Тренировки для выносливости хоккеистов

Развитие выносливости

В современном хоккее приветствуется умение игрока выдерживать высокий темп игры на протяжении всего турнира. Хоккеист должен уметь безболезненно безболезненно переносить большие тренировочные нагрузки, восстанавливать свою работоспособность в течение непродолжительных интервалов отдыха непосредственно в ходе занятия, матча, между отдельными занятиями и играми. Отсюда следует, что эффективность тренировок во многом определяется уровнем развития выносливости хоккеистов.

Выносливость хоккеиста – это способность эффективно выполнять игровую и тренировочную деятельность без утомления и умение противостоять ему, когда оно может возникнуть. Выносливость во многом зависит от функциональных возможностей органов и систем организма хоккеиста. К основным системам относятся: центральная нервная система, сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная, терморегуляционная и нервно-мышечная системы.

Немаловажное значение для выносливости хоккеиста играет развитие других двигательных качеств: волевых способностей, психологической устойчивости, технического и тактического мастерства, устойчивости организма к неблагоприятным сдвигам внутренней среды.

Существует несколько видов выносливости: общая, специальная, скоростная, скоростно-силовая и др. Наиболее общими и важными факторами, определяющими разные виды выносливости, являются процессы энергетического обеспечения организма во время работы. Они бывают двух видов: аэробный (с участием кислорода) и анаэробный (без участия кислорода). Анаэробный вид подразделяется на: алактатный – за счет распада креатинфосфата и гликолитический, или лактатый, – за счет ферментативного расщепления углеводов с образованием молочной кислоты.

Выносливость хоккеиста во многом зависит от эффективной совместной деятельности всех источников энергообеспечения организма. Роль аэробного и анаэробного компонентов существенно изменяется в зависимости от возраста, характера мышечной подготовленности, этапа сезонной подготовки, уровня подготовленности спортсмена, применяемых тренировочных средств.

Читайте также:  Комплекс упражнений для ясельной группы

В спортивной практике синонимом термина «аэробная работоспособность» является понятие «общая выносливость».

Большое значение аэробная работоспособность имеет при продолжительной мышечной деятельности, когда мышцы полностью обеспечиваются кислородом. Велико ее значение и в восстановительный период после нагрузок анаэробного и смешанного аэробно – анаэробного характера, а также в интервалах отдыха между упражнениями в процессе тренировочных занятий, во время остановок игры, между сменами и периодами матча. Аэробные процессы достигают своей максимальной эффективности примерно к пятой минуте после начала тренировки.

Анаэробная работоспособность имеет значение в кратковременных упражнениях высокой интенсивности, где отсутствует возможность обеспечить работающие мышцы необходимым количеством кислорода. Она влияет на энергообеспечение в кратковременных упражнениях максимальной интенсивности, но активность и емкость ее невелика и она быстро исчерпывает себя. От анаэробной работоспособности организма зависят такие качества, как сила, быстрота, спринтерская выносливость.

Скоростная и скоростно – силовая выносливость совпадает по своему значению с гликолитической анаэробной способностью организма. От уровня ее развития зависит умение хоккеиста на протяжении всей игры выдерживать быстрый темп и проявлять максимальную работоспособность, несмотря на нарастающее утомление. Гликолитическая реакция достигает своей максимальной мощности к 40– 50-й секунде работы. Емкости этой реакции хватает только на несколько минут напряженной работы.

К особо важным аэробны свойствам организма относятся: производительность сердца, от которой зависит в значительной мере количество крови, поступающей к работающим мышцам; эффективность легочного дыхания; кровоснабжение работающих мышц, зависящее от числа капилляров в мышцах и эффективного распределения крови в органах; кислородная емкость крови, определяемая содержанием гемоглобина; содержание в мышцах миоглобина, выполняющего функции и перенесении кислорода в тканях; активность ферментов тканевого дыхания.

Оценивают аэробную производительность по уровню максимального потребления кислорода (МПК); времени для достижения этого уровня; максимальному времени удержания данного уровня кислорода; уровню порога анаэробного обмена (ПАНО).

При работе в анаэробных условиях, образуется значительное количество молочной кислоты, которая неблагоприятно воздействует на протекание физиологических процессов в организме, угнетает тканевое дыхание, снижает скорость сокращения мышц, изменяет уровень рН в крови в кислую сторону, могут возникнуть желания прекратить работу.

Анаэробные возможности спортсмена зависят от их волевых качеств. В хоккее анаэробная производительность имеет большое значение, особенно такой показатель, как мощность гликолитического источника энергообеспечения. Просматривается прямая связь между квалификацией хоккеистов и их анаэробными возможностями.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЗЮДОИСТОВ

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЗЮДОИСТОВ Выносливость — это способность противостоять утомлению и выполнять продолжительную работу без снижения ее эффективности.Различают 2 вида выносливости. Общая выносливость — это способность дзюдоистов к продолжительной работе

Глава 7. Развитие динамической силовой выносливости мышц, участвующих в подтягивании.

