- 4 упражнения, которые улучшают равновесие и координацию у пожилых людей
- Упражнения для улучшения равновесия и координации у пожилых
- 1. «Прогулка по канату»
- 2. «Раскачивание лодки»
- 3. «Прогулка пятка-пальцы»
- 4. «Стойка фламинго»
- Тренировки при нарушении координации
- Упражнения для улучшения функций сенсорной и двигательной систем при нарушениях равновесия
- Улучшение ориентации и перцепции при нарушениях равновесия
- Визуальная десенситизация при нарушениях равновесия
- Упражнения на координацию
- Компоненты координированного движения
- Типы координации
- Причины нарушения координации
- Обследование
- Примеры тестов для верхних конечностей
- Примеры тестов для нижних конечностей
- Тесты для спортсменов/человека, регулярно занимающегося спортом
- Общие принципы упражнений на координацию
- Физическая терапия
- Доказательная база
4 упражнения, которые улучшают равновесие и координацию у пожилых людей
Пожилые люди борются с целым рядом проблем, которые могут негативно повлиять на их мобильность. Связанные с возрастом медицинские состояния – болезнь Альцгеймера, Паркинсона, остеопороз, потеря зрения и сердечные заболевания, а также назначенные лекарства способны вызывать головокружение и слабость. Когда даже несколько из этих факторов объединяются, это значительно увеличивает риск потери равновесия пожилым человеком.
К счастью, выполняя несколько простых домашних упражнений на регулярной основе, пожилые люди могут улучшить равновесие и координацию.
Упражнения для улучшения равновесия и координации у пожилых
Лучше всего выполнять их под присмотром и обязательно поставить рядом крепкий стул, который можно использовать для баланса при неустойчивости. Упражнений, которые кажутся чрезмерно сложными, нужно избегать, если только их не одобрил врач.
1. «Прогулка по канату»
Это упражнение включает в себя вытягивание рук по бокам, параллельно полу. Раскинув руки, двигайтесь по прямой линии, делая паузу в течение одной или двух секунд каждый раз, когда приподнимаете ногу с земли. Делайте от 15 до 20 шагов таким образом. Во время ходьбы держите голову прямо и смотрите перед собой, чтобы поддерживать равновесие.
2. «Раскачивание лодки»
Для этого упражнения расставьте ноги на ширине плеч. Ноги прижимаются к земле с одинаковым усилием. Это гарантирует, что вес равномерно распределяется по нижним конечностям. Медленно переносите вес в одну сторону, поднимая противоположную ногу с земли. Держите ногу над землей так долго, как только сможете, но не более 30 секунд. Затем медленно переносите свой вес на обе ноги и повторите процесс на противоположной стороне. Стремитесь повторить этот процесс по пять раз с каждой стороны для первого раза. Со временем увеличивайте количество повторений.
3. «Прогулка пятка-пальцы»
Это упражнение заключается в перестановке одной ноги прямо перед другой, так чтобы пятка одной ноги касалась пальцев другой при каждом шаге. В зависимости от состояния здоровья, пожилой человек, возможно, не сможет поставить ступни в одну линию, но это нормально. Просто постарайтесь, чтобы они были как можно ближе, без какого-либо дискомфорта. Делайте от 15 до 20 шагов таким образом. Если смотреть прямо перед собой, равновесие не потеряется.
4. «Стойка фламинго»
Это довольно простое упражнение. Нужно просто стоять на одной ноге, а другую ногу вытянуть перед собой, при этом удерживая спинку стула для стабильности. Начинайте стоять на одной ноге в течение десяти секунд, а затем повторяйте на другой ноге. Стремитесь выполнить это на каждой ноге от пяти до десяти раз. Пожилой человек может обнаружить, что ему легче стоять на какой-то одной ноге, но это нормально. Просто продолжайте тренировать обе стороны одинаково, чтобы способствовать укреплению слабой стороны. Очень важно при этом поддерживать хорошую осанку (плечи назад, спину прямо и голову вверх).
