Часть I
ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Глава 1 введение в предмет
1.1. Характеристика специалиста
В ОБЛАСТИ МАССОВЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ
Дальнейший подъем массовости физической культуры и спорта в стране во многом обеспечивается специалистами, подготовленными на педагогических факультетах институтов физической культуры. От квалификации специалистов — преподавателей физической культуры и организаторов массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма зависит эффективность их работы.
Модель специалиста в области массовых видов гимнастики предполагает, что в своей деятельности, исходя из конкретных условий, преподаватель должен уметь провести различными методами индивидуальные и групповые занятия, рекомендовать комплексы упражнений лицам разного пола и возраста, организовать соревнования, провести гимнастический праздник. Систематические знания в этой области студенты получают в теоретическом плане на лекционных занятиях и самостоятельно, изучая данный учебник, рекомендуемую литературу, на методических, семинарских и практических занятиях.
Программой курса гимнастики предусмотрено изучение таких разделов и тем, которые позволяют специалисту ориентироваться в вопросах истории гимнастики (см. гл. 3), ее значении и места в советской системе физического воспитания (см. гл. 2). Осваивая теоретический и практический курс, студенты получают представление о больших возможностях гимнастики, о том, что владение гимнастической методикой является базой в системе их профессиональной подготовки.
Гимнастика является испытанным действенным средством физического воспитания народа, подготовки его к труду и защите Родины.
«Гимнастика и методика преподавания» — одна из дисциплин, обеспечивающая профессиональную подготовку выпускников институтов физической культуры. Овладение данным курсом позволяет специалисту квалифицированно проводить занятия по массовым видам гимнастики с контингентом, различным по возрасту, полу и уровню подготовленности.
Выпускники педагогических факультетов должны обучать занимающихся гимнастическим упражнениям, организовывать и проводить занятия по гимнастике в общеобразовательных школах и
профессионально-технических училищах (ПТУ), в высших и средних специальных учебных заведениях, в коллективах физической культуры предприятий, в физкультурно-оздоровительных клубах, лечебно-профилактических учреждениях, в других организациях и учреждениях, осуществляющих физическое воспитание населения в стране.
Особенности массовых видов гимнастики — в их общедоступности. Средства гимнастики распространяются буквально на людей всех возрастов — от ясельного до лиц пожилого возраста. Но особенно актуальна работа преподавателя физической культуры со школьниками и учащимися ПТУ. В связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы специалист в области физического воспитания должен быть готов преподавать гимнастику во всех классах, а это значит — знать практически все виды базовой и оздоровительной гимнастики, уметь применять все ее средства в работе с контингентом, особенно динамично изменяющимся в широком возрастном диапазоне (от 6 до 17 лет).
Серьезные задачи общей и профессионально-прикладной физической подготовки решаются в средних специальных и высших учебных заведениях. Велика тяга к оздоровительной гимнастике (зарядке, женской, ритмической, атлетической) у взрослых. Имея дело с массами занимающихся разного возраста, разных потребностей и возможностей, преподавателю нужна обширная эрудиция, позволяющая успешно вести учебную и воспитательную работу не только с детьми, но и с людьми разных профессий.
Институты физической культуры — учебные заведения педагогического профиля. Профессии «преподаватель физической культуры», «преподаватель — организатор физкультурно-оздоровительной работы и туризма» являются сугубо педагогическими. В процессе освоения курса гимнастики студенты овладевают достаточным количеством как общепедагогических знаний, умений и навыков, так и специальных, связанных с преподаванием гимнастики. Очень важной задачей является освоение курса гимнастики во взаимосвязи с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом вуза, что обеспечивается межкафедральными связями, осуществлением на занятиях по гимнастике мировоззренческой подготовки студентов.
В связи с реализацией задач по пропаганде и внедрению в быт народа наиболее доступных, эффективных, эмоциональных видов гимнастики студенты должны овладеть соответствующей методикой преподавания, а именно:
уметь проводить занятия с высокой моторной плотностью;
владеть навыками поточного способа проведения упражнений с ярко выраженной ритмической структурой, под музыкальное сопровождение;
использовать все виды гимнастического оборудования, инвентаря и приспособлений;
обучать прикладным упражнениям с использованием кругового способа их выполнения.
Для повышения интереса к занятиям гимнастикой необходимо
владеть игровым и соревновательным методами их проведения, уметь сочетать гимнастические упражнения с упражнениями из других видов спорта.
