- Как стать игроком Академии «Зенит»
- Футбольная концепция академии Зенит
- 1. Технико-тактические занятия
- 2. Теоретические и психологические тренировки
- 3. Физическая подготовка
- Антон Цветков: «До девяти лет будущие вратари тренируются с основными игроками, чтобы ощущать себя полноценным игроком на поле»
- Воспитанник «Газпром»-Академии, работающий тренером вратарей, рассказал о нюансах подготовки на этой позиции.
- «Ставим перед ребятами сложные задачи»: как в «Газпром»-Академии обучают вратарей
- Сколько тренеров вратарей в Академии, какими качествами должен обладать будущий голкипер и каковы современные тенденции подготовки стражей ворот — тренер вратарей футбольной школы сине-бело-голубых Сергей Чижевский отвечает на вопросы подписчиков Академии в Instagram.
Как стать игроком Академии «Зенит»
— Пройти отбор в один из филиалов Академии. Сейчас в Академии работают 17 филиалов в разных районах города, Ленинградской и Псковской областях, а также в Башкортостане. Обучение в филиалах проходит с пяти до девяти лет. Отбор в филиалы проходит в сентябре, в то время как прямого отбора в саму Академию не проводится. Также каждую неделю в филиалах проходят открытые тренировки, на которые может прийти любой желающий. Расписание занятий можно посмотреть в разделе интересующего вас филиала.
— Ярко проявить себя в филиале школы и через год, в шесть лет, попасть в первый набор группы Академии. Попав в филиал в пять лет, юные футболисты на протяжении года тренируются под присмотром тренеров и селекционеров школы сине-бело-голубых, а затем лучшие игроки по итогам просмотров начинают заниматься в Академии.
— Усердно заниматься в филиалах, хорошо проявлять себя на филиальных турнирах и прибавлять в мастерстве. Футбольные таланты раскрываются не сразу и могут появиться на любой ступени развития, поэтому селекционеры Академии следят за прогрессом ребят на протяжении всего их обучения в филиалах, и перейти в главную школу они могут в любой момент.
— Хорошо зарекомендовать себя выступлениями на городских и всероссийских соревнованиях за другой клуб, получить приглашение от селекционеров Академии на сбор и проявить себя в тренировочном процессе в стенах школы сине-бело-голубых. На протяжении всего сезона селекционеры следят за футболистами в различных турнирах — лучшие из них получают приглашение на селекционный сбор.
Если вы хотите, чтобы селекционеры Академии «Зенита» вас заметили, заполните анкету (только с 10 до 17 лет).
Регламент РФС предполагает, что иностранцы не могут принимать участие в российских соревнованиях, а значит, их обучение в Академии фактически не представляется возможным.
Источник
Футбольная концепция академии Зенит
Во главе футбольного воспитания Академии «Зенита» лежит принцип «подготовка игрока, а не команды».
Все команды Академии играют по одной тактической схеме 1-4-3-3 и ее вариациям.
Тренировочные занятия в Академии делятся на три типа:
1. Технико-тактические занятия
Технико-тактические занятия в Академии можно разделить на следующие виды:
Групповые тренировки
В групповых тренировках принимают участие футболисты команды и, как правило, два тренера. Групповое тренировочное занятие длится 75–80 минут. Оно состоит из трех частей: разминки, основной части, заключительной части. Основные акценты групповых тренировок направлены на отработку командных взаимодействий во время игры (атака, оборона, переход из обороны в атаку, переход из атаки в оборону, стандартные ситуации). Также во время групповых тренировок ведется работа над футбольной техникой.
Специальные тренировки
Особенность специальных тренировок заключается в том, что с командой работают от четырех до шести тренеров Академии. Как правило, группа футболистов (18 человек) разбивается на 4–5 групп, в которых отрабатываются определенные футбольные навыки: передача мяча, прием мяча, удары головой, прострельные передачи с фланга, обманные движения, выходы «два на одного», «три против двоих» и т. д. Таким образом, футболистам уделяется больше внимания тренеров: группы маленькие, и тренер может сосредоточиться на каждом футболисте.