Ежедневно выполняя эти четыре упражнения, со временем можно значительно улучшить координацию и равновесие пожилого человека. Просто не забудьте обсудить любые новые физические действия с врачом и не переусердствуйте в начале.
Пансионат «Благо» с радостью примет позаботится о ваших пожилых родственниках, по вопросам заселения звоните по телефону в Хабаровске: +7(4212) 69-16-48
Источник
Тренировки при нарушении координации
Фактически они заключаются в тренировке движений глазными яблоками, головой и постуральных упражнениях, сложность которых постепенно увеличивают.
Упражнения спланированы таким образом, что они включают движения глаз, головы или изменения положения тела, вызывающие головокружение. Упражнения направлены на стимуляцию вестибулярной системы, поэтому пациенты не должны принимать препараты, которые в острой стадии используются для ослабления головокружения.
Упражнения, применяемые при вестибулярной реабилитации:
I. Упражнения для головы (выполняют с открытыми и закрытыми глазами):
— Наклоны вперед и назад
— Повороты вправо и влево
— Наклоны к правому и левому плечу
— Упражнения для фиксации взора
— Движения глазных яблок вверх и вниз, вправо и влево
— Фиксация взором неподвижного объекта во время выполнения упражнений для головы
— Фиксация взором перемещающегося объекта во время выполнения упражнений для головы
II. Позиционные упражнения (выполняют с открытыми и закрытыми глазами):
— Наклоны вперед (достать пол руками) из положения сидя
— Наклоны вперед с головой, повернутой то в одну, то в другую сторону
— Повороты с бока на бок в положении лежа
— Переход в положение сидя из положения лежа на спине и на правом/левом боку
— Выполнение предыдущего упражнения с головой, повернутой то в одну, то в другую сторону
— Постуральные упражнения (выполняют с открытыми и закрытыми глазами, в последнем случае — под наблюдением врача)
— Нахождение в положении стоя неподвижно с ногами, сведенными вместе так близко, как это возможно
— Нахождение в положении стоя на одной ноге и в положении пятка к носку — Выполнение упражнений для головы и фиксации взора в положении стоя и при ходьбе
— Хождение по кругу, повороты на месте, хождение по наклонным поверхностям, ступенькам, вокруг препятствий
— Нахождение в положении стоя и ходьба в среде с измененной поверхностью опоры и/или визуальной обстановкой, в том числе с одновременным выполнением упражнений для головы и фиксации взора
— Аэробные упражнения, включая попеременное касание пальцами рук пальцев на ногах, наклоны и повороты туловища
Упражнения следует выполнять в течение 10—15 мин 2 раза в день. Очень важен темп выполнения упражнений.
Если их выполнять слишком быстро (особенно в первые дни), они могут вызвать чрезмерное головокружение и тошноту.
С другой стороны, пациента следует инструктировать, что необходимо понемногу увеличивать темп и сложность упражнений, поскольку вызываемое ими головокружение постепенно уменьшается. Важно определить реально достижимые цели реабилитации.
Пациента нужно предупредить, что симптомы сначала усилятся, а улучшение может наступить только через некоторое время. Клинические исследования эффективности реабилитационных программ свидетельствуют, что уменьшение симптомов наступает у 70— 80% участников. Наилучшие результаты отмечают при индивидуально подобранной терапии.
Упражнения для улучшения функций сенсорной и двигательной систем при нарушениях равновесия
Некоторым пациентам, особенно пожилого возраста и с сопутствующими поражениями ЦНС, необходимы дополнительные упражнения для улучшения постуральных реакций, то есть для тренировки способности удерживать центр тяжести в пределах площади опоры (улучшение равновесия в положении стоя) либо адекватно перемещать площадь опоры при смещении центра тяжести (улучшение равновесия при ходьбе).
• Для улучшения статической устойчивости пациентам предлагают раскачиваться вперед и назад и из стороны в сторону с малой амплитудой, удерживая тело (туловище) прямо и не сгибая ноги в тазобедренных или коленных суставах. При выраженных неустойчивости или страхе падений можно проделывать это упражнение между параллельными брусьями, стоя близко у стены или в углу, со стоящим рядом стулом.
