Учебник по гимнастике смолевский

Часть I

ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Глава 1 введение в предмет

1.1. Характеристика специалиста

В ОБЛАСТИ МАССОВЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ

Дальнейший подъем массовости физической культуры и спорта в стране во многом обеспечивается специалистами, подготовленными на педагогических факультетах институтов физической культуры. От квалификации специалистов — преподавателей физической куль­туры и организаторов массовой физкультурно-оздоровительной ра­боты и туризма зависит эффективность их работы.

Модель специалиста в области массовых видов гимнастики пред­полагает, что в своей деятельности, исходя из конкретных условий, преподаватель должен уметь провести различными методами инди­видуальные и групповые занятия, рекомендовать комплексы упраж­нений лицам разного пола и возраста, организовать соревнования, провести гимнастический праздник. Систематические знания в этой области студенты получают в теоретическом плане на лекционных занятиях и самостоятельно, изучая данный учебник, рекомендуе­мую литературу, на методических, семинарских и практических занятиях.

Программой курса гимнастики предусмотрено изучение таких разделов и тем, которые позволяют специалисту ориентироваться в вопросах истории гимнастики (см. гл. 3), ее значении и места в со­ветской системе физического воспитания (см. гл. 2). Осваивая теоре­тический и практический курс, студенты получают представление о больших возможностях гимнастики, о том, что владение гимнасти­ческой методикой является базой в системе их профессиональной подготовки.

Гимнастика является испытанным действенным средством физи­ческого воспитания народа, подготовки его к труду и защите Ро­дины.

«Гимнастика и методика преподавания» — одна из дисциплин, обеспечивающая профессиональную подготовку выпускников ин­ститутов физической культуры. Овладение данным курсом позво­ляет специалисту квалифицированно проводить занятия по массо­вым видам гимнастики с контингентом, различным по возрасту, полу и уровню подготовленности.

Выпускники педагогических факультетов должны обучать за­нимающихся гимнастическим упражнениям, организовывать и про­водить занятия по гимнастике в общеобразовательных школах и

Читайте также:  Йога для детей со скольки лет

профессионально-технических училищах (ПТУ), в высших и сред­них специальных учебных заведениях, в коллективах физической культуры предприятий, в физкультурно-оздоровительных клубах, лечебно-профилактических учреждениях, в других организациях и учреждениях, осуществляющих физическое воспитание населения в стране.

Особенности массовых видов гимнастики — в их общедоступ­ности. Средства гимнастики распространяются буквально на людей всех возрастов — от ясельного до лиц пожилого возраста. Но осо­бенно актуальна работа преподавателя физической культуры со школьниками и учащимися ПТУ. В связи с реформой общеобразова­тельной и профессиональной школы специалист в области физиче­ского воспитания должен быть готов преподавать гимнастику во всех классах, а это значит — знать практически все виды базовой и оздоровительной гимнастики, уметь применять все ее средства в работе с контингентом, особенно динамично изменяющимся в ши­роком возрастном диапазоне (от 6 до 17 лет).

Серьезные задачи общей и профессионально-прикладной физи­ческой подготовки решаются в средних специальных и высших учебных заведениях. Велика тяга к оздоровительной гимнастике (зарядке, женской, ритмической, атлетической) у взрослых. Имея дело с массами занимающихся разного возраста, разных потребнос­тей и возможностей, преподавателю нужна обширная эрудиция, позволяющая успешно вести учебную и воспитательную работу не только с детьми, но и с людьми разных профессий.

Институты физической культуры — учебные заведения педаго­гического профиля. Профессии «преподаватель физической культу­ры», «преподаватель — организатор физкультурно-оздоровитель­ной работы и туризма» являются сугубо педагогическими. В про­цессе освоения курса гимнастики студенты овладевают достаточным количеством как общепедагогических знаний, умений и навыков, так и специальных, связанных с преподаванием гимнастики. Очень важной задачей является освоение курса гимнастики во взаимосвя­зи с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом вуза, что обеспечивается межкафедральными связями, осуществле­нием на занятиях по гимнастике мировоззренческой подготовки студентов.

