Тренировки для гребного слалома

Методика тренировки гребцов-слаломистов на начальном этапе подготовки

На правах рукописи

ВОЛОДИН Василий Николаевич МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ ГРЕБЦОВ-СЛАЛОМИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Короткова Елена Анатольевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Аикин Владимир Анатольевич, кандидат педагогических наук Корженевский Александр Николаевич Ведущая организация – ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»

Защита диссертации состоится 27 февраля 2009г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.274.01 при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» по адресу: 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10.

С диссертацией можно ознакомиться в Информационно-библиотечном центре Тюменского государственного университета.

Автореферат разослан 26 января 2009г.

Ученый секретарь диссертационного совета Строкова Т.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Гребной слалом – это технический (сложно-координационный) вид спорта (Платонов В.Н., 2004), подготовка в котором очень сильно зависит от многих условий: индивидуальной обуча емости спортсменов;

качества спортивного инвентаря;

возможности кругло годичной тренировки в естественных условиях (гребной канал) и т.д.

История развития гребного слалома в мире начинается с 30-х годов XX столетия, когда туристы-водники стали вводить элементы слалома во время сплавов по рекам, разрабатывать специальные упражнения и создавать искус ственные препятствия. Лишь с 1992г. гребной слалом включен в программу летних Олимпийских игр. Мировая практика подготовки спортсменов привя зана к территориям с наличием бурных рек, к местам производства лодок и другого спортивного инвентаря и, в частности, включает соперничество раз личных производственных фирм.

В современных условиях неуклонный рост спортивных достижений, модернизация правил соревнований и спортивного инвентаря и, как следст вие, переориентация в развитии физических качеств, способностей (от общей выносливости – к специальной, от максимальной силы – к скоростно-силовой и др.), расширение «географии» гребного слалома требуют поиска новых подходов реализации учебно-тренировочного процесса уже с этапа началь ной подготовки (В.П. Бачин, А.С. Франченко, 2001).

В настоящее время из всех видов гребли, входящих в программу Олим пийских игр, гребной слалом в России является менее изученным видом спорта (Б.Н. Колтышев, 1992). Не получила должного внимания спортивная подготовка, опирающаяся на территориальные особенности. Рост популяр ности гребного слалома в мире заставляет подойти к многолетнему трениро вочному процессу спортсменов, используя достоверный и эксперименталь ным путем обоснованный материал. На современном этапе развития греб ного слалома невозможно пренебрегать спецификой спортивной подготовки на начальном этапе, на котором закладывается «базовый фундамент» для будущих спортивных результатов в спорте высших достижений. А учитывая то, что в гребном слаломе разыгрываются 4 комплекта олимпийских медалей, стоит обратить должное внимание на качественную сторону подготовки на данном этапе.

В теории и методике спорта представлены основы спортивной трени ровки юных спортсменов общего и частного характера, касающиеся отдель ных видов спорта (Л.В. Волков, 2002;

Т.В. Михайлова, 2006;

В.Н. Платонов, 1988;

В.П. Филин, 1987), что не отражает специфику подготовки в гребном слаломе.

В исследованиях, проведенных Бальсевичем В.К., Волковым Л.В., Платоновым В.Н. и другими, убедительно доказывается, что современная методика тренировки должна отказаться от стандартной (унифицированной) системы подготовки и включать содержание, обеспечивающее целесообраз ное соотношение средств и методов спортивной подготовки, учитывающее половозрастные и индивидуально-психологические особенности занимаю щихся и условия территории города, региона.

Таким образом, выявленное противоречие между догматическими под ходами к тренировочному процессу и современными тенденциями развития гребного слалома определили проблему поиска эффективных способов спортивной подготовки гребцов-слаломистов с учетом территориальных осо бенностей и тему нашего исследования: «Методика тренировки гребцов слаломистов на начальном этапе подготовки».

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс гребцов слаломистов.

Предмет исследования – содержание, способы тренировки гребцов слаломистов на этапе начальной подготовки.

Цель исследования — разработать и научно обосновать модифици рованную методику тренировки гребцов-слаломистов на начальном этапе подготовки.