Преподавателю необходимо уметь использовать демонстрационные формы занятий: показательные выступления на праздниках, спартакиадах по программе «Старты надежд»; «Сила и грация», при проведении массовых мероприятий, таких, как «дни здоровья», сдача норм ГТО.
В подготовке специалиста по массовым видам гимнастики особое внимание уделяется воспитанию качеств организатора и руководителя коллектива. Этому в немалой степени способствуют специфика гимнастики, ее методические особенности (см. гл. 2).
Источник
Учебник по гимнастике. Гимнастика и методика преподавания под общей редакцией
Название | Гимнастика и методика преподавания под общей редакцией |
Анкор | Учебник по гимнастике.doc |
Дата | 28.01.2017 |
Размер | 23.17 Mb. |
Формат файла | |
Имя файла | Учебник по гимнастике.doc |
Тип | Реферат #451 |
страница | 1 из 28 |
Подборка по базе: 1. НК. Прикладная гимнастика. Комплексное силовое упражнение.doc, Н_с_аулар Б_л бет _шін навигация_ _ндірістік гимнастиканы_ кешен, Самостоятельная работа. Ч.1. Методика Д. Кейрси.doc, 02.06.2021 г. Методика русской литературы Задание.docx, КР Методика и методология.docx, Тема 2 Методика проведення соціологічних досліджень.docx, Таңғы және өнеркәсіпте орындалатын кешендік гимнастикалықжаттығу, 30 Методика рег мониторинга .PDF, Косарева С.В. методика 4 курс 14.12.2020.docx, УМК Теория и методика волейбола.docx Профессора В.М. Смолевского Переработанное и дополненное «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ» Гимнастика как средство физического воспитания…………………………………………….…. 1.1. Характеристика специалиста в области массовых видов гимнастики…………………………………………………………………………………………….….. 1.2. Основные задачи курса «Гимнастика и методика преподавания» …………………………… 1.3. Гимнастика — учебно-научная’ дисциплина…………………………………………………….. Гимнастика в советской системе физического воспитания………………………………….…… 2.1. Значение и место гимнастики в советской системе физического воспитания…………………. 2.2. Методические особенности гимнастики …………………………………………………………. 2.3. Характеристика средств гимнастики……………………………………………………….……… 3.3. Создание национальных систем гимнастики …………………………………………………… 3.4. Гимнастика в дореволюционной России………………………………………………………….. 4.2. Требования, предъявляемые к терминологии ……………………………………..……………. 4.3. Правила гимнастической терминологии ………………………………………………………….. 4.4. Термины общеразвивающих и вольных упражнений……………………………………………. 4.5. Термины упражнений на снарядах………………………………………………………………. 4.6. Термины акробатических упражнений ……………………………………………………….… 4.7. Термины упражнений художественной гимнастики……………………………………………. 4.8. Правила и формы записи упражнений …………………………………………………………… Основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям…………………..………. 5.1. Назначение и особенности строевых упражнений ……………………………………………… 5.2. Основные группы строевых упражнений ……………………………………………………. 6.2. Классификация упражнений и программный материал …………………………………………. 6.3. Составление комплексов общеразвивающих упражнений …………………………………. 6.4. Методика проведения общеразвивающих упражнений…………………………………………. 7.1. Характеристика прикладных упражнений……………………………………….…………….. 7.2. Техника и методика обучения основным упражнениям …………………………………….. Упражнения на гимнастических снарядах (мужское многоборье) …………………………… 8.1. Общие основы техники упражнений на гимнастических снарядах…………………………….. Упражнения на гимнастических снарядах (женское многоборье)……………………………….. 9.1. Упражнения на брусьях разной высоты……………………………………………………….. 10.1. Характеристика и классификация прыжков…………………………………………………… 10.2. Техника и методика обучения прыжкам………………………………………………. ……… 11.1. Характеристика вольных упражнений………………………………………………………. 11.2. Содержание вольных упражнений…………………………………………………………… 11.3. Обучение вольным упражнениям……………………………………………………………….. 11.4. Композиция вольных упражнений……………………………………………………………… 12.1. Характеристика акробатических упражнений, их классификация………………………….. 12.2. Техника акробатических упражнений, методика обучения………………………………. Упражнения художественной гимнастики………………………………………………………… Методика обучения гимнастическим упражнениям……………………………………………… 14.1. Цели и задачи обучения в гимнастике………………………………………………………….. 14.2. Характеристика гимнастических упражнений…………………………………………………. 14.3. Предпосылки успешного обучения гимнастическим упражнениям………………………..… 14.4. Реализация дидактических принципов в обучении гимнастическим упражнениям………. 14.5. Особенности взаимодействия гимнастических упражнений……………………………….… 14.6. Этапы обучения гимнастическим упражнениям……………………………………………. 14.7. Методы и приемы обучения гимнастическим упражнениям……………………………….… 14.9. Особенности обучения групповым и массовым упражнениям …………………………..…. 14.10. Средства обеспечения учебного процесса в гимнастике……………………………….….… Часть III Виды гимнастики и формы занятий……………………..…………………………….… Образовательно-развивающие виды гимнастики…………………………………………………. 