- Гимнастика с лентой: допуск участниц, правила, система оценивания
- Правила соревнований
- Правила допуска участниц к соревнованиям
- Требования к купальнику
- Хронометраж
- Музыка
- Система оценивания
- Протесты
- Что представляет собой лента?
- Требования к гимнастическим лентам и их особенности
- Хранение и уход
- Как подобрать палочку для ленты
- Теоретическая подготовка
- Федерации
- История развития художественной гимнастики
- Книги по художественной гимнастике
Гимнастика с лентой: допуск участниц, правила, система оценивания
Художественная гимнастика – спорт, сочетающий в себе грациозность и ловкость, выдержку и легкость, невероятную четкость и пластичность движений. Она не зря получила свое название, ведь каждое выступление – это целое искусство, все элементы которого очень важны: это и правильно подобранное музыкальное сопровождение, и уместный костюм, и отточенные комбинации движений. Также в художественной гимнастике присутствует разнообразный спортивный инвентарь: обручи, булавы, мячи, с которыми гимнастки выполняют вращения, прыжки, броски и другие элементы. Но особая роль в художественной гимнастике, несомненно, отводится ленте. С ее помощью гимнастические элементы приобретают неповторимый шарм, поэтому выступления спортсменок с лентой по праву считаются наиболее зрелищными и красивыми.
Правила соревнований
Соревнования и турниры по художественной гимнастике никогда не остаются незамеченными: посмотреть на невероятные выступления участниц и оценить их мастерство интересно каждому – как профессионалу, так и человеку, далекому от спорта. В любых спортивных соревнованиях действуют свои правила и соблюдается регламент проведения, и художественная гимнастика – не исключение. Стоит отметить, что в последние годы международные соревнования без использования спортивного инвентаря практически не проводятся: гимнастки выступают с лентами, булавами и другими снарядами.
Правила допуска участниц к соревнованиям
Для участия в соревнованиях спортсменок обычно группируют по возрасту и имеющемуся спортивному разряду.
Существуют следующие возрастные группы:
- сеньорки (от 15 лет и старше), как правило, выступают по квалификационной программе мастера спорта;
- юниорки (13-15 лет), программа кандидата в мастера спорта или первого спортивного разряда;
- девочки от 6-7 до 11-12 лет (с выделением дополнительных промежуточных категорий для участниц возрастом 8, 9 и 10 лет соответственно), программа второго-третьего спортивного разряда или первого-третьего спортивного юношеского разряда.
Гимнастка имеет право соревноваться в установленной возрастной категории, если в календарный год проведения соревнований она достигла требуемого возраста.
Требования к купальнику
При подготовке к соревнованиям участницам следует тщательно изучить требования к внешнему виду, в том числе купальнику, чтобы гарантированно получить допуск к состязаниям, а также избежать сбавки балла судьи-координатора (0.30) за купальник, который не соответствует нормам.
Гимнастический купальник должен:
- быть непрозрачным и уместным, обязательно наличие подкладки под вставками из кружева;
- иметь корректный вырез: спереди – не ниже середины грудной кости, сзади – не ниже лопаток;
- быть достаточного размера, чтобы вырез на ногах закрывал паховую складку, а из-под купальника не было видно нижнего белья;
- быть с рукавами или без – по усмотрению гимнастки, но не иметь тонких бретель;
- облегать фигуру, чтобы судьи могли оценить правильное положение частей тела.
Кроме спортивной формы, большое внимание уделяется также прическе и макияжу: они должны быть аккуратными и скромными. Украшения или пирсинг, которые могут быть небезопасными во время выступления, следует снять. Внешний вид участниц проверяют перед выходом на соревновательную площадку: при обнаружении разного рода несоответствий координатор может снять балл.
Хронометраж
Запись хронометра идет с момента, когда гимнастка/первая гимнастка группы начинает свое движение (также перед началом выступления разрешен короткий музыкальный проигрыш – не более 4 секунд, в течение которого участницы могут не двигаться), и прекращается, как только спортсменка закончила выступление. Длительность одного выступления, как правило, составляет 90 секунд, однако для команд могут сделать исключение и допустить к состязаниям номер, который длится до 2.5 минут.
Судья-хронометрист имеет право сбавить балл, если выступление длилось дольше или оказалось короче установленного времени (по 0.05 балла за каждую секунду), а судья по артистизму имеет право сбавить 0.30 балла, если музыкальный проигрыш, в течение которого участница находилась без движений, длился более 4 секунд.
Музыка
Музыкальное сопровождение является обязательным на соревнованиях по художественной гимнастике. Музыкальная композиция должна быть цельной и законченной (не связанные между собой отрывки мелодий использовать не разрешается). Не допускается включение в музыкальное сопровождение резких звуков (сирена, автомобиль и т. п.). Судья-координатор может сбавить 0.50 балла за музыку, которая не соответствует правилам. В процессе выступления участницам разрешено делать короткие паузы, если этого требует композиция.