В связи с реализацией задач по пропаганде и внедрению в быт народа наиболее доступных, эффективных, эмоциональных видов гимнастики студенты должны овладеть соответствующей методикой преподавания, а именно:

уметь проводить занятия с высокой моторной плотностью;

владеть навыками поточного способа проведения упражне­ний с ярко выраженной ритмической структурой, под музыкальное сопровождение;

использовать все виды гимнастического оборудования, ин­вентаря и приспособлений;

обучать прикладным упражнениям с использованием круго­вого способа их выполнения.

Для повышения интереса к занятиям гимнастикой необходимо

владеть игровым и соревновательным методами их проведения, уметь сочетать гимнастические упражнения с упражнениями из других видов спорта.

Преподавателю необходимо уметь использовать демонстрацион­ные формы занятий: показательные выступления на праздниках, спартакиадах по программе «Старты надежд»; «Сила и грация», при проведении массовых мероприятий, таких, как «дни здоровья», сдача норм ГТО.

В подготовке специалиста по массовым видам гимнастики особое внимание уделяется воспитанию качеств организатора и руководи­теля коллектива. Этому в немалой степени способствуют специфика гимнастики, ее методические особенности (см. гл. 2).

Источник

Учебник по гимнастике. Гимнастика и методика преподавания под общей редакцией

Название Гимнастика и методика преподавания под общей редакцией
Анкор Учебник по гимнастике.doc
Дата 28.01.2017
Размер 23.17 Mb.
Формат файла
Имя файла Учебник по гимнастике.doc
Тип Реферат
#451
страница 1 из 28
Подборка по базе: 1. НК. Прикладная гимнастика. Комплексное силовое упражнение.doc, Н_с_аулар Б_л бет _шін навигация_ _ндірістік гимнастиканы_ кешен, Самостоятельная работа. Ч.1. Методика Д. Кейрси.doc, 02.06.2021 г. Методика русской литературы Задание.docx, КР Методика и методология.docx, Тема 2 Методика проведення соціологічних досліджень.docx, Таңғы және өнеркәсіпте орындалатын кешендік гимнастикалықжаттығу, 30 Методика рег мониторинга .PDF, Косарева С.В. методика 4 курс 14.12.2020.docx, УМК Теория и методика волейбола.docx

Профессора В.М. Смолевского
Издание 3-е,

Переработанное и дополненное

«ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ»

Гимнастика как средство физического воспитания…………………………………………….….

1.1. Характеристика специалиста в области массовых видов гимнастики…………………………………………………………………………………………….…..

1.2. Основные задачи курса «Гимнастика и методика преподавания» ……………………………

1.3. Гимнастика — учебно-научная’ дисциплина……………………………………………………..

Гимнастика в советской системе физического воспитания………………………………….……

2.1. Значение и место гимнастики в советской системе физического воспитания………………….

2.2. Методические особенности гимнастики ………………………………………………………….

2.3. Характеристика средств гимнастики……………………………………………………….………

3.3. Создание национальных систем гимнастики ……………………………………………………

3.4. Гимнастика в дореволюционной России…………………………………………………………..

4.2. Требования, предъявляемые к терминологии ……………………………………..…………….

4.3. Правила гимнастической терминологии …………………………………………………………..

4.4. Термины общеразвивающих и вольных упражнений…………………………………………….

4.5. Термины упражнений на снарядах……………………………………………………………….

4.6. Термины акробатических упражнений ……………………………………………………….…

4.7. Термины упражнений художественной гимнастики…………………………………………….

4.8. Правила и формы записи упражнений ……………………………………………………………

Основные средства гимнастики и методика обучения уп­ражнениям…………………..……….

5.1. Назначение и особенности строевых упражнений ………………………………………………

5.2. Основные группы строевых упражнений …………………………………………………….

6.2. Классификация упражнений и программный мате­риал ………………………………………….

6.3. Составление комплексов общеразвивающих упраж­нений ………………………………….