Гипотеза исследования — предполагается, что совершенствование учебно-тренировочного процесса гребцов-слаломистов начальной подготов ки позволит рационально решать цели и задачи спортивной тренировки, дос тичь необходимого уровня их специальной подготовленности за счёт:

— внедрения в спортивную подготовку гребцов-слаломистов дополни тельных средств обучения (катания без весла, катания в разных классах ло док, скоростных спусков);

расширения применяемых методов тренировки (интервального и идеомоторного) и методических приёмов (смежных стартов и перекрёстных тренировок);

— распределения средств и методов спортивной тренировки в годичном цикле с учётом специфики тренировочной и соревновательной деятельности в гребном слаломе, наличия гребных каналов, изменений современных тре бований (усложнения рисунка слаломной трассы) и правил соревнований по гребному слалому (прохождения двух зачётных попыток с начислением двух штрафных очков за касание вех), постоянного обновления спортивного инвентаря (длина спортивных лодок, материал, из которого они изготовлены, и их модификации);

— переориентации характера нагрузки и её параметров в структуре годичного цикла в сторону увеличения специальной физической подготовки в соответствии с изменениями в правилах соревнований и модернизацией спортивного инвентаря.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы задачи:

1. Проанализировать теоретическое и практическое состояние пробле мы методического обеспечения тренировки гребцов-слаломистов на началь ном этапе подготовки в РФ.

2. Выявить особенности и содержание тренировки гребцов-слаломис тов на начальном этапе подготовки.

3. Разработать, теоретически обосновать модифицированную методику тренировки гребцов-слаломистов на начальном этапе подготовки.

4. Экспериментально проверить влияние модифицированной методики тренировки на процесс обучения технике гребного слалома, на развитие общих и специальных физических способностей, на функциональную подго товленность и результативность выступлений в соревнованиях по гребному слалому.

Методы исследования. Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: анализ и обобщение литературных источ ников по изучаемой проблеме;

тестирование общей и специальной физичес кой подготовленности гребцов-слаломистов;

анкетирование и опрос;

педаго гическое наблюдение;

методы матема тической статистики.

Теоретико-методологической основа исследования построена на результатах изучения трудов ученых нескольких направлений. Это труды по — теории и методике физического воспитания и спортивной тренировке (В.К. Бальсевич, С.М. Вайцеховский, Ю.В. Верхошанский, Л.В. Волков, Л.П.

Матвеев, В.Н. Платонов и др.);

— теории и методике гребного спорта (И.Ф. Емчук, Н.В. Жмарев, В.Ф.

Каверин, С. Крюков, Г.П. Неминущий, R. Rowe и др.);

— физиологии мышечной деятельности и теории возрастной физиологии (Я.М. Коц, В.И Лях, А.А. Маркосян, В.С. Фарфель, Н.А. Фомин и др.);

— теории адаптации функциональных систем к тренировочным нагруз кам (А.А. Виру, Ф.З. Меерсона, С.С. Михайлова и др.).

Организация исследования. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 5, 29, 67, АНО ДОД «ДЮСШ № 5», АНО ДОД «СДЮСШОР № 2», на гребном канале ТЭЦ-1 г. Тюмени, МОУ ДОД горСЮТур «Полюс» г.

Нижний Тагил в период с 2004 по 2008 год в три этапа.

Первый этап (2004 – 2005гг.). На данном этапе проводился анализ состояния проблемы исследования в науке и практике. Определялись цель, задачи, разрабатывалась гипотеза исследования. В рамках констатирующего эксперимента определялся уровень общей и специальной физической подго товленности спортсменов. Разрабатывалась адаптированная методика трени ровки гребцов-слаломистов на начальном этапе подготовки в условиях Западно-Сибирского региона.

Второй этап (2005–2007гг.). Продолжался теоретический анализ проб лемы. На данном этапе осуществлялась опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности разработанной методики тренировки гребцов-слало мистов на начальном этапе подготовки.

Третий этап (2007-2008гг.). Проводились анализ, обобщение, стати стическая обработка и описание результатов исследования, их интерпре тация. Формулировались выводы и заключение, оформлялась диссертацион ная работа.

Научная новизна исследования:

1. Модифицирована методика тренировки гребцов-слаломистов на начальном этапе подготовки, суть которой заключается в совершенство вании процесса обучения основам техники слаломной гребли (изменение последовательности и объема) и возможности внедрения специально-разви вающих (слаломных) упражнений в подготовительный процесс соревнова тельного периода;

в увеличении сроков соревновательного периода (с 2 до месяцев) с целью адаптации организма спортсменов к многолетнему трени ровочному процессу.

2. Доказано, что в обучении технике выполнения гребков и их элемен тов целесообразно использовать целостный подход, так как предварительное деление гребков и элементов на части нарушает параметры выполняемого двигательного действия и, как следствие, координационную основу движе ния.

3. Выявлено, что соотношение основных слаломных и дополнительных гребков в соревновательной деятельности составляет 85-90% к 10-15%, следовательно, почти две трети времени в специальной подготовке необходимо отводить выполнению гребков: «прямого», «направляющего», «отброса», «завеса», а в остальное время выполнять элементы слаломной гребли: «крен», «гребок от кормы», «опору», «смещение», «поддержку кормы», «траверс», «подтягивающий», «скольжение», «эскимосский оборот».

