Тренировки с японскими мечами

Основные замечания по технике

Обращение с мечом

Подбор меча

· Меч должен быть длиной от пола до харакэндо – до груди).

· Рукоять меча (цука) должна упираться в локоть, если ее поставить вертикально, а указательный палец у гарды (цуба).

· Длинная цука хороша для контратаки (одзи-ваза), короткая – для удара с большой дистанции (маай).

· Меч (бокэн, иайто, синай, катана) должен быть отцентрован. Рукоятка бокэна должна быть тяжелее его острия. Например, центр тяжести моего иайто – не на середине, а на 2 кулака от цубы.

Как держать меч

· правая рука перед цуба (у лезвия);

· левая рука за конец рукояти (пятка рукояти упирается в мягкую часть ребра ладони);

· расстояние между правой и левой сжатой кистью – один кулак (иначе не будет рычага);

· правая рука направляет [ и останавливает ] меч, левая – наносит удар; правая кисть – «гвоздь», вокруг которой вертится меч; левая кисть вращает рукоять как рычаг;

· кисти держат рукоять крепко (вернее, цепко, но не «душат» меч) и не вращаются (за исключением левой кисти в некоторых случаях);

· направление меча при камаэ (верхней, средней или нижней) и уколе (цука, куби) – от хара ;

· рукоять меча не отводить за профиль тела (кроме о-гасуми), а остриём по возможности не открывать свой центр;

· блоки делать жёстко:

Осанка, перемещение , удары

Осанка

· затылок, шея спина – на одной прямой;

· голова поднята, но не слишком (подбородок чуть опущен для защиты шеи и прямизны); взгляд открытый;

· не нагибать корпус вперёд;

· зад не оттопыривать (бывает у некоторых новичков, особенно в сувари);

· на лице – «поменьше замученной усталости», одним словом – полный сисэй (выправка).

Перемещение (основа основ, второй урок)

· параллельно полу; голова на одном уровне ;

· плечи не перекашивать;

· осанка вертикальная и прямая (затылок, спина, таз на одной прямой – «ощущение стержня», шеи как бы нет); следить за центром тяжести (хара);

· передняя стопа смотрит на противника (в любом случае, даже при скручиваниях) ; задняя перпендикулярна и ее середина на линии передней;

· передняя голень перпендикулярна полу .

Удары

· Сила удара складывается из:

§ инерции перемещаемого тела (энергетический взрыв происходит из центра массы — тандэна);

§ момента инерции при закрутке бедер;

§ момента инерции вращения меча левой рукой вокруг правой (при этом острие развивает большую скорость);

§ толчка правой рукой ?

· Кроме суммы сил и их взаимной согласованности (перетекания), на эффективность удара влияет:

§ первоначальное расслабление как плеч, так и всего тела (ощущение себя скрученной пружиной этому не противоречит) с последующим «выстрелом» (молния рождается из пустоты);

§ крепкий и правильный хват , что предотвращает дрожь и зигзаги лезвия «при полете» и гарантирует жесткость и отсутствие отдачи энергии при самом ударе;

§ ровная осанка в начале и конце перемещения и удара;

§ правильный и мощный киай в момент удара.

· удар секущий – рубяще режущий, т.е., с протягом (а не прямой как палкой – бамс!) — поэтому делать хлестко как плетью; для этого удар надо наносить левой рукой.

· большинство ударов – с одновременным шагом (полным – широким, половинчатым – подшагом, или просто притопом), хотя в ката и, тем более, в бою – не редки удары с места и с полувзмахом;

· при ударе – ноги в плоскости удара; передняя ступня, как правило (если не в ущерб равновесию), повернута на противника;

· начинать мечом, затем телом – это необходимо для защиты, для силы и для неожиданности (т.к. глаз сначала реагирует на движение тела).

Советы учителя, чёрных поясов, с тарших ученик ов

Здесь я привожу слова нашего инструктора Станислава Владимировича Лукьянова. Каждое выражение кратко, но имеет большую важность для кэндзюцу, а иногда – немерянную глубину для жизни вообще. Высказывания расположил не по мере их «фиксации в сознании», а по мере важности, на мой взгляд.

Также приводятся советы чёрных поясов и других учеников (у которых есть чему поучиться).

· Это нужно вам, а не мне. [Восточный принцип Личности. Ты приходишь в додзё не за килограммом приемов в авоську, а уточнить самостоятельно изучаемую технику, узнать новое, задать вопросы. Даже будучи на необитаемом острове, будока не прекращает тренировки.]

