг другу.
«Класс, по порядку рассчитайсь!» -учащиеся называют порядковые номера с правого фланга с поворо том головы налево.
«Класс, на первый-второй рассчитайсь!» -учащиеся называют свои номера с поворотом головы налево.
«Полоборота нале-во!» -учащиеся выполняют повороты на левой пятке и правом носке.
«Класс, напра-во, нале-во,
от середины разо-мкнись!» -учащиеся начинают движение в сторону от направляющего приставным шагом, бегом, частым шагом на заданный учителем интервал
«Класс, влево, вправо,
к середине со-мкнись!» -учащиеся шагом, бегом становятся в плотный строй.
«Класс, в две шеренги стройся!» — учащиеся рассчитываются на первый-второй, затем вторые номера выполняют шаг с левой ноги назад, затем шаг правой ногой в сторону и приставляют левую ногу к правой, вставая в затылок первому.
«Класс, в одну шеренгу стройся!» -учащиеся выполняют шаги в обратном порядке.
«Класс, шагом — марш!» -учащиеся начинают одновременное движение с левой ноги.
«Полный шаг!» -учащиеся, выполняя эти команды, изменяют скорость движения.
«Класс, бегом — марш!» -учащиеся выполняют бег.
«Класс, на месте!» -учащиеся переходят, прекращают движение.
«Напра-во!» -учащиеся в движении выполняют повороты.
Исполнительная команда подается под левую (правую) ногу. П этой команде выполняется шаг правой (левой) ногой и делается по ворот на носке правой (левой) ноги.
«Кругом — марш!» — учащиеся выполняют поворот на носке левой ноги, предварительно выполнив дополнительный шаг правой ногой.
«Класс, правое (левое) плечо вперед — марш!» -учащиеся начинают изменять направление движения захождения плечом до команды «Прямо!».
«Класс, налево (направо) в обход — марш!» -учащиеся по заранее нанесенным линиям обходят зал.
«Класс, противоходом налево (направо) — марш!» -учащиеся, заходя правым (левым) плечом, начинают встречное движение.
«По диагонали — марш!» -учащиеся выполняют движение из угла в противоположный угол.
«Класс, змейкой — марш!» — учащиеся сначала выполняют движение противоходом, а затем уже змейкой.
«Класс, по кругу налево (направо) — марш!» -учащиеся выполняют движение по кругу.
«Класс, в колонну по три (четыре) налево (направо) — марш!» -учащиеся тройками или четверками поворачиваются одновременно налево и двигаются в новом направлении.
«Класс, в колонну по одному, правое (левое) плечо вперед, шагом — марш!» — учащиеся тройками или четверками выстраиваются в колонну по одному в движении.
«Противоходом направо в колоннах — марш!»
«Противоходом налево — марш!» «Змейкой — марш!»
«Налево, направо в колонну по двое — марш!»
Разделение, слияние. «В колонну по одному через центр — марш!»
Дробление и сведение. «В колонну по четыре через центр — марш!»
«В колонны по одному направо и налево в обход — шагом марш!»
«В колонну по четыре через центр — марш!»
Петля. «По диагнонали открытой петлей — марш!»
Петля. «По диагонали закрытой петлей — марш!»
Петля. «Направо закрытой петлей — марш!»
Петля. «Направо открытой петлей — марш!
Дробление. «В колонну по одному направо и налево — марш!»
«противоходом наружу марш!»
«Противоходом внутрь марш!»
«Противоходом по одному налево и направо в обход — марш!»
Чтобы рационально разместить класс для выполнения общеразвивающих упражнений, необходимо владеть основами построений, перемещений, перестроений и размыканий.
Следует учитывать, что конкретный порядок построения зависит от содержания комплекса общеразвивающих упражнений.
Общеразвивающие упражнения без предметов или с предметами
Общеразвивающие упражнения в сцеплении
Общеразвивающие упражнения в парах
Общеразвивающие упражнения на скамейках
Общеразвивающие упражнения на гимнастической стенке
Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой
Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой
для растягивания мышц рук и плечевого пояса
для расслабления косых мышц туловища
Упражнения для расслабления мышц туловища
Упражнения для развития силы мышц ног
Сгибание и разгибание рук в упоре
Сгибание и разгибание рук в упоре
Специальные упражнения, развивающие гибкость
Специальные упражнения, развивающие гибкость
Специальные упражнения, развивающие гибкость
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
Для того чтобы терминология отвечала своему назначению, к ней предъявляются следующие основные требования.
