- Составление тренировочного плана. Часть 1: постановка целей
- Долгосрочная цель
- Среднесрочная цель
- Краткосрочная цель
- Цель занятий – какая цель ваших тренировок?
- Итак, какая ваша настоящая цель?
- Категория «Внешность»
- Категория «Производительность»
- Категория «Внешность» vs категория «Производительность»
- Что дальше?
- Сценарий встречи со спортсменами-школьниками из Центра физкультурно-спортивной подготовки «Лидер»
Составление тренировочного плана. Часть 1: постановка целей
Автор: Новикова Диана — тренер по триатлону
Место в рейтинге авторов: 35 (стать автором)
Дата: 2018-12-07 Просмотры: 6 655 Оценка: 4.7
Составление тренировочного плана — это то, что сводит с ума спортсменов, которые планируют результаты и соревнования. На первом этапе никто об этом не задумывается. Изначально цель – просто начать тренироваться, и если это получается, то уже вызывает гордость и ощутимый прирост результатов (а так же фоточки в соц. сетях). Этот цикл статей будет посвящен правильному планированию подготовки для начинающих и опытных спортсменов, а так же в зависимости от длительности занятий и видов спорта. Материал беру из первоисточников: научной работы Л.П. Матвеева «Теория и методика физической культуры», ряда научных статей, а так же спортивного и тренерского опыта. Перед составлением плана в первую очередь поставим цели. Многие знают про колесо баланса, где мы обозначаем сферы жизни, ставим уровень удовлетворенности в каждой из сфер, и думаем, как сделать лучше. Цифры в каждом колесе – уровень удовлетворённости. Соответственно, яркий кусок каждого сегмента – это степень наполненности в соответствие с уровнем удовлетворённости. И тут почти у всех появляется спорт. Если вы читаете эту статью, у вас в этом колесе он точно где-нибудь появится.
В общем, одни плюсы. То есть, как вы видите, спорт влияет на все ваши сегменты жизни. Перейдем к целям по спорту. Выделим спортивные цели трех уровней, в зависимости от масштаба. Долгосрочная цельВ первую очередь ставим долгосрочную цель – в масштабах жизни. Если это осознать, то пропадает предпосылка для травм, которая звучит примерно как «Пройти айронмен через 3 месяца.» Вы даже можете его пройти, но в масштабах долгой, здоровой и активной жизни это будет шагом назад. Жизнь не заканчивается летом, к которому нужно срочно похудеть, или на соревнованиях, к которым нужно сделать объем побольше и интервалы помощнее. Как бы ни хотелось быть оптимистами, но выход на пиковую спортивную форму продолжительный, в беге – 8 лет, в большом теннисе – 12, и этот срок нельзя форсировать. Жизненная цель звучит, например, как «До глубокой старости просыпаться бодрым, быть активным, здоровым и пробовать новые виды спорта». И в таком формате очевидно, что для этой цели нужно и жать штангу, и так же соблюдать режим, наладить питание и закаляться. К старости кровообращение костей уменьшается и чтобы остановить разрушение, нужен еще более активный образ жизни и длительные тренировки (правда, с меньшими весами и интенсивностью). Если вы в сейчас ленитесь пойти в зал, почему в 60 лет будете ходить? Привычка закладывается годами. Среднесрочная цельНа этом этапе важно выделить основное направление физической активности и дополнительные. Примеры преимуществ подключения других видов спорта: 1. Функциональная тренировка развивает сердце и опорно-двигательный аппарат, поэтому рекомендуется для спортсменов всех направлений как дополнение. 2. Изучение принципиально новой деятельности развивает обучаемость, делает мышление гибче и, по исследованиям, изучение нюансов основного спорта дается легче после переключения. 3. Растяжка увеличивает силу мышц, подвижность суставов и кровообращение. 4. Плавание помогает восстанавливаться быстрее. 5. Пилатес укрепляет мышечный корсет, что помогает предотвращать травмы и избавиться от лишних движений при работе на скорость или точность. 6. Для тех, кому пилатес скучен, подойдет скалолазание – так же укрепляет кор, мышцы-стабилизаторы и учит сосредотачиваться. 