6.4. Методика проведения общеразвивающих упражнений………………………………………….

7.1. Характеристика прикладных упражнений……………………………………….……………..

7.2. Техника и методика обучения основным упраж­нениям ……………………………………..

Упражнения на гимнастических снарядах (мужское многоборье) ……………………………

8.1. Общие основы техники упражнений на гимнастиче­ских снарядах……………………………..

Упражнения на гимнастических снарядах (женское многоборье)………………………………..

9.1. Упражнения на брусьях разной высоты………………………………………………………..

10.1. Характеристика и классификация прыжков……………………………………………………

10.2. Техника и методика обучения прыжкам………………………………………………. ………

11.1. Характеристика вольных упражнений……………………………………………………….

11.2. Содержание вольных упражнений……………………………………………………………

11.3. Обучение вольным упражнениям………………………………………………………………..

11.4. Композиция вольных упражнений………………………………………………………………

12.1. Характеристика акробатических упражнений, их классификация…………………………..

12.2. Техника акробатических упражнений, методика обучения……………………………….

Упражнения художественной гимнастики…………………………………………………………

Методика обучения гимнастическим упражнениям………………………………………………

14.1. Цели и задачи обучения в гимнастике…………………………………………………………..

14.2. Характеристика гимнастических упражнений………………………………………………….

14.3. Предпосылки успешного обучения гимнастическим упражнениям………………………..…

14.4. Реализация дидактических принципов в обучении гимнастическим упражнениям……….

14.5. Особенности взаимодействия гимнастических упражнений……………………………….…

14.6. Этапы обучения гимнастическим упражнениям…………………………………………….

14.7. Методы и приемы обучения гимнастическим уп­ражнениям……………………………….…

14.9. Особенности обучения групповым и массовым уп­ражнениям …………………………..….

14.10. Средства обеспечения учебного процесса в гим­настике……………………………….….…

Часть III Виды гимнастики и формы занятий……………………..…………………………….…

Образовательно-развивающие виды гимнастики………………………………………………….

15.4. Профессионально-прикладные виды гимнастики……………………………………………..

17.1. Характеристика спортивных видов гимнастики……………………………………………….

17.2. Тенденция развития спортивных видов гимнастики ………………………………………….

17.3. Характеристика содержания спортивных видов гимнастики……………………………..
Глава 18

19.1. Общие методические положения……………………………………………………………….

19.2. Методика проведения отдельных частей занятий гимнастикой……………………….……

20.5. Подготовка и проведение соревнований……………………………………………………….

20.6. Особенности проведения массовых соревнований……………………………………………

20.7. Основы судейства в гимнастике………………………………………………………………..

21.1 Общие требования к массовым гимнастическим выступлениям……………………….….

21.5. Организация и методика подготовки……………………………………………………….

Планирование работы и методика занятий с различными контингентами……………….

Планирование и учет работы по гимнастике в школе и ПТУ………………………………….

22.1. Значение и задачи планирования учебной работы………………………………………….

22.2. Основные документы планирования. ………………………………………………………….

Методика занятий гимнастикой в школе и ПТУ………………………..……………………….

23.1. Задачи физического воспитания, решаемые на занятиях гимнастикой в школе………

23.2. Содержание и методика занятий гимнастикой в младших, средних и старших классах ……………………………………………………………………………………………….………….

23.3. Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп…………………………………………………………………………………….

23.4. Характеристика гимнастических упражнений ком­плекса ГТО……………………………

23.5. Методика обучения гимнастическим упражнениям комплекса ГТО………………………..

Методика занятий гимнастикой с женщинами ………………………………………………..….

24.1. Задачи и содержание основной гимнастики для женщин………..………………. …………

24.2. Методические особенности проведения занятий ……………………………………………

24.3. Основные упражнения для женщин…………………………………………………………….

24.4. Контроль за состоянием здоровья……………………………………………………………….

Занятия гимнастикой с лицами среднего, пожилого и старшего воз­раста ………………….