Глава 7. Развитие динамической силовой выносливости мышц, участвующих в подтягивании. Анализируя соревновательные раскладки ведущих спортсменов-полиатлонистов, способных подтянуться 60 и более раз, можно придти к простому выводу.Для того чтобы за 4 минуты подтянуться 60

7.9 Развитие динамической выносливости повторно-серийным методом.

7.9 Развитие динамической выносливости повторно-серийным методом. Тренировки в подтягивании могут иметь различную организационную структуру.Так, тренировка может состоять из некоторого количества серий, каждая из которых включает в себя несколько подходов. Метод

Тренировка аэробной выносливости

Тренировка аэробной выносливости Аэробная выносливость применительно к велосипедной подготовке триатлета представляет собой способность к длительной езде на допороговых (до ПАНО) уровнях интенсивности, способность бороться с утомлением во время длительной езды, а

Тренировка выносливости (В)

Тренировка выносливости (В) В1. Восстановление. Плавайте 10–20 минут или более в пульсовой зоне 1 (см. табл. 4.1), концентрируясь на технике. Используйте это упражнение после пробивного упражнения на велосипеде или бега для ускорения восстановления либо в качестве заминки

Тренировка выносливости (В)

Тренировка выносливости (В) В1. Восстановление. Упражнение делается в пульсовой зоне 1 (см. табл. 4.4) на ровной трассе, с удобным для вас каденсом и при использовании маленькой звездочки. Упражнение следует проделывать в ходе Подготовительного периода как основное аэробное

Тренировка выносливости (В)

Тренировка выносливости (В) В1. Восстановление. Делается в пульсовой зоне 1 (см. табл. 4.2) на ровном и мягком покрытии, таком как грунт в парке или поле для гольфа. Несколько раз проверьте ритм, считая шаги правой ноги на протяжении 20 секунд, – целевой показатель составляет от

Тренировка выносливости (В)

Тренировка выносливости (В) В1. Брик – экстенсивная выносливость. Совершите велозаезд на длинную дистанцию по треку, оставаясь в зонах 1 и 2. Затем перейдите к бегу по ровной поверхности, также оставаясь в зонах 1 и 2. Общее время брика может варьироваться от 2 до 6 часов. В

Развитие выносливости

Развитие выносливости Как на протяжении одного матча, так и на протяжении всего турнира в современном хоккее от хоккеиста требуется выносливость на всем его протяжении – способность играть в высоком темпе. Хоккеист должен уметь восстанавливать свою работоспособность

Развитие выносливости

Развитие выносливости В современном хоккее приветствуется умение игрока выдерживать высокий темп игры на протяжении всего турнира. Хоккеист должен уметь безболезненно безболезненно переносить большие тренировочные нагрузки, восстанавливать свою работоспособность в

Воспитание выносливости

Воспитание выносливости Выносливость борца – это способность совершать эффективную работу определенной интенсивности в течение времени, предусмотренного спецификой соревнований.Длительность работы ограничивается утомлением, а вследствие этого неспособностью

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ Выносливость – это способность занимающегося противостоять утомлению и выполнять длительное время данную работу, что является необходимым фактором в повседневной деятельности.Выносливость подразделяют на общую и

Источник

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ

А.С. Павлов, к.п.н., старший методист, Детская школа по хоккею ЦСКА

Достижение высоких спортивных результатов в современном хоккее требует принципиально иного (в отличие от традиционного) подхода к организации подготовки хоккеистов. При построении тренировочного процесса, в первую очередь следует учитывать тот факт, что организм спортсмена является физиологической единицей, а, следовательно, принципы спортивной подготовки должны базироваться на законах развития и адаптации человеческого организма [2]. Системные законы физиологии диктуют необходимость соблюдения принципов целенаправленности и оптимизации тренировочных нагрузок спортсменов [1]. При этом необходимо регулярно оценивать эффективность проделанной спортсменами тренировочной работы. Единственным существенным критерием эффективности тренировочной работы является динамика показателей специальной тренированности спортсменов, оцениваемой по результатам специфических для избранного вида спорта тестов и по результатам соревновательной деятельности игроков [1,2].

Некогда врачом-психиатром Н. А. Бернштейном (абсолютно далеким от физической культуры и спорта) был выдвинут тезис о существовании так называемых «физических качеств» человека: силы, быстроты, выносливости и ловкости. Данный тезис был подхвачен и возведен в ранг «путеводной звезды» физического воспитания физкультурными теоретиками В. М. Зациорским (1966 и др.), Л. П. Матвеевым (1984, 1997 и др.) и их многочисленными последователями – несмотря на то, что еще в 1957 году грамотные спортивные специалисты (Н. Н. Яковлев, А. В. Коробков, С. В. Янанис, 1957) писали, что говорить нужно не о «физических качествах» спортсмена, а о характеристиках его конкретных движений. Современные знания основ системной физиологии подтверждают истинность заявлений последних [2]. Самостоятельных «физических качеств» не существует, а существуют взаимосвязанные и взаимозависимые характеристики конкретных двигательных актов организма, направленных на достижение конкретного результата его деятельности [2]. Тем не менее, в теории и методике физического воспитания и в практике хоккея уже давно укоренились представления о существовании «физических качеств» и о необходимость отдельной работы над их развитием. Одним из таких «качеств» считается «выносливость». В спортивной педагогике принято выделять «общую» и специальную выносливость. В. Н. Платонов (2005) предлагает понимать «общую выносливость» как «способность спортсмена к продолжительному выполнению им работы неспецифического характера». Под специальной выносливостью тот же автор предлагает понимать «способность спортсмена эффективно выполнять соревновательную работу и преодолевать утомление в условиях ее выполнения». При этом важно понимать, что специальная выносливость выступает в спортивной деятельности не в виде «физического качества», а в виде одной из характеристик конкретной деятельности конкретного атлета [1,2].

