Цели задачи круговой тренировки

Цели задачи круговой тренировки

При проведении круговой тренировки в спортивном зале или на спортивной площадке отводятся специальное места для выполнения физических упражнений – «станции». На каждой станции, если это необходимо, размещается инвентарь или оборудование для выполнения физических упражнений.

Для проведения круговой тренировки необходим стандартный инвентарь: скамейки гимнастические, скакалки, набивные мячи весом, футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи, резиновые амортизаторы, гимнастические палки, маты, подвесные перекладины, гимнастические стенки. Занимаясь на открытом воздухе, можно и нужно использовать подручные снаряды камни различного веса, ядра для прыжков в длину и высоту, баскетбольные и горизонтальные лестницы и т.п. Станции располагаются чаще всего по кругу, что и послужило причиной для названия «круговая тренировка». Необходимо отметить, что способ передвижения с одной станции на другую как бы по кругу – только внешний признак круговой тренировки. Отличительными чертами круговой тренировки, характеризующие ее как относительно самостоятельную организованную – методическую форму, являются:

  • регламентация работы и отдыха на каждой станции;
  • индивидуализация тренировочной нагрузки;
  • систематическое и постепенное повышение тренировочных требований;
  • периодическая смена тренировочных упражнений на станциях;
  • использование хорошо разученных упражнений.

При проведении круговой тренировки на первом занятии занимающихся распределяют на небольшие группы и разводят по станциям. Затем занимающихся знакомят с упражнениями, после чего предлагают выполнять их самостоятельно. Главное внимание при этом обращается не на количество повторений, а на правильность выполнения. При разучивании и апробировании комплексов круговой тренировки переходы со станции на станцию и упражнения на станциях выполняются по команде. При этом договариваются, что, например, по первому сигналу занимающиеся принимают исходное положение, по второму – приступают к выполнению упражнения, по третьему – заканчивают упражнение и переходят на следующую станцию и т.д.

Читайте также:  Тренировка с джанет дженкинс тотал боди

На втором занятии после подготовки станций каждый занимающийся получает карточку достижений установленного образца и заполняет ее.

После этого он занимает ту станцию, с которой начинал знакомство с комплексом на предыдущем занятии. Станция с этим номером становится первой для данного занимающегося и на все последующие занятия круговой тренировки. Главной задачей второго занятия является определение максимального количества повторений упражнений в заданное время или без учета времени. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач, занимающиеся проходят 1-3 круга при количестве повторений, равных 1/4, 1/3,1/2 от максимума.

В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода

1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода – постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60 % максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15-20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30-40 с). Метод этот способствует комплексному развитию двигательных качеств.

2. Поточно-групповой, который базируется на 20-40 с выполнением простых по технике упражнений (от 50 % от максимальной мощности) на каждой станции с минимальным отдыхом. Цель его – сокращение контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно – сосудистую системы.

3. Интенсивно-интервальный, используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Мощность его заданий составляет 75 % от максимальной и достигается за счет увеличения интенсивности и сокращения времени работы (до 10-20 с). Цель его – сокращение времени работы при его стандартном объеме сохранении временных параметров отдыха (до 40-90 с). Подобный режим развивает максимальную и «взрывную» силу, интервалы отдыха 30-40 с обеспечивают прирост результатов в упражнениях скоростно-силовой выносливости.

Высокая эффективность традиционно круговой тренировки не исключает и ряда недостатков. Некоторые из них заложены в самой ее идее, другие же носят организационный характер. В частности, традиционная круговая тренировка не всегда учитывает физиологические закономерности формирования двигательных качеств в одном тренировочном занятии, обеспечивает лишь комплексное их развитие без строгого дифференцирования.

Источник

Методическая разработка по ФК на тему «Круговая тренировка»

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное

Дуванский многопрофильный колледж

по дисциплине физическая культура

По теме: «Круговая тренировка»

Разработал: преподаватель физической культуры Тавакалов В.З.

ЦМК профессиональных дисциплин Зав.учебной частью

Протокол №____ _____________Р.Р. Фаизова

от «___» _______________2017 г.

2. Цели и задачи круговой тренировки

3. Особенности применение круговой тренировки в учебном процессе

4. Разновидности круговой тренировки

5. Планирование круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе.

6. Примерные комплексы упражнений

6.1. Комплекс упражнений для уроков по баскетболу

6.2. Комплекс упражнений для уроков по волейболу

6.3. Комплекс упражнений для уроков по легкой атлетике

6.4. Комплекс упражнений для урока по гимнастике

6.5. Комплекс упражнений по общей физической подготовке.