25.1. Значение гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста……………………..

25.3. Содержание и методические особенности занятий……………………………………………..

25.4. Планирование и дозировка физической нагрузки……………………………….……………

25.5. Врачебный контроль и самоконтроль…………………………………………………………..

26.5. Правила эксплуатации залов и оборудования…………………………………………………..

Меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой…………………………………………

27.1. Причины травматизма в гимнастике……………………………………………………………..

27.2. Профилактика травматизма в различных видах упражнений…………………………………..

27.3. Врачебный контроль и самоконтроль………………………………………………………..…..

28.1. Элементы музыкальной грамоты………………………………………………………………….

28.2. Проведение различных видов упражнений с му­зыкальным сопровождением………………..

ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА

В ОБЛАСТИ МАССОВЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ

Дальнейший подъем массовости физической культуры и спорта в стране во многом обеспечивается специалистами, подготовленными на педагогических факультетах институтов физической культуры. От квалификации специалистов — преподавателей физической куль­туры и организаторов массовой физкультурно-оздоровительной ра­боты и туризма зависит эффективность их работы.

Модель специалиста в области массовых видов гимнастики пред­полагает, что в своей деятельности, исходя из конкретных условий, преподаватель должен уметь провести различными методами инди­видуальные и групповые занятия, рекомендовать комплексы упраж­нений лицам разного пола и возраста, организовать соревнования, провести гимнастический праздник. Систематические знания в этой области студенты получают в теоретическом плане на лекционных занятиях и самостоятельно, изучая данный учебник, рекомендуе­мую литературу, на методических, семинарских и практических занятиях.

Программой курса гимнастики предусмотрено изучение таких разделов и тем, которые позволяют специалисту ориентироваться в вопросах истории гимнастики (см. гл. 3), ее значении и места в со­ветской системе физического воспитания (см. гл. 2). Осваивая теоре­тический и практический курс, студенты получают представление о больших возможностях гимнастики, о том, что владение гимнасти­ческой методикой является базой в системе их профессиональной подготовки.

Гимнастика является испытанным действенным средством физи­ческого воспитания народа, подготовки его к труду и защите Ро­дины.

«Гимнастика и методика преподавания» — одна из дисциплин, обеспечивающая профессиональную подготовку выпускников ин­ститутов физической культуры. Овладение данным курсом позво­ляет специалисту квалифицированно проводить занятия по массо­вым видам гимнастики с контингентом, различным по возрасту, полу и уровню подготовленности.

Выпускники педагогических факультетов должны обучать за­нимающихся гимнастическим упражнениям, организовывать и про­водить занятия по гимнастике в общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах (ПТУ), в высших и сред­них специальных учебных заведениях, в коллективах физической культуры предприятий, в физкультурно-оздоровительных клубах, лечебно-профилактических учреждениях, в других организациях и учреждениях, осуществляющих физическое воспитание населения в стране.

Особенности массовых видов гимнастики — в их общедоступ­ности. Средства гимнастики распространяются буквально на людей всех возрастов — от ясельного до лиц пожилого возраста. Но осо­бенно актуальна работа преподавателя физической культуры со школьниками и учащимися ПТУ. В связи с реформой общеобразова­тельной и профессиональной школы специалист в области физиче­ского воспитания должен быть готов преподавать гимнастику во всех классах, а это значит — знать практически все виды базовой и оздоровительной гимнастики, уметь применять все ее средства в работе с контингентом, особенно динамично изменяющимся в ши­роком возрастном диапазоне (от 6 до 17 лет).

Серьезные задачи общей и профессионально-прикладной физи­ческой подготовки решаются в средних специальных и высших учебных заведениях. Велика тяга к оздоровительной гимнастике (зарядке, женской, ритмической, атлетической) у взрослых. Имея дело с массами занимающихся разного возраста, разных потребнос­тей и возможностей, преподавателю нужна обширная эрудиция, позволяющая успешно вести учебную и воспитательную работу не только с детьми, но и с людьми разных профессий.

