Тренировочные эффекты физических упражнений

9.4. Тренировочные эффекты, вызываемые физической нагрузкой

Для обоснования целесообразности использования тех или иных вариантов построения тренировочного процесса специалисты рекомендуют учитывать различные по срокам развертывания реакции организма (тренировочные эффекты) на применяемую тренировочную нагрузку. Тренировочные эффекты – последствия тренировочного воздействия, характеризующие кратковременные, среднесрочные и долгосрочные реакции систем организма спортсменов на нагрузку (В. Б. Иссурин, 2010).

Существенное значение имеет оценка воздействия нагрузки, как по показателям срочных реакций организма, проявляющихся непосредственно во время работы или сразу после ее окончания, а также по характеру и продолжительности восстановления после неё, так и по долгосрочным устойчивым изменениям в уровне функциональной активности основных систем под воздействием длительного использования тренировочных или соревновательных нагрузок. Особенности таких реакций систем организма на нагрузку характеризуют срочную и долговременную адаптацию.

Срочная адаптация – реакция организма спортсмена на кратковременные раздражители различного типа, связанные с выполнением тренировочных и соревновательных упражнений, программ тренировочных занятий, возникновением неожиданных ситуаций в тренировочной и соревновательной деятельности и др. Долговременная адаптация – устойчивое изменение в организме спортсменов структурного и функционального характера, развивающееся под влиянием длительного применения тренировочных и соревновательных нагрузок в мезо– и макроциклах подготовки (В. Н. Платонов, 1988, 2013).

Срочные реакции организма под воздействием нагрузки, связанные с активизацией функциональных систем и возвращением их в исходное состояние, включают несколько стадий (рис. 9.1). Первоначальная реакция организма на внешнюю нагрузку проявляется в выведении из привычного равновесия активности функциональных систем, доведения их производительности до существенных величин и постепенном утомлении в связи с исчерпанием запасов энергоресурсов (1 – ближайший (острый) тренировочный эффект). После прекращения действия нагрузки повышенная активность систем некоторое время сохраняется. Это позволяет организму восстановить потраченные энергоресурсы, выйти из состояния утомления и адаптироваться к воздействию тренировочной нагрузки (2 – следовой тренировочный эффект). При этом системы, обеспечивающие повышенную работоспособность (близкую к предельной), не только восстанавливают первоначальную емкость своих энергоресурсов, но и создают запас более высокой работоспособности (3 – явление суперкомпенсации). В дальнейшем система постепенно приходят к исходному (донагрузочному) уровню функционирования (4).

Читайте также:  Динамическая лечебная гимнастика при ковид19

Рис. 9.1. Схема развития процесса утомления и восстановления при мышечной деятельности (В. Н. Платонов, 1997) (пояснения в тексте)

На срочные тренировочные эффекты влияют: характер нагрузки (интенсивность и продолжительность работы, интервалы отдыха, сочетание и чередование нагрузок различной направленности), а также особенности функционального состояния систем организма самого спортсмена (возраст, квалификация и состояние подготовленности, индивидуальная предрасположенность и т. п.). Следовательно, одна и та же по объему и интенсивности работа в разных ситуациях может вызвать неоднозначную реакцию систем организма.

Так, например, доказано, что величина определенной стандартной работы может оказаться для высококвалифицированного спортсмена несущественной – активность его функциональных систем не достигает значимых величин; при этом для менее квалифицированного спортсмена такая же работа вызовет намного более бурную реакцию систем и более продолжительное время их восстановления (рис. 9.2). Для одного и того же спортсмена в состоянии невысокой тренированности нагрузки определенной величины могут быть развивающими; в состоянии средней тренированности такие же по величине нагрузки – только поддерживающими, а в состоянии спортивной формы – в лучшем случае восстановительными (В. Н. Платонов, 1997, 2013).

Наряду с этим предельная (большая) нагрузка у спортсменов разной квалификации вызывает несколько иную реакцию функциональных систем. Как правило, это проявляется в том, что у спортсменов высокого класса при более выраженной величине реакции на предельную нагрузку восстановительные процессы протекают интенсивнее (рис. 9.3).

