- Тренировка волевых качеств у спортсменов
- Целеустремленность и инициативность
- Решительность, смелость и стойкость
- Объективные и субъективные трудности, методика преодоления трудностей
- Тренировка волевых качеств у спортсменов
- Основы методики волевой подготовки спортсменов
- Приучение к обязательной реализации тренировочной программы и соревновательных установок
- Введение дополнительных трудностей
Тренировка волевых качеств у спортсменов
Воля представляет собой структурно сложную сторону личности человека. В связи с этим и волевые качества человека многогранны. Практика показывает, что важнейшими из них являются:
а) целеустремленность,
б) инициативность,
в) дисциплинированность,
г) решительность,
д) смелость, способность преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.
Каждое из этих качеств характеризуется особенностями, накладывающими отпечаток и на методы их воспитания.
Целеустремленность и инициативность
Целеустремленность предполагает наличие у человека не только определенных целей, которые он перед собой ставит, но и характерных особенностей деятельности, направленной на достижение этих целей. Анализ волевого качества целеустремленности показывает его органическую связь с нравственными сторонами личности человека. На эту сторону воспитания целеустремленности применительно к спорту в следующих словах указывает М. И. Калинин: «Физкультура и спорт являются значительным фактором в создании здорового, сильного, ловкого, находчивого, отважного, умеющего бороться с препятствиями, уверенно смотрящего вперед человека. Но все это вместе взятое есть только внешняя физическая сторона дела». Перед физкультурниками и спортсменами, говорил М. И. Калинин, стоит задача пронизать свою деятельность идейным содержанием революционного марксизма, «связать спортивную деятельность с общим строительством социализма», с общими стремлениями советского народа. «Тем самым физкультурники поднимут свою работу на уровень общих всенародных устремлений. т. е. они наполнят свою работу глубоким внутренним содержанием, в котором каждая отдельная ветвь спортивной деятельности получит неисчерпаемые питательные соки для своего роста и мощный стимул к дальнейшему совершенствованию».
Сущность волевого качества инициативности заключается в способности человека самостоятельно: а) ставить цели для своей деятельности и б) организовывать сами действия для достижения этих целей. Для проявления инициативности необходимы:
- понимание ситуации, в которой необходимо проявить самостоятельную деятельность;
- составление плана действий;
- решимость на самостоятельные действия, т. е. принятие на себя ответственности за эти действия.
Основным условием воспитания инициативности является создание для воспитанников положений, из которых они должны найти выход собственными усилиями и средствами. Наоборот, всякое решение возникшей задачи другими (например, воспитателем, товарищами и т. д.), а не самим воспитанником, может лишь уничтожить способность последнего к проявлению собственной инициативы. Однако при этом необходимо соблюдать принцип постепенности и ставить перед воспитанниками лишь доступные им по трудности задачи: задачи, намного превышающие силы и способности воспитанника, могут лишь подавить у него стремление к проявлению собственной инициативы. Это не значит, однако, что воспитанники должны оставляться без всякой помощи со стороны воспитателя в исполнении ими своих инициативных обязанностей. Помощь должна быть оказана, но не для того, чтобы решить задание за воспитанника, а для указания ему способов возможно полного и успешного проявления его инициативы. Большое значение при этом имеет поощрение самостоятельных проявлений инициативы, обнадеживание и поддержка в трудных условиях деятельности.
Волевое качество дисциплинированность предполагает наличие выработанной в процессе воспитания способности подчинять свои волевые проявления необходимости и требованиям спортивного коллектива и общества. Полезно развивать самодисциплину как сознательное подчинение установленным правилам. Под самодисциплиной понимается способность человека подчинять свое поведение требованиям нравственного долга, разумным основаниям и противостоять различным чувственным побуждениям и склонностям низшего порядка, влекущим в сторону от нравственного пути. Таким образом, воспитание дисциплинированности органически связано с нравственным воспитанием личности человека.
Важными средствами в воспитании дисциплинированности являются:
а) неуклонное подчинение установленному режиму;
б) подчинение своего поведения определенным правилам;
в) выработанные привычки дисциплинированного поведения.
К числу последних относятся: привычка быть всегда активным в достижении поставленной цели, привычка к затрате необходимых для этого волевых усилий, быть устойчивым в их проявлении, доводить их до результативного конца, привычка действовать решительно и быстро и т. д.