В настоящее время, тема использования метода круговой тренировки на учебно- тренировочных занятиях становится всё более актуальной, так как на тренировках комплексно используются различные методы и приемы, но предпочтение всегда отдаётся методу круговой тренировки, так как этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств обучающихся. Жизнь требует улучшения физической подготовленности обучающихся. В этих целях используют метод круговой тренировки, который имеет большую популярность. Значительному числу учащихся она позволяет упражняться одновременно и самостоятельно, добиваясь высокой моторной плотности. На таких занятиях появляется реальная возможность использования максимального количества разнообразного инвентаря и оборудования. Упражнения комплексов круговой тренировки хорошо увязываются с материалом уроков, способствуют общему физическому развитию. Исследования подтвердили эффективность круговой тренировки даже при использовании ее в 50% уроков. Там, где она внедрена, значительно повышается уровень развития силы, возрастает динамометрия правой и левой кисти, увеличивается становая сила. Анализ изменений физической подготовленности позволяет отметить эффективное влияние круговой тренировки на улучшение статической силовой выносливости и быстроты движений.

2.Цели и задачи круговой тренировки.

Цель круговой тренировки — обеспечить оптимальный уровень нагрузки адекватный физическому состоянию обучающегося, что способствует положительной динамике показателей физической подготовленности, воспитывают устойчивый интерес к уроку физической культуры и занятиям спортом.

Основная задача использования метода круговой тренировки на занятии — эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала. Метод круговой тренировки, включающий последовательное выполнение на «станциях» определённого комплекса хорошо изученных и технически простых упражнений разного характера значительно повышает плотность занятий и позволяет воспитывать у спортсменов не только все физические качества, но и, комплексные формы их проявления. Основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Это отличает метод строго регламентированного упражнения от игрового и соревновательного методов, для которых характерны, лишь, приблизительное регулирование и, лишь, приблизительная программа действий. Комплексы упражнений подбираются в зависимости прохождения определенной темы и с учетом комплектования тренировочной группы. На тренировках используются снаряды, которыми оснащены спортивные залы, чтобы приготовить места для занятий уходит 3-4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация занятия. Работая по методу круговой тренировки, должны учитываться возрастные особенности обучающихся. Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом. Поэтому в комплексы круговой тренировки вводят физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы. Это будет способствовать совершенствованию умений, входящих в учебный материал. Обязательное условие — предварительное изучение этих упражнений всеми обучающимися. Использование же их в комплексах круговой тренировки способствует выполнению изученных упражнений в различных условиях, приближенных к жизненным, что имеет очень важное значение.

3. Особенности применение круговой тренировки в учебном процессе.

