Тренировки памяти при инсульте упражнения

Содержание
  1. Реабилитация после инсульта на дому
  2. Содержание статьи:
  3. Общие правила ухода
  4. Подготовка помещения
  5. Гигиена тела и профилактика пролежней
  6. Питание
  7. Двигательная реабилитация
  8. Восстановление бытовых навыков
  9. Питание
  10. Пользование краном и умывание
  11. Причесывание
  12. Одевание
  13. Медикаментозное лечение
  14. Речевая реабилитация
  15. Тренировка памяти
  16. Психологическая поддержка
  17. Когнитивная реабилитация после инсульта
  18. Медицинская справка
  19. Основы когнитивной реабилитации после инсульта
  20. Когнитивная гимнастика
  21. Когнитивный групповой тренинг
  22. Порядок занятия
  23. Примеры упражнений на развитие внимания
  24. Примеры упражнений на развитие памяти
  25. Примеры упражнений на тренировку образного и логического мышления
  26. Загадки, логика, головоломки
  27. Медикаментозное лечение когнитивных расстройств
  28. Препараты, направленные на улучшение когнитивных функций
  29. Ноотропы

Реабилитация после инсульта на дому

Содержание статьи:

Инсульт, или острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), – опасное состояние, которое может привести к серьезным последствиям, вплоть до инвалидизации.

Наиболее часто после инсульта у пациентов возникают двигательные нарушения – полный или частичный паралич (отсутствие движений), парезы (снижение мышечной силы и ограничение объема движений), спастичность (повышение тонуса скелетных мышц), апраксия (нарушение выполнения произвольных движений при сохраненной двигательной активности). Вследствие длительной обездвиженности развиваются мышечные контрактуры, теряется эластичность связок, нарушается кровоснабжение пораженных конечностей. Двигательные нарушения возникают у 80 % выживших после инсульта, у 40 % они сохраняются на всю оставшуюся жизнь.

На втором месте по частоте возникновения – нарушения речи. Это может быть афазия (нарушение произношения собственной речи и/или понимания речи окружающих), дизартрия (нарушение произношения при сохранении способности восприятия речи). Осложнения, связанные с речью, развиваются у 30-40 % больных.

Нарушение глотания – дисфагия – встречается у 25-65 % пациентов после ОНМК. Для этого состояния характерно затруднение жевания, слюнотечение, поперхивание, кашель, затруднение дыхания во время глотания.

У больных, перенесших инсульт, также отмечаются нарушения чувствительности (гиперчувствительность, нечувствительность к температурным раздражителям), постинсультные боли, нарушение выделительных функций, расстройства психики – от легких до депрессивного состояния.

Читайте также:  Куда деть бюллетени после тренировки коиб

Для того чтобы минимизировать влияние первичных осложнений после инсульта на физическое и психическое состояние больного, предупредить развитие вторичных последствий, пациенту необходима грамотная реабилитация на дому, после выписки из стационара.

Важно согласовывать все действия людей, которые будут ухаживать за больным (родственники, сиделка) с лечащим врачом, проводить назначенные им мероприятия, ни в коем случае не заниматься самолечением. В статье описаны основные этапы реабилитационного ухода за пациентами после инсульта, применять их на практике следует только после консультации с врачом.

Общие правила ухода

Восстановительный период после инсульта делится на ранний (до 6 месяцев), поздний (6-12 месяцев) и остаточные явления (после 1 года). В идеале, в раннем восстановительном периоде больному рекомендуется лечение в паллиативных стационарах, санаториях, в позднем и в период остаточных явлений – в дневном стационаре, отделении реабилитации, выездной бригадой на дому. В реальности чаще всего пациенты после острого периода инсульта находятся дома, и основной вопрос, который возникает у их близких, – с чего начать реабилитацию. Одна из главных задач реабилитационного процесса – создание комфортных условий, способствующих облегчению состояния и скорейшему восстановлению.

Подготовка помещения

Для исключения воздействия внешних травмирующих факторов (световые, звуковые, температурные раздражители) на психику пациента, следует разместить его в светлой, хорошо проветриваемой комнате, куда не доносятся посторонние шумы с улицы. В помещении должна поддерживаться комфортная температура в пределах +18-22 °C.