Решительность, смелость и стойкость
Волевое качество решительность характеризуется способностью в сложных случаях деятельности самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно проводить их в жизнь. Решительность предполагает, в связи с этим, предварительное обдумывание и взвешивание обстоятельств, в которых приходится действовать. Для проявления решительности человек должен: 1) ясно представлять себе цели своей деятельности и 2) считать достижение этих целей безусловно необходимым и важным делом. Решительность воспитывается, вместе с тем, только в процессе практического овладения средствами для достижения поставленной цели: человек, не знающий, как надо действовать, и не умеющий выполнить соответствующие действия не способен проявить решительность. Вот почему овладение техническими приемами данного вида деятельности является необходимым условием для воспитания волевого качества решительности.
Большое значение при этом имеет успех, сопровождающий проявления решительности. Воспитателю необходимо всегда ставить перед воспитанником такие задачи для проявления его решительности, которые бы одновременно представляли для него определенную трудность и стимулировали к проявлению решительности и в то же время были посильны, сопровождались возвышающим чувством успеха в выполнении деятельности, на которую решился. Ожидание успеха, мысль об осуществимости задуманного действия, уверенность в том, что будет достигнут требуемый результат, являются необходимыми условиями для воспитания решительности. Наоборот, систематический неуспех в предпринимаемых решительных действиях приводит к выработке чувства нерешительности, сознания невозможности или неспособности достигнуть требуемой цели и, таким образом, затормаживает и даже подавляет способность к проявлению требуемых волевых усилий.
Волевые качества смелость и стойкость в борьбе с препятствиями характеризуются способностью затрачивать необходимые волевые усилия в процессе деятельности, связанной с сознанием той или другой опасности, требующей преодоления отрицательных эмоциональных состояний, вызываемых сильным утомлением, болью, непосильными трудностями и т. д. Эти качества предполагают наличие у воспитанника самообладания (не теряться в минуты опасности, риска); выдержки; способности переносить большие напряжения, противостоять чувству усталости, терпеливо переносить боль; упорства; воли к победе. В основе воспитания этих волевых качеств лежит:
- формирование у воспитанника высоких моральных качеств, нравственных идеалов, способных побудить человека на преодоление огромных для него трудностей;
- обязательная практическая деятельность, связанная с проявлениями смелости и перенесением больших трудностей и, таким образом, дающая человеку необходимую закалку в борьбе с этими трудностями и опасностями;
- выработка навыка к затрате больших волевых усилий, связанных с преодолением трудностей и опасностей.
Занятия спортом требуют от человека способности к затрате В необходимых случаях определенных волевых усилий. Последние всегда имеют осознанный характер, поскольку обусловливаются необходимостью преодолеть те или иные трудности. Наиболее отчетливо этот характер волевых усилий обнаруживается, когда спортсмен сталкивается с препятствиями на пути к достижению цели. Спецификой волевых качеств спортсмена является то, что они всегда связаны с деятельностью, направленной на преодоление тех или иных трудностей и препятствий. Преодоление трудностей составляет специфику и методов воспитания волевых качеств спортсмена. Эти методы могут быть эффективными, если они будут основаны на детальном изучении трудностей, специфичных для отдельных видов спорта.
Объективные и субъективные трудности, методика преодоления трудностей
В связи с этим большое значение в психологии спорта приобретает проблема классификации и систематизации трудностей, в процессе преодоления которых воспитываются волевые качества смелости и стойкости. Большой материал для анализа этого вопроса дает психологическое изучение различных видов спортивной деятельности.
В психологии спорта установилось традиционное деление трудностей на два вида:
а) трудности внешние (особенности среды и предметов, с которыми спортсмену приходится иметь дело во время тренировок и спортивных соревнований);
б) трудности внутренние, представляющие собой различные эмоциональные состояния, возникающие у спортсмена в процессе спортивной деятельности.
Ближайший анализ показывает, что такое деление не может быть признано удачным: во внешней среде нет трудностей; там мы имеем дело с теми или другими внешними препятствиями, которые приходится преодолевать спортсмену; с другой стороны, физиологические изменения внутри организма (например, при нарушении процессов обмена во время усиленной мышечной работы) лишь с большой натяжкой можно отнести к внешним трудностям.