· Что это за поза уставшего бойца? Где киай, где сисэй. Стоя – тоже не облакачивайтесь на меч как Александр Невский. [Это – опершемуся на меч в иай-госи. Следует осознать (лучше самостоятельно – это означает, что уже имеешь понятие) – опираться нужно только на собственный дух. Ни рукой о колено (особенно в иай-госи, где ладонь чисто символически касается колена), ни руками о бедра, ни спиной об стенку, ни, тем более, о меч. Поза «вольно» (даже перед тренировкой или просто в жизни – например, локтем о прилавок), по-моему, вообще недопустима. Это – показатель ослабленного духа, отсутствие бдительности и выправки. Также, думаю, не желательно сжимать или скрещивать руки. Выправка (сисэй) – очень, очень важна. Стоит в иай-дзюцу вспомнить, что нужна выправка, и все движения начнут получаться. Выправка придает движениям не только чёткость и экономность, но и достоинство, что, кстати, хорошо видно на таком элементарном движении, как наклон меча перед вложением его в ножны. При сдавании зачетов смотрят одинаково на технику, киай и сисэй.]

· Ленивые умирают . [Тут все понятно и «пробивает». С ленью очень трудно бороться. Это один из основных внутренних врагов человека. Хотя и «двигатель прогресса» J .]

· Человек в гору поднимается мелкими шагами, а скатывается стремительно . [Это относится ко всему. Необходимы ежедневные самостоятельные занятия. Тысячи рутинных повторений. Кроме того, так вырабатывается упорство. Но главное – шлифуется техника до уровня рефлексов, чтобы потом в бою думать над ситуацией, а не над техникой движений. По-видимому, при выполнении первой ката всегда будешь находить свои ошибки и открывать в ней что-то новое.]

· Враг должен трепетать . [Движения должны быть энергичными и точными, взгляд спокойный и абсолютно уверенный. «Взгляд убийцы». Но для этого не обязательно предварительно убивать других J . Достаточно время от времени убивать что-то в себе, прежде всего лень, привязанности, страхи.]

Стратегия

· Не дадим противнику ни малейшего шанса ! [Это кардинальный принцип, главная установка во всем. Например, если хочешь решить какую-нибудь проблему в жизни, то не должно быть полумер. Т.е., необходимо быть непоколебимым в собственных решениях вплоть до мелочей, хотя очень и очень трудно идти против привычек.]

· Меч самурай жалеет – он ему достается от деда. И он должен его передать своему внуку . [Т.е., надо рубить противника, а не блокировать его меч.] Нет никаких блоков, есть только удары ! [Получается, возможны лишь 3 действия: отклонение, контратака, взаимное убийство.]

· Все лишнее обрубается . [Отсюда вытекает весь стиль Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Добавлю: не только обрубается, но и оббивается и цепляется, если бой в лесу или в помещении. В то же время, слишком сильно все к себе прижимать тоже не следует – будет неудобно и слабо. Кроме того, растопыриваться и размахиваться шибко широко нельзя и по другой причине – самурай в доспехах и шлеме.]

· Вы с противником должны быть как «на верёвочке» . [ Не убегайте далеко от удара – вы же биться пришли .]

Сознание

· Бой сводится к одному: пустоту противника заполнить своей полнотой . [ В кэндо – это отыгрывание центра противника. Проиграл свой на милиметр – получил по рукам. Проиграл центр на сантиметр – убит. Любая дуэль начиналась с выжидания, когда у протиыника появится суки – брешь в обороне ]

· Дзансин, киай . Киай, дзансин. [Перед ударом сначала нужно на мгновение сконцентрироваться и оценить обстановку, потом выплеснуть сконцентрированную энергию вместе с ударом, выдохом и криком. Затем опять сконцентрироваться (в том числе потому, что противник может оказаться «недорезанным»).]

· Где ваш радостный крик «Тоо!» в ответ на хрип умирающего человека ?! [Это не кровожадное замечание, а напротив, уважающее противника, который назван «человеком» и доходчивое представление реальности. Серьезно. Это жизнь самурая. И радость (точнее — торжество) он должен испытывать не от зрелища чужих страданий, а от собственной победы. И причем, не от того, дескать, «я победил!», а — что вообще случилось само это событие – победа над врагом, точнее – противником («враг» — звучит негативно, а к противоборствующей стороне всегда надо относится спокойно, без эмоций). Кстати, Тоо – не киай, а действительно крик радости, поэтому должен издаваться горлом, а не животом.]