гимнастической терминологии обеспечивается точным подбором терминов и правильным их использованием.
термин должен создавать ясное представление о сущности конкретного упражнения, его технической основе, форме и способе исполнения.
гимнастической терминологии обеспечивается подбором слов-терминов, удобных для произношения и записи упражнений.
Гимнастические термины делятся на следующие группы:
определяющие отдельные структурно сходные группы упражнений: опорные прыжки, висы, упоры и т.п.;
2) основные термины,
точно определяющие смысловые признаки упражнения: подъемы, обороты, повороты и т.п.;
3) дополнительные термины,
уточняющие способ выполнения упражнения: махом, силой, разгибом. ; условия опоры: упор на руках, на предплечьях, лежа. ; направление движения: вперед, назад, влево, вправо.
ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Исходные положения — положения, из которых начинаются упражнения:
основная (соответствует строевой стойке), узкая ноги врозь, ноги в Розь, широкая ноги врозь, скрестно правой (левой), ноги врозь п Равой (левой), на правом (левом) колене, на коленях.
°ложения си Дя на полу или на снаряде. Существуют: сед, сед «уг- м>> , согнувшись, с захватом, на пятках, на пятках с наклоном.
положение занимающихся на согнутых ногах: полуприсед, сед с наклоном, присед на правой (левой).
положение или движение с выставлением ноги в различных направ. лениях с одновременным ее сгибанием: наклонный выпад, вправ 0 (влево) с наклоном, глубокий.
положение занимающегося, при котором плечи находятся выше точек опоры. Существуют: упор присев, упор на левом (правом) колене, стоя согнувшись, лежа, лежа сзади, лежа на бедрах, на правом колене боком, упор присев на правой и др.
ТЕРМИНЫ УПРАЖНЕНИЙ НА СНАРЯДАХ
сгибание тела в тазобедренных суставах вперед, назад, в стороны. Различают: наклон, наклон прогнувшись, назад касаясь, в широкой стойке,с захватом и др.
горизонтальное положение в упоре, висе или стойке на одной ноге. Существуют равновесия: на правой (левой), боковое, заднее, фронтальное, с захватом, шпагатом, кольцом, на локте.
• Движения ног и рук.
Принято различать движения одновременные, поочередные, последовательные, одноименные (левая рука двигается влево), разноименные (движение в противоположную сторону), параллельные (движения обеими руками).
Все эти движения выполняются в основных и промежуточных плоскостях прямыми и согнутыми руками (ногами).
• Термины, используемые при выполнении упражнений с гим настической палкой: палку вниз, на грудь, вперед вверх, к плечу, с палкой вольно, на голову вправо, на грудь правым концом вверх, правую в сторону, вверх и т.д.
положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата. Висы делятся на простые и смешанные.
вис, вис на согнутых руках, «углом», согнувшись, прогнувшись, прогнувшись сзади, сзади и др.
Висы смешанные: вис присев, лежа, согнувшись, на согнутых ногах и др.
положение занимающегося на снаряде, когда его плечи находятся выше точек опоры. Упоры делятся на простые и смешанные.
упор на предплечьях, на руках, на правом (левом) локте, на У А согнувшись, сзади, правой, под углом, ноги врозь вне, руки в стороны и др.
Упоры смешанные: о р боком лежа на правой и др.
. Сед -положение занимающегося, сидя на снаряде: сед ноги врозь, сед на бедре и др.
вертикальное положение занимающегося ногами вверх: стойка на плечах, на руках, на голове и руках и др.
переход из виса в упор или из более высокого упора в более низкий: подъем силой поочередно, махом одной подъем переворотом, подъем махом вперед, правой (левой), разгибом, двумя и др.
быстрый переход из упора в вис или из более высокого упора в более низкий. Медленный спад называется опусканием.
вращательное движение тела занимающегося вокруг оси, проходящей через точки хвата, выполняемое из упора: оборот вперед, оборот назад из упора, большой оборот вперед (назад) и др.
движение тела занимающегося вокруг вертикальной оси: поворот махом, вперед, назад, поворот в стойке и др.
свободное движение тела относительно оси вращения: изгибами, силой, с прыжка.
мах, выполняемый несколько раз.
• Перемах — движение ног над снарядом.
оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном захвате.