Деление трудностей на внешние и внутренние приводит не которых исследователей к утверждению, что главное — это трудности внутренние, для которых характерно наличие тех или иных отрицательных, астенических эмоциональных переживаний, и что на борьбу именно с этими трудностями должны быть, направлены все усилия тренера. В свою очередь, такое утверждение нередко приводит к забвению материальной основы «внутренних» психических переживаний, к их отрыву от порождающих их объективных причин, а следовательно, и к ошибкам в построении методики воспитания волевых качеств личности, связанных с преодолением трудностей.
Опыт психологического изучения различных видов спортивной деятельности показывает, что спецификой волевых качеств спортсмена является то, что они всегда связаны с деятельностью, направленной на преодоление тех или иных трудностей. Соответственно преодоление трудностей должно составлять и специфику методов воспитания волевых качеств спортсмена Эти методы могут быть эффективными, если они будут основаны на детальном изучении трудностей, специфичных для отдельных видов спорта. Эти трудности могут быть правильно поняты, если будет установлена их обусловленность (детерминированность) конкретными «объективными» особенностями, специфичными для данного вида спорта. В связи с этим для дальнейшей углубленной работы по психологическому анализу волевых качеств и процесса их формирования полезно выделить следующие две основные группы трудностей, встречаемых спортсменами в их спортивной деятельности: трудности «объективные» и трудности «субъективные». Основания для такого разделения следующие.
Объективными мы называем трудности, детерминируемые специфическими для данного вида спорта препятствиями, без преодоления которых спортсмен не может овладеть данным видом спорта. Примерами таких трудностей могут быть: затрата большой мышечной силы при подъеме штанги: быстрота, требующаяся при нанесении удара в боксе; необходимость продолжать усиленную мышечную работу в состоянии утомления: например, в беге на длинные дистанции, при финишировании, когда наступает кислородное голодание; высокая координированность движений, необходимая при выполнении гимнастических упражнений па снарядах, и т. д. Все эти трудности называются нами «объективными», поскольку они обусловлены самим видом спорта, а не особенностями личности спортсмена. Особенностью этих трудностей является то, что они одинаковы для всех людей, стремящихся попробовать свои силы в данном виде спорта и совершенствоваться в нем; они варьируют лишь по нормативам, устанавливаемым для спортсменов различного возраста и категории, не меняясь по своему психологическому содержанию «качеству». Через эти трудности обязательно должен пройти каждый спортсмен, занимающийся данным видом спорта.
Субъективными мы называем трудности, основу которых составляет личное отношение спортсмена к объективным особенностям данного вида спорта, к условиям тренировок, спортивных соревнований и т. д. Эти трудности, как правило, носят индивидуальный характер, они могут быть различны у представителей одного и того же вида спорта. Примерами им могут быть страх, вызываемый необходимостью выполнить упражнение на данном снаряде, связанный с воспоминанием о травме, полученной на предыдущей тренировке; вызываемое реакциями зрителей, присутствующих на соревновании, смущение и своим астеническим характером тормозящее активность спортсмена, разрушающее выработанные в процессе тренировки динамические стереотипы двигательных навыков, и т. д.; боязнь противника, преувеличенная оценка его сил и способностей; заинтересованность в данном виде соревнований. и т. д.
Методика преодоления этих трудностей (а следовательно, методика нравственного воспитания требуемых волевых качеств спортсмена) имеет, естественно, иной характер по сравнению с методикой воспитания волевых качеств при преодолении объективных трудностей. Большое значение в этой методике приобретают методы разъяснения, убеждения, воздействия примером, проведение тренировок и соревнований в различных условиях в целях выработки адаптации к условиям соревнования, накопление опыта соревновательной борьбы, «самоприказы» (сущность которых составляет усилие воли, направленное на подавление астенических эмоций) и другие средства, позволяющие привести нервную систему данного спортсмена и оптимальное для решения стоящей перед ним задачи состояние, воспитать у него спокойствие и сдержанность в отношении сопутствующих соревнованию внешних факторов и т. д. Воспитание волевых качеств спортсмена может быть эффективно осуществлено только при дифференцированном учете совокупного влияния на его деятельность указанных выше двух видов трудностей.
Фрагменты статьи: Рудик П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии спорта. — М.: ФиС, 1962. — С. 9-20.
Источник
Тренировка волевых качеств у спортсменов
Задачи. Значение волевых качеств в спорте настолько очевидно, что понятие «спортсмен» обычно ассоциируется с понятием «человек сильной воли». И хотя сущность самой воли как в общей психологии, так и в психологии спорта истолковывается до сих пор неоднозначно, фактически ни у кого не вызывает сомнений, что качества, свойства или способности личности, обозначаемые этим словом, необходимы в высшей степени в любом виде спорта.