Рис. 9.2. Реакции организма спортсменов различной квалификации на одинаковую по величине нагрузку (В. Н. Платонов, 1997) 1 – начинающие спортсмены; 2 – спортсмены 1-го разряда; 3 – мастера спорта

Рис. 9.3. Реакции организма спортсменов различной квалификации на предельную по величине нагрузку (В. Н. Платонов, 1997) 1 – мастера спорта; 2 – спортсмены 2-го разряда

При выполнении серии тренировочных занятий нагрузки последующих занятий могут накладываться на следы предыдущего и суммироваться с ними (кумулятивный эффект). При достаточно длительном повторении значительной по величине нагрузки изменения структурного и функционального характера, обеспечивающие повышенную работоспособность различных систем организма, приобретают устойчивый характер (процесс долговременной адаптации).

Вместе с тем следует учитывать, что при формировании кумулятивного эффекта необходимым является учет величины и направленности нагрузок, а также периодов восстановления, которые могут привести к различному характеру кумулятивного эффекта. На рисунке 9.4 проиллюстрирован различный характер кумулятивного эффекта при повторном выполнении нагрузок через разные интервалы отдыха. Если последующая нагрузка начинается после завершения фазы сверхвосстановления, когда уровень активности систем возвращается к исходному уровню, уровень их работоспособности не возрастает, и суммарная активность остается на прежнем уровне (а). Если последующее тренировочное занятие проводится в период сверхвосстановления (суперкомпенсации), то его нагрузка осуществляется в фазе повышенной работоспособности систем. В результате суммирования ряда таких эффектов уровень подготовленности спортсмена постепенно увеличивается (б). Если повторная нагрузка приходится на фазу неполного восстановления, спортсмен не достигает в ней даже исходного уровня работоспособности. В результате накапливается утомление, и суммарный уровень работоспособности снижается (в).

Рис. 9.4. Суммирование тренировочных эффектов (кумуляция) при повторном выполнении нагрузок через различные интервалы отдыха в фазе устойчивого состояния (а), суперкомпенсации (б) и недовосстановления (в) (Н. И. Волков, 2000)

Вместе с тем научные исследования и практика спорта свидетельствуют о том, что у высококвалифицированных спортсменов тренировочные нагрузки достигли такой величины, что период восстановления после них протекает 48–72 ч. Разумеется, необходимость ожидания полного восстановления после каждой тренировки ограничивает возможности достижения желаемого уровня суммарной нагрузки. Для устранения этого предлагается планировать серию тренировок с накоплением утомления. В этом случае полное восстановление и сверхвосстановление происходят после достижения определенного достаточно высокого уровня утомления (рис. 9.5).

Именно способность организма сверхвосстанавливаться в период отдыха после выполнения напряженной нагрузки и суммировать эффекты повторяющейся тренировочной нагрузки лежит в основе долгосрочной адаптации и повышения физической подготовленности. При этом закономерности формирования долгосрочной адаптации свидетельствуют, что систематическое выполнение должной тренировочной нагрузки способствует формированию разнонаправленных компонентов:

– уменьшение реакции на стандартную физическую нагрузку.

Поэтому при продолжительном использовании определенной тренировочной нагрузки достаточно высокие темпы адаптивного прироста работоспособности постепенно замедляются и, в конечном итоге, работоспособность стабилизируется (рис. 9.6).

Рис. 9.5. Суммирование последействия серий тренировочных занятий, проводимых на фоне недовосстановления (В. Б. Иссурин, 2010)

Рис. 9.6. Протекание процесса адаптации под воздействием тренировочной нагрузки (В. Н. Платонов, 2013; по материалам Olbrecyt, 2007)

При оценке суммарного кумулятивного эффекта следует учитывать не только продолжительность, но и гетерохронность восстановления различных функциональных систем после нагрузок, разных по величине и направленности. Гетерохронные изменения в состоянии функциональных систем и двигательных функций требуют выделения двух типов кумулятивного тренировочного эффекта: отставленный, или запаздывающий, и остаточный.

Во-первых, пиковые значения проявления различных функций и специфических по видам спорта достижений не всегда совпадают с заключительной стадией соответствующих тренировочных программ. После завершения программы спортсмены нуждаются в определенном периоде синхронизации кумулятивных эффектов различных систем, после которого они могут выйти на новый качественный уровень для реализации возросших функций в целостном двигательном акте; иногда для получения максимальной реакции необходимо некоторое дополнительное время для восстановления. В этом случае спортивный результат улучшается после некоторой задержки – периода запаздывающей трансформации. Такой тип кумулятивного тренировочного эффекта называют отставленным (рис. 9.7).