Динамика

· Если сломить у противника центр инерции (хара), то он побеждён . [ Круто, но не имею комментариев – ещё не понял это. Кэндоист поймёт сразу. Вообще все замечания об отыгрывании центра противника и своём центре – слушайте оч-оч внимательно. ]

· Представьте что Вы напились пива и у Вас тяжелый раздутый живот – это Ярослава ценный совет для удержания равновесия при резкой атаке (особенно о-гасуми), т.е. контроля центра тяжести, сосредоточения на тандэне.

· Меч, тело. Тело, меч . [Начинать движение вперёд надо с кончика меча и заканчивать движение назад мечом.]

· Голову не так легко срубить, как кажется . [Кроме ударов по воздуху, нужно время от времени рубить ветки, доски, тыкву, в конце концов…]

Для чего и как практиковать ката new >

Здесь приведены инструкции нашего учителя С. В. Лукъянова, советы других мастеров и мои мнения о практике формальных комплексов – ката.

Вот что говорит о ката Антон Ларин – автор книги «Кобудо: Искусство работы с традиционным японским холодным оружием»:

«Ката – это формальная техника, включающая последовательный набор блокирующих и атакующих техник против воображаемого противника (ов). [Боевой танец.]

Но даже многие люди, достигшие чёрного пояса, не понимают сути ката. В среде же японских единоборцев титул победителя соревнований по ката ценится выше чем по кумитэ. Японцы говорят: «Мы изучаем ката, чтобы иметь хорошие кондиции в кумитэ, и практикуем кумитэ, чтобы лучше понимать ката».

Ката есть квинтэссенция боевых искусств . В них собраны вся мудрость, секреты и тайные знания. Без мастера раскрыть информацию, заложенную в ката, почти невозможно. Любая даже простенькая ката состоит из нескольких уровней освоения (до 5).

Это стройная, продуманная и сбалансированная система. Процессы, происходящие в позвоночнике во время выполнения ката, сходны с происходящими при мануальном сеансе. И так же опасны.

Если в демонстрации отсутствует чётко выраженный темпо-ритм, она не признается корректной, ибо показывает отсутствие понимания. Паузы должны быть «мертвыми» — ни корпус, ни оружие не должны колебаться. А вот техника передвижений, блоков и ударов – должна быть резкой и быстрой.

Поговорка мастеров: «Хито-ката сан-нэн» – Одно ката – три года!»

Наш учитель говорит, что основная задача практики ката Омотэ (у нас 2-3 года, в Японии – 3-5 лет) – это научится чувствовать дистанцию [ и, как следствие – правильные повороты ]. В Китае ката (таолу) переводятся как «шаги». Т.е., нужно научиться передвигаться – правильно и в нужное место.

Кроме того, во время ката отрабатывается множество других навыков (если практиковать с правильным настроем): ощущение цели, опыт видов атак и защит, интуитивность, качество движений тела, расслабленность и спокойствие в сочетании с молниеносностью и напором, равновесие и осанка, наконец, дыхание.

Во время ката я рекомендую иметь следующие концентрации (работайте хотя бы с одной, в идеале – со всеми):

· Концентрация на цели

· Концентрация на центре противоборства

· Концентрация на своём тандэне, на плавности и расслабленности движений

Источник

Хладнокровный воин: система подготовки японских самураев

30 километров в плавь в полной экипировке. Техники, позволяющие убить человека одни ударом. Абсолютное презрение к смерти. Что это за люди? Сегодня речь пойдет о самураях.

Будучи профессиональными воинами самураи много времени уделяли подготовке: как физической, так и ментальной. Исключительными способностями самураев, является хладнокровие в любой ситуации и способность принимать свою судьбу.

Для достижения такого результата подготовку начинали с самого детства. Что вы видите за окном, хорошую погоду или плохую, зиму или лето? Для самурая это не важно. С самого детства их выгоняли на улицу в мороз и в дождь. Там дети могли провести целую ночь. Считалось, что это укрепляет тело физически и духовно.

Кэндо (путь меча)

Из всех возможных единоборств, которым обучали самурая с самого дества, больше всего ими ценилось кэндо. Тренировки кэндо начинались с самого детства. Они проходили на деревянных мечах. Каждый день и в любую погоду воины должны были усердно заниматься. Таким образом достигалось закаливание духа.

Меч в кэндо рассматривался, как средство, через которое формируется личность самурая. Благодаря ему происходила физическая и духовная концентрация, которая помогала самураю достичь «единения со Вселенной»

Самураев учили беречь силы в длительных сражениях, поэтому в идеальным считался удар «кэсагири» разрезающий противника наискось по всему телу. Такую технику ударов оттачивали годами.

Нередки случаи фехтований самурайским мечом в обеих руках. Такие воины назывались «рётодзукаи». Эти самураи познали все могущество кэндо и могли спокойно им владеть.