Система оценивания
Оценивать такой вид спорта, как художественная гимнастика, изначально было довольно непросто: ведь часть общего балла зависит от красоты исполнения, а это, как известно, вещь субъективная и нередко становится причиной споров. Однако существуют установленные правила, направленные на то, чтобы сделать оценивание выступлений максимально честным и объективным.
Итак, гимнасток оценивает жюри – две группы судей – с опорой на следующие пункты:
- В первую бригаду (D) входят четверо судей, в том числе судья-координатор. Их задача – оценить техническую сторону выступления. Такие аспекты, как время выполнения упражнений, техника работы с предметом, задействованным в выступлении, оцениваются координатором. Итоговой оценкой выступает среднее арифметическое значение из оценок, выставленных двумя парами судей;
- Во вторую группу судей (E) входит от четырех до шести судей. Половина из них выставляет оценку за музыкальное сопровождение, хореографическую постановку и артистизм исполнения. Оставшиеся 2-3 судей оценивают техническую сторону выступления, включая работу с инвентарем и способность участниц координировать телодвижения в процессе выполнения упражнений. Оценивание затрагивает сложность элементов выступления, комбинации танцевальных шагов, мастерство владения предметом (в данном случае – лентой) и динамические движения. При окончательном подсчете баллов учитывают среднюю оценку двух судейских бригад.
Максимальная итоговая оценка за выступление составляет 20 баллов и определяется посредством сложения оценки за технику (D) – максимум 10 баллов, и оценки за исполнение (E) – максимум также 10 баллов.
Протесты
При возникновении несогласий с оценкой D тренера участниц имеют право подать устный протест сразу после оглашения оценки и до того, как следующая гимнастка или группа гимнасток закончит свое упражнение, или не позже, чем через 1 минуту после показа оценки, если спортсменка выступала последней. Судья, ответственный за протесты, должен записать время, когда был подан устный протест, и с этого момента официально начинается рассмотрение протеста. Устный протест необходимо подтвердить в письменной форме не позже, чем через 4 минуты после его подачи, иначе он не будет подлежать рассмотрению.
Протесты обязана рассмотреть Главная судейская коллегия и вынести по ним окончательное решение:
- до того, как гимнастки соответствующего потока/группы закончат свое выступление;
- до того, как будет объявлена оценка следующей гимнастки/группы гимнасток во время финалов.
Технический комитет анализирует видеозапись выступления сразу после завершения соревнований. Если протест был признан обоснованным, к судьям, допустившим ошибку в оценивании, применяют соответствующие санкции.
Что представляет собой лента?
Лента – атрибут художественной гимнастики, предмет, состоящий из пластиковой или деревянной палочки и собственно ленты, которую изготавливают из сатина или атласа. Конструкция соединяется с помощью металлического карабина или нейлонового ремешка.
Ширина ленты составляет 4-6 сантиметров, а длина варьируется в зависимости от возраста и уровня мастерства: гимнастки старше 14 лет со званием мастера спорта выступают с 6-метровой лентой, спортсменки 9-13 лет, которые имеют разряд кандидата в мастера спорта, используют ленту длиной 5 метров. Выбор совсем юных гимнасток, имеющих 3 разряд и ниже, – 4-метровая лента. Цвет палочки и ленты может быть любым и выбирается на усмотрение гимнастки.
Требования к гимнастическим лентам и их особенности
Гимнастическая лента – предмет «капризный» и требующий особых условий использования. Так, следует помнить, что в помещениях с повышенной влажностью материя, из которой сделан аксессуар, может изменить свои свойства, что затруднит управление самой лентой. А от колебаний воздуха, например, при кондиционировании, лента меняет траекторию движения, или ее попросту может унести потоком воздуха. Все это крайне нежелательно, так как грозит потерей баллов за выступление.
Чтобы не испортить номер досадным промахом, необходимо правильно выбирать аксессуар, хранить и ухаживать за ним. Покупая ленту, не следует экономить: при изготовлении бюджетных вариантов может использоваться некачественная ткань или застёжка, которые принесут неудобства на тренировках и выступлениях. Стоит отдать предпочтение проверенным производителям: цена будет выше, но лента не выскользнет из рук, сохранит целостность и хороший вид.
Хранение и уход
Известно, что с помощью такого аксессуара, как лента, можно как удачно подчеркнуть, так и ухудшить общее впечатление от выступления. Поэтому в интересах спортсменок – сделать все, чтобы лента как можно дольше сохраняла первоначальное качество и внешний вид. Важно помнить о некоторых правилах, касающихся транспортировки и ухода:
- Чтобы лента не мялась и не деформировалась, ее следует перевозить, намотав на специальную катушку (барабан). Такой способ транспортировки не только помогает сохранить форму ленты, но и является достаточно компактным – в разложенном виде лента занимает гораздо больше места.