Вместо произвольных раскачиваний можно незначительно подталкивать пациента (в плечи или бедра). Также предлагают пациентам удерживать равновесие в положении стоя при различных манипуляциях, типа доставания предметов с пола, бросковых движениях и т.п., стоя в тандем-ной позиции или на одной ноге.
• Для улучшения динамической устойчивости пациенту предлагают удерживать равновесие при ходьбе (вначале вдоль параллельных брусьев или рядом со стеной), при толчках или потягивании за плечи.
Улучшение ориентации и перцепции при нарушениях равновесия
Пациента приучают удерживать равновесие при все более сложных статических и динамических задачах, систематически изменяя доступность и точность источников информации для ориентации. Пациентов с преимущественно проприоцептивной ориентацией просят выполнять различные упражнения на равновесие (сидя или стоя) на поверхностях, уменьшающих соматосенсорную афферентацию (мягкая, наклонная или колеблющаяся поверхность).
Пациентов с преимущественно зрительной ориентацией просят выполнять различные упражнения на равновесие с закрытыми глазами или при плохом освещении. Кроме того, можно искажать/усложнять визуальную информацию с помощью призматических очков или предъявляя сложные движущиеся зрительные образы.
Наконец, для того чтобы приучить пациента ориентироваться с помощью сохранившихся вестибулярных стимулов, ему предлагают выполнять упражнения на равновесие при депривации визуальной и соматосенсорной афферентации (например, стояние на мягкой или наклонной поверхности с закрытыми глазами или в призматических очках).
Визуальная десенситизация при нарушениях равновесия
Если пациенты испытывают неустойчивость, плохо переносят собственное движение или движение окружающих зрительных объектов, то целесообразно проведение десенситизирующих упражнений. Снижение чувствительности пациента к зрительным признакам движения можно достичь предъявлением все более интенсивных оптокинетических стимулов или занятиями в комнате виртуальной реальности.
Первоначально десенситизацию проводят в положении сидя, затем стоя и при ходьбе. Более простой способ, который не требует специального оборудования, — повороты из стороны в сторону или длительное вращение с внезапной остановкой на крутящемся офисном стуле с открытыми, закрытыми глазами или при наличии вестибулоокулярного конфликта (например, при чтении книги). Подавать визуальные и вестибулярные стимулы следует сначала медленно, постепенно увеличивая скорость в соответствии с переносимостью пациента.
Выше в общих чертах описаны методы реабилитационного обследования и базовые подходы к реабилитации пациентов с вестибулярными нарушениями. Далеко не все пациенты нуждаются в полном перечне приведенных реабилитационных мероприятий.
Многим пациентам с хорошо развитым интеллектом достаточно объяснить принципы вестибулярной компенсации и методы ее достижения с помощью постепенного увеличения нагрузок, предоставить список упражнений, объяснить, что особое внимание следует уделять упражнениям, вызывающим головокружение, и информировать об общих правилах проведения реабилитации (выполнение упражнений дважды в день, постепенное увеличение их темпа). Однако желательно направить пациента к специалисту по вестибулярной реабилитации.
Доказано, что организация реабилитации существенно влияет на исход лечения пациента, страдающего головокружением.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Источник
Упражнения на координацию
Координация – это способность выполнять плавные, точные, контролируемые движения (оптимальное взаимодействие мышц).
- Координация — это способность задействовать нужную мышцу в нужное время с надлежащей интенсивностью для выполнения правильного движения.
- Координированное движение характеризуется надлежащей скоростью, расстоянием, направлением, временем и мышечным напряжением.
Это процесс, результатом которого является активация двигательных единиц нескольких мышц с одновременным торможением всех других мышц для выполнения желаемого действия.
Мозжечок – это основной центр головного мозга, который отвечает за координацию движений и способность выдавать плавную точную двигательную реакцию.
Чтобы произошло координированное движение, задействуются все нижеперечисленные структуры.
- Мозжечок.
- Вестибулярная система.
- Двигательная система.
- Чувствительная система.