В числе основных волевых качеств спортсмена обычно выделяют (с некоторыми вариациями в названиях) такие, как целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, самообладание, настойчивость, стойкость. Поскольку эти качества, как и любые другие психические характеристики человека, не поддаются прямой оценке, дать строгое разграничение их роли в различных видах спорта чрезвычайно трудно. Тем не менее, опираясь на практический опыт и здравый смысл, правомерно утверждать, что независимо от вида спортивной деятельности спортсмену нужны в совокупности все развитые волевые качества, и потому всестороннее воспитание их должно входить в основное содержание подготовки спортсмена.
Известно вместе с тем, что проявление воли в различных видах спорта специфично, так как каждый из них предъявляет свои требования к волевым качествам, определяемые особенностями условий и форм деятельности, характером трудностей, возникающих в процессе ее осуществления. Анализ особенностей волевых проявлений в разных видах спорта дал основания говорить о специфике «структуры волевых качеств» у представителей различных спортивных специальностей (А. Ц. Пуни с сотр.). Согласно этим представлениям, она характеризуется—в зависимости от спортивной специализации—неодинаковыми «центральными» и «подкрепляющими» звеньями, неодинаковыми соотношениями волевых качеств.
У представителей стайерских видов спорта, например, в качестве центрального звена в структуре волевых качеств выделяются настойчивость и упорство, у специализирующихся в видах спорта с повышенной степенью риска (например, прыжки на лыжах с трамплина) — смелость и решительность, у гимнастов — выдержка и самообладание. Соответственно различаются и подкрепляющие звенья. Несмотря на недостаточную строгость подобных характеристик структуры волевых качеств, в принципе не вызывает сомнений, что степень их проявления и соотношения не может не зависеть от специфики избранной спортивной деятельности в силу объективно присущих ей особенностей, а отсюда и требований к психическим свойствам спортсмена. На это указывают многие материалы психологических исследований в области спорта независимо от методов их выполнения [лит. 3, 5].
Преломляя сказанное к задачам волевой подготовки спортсмена, несложно заключить, во-первых, что они органически сливаются с задачами полноценной мотивации поведения спортсмена, формирований нравственных и интеллектуальных основ спортивной деятельности, взятыми в их практическом аспекте. Решение этих задач составляет неотъемлемую часть нравственного и интеллектуального воспитания спортсмена и одновременно важнейшую сторону его волевой подготовки—то, что можно назвать морально-волевым и интеллектуально-волевым воспитанием, без которого не может быть морально воспитанной разумной воли; во-вторых, что решение их должно содействовать общему всестороннему развитию волевых качеств как постоянных черт характера и обеспечить максимально высокую степень их проявления в форме способностей, отвечающих специфическим требованиям избранной спортивной деятельности.
Волевые качества, развитые в соответствии с особенностями спортивной деятельности и ставшие чертами личности спортсмена, определяют в комплексе важнейшее свойство «спортивного характера» — волю к победе, соединяющую в себе высокую дерзновенность, способность к предельной мобилизации и сосредоточению, уверенность, эмоциональную и общую психическую устойчивость. В единстве с этим свойством воспитываются и такие черты характера спортсмена, как дисциплинированность, обязательность, спортивное трудолюбие.
Так как развитие волевых качеств, проявляемых в двигательной .деятельности, имеет своей материальной предпосылкой совершенствование физических способностей, двигательных навыков и умений, практические задачи волевой подготовки спортсмена решаются на основе реализации задач его физической, технической и тактической подготовки. Эти стороны подготовки не просто взаимосвязаны, а во многом совпадают друг с другом.
Основы методики волевой подготовки спортсменов
Для воспитания волевых и связанных с ними качеств характера спортсмена используется наряду с общими факторами воспитания весь комплекс основных средств и методов тренировки. Решающее значение при этом имеет ориентация деятельности спортсмена на преодоление возрастающих трудностей.
То, что воля воспитывается через преодоление трудностей, в борьбе с ними, давно уже стало тривиальной истиной. Однако она справедлива лишь при определенных условиях: если трудности преодолеваются систематически, а не от случая к случаю; если они не остаются неизменными; если степень возрастания трудностей не исключает возможность их преодоления. Объективная логика тренировочного процесса предполагает все эти условия, поскольку закономерности спортивного совершенствования ставят спортсмена перед необходимостью систематически преодолевать трудности, связанные с тренировочными нагрузками, требуют увеличения и оптимального регулирования их (гл. III). Система тренировочных нагрузок представляет, таким образом, и систему факторов развития воли.