2. Теоретические и психологические тренировки
Теоретические и психологические занятия в Академии можно разделить на следующие виды:
Тактическая подготовка на поле
Во время подобных тренировок футболисты занимают свои игровые позиции и выполняют определенные перемещения по полю (без сопротивления и с сопротивлением), которые требуется осуществлять и во время игры. В данном случае мы подразделяем перемещения на четыре типа: при обороне, при атаке, при переходе от обороны к атаке и при переходе от атаки к обороне. Иногда тренеры работают с отдельными линиями: защитниками, полузащитниками, нападающими. Также на таких тренировочных занятиях отрабатываются стандартные положения (штрафные удары, угловые и т.д.) — как при атаке, так и при обороне.
Тактическая подготовка в зале для теоретических занятий
Помимо тактических занятий на футбольном поле также проводятся занятия с командами в зале для теоретических занятий. Их можно разделить на три типа:
- установка на игру;
- разбор игры;
- тематические занятия.
Во время установки на игру в комнате для теоретических занятий находится вся команда и ее тренеры, которые объявляют состав и объясняют футболистам, какая тактика выбрана на игру. Для этого используются проектор, экран, магнитная доска, флипчарт. Во время разбора игры тренеры указывают футболистам на их ошибки и правильные действия, просят их объяснить, как можно было бы избежать ошибок, определяют акценты на тренировочную неделю при подготовке к следующей игре. Во время тематических занятий тренеры собирают или всю команду, или группы футболистов по амплуа и разбирают определенные аспекты их игры, используя видеозапись моментов с их участием. Такие занятия особенно эффективны, так как позволяют футболисту раскрепоститься при общении с тренером.
Индивидуальные беседы с футболистами
Тренеры Академии регулярно проводят индивидуальные беседы с футболистами. Как правило, такие беседы проводятся на следующий день после игры, за день до игры, по возвращении футболиста из расположения юношеской сборной и по необходимости. Во время таких бесед тренер, задавая вопросы игроку, старается понять, что тревожит его, предлагает ему решения проблем, пытается настроить его на профессиональное отношение к спортивной работе и т. д.
3. Физическая подготовка
Занятия по физической подготовке в Академии можно разделить на следующие виды:
Физическая подготовка в тренажерном зале
Занятия в тренажерном зале проводятся в индивидуальном порядке. Тренер по физической подготовке составляет программы для футболистов, которым необходимо наращивать мышечную массу или которые проходят реабилитацию после травмы, и следит за их выполнением. Иногда проводятся групповые занятия, но они не регулярные и носят общую направленность.
Тренировки, направленные на улучшение координации и подвижности
Подобные тренировки проводятся тренером по физической подготовке и являются неотъемлемой частью недельного тренировочного графика. В них используются барьеры, шесты, фишки.
Тренировки, в которых совмещаются работа с мячом и улучшение физических кондиций футболистов
Во время таких тренировок упражнения с мячом выполняются при определенной интенсивности и длятся фиксированные отрезки времени. Это позволяет работать над улучшением общей физической готовности футболистов и над отдельными ее составляющими, такими как взрывная способность, интенсивная выносливость, экстенсивная выносливость, способность организма быстро восстанавливаться после физической нагрузки.
Источник
Антон Цветков: «До девяти лет будущие вратари тренируются с основными игроками, чтобы ощущать себя полноценным игроком на поле»
Воспитанник «Газпром»-Академии, работающий тренером вратарей, рассказал о нюансах подготовки на этой позиции.
— В детско-юношеском футболе полевые игроки не сразу выбирают позицию. Как это происходит у вратарей?
— Самое главное — это желание. Если оно есть, то мальчики и в семь лет могут вставать в ворота. Но в Академии мы начинаем проводить вратарские тренировки с 9 лет — с этого же возраста мы проводим отборы. Ездим на турниры, там смотрим вратарей, берём из наших филиалов. Может быть, кто-то из полевых игроков становится вратарём — если есть желание.
