Цель тренировки по эвакуации людей при чс

Тренировки по эвакуации

Очень важно при попадании в чрезвычайную ситуацию не растеряться и действовать правильно. Быстрая эвакуация из опасной зоны – это верный способ предупредить возможные жертвы и другие последствия, которые могли бы возникнуть при пожаре либо иных ЧС.

Знание теории в области пожарной безопасности – это хорошо. Однако практические навыки поведения в случае возгорания не менее важны. Приобрести их можно в процессе тренировок, организовывать которые – обязанность руководителя предприятия.

Что дают тренировки по эвакуации

Обучающие тренировки для персонала предприятий по эвакуации выполняют целый ряд задач:

  • умение идентифицировать опасную ситуацию;
  • готовность к эвакуации и ликвидации пожара;
  • психическая и физиологическая подготовленность;
  • предоставление реальных навыков по поведению и действиям в случае чрезвычайной ситуации;
  • предоставление достаточных медицинских знаний для оказания первой помощи пострадавшим людям;
  • обучение принципам использования индивидуальных средств защиты от пожара;
  • знание порядка действий при пожаре, правил взаимодействия со спасательными командами.

В процессе тренировок обязательно отрабатываются такие действия, как:

  • вызов пожарной команды;
  • приемы и способы эвакуации;
  • правильное использование средств тушения пожара, систем дымоудаления и пр.

Главной же целью, с которой организуются тренировки, является выработка у сотрудников четких навыков поведения в ЧС, способности быстро принимать верные решения, без ошибок ориентироваться в пространстве, определяя верные направления для выхода из опасной зоны.

Читайте также:  Что такое запрещенная йога

Тренировки должны разрабатываться и проводиться с учетом специфики различных предприятий.

Подготовительные работы

Перед тем как объявить сотрудникам о начале цикла обучающих практических тренировок по эвакуации, руководителю предстоит выполнить подготовительные работы:

  1. определить цели занятий, их дату и время;
  2. назначить руководителя занятий, начальника штаба, посредников из числа инженерно-технических работников предприятия;
  3. совместно с начальником штаба разработать план тренировок, обозначить состав сотрудников, допускаемых к занятиям.

Перед руководителем тренировок стоят задачи:

  • ознакомить персонал с объемно-планировочными решениями здания, состоянии имеющихся в наличии систем противопожарной защиты (СОУЭ и др.);
  • ознакомить обучающихся с целями тренировок и довести до них замысел каждого конкретного занятия;
  • предоставить следующую информацию: что такое пожар, стадии его развития, порядок действий при пожаре, методы тушения пожара, способы оказания первой помощи; довести до сотрудников данный материал.

Материалы и инструменты для занятий

Для того чтобы имитировать возгорание общепринято использовать такие обозначения:

  • красные флажки – очаг горения;
  • синие флажки – зона повышенного задымления;
  • желтые флажки – наличие токсичных газов, паров, радиоактивных веществ.

Организаторы тренировок должны иметь повязки: руководитель по тушению – красную; посредники – желтые.

Также допускается использовать такие средства, как:

  • безопасные дымовые шашки;
  • фонари и т. д. для лучшего восприятия обучаемыми пожарной ситуации.

Ход тренировки по эвакуации

Тренировка по эвакуации начинается со звукового либо светового сигнала, указывающего на возникновение пожара. Обучаемые должны четко отличать данный сигнал оповещения от звонков, имеющих другие предназначения.

Дальнейшие действия обучающихся в соответствии с инструкцией:

  1. Открыть эвакуационные выходы.
  2. Произвести эвакуацию в установленном порядке.

Эвакуация производится в безопасное место – летом – на улицу; зимой – в ближайшие здания.

Руководитель тренировки следит за ходом эвакуации, который должен быть быстрым, четким, эффективным, без паники и суеты. После завершения тренировки он обязан уточнить по списку всех эвакуировавшихся и доложить о результатах руководителю тушения.

Посредниками осуществляется обход здания с целью установления наличия людей, не покинувших опасную зону.