Практической основой методики волевой подготовки в спортивной тренировке является:
- регулярное приучение к обязательной реализации тренировочной программы и соревновательных установок,
- системное введение дополнительных трудностей,
- использование соревновательных начал и отношений,
- последовательное усиление функций самовоспитания.
Приучение к обязательной реализации тренировочной программы и соревновательных установок
Привычка доводить любое дело до конца, быть всегда и во всем обязательным формируется в тренировке через неотступное выполнение системы тренировочных заданий, продуманно спланированных и принятых в качестве конкретной программы действий. Если задание разумно и посильно, законом для спортсмена должно быть обязательное его выполнение. Первой предпосылкой такого отношения спортсмена к делу является, как уже говорилось, полноценная мотивация. Спортсмен должен быть глубоко убежден (а тренер призван обеспечить это), что к высотам спорта нет легких путей и что высоты эти становятся тем ближе, чем выше степень усилий, прилагаемых к их достижению. Задачи волевой подготовки здесь вплотную связаны с задачей воспитания спортивного трудолюбия.
Требование обязательно решать поставленную задачу до конца особенно важно и сложно реализовать при выполнении соревновательных упражнений. В отступлениях от этого требования кроются истоки неуверенности, которая может перейти в привычку прекращать состязание, как только складывается критическая ситуация. Это же, надо полагать, является одной из причин возникновения «психических барьеров». Было бы идеальным, если бы соревновательные упражнения каждый раз, независимо от того, выполняются ли они в тренировочной или собственно соревновательной форме, завершались удачной попыткой. Этому препятствуют как объективные, так и субъективные обстоятельства, которые при, постановке задачи на выполнение соревновательного упражнения должны быть предельно тщательно взвешены тренером, чтобы сделать требование обязательного выполнения реальным.
Надо, кроме всего прочего, принимать в расчет, что уровень притязаний спортсмена, по-видимому, часто превышает на некоторую величину фактически доступный ему в данный момент результат. Практическое расхождение между ними формирует чувство неуверенности, побуждает спортсмена избегать состязаний (В. Гошек и др.). Как ни кажется парадоксальным, проблема борьбы с неуверенностью в процессе подготовки спортсмена возникает не только тогда, когда это чувство уже сложилось у него, но и тогда, когда он самоуверен. Тщательное нормирование количественной стороны заданий в соответствии с фактическими возможностями спортсмена и приучение к обязательной реализации их — необходимые взаимосвязанные условия формирования у него твердой уверенности и трезвой самооценки.
Воспитанию привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодолении трудностей во многом способствуют деловой стиль организации занятий, четко регламентированный режим тренировочной работы, личный пример обязательного отношения к делу, постоянно подаваемый тренером, сформированная им и всеми членами спортивного коллектива традиция безусловно выполнять добровольно взятые на себя обязательства.
Введение дополнительных трудностей
Несмотря на то что закономерное увеличение физических нагрузок в процессе тренировки означает регулярное возрастание и психических нагрузок, для направленного воздействия на развитие волевых качеств спортсмена необходимо дополнительно создавать трудные ситуации, требующие проявлений воли. Особенно в периоды, когда спортсмен достаточно хорошо адаптировался к очередным тренировочным нагрузкам.
Фактором повышения трудности, как известно, может явиться любое внешнее и внутреннее препятствие, в том числе естественные условия внешней среды, искусственные предметные препятствия (например, высота планки в прыжках или барьеров в беге, вес штанги либо иного отягощения), обострение межличностных отношений, состояние утомления, отрицательные эмоции и т. п. Внешние обстоятельства сами по себе не могут стать фактором трудности, пока нет труда по их преодолению. Надо отличать также препятствия как потенциальный фактор возникновения трудностей от самих трудностей как субъективно воспринимаемых затруднений, возникающих при необходимости преодолеть препятствия и в процессе их преодоления.
В практике волевой подготовки спортсменов применяют различные приемы создания дополнительных трудностей (основы их поясняют примеры, помещенные в табл. 7)*. Ряд методических приемов, объективно связанных с созданием трудностей, используется, кроме того, при осуществлении задач физической, технической и тактической подготовки (см. гл. V—VIII).