Кюдо или кюдзюцу (путь лука)

Данный вид орудия был священен для самурая и часто использовался на поле боя. Первоначально он зародился в синтоистский храмах, которые использовали его для привлечения народа. Позже данный вид перекочевал и в буддистские храмы.

Данное умение включало в себя множество религиозных моментов. Считается, что во время выстрела стрелу выпускает не сам самурай, а «дух» или «сам Будда». Поэтому каждый самурай во время выстрела должен быть максимально расслаблен, достигал спокойствия и погружался «в бытие и небытие», находясь «вне себя» и возвращаясь только после вылета стрелы.

Бадзюцу (искусство верховой езды)

Одна из важных частей самурайской подготовки. Данный вид был один из любимых в состязаниях самураев. Чаще всего самураи стреляли находу с разницей в 10 секунд по мишеням. Также был распространян такой вид, как инуомоно. Так называли стрельбу из лука по движущейс мишени. Чаще всего это были собаки. Не бойтесь, с милыми животными ничего не случалось! Стрельба велась из стрел с тупым наконечником, что не могло произвести значительных повреждений на них!

Такие тренировки развивали ловкость с обращением оружия. Ещё самураи тренировались в ловле диких лошадей. Такая погоня осуществлялась в полном снаряжении.

Дзю-дзюцу (дзюдо)

Борьба без меча. Такой вид сражения использовался самураями в случае поломки меча, при ночном нападении противника. Также, при охране господина на различных мероприятиях в городе. Так, например, во время прохождения процессии «даймё» крестьяне должны были проявлять уважение к своему господину, выражавшуюся в преклонении колена и касания головы земли. Если же крестьянин отказывался это делать, то самурай имел право применить против него, как меч, так и приёмы единоборств, чтобы не вызывать внимания народа.

Додзюцу тренировали много лет для механического использования каждого отработанного приёма. Она требовала глубокого знания анатомии человека. Важным аспектом в подготовке воинов занимал духовный аспект. Самурай должен был сохранять непоколебимость духа в ситуациях, когда против имелись вооруженные противники.

Содзюцу или нагината (фехтование на алебардах). Алебарда в Японии представляла собой длинное копьё заострённое с одной стороны. Она являлась незаменимым оружием во времена феодальных войн в Японии, в одиночных схватках, при штурмах крепостей и абордаже.

Упражнения с алебардой хоть и были непростыми, но требовали лёгкость его в обращении. В основном данным оружием старались попасть в незащищенные участки тела, такие как ноги, чтобы перерубить сухожилия.

Фехтование на алебардах было главным аспектом подготовки женщин-воинов. Они не имели право носить самурайские мечи, поэтому такой вид оружия являлся основным для них.

Представьте. Вы стоите на берегу обрыва.Бушует шторм. Волны бьются о скалы и вдруг вашему вниманию предстовляется зрелище: группа войнов плывет в полной экипировке, да ещё с поднятыми руками, держа в них свои мечи. Что за глупости, скажите вы? Все нормально, так тренировали японских самураев плаванию.

Суйэй (плавание самурайским стилем)

Важный аспект подготовки самурая, как война. Из-за островного положения Японии являлась незаменимым видом подготовки. Главное значение в плавании являлся моральным аспект. Готовность бросить вызов силам природы и устоять перед стихией. В Японии существовала большое количество школ для обучения данной дисциплине.

  • Школа Кобори учила самураев плавать в полном снаряжении, держа верхнюю часть тела над водой, для того чтобы стрелять из лука.
  • Школа Яманоути практиковала плавание с двухметровым древком.
  • Школа Суито практиковала прыжки с большой высоты в воду (причём глубина воды не превышала 1 метра). Такой способ назывался сакатоби.
  • Школа Канкайрю заставляла самураев плавать на большие расстояния.
  • Школа Мукай обучала борьбе противников в воде.

В этом и заключалась подготовка самурая, как воина, сильного физически и духовно.

В заключении статьи хочется сказать, что подготовка самураев была довольно своеобразной. Такой отпечаток наложил на неё естественная среда и военная обстановка того времени. Отличительном аспектом подготовки самурая являлся ее религиозный аспект. Медитация, культ синто, а также идеология конфуцианство наложило на подготовку свой отпечаток. Педагогические задачи такие школа тоже решали. После многолетних тренировок в свет выходили хладнокровные, выносливые войны, идеально подходившие для ведения феодальных войн.

Подробнее о каждом виде подготовки самурая в следующих статьях.

Источник

Читайте также:  Гимнастика воз после ковида
Оцените статью