Рис. 9.7. Иллюстрация к феномену запаздывающей трансформации (отставленный эффект) соревновательной результативности (Л. П. Матвеев, 2010) ЗТ – время запаздывающей трансформации; 1 – количество тренировочных толчков, бросков ядра; 2 – количество метаний диска; 3 – тоннаж в упражнениях со штангой

Во-вторых, отдельные физиологические и двигательные функции сохраняют увеличенный уровень проявления в течение некоторого времени после прекращения воздействия на них. Это сохранение относится к области кумулятивного эффекта и фактически формирует другой специфический тип тренировочного эффекта, называемый остаточным (рис. 9.8). Следует учитывать, что разные функциональные системы способны сохранять различные по продолжительности и величине остаточные эффекты.

Рис. 9.8. Величина остаточного эффекта от четырехнедельной тренировочной программы подъема туловища в сед из положения лежа у квалифицированных футболистов (В. Б. Иссурин, 2010; по материалам Bangsbo, 1994)

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимают под термином «упражнение»?

2. В чем выражается эффект физических упражнений?

3. Какие упражнения используются в физической культуре и спорте?

4. На какие группы делятся физические упражнения? Дайте их характеристику.

5. Что понимается под термином «метод» спортивной тренировки?

6. Чем характеризуются методы строго регламентированного упражнения?

7. В каких вариантах используются методы строго регламентированного упражнения при освоении и совершенствовании спортивной техники?

8. В каких вариантах используются методы строго регламентированного упражнения при развитии двигательных качеств?

9. Чем характеризуется и в каких случаях используется игровой метод?

10. Чем характеризуется и как используется соревновательный метод?

11. Что понимается под термином «нагрузка»?

12. По каким признакам и как классифицируется нагрузка?

13. Чем характеризуется «внешняя» сторона нагрузки?

14. Чем характеризуется «внутренняя» сторона нагрузки?

15. Как взаимосвязаны «внешняя» и «внутренняя» стороны нагрузки?

16. Чем характеризуются и в каких формах проявляются тренировочные эффекты?

17. Какой характер носят реакции срочной адаптации организма под воздействием физической нагрузки?

18. Какие реакции вызывают нагрузки той или иной величины у спортсменов различного уровня подготовленности?

19. Какие интервалы отдыха между отдельными занятиями могут быть использованы для формирования кумулятивного эффекта долговременной адаптации?

20. Вследствие чего формируется и как проявляется отставленный кумулятивный тренировочный эффект?

21. Чем характеризуется и как проявляется остаточный кумулятивный тренировочный эффект?

Источник

Влияние физических упражнений на растущий организм

В живом организме все время происходят процессы обмена веществ и энергии. При движении человека эти процессы усиливаются.