Комнату не следует загромождать мебелью, предметами, которые легко сдвигаются с места. Хорошей альтернативой обычной кровати станет функциональная – с регулировкой высоты и положения спинки, боковыми ограждениями, блокируемыми колесами. Около кровати нужно разместить тумбочку с гигиеническими принадлежностями, тонометром, другими необходимыми вещами, кресло-каталку или другие вспомогательные средства передвижения (ходунки, трости), переносной туалет или судно.

Если человек, ухаживающий за больным, не находится с ним неотлучно, можно оборудовать комнату кнопкой вызова, до которой пациент сможет легко дотянуться, или заменить ее обычным колокольчиком. Больным, которые могут самостоятельно передвигаться или начинают тренировать навык ходьбы, будут очень полезны поручни вдоль стен, а противоскользящие коврики в ванной – предотвратят травмы.

Гигиена тела и профилактика пролежней

Адекватная профилактика пролежней позволяет предупредить их появление в 80 % случаев.

  • специальный противопролежневый или поролоновый матрац толщиной не менее 10 см;
  • мягкое постельное белье без складок;
  • специальные валики или подушечки из поролона под уязвимые части тела (затылок, лопатки, локти, крестец, пятки, лодыжки);
  • изменение положения тела через каждые 2-3 часа;
  • комфортное нательное белье;
  • предупреждение травматизации кожных покровов – осторожное перемещение или переворачивание больного.

Важно правильно проводить гигиенические мероприятия и осуществлять уход за кожей. Не реже одного раза в день, при гигиенических процедурах, следует осматривать всю поверхность тела больного, уязвимые участки – при каждом переворачивании. Следует пользоваться непромокаемыми пеленками, подгузниками, менять их по мере надобности. Подмывать больного теплой водой без мыла необходимо после каждого испражнения, мытье с мылом – не чаще одного раза в день, лучше использовать жидкое мыло. После мытья кожа тщательно высушивается промокающими движениями мягким полотенцем. При сухости кожи используются увлажняющие и питательные кремы, при появлении опрелостей – присыпки без содержания талька.

Питание

Пища должна быть комфортной для глотания, легко усваиваемой. Пациенту необходимо достаточное количество жидкости – не менее 1,5 л. при отсутствии ограничений. Питье нельзя ограничивать даже при недержании мочи, так как при недостатке жидкости моча становится концентрированной и раздражает кожу.

В рационе больного должно быть достаточное количество белка. Это может быть суфле, фарш из курицы, говядины, кролика, рыбы. Пациентам, которым тяжело жевать или глотать полутвердую пищу, можно давать мясной или рыбный бульон.

В меню следует включить блюда, богатые витамином C, железом, цинком, кисломолочные продукты, фрукты и овощи.

Еда готовится в отварном или запеченном виде, она должна быть свежеприготовленной. Нельзя употреблять в пищу жареные блюда, соленья, копчености, острую пищу, консервы, фастфуд, газированные и сладкие напитки. Есть необходимо 4-5 раз в день, небольшими порциями.

Двигательная реабилитация

Возвращение двигательных навыков следует начинать как можно раньше. Для реабилитации после инсульта на дому используются различные упражнения. Часть из них можно делать еще когда пациент находится в лежачем положении. К ним относятся:

  • подъем и опускание, сгибание и разгибание в суставах ног и рук;
  • вращение рук в запястном и локтевом суставах;
  • сжимание и разжимание кулаков;
  • движения стопами.

Если пациент еще не может сидеть, самостоятельно переворачиваться, необходимо периодически изменять положение его тела. Помощник помогает больному перевернуться, подойдя к нему с пораженной стороны и придерживая за здоровое плечо, колено или бедро.

Когда больной начнет присаживаться, ему в этом поможет специальное приспособление на функциональной кровати, за которое он будет подтягиваться. В положении сидя можно выполнять следующие упражнения:

  • запрокидывание головы назад, наклоны головы, вращение;
  • вытягивание и наклон тела вперед;
  • прогиб в спине, сведение лопаток;
  • вращение руками в плечевых суставах;
  • поочередный подъем ног.