- Зрение.
Компоненты координированного движения
Координированные движения зависят от:
- Волевое усилие: способность инициировать, поддерживать или прекращать действие или движение.
- Восприятие: взаимодействие системы проприоцепции и подкорковых центров для интеграции двигательных импульсов и получения сенсорного ответа. Когда нарушена проприоцепция, она частично компенсируется за счет зрительной обратной связи.
- Энграмма: физическое или биохимическое изменение в нервной ткани, представляющее память пережитых состояний. В исследовании было доказано, что должно быть выполнено высокое число повторений, чтобы сформировалась энграмма. В исследовании от 1980 г.: «Требуются тысячи повторений для начала формирования энграммы и миллионы повторений для ее совершенствования. Координация развивается пропорционально числу повторений, которые практикуются чуть ниже максимального уровня способности к выполнению».
Типы координации
Двигательная координация, требуемая для выполнения задания, — это комбинация трех навыков:
- Навыки мелкой моторики
- Требуется координированное движение мелких мышц (лицо, кисти).
- Примеры: письмо, рисование, застегивание и расстегивание пуговиц.
- Навыки крупной моторики
- Требуется координированное движение крупных мышц или групп мышц (туловище, конечности).
- Примеры: ходьба, бег.
- Навыки координации «рука-глаз»
- Способность зрительной системы координировать полученную визуальную информацию и затем контролировать или направлять руки для завершения задания.
- Примеры: умение ловить мяч, шитье, использование компьютерной мыши.
Причины нарушения координации
Некоординированное движение или нарушение координации в медицине известно как атаксия. Существует некое число известных случаев атаксии. Они ранжируются от хронических состояний до внезапного проявления. Однако, большинство состояний связаны с повреждением или дегенерацией мозжечка.
Для координированного движения требуется, чтобы функционировали мозжечок, спинной мозг и периферическая нервная система. Болезни и повреждения, причиняющие вред или разрушающие любую из этих структур, могут привести к атаксии.
Среди них выделяют:
- Травматическое повреждение головного мозга.
- Алкоголизм.
- Инфекционный процесс.
- Невропатии.
- Повреждения спинного мозга.
- Рассеянный склероз
- Болезнь Паркинсона.
- Инсульт/транзиторная ишемическая атака.
- Генетические атаксии (например, атаксия Фридриха и болезнь Уилсон).
- Церебральный паралич.
- Опухоли мозга.
- Токсины также могут быть причиной атаксии. Среди них:
- Противоэпилептическиепрепараты.
- Лекарства для химиотерапии.
- Литий.
- Наркотики.
- Седативные средства.
- Ртуть, свинец и другие тяжелые металлы.
- Толуол и другие типы растворителей.
Обследование
В нижеприведенных тестах вам следует искать признаки интенционного тремора, а также «рваных» движений или дисметрии: в форме гиперметрии или гипометрии.
Примеры тестов для верхних конечностей
- Пальценосовая проба — плечо отведено на 90 градусов, локоть выпрямлен; пациента просят коснуться кончиком указательного пальца кончика носа.
- Тест «палец пациента к пальцу врача»: пациент и терапевт сидят друг напротив друга, терапевт держит свой указательный палец перед пациентом; пациента просят дотронуться кончиком своего указательного пальца до пальца терапевта, либо пациент попеременно дотрагивается указательным пальцем до кончика своего носа и кончика пальца терапевта.
- Тест «палец к пальцу» — оба плеча пациента отведены на 90 градусов, локти выпрямлены; пациента просят привести руки к срединной линии так, чтобы указательный палец одной руки коснулся указательного пальца другой руки.
- Адиадохокинез — пациента просят быстро выполнять различные движения, например, сгибание и разгибание кисти, постукивание пальцами.
- Симптом отдачи — пациент сгибает локоть, преодолевая сопротивление терапевта. Когда сопротивление внезапно исчезает/уменьшается, предплечье пациента делает резкое движение (необходимо страховать пациента, чтобы он себя не ударил).
- Тест на застегивание и расстегивание пуговиц.