После окончания занятия руководители производят анализ хода тренировки и подводят окончательный итог. На разборе тренировки присутствуют все участники. Посредники, руководитель занятия, руководитель тушения докладывают о ходе занятия, действиях сотрудников, отмечая их ошибки.

Итоговая оценка выставляется общая и всем участникам по отдельности – хорошо, удовлетворительно или неудовлетворительно. Результат фиксируют в журнале учета.

Если Вы хотите, чтобы персонал действительно овладел всеми необходимыми навыками по эвакуации, тренировка должна проводиться профессионалами. Именно таких специалистов Вы найдете в нашей компании.

Наши преимущества – богатый опыт разработки противопожарных мероприятий и проведения тренировок для организаций различной направленности. Поэтому мы обучим Ваших сотрудников всем необходимым знаниям об эвакуации и проведем практические тренировки быстро, интересно и, главное, максимально эффективно.

Источник

Лекция «Организация учений по эвакуации персонала. Работа с огнетушителем»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Практическое ознакомление и работа с огнетушителем на модельном очаге пожара.

Дежурный работник получил учебный сигнал о срабатывании пожарной сигнализации:

  1. Прекращает все работы, которые велись на текущий момент.
  2. Выявляет причину появления звукового сигнала.
  3. В случае если причиной срабатывания пожарной сигнализации послужило не возникновение пожара, устраняет причину срабатывания, а дежурный персонал ответственный за эксплуатацию пожарной сигнализации дает разрешение на возобновление работ и приводит систему в дежурный режим.
  4. В случае если причиной срабатывания сигнализации послужило возгорание, действует согласно «инструкции о мерах пожарной безопасности».

Время действия сотрудника 1-3 минуты

При обнаружении пожара или признаков горения

Сообщает по тел «101» или «112» (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

— сообщить о пожаре находящимся в здании людям,

— оповестить дежурного администратора

— привести в действие пожарную сигнализацию (в случае если автоматически она не сработала), для срабатывании которой необходимо нажать на сигнальную кнопку, и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

организовать эвакуацию детей с учётом расположения очага пожара в соответствии с планом эвакуации; открыть запасные эвакуационные двери.

при незначительных размерах очага (1-2 м. кВ. – например, загорание компьютера) при помощи огнетушителя приступить к тушению огня;

Если коридоры заполнены дымом, более безопасно оставаться в помещении и защитится в нем от огня и дыма;

— при нахождении в помещении его дверь должна быть закрыта, (но не запертой на замок!).

Подойти к окну и дать о себе знать любым возможным способом.

Передвижение через заполненное дымом помещение необходимо действовать организованно, по возможности прикрыв нос и рот влажной тканью;

— после выхода из здания проверить по списку все ли эвакуируемые вышли из здания;

— после выхода из здания все группы должны находится вместе и перейти в предусмотренное место.

Время действия сотрудника 1-3 минуты

Практическое ознакомление и работа с огнетушителями на модельном очаге пожара

А) Ознакомление сотрудника со схемой устройства огнетушителей

(таблицы и схемы, макеты).

Б) Просмотр учебного фильма по использованию огнетушителей

В) Тренировочно- практическая часть

Действия сотрудника

Сотрудник перед тушением возгорания определяет класс пожара и использование наиболее пригодный для его тушения огнетушитель.

Подходит к очагу пожара тушить с наветренной стороны, начиная с его переднего края постепенно перемещаясь вглубь. (Начинать тушение разлившихся легковоспламеняющихся и горючих жидкостей с передней кромки, направляя струю порошка на горящую поверхность, а не на пламя). Льющуюся с высоты горящую жидкость тушить сверху вниз. Горящую вертикальную поверхность тушить сверху вниз.

При наличии нескольких огнетушителей необходимо применять их одновременно. Не подносите огнетушитель, позволяющий тушить пожары класса Е, к горящей электроустановке ближе расстояния, указанного на этикетке огнетушителя. Следите, чтобы потушенный очаг не вспыхнул снова (никогда не поворачивайтесь к нему спиной).