способ, с помощью которого занимающийся держится за снаряд: хват сверху, снизу, разный, обратный скрестный, широкий, узкий, глубокий, сомкнутый.
Целостное круговое движение над снарядом или его частью по замкнутой кривой.
е Ремещение занимающегося на снаряде вправо или влево с перехватом рук.
перемещение занимающегося с одной стороны снаряда на с отпусканием рук: «углом», согнувшись, ноги врозь и др.
преодоление препятствий или пространства в свободном полете без дополнительной опоры руками после отталкивания ногами.
преодоление снаряда с опорой руками на снаряд: прыжок согну в ноги, ноги врозь, согнувшись и т.д.
спрыгивание со снаряда различными способами: соскок махом вперед, назад, другой, сальто и др.
переход из упора в вис дугообразным движением.
предварительный мах ногами назад после толчка ногами.
ТЕРМИНЫ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
положение тела занимающегося, при котором согнутые ноги в коленях подтянуты руками к груди (кисти захватывают голени). Разновидности группировок: лежа, сидя, в приседе.
вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела: кувырок вперед, назад, длинный, с прыжка и др.
дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опорной
поверхности с опорой на ноги и руки: «мост», «мост» на одной руке, на одной ноге, на предплечьях, разноименный — с опорой левой ногой и правой рукой.
движение тела с последовательным касанием опоры и без переворачивания через голову: перекат вперед, в сторону, круговой и др-
вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову с опорой рук — переворот в сторону и др.
вертикальное положение тела ногами вверх: стойка на лопатках, на голове и руках и др.
сед с широко разведенными ногами, ноги касаются опоры поверх’ ностью бедер и находятся на одной линии.
аналогичное шпагату положение, но с согнутой ногой впереди.
ПРАВИЛА И ФОРМЫ ЗАПИСИ УПРАЖНЕНИИ
ользуется в тех СЛ у ЧаяХ 1 когда точное описание каждого упраж-ения не требуется: при написании программ, планов и т.д.
ои необходимости подробно записать каждое упражнение.
• Сокращенная и графическая записи —
для экономии времени и обеспечения наглядности описания упраж- н ений при составлении рабочей документации (конспекты уроков).
Общеразвивающие и вольные упражнения
Стойка скрестно правой, руки на поясе
Правая в сторону на носок
Узкая стойка ноги врозь
Ноги врозь, Широкая стойка ноги руки на поясе врозь, руки на поясе
Стойка ноги врозь правой, руки на поясе
Стойка на правом колене, руки на поясе
Стойка на коленях, руки на поясе
Правая в сторону вниз
Правая в сторону
Правая в сторону вверх
Левая вперед на носок
Правая вперед, Правая вперед-вверх, руки на поясе руки на поясе
Общеразвивающие и вольные упражнения
Сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх
с захватом на пятках, руки на поясе
Присед, руки на поясе
Полуприсед, руки вперед
Полуприсед наклонный, руки вперед
вправо, руки вверх
Полуприсед наклонный — «старт пловца»
Выпад с наклоном, руки скрестно
Присед на левой, руки вперед
Выпад левой, руки на поясе
Глубокий выпад, руки назад
Выпад левой вправо, руки в стороны
Общеразвивающие и вольные упражнения
Упор на левом колене
Упор стоя согнувшись
Упор лежа на бедрах
Упор на правом колене боком
Упор присев на правой
Руки вверх Руки в стороны
Руки вперед вверх
Общеразвивающие и вольные упражнения
Упор на левом колене
Упор стоя согнувшись
Упор лежа на бедрах
Упор на правом колене боком
Упор присев на правой
Руки вверх Руки в стороны
Руки вперед вверх
Общеразвивающие и вольные упражнения
Руки вверх- наружу
Согнутые руки в стороны
Согнутые руки вперед
Согнутые руки назад
Наклон прогнувшись, руки в стороны
Наклон назад касаясь
Равновесие на правой, руки в стороны
Наклон в широкой стойке, руки в стороны
Общеразвивающие и вольные упражнения
Фронтальное равновесие, Равновесие с захватом Равновесие с
руки в стороны захватом шпагатом
Равновесие кольцом Равновесие на локте
Палку вниз Палку на грудь Палку вверх Палку к плечу