Примеры методических приемов введения дополнительных трудностей в процессе волевой подготовки спортсмена
Основа и преимущественная направленность приема
Введение дополнительного задания (предварительно не сообщаемого спортсмену), связанного с удлинением тренировочной работы на фоне утомления (направленность — воспитание выдержки и настойчивости, умение терпеть)
Проведение тренировочных занятий в усложненных условиях естественной среды или с использованием непривычного спортивного инвентаря и оборудования (направленность— формирование надежности навыков, воспитание уверенности)
Преодоление дополнительного отрезка дистанции с установкой на опережение (кто придет первым) в конце группового кросса;
включение дополнительного тайма или периода в конце тренировочной игры с установкой на выигрыш;
введение дополнительного подхода в конце серии упражнений со штангой с установкой на предельное число повторений (если задание выполняется в форме условного состязания, относительный вес отягощения может устанавливаться для всех участников одинаковым — в % к индивидуальному достижению)
Тренировочные занятия на местности в неблагоприятных погодных условиях;
выполнение циклических упражнений на рез-копересеченной местности, в горах, на рыхлом грунте, с использованием сопротивления водной среды и т. д.;
перенос занятий из помещения на открытый воздух (в спортивных играх, например, это затрудняет пространственную ориентировку, если занятия постоянно проходили в зале); периодическое выполнение упражнений с использованием спортивных снарядов и инвентаря различного качества, веса и размеров; бег и прыжки с отягощением (свинцовый пояс, утяжеленная обувь и др.).
Изменение предметных и пространственных условий действий с целью повысить точность и уверенность выполнения
Метание диска или молота из уменьшенного круга; выполнение прыжков в высоту и с шестом при суженных стойках; спарринг на уменьшенном ринге; отработка в футболе и хоккее ударов по воротам уменьшенной площади
То же с увеличением степени риска (направленность — воспитание смелости)
Выполнение упражнений в равновесии на повышенной и суженной опоре; прыжки в воду с большой высоты, прыжки на лыжах с большого трамплина; увеличение крутизны виражей в беге на коньках, при обгонах на велотреке
Введение сбивающих сенсорно-эмоциональных факторов (направленность — воспитание стойкости и самообладания)
Выполнение штрафных бросков или ударов в тренировочных играх в условиях отвлекающего шума (создаваемого, например, трансляцией записи эмоционально напряженного состязания);
соблюдение заданного темпа бега, несмотря на сбивающие сигналы звуко- или светолидера, настроенного на иной темп
Усложнение соревновательных взаимодействий и условий оценки достижения (направленность — воспитание бойцовских качеств, воли к победе)
Тренировочные состязания с гандикапом и антигандикапом (укороченная схватка или бой с партнером, более высокой спортивно-технической квалификации, но не имеющим превосходства в физических способностях; выступление одного против нескольких соперников, меняющихся по ходу состязания, или одной команды против нескольких команд или против численно превосходящей команды и т. д.);
сокращение числа попыток, предоставляемых для демонстрации результата (выявление победителя по результату первой попытки в прыжках в высоту) либо увеличение их числа (например, «до десятого укола» в фехтовании); оценка победы по «завышенным критериям» (удержать соперника на лопатках вдвое дольше, чем предусмотрено официальными правилами борьбы, удержать «крест» на кольцах не менее 5 сек. и т. п.)
Логика предъявления трудностей в различных разделах подготовки спортсмена часто совпадает, но не всегда и не во всем. Когда, например, в подготовку метателя молота, штангиста или гимнаста эпизодически включают многокилометровый лыжный кросс, получаемый эффект не имеет сколько-нибудь существенного значения для физической или технической подготовки. В аспекте же волевой подготовки это упражнение может оказаться чрезвычайно эффективным: преодолевая длинную дистанцию, спортсмен должен будет не раз преодолеть прежде всего самого себя, в частности свои негативные эмоции, усиленные отсутствием специальной тренированности в данной непривычной работе и сознанием того, что в чисто спортивном отношении она не является безусловно необходимой.
Все сказанное о требовании обязательной реализации задачи и о методических условиях, при которых это оправдано, остается справедливым и в случае заданий, осложненных дополнительными трудностями. Естественно, чем значительнее трудность, тем тщательнее должна быть подготовка к ее преодолению. Особенно скрупулезно разработанной методики требует преодоление трудностей, связанных с «психическим барьером», закрепленным неудачными попытками в прошлом.
Использование соревновательных начал и отношений. Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях.