Тушение очага возгорания порошковым огнетушителем

Взять порошковый огнетушитель.

Для приведения в действие ручных порошковых огнетушителей необходимо

  1. поднести огнетушитель к очагу пожара, встряхнуть его,
  2. выдернуть клин или чеку, резко до упора нажать рукой на пробойник (кнопка с иглой) и отпустить его. Время выдержки огнетушителя от момента нажатия на пробойник до начала подачи огнетушащего порошка должно быть не менее 3-5 сек.
  3. нажать рычаг запуска и направить струю порошка в огонь, учитывая при этом направление ветра. Для прекращения подачи струи порошка достаточно отпустить рычаг.
  4. Допускается многократное пользование и прерывистое действие
  5. Струю огнетушащего порошка направлять под углом 20-30 °С к горящей поверхности.

Тушение очага возгорания углекислотным огнетушителем

Взять углекислотный огнетушитель

Для приведения в действие ручных углекислотных огнетушителей сотруднику необходимо:

  1. поднести огнетушитель к очагу пожара,
  2. сорвать пломбу и выдернуть чеку,
  3. перевести раструб в удобное для сотрудника положение
  4. подойти к очагу пожара на безопасное расстояние, указанное на этикетке огнетушителя
  5. нажать на рычаг. Рычаг позволяет прерывать подачу углекислоты.

2. Тренировка по эвакуации людей.

Задачами проведения с персоналом объектов тренировок являются:

Обучение персонала умению идентифицировать исходное событие. Проверка готовности персонала к эвакуации и проведению работ по тушению пожара и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Поддержание на современном уровне профессиональной и психофизиологической подготовленности персонала, необходимой для осуществления успешных действий по устранению нарушений в работе, связанных с пожарами и чрезвычайными ситуациями, а также по эвакуации людей, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации.

Обучение навыкам и действиям по своевременному предотвращению возможных аварий и повреждений оборудования, являющихся следствием воздействия опасных факторов пожара и чрезвычайных ситуаций, обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре и при чрезвычайных ситуациях, правилам пользования индивидуальными средствами защиты.

Обучение порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с пожарно-спасательными подразделениями и медицинским персоналом.

Выработка у персонала навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара и чрезвычайных или самого пожара, определять решающее направление действий и принимать правильные меры по предупреждению или ликвидации пожара.

Отработка организации немедленного вызова подразделений ГПС и последующих действий при срабатывании установок автоматической противопожарной защиты, обнаружении задымления или пожара.

Обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей.

Проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности.

Проверка знаний персоналом инструкций, применяемых в пожароопасных ситуациях. Практическая отработка рациональных приемов и методов использования имеющейся техники, стационарных установок пожаротушения.

Проверка правильности понимания персоналом своих действий, осуществляемых в условиях пожара.

Проверка знаний персоналом мест расположения первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов, систем пожарной сигнализации и пожаротушения, дымоудаления и подпора воздуха, способов введения их в действие.

Проверка умения руководителя тушения пожара четко координировать действия участников по организации ликвидации возможного (условного) пожара до прибытия подразделения ГПС.

Руководство организацией и проведением тренировок возлагается на руководителей объектов или ответственных за пожарную безопасность.

Данные методические рекомендации по подготовке и проведению тренировок не являются исчерпывающими. Руководство объектов обязано учитывать специфику объекта, включать дополнительные мероприятия или исключать такие, без которых по его мнению не пострадает способность персонала решать задачи, при возникновении возможного пожара.

Анализ результатов предыдущих тренировок может выявить необходимость в тех или иных изменениях программы или продолжительности тренировок.

2.1 Организация подготовки и проведения тренировок

Практическая отработка планов эвакуации — важная составная часть профессиональной подготовки персонала объекта. Они являются основной формой контроля подготовленности персонала к тушению пожаров и действиям при чрезвычайных ситуациях.

Во время тренировок у персонала вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводить эвакуацию, работу по его тушению, правильно применять средства пожаротушения.

На каждом объекте в рамках годового плана-графика работы с персоналом должен составляться график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем объекта.