4. Определены длительность и число повторений гребков и элементов техники гребного слалома в учебно-тренировочном занятии с учетом техни ческой трудности двигательного действия и, как следствие, процессов утом ления.

5. Регламентировано использование технических связок в зависимости от индивидуального уровня подготовленности спортсмена: «обратные воро та» («направляющий» — «завес» — «прямой гребок», «отброс» — «направля ющий» — «завес»;

«прямой гребок» — «завес» — «прямой гребок»);

«прямые ворота» («прямой гребок» — «направляющий»;

«направляющий» — «завес» «направляющий»;

«отброс» — «направляющий») и их комбинации.

6. Доказана необходимость использования специально-развивающих упражнений: скоростного спуска на время, преодоления водных препятствий, прохождения участков слаломной трассы различной длины, гребли против течения и др. Данные упражнения способствуют повышению уровня физи ческой и функциональной подготовленности и оказывают положительное влияние на здоровье спортсменов, что подтверждается ежегодным медицинс ким обследованием.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении теории и методики спортивной подготовки по гребному слалому классифи кацией техники гребного слалома и дополнительными средствами и мето дами специальной подготовки, обновлении параметров нагрузки, их рацио нальным распределением в годичном цикле.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методического пособия «Методика обучения гребному слалому на этапе начальной подготовки» для тренеров и специалистов, спортсменов по греб ному слалому и «Учебной программы по гребному слалому для ДЮСШ и СДЮСШОР (этап начальной подготовки)», материалы которых могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе гребцов-слаломистов на территории РФ.

Апробация результатов исследования. Основные результаты, полу ченные в ходе опытно-экспериментальной работы, были доложены на регио нальной и городских научно-практических конференциях (Тюмень, 2006 2007) и обсуждались на кафедре теоретических основ физического воспи тания Института физической культуры Тюменского государственного уни верситета (2004-2007).

Достоверность результатов исследования подтверждается выбором теоретико-методологических подходов, разработанных в теории гладкой гребли и водного туризма;

адекватностью использованных методов иссле дования его цели и задачам, продолжительностью опытно-эксперименталь ной работы (3 года), репрезентативностью объёма выборки (количество обследуемых соответствовало количеству выезжающих на международные соревнования от РФ и региональные УрФО) и статистической значимостью полученных результатов;

экспериментальной проверкой основных положе ний исследования и воспроизводимостью результатов исследования в любом регионе РФ;

личным участием автора в исследовании в качестве разработ чика, организатора и исполнителя.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Направленность учебно-тренировочного процесса гребцов-слаломис тов на всестороннее развитие в течение этапа начальной подготовки замед ляет период адаптации организма к специфическим нагрузкам на последу ющих этапах и, как следствие, приводит к форсированному использованию специфических средств и нагрузок при переходе юных спортсменов в учебно-тренировочные группы. Применение специальных средств и объемов нагрузки специально-развивающего характера в годичном цикле, отража ющих специфику тренировочной и соревновательной деятельности, вопреки традиционному подходу к спортивной подготовке на начальном этапе, способствует эффективному развитию физических способностей, играющих важную роль в гребном слаломе.

2. Традиционная методика обучения технике гребного слалома на спо койной и бурной воде должна быть усовершенствована в содержательном (внедрение специально-развивающих нагрузок;

методических приемов: смежных стартов и перекрестных тренировок и др.) и методическом (усовершенствование последовательности и объема гребков и элементов;

применяемых средств силовой подготовки и др.) аспектах.

3. В отличие от традиционного подхода к соревновательному периоду, на начальном этапе подготовки необходимо использовать следующие методические приемы: перекрестные тренировки с использованием катания в разных классах лодок, катания без весла;

варьирование сложности традиционных связок – прохождение «змеек» в сочетании с «обратными воротами» и «смежные старты».

Структура и объём работы. Работа состоит из введения, четырёх глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и 5 приложений.

Основной текст диссертации иллюстрирован 32 таблицами, 1 рисунком, схемой. В списке использованной литературы 168 источников, из них 6 – зарубежных авторов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ В первой главе – «Состояние проблемы спортивной подготовки гребцов-слаломистов» — дается краткий исторический обзор развития греб ного слалома в мире и России. Гребной слалом зародился 11 сентября 1932г.

в Швейцарии и впервые был включен в программу летних Олимпийских игр в 1972 году. Российский гребной слалом начал развиваться с 70-х годов XX столетия.