7. Батут полезен. Прыжки уменьшают забитость мышц, учит лучше чувствовать и контролировать тело. Надеюсь, вы убедились, что для любого вида спорта важно укрепление мышц, растяжка и разнообразие? Другая крайность – попытки реализоваться в 2х и более принципиально разных видах спорта. Я сама пыталась готовиться к длинному триатлону и ходить на акробатику. В результате прогресс был улиточным в обоих направлениях. Таких примеров много и это всегда путь к перетренированности, снижении концентрации и низким результатам. Вывод: важно акцентироваться на основном виде спорта + делать дополнения для улучшения результатов в этом виде. Определившись с основным направлением движения, мы выделяем свои сильные стороны. Если это триатлон, то в каких дистанциях мы сильнее, в длинных или коротких? Будем делать акцент на своих выигрышных качествах. Это можно удачно обыграть, например, велосипедист Луи Армстронг после болезни потерял почти всю мышечную массу. После возвращения к тренировкам, он ставил более легкие передачи и быстрее педалировал, что с учетом потери веса стало преимуществом. Ряд тестирований помогают определить предрасположенность к видам спорта и дистанциям. Узнать в 30 лет, что ты — великий теннисист довольно бесполезно и даже печально. Но такая информация, как соотношение быстрых и медленных мышечных волокон, которое влияет на скорость и выносливость, сэкономит часы подготовки к неподходящим дистанциям. И заключительный шаг на этом этапе выбираем соревнования на год. Одно или два самых важных, где мы будем показывать максимальный результат и специально готовиться. Так же могут быть дополнительные, их даже может быть много, и мы можем выступать хорошо, но не будем специально снижать нагрузку, подводиться и готовиться. Сейчас важно просто наметить для себя эти цели, что с ними делать, расскажу позже. Если вы не собираетесь соревноваться, тут может быть просто цель по весу/рельефу/длительности бега, это отличные цели, для их достижения тоже полезно использовать методологию подготовки, но корректировать ее под себя. Краткосрочная цельЭто цель на месяц. Такой формат удобен для всех видов спорта. В циклических направлениях 4х недельный план уже стал классикой. В силовых видах спорта 1-2 месяца так же распространённый формат для чередования массы-сушки и смены плана. При таком виде планирования учитывается эффект суперкомпенсации. Примеры цели на месяц:
Тут важно знать точку А и точку Б и в конце месяца их сопоставить, замерив результаты. Часто причиной падения мотивации служит то, что спортсмен без тренера не замеряет результатов и ему кажется, что он стоит на месте. Как вы уже догадались, цель на месяц не противоречит среднесрочной, а та- цели на Жизнь. Помимо фактов и цифр, у нас есть эмоциональная мотивация. Зачем все это? Есть причины общие для всех – иметь красивое тело, осанку, энергично себя чувствовать. Но бывают и личные цели. Люди достигают невероятных результатов в спорте в борьбе с болезнью или в память о близких. У простых смертных это часто выглядит менее романтично: зарегистрировался на марафон на эмоциях, пообещал девушке, поспорил с другом. И это здорово, такие поступки делают нашу жизнь яркой. Очень важно не пытаться никому ничего доказывать. Победа ценна лично для победителя, а не для социума. Спросите себя – пошел бы я на это зная, что никто никогда не узнает про мои достижения? Если ответ – нет, это не плохо, но повод покопаться в себе, тут может крыться и нехватка родительской любви, и обида на бывшего парня и недостаток внимания. Возможно, после пары бесед с психологом цель изменится. А может, заиграет новыми смыслами и станет более осознанной и по-настоящему желанной. В любом случае, на одних эмоциях не пробежишь, поэтому после того, как появилась цель, важно создать правильный план по достижению и следовать ему. Об этом будут следующие статьи. Нашли ошибку в статье? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl + Enter. И мы её исправим! Источник Цель занятий – какая цель ваших тренировок?Когда вы собираетесь разработать наиболее эффективную программу тренировок, чтобы достичь своих целей, есть один вопрос, который вам стоит себе задать. И этот вопрос… какая же у вас цель тренировки? Наиболее популярными ответами на этот вопрос являются:
И это все лишь общие ответы. Некоторые люди, возможно, имеют более конкретные цели. Например, нарастить определенное количество мышечной массы, сбросить определенное количество килограмм, получить кубики пресса, выполнить мертвую тягу 200 килограмм, влезть в определенный размер одежды и так далее. Какая бы ни была цель ваших упражнений и тренировок (она может быть общая или конкретная), в данный момент вам необходимо определить, какая цель у вас прямо сейчас. Итак, какая ваша настоящая цель?В зависимости от вашего ответа, мы определим некоторые аспекты вашей тренировки, которые непосредственно связаны с вашей целью. Так как существуют миллионы возможных ответов, а я очень люблю все упрощать, разделим все возможные цели тренировок на 2 большие группы: Давайте рассмотрим, что они в себя включают… Категория «Внешность»Люди в этой категории имеют своей первоначальной целью улучшение внешнего вида. Они хотят увеличить мышечную массу, избавиться от жира или и то, и другое. Также эта группа включает в себя более общие цели: «сушку», кубики пресса, набор/сброс веса и все остальное, что может означать «Я хочу выглядеть лучше». При условии, что между целями, которые я описал, есть некоторые различия, нам необходимо внести некоторые поправки в программу тренировок в зависимости от того, про какую цель идет речь (не переживайте, мы рассмотрим все). Но в целом, все, кто своей первоначальной целью имеет улучшение внешнего вида, попадают в эту категорию. Категория «Производительность»Люди в этой категории стремятся улучшить свои результаты тренировок, свою эффективность. Они хотят стать сильнее, быстрее и лучше в определенном виде спорта. Сюда же относится все остальное, что означает «Я хочу заниматься интенсивнее». При условии, что между целями, которые я описал, есть некоторые различия, нам необходимо внести некоторые поправки в программу тренировок в зависимости от того, про какую цель идет речь. Но в целом, все, кто своей первоначальной целью имеет улучшение результатов, интенсивности тренировок, попадают в эту категорию. Категория «Внешность» vs категория «Производительность»Итак, вы определили, какая категория вам больше подходит? Отлично. Теперь самое время заметить, что эти категории тесно связаны друг с другом. Я имею ввиду, что тренировки для улучшения результатов неизбежно приведут к росту мышечной массы. А тренировки для улучшения внешних данных, неизбежно приведут к увеличению силы или появлению новых результатов. Однако, это будет лишь вторичный эффект. Поэтому самое важное – разработать программу, которая является наиболее оптимальной для ваших первоначальных целей. И уже она может привести к достижению вторичных целей. Я имею ввиду, что если вашей целью является внешность, то стоит работать именно над этой целью. Если ваша цель – интенсивность тренировок, то вам необходимо действовать в этом направлении, чтобы получить желаемые результаты. В интернете, очевидно, полно идиотов, которые утверждают, что люди, которые относятся к категории «внешность», должны делать то, что больше подходит для категории «интенсивность» и наоборот. Почему? Потому что они либо необразованные, либо пытаются вам что-нибудь продать, либо полнейшие идиоты. Обойдем их стороной. Что дальше?Теперь, когда ваша цель уже при вас, вы готовы составить программу тренировок, чтобы достичь свою цель максимально быстро и эффективно. Следующий шаг – определить ваш уровень подготовки. Кто вы: начинающий, средний или продвинутый спортсмен? Давайте разберемся… Источник Сценарий встречи со спортсменами-школьниками из Центра физкультурно-спортивной подготовки «Лидер»
Детям дошкольного возраста нужно не только прививать навыки здорового образа жизни и любовь к занятиям физкультурой, но и приобщать их к большому спорту. С этой целью наш детский сад наладил тесное взаимодействие со спортивными организациями станицы. Многолетнее плодотворное сотрудничество связывает нас с преподавательским коллективом ДЮСШ «Олимпия». На базе этой спортивной школы мы неоднократно проводили различные мероприятия физкультурно-спортивной направ-ленности: экскурсии, соревнования, Дни здоровья, праздники – «День бегуна», «Папа, мама, я – спортивная семья», в том числе районного уровня. По согласованию с администрацией ДЮСШ, в теплое время года используем спортивные площадки парка для проведения Олимпийских игр, состязаний, диагностики. В этом году решили установить партнерские отношения и с ЦСФП «Лидер». И первым шагом к сотрудничеству стала встреча с ребятами – Стеллой Цыкориной (11 лет) и Ярославом Позоян (12 лет, занимающимися в этом Центре в секции каратэ под руководством С. Е. Цыкорина. Выпускники и воспитанники нашего д/сада тоже занимаются в секции каратэ. И уже добиваются успехов. Поэтому мы решили поближе познакомить детей с этим видом спорта. Юные спортсмены рассказали о себе, о своем