В графике указываются: месяц проведения тренировки, вид тренировки, тренирующаяся смена или структурное подразделение.

Годовой план-график разрабатывается совместно с руководителями структурных подразделений. На основе этого плана каждое структурное подразделение составляет свой годовой план-график работы с персоналом.

Эффективность противопожарных тренировок зависит от правильности их подготовки и организации проведения, от качества аналитической проработки действий персонала во время тренировки и правильности принятых решений по результатам критического разбора (обсуждения) тренировок после их завершения.

Эффективность противопожарных тренировок в значительной степени зависит также от результатов, достигнутых при инструктажах, проводимых в рамках общей программы противопожарной подготовки персонала. Обучение персонала во время тренировок оказывается более успешным, если инструктажи проводились незадолго до начала тренировок, в связи с этим перед началом тренировки все её участники должны собираться в зале, где руководитель тренировки используя план эвакуации объясняет задачу каждого участника.

Противопожарные тренировки подразделяются на объектовые, тренировки структурных подразделений, совместные с подразделениями ГПС и индивидуальные.

Объектовой противопожарной тренировкой следует считать тренировку, темой которой является нарушение по причине пожара режима работы объекта в целом и в ней задействован персонал всего объекта. Руководителем объектовой противопожарной тренировки является руководитель или главный инженер объекта.

Тренировкой структурного подразделения следует считать тренировку, темой которой является нарушение режима работы одного структурного подразделения и в которой требуется участие персонала только этого подразделения.

В совместных тренировках участвуют персонал объекта и подразделения ГПС. Совместные тренировки позволяют отработать взаимодействие и взаимопонимание персонала объекта и подразделений ГПС.

На период совместной тренировки распоряжением руководителя объекта выделяются консультанты из числа ИТР, которые обязаны следить, чтобы распоряжения и действия руководителя тренировки и РТП соответствовали требованиям действующих на объекте правил техники безопасности.

Индивидуальные тренировки проводятся для вновь принятого персонала после прохождения инструктажа на рабочем месте, для персонала, который по какой-либо причине не участвовал в плановой тренировке (отпуск, болезнь и т.п.).

Тренировка по эвакуации назначается приказом руководителя объекта о подготовке тренировки в котором отражается цель, дата и время, руководитель тренировки, начальник штаба тренировки.

Начальником штаба тренировки разрабатывается план проведения тренировки в котором отражается тема тренировки, её цели, состав участников и календарный план подготовки и проведения. В календарном плане отражаются этапы подготовки и проведения тренировки, задачи штабу, персоналу, посредникам и участникам с указанием мест проведения, времени и ответственных исполнителей. Порядок (этапы) проведения тренировки могут быть определены как календарным планом, так и отдельным документом, утверждённым руководителем тренировки.

Эффективность проведения тренировки во многом зависит от действий посредников и самого персонала. Посредники назначаются из числа ИТР объекта, а при совместной тренировке — дополнительно из личного состава подразделения ГПС. Количество посредников определяет руководитель тренировки.

При подготовке посредников руководитель тренировки должен:

— ознакомить их с тактическим замыслом тренировки и возможными вариантами его решения;

— организовать с ними изучение объекта, где будет проводиться тренировка, распределить их по участкам работы;

— ознакомить с обязанностями в качестве посредников;

— дать указания о порядке применения средств имитации на условном пожаре;

— обратить внимание на необходимость соблюдения техники безопасности во время тренировки.

— ознакомиться с тактическим замыслом и ожидаемым решением по создаваемой обстановке;

— в соответствии с порядком, предусмотренным руководителем тренировки, имитировать обстановку условного пожара, вовремя и в положенном месте объявить вводные для персонала;

— в необходимых случаях немедленно принимать меры по предупреждению ошибочных действий любого участника тренировки, которые могут привести к несчастному случаю, аварии, повреждению оборудования или нарушению технологического процесса;

— вести необходимые записи о действиях персонала на тренировке и о выполнении вводных.