15.4. Профессионально-прикладные виды гимнастики…………………………………………….. 17.1. Характеристика спортивных видов гимнастики………………………………………………. 17.2. Тенденция развития спортивных видов гимнастики …………………………………………. 17.3. Характеристика содержания спортивных видов гимнастики…………………………….. 19.1. Общие методические положения………………………………………………………………. 19.2. Методика проведения отдельных частей занятий гимнастикой……………………….…… 20.5. Подготовка и проведение соревнований………………………………………………………. 20.6. Особенности проведения массовых соревнований…………………………………………… 20.7. Основы судейства в гимнастике……………………………………………………………….. 21.1 Общие требования к массовым гимнастическим выступлениям……………………….…. 21.5. Организация и методика подготовки………………………………………………………. Планирование работы и методика занятий с различными контингентами………………. Планирование и учет работы по гимнастике в школе и ПТУ…………………………………. 22.1. Значение и задачи планирования учебной работы…………………………………………. 22.2. Основные документы планирования. …………………………………………………………. Методика занятий гимнастикой в школе и ПТУ………………………..………………………. 23.1. Задачи физического воспитания, решаемые на занятиях гимнастикой в школе……… 23.2. Содержание и методика занятий гимнастикой в младших, средних и старших классах ……………………………………………………………………………………………….…………. 23.3. Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп……………………………………………………………………………………. 23.4. Характеристика гимнастических упражнений комплекса ГТО…………………………… 23.5. Методика обучения гимнастическим упражнениям комплекса ГТО……………………….. Методика занятий гимнастикой с женщинами ………………………………………………..…. 24.1. Задачи и содержание основной гимнастики для женщин………..………………. ………… 24.2. Методические особенности проведения занятий …………………………………………… 24.3. Основные упражнения для женщин……………………………………………………………. 24.4. Контроль за состоянием здоровья………………………………………………………………. Занятия гимнастикой с лицами среднего, пожилого и старшего возраста …………………. 25.1. Значение гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста…………………….. 25.3. Содержание и методические особенности занятий…………………………………………….. 25.4. Планирование и дозировка физической нагрузки……………………………….…………… 25.5. Врачебный контроль и самоконтроль………………………………………………………….. 26.5. Правила эксплуатации залов и оборудования………………………………………………….. Меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой………………………………………… 27.1. Причины травматизма в гимнастике…………………………………………………………….. 27.2. Профилактика травматизма в различных видах упражнений………………………………….. 27.3. Врачебный контроль и самоконтроль………………………………………………………..….. 28.1. Элементы музыкальной грамоты…………………………………………………………………. 28.2. Проведение различных видов упражнений с музыкальным сопровождением……………….. ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ 1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ МАССОВЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ Дальнейший подъем массовости физической культуры и спорта в стране во многом обеспечивается специалистами, подготовленными на педагогических факультетах институтов физической культуры. От квалификации специалистов — преподавателей физической культуры и организаторов массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма зависит эффективность их работы. Модель специалиста в области массовых видов гимнастики предполагает, что в своей деятельности, исходя из конкретных условий, преподаватель должен уметь провести различными методами индивидуальные и групповые занятия, рекомендовать комплексы упражнений лицам разного пола и возраста, организовать соревнования, провести гимнастический праздник. Систематические знания в этой области студенты получают в теоретическом плане на лекционных занятиях и самостоятельно, изучая данный учебник, рекомендуемую литературу, на методических, семинарских и практических занятиях. Программой курса гимнастики предусмотрено изучение таких разделов и тем, которые позволяют специалисту ориентироваться в вопросах истории гимнастики (см. гл. 3), ее значении и места в советской системе физического воспитания (см. гл. 2). Осваивая теоретический и практический курс, студенты получают представление о больших возможностях гимнастики, о том, что владение гимнастической методикой является базой в системе их профессиональной подготовки. Гимнастика является испытанным действенным средством физического воспитания народа, подготовки его к труду и защите Родины. «Гимнастика и методика преподавания» — одна из дисциплин, обеспечивающая профессиональную подготовку выпускников институтов физической культуры. Овладение данным курсом позволяет специалисту квалифицированно проводить занятия по массовым видам гимнастики с контингентом, различным по возрасту, полу и уровню подготовленности. Выпускники педагогических факультетов должны обучать занимающихся гимнастическим упражнениям, организовывать и проводить занятия по гимнастике в общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах (ПТУ), в высших и средних специальных учебных заведениях, в коллективах физической культуры предприятий, в физкультурно-оздоровительных клубах, лечебно-профилактических учреждениях, в других организациях и учреждениях, осуществляющих физическое воспитание населения в стране. Особенности массовых видов гимнастики — в их общедоступности. Средства гимнастики распространяются буквально на людей всех возрастов — от ясельного до лиц пожилого возраста. Но особенно актуальна работа преподавателя физической культуры со школьниками и учащимися ПТУ. В связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы специалист в области физического воспитания должен быть готов преподавать гимнастику во всех классах, а это значит — знать практически все виды базовой и оздоровительной гимнастики, уметь применять все ее средства в работе с контингентом, особенно динамично изменяющимся в широком возрастном диапазоне (от 6 до 17 лет). Серьезные задачи общей и профессионально-прикладной физической подготовки решаются в средних специальных и высших учебных заведениях. Велика тяга к оздоровительной гимнастике (зарядке, женской, ритмической, атлетической) у взрослых. Имея дело с массами занимающихся разного возраста, разных потребностей и возможностей, преподавателю нужна обширная эрудиция, позволяющая успешно вести учебную и воспитательную работу не только с детьми, но и с людьми разных профессий. Институты физической культуры — учебные заведения педагогического профиля. Профессии «преподаватель физической культуры», «преподаватель — организатор физкультурно-оздоровительной работы и туризма» являются сугубо педагогическими. В процессе освоения курса гимнастики студенты овладевают достаточным количеством как общепедагогических знаний, умений и навыков, так и специальных, связанных с преподаванием гимнастики. Очень важной задачей является освоение курса гимнастики во взаимосвязи с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом вуза, что обеспечивается межкафедральными связями, осуществлением на занятиях по гимнастике мировоззренческой подготовки студентов. В связи с реализацией задач по пропаганде и внедрению в быт народа наиболее доступных, эффективных, эмоциональных видов гимнастики студенты должны овладеть соответствующей методикой преподавания, а именно: — уметь проводить занятия с высокой моторной плотностью; — владеть навыками поточного способа проведения упражнений с ярко выраженной ритмической структурой, под музыкальное сопровождение; — использовать все виды гимнастического оборудования, инвентаря и приспособлений; — обучать прикладным упражнениям с использованием кругового способа их выполнения. Для повышения интереса к занятиям гимнастикой необходимо владеть игровым и соревновательным методами их проведения, уметь сочетать гимнастические упражнения с упражнениями из других видов спорта. Преподавателю необходимо уметь использовать демонстрационные формы занятий: показательные выступления на праздниках, спартакиадах по программе «Старты надежд»; «Сила и грация», при проведении массовых мероприятий, таких, как «дни здоровья», сдача норм ГТО. В подготовке специалиста по массовым видам гимнастики особое внимание уделяется воспитанию качеств организатора и руководителя коллектива. Этому в немалой степени способствуют специфика гимнастики, ее методические особенности (см. гл. 2). Одной из важнейших задач курса является соединение процесса приобретения специальных профессиональных знаний, умений и навыков с воспитанием коммунистического марксистско-ленинского мировоззрения. Естественно, воспитание марксистско-ленинского мировоззрения осуществляется в течение всего периода обучения студентов в институте, в ходе изучения всех дисциплин учебного плана. Во время прохождения курса гимнастики представляются большие возможности наполнить мировоззренческую подготовку студентов конкретным содержанием, обусловленным специфическими особенностями гимнастики как учебно-научной и практической дисциплины. Будущий преподаватель гимнастики должен ясно представлять, что партийность, как ведущий принцип в его деятельности, должна проявляться в социальной направленности его усилий по внедрению доступных видов гимнастики в быт народа, по воплощению идей, установок и указаний, вытекающих из материалов и решений съездов и пленумов партии. Сферой мировоззренческой подготовки является также тесное увязывание разделов курса с соответствующими идеологическими вопросами. К примеру, при обосновании значения средств и видов гимнастики требуется подчеркивать их воздействие с позиции материалистического понимания единства организма человека и среды, единства организма, раскрывать антинаучную идеалистическую сущность различных систем гимнастики, основанных на религиозно-мистических представлениях о смысле упражнений, показать, что использование силовой гимнастики в западных системах «культуризма» с