Если человек может стоять, перечень рекомендуемых упражнений расширяется – пациент может дополнительно выполнять вращения и махи руками, наклоны, разведение рук с эспандером, ходьбу на месте.

Садиться, пересаживаться в кровати, вставать и ходить, если пациент изначально находился в лежачем положении, можно только после разрешения врача.

Для улучшения координации движений следует совершать движения глазами в разных направлениях, бросать в цель мелкие предметы, постепенно увеличивая их объем и массу и отдаляя цель. При улучшении состояния больного добавляются маховые движения в крупных суставах, повороты и наклоны корпуса.

Для тренировки мелкой моторики отлично подойдут пазлы, конструкторы, лепка из пластилина, оригами, выполнение аппликаций или обычные прописи.

Восстановление бытовых навыков

Все бытовые навыки следует развивать под присмотром близкого человека, помощника, который будет контролировать движения пациента, при необходимости – поддерживать и направлять его руку.

Питание

Для того чтобы ложки и вилки не выскальзывали из руки больного, можно обернуть их ручку тонким поролоном. Если паралич/парез затронул ведущую руку, то при приеме пищи следует помогать пациенту – поддерживать и направлять его руку ко рту.

Пользование краном и умывание

Перед раковиной следует поставить стул, чтобы больной мог умываться сидя. Он должен открывать кран пораженной рукой, при необходимости следует помогать ему, направляя руку к крану. При этом здоровой рукой с сохраненной чувствительностью пациент должен проверять температуру воды. После того, как установлена комфортная температура, пациенту следует предпринимать попытки умываться пораженной рукой.

Причесывание

Следует выбирать расчески из нескользящих материалов, либо обмотать ручку расчески тонким поролоном. По возможности следует пытаться причесываться рукой с нарушенными функциями.

Одевание

Одежда (кофта, рубашка) должна быть свободной, застегивающейся на пуговицы. Она кладется на колени, между которыми слегка фиксируется рукав для пораженной руки. Она, с помощью здоровой, постепенно продвигается в рукав.

Медикаментозное лечение

Конкретные препараты для реабилитации после инсульта на дому назначает лечащий врач. Как правило, курс лечения включает следующие группы средств:

  • для улучшения церебрального кровообращения;
  • кроворазжижающие;
  • нормализующие метаболизм;
  • улучшающие передачу импульсов в нервной системе;
  • активизирующие мыслительные процессы, улучшающие память;
  • успокоительные;
  • витамины.

Речевая реабилитация

Для восстановления речевых навыков больному потребуется консультация логопеда, который назначит упражнения для тренировки мимических мышц, языка, а также помощь и определенное поведение со стороны близких.

Родственникам пациента следует постоянно общаться с ним, при этом произносить слова медленно и четко, избегать сложных длинных предложений. Больной сначала должен тренировать произношение отдельных звуков, постепенно переходя к слогам и словам. Иногда человеку легче произносить слова нараспев, чем обычным способом.

  • вытягивать губы трубочкой и «оскаливаться»;
  • облизывать и слегка покусывать губы;
  • высовывать язык изо рта, поглаживать языком щеки, «цокать» языком;
  • надувать щеки;
  • улыбаться, стараясь симметрично задействовать обе стороны рта.

Тренировка памяти

Тренировка памяти и интеллектуальных функций происходит одновременно с восстановлением речи. Пациент должен пытаться повторять произнесенные помощником слоги, слова, фразы, постепенно увеличивая промежуток между произнесением слова и повторением.

Восстанавливать мыслительные способности помогают настольные игры, составление рассказов по рисункам, решение кроссвордов и даже простые беседы. Около каждого предмета в комнате можно положить карточку с его названием. По мере восстановления когнитивных функций больной может читать, смотреть фильмы, обсуждать их содержание.

Психологическая поддержка

Близким пациента нужно обеспечить позитивную обстановку дома, демонстрировать свою готовность помочь, поддерживать больного, уверять, что его состояние временно и неизбежны изменения к лучшему. Если состояние пациента позволяет, следует вовлекать его в посильные домашние дела, дать почувствовать себя значимым, не отстранённым от повседневных забот.