Примеры тестов для нижних конечностей
- Ходьба по прямой линии (нога к ноге): в случае поражения мозжечка, в походке наблюдаются отклонения.
- Проба Ромберга: попросите пациента встать, сведя пятки вместе. Покачивание или потеря баланса происходят, когда глаза пациента открыты или закрыты.
Тесты для спортсменов/человека, регулярно занимающегося спортом
Также существует множество высокоуровневых тестов для помощи в оценке и улучшении навыков и продуктивности спортсмена. Например, тест на бросание мяча в стену (попеременно двумя руками), тест на переворачивание банок с газировкой и т.д. На видео представлено несколько координационных тестов.
Общие принципы упражнений на координацию
- Постоянное повторение нескольких двигательных действий.
- Использование сенсорных ориентиров (тактильных, зрительных, проприоцептивных) для улучшения двигательной активности.
- Увеличение скорости движения с течением времени.
- Действия разбиваются на компоненты, достаточно простые для правильного выполнения.
- При необходимости предоставляется помощь в выполнении действий.
- Таким образом, после двух или трех повторений пациенту необходима передышка, чтобы избежать усталости.
- Для формирования энграммы необходимо правильно выполнить большое количество повторений.
- Во время тренировки нового движения пациенту дают различные вводные, например, инструкция (звуковая стимуляция), сенсорная стимуляция (прикосновение) или положения, в которых пациент может видеть движение (визуальная стимуляция), для улучшения двигательной активности.
Физическая терапия
Существует много вариаций, которые можно использовать для улучшения координации, например:
- Тайцзи.
- Пилатес.
- Йога.
- Программа упражнений Otago и использование балансировочных досок.
- Нейромышечные упражнения на координацию.
- Проприоцептивная нейромышечная фасилитация.
- Сенсорно-интеграционная терапия.
- Упражнения Френкеля.
Доказательная база
Существует много доказательств в пользу включения упражнений на координацию в лечение при целом ряде заболеваний.
В Кохрейновском обзоре от 2015 года, посвященном эффективности пилатеса при болях в нижней части спины, были приведены доказательства низкого и среднего качества, свидетельствующие, что пилатес можно использовать для лечения боли в пояснице.
В проведенном в 2015 году исследовании, посвященном изучению эффективности проприоцептивной нейромышечной фасилитации у пациентов с инсультом, было обнаружено, что тренировки на координацию, основанные на применении паттернов ПНФ, полезны при нарушении баланса и ходьбы. Улучшения были обнаружены как в улучшении результатов теста на дотягивание, так и по шкале Берга.
В исследовании 2011 года, которое называлось «Роль упражнений на координацию в улучшении когнитивной функции у пациентов старшего возраста», было обнаружено, что низкоинтенсивные упражнения могут быть полезны для улучшения когнитивной функции у людей старшего возраста.
Исследование, посвященное влиянию координационных тренировок на теннисистов, показало, что программа по улучшению координации помогает спортсменам лучше осваивать и демонстрировать навыки работы предплечьем и удара ракеткой (так называемые форхенд и бэкхенд).
Исследование (2015) эффективности программы сенсорной интеграции для улучшения двигательных навыков у детей с аутизмом, свидетельствует, что это лечение было эффективным и помогало детям с аутизмом стать более независимыми и активнее участвовать в повседневных занятиях.
При исследовании эффективности координационных упражнений Тайцзи Цюань у пожилых людей было сделано заключение, что «пожилые люди, которые регулярно этим занимаются, показывают лучшую постуральную стабильность в более сложных условиях, чем люди, которые этого не делают. Тайцзи Цюань в качестве координационного упражнения может снизить риск падения, поддерживая возможность постурального контроля. Тайцзи Цюань настоятельно рекомендуется в качестве режима координационных упражнений для предотвращения падения пожилых людей».
В исследовании с привлечением пациентов с инсультом и изучением эффективности упражнений Френкеля было обнаружено значительное улучшение координации, баланса и выполнения функциональных заданий при включении упражнений Френкеля в физиотерапевтическую программу.
Источник