Институты физической культуры — учебные заведения педаго­гического профиля. Профессии «преподаватель физической культу­ры», «преподаватель — организатор физкультурно-оздоровитель­ной работы и туризма» являются сугубо педагогическими. В про­цессе освоения курса гимнастики студенты овладевают достаточным количеством как общепедагогических знаний, умений и навыков, так и специальных, связанных с преподаванием гимнастики. Очень важной задачей является освоение курса гимнастики во взаимосвя­зи с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом вуза, что обеспечивается межкафедральными связями, осуществле­нием на занятиях по гимнастике мировоззренческой подготовки студентов.

В связи с реализацией задач по пропаганде и внедрению в быт народа наиболее доступных, эффективных, эмоциональных видов гимнастики студенты должны овладеть соответствующей методикой преподавания, а именно:

— уметь проводить занятия с высокой моторной плотностью;

— владеть навыками поточного способа проведения упражне­ний с ярко выраженной ритмической структурой, под музыкальное сопровождение;

— использовать все виды гимнастического оборудования, ин­вентаря и приспособлений;

— обучать прикладным упражнениям с использованием круго­вого способа их выполнения.

Для повышения интереса к занятиям гимнастикой необходимо владеть игровым и соревновательным методами их проведения, уметь сочетать гимнастические упражнения с упражнениями из других видов спорта.

Преподавателю необходимо уметь использовать демонстрацион­ные формы занятий: показательные выступления на праздниках, спартакиадах по программе «Старты надежд»; «Сила и грация», при проведении массовых мероприятий, таких, как «дни здоровья», сдача норм ГТО.

В подготовке специалиста по массовым видам гимнастики особое внимание уделяется воспитанию качеств организатора и руководи­теля коллектива. Этому в немалой степени способствуют специфика гимнастики, ее методические особенности (см. гл. 2).
1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА «ГИМНАСТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ»

Одной из важнейших задач курса является соединение процесса приобретения специальных профессиональных знаний, умений и навыков с воспитанием коммунистического марксистско-ленинско­го мировоззрения.

Естественно, воспитание марксистско-ленинского мировоззре­ния осуществляется в течение всего периода обучения студентов в институте, в ходе изучения всех дисциплин учебного плана.

Во время прохождения курса гимнастики представляются боль­шие возможности наполнить мировоззренческую подготовку сту­дентов конкретным содержанием, обусловленным специфическими особенностями гимнастики как учебно-научной и практической дисциплины.

Будущий преподаватель гимнастики должен ясно представлять, что партийность, как ведущий принцип в его деятельности, должна проявляться в социальной направленности его усилий по внедре­нию доступных видов гимнастики в быт народа, по воплощению идей, установок и указаний, вытекающих из материалов и решений съездов и пленумов партии. Сферой мировоззренческой подготовки является также тесное увязывание разделов курса с соответствую­щими идеологическими вопросами. К примеру, при обосновании значения средств и видов гимнастики требуется подчеркивать их воздействие с позиции материалистического понимания единства организма человека и среды, единства организма, раскрывать анти­научную идеалистическую сущность различных систем гимнастики, основанных на религиозно-мистических представлениях о смысле упражнений, показать, что использование силовой гимнастики в западных системах «культуризма» с целью подготовки «супермена» («сверхчеловека») ничего общего с физическим воспитанием не имеет.

Воспитание эгоизма, индивидуализма, нездорового соперниче­ства явно не соответствует задачам физической культуры в нашей стране.

Историческая оценка различных национальных систем гимнастики (немецкой, сокольской, французской, шведской и др.) дает возможность показать их классовую сущность. Таким образом, на примере гимнастики, при освоении, как теоретического ее раздела, так и практической части, имеются широкие возможности иллюстра­ции основных закономерностей, познаваемых студентами при изу­чении общественно-политических, психолого-педагогических, ме­дико-биологических, а также спортивно-практических дисцип­лин.