тренере Святославе Евгеньевиче, ответили на вопросы, интересующие ребят. Но больше всего понравились малышам формальный комплекс упражнений в стиле сётокан (ката) и учебные поединки (кумитэ, которые продемонстрировали гости. Наши дети смотрели, затаив дыхание. Все для них было необычно: и одежда спортсменов, и команды на японском языке, и движения каратистов – то плавные и грациозные, то стремительные и резкие. Концентрация внимания, молниеносная реакция на команды тренера, прыжковые элементы, владением телом и дыханием, смелость, выносливость и выдержка – эти качества юных чемпионов покорили детские сердца. С чувством трепета и восторга рассматривали малыши многочисленные награды гостей. Предлагаемый сценарий встречи можно взять за основу для проведения подобных мероприятий (для знакомства с другими видами спорта). ИФК. Каждый человек должен помнить народную мудрость, которая гласит: «Здоровье – это вершина, на которую постоянно нужно взбираться самому», и следовать этим мудрым словам. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы взобраться на эту «вершину»? Что помогает нам сохранить и укрепить здоровье? (Ответы детей.) – Правильно, физкультура и спорт тоже помогают нам быть здоровыми. Кто из вас может сказать, что такое спорт? (Ответы детей.) – Все верно, спорт – это занятия физическими упражнениями, разными видами спорта, регулярные тренировки, спортивные соревнования. А как называются люди, которые занимаются спортом? (Дети отвечают.) – Сегодня я пригласила к нам в гости юных спортсменов, которые занимаются одним из видов спорта. А каким – вы узнаете, если отгадаете загадку: Этот вид борьбы такой – То ногою, то рукой. От того защитой служит, Кто дерется, а не дружит. – Правильно, это вид спорта, который называется каратэ. А как еще вы смогли до-гадаться, каким видом спорта занимаются наши гости? (Ответы детей.) Правильно, об этом можно догадаться по внешнему виду ребят, по форме, в которой они пришли. Кто из вас знает, как она называется? (Кимоно.) Итак, давайте познакомимся поближе: участники и победители краевых и все-российских соревнований по всестилевому каратэ, обладатели золотых, серебряных и бронзовых медалей – Стелла Цыкорина и Ярослав Позоян. Они пришли вместе со своим тренером и наставником – Святославом Евгеньевичем Цыкориным. А для Стеллы он в одном лице и тренер, и папа. Мы очень рады встрече с вами, уважаемые наши гости. Нашим ребятам не терпится побольше узнать о вас и об этом очень популярном сегодня виде спорта, которым вы занимаетесь. Для начала расскажите немного о себе: сколько вам лет и в каком классе вы учитесь, в какой школе? Сколько лет вы уже занимаетесь спортом? Кто прививал вам любовь к спорту? Вы сами приняли решение или вам посоветовали родители, а может быть, друзья? Почему вы выбрали именно этот вид спорта, этот стиль каратэ? Расскажите немного о своем тренере. ИФК. Наши дети тоже любят физкультуру. На занятиях мы разучиваем разные ин-тересные и полезные упражнения, играем, соревнуемся. Обожаем спортивные праздники, где каждый может проявить свою ловкость, силу, смелость и выносливость. А по утрам и после сна каждый день делаем зарядку. Вот и сейчас предлагаю вам вместе с нами выполнить игровую разминку. Разминка (дети встают врассыпную и выполняют упражнения по тексту) Все движения разминки повторяем без запинки: Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе-хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге-ге! Присели ниже, Наклонились к полу ближе. Кружимся на месте ловко, В этом нам нужна сноровка! Игра «Как живешь?» (после каждого вопроса сопровождают ответ: «Вот так!» имитационным движением) Как живешь? Как плывешь? Машешь вслед? Ждешь ответ? Как бежишь? Вдаль глядишь? Как шалишь? Ночью спишь? ИФК. Спасибо! Молодцы, ребята! Отлично выполнили разминку, взбодрились и окончательно проснулись. Присаживайтесь. Давайте продолжим нашу беседу. Как называется спортивный комплекс, в котором вы занимаетесь? (Центр физкуль-турно-спортивной подготовки «Лидер».) Много ли ребят посещают тренировки в вашем спортивном клубе? Кого в нем больше – девочек или мальчиков? Как часто проходят тренировки? Сколько раз в неделю? Сколько времени длится каждая тренировка? Есть ли другие виды спорта, кроме каратэ, которые вас еще привлекают? Чем бы вы хотели еще заниматься? Сложно ли вам совмещать учебу в школе с тренировками? – Ребята тоже хотят задать вам несколько вопросов. 