Отдельное состязание, даже чрезвычайно ответственное, понятно, еще ничего не решает в долгом и сложном процессе воспитания характера. Только регулярное участие в календарных соревнованиях и систематическое использование соревновательных начал при организации тренировочных занятий («прикидки», контрольные состязания в подготовительных упражнениях, введение элемента игрового соперничества в выполнение тренировочных заданий и т. д.) могут быть постоянно действующими факторами формирования характера спортсмена.
Эффективное использование состязаний с этой целью предполагает в первую очередь умелую постановку тренером соревновательных задач, соответствующих реальным возможностям спортсмена. От этого зависит уверенность спортсмена в своих силах. В противном случае соревнования будут создавать «психические барьеры» из-за расхождения между «уровнем притязаний» и фактическими результатами. В практике пользуются несколькими методическими подходами, позволяющими уменьшить вероятность невыполнения соревновательной установки, не уменьшая требований к спортсмену.
Наиболее распространенными из них являются:
- выполнение соревновательным методом подготовительных упражнений с установкой на превышение параметров тренировочной нагрузки (тренировочное состязание на предельное число повторений общеподготовительного упражнения или элементов основного соревновательного упражнения и т. п.);
- состязание в выполнении эпизодически вводимых заданий, не требующих специальной предварительной подготовки, но требующих психической мобилизации (например, состязания в быстроте освоения с ходу новых форм движений или необычных сочетаний освоенных ранее элементов);
- введение в качестве предмета состязания частично видоизмененных форм основного соревновательного упражнения (метание утяжеленного снаряда, бег на дистанциях, смежных с -основной соревновательной дистанцией, и др.);
- «смещение» соревновательной установки с акцентом преимущественно на качественную сторону упражнения (например, состязание не на дальность, а на точность в метаниях или на равномерность раскладки сил в беге);
- лимитирование уровня отдельного результата с увеличением требований к числу его демонстраций (например, задача показать результат, равный 95% личного достижения, возможно большее число раз в одном состязании).
Благодаря такой ориентации соревновательных установок рамки целесообразного использования соревновательного метода в тренировке существенно расширяются.
По мере адаптации спортсмена к соревновательным нагрузкам и ситуациям роль соревновательного метода в волевой подготовке не уменьшается при условии, что степень требований, предъявляемых к волевым качествам, возрастает. Это достигается в основном введением дополнительных трудностей в тренировочные формы состязаний (см., например, табл. 7), увеличением числа и частоты соревнований (вплоть до введения на соответствующих этапах подготовки серийных соревнований, отделенных друг от друга укороченными, жесткими, интервалами отдыха,—см. гл. VIII), повышением степени ответственности соревнований и варьированием их условий. Самым серьезным испытанием волевых качеств спортсмена являются официальные соревнования высшего ранга, особенно значимые как в личном, так и в общественном отношении. Но степень отдгльных трудностей в подготовительных состязаниях может и должна быть выше, чем в целевых, поскольку это позволяет создать необходимый «запас прочности».
При воспитании качеств спортивного характера важно использовать и такие соревновательные факторы, как отношения неявного соперничества, всегда возникающие в малом спортивном коллективе (тренировочной группе, секции), и отношения, связанные со стремлением к лидерству [лит. 2]. Подчиняя эти отношения принципам коллективизма и товарищества, тренер должен не подавлять здоровую конкуренцию, а направлять ее по педагогически оправданному руслу, с тем чтобы использовать ее как фактор мобилизации на решение трудных тренировочных и соревновательных задач.
Последовательное усиление функций самовоспитания. Воспитание воли не мыслится без способности активного и целеустремленного управления собой, своими устремлениями, чувствами, действиями, поступками. Высшим же выражением этого является самовоспитание. В волевой подготовке спортсмена необходимо особенно искусно соблюдать меру соотношения тренерского руководства и самостоятельности воспитуемого.
Самовоспитание воли предполагает в первую очередь осмысление спортсменом сути своей спортивной деятельности и самопознание (‘«Хочешь управлять собой—познай прежде себя»). Но способность к самовоспитанию не развивается сама собой, ее тоже нужно воспитывать. Направляющая роль тренера заключается здесь в том, чтобы создавать условия для последовательного повышения степени разумной активности, инициативы и самостоятельности спортсмена в решении задач спортивного совершенствования, вооружать его знаниями, умениями и навыками, необходимыми для полноценного самовоспитания, и ненавязчиво контролировать результаты их усвоения.