На уроках одинаково важное значение придается развитию необходимых физических качеств обучающихся и обучению определенным умениям и навыкам. Эти процессы во многом взаимосвязаны. Ведь обучая какому-либо техническому элементу, мы одновременно оказываем воздействие на развитие тех или иных физических качеств. Работая над укреплением силы, развитием быстроты или выносливости, создается необходимая база для более лучшего освоения двигательных умений и навыков. Эффективность такой организации заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все обучающиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям. Круговая тренировка, может проводиться через занятие, в конце вводного — в подготовительной части на 10-20 минут или может быть использована в основной части урока 20 — 25 минут. В учебном процессе на уроках физического воспитания круговая форма организации занятий приобретает особое значение, так как позволяет большому числу обучающихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования. Применение круговой тренировки в начале основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнять работу в большом объеме. Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой направленностью, органически связаны с профессионально-прикладной и специальной подготовкой. В них должно быть достаточное количество силовых и скоростно- силовых упражнений. Круговая тренировка на уроках физического воспитания хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм и особенно гимнастике, способствует повышению не только плотности урока, но и положительно воздействует на организм в целом. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку. Круговая тренировка занимает 15 — 20 минут, в зависимости от общих задач занятия. Основной задачей является придание занятиям специальной направленности: повышение уровня различных физических качеств и совершенствование функциональных возможностей организма. В зависимости от физической подготовленности, студенты объединяются в подгруппы по 5 — 7 человек, получают задания, равномерно распределяясь по всем «станциям» и, по сигналу преподавателя одновременно, начинают выполнять упражнения, соответствующие данному «месту». При помощи круговой тренировки можно целенаправленно воспитывать необходимые двигательные качества, составлять программу их развития, видеть наглядно результаты работы. Менять нагрузку он предлагает такими методами: — увеличение количества повторений за то же время; — сокращение времени на выполнение того же количества повторений; — повторение кругов (2 — 3); — сокращение пауз отдыха; — введение новых, более эффективных упражнений. При проведении круговой тренировки определённые требования предъявляются к степени изученности и координационной сложности упражнений. Они вытекают из особенностей образования двигательных навыков — закреплённых до автоматизма движений. Хорошо выученное, закреплённое упражнение можно выполнять в сложных условиях, без риска. Содержание круговой тренировки на игровых уроках составляют игровые станции. В течение урока обучающиеся в определенной последовательности переходят от одной станции к другой, выполняя на каждой из них игровые задания вперемежку с целевыми упражнениями, направленными на обучение, воспитание и совершенствование конкретных физических качеств. В процессе занятий не только происходит развитие физических качеств, но и совершенствуется техника приемов игры. Применение различных вариантов будет диктоваться такими условиями, как физическая и техническая подготовленность группы и год ее обучения. В специализированные комплексы с игровой направленностью необходимо включать упражнения из основной, атлетической, прикладной и снарядной гимнастики с использованием различного инвентаря. Из легкой атлетики — упражнения по прыжкам, метанию и бегу. Из тяжелой атлетики — упражнения с различными отягощениями. Предлагаемые упражнения должны подбираться так, чтобы каждое из них воздействовало на отдельные группы мышц и, было рассчитано на развитие отдельных физических качеств. Для совершенствования технических приемов спортивных игр используют комплексные упражнения, состоящие из предварительно хорошо изученных игровых элементов. Соотношение количества станций по воспитанию физических качеств с игровыми станциями, направленными на совершенствование умений и навыков технических элементов или их сочетаний, составляет 3:1. При этом необходимо избегать чрезмерного увлечения техническими элементами, характерными для спортивной тренировки, при подборе специализированных комплексов в игровых уроках.

4. Разновидности круговой тренировки.

Круговая тренировка является методом комплексного воздействия раз¬ личных тренировочных средств, направленных на укрепление органов, систем и функциональных возможностей организма. Круговая тренировка осуществляется на уроках физического воспитания, представляет собой целостную форму занятий и в то же время не сводится к какому-либо одному методу. Для круговой тренировки подбираются строго регламентированные упражнения с избирательным и с общим воздействием на организм занимающихся. Различаются следующие основные разновидности круговой тренировки: — по методу непрерывного упражнения (преимущественная направлен ность на выносливость); — по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (преимущественная направленность на силовую и скоростную выносливость); — по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха (преимущественная направленность на силу, ловкость и специализированную выносливость).

5 . Планирование круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе .

В зависимости от периода подготовки и уровня развития двигательных качеств обучающихся планируется соотношение общей и специальной физической подготовки, проводимой методом круговой тренировки. Применительно к требованиям избранного вида спорта она направлена на укрепление органов и систем, повышение функциональных возможностей, а также целевое развитие двигательных качеств. Физическое воспитание следует рассматривать как длительный процесс, который разделяется по годам обучения, в каждом из них циклически повторяется программа, но на качественно более высоком уровне. В связи с этим особое место в нем занимает планирование общей специальной и профессионально-прикладной физической подготовки, осуществляемой по методу круговой тренировки. Для циклического планирования круговой тренировки следует использовать комплексы упражнений, направленные в первую очередь на общефизическую подготовку курсантов с учетом профиля избранной профессии и программного материала, который изучается на уроках физического воспитания. Избранный комплекс применяется на четырех — шести смежных занятиях, после чего проводится его коррекция, предусматривающая замену одного, нескольких или всех упражнений комплекса с тем, чтобы повысить его направленность на решение конкретных задач физической подготовки обучающихся. Материал по общей, специальной и профессионально-прикладной физической подготовке планируется на все уроки в течение учебного года в соответствии с программой физического воспитания. По усмотрению преподавателя, этот материал может быть объединен в комплексы круговой тренировки или пройден раздельно в любой из частей урока. Целевая направленность комплексов круговой тренировки имеет то преимущество, что позволяет решать три важные задачи общего, специального и профессионально-прикладного характера одновременно и взаимосвязано в относительно короткий промежуток времени, а главное, с большой эффективностью. На первом году обучения применение круговой тренировки можно испытать по упрощенному варианту, когда учет в карточках достижения не ведется и предлагается дифференцированный подход к обучающимся с использованием стандартной нагрузки и разных вариантов упражнений. Круговую тренировку целесообразно планировать, используя на первом году обучения 30 — 50 %, на втором — 50 %, на третьем году — 50 — 70 % времени, запланированного по всем разделам программы физической подготовки. Какой раздел программы проходить, используя метод круговой тренировки, целиком зависит от преподавателя. При наличии определенных условий и соответствующей подготовки круговую тренировку можно включать во все разделы учебной программы. Контрольные нормативы (тесты) по ППФП планируются и определяются с учетом характерных особенностей изучаемых профессий. Такими нормативами могут быть учебные нормативы, предлагаемые программой для оценки физической подготовленности обучающихся. На контрольных уроках, как правило, планируется проведение зачетов по одному, максимум двум видам физических упражнений.