1-й ребенок. Где проходят соревнования, сколько раз в году и как долго они длятся? 2-й ребенок. Расскажите, пожалуйста, помните ли вы свою самую первую победу? 3-й ребенок. Каким должен быть спортсмен? Какими качествами он должен обладать? (Предполагаемый ответ: «Спортсмен должен слышать и слушаться своего тренера, правильно выполнять все его команды, не пропускать тренировки, быть выносливым и терпеливым. Настойчивость, целеустремленность, сила воли, упорство в достижении цели – вот те качества, которые помогают спортсмену победить. Но спортом заниматься нужно не только ради победы и славы, но и для того, чтобы стать сильным, ловким и здоровым».) 4-й ребенок. Что означает цвет пояса? Сколько их всего? 5-й ребенок. Мы знаем, что спортсменов-победителей награждают медалями, гра-мотами, дипломами, кубками и другими призами. Покажите, пожалуйста, свои награды и расскажите о них. (Рассказ.) ИФК. А сейчас предлагаю всем посмотреть слайд-фильм о каратэ (презентация подготовлена инструктором на основе материалов, размещенных на сайте ЦФСП; комментирует тренер; после просмотра поднять экран). ИФК. Вижу, фотографии вас заинтересовали. А хотели бы вы своими глазами увидеть, как тренируются ребята? (Ответ.) Я уверена, это будет еще интересней. Давайте попросим наших гостей показать несколько упражнений, боевых приемов. Спортсмены выполняют ката (комплекс формальных упражнений) и кумитэ (поединок – учебный, для первоначального преодоления страха, а затем – более сложный, для более опытных спортсменов). Дети поддерживают их аплодисментами. ИФК. Ребята, про достижения спортсменов часто пишут в газетах, журналах, пока-зывают их по телевизору. Про наших гостей тоже не раз писали в районной газете «Сельская жизнь». Зачитываются отрывки из статей «Успехи каратистов» от 30 марта 2017 г. и «Отборочный этап пройден» от 18 апреля 2017 г. – Мы благодарим вас, ребята, за интересный рассказ и за все, что мы увидели. Нам очень приятно, что у нас в гостях побывали такие титулованные спортсмены. Наде-емся, вам у нас тоже понравилось, и эта встреча станет залогом нашей дальнейшей дружбы и сотрудничества. Будем рады побывать у вас в гостях. Мы желаем вам дальнейших успехов в спорте и столько побед в будущем, сколько пальцев на ладошках наших ребят (дети поднимают руки, раскрывают ладони). – Давайте еще раз все вместе поблагодарим наших гостей и попросим юных чемпионов сфотографироваться вместе с нами. (Дети вместе говорят «спасибо» и все фотографируются.) – А теперь, кому интересно, можете подойти поближе и рассмотреть награды наших чемпионов. Сценарий детской военно-спортивной игры «Зарничка» Участники: дети старшей и подготовительных групп, воспитатели, медсестра, повара, родители. Место проведения: территория детского сада. Сценарий физкультурно-спортивного праздника посвященного Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «ГТО» Сценарий физкультурно-спортивного праздника посвященного Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО). Сценарий проведения военно-спортивной игры «Зарница» На территории ДОУ оборудован штаб игры. На местности сделана соответствующая разметка. На этапах маршрута расставлены опознавательные знаки. Сценарий спортивного праздника «Здоровые дети в спортивной семье» СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ – В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ» ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: Дети в спортивной форме встают в круг. Зал украшен разноцветными. Сценарий военно-спортивной игры «Будем в армии служить» Сценарий 23 февраля для дошколят Сценарий военно-спортивной игры «Будем в армии служить» Подготовка мероприятия: 1. Готовятся эмблемы команд. Сценарий военно-спортивной игры «Зарничка» Сценарий Военно-спортивной игры «Зарничка». Цель игры: воспитание у дошкольников патриотизма, развитие физических и логических навыков. Современный педагог — профессиональный лидер способный развить современные компетенцию у воспитанников Современное качество содержания образования основано на формировании компетенций. Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных. Сценарий мероприятия «Открытие спортивной площадки» В своем детском саду мы проводили мероприятие «Открытие спортивной площадки»! Дети вышли на площадку детского сада. И мы им предложили опробовать. Источник |