на голову вправо
Палку на грудь концом вверх
Правую в сторону палку вверх
Стойка на лопатках
Стойка на голове
Стойка на руках
Полушпагат н а левой
«Мост» на одной руке
«Мост» на одной ноге
«Мост» на предплечьях
Разноименный Шпагат левой, «мост» руки в стороны
Положения и упражнения на снарядах
Вис согнувшись Вис прогнувшись Вис сзади
Вис на согнутых ногах
Вис на правой вне
Махом одной подъем переворотом
Подъем силой поочередно
Положения и упражнения на снарядах
Упор на правом локте
Стойка на руках
Положения и упражнения на снарядах
Вис стоя согнувшись
Упор лежа боком на правой
Вис согнув ноги
Вис лежа прогнувшись
Упор руки в стороны
Упражнения на гимнастическом бревне
Основная стойка, ходьба на носках Ходьба с маховыми движениями
Упражнения на разновысоких брусьях
Вис на в/жерди, размахивания изгибами
Вис присев на н/жерди
Сед на н/жерди хватом за в/жердь
Сед на н/жерди обратным хватом
УПРАЖНЕНИЯ НА СНАРЯДАХ
Лазание по канату
Лазание по канату в два приема, в три приема, петлей
Прыжок боком через коня с ручками в ширину
Техника выполнения опорных прыжков состоит из:
• наскока на г/мостик на две ноги,
• отталкивания двумя ногами,
• опоры кистями о поверхность снаряда,
Переползание — прикладной вид. В спортивной гимнастике он не существует, в школьной гимнастике он необходим.
Существует несколько вариантов переползания: по-пластунски, на левом (правом) боку, на спине, на голени, под препятствием (барьеры), через препятствие (горка матов), змейкой (набивные мячи), с пострадавшим на спине и т.д.
Упражнения на параллельных брусьях
Подъем разгибом из упора на руках
Подъем махом назад из упора на руках
Упражнения на перекладине
Из упора верхом перемахом вперед в упор
Из упора верхом оборот вперед
Упражнения на разновысоких брусьях
Вис прогнувшись на н/ж.
Вис согнувшись на н/ж.
Подъем в упор на в/ж из виса присев.
Подъем переворотом в упор на в/ж их виса присев. Спад назад из упора на в/ж в вис лежа на н/ж. Опускание вперед из упора на в/ж в вис лежа на н/ж. Перемахи и круги ногами.
Перемахи, ноги врозь.
Соскок влево (вправо) из седа на бедре.
Соскок махом вперед из седа на н/ж.
Соскок «углом» и т.д.
Упражнения на гимнастическом бревне
• Вскоки продольно выполняются в упор, в упор правая в сторо- и у на носок, в упор правой вне, в упор стоя, ноги врозь.
• Перемахом правой (левой) с одноименным поворотом в упор сидя, ноги врозь и т.д.
• Вскоки из стойки поперек с конца бревна:
в упор сидя, ноги врозь, в присед на одну, другую на носок.
• Вскоки с косого разбега:
в упор сидя на бедре, в упор стоя на коленях, в упор стоя на одно колено, в упор присев.
ходьба, бег, подскоки, танцевальные шаги (с различными движениями рук и ног).
• стоя на обеих ногах;
• стоя на одной ноге махом вперед, назад;
• в приседе на обеих ногах;
• в приседе на одной ноге;
• в упоре, в упоре присев, в упоре на коленях.
• на месте толчком двумя стоя, в приседе;
• с продвижением вперед на двух, на одной, с шагом, прыжком, махом, с поворотом и т.д.
в высокой стойке и в приседе (с различными положениями ног, рук).
простые соскоки — толчком одной или двумя ногами прогнувшись из стойки продольно, в сторону из стойки поперек, прогнувшись: ноги врозь, ноги вместе, сгибая ноги; с шага, с разбега; с середины, с конца бревна.
определенное положение тела для выполнения перекатов, кувырков.
подводящее упражнение для изучения более сложных: перекаты в группировке назад, вперед, лежа на животе прогнувшись, из стойки на лопатках, из основной стойки через сед, перекаты в сторону.
Кувырок вперед: из упора присев, из полуприседа, с шага, с выпада, из стойки ноги врозь, из стойки на руках, с прямыми ногами, со скрещенными ногами, длинный кувырок, кувырок прыжком.
Кувырок вперед из стойки на руках
Кувырок назад: из седа, из упора присев, из полуприседа, из седа с прямыми ногами, в полушпагат, в упор стоя ноги врозь, через стойку на руках, через плечо, в упор стоя согнувшись.