6.Примерные комплексы упражнений.

6.1. Комплекс упражнений для уроков по баскетболу.

1. Переходить через упор присев в упор лежа с последующим возвращением в основную стойку.

2.Ведение баскетбольного мяча на месте вокруг себя со зрительным контролем за мячом и без него.

3. Из высокого старта челночный бег с ведением мяча.

4. Броски по кольцу с близких точек одной рукой от плеча.

5. Бросок мяча по кольцу в прыжке после удара мяча о пол с выполнением двух прыжковых шагов.

6. Передача двумя руками баскетбольного мяча от груди в стенку и ловля после отскока.

7. Прыжки через гимнастическую скамейку «змейкой» с последующим повторением задания.

8. Стоя на месте, вращать гимнастический обруч на поясе.

9. Прыжки на месте через скакалку, вращая ее вперед.

6.2. Комплекс упражнений для уроков по волейболу.

1. Из низкого приседа прыжки с продвижением вперед.

2. Верхняя передача волейбольного мяча двумя руками над собой, на месте. 3. Из основной стойки, не отрывая ног и не сгибая коленей, через упор согнувшись переходить в упор лежа с последующим возвращением в исходное положение.

4. Верхняя передача волейбольного мяча двумя руками в стенку на высоте 2-3м.

5. Темповые прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки с последующим поворотом на 180* и повторением упражнения.

6. Нижняя передача волейбольного мяча двумя руками от стенки на уровне головы.

7. Стоя в 1м от стенки, переход в упор на пальцах о стенку с последующим отталкиванием и переходом в исходное положение.

8. Партнеры лежат на спине (первый держит за ноги второго). Одновременные наклоны и выпрямление туловища первым партнером, сгибание и разгибание ног вторым.

9. Прыжки «змейкой» через гимнастическую скамейку с повторением задания. Применение круговой тренировки в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени.

6.3.Комплекс упражнений для уроков по легкой атлетике.

1. Из упора стоя, согнувшись, опираясь на барьер, покачиваясь, растягивание плечевых суставов.

2. Из основной стойки бег на месте с высоким подниманием бедра.

3. С двух шагов разбега прыжок в шаге с последующим повторением упражнения. 4. Из упора лежа на скамейке сгибание и разгибание рук.

5. Из упора стоя у стенки бег с высоким подниманием бедра.

6. Из упора сидя (руки сзади, ноги в группировке) выпрямлять ноги в угол с последующим возвращением в исходное положение.

7. Стоя боком к баскетбольному щиту на расстоянии 8 — 10 м, метание теннисного мяча (на дальность отскока).

8. Ходьба на внутренней и внешней сторонах стопы.

9. Из высокого старта бег на скорость по замкнутому кругу.

10. Прыжки с двух шагов разбега с доставанием баскетбольного щита.

11. Подтягивания на перекладине.

12. Прыжки через гимнастическую скамейку.

13. Прыжки в шаге с ноги на ногу.

14. Из низкого приседа передвижение «гусиным шагом» вперед по пря¬ мой или по кругу.

15. Из высокого старта челночный бег с ускорениями на отрезках 20 — З0 м.

6.4. Комплекс упражнений для урока по гимнастике.

1. Стоя, ноги врозь, малый мяч внизу, подбрасывать и ловить мяч, одно¬ временно приседая.

2. Из упора стоя между параллельными брусьями прыжком принять упор и передвигаться вперед с последующим повторением задания.

3. Стоя на коленях, руки за головой, наклоны вперед с отведением локтей в стороны и прогибанием спины.