Справиться с паническими атаками, депрессией поможет психолог или психотерапевт. Если у пациента возникают острые состояния, агрессия, суицидальные мысли может потребоваться помощь психиатра, назначение лекарственных препаратов.

Длительность восстановительного периода зависит от многих факторов: обширности повреждения, возраста больного, наличия сопутствующих заболеваний. У пациентов, перенесших легкую форму инсульта, для частичного восстановления требуется 1-2 месяца, для полного – около 3 месяцев. При тяжелых формах со стойкими нарушениями частичное восстановление утраченных функций происходит минимум через полгода, шанс возврата всех утраченных навыков – минимален.

Согласно статистике, после первого года после перенесенного инсульта 60 % больных не нуждаются в посторонней помощи. 30 % – могут вернуться к прежней работе.Помощь при выполнении сложных задач требуется в этот период 20 % больных. Зависимыми от посторонней помощи остаются 15 %, перенесших ОНМК, 5 % – нуждаются в постоянном уходе.

Источник

Когнитивная реабилитация после инсульта

После инсульта нередко возникают когнитивные нарушения. Их наличие не только снижает эффективность лечения и реабилитации, ухудшает прогноз восстановления, но и снижает качество жизни больного. Лишь 6-7% больных полностью восстановятся. Имеется и возможность быстрого восстановления когнитивных функций. Однако это встречается лишь у больных, перенесших инсульт в более молодом возрасте. Чтобы помочь пожилым восстановиться, требуется когнитивная реабилитация. Она направлена не только на устранение дефектов, но и адаптацию к жизни при необратимых когнитивных нарушениях.

В год происходит 15-20 млн. инсультов, у 25-41% пострадавших в результате развивается деменция, что приравнивается к 8-13 млн. человек. У 90% с когнитивными нарушениями после приступа диагностировалась недостаточность высших функций мозга еще до него.

Медицинская справка

Когнитивные (т.е. познавательные) функции:

внимание (понимается возможность человека поддерживать нужный для познания уровень психической активности);

восприятие (возможность построения на основании информации, которая поступает в мозг от органов чувств, цельные образы и представления);

гнозис (подразумевается возможность понимать формируемые образы и связывать их с категориями разума);

память (возможность запомнить, хранить и воспроизводить предоставленную информацию);

интеллект (понимается возможность совершать действия с усвоенной информацией, т.е. выполнять анализ, сопоставление, оценку, обобщение, применять при решении задач);

речь (подразумевается способность общаться посредством символической знаковой системы, т.е. языка);

праксис (возможность формирования и включения в деятельность двигательных навыков, выстраивания, заучивания и автоматизации последовательности движений).

Под когнитивными нарушениями понимается снижение памяти, умственной работоспособности и иных когнитивных функций. Сравнение производится с индивидуальной нормой.

Появляются в результате:

локального повреждения мозга;

декомпенсации предшествующей церебральной болезни;

развития острой энцефалопатии.

Клиническая картина в зависимости от расположения зоны поражения (доли мозга):

передние лобные – нарушение планирования и контроля;

задние отделы левой лобной – афазия Брока, апраксия (больной может наметить план своих действий, требуемых для выполнения сложного двигательного акта, но не способен его выполнить);

левая теменная – ассоциативная афазия, идеомоторная апраксия (не может наметить план последовательных действий, чтобы выполнить сложный двигательный акт), синдром Герстмана, дефекты схемы тела, алексия, аграфия;

левое место соединения теменной и затылочной – оптико-пространственная агнозия, акалькулия, конструктивная апраксия (не может составить целый предмет из его частей);

правая теменная – анозогнозия, игнорирование ½ пространства;

левая височная – афазия Вернкике и/или амнестического типа;

правая – амузия, диспросодия, аритмия;

затылочная левая – оптико-предметная агнозия, изолированная алексия;

правая затылочная – лицевая, зрительная цветовая агнозия;

гиппокамп, таламус, медиобазальные лобные – амнезия.

ухудшение концентрации внимания;

дефекты управляющих функций в лице снижения интеллектуальной гибкости (проявляется инертностью, персеверацией) и когнитивного контроля (появляется импульсивность);

нарушение памяти в части неполноты воспроизведения.