Развитию «общей выносливости» в хоккее большое внимание уделяется в подготовительном периоде на общеподготовительном этапе подготовки. Наиболее распространенным средством развития «общей выносливости» у хоккеистов на земле является упражнение «кроссовый бег». При этом тренеры не учитывают тот факт, что беговая тренировочная работа «на земле» по своим структурно-функциональным характеристикам и по биомеханике движений кардинально отличается от бега по льду на коньках [1].

В исследованиях финских специалистов доказано отсутствие повышения выносливости, оцениваемой по результатам велоэргометрического теста, – в группе хоккеистов, которые в своей подготовке использовали кроссовый бег [3]. В наших исследованиях [1] выявлено, что использование в подготовке хоккеистов тренировочного упражнения «кроссовый бег» не приводит к росту специальной тренированности хоккеистов и, более того, может приводить к ее регрессу.

В недавно проведенном нами исследовании мы попытались выявить взаимосвязь между показателями «общей» и специальной выносливости хоккеистов, оцениваемыми с помощью тестов: «бег 3000 м» на земле и «челночный бег 4х54 м» на льду. Данные тесты считаются информативными для оценки «выносливости» у хоккеистов и активно используются тренерами детско-юношеских и профессиональных хоккейных команд. Тест «челночный бег 4х54 м» на льду – модифицированный вариант теста «челночный бег 5х54 м» на льду [1], выбранный в соответствии с возрастными и квалификационными возможностями хоккеистов, участвовавших в нашем исследовании. Исследование было проведено в подготовительном периоде годичного цикла подготовки юниорской хоккейной команды. В тестировании приняло участие 10 хоккеистов (нападающие и защитники, возраст 16 лет). Полученные результаты были обработаны с использованием методов математической статистики. Рассчитывали и оценивали следующие показатели: среднее арифметическое (x), стандартное отклонение (s), корреляционная связь (r) между анализируемыми параметрами. Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты тестирований показателей «общей» и специальной выносливости квалифицированных хоккеистов (возраст – 16 лет) в подготовительном периоде годичного цикла подготовки.

«Челночный бег 4х54 м»

Среднегрупп. показатель (х)

Стандартное отклонение (s)

Коэффициент корреляции (r)

Величина коэффициента корреляции (r=-0,20) свидетельствует о фактическом отсутствии взаимосвязи между двумя исследуемыми параметрами, по которым традиционно принято оценивать «выносливость» хоккеистов. Соответственно: результаты в тесте на земле «бег 3000 м» и результаты в тесте на льду «челночный бег 4х54 м» – практически не взаимосвязаны, что в первую очередь свидетельствует о нецелесообразности использования теста на земле «бег 3000 м» для оценки «общей выносливости» хоккеистов. Отдельные результаты наших предыдущих исследований доказывают, что хоккеисты могут демонстрировать высокие результаты в специфических тестированиях на выносливость и показывать низкие результаты в тестах на «общую выносливость». Кроме того, данные наших исследований свидетельствуют, по меньшей мере – о бессмысленности использования упражнения «кроссовый бег» в подготовке хоккеистов.

В качестве альтернативы традиционно используемым методам повышения «общей выносливости» российскими специалистами был предложен эффективный метод развития специальной выносливости у хоккеистов с использованием комплекса дыхательных упражнений, развивающих функции внешнего дыхания человека [1]. Предложенный метод обеспечивает увеличение жизненной емкости легких и повышение аэробных возможностей хоккеистов без отрицательного влияния на уровень их специальной тренированности. Разработана эффективная методика, обеспечивающая положительный перенос тренированности с вышеуказанного комплекса упражнений на основную соревновательную работу хоккеистов [1]. Метод был успешно апробирован в практической работе с квалифицированными хоккеистами и может быть эффективно использован в многолетней подготовке хоккеистов любой квалификации.

Павлов, А. С. Скорость и скоростная выносливость хоккеистов [Текст] / А. С. Павлов. — Москва : ОнтоПринт, 2017. — 152 с.

Павлов, С. Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. — Малаховка, 2010. — 88 с.

Martinmäki, S. Effects of High Intensity Cycling Interval Training on Endurance Performance In Ice-Hockey Players / S. Martinmäki // Master’s Thesis Science of Sports Coaching and Fitness Testing. – 2012. – 59 p.

Павлов, А. С. Современный подход к развитию специальной выносливости хоккеистов / А. С. Павлов // Физическая культура и спорт студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры физического воспитания и спорта ТулГУ. 26 ноября 2018 г. Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. – с. 218-222.

Источник

Оцените статью