целью подготовки «супермена» («сверхчеловека») ничего общего с физическим воспитанием не имеет. Воспитание эгоизма, индивидуализма, нездорового соперничества явно не соответствует задачам физической культуры в нашей стране. Историческая оценка различных национальных систем гимнастики (немецкой, сокольской, французской, шведской и др.) дает возможность показать их классовую сущность. Таким образом, на примере гимнастики, при освоении, как теоретического ее раздела, так и практической части, имеются широкие возможности иллюстрации основных закономерностей, познаваемых студентами при изучении общественно-политических, психолого-педагогических, медико-биологических, а также спортивно-практических дисциплин. В курсе гимнастики приобретаются новые и закрепляются полученные ранее знания, умения и навыки общепедагогического характера, относящиеся к воспитательной работе с учениками, к формам и методам общения с коллективом занимающихся, к агитационно-пропагандистской работе. Особое значение при этом отводится различным формам общественно-педагогической и учебно-производственной практики, шефской работе. Изучение курса гимнастики в институте позволяет студентам проявить себя в конкретной общественно полезной деятельности: организовать секцию гимнастики в школе, проводить занятия с различными группами, проводить беседы о значении гимнастики, подготовить гимнастические выступления на празднике и т. п. Изучение курса гимнастики на педагогических факультетах предусматривает следующее: специалист должен овладеть всеми основными средствами массовых видов гимнастики. При этом практически овладеть строевыми, общеразвивающими, прикладными упражнениями (см. гл. 5, 6, 7). Выполнение упражнений на снарядах входит в объем как учебной программы подготовки, так и спортивной (см. гл. 8, 9). Прыжки, упражнения художественной гимнастики, вольные и акробатические упражнения также осваиваются в соответствующем объеме в числе основных средств гимнастики (см. гл. 10, 11, 12, 13). Особое внимание при этом уделяется не только личной подготовке студентов в освоении тех или иных упражнений, но и приобретению умений и навыков обучения этим упражнениям (см. гл. 14). Это весьма обширный раздел курса, сочетающий и теоретическую и практическую части. Подача команд, показ, объяснение, приемы помощи, исправления ошибок, педагогического контроля за успеваемостью и функциональным состоянием занимающихся, меры по безопасности занятий — далеко не полный перечень конкретных тем учебных академических занятий по предмету. При освоении видов гимнастики и различных форм занятий приобретаются также знания, умения и навыки работы с учетом особенностей контингента: возрастных (см. гл. 13, 15), половых (см. гл. 14). Устройство и оборудование мест занятий (см. гл. 16), профилактика травматизма (см. гл. 17) — темы предмета, подкрепляемые сведениями из курсов гигиены, спортивных сооружений, спортивной медицины. Личная двигательная подготовка осуществляется на практических занятиях при освоении гимнастических упражнений до уровня умений и навыков. Это обеспечивает в дальнейшем наглядный показ, что очень важно в работе, особенно начинающего молодого специалиста. Кроме того, предусматривается возможность личной спортивной подготовки по гимнастике за счет обязательных и факультативных занятий. Гимнастическая подготовка способствует сдаче норм ГТО, а практическое освоение упражнений, связанное с особыми эмоциями, проявлением волевых качеств, является долговременной основой позитивного профессионального отношения к гимнастике как к ценному средству физического воспитания. В этом смысле проведение занятий по гимнастике в институте должно, кроме всего прочего, быть очень эмоциональным, привлекательным и содержательным. В курсе гимнастики познается ее значение как учебного предмета в обязательном школьном и профессиональном образовании, в системе специального среднего и высшего образования. Гимнастические нормативы включены в содержание всех ступеней комплекса ГТО и БГТО. Гимнастика в советском физкультурном движении развивается как важное средство массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением. Как научная дисциплина, гимнастика является частью науки о физическом воспитании и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. Научные исследования в области массовых видов гимнастики связаны, прежде всего, с обоснованием эффективности и доступности упражнений, оценкой их влияния на занимающихся. При этом кроме педагогических методов исследования применяется ряд физиологических, психологических, биомеханических и математических методов. В заключение можно отметить, что гимнастика, являясь учебным предметом в институтах физической культуры, может квалифицироваться как учебная дисциплина ярко выраженной профессионально-педагогической направленности, существенная часть специальной профилирующей подготовки преподавателей физической культуры. Источник |