Медико-социальная значимость отклонений заключается в снижении работоспособности больного и возникновении проблем с бытовой и социальной адаптацией посте инсульта. Это негативно сказывается на качестве жизни, как пожилого, так и членов его семьи. За счет уменьшения эффективности нейрореабилитации дается плохой прогноз относительно полноты восстановления функций. Также снижается эффективность терапии и профилактики основной и сопутствующих болезней. Как результат, продолжительность жизни уменьшается.

Основы когнитивной реабилитации после инсульта

Основывается на раннем систематичном подходе, приведенном в школах Анохина, Выготского, Лурии и других.

стимулировать естественное восстановление психики;

тренинг отдельных дефектных когнитивных функций и знакомых бытовых действий;

помощь в компенсировании недостатка некоторых когнитивных функций и ограниченных бытовых навыков;

применение компенсаторного оборудования и помощи третьих лиц;

преобразование и структуризация окружающей среды.

Методы восстановительного обучения разделены на два вида. Первый – модально-неспецифические направлены на тренировку нейродинамических параметров и мышления, вербальное и невербальное воздействие. При необходимости привлекаются специальное программное обеспечение, направленное на стимуляцию нейродинамических параметров. Сейчас ведутся исследования для уточнения эффективности целенаправленной компьютеризированной непрямой стимуляции определенных участков мозга для разработки методик узконаправленной реабилитации. На данный момент доподлинно неизвестно, помогают ли тренинги одной когнитивной функции с использованием компьютерных программ к улучшению именно ее, либо тренировки влияют на иные познавательные мозговые функции.

Модально-специфические способы базируются на восстановлении когнитивных функций за счет сохраненной модальности с постепенным дозированным усложнением программы действий.

Комплекс нелекарственных методов восстановления когнитивных нарушений включает:

  • диету: употребление в достаточном количестве свежих фруктов и овощей, растительного масла, свежей рыбы и ограничение потребления продуктов, богатых холестерином, и поваренной соли, снижение избыточного веса;
  • когнитивную гимнастику;
  • когнитивный тренинг;
  • психологические и поведенческие коррекционные методики коррекции, где усилия в основном направлены на улучшение сна, духовное состояние при помощи специальных практик, арт-, музыкотерапии;
  • психотерапевтические методики;
  • медитацию и занятия йогой.

Когнитивная гимнастика

Это комплекс специальных физических упражнений, в том числе координационных движений и элементов точечного самомассажа. Они помогают установить связь между кинестетической, визуальной, оптико-моторной и аудиальной системами. Упражнения условно разделены на группы:

Направленные на развитие координации (телесные).

Для растягивания мышечных тканей тела (растяжки).

Для повышения энергии тела и релаксации.

Сначала упражнения выполняются лежа или сидя на стуле. Постепенно комплекс расширяется. Учитывается общее состояние пациента и его самочувствие. Больному предлагаются упражнения из положения стоя, с опорой на стул, без опоры и в ходьбе. На выполнение каждого упражнения в медленном и плавном темпе отводится 1—2 мин. Гимнастика проводится ежедневно с учетом разработанной программы, общего состояния пациента. Одно занятие в щадящем двигательном режиме 10-15 мин., щадящем тренирующем – 15-20 мин., тренирующем – 25-30 мин. Урок состоит из 3 частей: подготовительная, основная и заключительная.

Показания к когнитивной гимнастике – когнитивный дефицит, снижение внимания и ухудшение памяти. Противопоказания – нет вербального контакта с пациентом, имеется тотальная афазия, общее самочувствие плохое.

Когнитивный групповой тренинг

Проводится в группах по 12-15 человек. Продолжительность – 75-90 мин. Специалист должен учитывать, что на пожилых негативно отражается присутствие людей другого пола того же возраста. Им больше нравится посещать занятия (особенно престарелым с тяжелыми когнитивными нарушениями), если в группе только сверстники их же пола.

При формировании списка участников каждой группы учитывается тяжесть когнитивных дефектов. Желательно посещение уроков больных с разной степенью, поскольку это стимулирует естественную конкуренцию, следовательно, повышается активность работы. Однако специалист должен придерживаться допустимого порога эмоционального напряжения во избежание обратного эффекта.