4. Из виса на высокой перекладине сгибать и разгибать ноги в группировку. 5. Из упора присев кувырки вперед и назад в группировке.

6. Из виса на гимнастической стенке прыжки в доскок.

7. Лазание с помощью рук и ног по наклонной гимнастической скамейке и стенке.

8. Стоя лицом к гимнастической стенке, через наклоны вперед с захватом рук сзади за рейку переход в вис прогнувшись.

9. Прыжки через скакалку.

10. Балансирование на ограниченной площадке, лежащей на набивном мяче. 11. Из упора сидя руки сзади прогибать и опускать туловище с отведением головы назад.

12. Стоя ноги вместе, руками вверху захватить концы эластичного бинта, переброшенного через кольца, с силой разводить руки в стороны.

13. Передвижение по узкой части гимнастической скамейки на носках.

14. Лазание по наклонному канату с помощью рук и ног.

15. Из упора присев переходить в горизонтальное равновесие («ласточка») поочередно на правой и левой ноге.

6.5. Комплекс упражнений по общей физической подготовке.

1. Из положения лежа на спине руки за головой — в сед.

2. Подтягивания на перекладине.

3. Приседания, руки на поясе.

4. Из положения упор присев — в упор лежа.

5. Из стойки руки за головой — наклоны вперед.

6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

7. Из упора присев — кувырок вперед — кувырок назад.

8. Из стойки руки на поясе — горизонтальное равновесие («ласточка»).

9. Поворот туловища в наклоне вперед, руки в стороны.

10. Бег на месте с высоким подниманием бедра.

Упражнения в комплексах подбираются из технически несложных движений. Обучающимся рекомендуется предварительно изучить их в подготовительной части урока в виде отдельных общеразвивающих упражнений. Группировка упражнений в комплексе должна эффективно воздействовать на человека: не только интенсифицировать физическую подготовку, но и способствовать благотворному влиянию упражнений на организм в целом. Упражнения должны вовлекать в работу мышцы всего тела, оказывать общее воздействие на организм и являться универсальными общеразвивающими упражнениями в широком смысле слова. Особое значение для разностороннего развития верхних конечностей приобретают упражнения с различными предметами, отягощениями и снарядами. Движения бросания и ловли, передачи и приема, размахивания, вращения и т. п. развивают ловкость, сноровку в обращении с предметами разной формы и веса, вырабатывают быстроту двигательной реакции. Обучающиеся приобретают важные для практической и трудовой деятельности умения и навыки. В комплексы круговой тренировки могут вводиться упражнения на снарядах и тренажерах. Некоторые вспомогательные гимнастические снаряды: скамейки, лестницы и другое оборудование используются как средства, дополняющие и усложняющие выполнение самих упражнений на станциях круговой тренировки. Объединенные в специализированные комплексы, эти упражнения могут использоваться как для общефизической, так и для профессиональной физической подготовки (ППФП) на уроках физического воспитания.

Используя метод круговой тренировки, происходит комплексное воспитание физических качеств, упражнения направлены на развитие различных двигательных действий. Применяя метод круговой тренировки во время уроков, необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся и их подготовленность. Увеличивая физическую нагрузку, обязательно надо учитывать индивидуальные особенности, физическую подготовленность. Уроки по методу круговой тренировки являются очень эффективными: обеспечивают оптимальный уровень нагрузки адекватный физическому состоянию обучающегося, что способствует положительной динамике показателей физической подготовленности, воспитывают устойчивый интерес к уроку физической культуры и занятиям спортом. На уроках по методу круговой тренировке решаются вопросы оздоровительной направленности. В нашем современном мире компьютеризации, автоматизации, механизации, где двигательная активность не велика, именно такие уроки помогают привить интерес к физическим упражнениям, желание не только увлеченно заниматься на уроках физкультуры, но и во внеурочное время заниматься в секциях и вести здоровый образ жизни. Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений обучающимися и контролем за ее воздействием на систему организма. Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все обучающиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.

8. Список использованной литературы:

1.Калашникова Р.В. Метод комплексно – круговой тренировки и ее применение на занятиях физической культуры – Иркутск: ИГМУ, 2014.

2.Источник: Нестерова И.А. Методы круговой тренировки // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru — http://odiplom.ru/lab/metody-krugovoi-trenirovki.html

3.Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. — М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. — 780 c.

4.Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. — 336 c.

5.Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт трудящихся / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. — М.: Советский спорт, 2015. — 172 c.

Источник

Оцените статью