- По мере необходимости ленту стирают. Температура воды при этом не должна превышать 30 градусов, а для самой стирки предпочтительнее использовать стиральный порошок или шампунь. Затем ленту просушивают, проглаживают и обрабатывают крахмалом – для сохранения эластичности.
- Раствор для накрахмаливания можно приготовить самостоятельно: необходима одна столовая ложка картофельного крахмала на стакан холодной воды. Также подойдёт готовый жидкий крахмал (в нем лента замачивается на 10 минут) или крахмалистые спреи.
- Проглаживая ленту горячим утюгом, важно не допустить спешки и быть аккуратным, чтобы не повредить изделие. Если лента изготовлена из материала, склонного к электризации, ее затем обрабатывают антистатическим средством.
Выполнение данных рекомендаций и правильное обращение со спортивным аксессуаром поможет сохранить срок его использования и внешнюю презентабельность, которая немаловажна на выступлениях.
Как подобрать палочку для ленты
В комплекте с гимнастической лентой идет цилиндрическая или коническая палочка, непосредственная роль которой – управление лентой. Палочка скрепляется с лентой металлическим карабином или нейлоновым ремешком. Не стоит недооценивать значение палочки, ведь именно с ее помощью выполняется вращение ленты. Таким образом, важно знать, как правильно выбрать палочку, которая сделает выполнение гимнастических элементов максимально удобным.
Первое, о чем стоит помнить – сочетание длины ленты и палочки:
- к ленте длиной 6 метров подходит палочка длиной 55-60 сантиметров;
- для лент покороче (3-4 метра) используют палочки длиной 50 сантиметров;
- самым маленьким гимнасткам, которые только учатся работать с лентой, подойдет палочка не длиннее 25-30 сантиметров.
Палочки различаются и по другим параметрам:
- цвет: окрашенные в один цвет, три цвета или разноцветные;
- материал: изготовленные из пластика, дерева или оргстекла, для удобного захвата и удержания в руках возможна также резиновая окантовка;
- класс: стандарт и палочки для юниоров.
Все вышеперечисленные пункты следует учитывать при покупке, ведь с грамотно подобранным инвентарем у спортсменки появляется больше шансов на успешное выступление.
Теоретическая подготовка
Во время того, как гимнастка выполняет упражнение, лента движется и совершает вращения, при этом предмет может как находиться в свободном полете, так и быть у гимнастки в руках.
Выполняя элементы вращения, стоит помнить о прохождении центра вращения через центр массы. Движение предмета в полете происходит по линии параболы. Правильную траекторию полета ленты задает не только приложенная сила, но и то, с какого угла относительно пола выполняется бросок. И конечно, успешный бросок невозможен без расчета времени и точки приземления ленты.
Разумеется, во время выступления гимнастки не думают о формулах или подсчетах: правильное выполнение элементов и умение распределять время приходит с практикой. Помимо этого, после броска спортсменке необходимо двигаться по направлению к месту, где приземлится лента, выполняя определенные трюки или хореографические элементы.
Федерации
Главной организацией на территории РФ, отвечающей за развитие спорта и проведение соревнований по художественной гимнастике, является Всероссийская федерация художественной гимнастики. Изначально входила в состав Федерации художественной гимнастики СССР, но, как это произошло со многими спортивными федерациями, приобрела самостоятельность в 1991 году. Федерация организовывает ежегодные Чемпионаты и Первенства России по художественной гимнастике, а сам спорт популярен в 63 областях и республиках РФ. Задачами организации, как и прежде, остаются обеспечение всех необходимых условий для развития спорта в стране и укрепление позиций России в художественной гимнастике на международном уровне.
История развития художественной гимнастики
Художественная гимнастика зародилась в середине XIX-го века, и в долгом процессе ее развития и становления принимали участие довольно неординарные личности. Первым, кто заговорил о важности гимнастических элементов, стал французский ученый, изобретатель и педагог-физиолог Жорж Демени. Он подчеркивал, что упражнения со спортивным инвентарем, танцевальные шаги, растяжка помогают развить гибкость и плавность движений, грациозность и правильную осанку. Учитывая природные отличия мужчин и женщин, Демени разработал раздельные системы физических упражнений, создав основу для развития художественной гимнастики.
Немаловажной стала разработка французского ученого Дельсарта о навыке выразительного движения. По его мнению, выполнение определенного комплекса движений может способствовать возникновению конкретных эмоций у человека. Сочетая в себе спорт и искусство, завораживая и восхищая зрителей, художественная гимнастика вполне оправдала эту теорию.