Стойка на лопатках
Стойка на руках
Примерная зачетная комбинация по акробатике
Примерная зачетная комбинация на г/бревне
Примерная зачетная комбинация на г/бревне
Примерная зачетная комбинация на разновысоких брусьях
Примерная зачетная комбинация на параллельных брусьях
Примерная зачетная комбинация на низкой перекладине
Опорный прыжок через г/козла в ширину с опорой ногами
Опорный прыжок согнув ноги через г/ко зла в ширину
ПРИМЕРНЫЕ ЗАЧЕТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 5 КЛАСС Акробатика
Мальчики. О.с. — «старт пловца». Кувырок вперед в упор присев, кувырок вперед, ноги скрестно, поворот кругом, кувырок назад в упор присев, перекатом назад стойка на лопатках (держать), перекатом вперед встать в основную стойку.
Девочки. О.с. — равновесие правой (левой). Приставить ногу, кувырок вперед в упор присев, перекатом назад — стойка на лопатках (держать), опуская прямые ноги, лечь на спину (руки вверх), «мост» (держать), лечь на спину (руки вверх), поворот на живот влево (вправо), согнув руки, упор присев, встать в о.с.
О.с. — вход (со вспомогательной опоры). Быстрая ходьба на носках — руки в стороны, поворот кругом на носках, руки за голову, мах левой, махом правой поворот налево, ноги врозь, наклон вперед, руки в стороны, выпрямляясь соединить ноги вместе, равновесие на правой (левой), махом вперед соскок прогнувшись.
О.с. — вис стоя, вис на согнутых руках, вис присев — наскок в упор на прямых руках, опускание вперед в вис присев, толчком двух ног (поочередно) — вис на подколенках, вернуться в и.п., толчком двумя — вис лежа, прогнувшись встать в о.с.
И.п. — о.с. Хватом сверху толчком ног выйти в упор на жердях. Размахивание в упоре, на махе вперед сед, ноги врозь. Махом правой (левой) ногой сед на бедро (обратный хват правой или левой рукой, другую в сторону). Соскок с поворотом на 180°.
И.п. — о.с. Вис на в/жерди (хватом сверху), размахивание изгибами. Вис присев на н/жерди, вис прогнувшись, вис присев, толчем двух ног вис лежа, поворот на 90°, сед на бедре. Соскок продувшись. И.п. — о.с.
Козел в ширину. Н=90-100 см. С разбега наскок в упор присев. Прыжок вверх прогнувшись или ноги врозь.
Мальчики. И.п. — о.с. Упор присев, кувырок вперед в упор присев, кувырок вперед в сед с прямыми ногами, наклон вперед, перекат назад, стойка на лопатках (держать), из стойки на лопатках сед «углом» (руки в стороны) — держать. Опуская ноги, наклон вперед, кувырок назад в упор присев. Прыжок вверх прогнувшись. И.п. — о.с.
Девочки. И.п. — о.с. Равновесие на правой (левой) ноге, руки в стороны, приставляя ногу два кувырка вперед слитно в упор присев, кувырок назад в полушпагат — руки в стороны (держать). Толчком ног упор присев, перекатом назад, стойка на лопатках, опуская прямые ноги, лечь на спину (руки вверх), «мост» (держать), поворот вправо (влево) с опорой на одну руку, упор присев. Прыжок вверх прогнувшись. И.п. — о.с.
И.п. — о.с. Вис стоя, махом одной и толчком другой подъем переворотом. Перемах правой (левой) ногой вне и обратно. Опускаясь вперед вис присев. Толчком двух ног вис прогнувшись. Опуская ноги обратно вис лежа, прогибаясь встать. И.п. — о.с.
Параллельные брусья И.п. — о.с. Хватом сверху толчком ног — упор. Размахивание в Упоре — сед, ноги врозь (ноги прямые). Размахивание в упоре — с ед на левом бедре. Размахивание в упоре — сед на правом бед-Ре. Размахивание в упоре — махом вперед соскок прогнувшись. И.п. — о.с.
И.п, — о.с. Вис на в/жерди (хватом сверху). Размахивание изгибами — вис прогнувшись, вис присев на н/жерди. Толчком двух ног -вис лежа на н/жерди. Поворот на 90° — сед на бедре (хват одной рукой за в/жердь, другую руку в сторону). Поворотом вправо (влево) -сед на н/жерди. Махом вперед — соскок прогнувшись. И.п.