Если занятие подразумевает письменные задания, то материал выдается каждому члену группы в распечатанном виде вместе с четкими инструкциями. Как выполнять упражнение также объясняется устно. Это необходимо, чтобы каждый правильно понял суть.

Каждое занятие содержит разнообразные и различные между собой упражнения. При составлении программы учитываются индивидуальные предпочтения и динамика лечения. По окончанию работы анализируются ошибки, но внимание акцентируется не на «неудаче», а на том, что у пациента обязательно все получится. Для разнообразия урока используются игровые формы подачи материала, развивающие игры. Это помогает не только снять психологическую напряженность, но и повысить коммуникабельность и настроение участников. Тренинг проводятся в совокупности с психофармакотерапией.

Откорректировать память за счет перестройки и интегрирования с восприятием и мышлением. Используются разнообразные мнемотехнические методы.

Активизировать процессов всех видов внимания.

Развить и тренировать умения логического мышления, отвечающие за формирование целенаправленности, последовательности и гибкости умственных заключений.

Развить образное мышление, без которого не восстанавливается ассоциативная память.

Вовлекать каждого члена группы в тренировочный процесс, что помогает улучшить коммуникабельность.

Преодолеть социальную изолированность пациентов, сформировать умения соц.адаптированного поведения в группе.

Расширить общий кругозор для мотивирования включиться в иные формы трудовой и досуговой деятельности.

Совершенствовать вербальные навыки путем повышения активного словарного запаса.

Привлекать каждого участника группы к творчеству, способствующему поиску оригинальных когнитивных и поведенческих тактик.

Обучить переключать внимание с негативных эмоций на продуктивную активность.

Создать благоприятную эмоциональную атмосферу, пациент должен ощущать удовлетворение от итогов своей работы. Это позволяет преодолеть интеллектуальную и социальную ангедонию.

Тренировать регуляторные функции посредством соблюдения смены умственной работы с отдыхом и иными вариантами активной деятельности.

Выработать критерии для оценивания в динамике эффективности когнитивного восстановления.

Формировать мотивационные установки на индивидуальную работу в повседневной жизни.

Порядок занятия

Начинается урок со «Знакомства», когда каждый участник представляется, отвечает на вопросы специалиста о его предпочтениях. Последующий человек должен представиться, а также рассказать о предыдущем члене группы: его ФИО, возраст, что он отвечал. Это помогает завязать беседу, тренировать память, снять напряженность. Далее идут легкие физические упражнения, направленные на разогрев мышц (разминка).

Основная часть – упражнения на все виды когнитивных функций: внимание, памяти, мышление и регуляторные процессы. Часть заданий трудоемкие, требуют от участников сосредоточенности или же совместного поиска оптимального решения.

Окончание занятия – эмоциональная релаксация в игровой форме. Например, «Русское лото» или «Тримино».

Примеры упражнений на развитие внимания

Закрыв глаза, мысленно рисовать цифры от 0 до 9, только в качестве кисти выступает кончик носа.

Специалист показывает в течение короткого времени необычный предмет и прячет. Пациенты подробно описывают его.

Участники должны считать от 1 до заданного числа по кругу. Нужно останавливаться на тех цифрах, которые подходят под определенные критерии.

Считать по кругу вслух от 1 до определенного числа. При выпадении числа, например, с «2», произносить не его, а фразу «не собьюсь». Счет идет заново.

Выдаются участникам вырезки из журналов (учитываются интересы каждого). Человек должен внимательно прочитать статью и вычеркнуть слова, которые подходят под заданные критерии. В конце каждого просят рассказать о прочитанном (об этом требовании заранее не предупреждают).

Члены группы сидят с закрытыми глазами. Пациенту задается вопрос такой, чтобы ответ на него предусматривал возможность подмечать небольшие детали при восприятии окружающих.

Закрыв глаза и, игнорируя сторонние звуки и мысли, подумать сначала о планах на вечер, затем о прочитанной на днях книге и, потом, вспомнить яркое положительное событие из жизни.

