Пальчиковая гимнастика для дошкольников
Ольга Мозгарева
Пальчиковая гимнастика для дошкольников
Пальчиковая гимнастика для дошкольников.
Мозгарева О. А., воспитатель
МБДОУ ДС №29 «Солнышко», г. Туапсе
ЦЕЛЬ:
• развитие речи детей, посредством пальчиковых игр.
ЗАДАЧИ:
• повысить речевую активность;
• учить слушать и понимать речь взрослого;
• создать благоприятный эмоциональный фон;
• развивать умение подражать взрослому;
• развивать воображение и память;
• тренировать память ребенка.
Пальчиковая гимнастика — комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.
Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребёнка при этом развивается самым естественным, здоровым образом.
Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от развития тонких движений его пальцев.
Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием малыша, а также с развитием речи. Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребёнка речевой и моторный центры находятся друг к другу очень близко. По этой причине стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр девочки или мальчика. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. Она непосредственно влияет на почерк, скорость реакций.
Для развития мелкой моторики рук ребёнка родители могут использовать различные средства: для дошкольников это игры — упражнения (сортировка мелких предметов, нанизывание бусин, и т. д., пальчиковые игры, дидактические настольные игры (выкладывание мозаики, шнуровки и др.).
Занятия с детьми нужно проводить не менее двух раз в неделю с дошкольниками от 15 до 30 минут. Процесс обучения ребенка родителям следует сделать трехступенчатым:
1. Вначале ребёнку объясняют, что он должен делать.
2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.
3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.
Весь полученный двигательный опыт позволяет ребёнку чувствовать себя более уверенно и действовать целенаправленно, растёт чувство собственной
значимости, что влияет на общее развитие личности. Родители должны хорошо представлять, что развивая моторику ребёнка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие.
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.
Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика.
Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.
Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребёнка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
Дом.
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены».Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана»)
Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
Друзья — садоводы
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик
А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
Лодочка
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья,
— Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками — «лодочка плывёт»)
Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками — «лодочкой»)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения — «рыбки плывут»)
После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.
Таким образом, мы видим, что пальчиковые игры способствуют более тесному контакту взрослого с ребёнком. Они эмоционально окрашены, что позволяет их даже пропевать. У ребёнка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Вот несколько интересных упражнений, которые может включать пальчиковая гимнастика для дошкольников. Эти упражнения можно предложить ребёнку в виде занимательной игры:
Ёлка. Ладони поворачиваем в направлении «от себя», пальчики пропускаем между собой (ладошки повернуты друг к другу под углом). Пальчики выставляем вперед, при этом локотки к корпусу не прижимаем.
Корзинка. Ладони поворачиваем на себя, пальчики переплетаем между собой, а локотки разводим в стороны. Слегка разводим ладони, чтобы между пальцами образовались зазоры. Большими пальчиками образуем ручку.
Колокольчик. Тыльные стороны ладоней обращаем вверх, при этом скрещиваем пальцы обеих рук. Опускаем вниз средний палец правой руки и свободно им вращаем.
Зайчик в норке. Обе ладони держим в горизонтальном положении. Мизинец и указательный палец левой руки упираем в мизинец и указательный правой. Безымянный и средний пальцы правой руки поднимаем и разводим в стороны (ушки зайчика). Большой палец крепко прижимаем к ладони.
Домик. Ладони направляем под углом таким образом, чтобы кончики пальцев соприкасались между собой. Средний палец левой руки поднимаем вверх (труба, а кончики мизинцев соединяем друг с другом, выполняя прямую линию (балкон).
Кораблик
По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты — показываем «кораблик»)
Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам — «смотрим вдаль»)
На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)
Мышка.
Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения) На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Картотека «Пальчиковая гимнастика» 1. Барашки Пальцы обеих рук движутся хаотично. На лугах пасутся «бяшки», Раскудрявые барашки. Целый день всё: «Бе» да «бе», Носят шубы на.
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников научно-практическая конференция педагогов МБДОУ «Детский сад №49 «Радуга» Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников.
Пальчиковая гимнастика как средство развития дошкольников (из опыта работы) Методическая разработка «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников» научно-практическая конференция педагогов МБДОУ.
Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика Мы устали,засиделись. Нам размяться захотелось. Дети руками изображают стул,стол. «Стул» Ножки, спинка и сиденья.