И.п. — о.с. Вход со вспомогательной опоры. 4-6 быстрых шага на носках, поворот кругом на носках в полуприседе (руки вниз). Шагом правой (левой) ногой — равновесие, руки в стороны (держать). Шагом вперед — махи правой (левой) ногой. Поворот направо (налево) в стойку, ноги врозь, руки в стороны. Соскок вверх прогнувшись И.п. — о.с.
Мальчики. Козел в ширину. Н=100—105 см. Прыжок ноги врозь. Девочки. Козел
в ширину. Н=100-105 см. Прыжок ноги врозь.
Мальчики. О.с. — упор присев. Стойка на голове и руках, согнув ноги (держать), опуститься в упор присев, кувырок вперед в упор присев, длинный кувырок вперед в сед с прямыми ногами, «угол» (держать), перекат назад с прямыми ногами, стойка на лопатках (держать), перекатом вперед упор присев, кувырок назад в упор присев, встать прогнувшись в о.с.
Девочки. О.с. — шагом правой (левой) вперед — равновесие (держать), кувырок вперед в упор присев, кувырок вперед с прямыми ногами, сесть, «угол» (держать), лечь на спину (руки вверх), «мост» (держать), лечь на спину, поворот вправо (влево), упор присев, перекатом назад стойка на лопатках (держать), согнув ноги перекат вперед — упор присев, кувырок назад в полушпагат, руки в стороны, упор присев — встать прогнувшись в о.с
О.с — вход (со вспомогательной опоры), 2-3 шага ходьба на носках (до конца бревна), приставляя ногу поворот кругом в полуприседе (руки вниз), мах левой, мах правой с поворотом налево стойка ноги врозь — выпад на правой, на левой, руки в стороны, приставляя ногу выпрямиться, соскок прогнувшись в о.с.
О.с. — вис стоя, махом одной толчком другой — подъем переворотом в упор, перемах правой (левой) вне и обратно. То же с другой ноги. Опускание вперед в вис присев. Толчком двумя (поочередно) переворот назад между рук и обратно в вис согнувшись, встать в о.с.
И.п. — о.с. Толчком ног выход в упор. Махом вперед сед ноги врозь. Размахивание в упоре — сед на левом бедре (руки в стороны). Размахивание в упоре — сед на правом бедре (руки в стороны). Перемах внутрь — размахивание в упоре. Соскок махом назад или вперед. И.п. — о.с.
И.п. — о.с. Вис на в/жерди (хватом сверху). Размахивание изгибами — вис лежа. Мах правой, мах левой ногой. Поворот на 90° (вправо, влево) — сед на бедре. Махом прямыми ногами через «угол» (вправо, влево) — соскок с поворотом на 90°. И.п. — о.с.
Мальчики. Козел в длину. Н=105—110 см. Прыжок ноги врозь. Девочки. Козел в
длину. Н=105—110 см. Прыжок ноги врозь.
Мальчики. И.п. — о.с. Упор присев. Стойка на голове и руках с прямыми ногами (с помощью). Вернуться в упор присев. Длинный кувырок вперед в сед с прямыми ногами. Наклон вперед — сед «углом» (руки в стороны) — держать. Из угла перекатом назад в стойку
на лопатках — держать. Перекатом вперед упор присев. Кувырок назад в стойку, ноги врозь. Толчком ног упор присев. Прыжок вверх прогнувшись с поворотом на 180°. И.п. — о.с.
Девочки. И.п. — о.с. Равновесие на правой (левой) ноге — дер. жать. Шагом вперед левой (правой) ногой — выпад. Кувырок вперед в стойку на лопатках (держать). Лечь на спину, руки вверх — «мост» (держать). Поворот влево (вправо) с опорой на руку — упор присев. Кувырок назад в полушпагат (руки в стороны) — держать. Толчком ног упор присев. Прыжок вверх прогнувшись, ноги врозь. И.п. — о.с.