В курсе гимнастики приобретаются новые и закрепляются полу­ченные ранее знания, умения и навыки общепедагогического ха­рактера, относящиеся к воспитательной работе с учениками, к фор­мам и методам общения с коллективом занимающихся, к агитацион­но-пропагандистской работе.

Особое значение при этом отводится различным формам общест­венно-педагогической и учебно-производственной практики, шеф­ской работе. Изучение курса гимнастики в институте позволяет студентам проявить себя в конкретной общественно полезной дея­тельности: организовать секцию гимнастики в школе, проводить занятия с различными группами, проводить беседы о значении гим­настики, подготовить гимнастические выступления на празднике и т. п.

Изучение курса гимнастики на педагогических факультетах предусматривает следующее: специалист должен овладеть всеми основными средствами массовых видов гимнастики. При этом прак­тически овладеть строевыми, общеразвивающими, прикладными упражнениями (см. гл. 5, 6, 7). Выполнение упражнений на снаря­дах входит в объем как учебной программы подготовки, так и спор­тивной (см. гл. 8, 9). Прыжки, упражнения художественной гим­настики, вольные и акробатические упражнения также осваивают­ся в соответствующем объеме в числе основных средств гимнастики (см. гл. 10, 11, 12, 13). Особое внимание при этом уделяется не толь­ко личной подготовке студентов в освоении тех или иных упражне­ний, но и приобретению умений и навыков обучения этим упражне­ниям (см. гл. 14). Это весьма обширный раздел курса, сочетающий и теоретическую и практическую части.

Подача команд, показ, объяснение, приемы помощи, исправле­ния ошибок, педагогического контроля за успеваемостью и функцио­нальным состоянием занимающихся, меры по безопасности заня­тий — далеко не полный перечень конкретных тем учебных акаде­мических занятий по предмету. При освоении видов гимнастики и различных форм занятий приобретаются также знания, умения и навыки работы с учетом особенностей контингента: возрастных (см. гл. 13, 15), половых (см. гл. 14). Устройство и оборудование мест занятий (см. гл. 16), профилактика травматизма (см. гл. 17) — темы предмета, подкрепляемые сведениями из курсов гигиены, спортивных сооружений, спортивной медицины.

Личная двигательная подготовка осуществляется на практиче­ских занятиях при освоении гимнастических упражнений до уровня умений и навыков. Это обеспечивает в дальнейшем наглядный по­каз, что очень важно в работе, особенно начинающего молодого специалиста. Кроме того, предусматривается возможность личной спортивной подготовки по гимнастике за счет обязательных и фа­культативных занятий. Гимнастическая подготовка способствует сдаче норм ГТО, а практическое освоение упражнений, связанное с особыми эмоциями, проявлением волевых качеств, является дол­говременной основой позитивного профессионального отношения к гимнастике как к ценному средству физического воспитания. В этом смысле проведение занятий по гимнастике в институте должно, кроме всего прочего, быть очень эмоциональным, привлекательным и содержательным.
1.3. ГИМНАСТИКА — УЧЕБНО-НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

В курсе гимнастики познается ее значение как учебного пред­мета в обязательном школьном и профессиональном образовании, в системе специального среднего и высшего образования. Гимнасти­ческие нормативы включены в содержание всех ступеней комплекса ГТО и БГТО. Гимнастика в советском физкультурном движении развивается как важное средство массовой физкультурно-оздорови­тельной работы с населением.

Как научная дисциплина, гимнастика является частью науки о физическом воспитании и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. Научные исследования в области массовых видов гимнастики связаны, прежде всего, с обоснованием эффективности и доступности упражнений, оценкой их влияния на занимающихся. При этом кроме педагогических методов исследования применяется ряд фи­зиологических, психологических, биомеханических и математиче­ских методов.

В заключение можно отметить, что гимнастика, являясь учебным предметом в институтах физической культуры, может квалифици­роваться как учебная дисциплина ярко выраженной профессио­нально-педагогической направленности, существенная часть спе­циальной профилирующей подготовки преподавателей физической культуры.

Источник

Оцените статью