В связи с тем, что гребной слалом был выделен из водного туризма, первоначально его методика базировалась на правилах (реверсные ворота, система штрафных очков и другое), приемах, средствах и методах подго товки туристов-водников, что не отражало специфики спорта. За период раз вития гребного слалома в мире произошли значительные изменения в прави лах соревнований, что способствовало модернизации спортивного инвентаря и снаряжения, спортивных сооружений и др. В результате повысились требо вания к спортивной подготовке гребцов-слаломистов, увеличилось значение их скоростно-силовых способностей и координационной выносливости.

Бурное развитие российского гребного слалома на современном этапе привело к расширению его географии – с 6 до 16 городов, охватив всю территорию РФ.

Анализ теоретических и методических источников, по гребному спорту (Верлина И.Н., 1997;

Корженевский А.Н., 1998;

Чубаров В., 2002 и др.) и гребному слалому (Колтышев Б.Н., 1992;

Корженевский А.Н. и др., 2007;

Липатов А.Е. и др., 2006;

Плеханов Ю., 2002;

Булаев М.А., Слотина Ю.В., 2006) свидетельствует о том, что этапу началь ной подготовки не уделяется должного внимания. В основном работы посвя щены этапам ранней и углублённой специализации, этапам спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, что связано с «весо мостью» результатов, показанных в эти периоды, либо направлены на реше ние общих вопросов.

Современные методики тренировки гребцов-слаломистов начальной подготовки направлены на всестороннее, гармоничное развитие детей и при держиваются тех же подходов, средств, методов и параметров нагрузки, что 10-20 лет назад. Они опираются на содержание программ по гребному сла лому (Халтурина Т.С., 2001;

Булаев М.А., Слотина Ю.В., 2006). Кроме того, учебно-тренировочный процесс строится на субъективном опыте тренеров, что не всегда подкреплено современной теорией и методикой спортивной подготовки.

В основу традиционно используемой методики тренировки гребцов слаломистов легла методика Халтуриной Т.С. и Гвоздевой О.В. (Н.Тагил, 2001), утвержденная тренерским советом УрФО. Содержание данной мето дики не учитывает половозрастные и индивидуальные особенности детей, территориальные особенности, наличие материально-технической базы, со временные требования в гребном слаломе.

Возникшее противоречие между традиционно сложившимися подхо дами к тренировочному процессу и постоянно возрастающими требованиями к технической и специальной физической подготовленности гребцов слаломистов мешает гармоничному освоению спортсменами технических навыков слаломной гребли и стимулируемому развитию специальной физической подготовленности, необходимой для прохождения соревнова тельной дистанции на различных каналах и реках. Это требует разработки и внедрения адекватной времени научно обоснованной методики тренировки с учётом территориальных особенностей, половозрастных и индивидуальных особенностей детей, условий спортивной подготовки и др.

В процессе исследования были рассмотрены половозрастные границы, охватывающие этап начальной подготовки, от 8 до 14 лет. В ходе анализа теоретических источников (М.В. Антропова, 1974;

М.М. Безруких, 2003;

Ж.К. Холодов, 2007 и др.) выявлено, что возраст 8-9 лет и 12-14 лет является предпубертатным и пубер татным периодом. В это время проходят бурные внутренние перестройки организма детей, отражающиеся и внешне. Возраст 10-11 лет характеризу ется упорядоченностью процессов торможения и возбуждения, пластич ностью нервной системы. Для начала занятий гребным слаломом возраст 10 11 лет наиболее благоприятный в отношении сенситивных периодов разви тия ведущих двигательных качеств и способностей гребцов-слаломистов.

Во второй главе – «Методы и организация исследования» – для изуче ния практического состояния проблемы на первом этапе (2004-2005) были проведены анкетирование и опрос с целью выявления содержания учебно тренировочного процесса, периодизации спортивной подготовки и определе ния степени овладения спортсменами специальными знаниями (по разрабо танным анкетам). В анкетировании приняли участие 5 тренеров УрФО и спортсменов г. Тюмени.

На этом этапе была подобрана и использована батарея контрольных тестов для измерения общей и специальной подготовленности, проведено первичное тестирование. Батарею контрольных тестов для измерения общей физической подготовленности составили тесты, применяемые в гребном спорте, силового (сгибание рук, в упоре лежа;

подтягивание на нижней пере кладине;

количество повторений), скоростно-силового (бросок набивного мяча 1кг, см;

сгибание туловища из положения, лежа на спине, количество повторений за 1мин) характера;

для измерения гибкости (наклон вперед из положения, сидя, см), выносливости (бег – 1км, мин) и координационных способностей (челночный бег 3×10м, сек). Для измерения специальной подготовленности были применены упражнения, от которых зависит конеч ный результат выступления в соревнованиях (прохождение «обратных во рот» (сек), выполнение эскимосского оборота (количество оборотов)), результативность соревновательной деятельности (мин).