И.п. — о.с. Вход со вспомогательной опоры. Два попеременных шага. Приставляя ногу поворот кругом вправо (влево) в полуприседе (руки вниз). Выпрямляясь, шагом вперед — равновесие на одной ноге (руки в стороны) -держать. Махом вперед- выпад, руки в стороны. Выпрямляясь, мах другой ногой — выпад, руки вперед. Выпрямляясь, 2-3 прыжка со сменой ног (с продвижением вперед). Поворот кругом на носках (руки вверх). Шагом вперед опуститься на одно колено (правое, левое), руки в стороны — держать. Из упора махом одной толчком другой ногой соскок прогнувшись. И.п. — о.с.
И.п. — о.с. Вис стоя на согнутых руках. Махом одной толчком другой ногой — подъем переворотом в упор. Перемах правой (левой) ногой (с отрывом руки) и обратно. Перемах правой (левой) ногой вне и обратно. Из упора махом назад соскок с поворотом на 180°. И.п. -о.с.
И.п. — о.с. Толчком ног выход в упор. Сед ноги врозь. Размахивание в упоре — сед на левом бедре (в темпе). Размахивание в упоре — сед на правом бедре (в темпе). Перемах внутрь. Размахивание в упоре. На махе вперед соскок с поворотом на 90°. И.п. — о.с.
Разновысокие брусья И.п. — о.с. Вис стоя на согнутых руках на н/жерди (лицом к в/жерди). Махом одной толчком другой ногой подъем переворотом в упор (с дополнительной опорой — гимнастический козел, в/жердь). Перемах правой (левой) ногой в сед на правое (левое) бедро на н/жерди хватом сверху за в/жердь правой (левой) рукой, другой рукой
обратным хватом за н/жердь. Сед «углом» с прямыми ногами -обозначить. Опуская ноги, соскок прогнувшись в поворотом на 180°
Мальчики. Козел в ширину. Н=110 см. Прыжок согнув ноги. Девочки. Козел в ширину. Н=110 см. Прыжок ноги врозь.
Мальчики. И.п. — о.с. Длинный кувырок вперед прыжком в упор присев. Кувырок вперед в стойку на лопатках (держать). Опуская прямые ноги — сед «углом» (руки в стороны) — держать. Наклон вперед. Кувырок назад в стойку, ноги врозь. Стойка на голове и руках (силой) с помощью. Опуститься в упор присев. Прыжок вверх прогнувшись с поворотом на 180°. И.п. — о.с.
Девочки. И.п. — о.с. Равновесие на одной ноге, руки в стороны (держать). Приставляя ногу, кувырок вперед в упор присев. Длинный кувырок в упор присев. Перекатом назад — стойка на лопатках (держать). Из стойки на лопатках кувырок назад в полушпагат. Толчком ног упор присев. Встать. Переворот боком в стойку, ноги врозь. Приставляя ногу с поворотом на 90° — прыжок вверх прогнувшись, ноги врозь. И.п. — о.с.
И.п. — о.с. Вход со вспомогательной опоры. 2-3 быстрых шага на носках, руки в стороны. Равновесие на одной ноге (руки в стороны) — держать. Выпрямляясь, опуститься на одно колено (руки в стороны). Встать — 2-3 прыжка со сменой ног. Встать на носки, руки вверх. Поворот кругом в полном приседе (с поочередным опусканием рук). Выпрямиться. Шаг левой — мах правой ногой, шаг правой -мах левой ногой (руки в стороны). Опуститься на одно колено, руки в стороны. Из упора стоя на одном колене, махом другой ногой соскок прогнувшись. И.п. — о.с.
Низкая перекладина И.п. — о.с. Вис стоя на согнутых руках. Подъем переворотом в Упор силой.
Опуститься вперед в вис присев. Вис согнувшись силой. Вис завесом на правой (левой) ноге. Подъем верхом в упор
Перехват правой (левой) рукой, хват снизу. Перемах правой (левой) ногой. Соскок прогнувшись с поворотом на 90°. И.п. — о.с.
И.п. — о.с. Из упора на предплечьях — размахивание. Махом вперед — сед ноги врозь. Перехват руками вперед. Мах назад прямыми ногами внутрь (между жердями). Размахивание в упоре — сед ноги врозь (в темпе). Размахивание в упоре. Махом назад соскок прогнувшись с поворотом на 90 е (лицом к жерди). И.п. — о.с.
И.п. — о.с. Вис на в/жерди. Размахивание изгибами. Перемах, согнув ноги. Вис лежа на н/жерди. Перехват правой (левой) скрестно, обратным хватом. Сед на правом (левом) бедре рука в сторону. Сед «углом» — держать. Рука сзади обратным хватом. Опуская ноги с поворотом на 90° — сед на н/жерди. С перехватом руками (хватом сверху) за н/жердь соскок вперед прогнувшись. И.п. — о.с.