Практическими средствами и способами самовоспитания воли могут служить фактически все формы его активности по преодолению трудностей, связанные как с внешне выраженной самомобилизацией, так и с внутренними самоограничениями.
неотступное соблюдение общего режима жизни, организованного в соответствии с требованиями спортивной деятельности. Для самовоспитания воли имеет значение не столько эффект привыкания к режиму, сколько связанные с ним моменты регулярного самопреодоления и самоограничения (внутренние санкции)— борьба со склонностью к неупорядоченности или излишествам, отрицательными бытовыми привычками, преодоление «инерции покоя», отказ от некоторых житейских удовольствий ради поставленной высокой цели и др. (речь идет, конечно, не об аскетизме, а о разумных самоограничениях, вытекающих из требований спортивной деятельности и направленных на самосовершенствование);
самоубеждение, самопобуждение и самопринуждение к безусловному выполнению тренировочной программы и соревновательных установок. Это является центральной линией самовоспитания воли в процессе тренировки. Особенно существенное значение имеет преодоление внутренних трудностей—психических барьеров, закрепленных прошлым отрицательным опытом. Мобилизовать внутренние силы для достижения трудной цели помогают такие приемы, как самоактивизация путем обращения к чувствам долга, собственного достоинства, честолюбия и самолюбия (при условии, что последние не приобретают гипертрофированной формы); направленное сосредоточение на цели и действия с помощью, в частности, идеомоторных упражнений и предметной конкретизации цели (например, путем введения предметных ориентиров в обстановку действия); самоприказы (использование внутренней речи в форме команд, подлежащих безусловному выполнению); взятие на себя инициативы в выполнении особенно трудных заданий и др. [лит. 5, б]. В преодолении трудностей, связанных с превышением личных рекордных результатов, подчас нужна очень длительная концентрация мыслей и чувств на предмете достижений. При -этом бывают целесообразны специальные приемы психической адаптации к предметным и другим внешним условиям демонстрации результата (Н. Г. Озолин описывает, например, прием адаптации к рекордной высоте, основанный на том, что прыгун повседневно привыкает к ее размерам, нарисованным или обозначенным планкой на стене своей комнаты). Одним из приемов борьбы с психическим барьером может быть принуждение себя показать достаточно высокий результат или обязательно довести до удачного конца соревновательное упражнение в тех же самых условиях (в том же зале, на тех же снарядах и т. д.), которые были связаны прежде с неудачным выступлением;
саморегуляция эмоций, психического и общего состояния посредством аутогенных и подобных им методов и приемов (гл. II; 2.2);
постоянный самоконтроль, включая текущий контроль за своими действиями, поступками и состояниями, их оценка и анализ, регулярное ведение личного спортивного дневника с фиксацией и анализом выполненной тренировочной программы, результатов состязаний, тестов, самооценок и других контрольных данных. Ведение дневника — казалось бы, элементарная операция — становится одним из действеннейших методов самовоспитания, если осуществляется не формально, а систематически и перерастает со временем в подлинно творческое занятие, аналогичное исследованию (не случайно вдумчивые спортсмены называют спортивный дневник «гидом рекордов»),
В целом путей и способов самовоспитания, конечно, значительно больше, чем перечислено. Система самовоспитания спортсмена должна пронизывать буквально все стороны тренировки и внетренировочные формы его подготовки [лит. 5].
- Теория и методика физического воспитания. Учебник для ИФК. под общей ред. Л. П. Матвеева и Д. А. Новикова. М., ФиС, 1976. Т. 1, гл. 12.
- Спорт и личность (сб. статей, сост. М. Я. Сараф). М., ФиС, 1975.
- Психологця и современный спорт (сб. научн. работ психологов спорта соц. стран; сост. П. А. Рудик, В. В. Медведев, А. В. Родионов). М., ФиС, 1973.
- Гиссен Л. Д. Психология и психогигиена в спорте. М., ФиС, 1973.
- Жаров К.П. Волевая подготовка спортсменов. М., ФиС, 1976.
- Озолин Н.Г. Морально-волевая подготовка. В кн.: Современная система спортивной тренировки. М., ФиС, 1970, стр. 326—349.
Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с. — 2. ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ КАЧЕСТВ СПОРТИВНОГО ХАРАКТЕРА; СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ. 2.1. Воспитание воли (волевая подготовка). С. 92-100.
Источник