Первичное тестирование общефизической подготовленности спортсме нов было проведено в ноябре 2004г. В нем приняли участие 72 спортсмена г.

Тюмени. На основании полученных данных были сформированы конт рольная и экспериментальная группы по 36 спортсменов. В каждую группу входило по 21 мальчику и 15 девочек в возрасте 10-12 лет. На втором году обучения количество испытуемых составило 60 спортсменов, из прежних 72 х, по 30 в каждой группе. Из них 18 мальчиков и 12 девочек. Остальные спортсменов по возрасту перешли в группу ранней специализации. Для изме рения специальной подготовленности первичное тестирование было прове дено в мае 2005г. В нем приняли участие только 40 спортсменов, членов сборной Тюменской области. Из них 11 мальчиков и 9 девочек в возрасте 10 12 лет. Функциональное состояние спортсменов оценивалось по показателям индекса Руффье в декабре 2004г. В исследовании приняло участие 40 спорт сменов, по 20 в каждой группе. Среди них 13 мальчиков и 7 девочек в воз расте 10-12 лет.

На данном этапе разрабатывалась модифицированная методика трени ровки гребцов-слаломистов на начальном этапе подготовки. Педагогическое наблюдение было направлено на изучение средств, методов и структуры учебно-тренировочного процесса;

параметров и характера нагрузки в годич ном цикле;

длительности периодов спортивной подготовки;

сроков обучения специальным двигательным действиям, их последовательности и количества повторений и т.д.

На втором этапе (ноябрь 2005-2007) была проведена опытно-экспери ментальная работа с целью проверки эффективности модифицированной методики тренировки гребцов-слаломистов. Опытно-экспериментальная ра бота заключалась в том, что исследовались объем и соотношение применя емых средств обучения;

соотношение объёмов общей и специальной подго товки;

содержание учебно-тренировочных занятий в годичном цикле;

этапы подготовки в годичном цикле и осуществлялась их оптимизация;

результа тивность соревновательной деятельности.

Повторное тестирование общей физической подготовленности спорт сменов контрольной и экспериментальной групп было проведено в ноябре 2005, 2006гг. и специальной подготовленности – в сентябре 2005, 2006гг.

Повторное измерение функциональной подготовленности проводилось в июле 2005г.

В ходе опытно-экспериментальной работы была исследована само оценка спортсменов (май-сентябрь 2006) на узловых этапах годичного цикла.

В исследовании приняли участие 34 спортсмена г. Тюмени по 17 в каждой группе. Среди них 10 мальчиков и 7 девочек в возрасте 10-12 лет.

Кроме того, исследовалась результативность выступлений спортсменов контрольной и экспериментальной групп в соревнованиях: «Первенство УрФО по гребному слалому» (ПУрФО) (июнь 2005-2006);

«Первенство России по гребному слалому среди юношей и девушек 16 лет и моложе» (ПР16) (сентябрь 2005-2006). За период исследования спортсмены, принимая участие в «первенстве УрФО по гребному слалому», заняли в каяке, юноши – 10,14,15 места, а девушки – 3, 4, 5 места. А в «первенстве России по гребному слалому среди юношей и девушек 16 лет и моложе» – 19, 24, 25, и 9, 10, 11 места, соответственно. Впервые спортсменами Тюменской области были достигнуты такие результаты на данных соревнованиях.

На третьем этапе (2007-2008) проводились математическая обработка результатов исследования, интерпретация и обобщение полученных данных.

Уточнялись выводы и оформлялась диссертационная работа.

В третьей главе – «Теоретическое обоснование методики спортивной тренировки гребцов-слаломистов на этапе начальной подготовки» — обосно ваны: периодизация спортивной подготовки гребцов-слаломистов на началь ном этапе;

последовательность обучения и классификация техники гребного слалома;

комплекс средств и методов тренировки, оказывающих влияние на спортивную подготовку гребцов-слаломистов.

В каждом регионе РФ имеются различные условия, связанные с нали чием природных (бурная вода) и искусственных (каналы, специализирован ные бассейны) условий. Почти в каждом регионе эти условия сочетаются.

Так, в Тюмени (1999г.) был реконструирован сливной канал ТЭЦ-1 в специ ализированный, гребной. В настоящее время подобное спортивное соруже ние функционирует в г.Волгодонске, пос. Новогорном, г.Окуловке. Наличие данных условий создаёт ряд преимуществ:

— позволяет спортсменам подавляющее большинство тренировочных дней проводить без отрыва от школьных занятий, дома;

— способствует раннему выходу на открытую воду и позднему завер шению водного сезона и соответственно увеличению объёма специальной подготовки, что положительно сказывается на результатах участия в сорев нованиях и на сохранении специфических ощущений;

— во время сезона спортсмены имеют возможность непрерывно совер шенствовать свою техническую подготовленность и рационально исполь зовать время для подготовки к главным стартам сезона;

— проведение соревнований различного уровня позволяет объединить спортсменов из разных городов РФ. Это даёт возможность (до соревнований) провести контрольную тренировку со спортсменами и, по мере необходи мости, внести изменения в подготовку к предстоящим соревнованиям и учебно-тренировочный процесс, оценить эффективность методики.