Мальчики. Козел в длину. Н=120 см. Прыжок согнув ноги. Девочки. Козел в
длину. Н=120 см. Прыжок боком.
Мальчики. И.п. — о.с. Махом одной толчком другой ногой — стойка на руках (с помощью). Из стойки кувырок вперед в упор присев. Кувырок вперед прыжком в упор присев. Прыжок вверх ноги врозь, прогнувшись в упор присев. Кувырок назад в стойку ноги врозь. Толчком ног упор присев. Встать. Переворот боком в стойку ноги врозь. Приставляя ногу, поворот на 90°. Прыжок вверх прогнувшись с поворотом на 180°. И.п. — о.с.
Девочки. И.п. — о.с. Равновесие на одной ноге. Шагом правой (левой) кувырок вперед в упор присев. Длинный кувырок вперед в сед «углом» (руки в стороны) — держать. Перекат назад в стойку на лопатках (держать). Лечь на спину, руки вверх. «Мост» (держать). Поворот вправо (влево) с опорой на одну руку в упор присев. Кувырок назад в полушпагат. Толчком ног упор присев. Прыжок вверх прогнувшись, ноги врозь. И.п. — о.с.
И.п. — о.с. Наскок в упор на бревно. Перемах (правой, левой) с поворотом в сед ноги врозь. Поднимая прямые ноги — сед «углом» -держать (руки в упоре сзади). Опуская ноги (перевести руки в упор вперед) — мах назад в упор присев. Встать. Шаги польки с правой (левой) ноги. Приставляя ногу поворот кругом, руки вверх. Шагом правой (левой) равновесие, руки в стороны (держать). 2-3 прыжка со сменой ног. Выпад правой (левой). Опираясь руками о бревно, махом одной толчком другой ногой — соскок прогнувшись. И.п. — о.с.
И.п. — о.с. Прыжком вис (хват сверху). Подъем переворотом в упор силой. Опуститься вперед в вис. Поднимая ноги, вис согнувшись. Вис сзади. Силой вернуться обратно в вис. Размахивание, махом назад соскок прогнувшись. И.п. — о.с.
И.п. — о.с. Толчком ног упор на предплечьях. Размахивание. Махом назад — подъем в упор. Махом вперед — сед ноги врозь, руки в стороны. Хват сверху — махом назад перемах внутрь. Размахивание в упоре — соскок махом назад с поворотом на 90°. И.п.
И.п. — о.с. Наскок в упор на н/жердь (лицом к верхней жерди). Перемах правой (левой) ногой, перехват правой (левой) рукой за в/жердь — сед верхом. Поворот налево (направо) с перемахом правой (левой) ногой перейти в вис лежа на н/жерди (хватом за в/жердь) -прогнуться. Поворот влево (вправо) в сед на бедро. Сед «углом» (держать). Сгибая правую (левую) ногу встать на ногу — равновесие (держать). Поворот вправо (влево) лицом к в/жерди. Наскок в упор на в/жердь. Опускаясь вперед с прямыми ногами, соскок. И.п. — о.с.
Мальчики. Козел в длину. Н=125 см. Прыжок ноги врозь. Девочки. Гимнастический конь в ширину. Н=120 см. Прыжок боком врозь. Перемах внутрь. Размахивание.
Махом назад соскок с повп ротом на 180. И.п. — о.с.
И.п. — о.с. Вис на в/жерди (лицом к нижней). Размахивание изгибами. Вис присев на правую (левую) ногу. Толчком одной, махом другой упор на в/жерди. Опуститься вперед в вис лежа на н/жердь. Поворот в сед на правое (левое) бедро на н/жерди. Сед «углом» (держать). Сгибая правую (левую) ногу встать в равновесие (обозначить). Хватом сверху за н/жердь махом одной толчком другой ноги соскок прогнувшись. И.п. — о.с.
Юноши. Козел в длину. Н=130 см. Расстояние от гимнастического мостика до гимнастического козла — 100 см. Прыжок ноги врозь.
Девушки. Гимнастический конь в ширину. Н=120 см. Прыжок «углом» с разбега (мостик под углом к снаряду) — махом одной толчком другой ноги с поочередной опорой руками сзади.
Источник