Наконец, одной из ключевых фигур в формировании художественной гимнастики можно назвать американскую танцовщицу Айседору Дункан. Она ввела понятие свободного танца, который предполагал отказ от классических рамок в пользу импровизации. Творчество Дункан оказало значительное влияние не только на гимнастику, но также на балет и классический танец.
Дальнейшее развитие художественной гимнастики продолжалось в Российской империи. В 1913 году была открыта первая школа при Высших научных курсах подготовки руководительниц физического воспитания, организованных П.Ф. Лесгафтом, в которой обучали художественным движениям. Художественная гимнастика опиралась на принципы эстетической, ритмической и танцевальной гимнастик, а также свободного танца, изобретенного Айседорой Дункан. Значительный вклад в дисциплину внёс и петербургский Мариинский театр. Примечательно, что гимнастическая лента появилась именно благодаря балеринам театра, которые первоначально использовали в своих выступлениях палантины и платки из легких материалов. Впоследствии их заменила более практичная и эффектная лента.
В СССР 1940-1950 годов гимнастика развивалась в двух направлениях: как физическое воспитание и вид спорта. Прогресс последнего ускорило введение в 1950 году спортивных разрядов и нормативов, а в 1954 – программ для мастеров спорта. С созданием технической комиссии в 1963 году для спортсменок был открыт путь к международным соревнованиям. В 1980 году художественная гимнастика вошла в состав дисциплин, демонстрируемых на Олимпийских играх, тем самым завоевав всемирную славу и зрительскую любовь.
Художественная гимнастика не теряет актуальности и в наши дни, более того – является одной из наиболее популярных спортивных дисциплин в России. Практически каждый слышал о таких выдающихся гимнастках, как Алина Кабаева – чемпионка и призерка Олимпийских игр, двукратная Олимпийская чемпионка Евгения Канаева, шестикратная чемпионка Европы Ляйсан Утяшева. Им удалось не только сделать блестящую спортивную карьеру, но и успешно реализовать себя в других сферах общественной жизни после ухода из спорта. Широко известны в спортивном мире сестры-близнецы Дина и Арина Аверины – мастера спорта, многократные чемпионки России и мира, победители чемпионатов Европы и обладатели призовых мест.
Книги по художественной гимнастике
Книгой, предлагающей подробный обзор процесса становления художественной гимнастики и ее положения в мире спорта на современном этапе, является «Художественная гимнастика. История, состояние и перспективы развития» коллективного авторства И. Винер-Усмановой, Е. Крючек, Р. Терехиной и Е. Медведевой. Пособие содержит информацию обо всех аспектах и областях художественной гимнастики и станет полезной как профессиональным гимнасткам, желающим расширить свои профессиональные знания, умения и навыки, так и простому читателю, который при прочтении этого издания наверняка удовлетворит свое любопытство и найдет ответы на все интересующие его вопросы.
Есть и книги, посвященные художественной гимнастике, которые рассчитаны на читателей младшего возраста. Одна из них – «Королева гимнастики, или Дорога к победе» В. Ивановой. Книга повествует о двух девочках-гимнастках, которые со дня знакомства были соперницами, ведь каждая мечтала о победе, горела желанием стать чемпионкой. Но попав в сборную России, юные спортсменки поняли, что им необходимо объединить свои старания, чтобы достичь успеха. Получится ли у бывших соперниц подружиться, и кому из них достанется золото Олимпиады? На вопрос ответит книга.
И, конечно же, нельзя не отметить автобиографический сборник, ведь литература, в которой отражен жизненный опыт реальных людей, подчас оказывается наиболее интересной. В книге «Несломленная» знаменитая гимнастка и чемпионка Ляйсан Утяшева рассказывает о радостях, разочарованиях, травмах, любви и дружбе, о падениях и преодолениях препятствий, которые встретились ей на непростом и тернистом пути к победе. Мир художественной гимнастики глазами человека, прошедшего через все преграды – это книга о жизни, которая, несомненно, стоит того, чтобы ее прочесть.
О художественной гимнастике можно говорить бесконечно долго, но главное знать, что это не только спорт, но и искусство. В последние годы среди спортсменок-участниц соревнований наблюдается тенденция к смещению фокуса внимания с артистической на техническую сторону выступления. Как результат, все большему числу гимнасток присущи отточенные движения, четкость и продуманность хореографии, высокий уровень владения предметом, а душевности, наоборот, становится меньше. Стоит помнить о том, что цель соревнований по художественной гимнастике – не только превзойти соперниц в техническом мастерстве, а еще и передать настроение, прочувствовать нужную атмосферу, с помощью движений донести до зрителя свою, особенную историю. Сильные руки, гибкость тела, быстрота и техничность выполнения так же важны, как искренность исполнения, идущая от сердца, а их гармоничное сочетание, несомненно, поможет прийти к победе.
Источник