— Переходы из поля в ворота и наоборот — частое явление?
— Старшие коллеги рассказывают, что такое бывает и в 12–13 лет — полевые игроки становятся вратарями. Когда я был игроком Академии, видел обратный случай — парень 96-го года рождения до 14 лет играл в воротах, а потом стал центральным защитником. В принципе, всякое возможно — главное, чтобы было искреннее желание играть на новой позиции. Мне кажется, что для вратаря это особенно принципиально. Если тренер предложит полевому игроку встать на ворота, но ему самому это не нравится — ничего не получится. Здесь надо быть и смелым, и решительным. Если игрок боится мяча — ничего точно не получится.
— В дворовом футболе на ворота часто ставят самого слабого игрока. В профессиональном футболе этот стереотип не работает?
— Да, хороший вратарь должен уметь всё. И играть ногами, как полевой игрок, и быть самым ловким и координированным. Так что в профессиональном футболе в ворота самых слабых точно не ставят.
— Вратари ведь зачастую и тренируются больше.
— Да, мы где-то за 30 минут до начала тренировки уже выходим с вратарями на поле — даже в младших группах. Всё это время вратари занимаются сами, а потом — вместе со всеми остальными игроками. И могут зачастую выполнять все виды упражнений: и финты, и ведение, и делать передачи. Потому что в современном футболе для вратаря важно понимание и как в защите играть, и как в нападении. Надо знать, что подсказывать защитнику, читать игру, чтобы предугадывать какие-то моменты. В 80% тренировок с командой вратари тоже участвуют.
— Современный вратарь: чем он отличается от вратаря XX века?
— Наверное, самое ключевое — это начало атаки. Вратарь выступает как одиннадцатый полевой игрок: открывается под передачи, старается начинать атаку, помогать забить гол. Разыгрывая мяч у своих ворот, вратарь создаёт преимущество уже в начальной фазе атаки. В XX веке вратарь играл исключительно в воротах, защищая их от ударов соперника.
— Наверняка это требует изменений и в системе подготовки вратарей в Академии?
— Да, и поэтому у нас до девяти лет нет вратарей. Будущие вратари первые два-три года тренируются с основными игроками, чтобы ощущать себя полноценным игроком на поле. Конечно, уже в этом возрасте зачастую видно, что игроку нравится вставать в ворота, ему тяжеловато на поле. Мы как тренеры стараемся плавно его заинтересовать в этом, но даём получить важный опыт игры в поле, который поможет ему в будущем как вратарю.
— Поговорим про подсказы защитникам. Правильные советы, безусловно, сильно помогают выстраивать игру на поле, являются важным фактором для успешной игры в обороне и начала атак. Это умение как-то тренируется?
— Мы стараемся на вратарских тренировках создавать ситуации, в которых вратари должны обязательно подсказывать. И при пасе назад, и в ситуации один в один — вратарь должен все эти вещи понимать.
— Рост — важная составляющая успеха для вратаря?
— В юном возрасте вратарь может защищать ворота два на пять, но, если он будет небольшого роста, это будет тяжело. Но в принципе и в профессиональном футболе есть вратари ниже 185 сантиметров. Если вратарь обладает предвидением ситуации, умеет читать игру, выбирать позицию, это может компенсировать небольшой рост.
— В детско-юношеском футболе не сразу понятно, до какого роста дорастёшь.
— Да, но если у вратаря отлично развито понимание игры — конечно, стоит пробовать продолжать и никогда не сдаваться.
Источник
«Ставим перед ребятами сложные задачи»: как в «Газпром»-Академии обучают вратарей
Сколько тренеров вратарей в Академии, какими качествами должен обладать будущий голкипер и каковы современные тенденции подготовки стражей ворот — тренер вратарей футбольной школы сине-бело-голубых Сергей Чижевский отвечает на вопросы подписчиков Академии в Instagram.