Посредники не должны допускать таких уточнений, которые могут послужить раскрытием тактического замысла руководителя тренировки. При наличии имитирующих средств обстановки условного пожара посредники могут не ставить вводные, а запрашивать у тренирующихся, с какой обстановкой они встретились и какое решение приняли.

Любой участник тренировки может уточнять у посредника данные об обстановке на участке условного пожара.

При подготовке персонала руководитель тренировки должен:

Довести информацию об объёмно-планировочных решениях объекта, состоянии систем противопожарной защиты в том числе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

Довести замысел тренировки;

Довести порядок действий при возникновении пожара, а также стадии развития пожара, порядок действий по самостоятельному тушению пожара, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим и др.

Все категории участников при проведении противопожарных тренировок должны иметь следующие отличительные знаки:

— посредники — отличительную повязку на правом рукаве;

— руководитель тушения пожара — красную отличительную повязку;

— тренирующийся персонал — желтую повязку на правом рукаве.

Обстановку условного пожара при проведении противопожарных тренировок имитируют следующими средствами:

— очаг пожара — красными флажками (работать без изолирующих противогазов запрещается!);

— зона задымления — синими флажками;

— зона токсичных газов, радиоактивности, выделения вредных паров — желтыми флажками.

Имитация пожара на тренировках должна быть наглядной и такой, чтобы посредники имели возможность изменять ее на определенном участке в соответствии с тактическим замыслом руководителя тренировки.

В качестве средств имитации пожара допускается использовать дымовые шашки, фонари и другие средства, способствующие созданию необходимой обстановки.

Применять для имитации средства, которые могут вызвать пожар или нанести ущерб помещениям и оборудованию, запрещается.

2.2 Анализ (разбор) результатов противопожарной тренировки и подведение ее итогов

Разбор тренировки производится для оценки правильности действий при эвакуации людей и ликвидации пожара, предусмотренных темой тренировки, а также для выработки мероприятий, способствующих снижению пожарной опасности объекта и повышающих уровень безопасности обслуживающего персонала.

Разбору подлежат объектовые, тренировки структурных подразделений, совместные и индивидуальные тренировки. Разбор должен производиться руководителем тренировки с привлечением посредником сразу же после окончания тренировки. На разборе тренировки должен присутствовать весь персонал, принимавший в ней участие.

Разбор тренировки должен проводиться в следующей последовательности:

— руководитель сообщает цели, задачи и программу проведенной тренировки;

— представитель объекта (при совместной тренировке) сообщает о действиях обслуживающего персонала объекта до и после прибытия подразделений ГПС;

— руководитель тушения пожара (от АС — при цеховой и объектовой тренировке и от ГПС — при совместной тренировке) докладывает руководителю тренировки о сложившейся на тренировке обстановке и принятых им решениях по ликвидации пожара, а также по предотвращению развития аварии, отмечает правильные действия персонала и недостатки;

— действия РТП уточняет посредник (если таковой предусматривался программой), который дает свою оценку его действиям;

— посредники других участков тренировки (если такие по программе предусматривались) докладывают о действиях персонала и дают свою оценку с анализом ошибок участников тренировки;

— руководитель тренировки по эвакуации в ходе разбора может требовать объяснение от любого лица, участвующего в тренировке и присутствующего на разборе.

При разборе тренировки в отношении каждого участника должны быть обсуждены следующие моменты: знание плана эвакуации; понимание поставленных задач и сущности происходившего процесса; правильность действий при эвакуации и ликвидации условного пожара; характер допущенных ошибок и причины их совершения; должностных инструкций, знание мест расположения средств управления оборудованием; знание аппаратуры, арматуры, защитных средств по технике безопасности; первичных и стационарных средств пожаротушения, их местонахождения и порядка их применения; умение оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях и пожарах.

В заключение разбора руководитель противопожарной тренировки подводит итоги и дает оценку проведенной тренировке, а также индивидуальную оценку всем ее участникам (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Если при проведении тренировки поставленные цели не были достигнуты, руководители подразделений не обеспечили решения поставленных задач, то проводятся повторные тренировки этих подразделений на данном или другом объекте.

Источник

Оцените статью