Каждому участнику выдаются таблицы из набора букв. Среди них спрятаны слова (только существительные). Участник должен найти их.

Примеры упражнений на развитие памяти

Сидя с закрытыми глазами, представить свою комнату. Озвучиваются ведущим 10 слов. Их следует запомнить и в порядке озвученной очередности расположить в представленном помещении.

Под диктовку на листике записывается ряд слов столбиком. Участник должен к каждому из них подобрать другое слово-ассоциацию и записать рядом, но в другом порядке. Затем закрыть первый столбик и по ассоциациям восстановить его.

Рассказывается мини-история, чтобы у участников сформировались стойкие зрительные образы для запоминания ключевых слов.

Сначала участники между собой разбирают, какие ассоциации у них возникают в отношении той или иной цифры. Следующий этап – ведущий озвучивает последовательность названий данных предметов. Участники должны воссоздать цифровую последовательность.

Нужно сделать схему известного объекта по памяти, например, расположение комнат в квартире.

Примеры упражнений на тренировку образного и логического мышления

Нужно мысленно трансформировать предложенные китайские иероглифы в объекты, людей или явления

Группу делят на 2 команды и садят друг против друга. Одной выдают карточки с терминами. Команда сообща должна объяснить противникам функциональное определение каждого понятия. Задача второй команды – угадать. Дальше происходит смена ролей.

Дается длинное слово. Из его букв участники должны составить максимальное количество новых.

Группа разделяется на команды по 3-4 человека. Используются большие каминные спички. Из них на столе выкладываются равенства по определенному условию. Задача команды исправить уравнение, либо сделать новые.

Дается 2 слова, нужно составить с ними логическую цепочку. Выполняется по очереди всеми участниками.

Выбираются буквы из русского алфавита и им присваиваются номера от 1 до 9. Участник называет цифровую комбинацию, другие члены группы должны разгадать слово.

Дается набор слов разнообразной семантической близости. Из них пациенты должны написать маленький рассказ, который логичен и включает все слова.

Загадки, логика, головоломки

Это увлекательные упражнения, позволяющие тренировать все когнитивные функции.

«Филворд». Каждому выдается табличка с буквами. Ведущий загадывает загадки по интересной всем участникам теме. Слова-отгадки нужно найти и отметить в таблице.

Медикаментозное лечение когнитивных расстройств

В период постинсультного восстановления и лечения когнитивных нарушений упор делается на профилактику повторного приступа. Так, с целью стабилизации артериального давления назначают антигипертензивные средства. Выбор препарата осуществляет врач, основываясь на индивидуальных показаниях.

Пациентам после ишемического типа приступа назначают:

Статины. В первую очередь их прописывают больным, имеющим ишемическую сердечную болезнь, сахарный диабет, атеросклеротическое поражение периферических артерий. Предпочтение отдается аторвастатину (до 80мг в сутки) для пациентов после некардиоэмболического инсульта.

  • Непрямые антикоагулянты назначаются пациентам после кардиоэмболического ишемического инсульта. Дозировку варфарина увеличивают поэтапно.
  • После некардиоэмболического инсульта прописывают антитромбоцитарные средства, среди которых ацетилсалициловая кислота (АСК) (75–325мг в сутки), клопидогрел (75мг в сутки) или комбинация 200мг дипиридамола медленного высвобождения и 25мг АСК два раза в сутки.

Препараты, направленные на улучшение когнитивных функций

Особое внимание уделяется устранению эмоциональных нарушений, встречающихся у пожилых пациентов после инсульта, т.е. депрессии и повышенной тревожности. Однако следует либо убрать из листа назначения, либо применять в очень малых дозировках препараты, негативно отражающиеся на когнитивных функциях. Речь идет про лекарства с холинолитическим действием, анксиолитики, нейролептики, седативные средства.

Ингибиторы холинэстеразы (иХЭ) помогают восстановить запасы ацетилхолина в нервной системе, что повышает когнитивные функции. Однако их прописывают при терапии деменции с сосудистым компонентом, а не чисто сосудистой.

Также применяют ингибиторы ацетилхолинэстеразы: галантамин, донепезил, ривастигмин.