— Сколько тренеров вратарей работают в «Газпром»-Академии?
— Двое. Я занимаюсь младшей группой наших голкиперов и в тринадцатилетнем возрасте передаю их своему коллеге — Александру Владимирову. Также я занимаюсь отбором детей в возрасте 7–10 лет, которые могли бы в будущем стать вратарями.
— Какими качествами должен обладать мальчик, чтобы вы обратили на него внимание?
— Прежде всего он должен обладать лидерскими качествами, быть сильным от природы, трудолюбивым и, безусловно, обладать хорошими антропометрическими данными.
— Большим подспорьем в поиске игроков являются чемпионаты филиалов Академии. Как вы на них ищете ребят с задатками вратарей?
— В каждой возрастной категории чемпионата филиалов участвуют по 16 команд. Я наблюдаю не только за теми ребятами, которые играют в воротах, но и за всеми полевыми игроками. Разглядеть качества, которыми должен обладать вратарь, возможно в любом мальчике.
— В каком возрасте становится понятно, что мальчик может стать вратарем?
— Бывают случаи, когда ребенок уже в семь лет хочет стать вратарем. Но в целом осознанное желание приходит чуть позже — годам к десяти.
— Возможен вариант, что мальчик очень хочет стать вратарем, но данных для этого вы в нем не видите?
— Да, такие случаи тоже случаются. В таких ситуациях пытаюсь уговорить попробовать себя в другом амплуа.
— В каком возрасте в Академии начинаются специализированные вратарские тренировки и как часто они проходят?
— До 8–9 лет есть группа, которую условно назовем подготовительно-просмотровой. Там мы играем в различные спортивные игры, проводим эстафеты, выполняем простые элементы гимнастики и акробатики. Нет никакой привязки к вратарским упражнениям. Такая тренировка проходит раз в неделю и длится полтора часа. Затем из этой группы я выбираю ребят, которые обладают теми качествами, о которых я уже упоминал. После этого к обычным тренировкам с командой добавляются специальные вратарские занятия, которые длятся от 40 минут до часа. Ребята 9–10 лет занимаются два раза в неделю, 11–13 лет — 3–4 раза.
— Часто бывает, что вы видите у мальчика задатки вратаря, но сам он не хочет играть в этом амплуа?
— Да, бывает. Меня, как тренера вратарей, это, безусловно, расстраивает. Найти мальчика, который обладает всеми качествами, необходимыми вратарю, — это большая редкость.
— Смотрите ли вы на физические данные родителей при отборе кандидатов на позицию вратаря?
— Это одно из главных требований на первоначальном этапе отбора. Если мальчик подходит по антропометрии, я знакомлюсь с его родителями. Иногда прошу данные и о бабушках и дедушках. Конечно, можно было бы делать как в португальском «Спортинге», где врачи прогнозируют перспективы роста будущего вратаря. Но опять же, они этим занимаются в 12–13 лет, когда выбор уже должен быть сделан.
— Бывает, что вы отобрали игроков в 9–10-летнем возрасте, но к 13 становится понятно, что их данные не позволят стать голкиперами?
— Такое тоже может быть. Но процент брака невысок, все-таки опыт у меня большой.
— На ваш взгляд, какое должно быть соотношение таланта и трудолюбия у вратарей?
— Талантливый мальчик априори имеет больше шансов стать профессиональным вратарем. У него все получается само собой. Но и трудолюбие — немаловажное качество, оно может компенсировать недостающие данные.
— Каковы современные тенденции подготовки юных вратарей?
— За последнее время вратарская школа сделала большой шаг вперед, и сейчас мы даем ребятам более сложные вещи, чтобы развивать игровое мышление у вратарей. Сейчас меньше упражнений на технику, база которой за многолетние тренировки все равно наберется. Мы ставим ребят в сложные условия, в которых они не знают, что будет делать нападающий. Это нужно, чтобы он сам выбирал и принимал решение. Это веяние времени и требование к современному футболу.
Источник