С учетом этих условий мы модифицировали традиционную методику подготовки гребцов-слаломистов (табл. 1).

Таблица Сравнение традиционной и модифицированной методики тренировки в гребном слаломе № Методика Особенности методики тренировки гребцов-слаломистов Критерий Традиционная Модифицированная 1 Формирование — передача знаний осуществляется путем рас- — передача знаний дополнена записью основ теоретических сказов, объяснений, показа фото-, видеома- ных моментов;

знаний териала, рисунков и т.д.;

— при знакомстве с техникой гребков дается — при знакомстве с техникой гребков дается общее представление о самом гребке и спосо- определение, его назначение и условия бах его выполнения;

— контроль освоения специальных знаний — контроль дополнен проведением теорети спортсменами осуществляется путем практи- ческого теста по пройденному материалу ческого выполнения 2 Обучение технике — при обучении слаломным гребкам спортсме- — при обучении слаломным гребкам спортсме гребного слалома ны овладевают основой двигательного дейст- ны овладевают основой двигательного дейст вия;

вия и 2-4 технико-тактическими приемами;

— последовательность обучения: прямая гребля, — последовательность обучения: подтягива подтягивающий гребок, направляющий гре- ющий гребок, прямая гребля, направляющий бок, отброс, эскимосский оборот, ход кормой гребок, отброс, «гребля назад», завес, крен, вперед, завес опора, эскимосский оборот;

— в процесс обучения внедрен методический прием перекрестных тренировок с использо ванием средства – катание в разных классах лодок Продолжение таблицы 3 Развитие — при развитии координационных способнос- — при развитии координационных способнос физических тей и ловкости применяются средства ОФП и тей и ловкости также применяется катание в качеств и других видов спорта, подвижные и спортив- лодке без весла;

способностей ные игры, слаломная гребля;

— при развитии силовых качеств, способностей — при развитии силовых качеств, способностей применяются внешние отягощения (гантели, применяется дополнительное сопротивление, штанга) до 15кг;

резиновые ленты, эспандеры, гидротормоз;

— при развитии общей выносливости макси- — при развитии общей выносливости макси мальная продолжительность однократной мальная продолжительность однократной нагрузки достигает 30мин;

нагрузки составляет 15мин;

— целенаправленное развитие специальной — при развитии специальной выносливости выносливости не осуществляется;

применяются: скоростные спуски, прохожде ние участков и всей слаломной трассы;

— на протяжении соревновательного периода — в тренировочный процесс соревновательного тренировки носят строго техническую направ- периода включены специально-развивающие ленность;

упражнения, которые применяются в облег ченных и стандартных условиях и служат средством интегральной подготовки;

— нагрузка на протяжении годового цикла — нагрузка в подготовительный период имеет носит аэробную направленность аэробную и аэробно-анаэробную направлен ность, в соревновательный – анаэробную и аэробную, в переходный период – аэробную Модификация традиционной методики связанна с дополнением и углублением специальных знаний и направлена на повышение качества усвоения материала спортсменами.

Для оптимизации процесса обучения специальным двигательным действиям была предложена классификация техники гребного слалома на основные (прямой, направляющий, отброс, завес, крен) и дополнительные гребки и элементы («гребок от кормы», отлом, опора, смещение, полупро водка, подтоп кормы и носа, эскимосский оборот (4 способа), поддержка кормы, траверс, подтягивающий, прокат). В основу классификации техни ки слаломной гребли легла частота использования гребков и элементов в процессе прохождения соревновательной дистанции. Расширение арсенала технической подготовленности за счет технико-тактических приемов и до полнительных упражнений позволяет наиболее успешно овладевать техни кой слаломной гребли.

В учебно-тренировочный процесс были включены специально-развива ющие упражнения, направленные на развитие специальной скоростно-сило вой и специальной координационной выносливости, что, по нашему мнению, должно было повысить показатели общей и специальной подготовленности.

Среди специальных средств можно выделить упражнения с массой собст венного тела (количество повторений за 15, 30, 60 сек), с резиновыми лен тами и эспандерами, бег по полосе препятствий и др. до 60с;

греблю на суше (подготовительный период) и воде (август-сентябрь), прохождение. слаломной трассы с учетом времени выполнения задания, продолжи тельностью от 10с до 2мин в одном подходе. Кроме того был уменьшен объем однократной нагрузки при развитии общей выносливости с 30мин до 15мин. А также повторное выполнение интенсивной нагрузки длительностью до 1мин с интервалом отдыха – 1-3мин.