Ноотропы

Название препараты получили от греческих слов «noos» – мышление, разум и «tropos» – направление. Воздействуют на высшие интегративные функции мозга благодаря прямому воздействию на метаболизм нейронов и повышению устойчивости НС к негативным факторам.

Существует несколько классов. Первый – это производные пирролидона. Включает два препарата. Пирацетам – первый открытый ноотропный препарат. Помогает облегчить образовательные процессы, улучшает память. Назначают по 1,6–4,8 мг/сут. С аналогичным действием аналог лекарства – ноотропил, бетасерк, микрозер.

Второй класс – производные диметиламиноэтанола. Включает деанол и деманал-ацеглюмат.

Третий класс – производные пиридоксина. Включает несколько препаратов, среди которых особо используется энцефабол. Нейрометаболическое действие достигается за счет стимулирования образования ГАМК. Особо выражены противоишемический эффект и ноотропный. Также к классу относятся пиритиноя, пиридитол, энербал, церебрал.

Четвертый класс – химические аналоги ГАМК. Сюда относятся аминалого и его аналог гаммалон. Препараты увеличивают устойчивость нервной системы к гипоксии и токсическому воздействию, помогают улучшить интегративную мозговую деятельность, консолидацию памяти и облегчить образовательные процессы.

Пятый класс – производные ГАМК. Пикамилон отличается умеренным ноотропным эффектом, является мягким антидепрессантом и благотворно отражается на микроциркуляционных процесса в мозгу. Чаще применяются пантогам и фенибут. Имеют аналогичное действие, но еще относятся к седативным препаратам с противосудорожным эффектом.

Шестой класс – меклофеноксат, куда относятся ацефен и церутил.

Седьмой класс – нейропептиды. Сюда относятся церебролизин и его малоизвестный аналог кортексин. Отличаются мощным нейротрофическим действием. Включает и семакс, отличающийся ноотропным эффектом, проявляющимся улучшением памяти и внимания, повышением работоспособности, адаптивной способности организма к стрессам. Прописывают по 20–30мл в/в на физиологическом растворе каждый день 1 месяц.

Восьмой класс – нейропротекторы. Яркие представители – актовегин и солкосерил. Ценятся за счет трофического и неромодуляторного дейтсвия.

Девятый – глутаматергические препараты. Для лечения постинсультной деменции используют акатинол мемантина – антагониста NMDA–рецепторов к глутамату. Препарат восстанавливает когнитивные функции и некоторое уменьшение ажитации. Преимущество лекарства – хорошая переносимость. Допускается сочетание с ингибиторами ацетилхолинэстеразы, т.к. средства влияют на различные звенья патогенеза деменции. Мемантин можно заменить глицином.

Десятый – средства, усиливающие холинергические процессы. Яркий пример – глиатилин с отчетливым ноотропным действием. Помогает улучшить познавательные функции, внимание, процесс запоминания и воспроизведения информации. Также устраняет эмоциональную нестабильность, раздражительность, поднимает настроение. Назначают по 1200 мг/сут. Аналоги – амиридин и такрин.

Одиннадцатый – церебральные вазодилататоры:

Винпоцетин применяется при дисциркуляторных энцефалопатиях, которые сопровождаются нарушением памяти, головной болью, головокружением. Назначают по 15–30 мг/сут.

Инстенон сочетает вазоактивный, ноотропный и нейростимуляторный эффект.

Ницерголин (сермион) имеет отчетливое ноотропное действие, восстанавливает когнитивные функции после инсульта.

Двенадцатый – производные 2-меркантобензимидазола. Представлен класс бемитилом, обладающим средним психостимулирующим эффектом.

Тринадцатый – общетонизирующие средства и адаптогены. Включает лецитин, позволяющий устранить раздражительность, утомляемость, улучшает память и концентрацию. Также сюда относится янтарная кислота (когитум и прочие препараты с ацетиламиноянтарной кислотой).

Важно! Перед приемом любых препаратов необходима консультация с врачом. Самостоятельный прием лекарственных средств может привести к негативным последствиям для здоровья. Опека Журнал дает лишь общую справочную информацию о лекарственных методах лечения для ознакомления.

Источник

Оцените статью