Всякое движение нашего тела сопровождается сложными химическими и физическими явлениями в мышцах. При этом про­исходит беспрерывное усвоение питательных веществ — углеводов, дающих энергию для работы мышц и других органов, и белков, необходимых для роста и развития организма.
Чем активнее работа мышц, тем быстрее кровообращение и тем больше крови (с находящимися в ней питательными веществами и кислородом) получают мышцы.
Рост мышц, вызываемый движениями, происходит за счет увеличения их длины и толщины. Но развитие мышц в результате упражнений зависит главным образом от влияния центральной нервной системы. При выполнении физических упражнений нерв­ные импульсы (раздражения), поступающие из мозга, заставляют мышцы сокращаться с большей силой.
Под влиянием физических упражнений мышцы становятся не только более твердыми и сильными, но и более растяжимыми; по­вышается их тонус, что препятствует образованию изъянов осанки.
Некоторые родители рассуждают так: для того чтобы ребенок хорошо поправлялся, ему надо меньше двигаться и побольше есть. Такой взгляд неверен. В мышце;, находящейся все время в покое и получающей с кровью достаточное количество питательных веществ, эти вещества не накапливаются. Они более энергично воспроиз­водятся только в том случае, если расхо­дуются. При работе мышца расходует свои питательные вещества, а во время отдыха они восстанавливаются с избытком. Но, чтобы мышца не истощалась, ее работа должна чередоваться с отдыхом — только при этих условиях в процессе двигательной деятель­ности будет происходить достаточное накопление в мышцах питательных ве­ществ.
Интересен, например, такой факт. При обследовании нескольких тысяч детей школьного возраста было выявлено, что активно занимающиеся на уроках физической культур!,и в школьных секциях, как правило, на 20—30% превосходят в силе своих сверстников, не посещающих этих занятий.
Но сильными, конечно, становятся не сразу. Развитие силы — процесс длительный. Попытки увеличить ее в короткие сроки недопустимы, так как это может затормозить развитие растущего организма.
Достаточная мышечная деятельность — одно из необходимых условий, хорошего раз­вития костей. Кости развиваются, растут и крепнут лучше у тех детей, которые систематически занимаются физическими упражне­ниями, участвуют в физическом труде. Но эти занятия должны быть посильными. Слишком длительные, сильные, не соответствую­щие возрасту мышечные напряжения вредны, они могут, в частности, вести к преждевре­менному окостенению и, следовательно, задержке роста.
Существует тесная связь между работой сердечной мышцы и остальных мыши тела. Чем больше и лучше работают мышцы тела, тем больше приходится работать и сердцу. Его сокращения становятся более сильными и частыми. Это значит, что сердце делается сильнее и выносливее.
Благодаря движениям, активизирующим деятельность сердца и сосудов, усиливается кровообращение.
При регулярных физических упражне­ниях происходит более совершенное приспо­собление сердца и легких к повышенной нагрузке. При физической деятельности сердце работает чаще и «выбрасывает» больше крови. Это способствует укреплению сердца и легких.
Физические упражнения воздействуют не только на органы кровообращения и дыха­ния, но и па обмен веществ в организме, ни мозг, на железы внутренней секреции.
Все новые и новые связи, возникающие в головном мозгу, совершенствуют, улуч­шают согласованность движений. Все органы начинают работать более согласовано. Через нервную систему они взаимно влияют: друг на друга, благодаря регулирующей роли головного мозга более согласован и идет их развитие.
Систематическими физическими упражнениями можно предупреждать различные нарушения в физическом развитии или устранять уже появившиеся.
В процессе физических упражнении организм постепенно становится способным выполнять значительно большую работу с меньшим расходованием сил. Выполнение движений делается более экономным, кра­сивым и достигает высокого совершенства, что благотворно сказывается на развитии ребенка, подростка, юноши и девушки.
Большую ошибку допускают те родители, которые ищут предлога, чтобы удержать де­тей от занятий физическими упражнениями, физическим трудом.
Разумеется, нагрузка должна соответствовать возрасту, состоянию здоровья и степени подготовленности, а с подросткового периода — и полу.
От рождения до 7 лет еще нет существен­ного различия в физическом развитии мальчиков и девочек. Но чем старше становятся дети, тем более заметны различия в строении их организма, связанные с полом. У девочек слабее развит плечевой пояс, но относительно более длинное туловище, шире таз, относительно короче ноги. Серийно-сосудистая система у них по сравнению мальчиками меньше по весу и объему. Эти различия в строении организма мальчиков и девочек важно учитывать при подборе и проведении занятий играми, гимнастикой детьми школьного возраста.
Надо иметь в виду, что но у всех детей, уже в пределах одного возраста, одинаковые здоровье и физическая подготовленность. Поэтому нельзя предъявлять ко всем одни и те же требования в занятиях гимнастикой, играми, спортом. Учащиеся при прохождении медицинского осмотра в школе распределяются на группы по состоянию здоровья и физической :подготовленности: основную, подготовительную и специальную.
К основной группе относятся школьники, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, но достаточно физически развитые. Они занимаются по программам физической культуры в полном объеме, могут заниматься спортом в одной из секций школьного коллектива, после надлежащей подготовки допускаются к спортивным соревнованиям.
В подготовительную группу включаются учащиеся, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных отклонении) и недостаточно физически подготовленные. Они занимаются по программам физической культуры, но при условии более постепенного прохожде­ния материала. Такая же осторожность соблюдается и в занятиях их в одной из спортивных секций школьного коллектива физической культуры.
Задача родителей заключается в том, чтобы соответствующим режимом, питанием, занятиями утренней гимнастикой, прогул­ками на свежем воздухе и другими мерами (по указанию врача) ускорить перевод ребенка из группы подготовительной в основ­ную.
К специальной группе относятся ученики, которые имеют значительные отклонения (постоянного или временного характера) в физическом развитии или состо­янии здоровья.
Нередко эти дети бывают застенчивы, пассивны или же, наоборот, вспыльчивы, легко возбудимы. На уроках физической культуры к ним нужен особый подход. Кроме того, с ними должны проводиться специаль­ные занятия лечебной физической культу­рой, корригирующими упражнениями.
Практика показывает, что в результате таких занятий у школьников, отнесенных к специальной группе, улучшаются пока­затели здоровья, физического развития и физической подготовленности. Достижения по бегу, прыжкам, подтягиванию и другим упражнениям приближаются к результатам хорошо физически подготовленных школь­ников.
Еще раз подчеркиваем, что неправильно поступают родители, требуя освобождения физически ослабленных детей от уроков физической культуры. Нужно посоветоваться с врачом, с учителем физической культуры и проводить дома то, что они рекомендуют: например, занятия упражнениями для улучшения осанки, борьбы с искривлениями позвоночника, плоскостопием и т. п. Отдельные корригирующие упражнения можно включать в утреннюю гимнастику.
Как только дети окрепнут, их следует перевести на обычный, нормальный, режим, включающий посильные занятия физической культурой не только на школьных уроках и в секциях, но и в домашних условиях.
Обязательно узнайте в школе, к какой группе отнесен ваш ребенок. Это поможет вам, наблюдая за его занятиями дома, более правильно рекомендовать ему те или иные игры и упражнения.