В отличие от традиционной методики, где на протяжении начального этапа в качестве специальной подготовки применяется техническая, сущ ностью которой является обучение двигательным действиям, а не развитие функций организма, мы придали упражнениям анаэробный характер, что внесло в спортивную подготовку спортсменов специфику подготовки греб цов-слаломистов ранней и углублённой специализации с использованием меньшего объёма упражнений данного характера.

По нашему мнению, данное усовершенствование методики тренировки гребцов-слаломистов повысит эффективность спортивной подготовки и бу дет отвечать современным требованиям, предъявляемым в гребном слаломе.

В четвертой главе – «Экспериментальное обоснование методики спортивной тренировки гребцов-слаломистов на этапе начальной подго товки» — представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

Проведение предварительного исследования уровня общефизической, функциональной, специальной подготовленности, результативности выступ лений в соревнованиях по гребному слалому показало отсутствие достовер ных различий (P0,05) между контрольной и экспериментальной группами.

Обработка результатов повторного тестирования общефизической под готовленности показала достоверное улучшение показателей скоростно силовых и силовых способностей экспериментальной группы по сравнению с контрольной (t=2,23;

Анализ показателей функциональной подготовленности в начале и конце опытно-экспериментальной работы между экспериментальной и конт рольной группами не выявил достоверных различий (t=-0,7;

Однако показатели индекса Руффье повысились в группах за период прове дения опытно-экспериментальной работы. Показатели первичного исследо вания экспериментальной и контрольной групп у 3-х спортсменов были неудовлетворительными;

у 13-ти – слабыми;

у 4-х – удовлетворительными.

Повторные показатели индекса Руффье в экспериментальной группе у 11-ти спортсменов удовлетворительные;

в контрольной группе у 2 х слабые;

у 12-ти удовлетворительные;

По завершению подготовки по модифицированной методике трениров ки гребцов-слаломистов были получены следующие показатели специальной подготовленности, табл. 2.

Таблица Динамика специальной подготовленности гребцов-слаломистов (прохождение обратных ворот, сек), (M±m) Ворота Правые Левые Начало Конец Начало Конец Группы эксперимен- эксперимен- эксперимен- эксперимен та та та та Контрольная 14,1 ± 0,5 11,2 ± 0,4 14,9 ± 0,5 11,1 ± 0, (n=20) Экспериментальная 14,3 ± 0,5 8,2 ± 0,3 15,2 ± 0,4 9,1 ± 0, (n=20) Повторное тестирование позволило выявить достоверное преимущест во показателей экспериментальной группы (t=6;

при P0,05) перед пока зателями контрольной группы, что связано с усовершенствованием процесса обучения и внедрением специально-развивающих средств развивающего характера в подготовку гребцов-слаломистов в соревновательном периоде.

Показатели повторного тестирования эскимосского оборота имеют достоверное улучшение у экспериментальной группы (t=7,1;

при P0,05) в сравнении с показателями контрольной группы, что свидетельствует об эф фективной последовательности и длительности обучения технике гребного слалома и раннего выхода на бурную воду.

Интегральной оценкой эффективности адаптированной методики тре нировки гребцов-слаломистов являются показатели результатов выступления в соревнованиях. Динамика результатов спортсменов контрольной и экспе риментальной групп, в контрольном (ПУрФО) и главном (ПР16) соревнова ниях сезона, представлена в таблице 3.

Таблица Динамика результатов в контрольном и главном соревнованиях сезона (мин), (M±m) Соревно- ПУрФО Достоверность ПР16 (июнь) Достоверность вания (январь) различий различий Год проведения 2005 5,6 ± 1,5 t=-1,2 4,3 ± 0,1 t=2, начало 3,8 ± 0,2 P0,05 5,5 ± 0,4 P0, эксперимента (n=24) (n=12) 2006 6,8 ± 1,4 t=-1,6 4,8 ± 1,4 t=2, конец 4,5 ± 0,2 P0,05 11,2 ± 1,8 P0, эксперимента (n=10) (n=20) Анализ результатов выступления экспериментальной и контрольной групп в соревнованиях «ПУрФО» за период опытно-экспериментальной работы не выявил достоверных различий, что связано с периодом подготовки (январь) и условиями проведения соревнований (укороченные лодки и бас сейн). Вместе с тем результаты выступлений спортсменов эксперименталь ной группы в «ПР16» достоверно лучше результатов контрольной группы (P0,05), что подтверждает рациональность и адекватность выбранного под хода к соревновательному периоду, т.е. внедрения специально-развивающих средств в учебно-тренировочный процесс и увеличения сроков периода.