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста Известно, что движения рук, в частности, упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи,.
Пальчиковая гимнастика к теме «Космос» Пальчиковые разминки. 1. «Мы космический отряд».(Пальцы одной руки сжаты в кулак. Дети разжимают и сжимают пальцы) Мы космический отряд,.
Пальчиковая гимнастика по теме «Зима» Пальчиковая гимнастика для родителей. Вот и пришло время для снежной, морозной зимы. Можно интересно и весело провести время на прогулке:.
Пальчиковая гимнастика — помощник воспитателя «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, сказал В. А. Сухомлинский. Согласно научным данным, движения рук, особенно тонкие движения.
Пальчиковая гимнастика «Разноцветные горошки» МБДОУ Великооктябрьский д/сад «Белочка» Фировский район Тверская область. Тематический день в группе раннего возраста Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика с карандашом МОТОР Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш,.
Источник
Комплексы пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста. Часть 1
Надежда Субботина
Комплексы пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста. Часть 1
Цель: Развитие силы рук. Предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений.
Каждый комплекс состоит из четырёх видов упражнений:
• Упражнение для определённого пальца руки
Цель: Знакомство с названиями пальцев.
Цель: Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Цель: Способствуют формированию «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка.
Цель: Формируют и совершенствуют чувство ритма, создают благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребёнок увлекается игрой и с интересом выполняет все движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность потешек развивает умение слушать и понимать. Определённый ритм учит слышать рифму, делать ударения, делить слова на слоги
При дальнейшем усложнении в комплексах используются игры с предметами, способствующие формированию ручных умений
Комплекс №1 «Дружные пальчики»
1. УПРАЖНЕНИЕ – ЗНАКОМСТВО С ПАЛЬЧИКАМИ «Пять маленьких братцев»:
Поочерёдно разгибать сжатые в кулак пальцы в соответствии с текстом. Повторить на другой руке.
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой –
Палец второй – указчик старательный,
Не зря называют его указательным.
Третий ваш палец как раз посредине,
Поэтому средний дано ему имя.
Палец четвёртый зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье, братец младший – любимец.
По счёту он пятый – зовётся мизинец.
2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Пальчики здороваются»:
Пальчики правой руки по очереди «здороваются» с пальчиками левой, похлопывая друг друга кончиками.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Кто сильнее?»:
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулаки как можно сильнее. Затем расслабляют пальцы и разжимают их.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулаки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Комплекс №2 «Помощники»
1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА:
Дети сжимают правую (левую) руку в кулак. Вытягивают большой палец, сгибают и разгибают его.
Палец очень удивлялся,
Как он главным оказался?
Мы-то знаем хорошо –
Потому что он большой!
2. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ МАССАЖА КИСТЕЙ РУК «Стираем платочки»:
Мама и дочка стирали платочки
(правая рука – в кулак, растираем левую ладонь; затем меняем руки)
Мама и дочка полоскали платочки
Мама и дочка отжимали платочки
(правой рукой «отжимаем» левую руку, затем наоборот)
Мама и дочка сушили платочки
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
«Стол» (левую руку сложить в кулачок. Сверху на кулак опустить ладошку правой руки. Локоть правой руки – параллельно полу. Менять положение рук):
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
«Стул» (к нижней части тыльной стороны левой ладошки приставить кулачок с подвёрнутым большим пальцем. Менять положение рук):
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
«Человечки» (Обе руки – кулаки, большие пальцы вверх — человечки):
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли человечки погулять.
4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Мы посуду сами мыли»:
Наши руки были в мыле.
(имитируем мытьё рук)
Мы посуду сами мыли,
(имитируем мытьё посуды – правая рука – в кулак, левая – раскрыта. Кулаком правой руки «трём» ладошку левой руки)
Мы посуду мыли сами –
(кулаком левой руки «трём» ладошку правой руки)
Помогали нашей маме!
(раскрыть ладони от себя)
Комплекс №3 «Играем в прятки»
1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕГО ПАЛЬЦА:
Дети сжимают правую (левую) руку в кулак. Вытягивают средний палец, сгибают и разгибают его.
Средний палец выгнул спинку –
Как он гнётся хорошо!
Средний палец самый длинный,
Только всё же небольшой.
2. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ МАССАЖА КИСТЕЙ РУК «Спрячь руки»:
Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди. Насыпьте в глубокую миску крупу. Прячем там руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки, пошевелить пальцами.
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
«Дом» (ладони параллельно друг другу, пальцы направлены вверх, соединить кончики пальцев обеих рук друг с другом):
Мы построим новый дом.
Дом с крылечком и окном.
«Замок» (ладони параллельно друг другу, пальцы направлены вверх, скрестить пальцы обеих рук между собой):
На двери весит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком повертели,
Мы замочек покрутили
«Улитка» (кулаки обеих рук положить на стол. Высовывать указательный палец и прятать его обратно в кулак):
Прячет в домик очень прытко
Свою голову улитка.
(повторить со средним пальцем).
4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Прятки»:
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
И головки убирали.
(сгибать и разгибать пальцы)
Комплекс №4 «В лесу»
1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УКАЗАТЕЛЬНОГО ПАЛЬЦА
Покажите пальцем Дети сжимают правую руку в кулак
Зайца, Вытянуть средний и указательный пальцы.
Книжку, Две раскрытые ладони сложить рядом.
Мышку и Ладони прикладывают к макушке.
Орех. Сжимают кулак.
Указательному пальцу всё известно лучше всех. Вытягивают вверх указательный палец.
2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МАССАЖА РУК «Шёл медведь к себе домой»:
Кисть одной руки положить на стол ладонью вниз, развести пальцы. Другой рукой указательным пальцем по очереди прижать каждый ноготь, сдвигать палец, катая его на подушечке влево – вправо. На каждую строчку – нажимать на один палец.
Раз морозною зимой
По дороге по прямой
Шёл медведь к себе домой.
Подкосились его ноги,
И упал он на дороге.
Теперь думает медведь:
«Плохо ел я свой обед
И лежу теперь без сил,
Потому что мало сил
Я на зиму накопил».
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
1. «Деревья» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы):
В поле дерево стоит,
Ветер ветки шевелит.
Дует ветер нам в лицо,
Первые две строчки – покачать руками из стороны в сторону, на последние две – вниз-вверх, не сгибая пальцы.
И. п. : руки расположить перед собой (ладонями к себе, большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими:
Птички – невелички по небу летели.
Сели – посидели, дальше полетели.
4. «Гнездо», «Птенчики в гнезде»
Пальцы правой руки собрать в «щепоть» — это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы – это гнездо. Попеременно чередовать положение рук:
Вот птенцы, а вот – гнездо,
Всем птенцам в гнезде тепло.
4. ПОТЕШКА «Белка»:
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Воспитатель и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Комплекс №5 «Игрушки»
1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ БЕЗЫМЯННОГО ПАЛЬЦА:
Дети кладут правую (левую) руку на стол ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец.
Руку мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочет быть не хуже всех.
2. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ МАССАЖА КИСТЕЙ РУК «Найди игрушку»:
Насыпать в глубокую миску крупу, спрятать туда игрушку и предложить детям найти её. Можно спрятать несколько игрушек. Доставать их, называть и вспомнить стишок.
В горшок насыпали фасоль
И спрятали игрушки.
Теперь мы ручкой достаём
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
«Зайчик» (пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны):
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет –
Веселит своих зайчат.
«Коза» (ладошка внутренней стороной – вниз. Указательный палец и мизинец выставить вперёд и двигать в разные стороны; средний и безымянный прижать к ладошке и обхватить большим):
Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
«Мышка» (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец, согнутые в дуги, прижать к среднему и безымянному):
Серенький комок сидит
И бумажкой всё шуршит.
4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Лужок»:
На лужок пришли зайчата,
Лягушата и енот
(загибать поочереди пальцы)
На зелёный на лужок.
(указательным пальцем правой руки обвести круг по левой ладони)
Приходи и ты дружок.
(ладони повёрнуты к себе, сгибаем пальцы – зовём к себе)
Дидактическое пособие «Сенсорная юбка». Дорогие мои коллеги, представляю вам свое новое пособие! Цель: развивать сенсомоторные навыки и способности детей; Задачи: учить производить.
Дидактическое пособие «Ёжики» (развитие тактильных ощущений) Цель игры: развитие тактильных ощущений. Оборудование: полянка (толстый картон+материал); пары ежиков, изготовленные из материалов,.
Источник