Линейка в пионерском лагере затянулась. Ребята стояли в положении «смирно» и слу­шали старшего вожатого. Вдруг правофлан­говый Юра Петров как-то странно покач­нулся и упал на дорожку; лицо его, обычно бледное, стало совсем восковым, глаза за­крылись.
Девочки закричали, вожатый кинулся к Юре, но тот уже пришел в себя и смущенно улыбнулся. Мальчику не позволили поднять­ся — товарищи на носилках понесли его в кабинет врача и остались ждать у двери. Что скажет доктор Мария Петровна? На­верно, велит увезти Юру в Москву? Или вы­зовет «скорую помощь»?
Через полчаса дверь кабинета откры­лась, и на крылечко к общему удовольствию вышел сам Юра.
— С ним ничего страшного,— объяс­нила ребятам Мария Петровна.— Просто он слишком быстро растет.— И, подумав, добавила:— А физкультурой занимается ма­ло.
Что же все-таки произошло с Юрой? Попробуем объяснить это подробнее.
Возраст между 13—14 и 17—18 годами— один из важных узловых периодов развития и роста организма. В эти годы начинается половое созревание, происходит структур­ное оформление, завершение развития ряда органов и систем. Особенно бурно растет сердце. Так, если за семь лет — от 7 до 14— оно увеличивается в объеме на 33%, то за четыре последующих года — от 14 до 18 лет— оно становится больше на 60%.
В результате у подростков, юношей иног­да возникают изменения в механизме кро­вообращения. Это не болезнь, а своего рода «трудности роста». Быстрое развитие подчас приводит к изменению сердца — оно несколько увеличивается в размере, особенно за счет левого желудочка.
Наблюдения показывают, что эта гиперт­рофия сердца бывает у юношей значительно чаще, нежели у девушек. Такие ребята отличаются хорошим физическим развитием, нередко преждевременным половым созреванием и могут выглядеть старше своего возраста. Обычно они ни на что не жалуют­ся. Артериальное давление у них нормальное, иногда лишь немного повышено; пульс замед­ленный.
При некоторой задержке формирования сердечно-сосудистой системы может возни­кать и противоположный вариант юноше­ского сердца — малое, или «капельное», сердце. Сердце как бы не поспевает за росгом организма.
Подростки или юноши с «капельным» сердцем отличаются обычно высоким ростом, узкой грудной клеткой; они худощавы., с плохо развитой мускулатурой.
Если такому подростку или юноше приходится долго стоять в положении «смирно», например на линейках в школе или в пионерских лагерях, у него могут возникать головокружения, шум в ушах и даже обмороки. Нередко таких ребят, вопреки врачебным советам, лишают всякой физической нагрузки, запрещают им заниматься физ­культурой, катанием на лыжах, коньках, велосипеде и т. п. Бывает так, что практи­чески здоровых подолгу держат в постели, не выпускают на воздух.
Это не только вредит здоровью, но и на­носит немалую психическую травму, так как приучает считать себя больным. В ре­зультате таких тепличных условий, особен­но если их устанавливают с детства, ребята плохо развиваются физически, растут блед­ными, склонными к частым простудным заболеваниям.
Хуже всего сказывается такой щадящий режим на имеющих малое сердце. Ведь для них правильная физическая закалка — главное средство укрепления сердечно-сосу­дистой системы. Очень хороший эффект дают гимнастика по утрам с последующим теп­лым душем или обтиранием; в свободное время — ходьба на лыжах, катание на коньках, туризм; полезно плавание в бассейне.

Источник

Оцените статью