ВЫВОДЫ 1. Сочетание почти одинаковых природных (наличие бурной воды 2- категории сложности) и искусственных условий (бассейнов, гребных кана лов) в РФ явилось основанием для разработки единой методики тренировки гребцов-слаломистов на начальном этапе подготовки как необходимого усло вия успешного участия наших спортсменов на Олимпийских играх.

2. Суть методики тренировки гребцов-слаломистов на начальном этапе подготовки заключается в смещении сроков начала водного сезона и увели чении соревновательного периода за счет сходных природных и искус ственных условий во всех регионах РФ, совершенствования процесса обуче ния основам техники гребного слалома за счет классификации гребков и разнообразных методических приемов и возможности внедрения специально развивающих (слаломных) упражнений в подготовительный процесс сорев новательного периода.

3. Использование методических приемов: катание без весла и в разных классах лодок, прохождение участков слаломной трассы, использование раз личных по сложности связок элементов в сочетании с водными препятст виями в целом позволяет достигать наилучших показателей общефизичес кой и специальной подготовленности, интегрированно проявляемых в ре зультатах соревнований по гребному слалому.

4. Использование модифицированной методики тренировки гребцов слаломистов позволяет рационально и своевременно достигать цели спор тивной подготовки в процессе обучения, воспитания и развития и адапти ровать спортсменов к многолетнему тренировочному процессу.

Список работ, опубликованных по теме диссертации:

1. Володин В.Н. Характеристика методики тренировки гребцов-слаломистов 10- лет в соревновательном периоде на этапе начальной подготовки/ В.Н. Володин// Физи ческая культура: воспитание, образование, тренировка, 2008. № 2. С. 36-37 (издание, рекомендованное ВАК).

2. Володин В.Н. Методика тренировки гребцов-слаломистов на этапе начальной подготовки/ В.Н. Володин// Вестник ТюмГУ, 2008. № 5. С. 90-97 (издание, рекомен дованное ВАК).

3. Володин В.Н. Сравнительный анализ уровня физической подготовленности гребцов-слаломистов (начальная подготовка) с приемно-переводными и контрольными нормативами по общей физической подготовленности гребцов, с показателями уровня физической подготовленности учащихся 11-14 лет/ В.Н. Володин// Инновации и проблемы в формировании здорового образа жизни: Материалы науч. работ, посвященные памяти ученого, д.п.н., профессора, вице-президента сибирской Олимпийской академии И.И. Сулейманова. – Тюмень: Вектор Бук, 2004. С. 136-140.

4. Володин В.Н. Сравнительный анализ содержания начальной подготовки гребцов-слаломистов городов Тюмени, Нижневартовска, Нижнего Тагила, Перми, Стрежевого/ В.Н. Володин, Е.А. Короткова// Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: Материалы всероссийской науч.-практ. конф.

молодых ученых. – Омск: СибГУФК, 2005. С. 63-64 (авторских 1с.).

5. Володин В.Н. Методика обучения технике гребного слалома на этапе начальной подготовки/ В.Н. Володин// Современные аспекты развития физической культуры и спорта: тенденции и перспективы: материалы VI Всероссийской конф. студ., аспирантов и молодых ученых. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. С. 71-72.

6. Володин В.Н. Динамика выступлений гребцов-слаломистов на этапе начальной подготовки/ В.Н. Володин// Совершенствование системы физического воспитания, спор тивной тренировки и оздоровления различных категорий населения: Мат-лы VI-ой Всероссийской науч. конф./ ред. С.И. Логинов. – Сургут: СурГУ, 2007. С. 63-64.

7. Володин В.Н. Сравнительный анализ микроцикла на этапе начальной подготовки по гребному слалому/ В.Н. Володин// Здоровье нации – наша забота. Материалы регио нальной науч.–практ. конф. студ. и аспирантов. – Тюмень: Вектор Бук, 2007. С. 42-44.

8. Володин В.Н. Возрастной критерий для начала занятий гребным слаломом// Информационный вестник «ОСДЮСШОР» Тюменской области «Спортвест». – Тюмень, 2008. № 7. С. 57-61.

9. Володин В.Н. Методика обучения гребному слалому на этапе начальной подготовки/ В.Н. Володин. – Тюмень: Вектор Бук, 2008. 48 с.

10. Володин В.Н. Учебная программа по гребному слалому для ДЮСШ и СДЮСШОР (этап начальной подготовки)/ В.Н. Володин, Е.А. Короткова. – Тюмень:

Источник

Читайте также:  Можно ли вылечить грыжу шейного отдела гимнастикой
Оцените статью